Феофан Затворник, святитель, Вышенский.

ГОСПОДЬ ПОСЛАЛ К ТЕБЕ НУЖДАЮЩЕГОСЯ

Отношение христианина к достатку

Сибирская Благозвонница Москва 2011

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви

 

Содержание

Блажени милостивии

Свою холодность к просящему - не оправдывай

Не труби пред собою

Письмо благодетелю

Житие преподобного отца нашего Прохора, чудотворца

 

Блажени милостивии

Всякому просящему у тебя дай, - за­поведует Господь (Лк. 6, 30). Это одна из первых заповедей в христианстве, о ней часто напоминают и Господь, и святые апостолы и, чтобы располо­жить нас ревностнее исполнять ее, оградили ее самыми трогательными побуждениями и самыми порази­тельными угрозами. Всякий это зна­ет и всякий, по совести, считает себя обязанным помогать нуждающимся по силам своим. Между тем, если пе­ресмотреть дела наши построже, то не найдется, может быть, ни одного дела, которое исполнялось бы нами с меньшим внимание как обязатель­ное для нас вспомоществование нуж­дающимся. Помогаем кое-как, лишь бы отделаться от докучливого про­сителя, а иногда и совсем отказыва­ем - и не большею ли частию послед­нее? И чего не придумали скупость и своекорыстие, чтоб оправдать свою холодность к нуждающимся! Лож­ность прошений, праздность про­сителей, свои недостатки, тяжелые времена, необходимость запасаться самим на черный день и прочее. Все эти мысли ходят между невнима­тельными к долгу своему в речах и поговорках, заходят и к вниматель­ным и их нередко сбивают с правого пути действий.

В то время, когда надо помо­гать, прежде всего приходит на ум такая мысль: да нуждается ли про­сящий - кто его знает! - и просит, а нужды, может быть, не имеет ника­кой. Кто говорит, бывают и такие, но знаем ли мы наверно, что то лицо, которое стоит перед нами, действи­тельно принадлежит к этому клас­су? А если не знаем, так зачем же по­дозревать, и тем паче отказывать по одному только подозрению? А мо­жет быть, это - мать, которая оста­вила дома голодных детей, или отец семейства, у которого жена больна и дети раздеты, или старшие из си­рот бесприютных? Таким, конечно, вы не откажете. Но смотрите так и на всех просящих у вас и не оскор­бляйте их подозрением. Что, если действительно нуждающийся, у ко­торого и без того тяжело на сердце, прочитает в глазах ваших такое по­дозрение? Ведь это только увеличит скорбь и тяготу его, и, вместо утеше­ния, он отойдет от вас еще с большею скорбью. Хорошо ли это? То, что у него не мутно в глазах, лицо не ис­кажено, поступь тверда и одежда не в заплатах, - так он уж, значит, и не стоит вашего милосердия? Так что ж, вы разве хотите, чтоб он дошел до последней крайности, которая, быть может, и начнется тотчас вслед за вашим отказом?

Да разве заповедь Спасителя только тех хочет прикрыть, кото­рым уж некуда деваться, которые не имеют ни крова, ни пищи, ни одеж­ды, ни сил? Нет, для помощи такого рода людям не нужна особая запо­ведь. Он говорит: всякому просяще­му у тебя дай. Вы и будете давать; только поставьте себе правилом не подозревать просящего, не рисовать позади его картины предполагае­мого довольства, а скорее картину крайней нужды и действительно гнетущую его скорбь. Тогда само сердце не даст вам покоя до тех пор, пока вы не облегчите его участи. Ныне много распространяют по­дозрений на бедных, но на все эти подозрения можно поставить одно решение: удостоверьтесь, кто имен­но просит не на нужду, такому и не давайте, а отказывать всем потому только, что есть ложные просите­ли, — грех. Святой Иоанн Милости­вый не так делал: он не отказывал даже и тем, о коих все знали, что они не бедны, и когда ему говорили об этом, он ответствовал: «Верно, в ту-то пору они терпели крайнюю нужду».

Иногда от просителя мы обраща­емся к себе и говорим: «Да где же взять? Едва достает на свои нужды, с трудом сводим концы с концами». Когда не из чего давать, то никто к тому и не обязывает. Подавать должно от избытков: аще усердие предлежит, говорит святой апо­стол Павел, по елику аще кто имать, благоприятен есть, а не по елику не имать. Не бо да иным убо отрада, вам же скорбь.

Но только правда ли, что у нас ничего не останется за удовлетво­рением своих собственных нужд? Кроме того, разумно ли определено у нас то, что следует считать своею нуждою? Нужда ведь такое дело, которое очень можно и сократить, и расширить. Исключите расходы на то, что считают нужным при­вычка, прихоть, тщеславие, пустые требования мира, удовольствия света, - сколько будет оставаться в пользу нуждающихся!.. Положим, что даже и этих ненужных нужд нет, стоит только захотеть, тогда и из самой существенной нужды, из пищи, одежды и прочих потребно­стей благоразумие всегда сумеет отделить часть Христову. Нуждами отговариваются от вспомоществова­ния только скупцы да расточители.

Говорят еще иногда: «Чего празд­но шатаются! Работали бы и таким образом доставали бы себе хлеб!» Требование самое справедливое. И апостол заповедует трудиться, делая своими руками, чтоб не толь­ко удовлетворять своим нуждам, но иметь что уделить нуждающемуся (Еф. 4, 28). Но, отговариваясь под таким предлогом от вспомощество­вания, уверены ли вы, что просящий может трудиться? Старому, малому и немощному куда уж там трудить­ся! Но пусть он и может трудить­ся, да есть ли у него работа? Иной и готов бы работать, да не к чему рук приложить. В притче о делате­лях одна часть их до одиннадцатого часу, то есть почти до полуночи не имела работы оттого, что никто не нанимал.

Но пусть и работа будет, да та­кова ли она, чтоб доставляла сред­ства на все потребности? Как часто трудятся день и ночь, а все томятся нуждами, особенно когда один рабо­тает для многих. Хорошо говорить: трудись, но надобно наперед устро­ить так, чтобы просящий мог пропи­тать трудом своим и себя, и других. Тогда отказывайте ему, а без того отказывать - все то же, что застав­лять его умирать с голоду.

И чего не говорят люди в извине­ние своей неподатливости и жесто­косердия! Один говорит: «Тяжелые времена! Куда уж тут думать о дру­гих, хоть бы себя-то прокормить!»

Другой: «Себе нужно, надо при­пасать денежку на черный день». Третий: «Да разве я один что ли? Есть подостаточнее меня - пода­дут». Четвертый: «Ну, что же, я и подаю, что попадается под руку». Рассудите милостиво, есть ли тут что-нибудь похожее на правду? Тя­желые времена, говорят, но если они тяжелы для людей достаточных, то во сколько раз тяжелее для бедных? Значит, не прекращать, а увеличи­вать следует в таких случаях вспо­моществование.

Надо, говорят, припасать на чер­ный день, положим, что надо, но ведь и на это должна быть мера. Иначе наши воображаемые будущие нуж­ды никогда не позволят нам помочь бедным в их действительных нуж­дах. Притом, будущее от нашей ли предусмотрительности зависит или от устроения Промыслом Божиим? Уж, конечно, от последнего. Ну, так привлеките ж к себе милость Божию вашим милосердием к нуждающим­ся, и тогда будете иметь верный за­лог благоденствия в будущем. Ука­жите мне пример, что какой-либо дом разорился от щедродательности неимущим! А я вам укажу тысячи таких, которые пошли по миру от расточительности...

Другой, говорят, подаст - да по­даст ли другой-то? А если и он так же скажет: другой подаст, а там тре­тий и четвертый, - не будет ли это значить то же, что оставить бедно­го на произвол судьбы? Нет, не так. Господь послал этого бедного имен­но тебе - ты и помоги ему, не пропу­скай случая, который, может быть, не повторится. «Я ведь подаю, - го­воришь ты, - что попадается и когда придется». Хорошо, но значит ли это подавать во всей широте долга и по всей мере возможности? Зна­чит ли это обращать все внимание и усердие к сему святому делу? И не эта ли небрежность бывает при­чиною, что пособие попадает не в должные руки и употребляется не как следует? Подаешь кому при­дется, а тем кто поможет, которых стыд удерживает дома и которые молча терпят, может быть, более, чем вопиющая о себе нужда? Нет, истинно христианское сердоболие не довольствуется этим; оно само спешит в места бедности, чтобы своими руками осязать раны ее и тотчас же приложить потребный целительный пластырь.

Вот сколько придумано вра­гом злых помышлений, чтоб от­влекать и добрых людей от вспомоществования! Признаемся, что в большей или меньшей мере мы все, по временам, увлекались ими.

Положим же отселе в сердце своем не поддаваться им более, ибо если все они так слабы пред на­шим простым рассуждением, то как устоять им на суде правды Божией, которая видит все - и в делах, и в чувствах сердца до последних сокровенностей?

Блажени милостивии!

СВОЮ ХОЛОДНОСТЬ К ПРОСЯЩЕМУ -НЕ ОПРАВДЫВАЙ

Об обязанности помогать бедным нечего и говорить. Ее все сознают и каждый в самом себе носит ходатая за бедных в сродном человеку со­страдании к бедствующим. И бед­ные знают об этом долге, об этой потребности сердца всех и каждо­го, потому-то и обращаются смело ко всем в полной уверенности, что имеющие достаток не откажутся по­мочь им от избытков своих.

Но чего же часто не достает? Не достает добрых расположений, какими должно быть окружено и ограждено милостынеподаяние. Подают, но не столько, сколько бы должно; подают, но иногда не со­всем охотно и с стиснутым серд­цем, не щедро, не радушно. От чего ж это сокращается рука и стискива­ется сердце? От неправых помыш­лений, которые сбивают с правого пути сердце наше в минуту милостынеподаяния. Сердце устремля­ется к пособию ближнему, но тут же предначертывает меру и способ благотворения. В то же время при­ходит враг, всевает недобрые мыс­ли и расстраивает все дело: «У себя много нужд, - внушает враг, - да и пойдет ли впрок твоя милостыня?». Сердце-то и сожмется, и дающая рука сократится.

Чтобы направить наше сердце на должное и дать нам силу предотвра­щать нападение недобрых мыслей при милостынеподаянии, апостол заповедует нам смотреть на мило­стыню, как на сеяние. При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и по­жнет (2 Кор. 9, 6).

Сеющий, тратя семена на сеяние, нимало не думает, что истощает тем себя, подрывает свой достаток и ли­шает себя возможности удовлетво­рять свои нужды. Напротив, сея, он чает обогатиться, расширить свои способы и отвратить нужды. Так и ты: сей милостыню, не давая входа мысли, что, выпуская монету из рук или отдавая вещь, ты лишаешь чего-нибудь себя. Ты не тратишь, а приоб­ретаешь, не умаляешь, а умножаешь, не даешь, а получаешь.

Сеющему, когда он бросает семе­на в землю, и на мысль не приходит, что он бросает их даром, ни к чему, не впрок; напротив, он уверен, что земля не только сохранит вверенные ей се­мена, но и принесет плод от них сам-тридцать и даже сам-сто. Так и ты: ще­дро сей милостыню, веруя, что руки бедных суть самые верные храните­ли твоих избытков, и самые тучные и усыренные (плодоносные. - Ред.) по­чвы, на которых и малое сеяние бла­готворения твоего принесет обиль­ный плод во время свое.

Сеющий, сколько бы ни сеял, не скорбит и не тужит; напротив, чем более засеет, тем веселее и благона­дежнее бывает. Так и ты: чем обиль­нее твое милостынеподаяние, чем шире круг твоего благотворения, тем более радуйся и веселись. При­дет время, и Мздовоздаятель изведет тебя на удобренное, засеянное и оплодотворенное благотворительно­стью поле жизни твоей, и возвеселит сердце твое, показав стократно умно­женное жито правды твоей.

 

НЕ ТРУБИ ПРЕД СОБОЮ

Не труби пред собою, заповедал Гос­подь (Мф. 6, 2), и однако ж почти все трубят, или, вернее, почти у всех трубится. Кто-то подходит к сердцу, влагает в него уста свои и трубит, а человек внимает тому и восхищает­ся. Хоть бы остепеняла нас мысль о том, что звук этой трубы, положим, хоть и нашей, но производится-то чуждою нам силою! А это и на ум не приходит; напротив, похвала нам кажется столь справедливою, что и поперечить ей как будто незаконно. Если рассудить как следует, то ока­жется, что тут-то мы и не достойны похвалы, когда трубим пред собою. Уж самое это трубление обличает скудость и недостоинство наше. Ког­да ты услышишь звук этой пагубной вражьей трубы, отстранись несколь­ко от себя и, противопоставив себя себе, начни судить себя нелицемер­но. Кто-то трубит в тебе пред тобою, что то и то хорошо в тебе, или то и то хорошо тобою сделано. Вникни порядком, отчего тебе лезет это в голову и занимает твое внимание? Оттого, подскажу тебе, что видно только и есть в тебе добреца. Если б у тебя было много добрых-то дел, или были только все добрые дела, то каждое дело в отдельности ис­чезало бы в массе их, не давая себя заметить. Как тот, у кого много де­нег, и внимания не обращает, когда приносят ему какие-нибудь десятки и даже сотни рублей, или как тот, у кого много одежд, и минуту не зай­мется вновь сшитою одеждою, пото­му что их у него так много, что новая не представляет никакой особенно­сти, так и богатый добрыми делами не станет останавливаться внимани­ем своим ни на каком частном своем деле. Каждое доброе дело исчезает у него, как капля в море, в богатстве его доброделания. Отсюда выходит, что если кто любуется своим добрым делом, то это потому, что оно, вид­но, только одно и есть. Доброе дело, хоть и несовершенное, всегда при­влекает взор, а если б этих дел было много, то глаза разбежались бы, не зная, на каком остановиться.

Вот ты и возьми себя с этой сторо­ны, когда услышишь трубу в себе, да и растолкуй себе, что из того, что ты прицепился вниманием своим к это­му делу, следует не самовосхваление, а укорение себя в скудости доброде­телей. Верно, во всей сумме дел тво­их не на что взглянуть, только и есть что на единственное это. А если это так, то состояние твое жалости до­стойно. Нет, не одно у тебя должно быть доброе дело, а вся жизнь твоя должна быть непрерывною цепью добрых дел. Не смотри на льсти­вость помысла самовосхваления, а, уразумевая силу его, переходи поскорее к тому убеждению, что верно ты беден добром, угодным Богу, когда услаждаешься тем или другим похвальным поступком. Не к высокому о себе мнению восходи, а нисходи к самоуничижению и к чувствам покаяния. Как только это сделаешь - труба тотчас замолкнет.

 

ПИСЬМО БЛАГОДЕТЕЛЮ

Милость Божия буди с вами!

N... N... и N... N...

Премного Вам благодарен за Ваше такое доброе предложение купить для меня шубу для гуля­ния на балконе. Я никогда не со­мневался и не сомневаюсь в Вашей готовности сделать все, что бы мне ни потребовалось. Во вре­мя пребывания моего на Выше, я имел этому много опытов, даю­щих мне возможность измерить всю широту Вашего ко мне добро­хотства.

Благодарю Господа за утешения, которые Он благоволил доставить мне чрез Вас.

Но от Вашего предложения пре­зентовать мне шубу отказываюсь, потому что шубка такая добрая и дорогая в моем положении, — из­лишнее дело. В зиму я выхожу толь­ко на балкон. От внешнего озноба ограждает меня овчинная шуба теплая-претеплая и такие же сапоги. К тому же дверь под рукою. Мало­мало зябкость покажется, — укрыва­юсь в хату, там и согреваюсь.

Так, пожалуйста, не серчайте на меня, что отказываюсь. Ведь и Бог взыскал бы с нас, что попусту тратим такую сумму, на которую можно согреть десяток зябнущих бедных. Помиримся же на этом, и не пеняйте на меня.

Благослови Господи Вас всяким благословением.

Ваш доброхот Епископ Феофан 18 декабря 1890 г.

 

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО

ОТЦА НАШЕГО ПРОХОРА, ЧУДОТВОРЦА[1]

Он из травы, называемой лебеда, молитвой своей сотворил сладкий хлеб, а из золы — соль.

Богатый щедротами и милосер­дый Бог часто попускает зло на род человеческий, чтоб таким нака­занием привлечь его к здравому разуму и понудить на добрые дела. Но если и казнит и наносит язвы, то непременно милует и не медлит подавать исцеления ранам, как мож­но видеть из жития этого преподоб­ного Прохора. О нем сохранился следующий рассказ.

В дни княжения в Киеве Святополка Изяславича много насилия было нанесено князем народу. Без вины разрушил он дома сильных и у многих отнял имения. За то Бог и попустил, чтоб поганые осилива­ли его, и во время державы его было много нападений половцев и, кроме того, междоусобная брань, так что бывал тогда не раз голод и великая скудность на Русской земле.

В эти дни пришел из Смолен­ска в Печерский монастырь бла­женный Прохор к игумену Иоанну и принял от него святой ангель­ский образ. Стал он подвизаться крепко в добродетелях и приучил себя к великому воздержанию, так что лишил себя и обычного хлеба, но собирал он траву лебеду и, пере­тирая ее своими руками, делал себе хлеб и им питался. В летнее время он заготовлял ее на весь год и, когда снова наступало лето, делал то же для будущего года, так что во всю жизнь он не нуждался в обычном хлебе, и прозван он был «лебедни-ком», потому что кроме просфоры в церкви в келлии не ел никогда даже овощей, но только лебеду, и не пил ничего, кроме воды.

Бог, видя терпение святого в таком воздержании, претворил для него ту горечь хлеба, сделан­ного из лебеды, в сладость. И была ему вместо печали радость. Никогда не скорбел этот блаженный, но в ра­дости работал Богу. Не страшился он никогда набегов неприятелей, потому что жил, как птица, не имея ничего, кроме лебеды, так что не мог он сравниться с евангель­ским богачом, говорившим: Душа, много добра лежит у тебя на мно­гие годы: покойся, ешь, пей, веселись! (Лк. 12, 19). Но и за траву ту, заго­товленную на год, укорял себя, го­воря: «Прохор, в эту ночь возьмут у тебя душу твою, а что приготовил ты — кому будет?» На деле испол­нил этот блаженный слово Господ­не: Взгляните на птиц небесных, они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их (Мф. 6, 26). Подражая птицам, преподобный легко прохо­дил туда, где росла лебеда, и оттуда приносил ее в монастырь на пле­чах, как на крыльях. И так питался он несеянной пищей с непаханной земли, как птица.

Во время этих подвигов святого начался в Русской земле от посто­янных войн великий голод, так что смерть угрожала людям. Бог же, желая прославить угодника Своего и помиловать людей Своих, умно­жил тогда произрастание лебеды бо­лее чем в другие годы; и потому бла­женный Прохор все больше трудил­ся, беспрестанно собирая эту траву, растирая ее руками и делая из нее хлебы, которые раздавал неимущим и погибающим от голода. Некото­рые, видя, как он собирал лебеду, начали также собирать, чтоб пропи­таться во время голода, но не могли есть от горечи. Тогда все нуждаю­щиеся обратились к святому, и он не отказывал никому в своем хлебе из лебеды. И всем вкус этого хлеба казался сладким, как будто он был смешан с медом, так что охотнее хлеба печеного из пшеницы брали этот хлеб, испеченный из травы ру­ками блаженного Прохора.

Но замечательно и то, что хлеб этот, только если давался бла­женным с благословением, казал­ся светлым, чистым и был сладок на вкус; а если кто брал его тайно, он становился черен, как земля, и горек, как полынь. Один из бра­тии взял у блаженного хлеб тайно, без благословения, и начал есть. И он оказался в руке его как зем­ля, а во рту горьким сверх меры, так что он не мог его есть. Так слу­чалось несколько раз. Он стыдил­ся открыть блаженному этот грех и просить у него хлеб с благосло­вением. Но, будучи очень голоден, и не в состоянии выносить позывов голода, видя смерть пред глазами своими, пришел к игумену Иоанну и рассказал ему происшедшее, про­ся прощения. Игумен, не поверив рассказу, приказал другому брату взять тайно хлеб у святого, чтобы видеть истину, так ли это. Когда хлеб был принесен, оказалось то же, что говорил первый брат: никто не мог есть его от горечи. Этот хлеб был еще в руках их, когда игумен снова послал к святому попросить хлеба от его благословения. «Уходя от него, — сказал игумен, — возьми­те тайно и другой хлеб». Когда эти хлебы были принесены, хлеб, взя­тый тайно, изменился перед ними и стал черным, как земля, и горек, как полынь, как и первый хлеб; а хлеб, взятый из рук его, казался чистым и был сладок, как мед. По­сле этого чуда прославился Прохор повсюду и, напитав алчущих, ока­зал пользу многим.

После этого Святополк Изяславич, князь Киевский, начал междо­усобную брань с Давидом Игореви­чем, князем Владимирским, за осле­пление на Требовле князя Василька Ростиславича, которого приказал ослепить Святополк, прельщенный Давидом Игоревичем; также и с Володарем Ростиславичем, братом Василька, князем Перемышльским, и с самим Васильком за область отца своего Изяслава, которую захвати­ли Ростиславичи. И уже сам Святополк возвратился из похода в Киев, прогнав Давида к ляхам и посадив в его городе Владимире сына своего Мстислава, но не одолел Володаря и Василька и послал на них с угра­ми другого сына своего, Ярослава. В это время, при великом нестрое­нии и беззаконных грабежах, не про­пускали к Киеву купцов от Галича и Перемышля, и не было соли на всей Русской земле — и тогда народ был в великой печали.

Блаженный же Прохор, видя эту скудность, собрал в келию свою множество пепла со всех келий и, помолясь Господу, начал раздавать всем нуждающимся в соли тот пе­пел, из которого для всех молитва­ми блаженного образовывалась чи­стая соль.

И чем больше он ее раздавал, тем больше она умножалась, так что было достаточно не только для мо­настыря, но и мирские люди, прихо­дя к нему, разбирали во множестве для нужд своих домашних. Ничего не брал за то святой, но раздавал даром всем, кто требовал. И мож­но было видеть, как базар пустеет, а монастырь полон людьми, прихо­дящими для получения соли.

Тогда воздвиг враг великую за­висть в купцах, продававших соль на торгу, лишенных вдруг ожидае­мых барышей. Ибо они рассчиты­вали в те дни приобрести за соль богатство всего мира, но сильно в этом ошиблись, потому что пре­жде продавали слишком дорого, а теперь уж никто не покупал и де­шево. Собравшись вместе, все тор­говцы солью пришли к князю Святополку с жалобой на блаженного: «Прохор, черноризец Печерского монастыря, отнял у нас большие деньги: всех неотступно привлек он к себе за солью, а мы, платящие тебе подати, не можем сбыть своей соли и через него разорились».

Князь же, выслушав их, замыслил две вещи — и прекратить их жало­бы, и себе нажить денег. И решил он с советниками своими поднять цену соли, и, отняв ее у Прохора, само­му быть ее продавцом через своих людей. И обещался он тем крамоль­никам: «Ради вас ограблю монаха». Мысль же о наживе своей он скры­вал, желая угодить им, главным же образом готовясь из зависти ввести их в еще большие убытки — потому что зависть не может мириться с тем, что полезно для других. Святополк послал забрать всю соль у Прохора. Когда она была перевезена, он при­шел сам посмотреть на нее с теми крамольниками, которые жаловались на блаженного, и все увидели, что пред их глазами пепел. Князь прика­зал некоторым попробовать, и также во рту их оказался пепел. Много ди­вились они этому изменению и недо­умевали. Желая узнать вернее, чем все это кончится, князь приказал со­хранить пепел до трех дней.

А к блаженному, по обычаю, при­ходило множество народа, чтоб по­лучить соль, но узнав о ее разгра­блении, возвращались с пустыми руками, проклиная того, кто это сделал. Блаженный же сказал им: «Когда соль будет высыпана от кня­зя, тогда пойдите собирать ее себе». Князь, продержав ее до трех дней и не получив ничего, кроме пепла, приказал ночью высыпать ее вон.

А тот пепел, который высыпали, снова превратился в соль. Узнав об этом, граждане стали стекаться и с радостью собирали ее. Когда со­вершилось это дивное чудо, в ужас пришел князь, позволивший себе насилие. И так как он не мог скрыть этого дела, ибо оно совершилось перед всем городом, начал он иссле­довать, что это такое. Тогда расска­зали ему все, что делал блаженный Прохор: не только о той соли, быв­шей из пепла, но и о хлебах из ле­беды, которыми он пропитал мно­жество народа, и как оказывались они сладкими, когда кто получал их из его рук с благословением, и горь­кими, когда кто брал тайно.

Узнав об этом, князь Святополк устыдился своего дела, пошел в Печерский монастырь и примирился с игуменом Иоанном. А прежде он имел с игуменом вражду за обличе­ние в ненасытной алчности и в оби­дах народу, так что он даже заточил его в Турове. Но, убоявшись навлечь на себя вражду благочестивого кня­зя Владимира Мономаха, вскоре возвратил его с честью в Печерский монастырь.

Из-за этих чудес Святополк стал с тех пор иметь великую любовь к Пресвятой Богородице и пре­подобным отцам Антонию и Фео­досию Печерским.

А блаженного Прохора очень по­читал и угождал ему, зная, что он истинный раб Божий. Пред ним он дал обещание Богу никому больше не творить насилия и укрепил это слово, говоря блаженному: «Если я, по изволению Божию, прежде тебя отойду от этого мира, ты своими руками положи меня в гроб, чтоб показать надо мной твое незлобие. Если же ты преставишься прежде меня, я, взяв тебя на плечи, внесу тебя в пещеру, чтоб за то Господь подал мне прощение тяжкого моего греха пред тобой».

После этого разговора блажен­ный Прохор прожил немало лет богоугодно в непорочном и скуд­ном из-за поста житии и потом раз­болелся. Князь же Святополк был в походе против половцев. Тогда блаженный послал к нему с вестью: «Приблизился уже час исхода мое­го из тела; если хочешь исполнить свое обещание и получить от Бога прощение грехов, приди, чтоб полу­чить разрешение и своими руками положить меня в гроб. Ожидаю при­хода твоего. Если же ты замедлишь, и я отойду без тебя, то не моя будет вина, и поход окончится не так, как если бы ты пришел ко мне».

Получив эту весть, Святополк оставил войско и пришел вскоре к больному Прохору. Преподоб­ный много поучал князя о мило­стыне, о будущем суде, о вечной жизни и о бесконечных муках, дал ему прощение и благословение и простился со всеми окружавшими князя. Потом, воздев руки к небу, предал дух свой в руки Божии.

Князь же с черноризцами, взяв тело преподобного, отнес его в пе­щеру и своими руками положил его во гроб. Потом он отправился в по­ход и одержал великую победу над безбожными агарянами, пленил все области половецкие и привел плен­ных в свою землю. Эта победа, даро­ванная Богом Русской земле, была одержана по предсказанию мило­стивого блаженного Прохора.

И с тех пор князь Святополк, идя в поход или на охоту, всегда при­ходил в Печерский монастырь для благословения и с великим усердием и благодарностью преклонялся в Бо­гом созданной церкви пред чудотвор­ной иконой Пресвятой Богородицы и пред гробом преподобного Феодо­сия, также и в пещере пред гробами преподобных Антония и Прохора и всех прочих преподобных и лишь тогда отправлялся в путь.

И счастливо шло княжение его, получившее после многих кар Божие благословение через преподоб­ного Прохора, и сам христолюбивый князь Святополк Изяславич, быв свидетелем, исповедывал всем явно чудеса и знамения этого угодника Божия.

Его святыми молитвами и ныне среди постоянной борьбы да не ли­шатся русские люди брашна: осо­бенно же вечно пребывающего и земного — творения воли Божией, и небесного — насыщения души, когда явится Его слава.

И этим святолепным брашном да насладимся мы с преподобным Прохором; уже не вкушением ли­стьев лебеды и пепла, но зрением цветущего прежде веков естества

Божия и взятого с земли естества человеческого, которые соединены во Христе — Боге и человеке.

Ему с Безначальным Отцем и с Пресвятым, Благим и Животво­рящим Духом подобает всякая сла­ва, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Ред. Golden-Ship.ru 2012



[1]Святитель Феофан в письме к своему корреспонденту советует прочитать приво­димое нами Житие.