Зернышки. Добрые истории для малых ребят. Вып. 7
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 10-11-0884)
По благословению митрополита Симона (Новикова) (†2006)
Художник Белоусова А. В.
© ООО «Зёрна» 2006
Православный интернет-магазин «Зёрна»
Библиотека Золотой Корабль.RU 2014
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой, румяный, весёлый, и говорит отцу:
-Уж как весело зимою! Я бы хотел, чтобы всё время зима была!
-Запиши твое желание в мою карманную книжку,- сказал отец. Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всегда весна была».
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу: «Вот уже сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было». И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень.
В саду собирали плоды — румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен года!»
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Нарядная бабочка встретила пчелу, нёсшую в улей мёд, и громко закричала:
-Прочь с дороги, замарашка! Ты испачкаешь моё платье!
Пчела смиренно уступила дорогу разодетой бабочке, хотя могла больно её ужалить. Так и человек: тот, кто истинно честен и трудолюбив, всегда скромен и уступчив.
Жил-был один очень богатый человек. Круглый год в его хоромах шли балы да пированья, обеды да столованья! Друзей и приятелей у него было множество. Нельзя сказать, чтобы этот, любивший пожить в своё удовольствие, человек был злым. Возможно, он не отказал бы в милостыне бедняку, да только редко их допускали к нему.
Однажды холодной зимой к дому богача подошла бедная женщина. Бесчисленными огнями сияли окна; гремела музыка. Был день рождения богача
-Доложите барину,- сквозь слёзы проговорила женщина,- не будет ли он милостив для радостного дня, не поможет ли несчастной вдове. Не для себя прошу, для малых детей своих…
-Прочь, прочь!- замахнулся на неё привратник.
Какой-то гость, увидев женщину, рассказал о ней хозяину. Тот принял близко к сердцу положение несчастной вдовы и приказал дать ей пристанище в своём доме. Но недолго пожила в тепле и довольстве бедняжка. Вскоре умерла она от чахотки. Из пятерых её детей только один пережил свою мать.
Вскоре скончался и богач: после пира лег спать и не проснулся,- умер со всеми своими грехами, не покаявшись.
Вот предстал он на Суд Небесною Царя…
Озирается кругом: нет ни друга, ни заступника. Один-одинёшенек стоит богач пред Престолом Божиим, стоит и ждет себе приговора… Трепещет грешная душа его.
Вдруг видит он; из райских обителей приближается к нему бедная вдова. Она — в белой блистающей одежде, окружённая, точно херувимами, своими детьми-малютками.
Упала она к подножию Престола Божия и вымолила прощение своему благодетелю.
Так, за одно доброе дело, по молитвам благодарной светлой души, был оправдан грешник. Добрые дела — наш лучший и верный друг, который не оставит нас и в вечной жизни!
Бык с плугом на покой тащился по трудах,
А муха у него сидела на рогах,
И муху же они дорогой повстречали.
-Откуда ты, сестра?- от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит:
-Откуда? Мы пахали!
У одного маленького мальчика заспорили на руке пальчики:
-Тише вы! Не кричите! Я самый важный, самый сильный! Я делаю больше, чем вы все четверо! Я ваш царь!- закричал большой палец.
-Не хвастайся, дружок! Ты не умеешь так работать, как я… Я могу делать и самые нежные и самые грубые вещи. Я всех прилежнее и всех важнее,- сказал указательный палец и погрозил.
-Нет, я всех важнее!- воскликнул средний палец.- Посмотрите: я лучше и длиннее вас всех.
-А меня всегда украшают в золото и камни… Значит, я всех красивее и важнее,- перебил споривших четвёртый палец.
Только один мизинчик молчал.
-Ты что же ничего не говоришь, ничтожный?- спросили его пальцы.
-Я думаю, братцы, что все мы равны. Все на своём месте, все красивы и нужны. И если делаем доброе дело, то и хорошо поступаем!
-Правда твоя, малыш!- закричали все пальцы. И с тех пор больше не спорили.
На берегу Невы, в глухом месте, стоял в карауле солдат-новобранец. Дело было летом; время стояло жаркое. Очень захотелось молодому солдату выкупаться. Решил он быстро, пока никто не видит, окунуться один раз в Неве.
Только он разделся, вошел в воду, окунулся… выглянул и видит, идёт Государь. Скоро выплыл он из воды, проворно надел исподнее платье, а надеть мундир уже не успевал. Схватил он только шляпу и ружье и стал навытяжку на посту.
Разгневанный Государь подошёл к часовому. Тот отдал ему честь и продолжал стоять в одной исподней одежде, но в шляпе и с ружьём. Все ожидали, что Пётр велит казнить солдата как преступника, оставившего свой пост.
Но вместо того Государь вдруг рассмеялся:
-Хоть гол, да брав!
Потом обратился к перепуганному солдату:
-Давно ли ты на службе, молодец?
-Недавно, Государь.
-Знаешь ли ты,- продолжал Петр,- что велено делать с теми часовыми, которые оставляют свой пост? Так и быть, прощается тебе как новобранцу, но берегись впредь от чего-либо подобного.
Слышишь, мама: у окошка
Кто-то жалобно пищит?
Посмотри, там птичка-крошка
Вся озябшая сидит!
В поле нет теперь уж мошек —
Верно, птичка голодна?
Верно, ждёт, что хлебных крошек
Брошу я ей из окна?
Отвори окно ей, мама!
Пусть она сюда влетит!
Посмотри, с какой мольбою
На меня она глядит!
Птичка милая, лети же
Смело в комнатку мою!
Я тебя здесь отогрею,
Накормлю и напою.
Отец Николай, священник небольшого села, накопил в продолжение долгого времени со всей возможной бережливостью от малых своих доходов сто рублей. Он назначил их для покупки в церковь нового серебряного напрестольного ковчега, взамен старого посеребрённого, который уже весь почернел и в котором, как ему казалось, уже неприлично было хранить Святые Дары.
Отправился отец Николай в ближайший город, где находилась лавка с серебряными вещами. Когда он подходил к лавке, его внимание привлёк шум в одном из дворов. Там чиновник продавал с молотка окружавшей его толпе разные предметы: сковороды, кочергу, ухват и другие вещи какого-то бедняка.
Сам бедняк стоял в углу двора и со слезами на глазах смотрел, как переходили в чужие руки вещи, так долго служившие ему, и без которых он со своей семьёй оставался в совершенной нищете. Отец Николай подошёл к нему и ласковым голосом спросил:
-Добрый человек, зачем ты продаёшь свои вещи?
-Это не я продаю,- отвечал бедняк,- а продаёт полиция в уплату моего долга по жалобе хозяина дома. Уже два года, как я болею и не могу зарабатывать. Я задолжал за квартиру и, Бог знает, в состоянии ли я буду…
Тут священник обратился к чиновнику.
-Какую сумму должен этот человек?
-Сто пять рублей тридцать пять копеек!
Отец Николай вынул из кармана кошелёк, в котором было сто рублей, прибавил к ним пять рублей тридцать пять копеек из денег, взятых им на дорогу, и отдал их все полицейскому чиновнику.
И пот уже обрадованный бедняк собирает неожиданно вернувшееся к нему небогатое хозяйство и со слезами благодарит милосердного батюшку…
Отец Николай без денег и без нового ковчега воротился домой. Своим прихожанам он объяснил:
-По-прежнему я буду хранить Святые Дары в старом ковчеге. Наверно. Господу, Который по любви к нам родился в яслях, угоднее наша помощь бедной семье, нежели новый ковчег для Его Тела и Крови.
Прихожане, умилённые поступком батюшки, тут же собрали необходимую сумму денег для покупки нового серебряного ковчега.
Дети! В школу собирайтесь!
Петушок пропел давно!
Попроворней одевайтесь —
Смотрит солнышко в окно!
Человек, и зверь, и пташка —
Все берутся за дела.
С ношей тащится букашка,
За медком летит пчела.
Ясно поле, весел луг,
Лес проснулся и шумит.
Дятел носом тук да тук!
Звонко иволга кричит!
Рыбаки уж тянут сети,
На лугу коса звенит…
Помолясь, за книгу, дети!
Бог лениться не велит!
Император Александр I любил ездить по России. В своих путешествиях он одевался просто. Кто не знал императора, легко мог ошибиться и принять его за отставного офицера. Такие случаи бывали часто.
Однажды в херсонских степях ом на дороге вышел из экипажа и вздумал пройтись пешком. С ним был князь Волконский. Невдалеке виднелась деревенька. Император Александр Павлович свернул с дороги и зашёл в хату напиться воды. Несмотря на бедность, хатка была чистенькой, всё было прибрано, из-за образов выглядывали цветы, глиняный пол блестел, как стекло.
Император сел на лавку и попросил у хозяйки воды. Старушка-вдова подала ему кружку и по обычаю своему, низко поклонившись, пожелала:
-Здоровы пейте!
Когда государь уходил, князь Волконский дал старушке ассигнацию и сказал:
-Помни, матушка, что у тебя сегодня царь был в гостях.
-Сам царь!- только и смогла вымолвить изумлённая старушка.
Она долго смотрела вслед удалявшимся необыкновенным гостям. Потом старушка вошла в избу, очертила мелом то место на лавке, где сидел государь, и, насверлив дырочек, забила туда колышки. С тех пор она никому не позволяла садиться на это место.
-Это место святое,- говорила она родным и знакомым,- тут сам царь Александр Павлович сидел. Так никто там и не садился до самой ее смерти.
Ранней весной, когда только что появились из-за моря певчие пташки и стали вить себе гнёзда, один птицелов поймал соловья. Запер он певуна в клетку и понёс продавать в город. Навстречу ему попался крестьянин с гармоникой в руках. Молодой парень сам любил петь песни, и каждая певчая пташка была близка его доброму сердцу. Обратился он с просьбой к птицелову:
-Пусти пташку на волю. Видишь, какую Бог нам послал весну. Всякая тварь радуется и славословит Господа. Пусть и соловей летает на воле и поёт свои песни. Пусти его… Он помолит за тебя Бога.
-Купи, тогда и делай, что хочешь с соловьем; а я тем живу, что ловлю птиц да продаю.
Тут соловей жалобно пискнул… Крестьянин воскликнул:
-Ах, брат ты мой! Сердце горит, так мне хочется выручить пташку. Потерпи до завтра или вот возьми гармонику в залог.
-Что мне в ней… По мне она ничего не стоит.
-Если не веришь, что отдам, вот тебе залог,- с этими словами крестьянин снял с шеи медный крест и протянул птицелову.
Устыдившись, птицелов без залога уступил соловья.
Обрадовался крестьянин, перекрестился, отворил клетку и выпустил соловья. Почуяв свободу, взвилась и полетела милая птичка.
На другой день он отнёс птицелову обещанные деньги.
Прошло время. В деревне, где жил парень, злые люди убили ночью богатого старика. Заподозренный в преступлении молодой крестьянин был посажен в острог. Напрасно он клялся в своей невинности — ему не верили.
Накануне суда молодой парень сидел в тюремной каморке и думал чёрную думу о своей горемычной доле. Грустно ему стало, и слёзы градом полились у него из глаз. В эту минуту на железную решётку единственного окна камеры сел соловей и запел песню.
Обрадовался бедняга нежданному гостю. Показалось ему, что Ангел-утешитель слетел с Неба напомнить ему, что Бог знает о его невинности. Легче стало на душе у парня, и он крепко уснул.
Настал день суда. Окна зала, где помещался суд, выходили в сад с несколькими старыми берёзами… И вот уже председатель суда обращается к подсудимому с последним вопросом:
-Что вы скажете в свою защиту?
-Я не виноват, меня несправедливо обвинили.
При этих словах обвиняемого на берёзе запел соловей. Окна зала были отворены, и все, присутствовавшие в суде, заслушались соловьиной песней. Сердца у них наполнились чувством милости и сострадания к ближним. А соловей всё громче и громче щёлкал и свистал.
-Слышите соловья, господа судьи? Я на него сошлюсь.
Он мне послан Богом в заступление и защиту.
Крестьянин рассказал о том, как он выкупил соловья и как соловей прилетал к нему в тюрьму. Судьи оценили доброе сердце крестьянина и вынесли ему оправдательный приговор.
Соловей рассыпался оглушительной дробью в благодарность справедливым судьям.
В одном городе Римской империи во времена жестоких гонений на христианскую веру языческие власти повелели убивать всех христиан, которые будут собираться для молитвы. Однажды правитель этого города Модест, проходя по улице с поиском, увидел одну бедную женщину с малолетним ребёнком на руках. С поспешностью выбежав из дома и оставив незапертыми двери, она торопливо пробегала ряды воинов. Модест приказал остановить её и спросил:
-Куда ты так поспешно бежишь?
-Спешу поспеть туда,- отвечала женщина,- где собрались христиане.
-Разве ты не знаешь, что я послан предать смерти всех, кого там застану?
-Знаю, для того-то я и спешу туда: чтобы не упустить случая потерпеть мученичество.
-Но зачем ты несёшь с собою малолетнего сына?- изумлённо вопросил Модест.
-Чтобы и он был удостоен того же блаженства,- ответила молодая христианка и побежала вперёд.
Модест, пораженный её мужеством и непоколебимой решимостью перенести все мучения вместе с ребёнком, тотчас поспешил во дворец, чтобы убедить императора отменить свой несправедливый и жестокий приказ.
Из бумаги петушка
Люба смастерила,
Разукрасила бока,
Гребень прицепила,
И, любуясь петушком,
Любочка присела,
И приветным голоском
Песенку запела:
«Знаешь ли, мой петушок
Есть такие дети,
У которых близких нет
Никого на свете.
Мама ласковой рукой
Их не приголубит,
И игрушки никакой
Им никто не купит.
Ты лети, мой петушок,
Сядь к ним на окошко:
Пусть с тобою веселей
Будет им немножко…»
Пойди, Ванюша, вдоль дороги, поищи овец,- сказал дедушка внуку.
Дорога та лежала мимо кладбища. Страшно стало мальчику идти туда, и он робко возразил деду:
-Я, дедушка, кладбища боюсь.
Услыхав это, дедушка сказал:
-Кладбище, Ванюша,- место Божье, его грех бояться. Там, в могилках, тихо и мирно спят косточки наших родных до тех пор, пока в день Страшного Суда их не разбудит труба Архангела. Чего же их бояться? Не бояться их надо, а почаще навещать; тогда и худые мысли на ум не пойдут. Помни смерть, суд, Царство Небесное и вовек не согрешишь,- помолчав немного, дедушка прибавил: — Точно, есть у нас одно страшное место.
-Какое же это место?
-Кабак — вот страшное место в нашем селе. Там живёт нечистая сила и губит тех, кто туда ходит. Где драки, бранные слова, разорение домам, слёзы матерей и детей, гибель здоровью? Там, в кабаке. Сколько на моей памяти людей от пьянства пошло по миру или совсем погибло. Не сосчитать. Бойся всегда, Ванюша, кабака и беги от него, как от места, проклятого Богом. А кладбище — место святое, Божья нива.
Выслушав деда, Ваня без страха побежал искать овец, скоро нашёл их и пригнал домой. С тех пор перестал он бояться кладбища.
Проросли добрыми всходами в душе мальчика наставления дедушки. Ваня вырос, стал трезвым и трудолюбивым крестьянином. Когда выбрали его волостным старшиной, он склонил общество к закрытию кабака. Все благодарили Ивана за то, что не стало наконец в селе страшного места, от которого люди терпели столько горя и бед.
Император Николай Павлович как-то морозным утром по дороге в Зимний дворец встретил на одной из улиц Петербурга бедные погребальные дроги. Позади гроба сидели мальчик и девочка, лет шести-семи, завернутые в отцовскую шинель.
Поравнявшись с дрогами, император перекрестился, приказал кучеру остановиться, вышел из саней и пошёл пешком за гробом бедного чиновника.
Проходившие и проезжавшие люди видели Государя идущего за гробом бедняка, и, не смея проехать мимо императора не остановившись, тоже присоединялись к погребальному шествию…
Скоро тысяча народа следовала за гробом одного из малых сих, на службе и долге которого держится всякое государство.
Пройдя за гробом своего подданного некоторое время и отдав ему подобающие почести, Государь сел в сани и продолжил свой путь в Зимний дворец, где его ожидали важные государственные дела.
Внимание царя, как тёплый луч солнца, согрело бедных сирот и послужило для них источником надежды. В тот же день они были взяты благочестивыми и богатыми людьми на воспитание.
□Купцу нужен был грамотный мальчик в работники. К нему явилось несколько подростков, желавших получить это место. Купец выбрал одного, а всех прочих отпустил. Знакомый спросил у нею:
-Почему ты выбрал именно этого мальчика?
Купец ответил:
-Войдя в комнату, этот мальчик перекрестился и тихо затворил за собою дверь, что показывает его набожность и любовь к порядку. Он встал со стула при виде хромого и предложил ему сесть. Это означает его доброту. На мои вопросы он отвечал почтительно и не торопясь. В этом я увидел его учтивость и рассудительность. Он не лез вперед, не толкался, а ждал своей очереди. Одежда его была хотя и бедна, но опрятна, волосы причёсаны, лицо и руки чисты.
Потому я отличил этого мальчика и взял его в работники.
От создания мира в 6971 году, а от Рождества Христова в 1463 году, при благочестивом князе Киевском Симеоне и при блаженном архимандрите Печерском Николае в Лавре произошло чудо. В те времена в пещерах заведовал хозяйством некто из братии иеромонах Дионисий, по прозванию Щепа. На Велик День — Светлое Христово Воскресение — он вошёл в пещеру преподобного Антония, чтобы покадить святым мощам.
Покадив, Дионисий обратился к почивающим угодникам Божиим:
-Святые отцы и братия! Сегодня Великий День!
Христос Воскресе!
И тотчас, как гром, раздался в ответ голос, прозвучавший от всех мощей:
-Воистину Воскресе!
Больше книг на Golden-Ship.ru