Священник АЛЕКСИЙ МОРОЗ

РОССИЯ ПЕРЕД ВЫБОРОМ

Духовность истинная и ложная

Библиотека Золотой Корабль.RU 2015

Что такое духовность

Само слово "духовность" происходит от слова "Дух", которое в православно-византийском контексте означает именно Святой Дух как третью ипостась Святой Троицы. Поэтому "духовность" с первых веков христианства понималась именно как опосредованное проявление действий Святого Духа в разнообразной сфере человеческой деятельности. Так, в посланиях апостола Павла, выражениям "дух", "духовный", "в духе" придается значение:

1.□Разумного начала в человеке.

2.□Действия Св. Духа.

3.□Самого лица Св. Духа.

Человеческий дух — по мнению исследователей Апостола, это "та нематериальная часть человека, которая его связывает вечным и непреходящим миром" (подробнее см. в книге Архимандрита Киприана (Керна) "Антропология св. Григория Паламы", М., 1996□г., с. 79–81). Это то начало возрожденной жизни, которое Адам не мог передать своим потомкам, но которое дается Христом; это душа возвышенная, благодатью. Иными словами, это вершина в человеке, соприкасающаяся с Божественным началом, алтарь, на котором почивает Дух Божий. Если сказать словами св. Григория Богослова, наш дух есть частица Бога.

Таким образом, непосредственно словом "духовность" будет справедливо назвать только то, что освящено дыханием свыше, что носит в себе отпечаток воли Божества, соответствует тому, что сказано в Евангелии и других боговдохновенных книгах.

Как указывает свт. Игнатий Брянчанинов: "Всякая красота, и видимая, и невидимая, должна быть помазана Духом, без этого помазания на ней печать тления; она (красота) помогает удовлетворить человека, водимого истинным вдохновением. Ему надо, чтобы красота отзывалась жизнью, вечной жизнью. Когда же из красоты дышит смерть, он отвращает от такой красоты свои взоры…

Ум человеческий не в состоянии отличить добра от зла; замаскированное зло легко, почти всегда обманывает его. И это очень естественно: ум человеческий юн, а борющие его злыми помыслами имеют более, чем семитысячелетнюю опытность в борьбе, лукавстве, в ловитве душ человеческих. Различать добро от зла принадлежит сердцу,□— его дело. Но опять нужно время, нужно укоснение в заповедях евангельских, чтобы сердце стяжало тонкость вкуса к отличению вина цельного от вина поддельного. Потому-то, доколе сердце не стяжет навыка отличать добро от зла, очень полезен опытный совет ближнего — воспитанника Восточной церкви" (Свт. Игнатий Брянчанинов. Собрание писем., М.—СПб., 1995, c. 473, 453–454).

Православные корни русской культуры

На протяжении, практически, тысячи лет русское государство формировалось под воздействием православных идеалов, христианских морально-нравственных ценностей. Вся культурно-историческая судьба русского народа неразрывно связана с православным вероисповеданием. Это нашло свое выражение и в области литературы, архитектуры, живописи, педагогики, в народном быту и даже в форме политического управления страной.

Русская Церковь стала для Руси основой ее церковного и культурного единства. И вятич, и новгородец, и житель Карпат, приходя на молитву в Православный храм, слышал поминовение митрополита Киевского и всея Руси. Уже в этом он чувствовал свою связь с центром государства и слышал единое для Киева и для себя слово Русь.

Еще не сложившиеся в единое целое племена восточных славян стали объединяться через христианство и Церковь, через культуру и единый литературный язык. Христианство оказало влияние на различные стороны как государственно-правового, так и социального строя Киевской Руси. Принятие в качестве законодательной основы церковного византийского права, и, в частности, Номоканона, преобразовало наше гражданское, уголовное, имущественное, семейное и брачное право. Христианство перестроило семью на началах Евангельской нравственности. Православные идеалы любви, мира, терпения, сострадания все глубже и глубже входили в душу народа. Велико было значение Церкви и в хозяйственной жизни древнерусского общества. Приходы, и особенно монастыри играли важную роль в хозяйственной жизни страны. Они осваивали лесные дебри и болота, подымали целинные земли, насаждали промыслы и торговлю, через них весть о воскресшем Христе доносилась до племен, еще находившихся во тьме язычества.

Христианство определило основу культуры нашей страны и тем связало славянский мир и Киевскую Русь с просвещенными кругами христианских народов Востока. Культура, пришедшая на Русь с принятием православия из Византии, получила новый творческий импульс и развитие на основании самобытной русской культуры. Русская душа оказалась онтологически готовой к принятию Евангельского Благовестия. Душевная чистота, искренность, открытость, мужество, свободолюбие, справедливость, внутренняя устремленность к высшим идеалам бытия — делали наших предков благодарной почвой, приносящей богатые духовные плоды своему Творцу.

С течением времени христианский идеал нравственности все более и более укреплялся в душе, быту и традициях народа. По свидетельству иностранных гостей, а в частности из записок греческого протодиакона Павла Алепского мы узнаем, что Россия XV–XVII□вв. представляла собой подобие большого монастыря, где в центре жизни державы стояла церковная жизнь. Все, что ни делал, ни творил русский человек, все он старался вершить во славу Божию, ради Христа, руководствуясь Словом Божиим и Святоотеческим Преданием. Отсюда такое безудержное стремление к идеалу, пусть даже с риском для своего материального благополучия, для своего земного существования.

Великие писатели, поэты, художники, философы, ученые нашей Родины, как правило, были верующими. Вера не только не тормозила их творчества, но, наоборот, являлась постоянным источником вдохновения. Достаточно вспомнить такие имена как Гоголь, Лесков, Пушкин, Достоевский, Репин, Васнецов, Соловьев, Хомяков, Ломоносов, Менделеев, Павлов и многие другие, чтобы понять значение православной веры в духовной жизни русского человека.

В результате октябрьского переворота 1917 года, произошла коренная ломка всех духовно-нравственных ценностей христианской Руси. На смену пришла идеология марксизма-ленинизма, которая, в результате своей ложной духовной направленности, прервала тысячелетнюю культурно-историческую традицию, оторвала народ от живительных истоков православной веры.

Современное состояние общества

В настоящий период, в результате краха коммунистической идеологии, большая часть народа отошла от ложных идеалов, но и не вернулась к своим прежним историческим духовным ориентирам. Та проповедь оккультизма, порнографии, насилия, культа доллара, которая проводится в нашей стране, к духовности никакого отношения не имеет. Она не является ни проявлением Божественного света, ни лучших душевных человеческих начал. То, что насаждается средствами массовой информации сегодня — является порождением самых темных сторон падшей человеческой личности. Можно с уверенностью констатировать, что в отечественной культуре происходят ныне опасные процессы, ставящие под вопрос исходные ценности русского бытия. Какой бы род познания-творчества мы ни взяли, всюду увидим настойчивое — и с каждым годом все более откровенное — стремление к отходу и даже разрушению таких традиционно христианских моральных ценностей как вера в Бога, любовь к Родине, людям, идеалы самопожертвования собою ради ближних, целомудрия, чистоты, верности отеческим заветам.

Подойдите к любому книжному развалу — и вы увидите проповедь агрессии, насилия, разврата, серебролюбия, славолюбия и гордыни. Проповедь оккультизма, сектантства, ложной, особенно восточной, мистики, экстрасенсорики, а то и колдовства в неприкрытом виде. Включите любой канал ТВ, особенно ближе к ночи — вы окажетесь на "балу у сатаны". Реклама — это торжество пошлости — внедряет в подсознание миллионов образ вседоступного "рая". За профессиональным блудословием "спичрейтеров" и "имиджмейкеров" встает прямая угроза для души нашего народа и языка — с газетных страниц и экранов врываются в нашу культуру иноязычные, чуждые русскому сознанию мыслеобразы. Распадается самобытность, уничтожаются остатки культурно-исторической традиции нашего народа.

Даже на буквы русской азбуки — создание святых Кирилла и Мефодия — ведется наступление. Латиница вытесняет их с городских улиц. Делается попытка вытеснить из богослужения церковнославянский язык — этот духовный стержень живого Великорусского языка!□— современным газетным жаргоном. Новый "общечеловеческий" жаргон, гипнотизирующий наши глаза и уши, давно перерос проблемы филологии. Если называть вещи своими именами, это духовный Чернобыль — апокалиптическая звезда Полынь, приблизившаяся к нашей Родине. Пороки, обозначаемые льстиво звучащими американизмами, скрывают свою разбойничью природу. Рэкетир звучит куда приятнее, чем бандит, а интердевочка — красивее, чем продажная девка.

Плоский — не озабоченный ценностью обозначаемого — "новояз" маскирует корысть, насилие и разврат, подготовляя цивилизованное пространство антихристу. Теряя наш язык мы теряем невидимую связь с нашими предками, историей, верой, Родиной.

С помощью "новояза" мировоззренческая (концептуально-информационная) власть князя мира сего медленно, но верно расширяет свои границы. Драгоценный храм православного Просвещения, который выстроила за тысячу лет на своей земле святая Русь, получил ныне кощунственное соседство с тем, что именуется теперь "маскультом", "андеграундом", "соцартом", "концептуализмом", "постмодернизмом"… имя им легион. Кощунство это — в конечном счете, отступление от Христа (апостасия)□— началось еще до 1917 года, но пика своего достигло ныне, когда люди-оборотни, лицемерно прикрываясь лозунгами свободы и прав человека, решили довести до конца разрушение православной цивилизации.

Истинная культура происходит от культа, она начинается непосредственно в храме и пронизывает все бытие личности и народа. Культура вбирает в себя лучи, исходящие из Церкви Божией, и передает их дальше, по мере своих нравственных, умственных, эстетических и хозяйственных сил. Культура — это и литература, и музыка, и миропонимание, и устроение быта, и устроение души. По существу своему культура, как творческая, созидательная деятельность человека, предполагает стремление к свету Божественной истины, или наоборот, отказ от этого света, вплоть до сознательного союза с нечистой силой.

Творчество в христианском понимании — это один из путей к Богу, изначально заложенный Творцом в природу человека. Так, Господь привел к человеку "всех животных полевых и всех птиц небесных, чтобы видеть, как он назовет их" (Быт. 2, 19). Наделенный свободной волей, разумом, способностью любить и творить, человек может идти по пути богоуподобления, изменяясь сам и изменяя окружающий мир согласно воле и заповедям Творца. Но может — живя по страстям и похотям своей падшей природы, и тем самым покоряясь сатане — оказаться и проводником злой, демонической воли на земле. Либо — либо. Иного выбора человеку не дано. Духовный нейтралитет здесь невозможен. В каждом своем действии, мысли, поступке — человек выбирает: с кем он? С Богом или диаволом? И здесь безвольно отдаться потоку зла — значит своими руками приблизить конец света. Но, увы, жертвой такого выбора, чаще по неведению, нередко оказывается и наша молодежь. и вполне взрослые люди. Приведу один весьма показательный случай из собственной практики священника.

…В августе 1991 года, будучи в Санкт-Петербурге, после службы в Спасо-Парголовской церкви мне довелось беседовать с шестнадцатилетним юношей по имени Константин. Он поведал мне следующую историю. Бабка у него была колдунья. Когда она умирала, Константину было семь лет. Бабушка умирала с великим трудом, смерть не шла к ней. Никто из взрослых не хотел перенимать ее "способностей". И вот она подозвала малолетнего Константина, взяла за руку, что-то шептала и заставляла это повторять. После этого умерла. Вскоре у мальчика начали появляться необычные экстрасенсивные способности: ясновидение, способность лечить. Быстро нашлись учителя, помогающие дальнейшему развитию "дарований". Они стали использовать его, как медиума, через него общаться с "высшими космическими силами". У Константина появилась постоянная связь с "внеземными цивилизациями".

Усовершенствовавшись на специальных курсах по подготовке экстрасенсов, бедный юноша открыл свою практику, стал "лечить" людей. Только вот беда, в Церковь не мог ходить. По словам Кости, здесь у него страшно болит голова и сердце, приходилось выходить во время службы из храма.

—□Почему это случается со мной?□— спрашивал у меня паренек,□— ведь я творю добро, лечу людей?

—□А как ты лечишь?□— задал я ответный вопрос.

—□Обычно полем, руками, а вот недавно вывел душу одной женщины в космос и там ей объяснили, в чем причина болезни.

—□Как ты это сделал?

—□Стал читать "Отче наш", на вибрации, ввел ее в нужное состояние и отправил.

—□Прочти,□— попросил я.

Константин весь затрясся от напряжения, загудел неожиданно громким и пронзительным голосом, коверкая, искажая, опуская и переставляя слова святой молитвы.

Я начал читать про себя заклинательную молитву на изгнание бесов "Да воскреснет Бог и расточатся врази его". Молиться было очень тяжело, злая сила сбивала и не давала произносить давно заученные слова. Но я все равно продолжал молитву. Вдруг Константин побледнел и замолчал, сказав, что у него заболело сердце и сегодня почему-то "не получается".

—□Не получается по одной простой причине,□— заметил я,□— силы, которые в тебе и во мне,□— противоположны. Злые духи не выдерживают действия благодати, она их жжет, потому при молитве они и бессильны.

—□Так, значит, я действую силою бесовскою?!□— удивился юноша.

—□Да. И людей ты не лечишь, а калечишь, духовно связывая их с падшими духами.

—□Что-то мне плохо, кружится голова, заболело сердце. Из космоса мне говорят, что накажут за то, что я разговариваю с вами. Я перестал понимать, что вы говорите.

—□Встань спокойно,□— попросил я и начал читать заклинательные молитвы, крестя его иерейским благословением. Юноша побледнел, затрясся, лицо его исказилось и стало очень старым и морщинистым, казалось, еще секунда, и он упадет в обморок.

Но Костя не упал. Когда были прочитаны последние слова молитвы, облик его изменился, он порозовел и стал смотреть на меня осмысленно и с интересом.

—□Как будто огонь сошел на меня и попалил все черное, что было во мне,□— передал он свои ощущения.□— Теперь все, что от бабки колдуньи, ушло?

О, бедный мальчик, если бы я мог сказать тебе — "да". Многое я бы отдал за это. Но игры с нечистой силой даром ни для кого не проходят. Бывает, что всю жизнь расплачивается человек за одну роковую ошибку. Не так просто отходят нечистые злые духи от людей, водившихся с ними.

—□Что мне теперь делать?□— спросил он.

—□Брось все, забудь про всякое лечение, про все экстрасенсивные "дарования", всю эту темную науку. Начни каяться, исповедоваться, молиться, причащаться, часто ходить в церковь. И приготовься к скорбям и терпению. Так просто демоны тебя не оставят. Но будь мужествен, и Господь спасет тебя.

—□Это невозможно,□— почти закричал Константин,□— мне говорят, что если я брошу лечить, все больные мои погибнут, и сам я умру жестокой смертью.

—□Это все бесовские страхи, мой дорогой мальчик. Просто бесы лишаются своего орудия, через которое губят души других, и потому цепляются за тебя всеми силами. Не слушай их, иначе погибнешь. Смело иди за Христом и спасешься.

На следующий день после разговора я уехал к себе в приход, много испытав пакостей от злых духов за эту беседу и молитву. Паренька этого больше увидеть не довелось. Но молюсь за него и за все искалеченные ложной мистикой и атеизмом русские души.

Горько признавать, но нынешнее, едва ли не повальное увлечение подобным "целительством", стадионы и кинотеатры, забитые доверчивыми людьми, внимающими очередному колдуну или экстрасенсу, небывалое количество преступлений, самоубийств, самого грязного разврата, сокращение рождаемости и рост смертности на сегодняшний день — свидетельствуют о вырождении русской нации, которое происходит именно в результате потери верной духовной ориентации у подавляющего большинства нашего народа.

Причины отпадения от духовных истоков

Почему же такое происходит? Потому что сознание людей претерпело крайнее искажение, зло стало казаться добром и наоборот. Дух заблуждения повсеместно господствует над человеческими умами. Люди, потеряв четкие духовные ориентиры, не знают какими принципами им руководствоваться в этой жизни.

Если задуматься над словами Господа Иисуса Христа — "Я есмь путь и истина и жизнь",□— и в обращении к Богу Отцу,□— "…слово Твое есть истина" (Ин. 14, 6; 17, 17), то становится понятным, что объективной истиной является только Сам Бог и только то знание, которое исходит непосредственно от Него. Это прежде всего Новый Завет, как жизнь и учение Богочеловека Иисуса Христа, записанное непосредственно Его учениками; Деяния и послания апостольские, как продолжение учения Христова и вообще все письменное и устное Предание Церкви, включающее в себя письменное наследие святых отцов, решения семи Вселенских Соборов и все то, что принято и бережно хранится в недрах Православной Церкви.

Это знание, воспринятое и усвоенное личностью, позволяет человеку правильно ориентироваться в окружающем мире, отличать добро от зла, быть верным Истине.

Если же человек лишен этого объективного Знания, то истина, которой придерживается он, всегда будет субъективна. Ибо критериями ее могут быть: личный жизненный опыт, который, естественно, у каждого человека в той или иной степени индивидуален; воспитание и образование, которые зависят от исторического периода времени, природных условий, государственного строя, этнической принадлежности, приверженности тем или иным философским системам и т.□д. В результате чего у каждого человека или группы людей будет свое понимание истины, часто противоположное, и даже враждующее против других пониманий. Таким образом, человеческая объективная истина, построенная на человеческом восприятии и исследовании — просто невозможна. Не это ли подразумевал Понтий Пилат, когда задал вопрос Иисусу Христу "Что есть истина?" (Ин. 8, 38)□— и даже не выслушав Спасителя, считая что ответ на этот вопрос невозможен, вышел из судилища.

Пути познания истины

Но после пришествия Христова все коренным образом изменилось, и человек, принявший Богочеловека и Его Учение, принимает Истину и получает ее четкие критерии. Не об этом ли пишет апостол Павел в своем послании к Галатам: "Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема." (Гал. 1, 8, 9). Не об этом ли самом свидетельствует принятое еще древней Церковью правило св. Викентия Лиринского: никогда не принимать того, что не содержалось (в той или иной степени) в учении Христовом и апостольском. Святая Церковь во все времена очень бережно относилась к доверенному ей духовному сокровищу. Практически, все Вселенские Соборы были созваны по поводу той или иной ереси, получившей сильное распространение и грозившей исказить данную Богом Истину во всемирном масштабе. Соборный разум Церкви, движимый Духом Святым, очищал зерно от плевел, истину от заблуждения, предавая последнее грозной анафеме. Боязнь даже малейшего искажения Истины, данной Богом, имеет под собой чрезвычайно глубокие основания. Даже небольшая ложь, воспринятая в качестве истины отдельным человеком или, что еще хуже, группой людей, неизбежно ведет к искажению всей духовной жизни человека, сбивает ее богоцентрическую направленность, лишает человека благодати Святого Духа, а следовательно, и спасения, бытия в Царстве Небесном.

Отпадение от Истины католической церкви

Характерным примером такого отпадения от чистоты учения Христова является католическая церковь. Отпав от Единой Святой Апостольской Церкви в 1054 году, из-за внесения в Символ веры, нового, ранее неизвестного первоапостольской Церкви догмата "Филиокве" (т.□е. исхождение Духа Святого не только от Бога Отца, как учила древняя Церковь, но и от Сына), из-за попытки реализации идей цезаропапизма во вселенском масштабе, из-за искажения церковного Предания во многих его областях, католичество с течением времени не только не изжило свои заблуждения, но и еще более углубилось в них. Так появился новый догмат о безгрешности папы римского "папа экс кафедра" — папа, вещающий с церковной кафедры, не может ошибаться (т.□е. безгрешен). Принятие этого ложного утверждения привело к тому, что личность римского понтифика, "наместника Бога" на земле, стала постепенно брать на себя то, что вменять или не вменять может лишь Сам Иисус Христос. Отсюда появились индульгенции, как право папы распределять "сверхдолжные" заслуги святых, право папы как наместника Бога на земле вмешиваться в дела различных государств и вершить их по своему усмотрению. Появился новый ложный догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, стал широко распространяться порочный культ поклонения непосредственно Сердцу Иисусову и Сердцу Богородицы, учение о молитве стало все более принимать чувственный, экзальтированный характер… Все большее удаление от истоков первоначальной Истины, привело к, практически, полной потере благодати у латинствующих. В конечном итоге чувство безблагодатности собственной церкви выразилось в поиске Даров Святого Духа посредством психотехник дзен буддизма и даже некоторых разновидностей оккультизма. В настоящее время происходит так называемый обмен опытом, да зачастую и монахами в целях стажировки — с дзен буддистскими монастырями. Идет напряженный поиск "новых путей" стяжания Духа Святого. После внедрения в жизнь решений 11 Ватиканского собора (1962–1965□гг.) произошло лавинообразное вторжение в церковную жизнь мирского секулярного духа, разрушение целостности учения и утери католичеством своего прежнего мирового влияния. По сути, были сняты все тормоза. Из снисхождения к немощи человеческой на приходах разрешили определять состав богослужения по своему усмотрению — и длительность мессы стала постепенно сокращаться, и на сегодня в некоторых местах она составляет 15–20 минут. Католики отменили обязательную исповедь перед причастием, надеясь тем самым придать этим таинствам самостоятельный смысл и усилить таким образом значение таинства покаяния,□— и исповедь, практически, исчезла из приходской жизни. Разрешили использовать за богослужением не только латынь, но и современные языки — и абсолютно понятные службы, читаемые на итальянском или немецком, почти совсем перестали посещаться прихожанами. Как указывает авторитетный исследователь современных западных религий: "(Сегодня) Религия почти никого не интересует. В восточных областях Германии (на территории бывшей ГДР), к примеру, переданные церкви здания кирх в срочном порядке переоборудуются и продаются под кафе и прочие увеселительные заведения, так как служить мессы в них просто не для кого" (см. брошюру Т. Горичевой. Об обновленчестве, экуменизме, и "политграмотности" верующих. Взгляд русского человека, живущего на Западе. Сатис, СПб, 1997□г., с. 17). Исчезла мистика, таинственная сторона богослужения. Священники стали служить лицом к народу и спиной к алтарю по образу протестантских собраний, а не богослужений. Пост сократился до одного-двух дней в год — в страстную пятницу и субботу, в монастырях разрешено вкушать мясо. Перед Причастием стало достаточным не принимать пищу в течение часа. В результате были утеряны целые страны и регионы с традиционно католическим вероисповеданием — Испания, Франция, Латинская Америка. Церковное строение, как дом с прохудившейся крышей, стал столь стремительно размываться и разрушаться, что под угрозой оказались самые основы веры — многие из епископов сегодня не разделяют основных догматов католической церкви, в частности, открыто высказываясь против почитания Божией Матери.

Как видим, отступление от Истины сначала привело католичество к искажению Учения Первоапостольской Церкви, затем к нарушению правильной духовной жизни и, как результат — к полной потере благодати Святого Духа в католической церкви. В итоге и начался поиск истин в других религиях, а затем — и "логический" призыв к объединению всех религий под эгидой католической церкви. То есть всем известная ересь экуменизма.

Еще и еще раз подтверждается закон духовной жизни, выведенный святыми отцами: ложное мнение, принятое умом как истинное, неизбежно приводит к искажению всей духовной жизни человека и может привести его к погибели.

Духовное состояние различных протестантских деноминаций

Еще в худшем духовном состоянии находятся различного толка протестантские деноминации. Протестантизм, как мы знаем, возник в начале XVI века и имеет своим родоначальником бывшего католического священника Лютера, который в 1517 году, отделившись от римской церкви, образовал свое вероисповедание и повел борьбу с папским престолом. Выступая против заблуждений католичества, Лютер не обратился к чистому источнику Православной веры, а стал по своему умствованию созидать основы новой веры. Иначе говоря, "вместе с грязной водой он выплеснул и ребенка", ибо, отбросив некоторые заблуждения католичества, Лютер отказался и от Священного Предания христианской Церкви. От того, что было принято от святых Апостолов, святых отцов и закреплено в решениях и постановлениях семи Вселенских соборов, от того, что было бережно хранимо в сознании Церкви.

По своей гордости, он объявил, что каждый член "новой" церкви, имеет Духа Святого, по сути дела является святым и может сам, произвольно толковать Священное Писание. С течением времени последователи этой ереси все больше и больше отпадали от учения Первоапостольской Церкви. Кроме Священного Предания протестанты отвергают или все семь таинств Православной церкви или (некоторые течения) признают только два. Естественно, в протестантской общине отсутствует апостольская преемственность таинства рукоположения, там не почитаются Крест, Божия Матерь и святые, не почитаются иконы, не молятся за усопших, не соблюдают постов и постных дней.

В настоящее время насчитывается несколько сотен сект протестантского направления. У теперешних протестантов на Западе начисто отсутствует иерархия, преемственность, общее учение, духовные авторитеты, на которые хоть как-то можно было бы ориентироваться верующим. Отсутствуют какие-либо общепринятые нормы приходской жизни, наконец, даже общее понимание содержания и смысла богослужений — все это перестало быть нужным, перестало интересовать. Даже споров по эти вопросам нет. Никого не волнует как мыслит другой, что делается в соседней общине — это их дело, это их право жить и думать по-своему. Каждый сам по себе, в свободном полете. Полное индивидуальное творчество.

По словам свт. Игнатия Брянчанинова: "Ересь — это человеческое мудрование, внесенное в Божественное учение". Но именно на этом и основаны, как мы видим, все течения протестантизма. Особенно на Западе популярны секты так нызываемых "харизматиков". Является ли человек подлинным учеником Христовым или нет — решают исключительно по его видимым "харизмам", так называемым "дарам Святого Духа". Сюда относят говорения неизвестными языками, дар "пророчества", экстрасенсивные способности и другие оккультные дарования. Наверное каждому из нас приходилось видеть или читать о протестантских проповедниках-харизматиках, обещающих на своих сеансах исцеление от различных болезней, снятие порчи, сглаза. По сути дела, это те же экстрасенсы, но только, в большей мере, прикрывающиеся именем Христа и обещающие чудеса посредством молитвы к Богу. Кроме психологического воздействия, здесь происходит еще воздействие и мистическое, оккультное. Ибо каждый такой "харизматик" по сути дела человек одержимый, дары его — проявление действий темной силы, а сам он — проводник зла в незащищенные православной верой людские души.

Тоталитарные секты и их воздействие на общество

Очень сильное воздействие на современное человеческое общество оказывают так называемые тоталитарные секты. Их название происходит от тотального, комплексного воздействия на личность человека, попавшего в эту организацию. Человек пришедший на собрание тоталитарной секты подвергается психологической обработке по методике новейших психотехник, при этом зачастую используется и гипнотическое воздействие. Обычными приемами сектантов являются прикрытие христианством, внешняя любезность, обещание духовного и физического исцеления, а часто и материальной помощи. Прикрытие христианством обеспечивает первоначальное доверие, психологическое раскрытие личности перед проповедником, "любовь и благожелательность" усиливают это воздействие. Попав на такое собрание, человек включается в общее психополе единомышленников, заражается их примером, совершает действия уже чуть ли не автоматически. Если прозелит попадает на семинар, проходящий в течение нескольких дней, то пища, которую ему дают, как правило, очень скудна и не имеет животных белков, сон крайне ограничен, молитвы и лекции непрестанны. На таком фоне постулаты и установки секты, минуя критический анализ, входят прямо в подсознание человека.

Все тоталитарные секты активно борются за завоевание сфер влияния и духовной власти над людьми, преследуя цель собственного финансового обогащения и разобщения нашего народа. Наиболее распространенными и опасными из них являются "Свидетели Иеговы", "Церковь Объединения Муна", "Международная Церковь Христа" (Бостонское движение), "Церковь Сайентологии" (Дианетика), "Общество Сознания Кришны", "АУМ Сенрике", "Великое Белое Братство", "Община Единой Веры Виссариона", "Богородичен Центр" (Церковь Божией Матери Преображающейся). Следствием воздействия этих деструктивных культов является разрушение личности человека, семейных и родственных отношений, подрыв физического и психического здоровья и, как следствие, уход из социальной жизни вообще. Служение Богу вытесняется служением интересам организации, которые определяются интересами их лидеров. Под воздействие таких сект попали уже миллионы наших сограждан, в основном молодого возраста. Духовный тоталитаризм, также как и политический, имеет своей целью захват власти над людьми, но только с помощью религиозных вероучений. Используя естественную духовную потребность человека и тягу его к поиску истины, тоталитарная секта желает не только поработить себе человека, но и заставить служить своим интересам во имя Бога.

Влияние на современное общество восточных религий. Идеи реинкарнации

К тому же огромное влияние на жизнь современного общества оказывают идеи оккультизма, восточных и неовосточных религий. Идеи реинкарнации, сансары, цепи непрерывных перевоплощений человеческой души, стали необыкновенно популярны в нашем мире. Они пронизывают не только новообразующиеся религиозные течения, но зачастую входят как составная часть в мировоззрение, философские взгляды нашего современника.

Необходимо отметить, что доктрина реинкарнации полностью противоречит самым основным положениям христианского мировоззрения (подробнее этот вопрос рассмотрен в книге диакона Андрея Кураева, использованной в данном фрагменте работы. Раннее христианство и переселение душ., Гнозис., М., 1997□г.). И эта несовместимость является доказательством того, что теософское здание единой религии с ее набором архитипов (которые обнаруживаются во всех "частных" религиях и лишь получают в них разнообразные способы выражения и формулировки) является на деле лишь карточным домиком.

Учение о перевоплощении предполагает, во-первых, безначальность того, что соответствует душе, и "свободный", "нефиксированный" характер её связи с телесными образованиями, которые выполняют для нее функцию внешних одежд, и в которые она без труда переодевается. Обе эти "позиции" совершенно несовместимы с основными христианскими догматами:

1.□С догматом о творении — поскольку он означает, что нетварным, безначальным началом может быть только Бог, Который является Творцом всего сущего, в том числе и души.

2.□С догматом о творении человека в частности — поскольку уже первый человек был создан как неразделимое личностное единство одной души (отображающей образ Нетварного бытия, но тварной по природе) и одного тела, созданных вместе и "привязанных" друг к другу их общим Создателем. И это нераздельное единство первый человек передал своим потомкам.

3.□С догматом о Боговоплощении — поскольку уже Сам Бог "воспринимает" в Свое личное ипостасное единство одну человеческую душу, нераздельно связанную с одним телом, а не меняет свои телесные формы, подобно Протею языческих религий.

4.□С догматом о Воскресении — поскольку вочеловечившийся Бог соединяется после Своей плотской смерти со Своим единственным телом, а вслед за ним и человеческие души должны соединиться со своими единственными телами в конце времен.

5.□С догматом о Вознесении — поскольку воскресший Бог "подтверждает" здесь Свое ипостасное единство со Своим единственным телом навсегда для того, чтобы не только человеческая душа, но и тело могло быть "обожено".

Поэтому конечной задаче человека, поставленной перед ним в христианстве — "обожению", идеал, непосредственно следующий из реинкарнационной доктрины — "освобождение" — противостоит самым радикальным образом. В первом случае речь идет о полном восстановлении личности в душевно-телесном единстве ее природы и о реализации в человеке "подобия" Божия — во втором о последовательном демонтировании личностного самосознания, результат которого и мыслится как реализация божественной природы по устранении "принципа индивидуализации".

Поэтому вопрос о христианстве и реинкарнационной доктрине может быть решен таким образом, что там, где есть христианство, нет этой доктрины, а где есть эта доктрина, нет христианства.

Неоднозначное отношение к этой доктрине отдельных мыслителей, которые в целом были христианскими, объясняется всецело их увлечениями античной философией (Пифагором, Платоном) и тем, что процесс воцерковления этой философии в патриотической традиции в их эпоху лишь начинался. Если же мы рассмотрим учение святых отцов как раннего, так и более позднего периода церковной истории, то увидим, что все они однозначно отрицают идеи перевоплощения.

Так Мефодий Олимпийский (312□г.) учил, что если согласно принципам реинкарнации "падшие" люди наказываются воплощением среди демонов, животных и насекомых, то они, с одной стороны, не могут (в их "новом" состоянии) осознать ни своих грехов, ни своего наказания, с другой — прочнейшим образом "закрепляются" в этих формах в своем падшем состоянии. Кроме того, когда человек не помнит своих прежних грехов, ему открывается дорога к отчаянию и хуле на Бога — ведь он, не помня за собой ничего дурного, терпит страдания как бы неизвестно за что.

Против теории реинкарнации выступают также Менуций Феликс в "Октавии", Климент Александрийский в "Очерках" и "Строматах", Ипполит Римский в книге "Опровержение ересей", преп. Ефрем Сирин, св. Иоанн Златоуст и многие другие святые отцы.

Тертуллиан же пишет прямо: "Мы утверждаем, что души человеческие никоим образом не могут переселяться в животных…" (О душе, 32 (К. с. 29)).

Итак, еще до V Вселенского Собора отрицательное отношение к философии душепереселения было нормой христианской веры. Ни у кого из раннехристианских церковных авторитетов, кроме раннего Оригена, не было симпатий к идее реинкарнации. Даже упоминаний о таких церковных богословах и иерархах, которые учили бы о переселении душ, не сохранилось ни в книгах, ни в письмах, ни в документах первого тысячелетия. Только Ориген упоминается в этой связи — и то его обвиняют чаще в проповеди предсуществования душ, нежели в проповеди переселения душ.

Собственно осуждение Оригена состоялось на одном из заседаний, предшествующих открытию Вселенского Собора. Список же из 15 анафематизмов был составлен отцами Собора 553□г. вне официальных заседаний. То есть ереси перевоплощения не придавали такого исключительного значения из-за ее сравнительно малого распространения. Специальное же соборное осуждение тех, кто "предпочитает глупую внешних философов так называемую мудрость и принимает перевоплощение человеческих душ", раздалось лишь в 1082 году на Соборе против Иоанна Итала (см. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии.□— М., 1993, с. 863).

Сторонники теории перевоплощения пытаются трактовать некоторые Евангельские эпизоды в контексте подтверждения правильности своей доктрины. Так Евангельский эпизод с пророками Илией и Иоанном — теософы толкуют как перевоплощение души Илии в Иоанна.

Но, во-первых — Илия был взят на небо в теле. И в таком виде являлся Христу на горе Фавор. Во-вторых — на вопрос иудеев Иоанну: "Илия ли ты?" — он сказал: "Нет". Св. Иустин так толкует это место:

"Первому явлению Христа также предшествовал вестник, т.□е. бывший в Илии Дух Божий, который действовал потом через Иоанна пророка…□— Странным мне кажется то, что ты говоришь,□— сказал Трифон,□— именно, что пророчественный Дух Божий, бывший в Илие, был также и в Иоанне?□— Но разве ты не думаешь,□— отвечал я,□— что то же самое было с Иисусом, сыном, Навина, принявшим начальство над народом после Моисея, когда сам Бог повелел Моисею возложить руки на Иисуса и сказал: "И я возьму от Духа, который на тебе, и перенесу на него". Итак…, если Бог еще при жизни Моисея взял от него Духа, который был на Моисее, и перенес на Иисуса, то так же мог перенести его и с Илии на Иоанна" (Разговор, 49 (Rc.14–15)).

Апостол Павел писал "человекам положено однажды ("арах" — единожды, один раз) умереть, а потом суд" (Евр. 9, 27). И в другом месте "Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище" (2 Кор. 5, 1–2). Также первоверховный Апостол утверждал, что"…помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего" (Рим. 9,11–16). Итак — не от кармических заслуг (дел) прежней жизни зависело предъизбрание, оно вытекало из предзнания Бога последующих поступков человека.

Серьезные логико-семантические препятствия встают и перед тем, кто хочет рационально осмыслить вопрос, что собственно перевоплощается согласно учению реинкарнации. Ни одно из двух начал, которые в индийской мысли условно соответствуют душе и бытийно совершенно разнородны (это Атман — "световая точка", мыслимая безначальной и неизменной, иантахкарана, психоментальный агрегат, сам по себе бессознательный и называемый "внутренним инструментом") субъекта перевоплощения не образует. Атман — потому, что он по определению бытийно совершенно "внеположен" телу и, кроме того, будучи по природе неизменным, не может пройти точки деградации (а перевоплощение мыслится как результат ниспадения духовного начала в неведение и страстность), которая ответственна за перевоплощения. Психоментальный же агрегат не может перевоплощаться потому, что он по природе бессознателен и бесчувствен (джада), и без Атмана неодушевлен. Образовать же субъекта перевоплощения два неспособные к тому начала, естественно, не могут.

Согласно же буддийской трактовке перевоплощения говорить о нем могут лишь заблуждающиеся, те, что признают существование отрицаемого буддистами Атмана. Призрачный индивид буддистов (пудгала) есть сумма пяти "слоев" — скандх (слои материальности, сенсорности, представлений, волевых импульсов и сознания), которые собственно и не перевоплощаются, но образуют серии последовательностей, регулируемых законом кармы. Но этот закон кармы регулирует трансмиграцию элементов, которые по определению не могут быть ответственны за какие-либо поступки, а потому действия данного "закона" вообще оказываются совершенно необъяснимыми.

Сторонники теории реинкарнации отказываются поверить в грядущее воскресение мертвых, ибо не могут представить как это может произойти. По христианскому же учению организм человека не просто впитывает внешнюю среду, но и по своему перестраивает ее. Любое вещество сначала разрушается в организме на свои составные части, а затем перестраивается в человеческое тело по велению новой "формы", по тем схемам, которые хранятся в генной памяти. Если память "семени" сохранится — то по ней можно будет воссоздать прежнее тело из нового материального субстрата. Церковное же Предание предполагает, что возможна и некоторая материально-вещественная преемственность между нынешними телами и будущими. Так мощи святых дороги для православных именно тем, что в них видится частица нового, будущего космоса; частица мира, победившего тление.

Бог хранит души умерших и по создании новой вселенной даст душам возможность из нового земного праха составить новые тела. (по св. Григорию Нисскому, душа сама составит себе тело по сохраняющемуся при ней idos (идее, образу), а не просто найдет тело как готовую одежду. Прежним душам Бог даст новую материю, "материю новой земли и нового неба". Само тело Воскресения будет преображенным, лишенным плотской тяжести. Тело будет другое и все же узнаваемое. Человеку будет возвращено то же тело, но не такое же.

Обычные же "интуиции" людей, которые, например, попав в какой-то неизвестный им город "вспоминают", что они уже там были, вполне могут быть объяснимы самими вселенскими измерениями души, которая является, говоря языком патристики, микрокосмосом, или говоря языком Лейбница, монадой, "постоянным живым зеркалом вселенной".

Духовное состояние современного общества

В настоящее время человеческое общество почти полностью отошло от жизни по Истине, данной Богом. Христианское учение, особенно на Западе, искажено, а то и полностью извращено в учениях многочисленных псевдохристианских сект и так называемых церквей. От Божественной Истины там осталась одна лишь оболочка, богословские термины, лишенные сути и неподкрепленные жизнью. Само же общество, государственное устроение носит открыто антихристианский характер. Идеалы любви, смирения, кротости, терпения, целомудрия, жизни во имя других — растоптаны, культ невероятной гордыни, насилия, агрессии, обогащения любыми путями, разврата, служения человеческим страстям — поставлен во главу угла жизни, практически, любой страны или государства.

Таким образом, большинство ныне живущих людей блуждают в потемках лжи и лишены света Истины. Не о них ли говорил Христос: "Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?" (Мф. 6, 23). Западное общество все более и более оправдывает определение общества постхристианского, в сознании которого тесно переплетены и мирно сосуществуют элементы христианские, языческие и откровенно демонические. Этот мир, будучи в свое время христианским, теперь обладает абсолютно непробиваемым "иммунитетом" против всех христианских призывов и предостережений. Атеистическая идеология, полностью выполнив свое предназначение — оторвать человечество от прежде сильной христианской традиции,□— сама уходит с исторической сцены. Её место занимает вполне религиозная синкретическая смесь, обладающая сильной отрицательной мистикой, переворачивающая представление о мире с ног на голову и играющая на струнах человеческой гордыни и страстей.

Все вышесказанное полностью относится и к нашей стране. Русский народ сегодня (а, может, и впрямь точнее сказать "население России", ведь массу людей народом делает прежде всего единая вера, единое духовное устроение и мировоззрение) находится на грани духовного и физического вырождения, а следовательно, и уничтожения. Прервана культурно-историческая традиция, растоптаны морально-нравственные идеалы, едва теплится православная вера.

Что препятствует духовному возрождению России

Восстать, возродиться русский народ может только прильнув к живительному источнику веры своих предков, на основах которой и строилась вся жизнь нашего некогда могучего христианского государства. Это отлично понимают те силы, которым сильная русская держава совершенно не нужна. Русь, стоявшая грозным утесом на пути всеобщей апостасии, омирвщления и отступления от Христа, являлась тем духовным удерживающим, сила которого и не давала открыться "тайне беззакония", то есть пришествию антихриста. С самого момента сокрушения нашей страны в начале века, гигантскими шагами идет строительство экономической и теоретической базы будущего великого Вавилона. Никого уже не удивляют практические шаги по устроению единого всемирного государства, попытка снятия некоторых границ: "Европа без границ", попытка установления единой валюты, а главное — унификации человеческой личности по единому для всего мира шаблону. Одна и та же массовая культура, одни и те же прагматические ценности, внушаемые средствами массовой информации людям нашей земли. Закономерно, что вот-вот может появиться и одна всеобщая религия, призванная пропагандировать "общие человеческие ценности", но ни как не Христа распятого. Христианство должно раствориться, унифицироваться в море различных религий и сект. Потому-то так настойчиво и нагло сильными мира сего поддерживается и проталкивается идея экуменизма.

Принять ее Православию, это значит принять смертельный яд в свои недра. Это значит пойти по пути неизбежной гибели, ускорить пришествие антихриста на землю. "Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям" (Мф. 5, 13)□— говорится в Евангелии от Матфея. Эту мысль можно полностью применить и к современному состоянию Православия. Вопрос быть Православной Церкви как последней носительнице Истины или не быть, стоит крайне остро. Все мировые силы зла обрушились на Православную Церковь, стремясь смять ее, заставить сойти с пути первоапостольского учения.

Такая борьба ведется по многим направлениям. Это и попытки втянуть Русскую Православную Церковь в ересь экуменизма. Желание создать внутренний раскол, увлекая часть иерархов и паствы в ересь обновленчества. Стремление государства в силовой манере поставить Православие с его тысячелетней историей в России на один законодательный уровень с различными оккультными сектами и секточками. Не случайно бурю негодования в парламенте США и лично у президента этой страны вызвал законопроект о свободе совести, утвержденный нашим парламентом. В нем был закрыт зеленый свет американским сектам, духовно разлагающим народ России. Оказывается, мало оставить человека голодным, мало лишить его медицинского обслуживания и возможности получения хорошего образования, необходимо уничтожить его духовно, чтобы он никогда не восстал. Для этого враги России и пытаются дискредитировать Православие извне и внутренне, лишить его силы, посеяв раскол, смятение, уклонение в различные еретические новшества.

Недавно бывший помощник президента США по национальной безопасности Бжезинский заявил: "после того, как мы покончили с коммунизмом, главный наш враг — Православие" (В. Распутин. "России еще долго не подняться" Аиф №□38, 1997□г., с. 9). Билл Клинтон и сенаторы США, требуя отмены утвержденного нашим парламентом закона "О свободе совести", грозя в случае неповиновения различными экономическими санкциями, практически, присоединяются к данному заявлению.

Чем же так не угодила заморским правителям традиционная русская вера? Именно своими глубокими историческими традициями, неразрывной связью с культурой, историей, самой глубинной ментальностью русского человека. Недаром еще Ф. М. Достоевский писал, что "русский и православный слова синонимы", и в другом месте, что "русский без православия — дрянь, а не человек".

По дошедшим до нас данным, ЦРУ США занимается активным сбором банка данных, касающихся Православной Церкви в России. Их интересует все: экономическое положение, морально-нравственное состояние, срез социальных отношений и реальное влияние на общество. Не проходит без внимания ни один священнослужитель, ни одна православная организация.

Одновременно ни для кого не является секретом, что вал сект и секточек, пришедших к нам с Запада, как и некоторые наши отечественные еретические сообщества финансируются из источников ЦРУ. Разложение духовного здоровья народа, насаждение изначально чуждых для русского человека идей и взглядов, формирование психики наших сограждан на основе "ценностей" массовой культуры Запада, может привести к полному распаду духовного единства русского народа. Немалую роль в этом процессе играют и, по убеждению западных мудрецов, должны еще сыграть инородные религиозные сообщества и оккультные организации.

Заключение

Вопрос быть России как могучему государству или не быть, быть русскому народу или не быть, прямо зависит от того, устоит ли Православие как духовный стержень нашей Родины во всей своей полноте и неповрежденности или нет.

Поэтому необыкновенно важно твердо держаться Истины, не отступать от нее ни под какими предлогами, не бояться ярлыков типа: "консервативных" православных, обвинения в кондовости, темности и т.□д. Ведь предельно ясно откуда такие обвинения исходят и какую цель они преследуют. Необходимо неотступно держаться Истины, полученной от Самого Господа и так бережно хранимой нашими дедами и прадедами. Руководствуясь ей, они не только смогли достичь личного спасения, но и создать такую державу, в которой экономическая и государственная мощь сочеталась с высоким духовно-моральным климатом, при котором нравственно-этические качества человека достигали наибольшего расцвета и нередко приводили даже к святости. Необходимо не только сохранить наше духовное Православное сокровище, но и суметь передать его молодому поколению.

Ведь известно: за кем молодежь, за тем и будущее. Не случайно силы, враждебные Православию, пытаются перевести деятельность Церкви в любое русло, лишь бы она не оказывала воздействия на подрастающее поколение. Членов Церкви призывают к бескорыстному уходу за больными, умирающими, для их деятельности открыты дома престарелых, душевнобольных, тюрьмы, но закрыты детские сады, школы, вузы. Вы можете часто увидеть священника в больнице, хосписе, тюрьме, но, практически, никогда — во время учебных занятий в средней или высшей школе.

Безусловно, милосердие — извечная и обязательная часть деятельности Церкви. Но далеко не исчерпывающая ее цели и задачи. Те, к сожалению, далеко небольшие физические и материальные ресурсы, которыми обладает на сегодняшний день Православие в России, должны быть направлены прежде всего на возрождение духовной жизни нашей Родины. А для этого прежде всего необходима возможность свидетельства Истины через средства массовой информации, разрешение преподавания Закона Божия во всех младших, средних и высших учебных заведениях. Необходимо для восстановления духовно-исторической традиции нашего Отечества и создание новых произведений литературы, искусства, кинематографии — на основе православной духовности.

У человека должен быть выбор. На сегодняшний день у русского народа выбора путей развития своей духовной жизни нет. Как уже говорилось выше, массовая культура с ее эгоцентрическими идеалами заземленного, чисто чувственного бытия внедряется в души наших сограждан. Те несколько минут, которые посвящаются телевидением вопросам Православия, картины не меняют. Несколько заметок на христианские темы в лавине статей совершенно иной идейной направленности также не затрагивают умы большинства людей. Создается своего рода камуфляж: вроде бы и Православная Церковь есть, и признается, и не гонится, но… возможности реально влиять на происходящие в стране духовно-материальные процессы не имеет. Мало того, как уже упоминалось, делается все, чтобы лишить Православие его внутренней силы, расколоть и раздробить его. Задача же всех членов Православной Церкви совершенно иная, не только сохранить Истину в ее целостности и чистоте, но и донести её до как можно большего числа людей и, особенно, молодежи.

"Познайте Истину и Истина сделает вас свободными" — эти слова Священного Писания, обращенные к нам из далекого прошлого, особенно актуально звучат сегодня, когда Россия стоит перед выбором своего будущего.