Архимандрит Харлампий Василопулос
ПОЧЕМУ ТЫ НЕ В ЦЕРКВИ?
Благословение Греческой Православной Церкви
Брошюра архимандрита Греческой Православной Церкви Харлампия
Василопулоса «Почему ты не в Церкви?» на родине автора пользуется
огромной популярностью не одно десятилетие. Настоящий перевод
сделан с десятого издания. Книга, переведенная на русский язык с
новогреческого Натальей Головиной, заражает читателя горячей верой
автора. В простой и понятной форме повествуется о смысле 4-й
заповеди Господней, о Церкви, ее Таинствах, причинах,
препятствующих христианам быть верными чадами Церкви. Настоящее
издание дополнено понятиями о церковных обрядах и примерами из
жития святых отцов. Надеемся, что настоящая брошюра поможет Вам
найти путь к православному храму, а через него к Богу.
Источник: http://pravoslavie58region.ru/
Я не знаю твоих отношений с Церковью. Может быть, ты постоянно ходишь в храм, а может уже давно в разрыве с Церковью. Может быть, ты вообще не бываешь на Литургии или появляешься редко, как красное солнышко. Возможно, ты приходишь только по великим праздникам: на Пасху, в Рождество или на Крещение за святой водой. Да, может быть у тебя впереди недели, месяцы и годы, чтобы ходить в церковь, и, пропустив одну воскресную службу, ты можешь надеяться на «потом», а может быть, обкрадывая себя и находясь в разделении с Церковью, ты дотянешь до того, что не сам придешь, но тебя принесут…
Неужели ты думаешь, что, не обращаясь к Богу, ты можешь самостоятельно решить свои проблемы? Если бы ты знал, чего ты себя лишаешь! Но ты не знаешь, и отсюда все твои беды. Друг мой, прошу тебя, прими на себя небольшой труд, прочти эту книгу внимательно и до конца. После этого ты будешь твердо убежден в пользе и острой необходимости ходить храм
Не слышал ли ты, как люди легкомысленные или враждебные Церкви, утверждают, что храмы — это выдумки попов для их собственной наживы? Нет ничего глупее этого! Тогда печи — выдумки пекарей, а гостиницы — измышления их хозяев, вода же — изобретение дельцов для добывания денег. Но, милый мой, если бы не было у нас необходимости в еде, питье, сне, то не пользовались бы мы пекарнями, колодцами и гостиницами. Если бы не было у нас необходимости ходить в храм, не строили бы люди церквей. Для удовлетворения нашей первой потребности и служат церкви. Необходимость посещения храмов была у людей всех времен и народов. Потому-то храмы, алтари и святилища возводили по всей земле, располагая их в самых живописных местах. В центре городов, на вершинах гор, на высоких берегах, на холмах и в полях, на островах — повсюду находит кирка археолога величественные храмы. И там, где оставила свой след человеческая цивилизация, самые великолепные строения — это храмы. Парфенон, храм Соломона, Святая София и множество других останутся на века чудом архитектуры.
В наше время стоит и продолжает строиться бесчисленное множество храмов. Повсюду видишь их купола, большие и малые, встречаешь монастыри и часовни. И все это в двух шагах от собственного дома. Почему? Потому что мы испытываем в них безусловную потребность. Они нам необходимы, как вода и воздух, сопровождающие нашу жизнь. Более того, как вода и воздух, в изобилии окружающие нас, являются основным условием нашего физического существования, так и многочисленные храмы, воздвигнутые в непосредственной близости от наших домов, являются основным источником жизненных сил человека.
Появившись на свет, мы уже за это должны быть благодарны своим родителям, а Бог обещает нам за почитание их еще и награду. Причем, здесь, в этой жизни: "Чти отца своего и матерь свою. Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле" (Исх. 20,12). Так, благодаря за прошлое, ты приобретешь будущее.
Слово благодарности, обращенное к родителям, отправится от них дальше, всем твоим предкам. И так, оборачиваясь назад мысленным своим взором, ты обязательно встретишься с Создателем. А как Его благодарить?
Твои предки, приняв святое крещение, усвоили себе имя «православные». Этим же свойством они наградили и твою душу. Что это, неужели только дань традиции? Тогда почему православными становимся не только мы, имеющие православные корни, но и французы, американцы, японцы? Много православных также среди других народов и наций. Один только этот факт свидетельствует о том, что православие не национальная традиция, а нечто большее.
Наша вера называется «православной», что значит право, т. е. правильно славящая Бога. Даже враги нас так называют, соглашаются с тем, что мы правильно Его исповедуем. Правильность эта бережно охраняется от чужеродных влияний, от попыток примешать к Истине хотя бы капельку лжи. Твердое стояние в нашей вере досталось нам от предков, а они-то знали, что значит благодарить Бога, потому что сами ели от этих плодов и нам с тобой завещали.
Но кто же тогда те, которые не ходят в церковь? Разве они не люди? Или нет у них ног, ушей, головы? И глаза, друг мой, и ноги, и все остальное, конечно, у них есть. Но головы, уши, ноги есть и у животных, и гораздо крупнее, однако это не делает их людьми. Человека от животного можно отличить не столько по внешнему виду, сколько по тому, посещает ли он церковь. Если человек не ходит в церковь, то он уподобляется животному (не в обиду будет сказано).
Сам подумай: всю неделю человек, как и животное, постоянно занят поиском пищи, работает, чтобы прокормить себя и семью. Спит он — спит и зверь. Ест он — ест и бессловесная тварь. Отдыхает — отдых нужен и четвероногому. Какая же разница? А разница видна в воскресенье. Человек идет в храм и там предстоит Богу, чего животное не делает. Тот, кто не ходит в церковь, забывает, что он — человек и опускается до животного образа жизни. Дичает, становится зверем. Он может ходить в галстуке и быть свежевыбритым, но сердце его — сердце зверя.
Отчего страдает сегодня общество? От вражды и раздоров, от себялюбия и бессердечия сильных мира сего, несправедливости и обмана. Но храм — это мастерская общего дела, удивительный источник общественной справедливости. От звуков евангельского благовестия рушатся общественные перегородки, как стены Иерихона. Человеческая разобщенность, обусловленная социальными различиями, остается за церковной оградой. Богатые и бедные, великие и малые, с высоким положением и без него, друзья и бывшие враги находятся здесь в равном достоинстве и причащаются из одной Святой Чаши. Все рабы Господа чувствуют себя в церкви братьями, имеющими общее наследство — Царство Небесное. Мягче становятся их сердца, они выходят из храма более кроткими и смиренными, возвращаются домой гораздо более сдержанными.
Если вдруг заходит в церковь скупой богач и слышит евангельские слова: "Безумный, в эту ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?" (Лк. 12,20) — его душу начинают бередить угрызения совести. Не дождется он часа, когда можно уйти. Почему? Дело в том, что вчера он несправедливо захватил единственный дом вдовы своего брата. После Литургии спешит он навстречу ей. «Прости меня, — говорит он, — я поступил несправедливо. Дом — твой. Я возвращаю его». А разве мало тех, кто еще недавно был позором общества и мучением для семьи, но посещение церкви изменило их?
Жил в Пирее один хулиган. Осиротел в детстве и не знал церкви. С двенадцати лет начал воровать. Скатился на самое дно. По нему «плакала тюрьма», его боялись дружки. Его боялась жена и вся семья. Пьяница и полуночник, он считал, что жена должна ждать его, в какой бы час ночи он ни вернулся домой. И горе ей, если она засыпала: он избивал ее до полусмерти.
Один сапожник уговорил его сходить в воскресенье в храм Пресвятой Троицы. Там он познакомился и с другими прихожанами. На него произвело сильное впечатление то, что они не походили на людей из его собственной компании. С тех пор он начал постоянно ходить в церковь. Исповедовался, бросил пить, оставил наркотики. Начал носить деньги домой, взялся за воспитание детей и вместе с ними ходил в церковь. С окружающими стал дружелюбен. В кармане он всегда носил душеполезную книжку. Хотя сам читать не умел, но давал ее другим, чтобы они получили пользу. Так с посещения церкви началось его возрождение.
Как-то в порту один рабочий был не в духе и дал ему пощечину, но он не ответил ему. На обеде в кофейне все, кто его знал, обсуждали происшествие и угощали его. «Сегодня, — говорили грузчики, — видели чудо. Ягненок бил волка, а тот не пришел в ярость!» Те, кто ходит в церковь, составляют лучшую часть общества, даже если кто-нибудь и утверждает обратное. Сравним тысячу людей, посещающих храм, и тысячу не посещающих. Процент преступности среди верующих меньше, а среди неверующих больше. Говорят, и справедливо, что когда церкви зарастают травой, открываются тюрьмы, а когда церкви возрождаются — тюрьмы закрываются.
Не все из нас, христиан, ревностные подвижники. Есть и умеренные, и ленивые, и теплохладные — такие, кто только по имени христиане. Что же нам необходимо для того, чтобы прийти в себя, избежать духовного застоя и возгореться душою? Толчок, рука помощи, подходящая среда и окружение теплое и животворное.
Конечно, обстановка храма, духовная атмосфера церкви воодушевит нас. Неужели не знаем этого по опыту? Псалмы, гимны, славословия, благословение священника, моления, воскурения ладана, иконы святых и, прежде всего, Божественная Литургия возвышают нас.
Нас окружает усердие ревнителей, теплое благочестие верующих, умиление и сокрушение рядом стоящих. Священный огонь их веры передается и нашим душам. Как часто мы становились на колени, видя других коленопреклоненными! Проливали слезы, тронутые умилением нас окружающих! А сколько раз выходили из храма с обновленной душой, исполненной решимости сделать более серьезной и возвышенной нашу внутреннюю жизнь! Без сомнения, посещение церкви возвышает нас духовно.
Говорят, что даже простая смена рода деятельности обновляет силы. Поэтому видные политики в свободное время часто занимаются живописью или чем-нибудь другим. Но посещение церкви лучше укрепляет и освежает наш дух. Во время Французской революции ее лидеры, с целью ослабить влияние Церкви, запретили воскресный выходной. Рассчитывая, что девять рабочих дней позволят увеличить объем производства, они перенесли воскресный выходной. Конвент решил, что выходным будет не седьмой день, как установил Бог, а десятый. Но, скоро наученные горьким опытом, революционеры вынуждены были вернуться к воскресному отдыху, так как организм человека не выдерживал девяти дней непрерывного труда. Творец лучше знал человека, когда заповедал ему: "Шесть дней работай и делай в них все дела твои, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему" (Исх. 20,9-10).
Отдых не означает, что ты должен всю ночь смотреть фильмы или веселиться на вечеринках, а потом спать до полудня, пропуская воскресную службу. И не следует отвозить своих близких, малых и старых, для купаний в море и прогулок в горы или к морю далеко от храмов. Отдых — это также не чтение пустых романов, не перелистывание непристойных журналов и не посещение разгульных компаний. Все это оставляет грязные следы в душе и уродует не только дух, но и тело.
Много забот в жизни, много невзгод, много и испытаний. К кому обратиться за помощью? К сильным мира сего? Но они не обратят внимания на нас и далеко не в каждой ситуации могут помочь. И приходят люди в церковь, как гонимые ветром корабли возвращаются в порт. Иоанн Златоуст говорит: «Бог устроил церковь, как гавань, чтобы в ней, укрывшиеся от шума и треволнений жизненного моря, люди наслаждались великим покоем». В церкви ты обретешь силы противостоять житейским неурядицам. «Тебя, Господи, молим, все нам предстоящее ко благому направь, с путешествующими спутешествуй, больных посети, Врач душ и телес наших». Господь хранит тебя, если ты ходишь в храм, от всех напастей и бед, о которых ты даже и не подозреваешь.
Во времена Феодосия Великого в Константинополе продан был в рабство некто Феофил. Такова была сила его сыновней любви, что он согласился на рабство ради того, чтобы доставить пропитание своему престарелому отцу! Прощаясь с сыном, отец дал ему совет: «Сын мой, какие бы поручения ни давались тебе в воскресенье, прежде всего, иди в храм Божий. Литургию стой до конца, а потом иди по своим делам».
Купивший Феофила патриций Константин, один из придворных императора, очень полюбил его за добрый нрав и всегда держал его при себе. Однажды, торопясь на призыв императора, Константин забыл дома пакет с бумагами государственной важности. Посланный за пакетом Феофил вернулся в дом патриция неожиданно для его жены и застал ее, изменяющей супругу с одним из рабов. Бесстыдная женщина, чтобы скрыть свое беззаконие, так представила происшедшее мужу, когда тот вернулся домой: "Этот раб, который всегда при тебе, соблазнял меня и обесчестил бы, если бы на мой крик не прибежал другой раб. Ты или убьешь его, как он того и заслуживает, или я уйду к своему отцу". Преступница добилась своего и убедила мужа убить Феофила.
Патриций договорился с эпархом, чтобы его раба обезглавили, а голову прислали ему. Казнь решили совершить на следующий день. Наутро патриций Константин сказал Феофилу: «Иди к эпарху и поприветствуй его от моего имени, и он даст тебе ответ, которого я жду». Ничего не подозревающий Феофил отправился к эпарху, но, проходя мимо храма Пресвятой Богородицы, остановился. Шла Литургия. Он вошел в храм и отстоял ее. В это время преступный раб не находил себе места и все не мог дождаться людей эпарха, с головой Феофила. "Господин, — сказал он патрицию Константину, — не сходить ли мне в дом эпарха и не принести ли его ответ?" "Ступай", — ответил тот. Скоро побежал бессовестный раб к дому эпарха и поприветствовал его от имени патриция. Палач же, который был при этом, не раздумывая, отрубил ему голову. Он считал, что это и есть тот раб, смерти которого ищет патриций. И в то время, когда люди эпарха заворачивали отрубленную голову, чтобы послать ее Константину, входит Феофил и приветствует эпарха от имени патриция. Эпарх передал ему запечатанный сверток, и тот отнес его своему господину. "Что у тебя в руках?" — спросил его Константин. "Пакет, который мне дал эпарх, чтобы отнести тебе!" Посещение церкви спасло жизнь Феофила, а патриций узнал правду и усыновил его.
Спасен посещением церкви! Из церкви возвращаешься, друг мой, исполненный радости и благодати. «Приходи в церковь, — говорит Иоанн Златоуст, — чтобы уйти исполненным небесных даров, чтобы в любых положениях оставаться невредимым, чтобы, вооружившись духовным оружием, стать неуязвимым и неподвластным дьяволу». О возвращающемся из храма поэт сложил стихи:
Благовоние рекою
По дороге разлилось.
И невидимо с тобою
Сам Иисус Христос.
С Божиим благословением, которое ты получил в церкви, и дела твои пойдут на лад.
— Почему ты работаешь в воскресенье? — спросил один торговец ремесленника.
— Потому что я беден, — ответил он.
— Сколько лет ты работаешь?
— Всю мою жизнь.
— А ведь не стал богат! Давай уговоримся, что ты будешь хранить воскресный день. Шесть дней работай, не покладая рук, но в воскресенье иди в храм. Я зайду к тебе через полгода и восполню весь ущерб, который ты понесешь из-за посещения церкви…
— Ну, как дела? — спросил он его через шесть месяцев.
— Ничего, — ответил он ему. — Вот и коровку купил…
Прав, оказывается, тот, кто сказал: «Я знаю два верных способа, чтобы придти в бедность: воровство и работа в воскресный день!» Вспомните, кого мы стараемся защитить? Наших домочадцев. Так и Бог хранит тех, кто принадлежит Его Церкви.
В Ветхом Завете сказано: «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20,8). Для этого Бог повелел Моисею устроить Скинию Завета, которая стала центром богослужения. Подробно определил все, что относилось к обязанностям священства и принесению жертв.
Двенадцатилетнего Отрока Иисуса нашли в храме, Он и после постоянно ходил в синагоги, в храм Соломона. «И вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу» (Лк. 4,16). Апостолы вместе с верующими тоже ходили в храмы и совершали Литургию в домах христиан. «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2,42). И там же: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2,46).
Мученик Иустин Философ сообщает, что первые христиане собирались на богослужение каждое воскресенье. "Бывает у нас собрание, когда все, живущие по городам и селам, собираются в одном месте и читают Писания пророков. Когда чтец закончит, предстоятель словом наставляет и увещевает всех подражать услышанному. Потом все вместе встаем и воссылаем молитвы.
Когда же окончим молитву, приносится хлеб, вино и вода, и предстоятель также, насколько у него хватает сил, воссылает молитвы и благодарения. И народ выражает свое согласие словом «аминь». И бывает раздаяние каждому и приобщение Даров, над Которыми совершено благодарение. А тем, кого не было, они посылаются через дьяконов".
Тех, кто нарушал четвертую заповедь и не приходил в храм три воскресенья подряд, ждала строгая епитимья — отлучение от Церкви! «Если кто-нибудь, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, в три воскресные дня на протяжении трех седмиц не придет в церковное собрание, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения» (80-е правило Шестого Вселенского Собора). Да и как возможно не соблюдать заповедь, данную Самим Богом.
Задумывался ли ты когда-нибудь, в чем состоит наше человеческое призвание? В служении Богу! Мы созданы для того, чтобы служить всеобъемлющему и всесовершенному Богу. Причем, не важно, осознаем ли мы это или нет. Служение — это дело и горних духов.
В служении Богу заключено счастье человека. Мера счастья пропорциональна умению служить Богу. Нечто похожее происходит с музыкантом. Только тот, кто хорошо знает свое дело, кто проник в тайны гармонии, может наслаждаться музыкой. Бетховен, например, слушая музыку, чувствовал себя как в раю. Миллионы подвижников, несмотря на все лишения и страдания, испытывали блаженство, потому что твердо предали себя на служение Богу.
К Нему будут устремлены наши желания и в будущей жизни.
Как же ты войдешь в Царство Божие, и какое испытаешь блаженство, если в настоящей жизни не ходил в храм и не научился служить Богу? Тот, кто не ходил в школу и не выучил букв; как сможет поступить в университет и получать удовольствие от занятий в нем? В грядущей жизни, когда мы увидим вещи в их истинном свете, многие будут горько раскаиваться и скажут: «Если бы я знал об этом раньше». Но будет поздно: не потрудившись в своем призвании на земле, они утратили его навсегда.
Не посещая церковь, многие рассуждают примерно так: «Ничего страшного. Бог вездесущ, могу помолиться и у себя дома». Но одно дело дома, и совсем иное — в церкви. Дома можешь помолиться, но не можешь совершить Божественную Литургию. В церкви пребывает Сам Христос. Ему принадлежат слова: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них». Если же Он пребывает среди двоих или троих, подумай, с какой радостью Он находится там, где собрались десятки, сотни и даже тысячи. Всякое дело, о котором бы не попросили люди вместе, благословит Господь. По обетованию ждем в церкви от Бога исполнения прошений своих, и Отец наш дает нам в избытке благословение Свое. Да и какой отец, если все дети вместе просят его о чем-нибудь полезном, не исполнит их просьбу с радостью? Вот почему нужно всем верующим, которые знают об этом, звать с собой в церковь других. А чем больше будет призывающих, тем больше будет услышавших и отозвавшихся.
Потому-то дьявол всегда мешает и старается отвлечь человека от церкви. Что разрушают захватчики во время войны, прежде всего? Линии связи, чтобы отрезать снабжение. Как-то в воскресенье утром один святой проходил мимо часовни, на крыше которой безмятежно спал бес. Прошел подвижник мимо и дошел до соседнего селения. Тут он увидел, как христиане собирались в церковь, и многие были уже внутри. А вокруг храма клубились толпы бесов, которые с оружием и различными орудиями окружали храм.
— Что происходит? — спросил он одного из них.
— Церковь здесь, церковь и там. Почему же здесь вас такое множество, а там всего один?
— Все очень просто, — был ему ответ, — часовня сейчас пуста, там хватит и одного беса. Здесь же, как видишь, полно работы…
«Я хочу идти в храм, но не могу. Мне не в чем, — восклицает кое-кто, — как я могу пойти в таком старье?» Иными словами, если бы у тебя был красивый и модный наряд, ты бы пошла. Но в таком случае ты идешь не ради Бога, а ради своей одежды, чтобы щегольнуть ею. Но где же ты слышала, что в Евангелии Христос говорит о том, что нужно нарядиться в красивые и модные одежды, чтобы пойти в церковь? Не одежду увидит Христос, а твое расположение духа, твою готовность молиться и служить Ему. Какой бы старой ни была одежда, она не должна препятствовать тебе идти в храм. Тебя волнует, что скажут люди? Разберись, о чем ты заботишься перед дверями храма: о человеческом или о Божьем? Разве не видят тебя прихожане вне храма и не знают, есть у тебя наряды или нет? А еще рассуди так: если бы у тебя вообще не было хорошей одежды, ты смирилась бы и ходила, не обращая внимания на пересуды и замечания людей. Также иди и к Богу, и будешь иметь награду от Него.
Есть и такие, кто не ходит в церковь, потому что им не нравятся священники, дьячки, чтецы, певцы и прихожане. Но, милый мой, для чего ты приходишь в церковь? Чтобы на людей посмотреть или Богу помолиться? Хороши или плохи другие — это не твое дело. Твоя задача видеть собственные грехи, чтобы получить прощение от Бога. А священников, друг мой, плохие они или хорошие, будет судить Бог. Но даже если они и плохи, они — слуги Божий и совершители Таинств. Они поставлены Богом, чтобы подавать прощение, освящение и благословение. Если царь призывает тебя в чертоги, чтобы дать то, что ты хочешь, откажешься ли ты прийти только потому, что распорядитель дворца недостаточно хорош? Ты ходишь, любезнейший, не ради священника и не ради дьячка, а ради Христа, чтобы получить то, что даст тебе Бог через священника. Роза, держит ли ее рука невинного ребенка или преступная рука убийцы, источает тот же аромат. И благодать, которая преподается тебе добродетельным священником или недостойным, исходит прямо от Христа, Который и есть наш Тайно водитель.
Еще говорят так: «Я потерял всякую надежду, нечего мне делать в церкви. Да и зачем я пойду туда после того, как потерял и ребенка, и жену?» И человек месяцы и годы не ходит в церковь.
А куда же еще тебе пойти? Конечно, если бы тебя позвали на свадьбу или на торжество с танцами и застольем, у тебя было бы полное право отказаться. Но речь идет о том, чтобы ты пришел в дом Божий. Здесь вступишь в общение со своим Спасителем. Здесь получишь утешение. Здесь услышишь из Евангелия и проповеди, что близкий тебе человек не умер, но жив. Он сейчас в ином, лучшем мире.
В храме ты можешь проявить попечение о родном тебе человеке, который уже перешел в жизнь вечную. Знаешь ли, какую помощь и облегчение сам получишь и его душе принесешь поминовением за Божественной Литургией? Во время возгласа священника «Твоя от Твоих», скажи: «Господи, упокой душу его!» Большое облегчение получит он от этого.
"Откуда у меня свободное время? — восклицает домохозяйка. — Нужно и дом убрать, и обед приготовить". Отлично! Во славу живота пренебрегаешь Церковью! Но кто же заставляет тебя бросить домашние дела? У хорошей хозяйки все готово еще накануне вечером. Не оставляй назавтра то, что можно сделать сегодня. Тот же, кто понимает необходимость посещения церкви, не только с домашней работой справляется, но успевает сделать еще и множество других дел.
Мужчины тоже вторят: «Кто же говорит, что церковь это плохо? Но когда заниматься своими делами?» Это они говорят, подразумевая отнюдь не первостепенные свои обязанности. На воскресенье оставляют все мелочи: переписку и походы по магазинам. На тот же день планируются путешествия, назначают встречи и вообще все, что не успели сделать за неделю.
Дорогой мой! Неужели тебе не достаточно было целой недели, чтобы справиться с будничной рутиной? Запомни: деньги, заработанные в воскресенье, это огонь, который пожрет и остальные. Сколько хочешь работай, но Бог даст тебе столько, сколько посчитает нужным.
Кроме того, воскресенье — это день Божий, который ты должен посвятить Ему. Самый главный твой труд в этот день — пойти в церковь, помолиться, услышать Слово Божие. И, конечно, всей семьей. Подчеркиваю — всей семьей. Ведь если дети не привыкнут к храму маленькими, они не зайдут в него и большими.
В воскресенье следует позаботиться о своей душе. Разве человек не двусоставен? Разве кроме тела нет у него души? И разве душа не важнее? Разве не подобало бы большее число дней заботиться о душе и только один день — о теле? Но Бог шесть дней определил нам для нужд тела и только один — для души. А мы и этим днем пренебрегаем!
Как-то слышал я от священника такой рассказ: — Встретился богатому человеку на пути нищий. Бедняк рассказал ему о своих несчастьях. Тот сжалился над ним и от семи лир, которые у него были, дал две. После того, как нищий рассказал и о других своих бедах, получил еще две лиры. Подойдя к источнику, они решили подкрепиться. Богач поделился со спутником своей едой и, услышав следующую историю из его жизни, отдал еще две лиры. Так он был милосерден! Получивший же шесть лир вместо признательности внезапно выхватив из-под одежды нож, и потребовал седьмую лиру. Черная неблагодарность! Чего же он достоин? — закончил свой рассказ священник.
— Смерти! — закричали его слушатели.
— И вы заслуживаете такого строгого наказания, — сказал он им. — Вы и есть тот самый неблагодарный нищий. Бог дал вам шесть дней и только один отделил для Себя. А вы и этот день похищаете у Него.
И в самом деле, в суете многие забывают о церкви. Воскресенье у них посвящено пустой трате времени и, к сожалению, грехам. Под страхом наказания трудится рабочий всю неделю, а в воскресенье пирует, безумствует в кофейнях и притонах. Прожигает время в кинотеатрах, театрах, на пляже. Такие христиане вместо того, чтобы святить воскресенье, сквернят его. Бог может повторить: «Субботы ваши ненавистны душе моей». Бедняги! Тот, кто не ходит в церковь, не может понять, какого сокровища он лишается! Предположим, что каждому, пришедшему в храм в воскресенье, священники бы давали по сто лир. Что скажете? Стали бы искать отговорки, чтобы не пойти? Уверен — нет. Не сомневаюсь, приходили бы еще на рассвете. Раньше священников!
Никаких дел в воскресенье! Никаких поблажек! В 1884 году в Лондоне с визитом находился царь Николай. Он хотел посетить в воскресное утро одну мастерскую, пользующуюся мировой славой. Послали к управляющему, чтобы сообщить монаршую волю…
— К сожалению, — ответил управляющий, — мастерская в воскресенье утром не работает.
Его попросили:
— Надо открыть на час — два, этим заслужите благосклонность царя со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Благосклонность царя — это хорошо. Но даже если я прикажу начать работу в воскресенье утром, рабочие не выполнят моего приказа, потому что он противен воле Божией. В это время они будут в церкви, — ответил управляющий.
Еще говорят: «Я слушаю радио и часто ловлю программу «Митрополия» с церковной музыкой». Но радио, дорогой мой, для больных, для живущих на чужбине, для плавающих в океане — для тех, кто не может придти в храм. Оно не для здоровых. Здоровый стоит в церкви. Да и главное во время богослужения не музыка, а Таинство, Жертва Христова. Она не совершается дома. Христос приносит Сам Себя в жертву за верующих в Него, и ради этого Бог подает благое и полезное нам на потребу. Бог не может отречься от нас. К этому Его понуждает Жертва Христова. Радиотрансляция или телепередача не может сообщить всей полноты богослужения. Во время богослужения — трапеза духовная, а по радио — только запах от нее. Насытишься ли ты запахом?
Экскурсии стали в наше время еще одним препятствием для посещения церкви.
В час, когда звонят колокола, созывая христиан, устраиваются и путешествия. Юноши с девушками, старики с внучатами, еле переставляющие ноги бабушки спешат к экскурсионному автобусу. Оправдание такое: целую неделю работаем, хочется отдохнуть, подышать свежим воздухом. Позволителен и воздух, и прогулки, но ведь многие ездят не ради воздуха, а ради моды.
Но получают ли отдых? Только измучаются. И идут в понедельник на работу разбитыми.
А вот как было бы разумнее. Вначале — церковь, потом — поездка. Побудьте на службе, и после нее отправляйтесь на место встречи. Автобус не будет ждать? Или договоритесь, чтобы подождал, или организуйте поездку с христианами.
Говорят, и небезосновательно, что такие поездки устраиваются преднамеренно противниками христианства, чтобы верующие не ходили в храм. Евреи, до сих пор соблюдающие субботу, вынуждены были отдыхать в воскресенье по причине христианского праздника. Но они добились, чтобы и суббота была признана выходным днем, якобы для того, чтобы люди могли ездить на двухдневные прогулки. Сначала они добились этого в Америке, потом и по всему миру. А двухдневные поездки становятся привычным и у нас, православных христиан, призванных славить Христа в воскресенье.
Многие не могут попасть в церковь, потому что в воскресенье с утра отправляются в горы, долины и на морское побережье с ружьями в сопровождении собак или с разными рыболовными снастями. И какая же от этого польза? Коварна страсть охотничья, коварна — рыболовная:
Стреляешь, удишь — а когда
Бывает миска полна!?
И верно:
Весь день в охотничьих бегах
А на ужин — при бобах.
Ходят целый день, их терзают колючки, мучает то холод, то зной — и все это ради того, чтобы вернуться домой чаще всего с пустыми руками. Хорошо, если бы только это. А ведь ради какой-то подстреленной птички, загнанного зайца или пойманной рыбешки они забывают о церкви! «Но это же страсть!» — скажешь ты. Конечно, потому и следует бороться с ней, чтобы никакая страсть не властвовала над тобой.
— Только воскресенье и остается, чтобы выспаться.
— Ты что же, не спишь в другие дни?
— Ну а дела, работа?
В воскресенье — церковь. На службе боишься ослушаться начальника своего. А Бога не боишься? Если пропустишь работу, потеряешь дневной заработок. Не подумал, что ты теряешь, удаляясь от церкви и от Бога?
Итак, ты хочешь выспаться. Ложись в субботу пораньше и не сиди до полуночи в театрах, кинотеатрах, и на вечеринках. В субботу тебе следует удаляться от других занятий, чтобы подготовить себя к главному визиту, который ты нанесешь на следующий день Богу.
Хороший христианин помнит о церкви всю неделю. С нетерпением ждет он, когда наступит воскресенье, чтобы пойти в храм. Если же ты беспечно провел всю неделю, то хотя бы в воскресенье постарайся направить свой ум на размышление о церкви. Управляй им, несмотря на то, что он, как вор, брошенный в тюрьму, будет искать любую возможность, чтобы вырваться на свободу в объятия мирских помыслов.
Прежде всего, этот день надо посвятить подготовке к Воскресной службе.
А начать надо с чистоты телесной. Ты же ходишь наглаженным на официальные встречи. Как же к Богу собираешься немытым? Но я подчеркиваю, что все эти приготовления должны быть совершены накануне вечером, а не на следующее утро. Утром же лучше пораньше прийти в церковь.
Не забудь и о настрое душевном. Прочти, если есть возможность, Евангелие и Апостол следующего дня, а также связанную с чтением проповедь из «Сборника церковных проповедей». Еще прочти, если собираешься причащаться, последование. Испытай сам себя, как прожил неделю, чтобы перед Крестом и Евангелием вспомнить все, в чем согрешил с момента последней исповеди. Можешь записать свои грехи на бумагу, чтобы враг не отвлек тебя, и ты не забыл бы раскаяться даже в самом малом прегрешении. Вспомни все, чтобы получить прощение у Бога. Вспомни обо всех благодеяниях, полученных от Бога, и возблагодари Его. И будь начеку, потому что сатана в субботу будет всячески препятствовать тебе, особенно если ты готовишься к Причастию.
Тот, кто разговаривает в храме, сам не молится, и другим мешает.
Вошел как-то семинарист в храм и со вниманием следил за Литургией. Рядом стоявший знакомый спросил его: «Что вам преподают в семинарии?» Тот промолчал, а сосед не успокаивался: «Чему вас учат в семинарии»? И опять не получил ответа. В третий раз спросил он: «Я тебя спрашиваю, чему вас учат?» «Не болтать в церкви», — был ответ.
Многие имеют обыкновение тихонько подпевать и подхватывать слова священника или чтеца вслух, не задумываясь над тем, не мешают ли они своим соседям молиться. Нужно соблюдать порядок. Церковь — это храм Божий, а не рыночная площадь.
Славословят вслух чтецы и священники. Верующие же молятся про себя.
В древней Церкви народ молился вслух, обязательными для общего исполнения были часто повторяющиеся тропари. Да и сейчас, по знаку дьякона весь приход может петь «Свете тихий», «Взбранной Воеводе», «Христос воскресе».
Общими для всех прихожан в церкви являются молитвы «Отче наш…», «Верую…», тропари и величания праздникам. (Иногда по усмотрению настоятеля разрешается пение и других молитв. — Изд.)
Сиди, когда это позволительно, и стой во время важных моментов, как сказано: «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя — о ногах». Во время Шестопсалмия будь на ногах, а также во время «Честнейшей», Великого славословия, возгласа «Благословенно Царство», Малого входа, чтения Евангелия, ведь это — Слово Божие. Когда войску читают приказ царя, разве не стоя слушают воины? Во время Символа Веры тоже стой. Особенно внимателен будь во время возгласа «Твоя от Твоих»! Именно в это время сходит Святой Дух и совершается Чудо Пресуществления хлеба и вина в Плоть и Кровь Христову. Это и есть самый главный момент Таинства, сердце Божественной Литургии. Стоя, пой «Отче наш». Когда же услышишь «Со страхом Божиим», поклонись благоговейно, потому что в это время в Святой Чаше выходит на солею Сам Христос. Хорошо было бы, если бы каждый имел свое сидение, как это было в древней Церкви (отсюда возглас: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия чтение»). Но не потому, что мало места и много молящихся. Сидения подобает уступать больным и старым. Не занимай сидения нагло, так, чтобы трудно тебя было сдвинуть с места даже бульдозером. Конечно, устанешь, но чем больше труд, тем больше награда от Бога.
Следует также знать, когда совершают крестное знамение. В начале и в конце всякой молитвы, в начале утрени, когда священник возглашает: «Благословен Бог». При вознесении имени Пресвятой Троицы: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа…». Во время возношения имени Пресвятой Богородицы, во время молитвы «Честнейшую». Когда слышишь имя святого дня на отпусте и в ключевые моменты богослужения, например, при возгласе «Твоя от Твоих» и т. д. И пусть тебя не смущает, что поначалу ты будешь делать что-то не так. Знания и опыт приходят со временем.
Как же грустно бывает наблюдать толкотню перед Святой Чашей. Спорят, кто первый подойдет, галдят, пихаются! Был даже такой случай: один обогнал другого, а тот его… убил. Прямо перед Чашей.
В строгом порядке один за другим должны приближаться к Чаше христиане. Каждый молится про себя, чтобы помиловал его Бог. Вспомни, человек, куда ты подходишь, и не обращай снимания на других, хорошо ли они себя ведут. Не обижайся, если сделает тебе замечание священник, и не смотри свирепо, если кто-нибудь тебя одернет.
Бывает, служба еще не закончилась, а уже слышны приветствия, смешки. Всю Литургию царила тишина, а в конце подняли шум. И вот наблюдаешь, как перед храмом, даже еще в притворе, начинаются приветствия, объятия. Что это, козы, которые вырвались из загона? Нет, это христиане, выйдя из храма, общаются друг с другом.
Храм — это не забегаловка, куда каждый приходит, поест и уходит. Это дом Отца нашего Небесного. Конечно, посещение церкви дает нам возможность побыть среди братьев и сестер. Было бы полезно продолжить это общение, но не в стенах храма и не во время службы.
Самое яркое выражение чувства любви — это поцелуй. Когда мы подходим к иконе с тем, чтобы выразить свое отношение к изображенному на ней святому, Матери Божией или Самому Господу Иисусу Христу, мы, по слову Иоанна Дамаскина, обращаемся не к дереву и краскам, а к Первообразу. Мы, касаясь губами досок, адресуем поцелуй Самому Христу, Пресвятой Богородице и святым, изображенным на иконах.
Но чтобы была польза, нужен порядок. Каждый, кто входит в церковь, прикладывается к чтимой иконе храма. Не обходи во время службы все иконы церкви и иконостаса, как архиерей. Это называется бесчинием и непослушанием. Когда ты бродишь по всему храму, ты мешаешь молящимся, им трудно сосредоточиться. Твое почитание икон становится для них соблазном. К остальным иконам подойдешь в другое время. «Все да будет у вас благопристойно и по чину», — наставляет Писание.
Многие без устали уверяют, что Божественная Литургия есть только воспоминание, а хлеб и вино — образы и, как образы, не имеют достоинства. Запомни, что это не образы. Это Плоть и Кровь Христовы, и, конечно, велико Таинство, которое совершается.
Божественная Литургия есть центр всего богослужения. Без нее невозможно спастись и войти в Царствие Божие. Церковь — это космический корабль, который доставит тебя на Небо. А знаешь, почему? Потому что в ней совершается Жертва. Приносится в Жертву Христос, Агнец Божий. Он предлагает пищу, которая дарует нам вечную жизнь. «Я есмь Хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6,35). Жертва эта благоприятна Богу, как ничто другое! Он принимает Ее и дарует нам Свое благословение и милость. И вот почему.
Известно, что человечество сбилось с пути, стало виновно перед Богом в непослушании. Велик грех, велико и наказание. Сознание вины заставляло людей искать прошения у Бога. Во все времена люди старались умилостивить Его жертвами. В жертву приносили овец, тельцов и даже собственных детей. "Земля осквернилась убийством. Заклали сыновей своих и дочерей своих", — восклицает пророк. Были ли они прошены? Нет, сознание вины оставалось. Необходимо было принести единственную Жертву бесконечного достоинства, которая могла соответствовать Божественной Справедливости, и которую желал Бог.
А где грешный человек мог найти соответствующую Жертву? Нигде. Ее нельзя было найти среди животных и даже среди невинных человеческих детей. Не было на земле ничего, что могло стать достойной ценой прошения человечества. И тогда Господь Сам дал людям необходимую Жертву.
Он послал на землю Своего Единородного Сына Иисуса Христа как единственно возможное приношение Себе. И Он был заклан на Голгофе. Жертва великая, неизмеримой цены! Сын Божий Единородный закалается. Он, Безвинный, терпит наказание, чтобы были прощены и спасены виновные. Это ли не выражение Любви?!
За каждой Литургией возобновляется та единственная Жертва. Снова закалается Христос и приносится в жертву ради нас и ради нашего спасения. На Святом Престоле Сам Христос. Святой Дух сходит на Жертвенник и Прелагает хлеб и вино в Плоть и Кровь Христову. Жертва совершилась.
И снова Бог приемлет Ее. Ради Жертвы Сына Своего дарует нам прощение и то, о чем мы просим в этот момент. Я спрашиваю, неужели это образ? Нет, это совершается действительное Таинство.
И она имеет значение. Просфорой она называется, потому что приносится (просфора (греч.) — приношение. Хлеб, употребляемый для совершения таинства. — Пер.).
Иногда ее называют и «литургией», т. к. без нее невозможна Литургия. Если бы были нужны золото и алмазы для такой великой Жертвы, где бы мы их взяли? Вот почему премудрость и любовь Божия нашла этот простой способ.
Хлеб можно найти в любом доме. Принесенный в храм, этот дар твой станет Телом Христовым! Подумай, какой великой чести может удостоиться твой дом. Представь себе, что царь для того, чтобы накормить своих детей, согласился бы принять от тебя хлеб, который ты замесил, и пищу, которую ты приготовил. Как бы ты был горд! Как бы бережно готовил ее и принес во дворец. А тут ты готовишь для Самого Бога, и Он принимает твое приношение! Разве это не чудо?
Предки наши знали об этом и были очень благоговейны. Отбирали лучшее пшеничное зерно и собственноручно мололи его. Были и специальное решето, и мешалка, чтобы приготовить просфору. Жена, которая месила тесто, молилась. Приготовление превращалось в священнодействие. Но соответственно потраченным силам Бог каждому дает и награду. Итак, когда просфора твоя, человек, пресуществится в Плоть Христову, скажи мне, разве это образ?
Вместе с просфорой подаем мы записки с именами наших сродников живых и усопших. (В наших храмах и монастырях записки с именами о поминании подаются без просфор. Просфоры для совершения Таинства выпекают в специальных помещениях и берут их оттуда, минуя стадию подачи записок). Зачем мы подаем эти записки? Во время проскомидии полагаются частицы на святой Дискос, и рядом с частицами Пресвятой Богородицы, Ангельских воинств, святых, лежат и частицы, вынутые по одной за каждое поданное имя. Поминание совершают священники. В этот момент, во время свершения Жертвы, наши сродники присутствуют рядом с Христом и вместе с Пресвятой Богородицей, душами святых и Ангелами. И ради этого дарует Бог умершим покой, а живущим покровительство и благословение. Приведем один из многочисленных случаев чудесной помощи. В 1922 году в Средней Азии во время войны находился сын одной семьи из Мессины. Домашние очень волновались за него и даже ночью, когда происходили сражения, заказывали Литургию. Однажды, на пять часов утра пришелся момент службы, когда священник возгласил "Твоя от Твоих!", а родные и близкие особенно усердно молились о своем солдате. Через несколько дней он написал в письме о том, что в ту памятную ночь он был взят в плен, но в пять часов утра ему удалось сбежать от врагов! Вот какое значение имеет поминовение.
Их использовали еще в катакомбах для освещения и как дар Богу. В настоящее время они символизируют наше собственное молитвенное настроение. Афанасий Великий пишет: «Мы приносим свечи, елей и ладан». А для Господа может быть достаточно и свечи как знака того, что совершилось примирение между нами и Богом.
То же самое относится и к ладану. У него двойное действие. Ладан возжигаем Богу «в воню благоухания духовного», чтобы «ниспослал нам благодать Святого Духа». Кадим ладаном и из-за дьявола. Но для него — это запах смертоносный.
Мучается, обращается в бегство и бывает посрамлен. Не может его вынести. Вот почему кадят во время молебна. И до того как начнется Божественная Литургия, следует изгнать злых духов из храма. Поэтому кадят и в начале таинства Крещения купель, чтобы «не утаился в воде демон темный». Вот почему необходим ладан во время совершения богослужений и таинств.
Как дождь возращает семя, так церковная служба укрепляет душу в добродетели.
Можно сказать, что не столько человек созидает и посвящает храм Богу, сколько Сам Бог дарует Свой храм человеку.
В Православной Церкви есть много священнодействий, которые формою своего совершения имеют сходство с Таинствами и называются обрядами. Но существо обрядов состоит не во внешних видимых действиях, а во внутреннем молитвенном возношении к Богу.
Таинства установлены Основателем Церкви — Господом Иисусом Христом. Этого нельзя сказать об обрядах. Многие из обрядов не были установлены Христом или даже апостолами и вошли в употребление в послеапостольское время. Поэтому обряды могут совершаться и совершаются и над неодушевленными предметами.
Обряды совершаются не с целью низведения на верующих благодати, а с целью призвать на человека, а часто даже и на внешнюю жизнь и деятельность его, вообще милость Божию, благословение Божие.
В оправдание своего отступления от церковной жизни некоторые говорят о наших церковных порядках: «У вас все только обряды и обряды, и больше ничего; исполнил обряд — и спокоен».
В самом деле, что значит слово обряд? Возьмем богослужебную часть, потому что в ней наиболее выражается церковная жизнь. Что есть каждое священнослужение? Ряд молитв, которые читаются, поются и мысленно возносятся к Богу. В этом существо священнослужения. И всякое такое служение требует своего времени, места и порядка, своей обстановки. Все это есть обряд. Но существо дела не в этом внешнем, а в ряде молитвословий, совершаемых при этом.
Возьмем простое дело — писание письма. Тут нужно и перо, и чернила, и бумага; нужно и приспособиться к писанию. Но все это — внешняя обстановка, без нее не напишешь письма; но когда она есть, нельзя сказать, что письмо напишется. Письмо образуется в уме и сердце. Когда это выразится на бумаге, тогда и явится письмо.
Таково и всякое священнослужение и молитвословие. Духовная потребность и желание вознестись к Богу с прошением или благодарением вызывает известное молитвенное действование телом, которое, будучи совершено, являет дело молитвы, в которой внутреннее и духовное сочетается с внешним и телесным. Смотря на пишущего письмо, не думаешь же, ты, что во внешнем положении пишущего и в порядке его действий заключается все дело письмописания? Не думай и не говори того же и о молитве и служении Богу.
Мы свою веру и свое служение Богу считаем нужным выражать внешним установленным порядком. Но при этом силу полагаем не во внешнем, а во внутреннем, т. е. веруем не в силу внешнего чина, а в силу внутреннего обращения к Богу.
И в других сторонах церковной жизни, таких, как пост и милостыня, существо составляет дух, с каким они совершаются, а не видимость, в какой являются. И в посте есть своя, Церковью утвержденная внешняя сторона, которая наиболее зрима во время говения. И милостыню, по заведенным в Церкви порядкам, тоже творят разнообразно: обеды для нищих устраивают, по тюрьмам ездят, больных посещают и по силе своей подают бедным. Все это — церковные порядки обрядового свойства. Но и здесь существо дела не во внешних порядках, а во внутреннем духовном настроении. В лощении и вообще в подвигах существо дела не в одном отказе себе в пище, сне и прочем, а в духе покаянного сокрушения и смирения и в отрешении от всякого самоугодия. Так же в творении милостыни и вообще в доброделании существо не во внешнем образе, а более во внутреннем расположении, т. е. в милостиво — возгреваемой воззрением на всемилостивого Господа, Его святую заповедь и славу имени Его.
Вообрази большую, широкую и глубокую реку. Через нее построены мосты и устроены разные другие переправы, лодки, пароходы. Из тех, кому нужно переправиться на другую сторону, кто идет через мост, кто садится в лодку или пароход, и переправляются.
Но вот явились мудрецы, которые, возмечтав, что им для переправы не нужны ни мосты, ни лодки, что дух некий схватит их и перенесет, сели на берегу в сказанной уверенности и сидят, не двигаясь, лишь с усмешкою посматривая на других, переправляющихся, как заведено, и обзывая их суетными. Попадут ли они когда-либо на другой берег? Конечно, нет. Так и просидят весь свои век.
Точь-в-точь в таком находятся положении те, которые чуждаются Святой Церкви и всех ее спасительных учреждений, Самим Господом установленных во спасение наше. Не видать им того берега, не ступить на землю спасенных.
Без внешних чинов нам, временно пространственным, быть нельзя. И у Ангелов есть свои чины. И в будущем веке будут свои. И на все свое время, место и порядок. Только в духе служение Богу может и должно быть непрерывно, не ограничиваясь ни временем, ни местом, ни положением.
Дух наш питается и живет, проходя многие чины церковной жизни и извлекая из них сокрытые в них духовные стихии.
Как кровоточивая, коснувшись края ризы Господа, привлекла Его целительную силу, так всякий, делающий что-либо церковное или участвующий в том, принимает приток духовных стихий для оживления своего духа.
Следует понимать, что Церковь преисполнена Небесных сил. Кто придет в соприкосновение с нею, тот причастится ее сил. Вводят же в это соприкосновение разнообразные церковные молитвословия или молитвенные чины. Через какой чин ни прикоснись к Церкви, ты коснешься всей ее силы. А вот вне Церкви — что ни делай, ничего выходить не будет.
И в отношениях житейских, если известное лицо, в определенные времена, без достаточных причин не посещает известный дом, принимается за знак того, что это лицо не дорожит этим домом и прерывает с ним отношения. Не то же ли самое бывает, когда христианин в праздничные дни, которые назначаются Церковью для посещения храмов и участия в общественной молитве, или редко посещает, или вовсе не посещает храм Божий и не хочет участвовать в общественном богослужении? Не явный ли это со стороны его знак холодности к завету с Богом или его нарушения?
Можешь пить воду в своем доме; но надобно, чтобы по временам ты приходил почерпать ее из источника или реки. Подобно сему, можешь и в твоем доме, и в уединенной храмине сердца твоего вкушать от воды благодати в молитве; но надобно, чтобы по временам приходил ты почерпать воду благодати во храме Божием, где она особенно жива и живоносна, как в источнике, и обильна, как в реке.
Храм Божий есть высшее в мире христианское училище, потому что здесь преподается наука из наук — наука спасения; здесь предлагается для всех христиан на все времена и во всей полноте и совершенстве закон Божий.
Все наше богослужение составлено так, что внимательному христианину приводит на память и догматы, и правила жизни.
Церковные молитвословия содержат в себе пространное христианское догматическое и нравственное богословие: неопустительно посещающий церковь и тщательно внимающий ее чтению и песнопениям может вполне научиться всему нужному для православного христианина на поприще веры.
Мир — чужая нам страна, дом наш на небе, преддверье этого дома — храм земной. Спешите же сюда, как спешат из чужой страны под кров родительский. Здесь будете сретать вы всякий раз объятья Отца. Как дети спешат на зов любимой матери, желая насладиться ее ласками, так спешите и вы в храм. Здесь мать наша — Церковь любовно будет обнимать вас и обильно питать вас всякими духовными сладостями.
Где же теперь те, которые теснили нас в праздники? Я слышу, как многие ссылаются на жар и говорят: "Теперь сильная духота, несносный жар, мы не можем переносить затруднений и тесноты в толпе, обливаясь потом и изнемогая от жара и тесноты". Мне стыдно за таких людей, поверьте; это — отговорки женщин, или, лучше, отговорки, недостаточные для оправдания и их, у которых тела нежнее и природа слабее. Не безрассудно ли такое оправдание, тогда как святые, находясь в печи, в огне, во рве, посреди зверей, в тине, в темнице, в колодке, в ранах, под стражею и среди невыносимых бедствий, никогда не ссылаясь ни на что подобное, но с великой готовностью и пламенным усердием постоянно пребывали в молитвах и священных песнопениях.
Мы, не потерпев ни малого, ни великого из исчисленных бедствий, по причине жара, малой теплоты и пота пренебрегаем собственным спасением и, оставив здешние собрания, блуждаем вне, растлеваясь в собраниях, не имеющих ничего здравого. Такова роса божественных изречений, и ты ссылаешься на жар? Вода, — говорит Христос, — юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущая в живот вечный (Ин. 4, 14). И еще: веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки из чрева его истекут воды живы (Ин. 7, 38). Ты, имея источники и реки духовные, скажи мне, боишься жара чувственного? А на торжище, где такой шум, теснота и великий зной, скажи мне, почему ты не жалуешься на духоту и жар? Эти отговорки происходят от беспечности, от души нерадивой и лишенной пламени Духа.
Неужели ты не стыдишься иудеев, которые с такой точностью соблюдают субботу и с самого вечера прекращают всякие работы? Как только они увидят в пятницу, что солнце склоняется к западу, то прекращают договоры и оканчивают торговлю; и если кто, купив что-нибудь у них перед вечером, придет вечером и принесет плату, то они не позволяют себе принять ее и получить серебро.
Но что я говорю о плате за проданное и о договорах? Если бы предстояло получить сокровище, то они скорее решились бы лишиться прибыли, нежели нарушить закон. Так иудеи соблюдают закон, и притом безвременно, и с такой точностью держатся они установления, которое не приносит им никакой пользы, но еще вредит; а ты, который выше тени, удостоился видеть Солнце Правды, стремишься к небесной жизни, принял истину, не оказываешь усердия даже одинакового с теми, которые безвременно прилежат к недоброму делу, но, будучи призываем сюда на малую часть дня, не хочешь употребить и этого времени на слушание Божественных изречений?
Какое же, скажи мне, можешь ты получить прощение? Какое можешь сказать основательное и справедливое оправдание? Невозможно, невозможно столь беспечному и нерадивому получить когда-нибудь прошение, хотя бы он тысячекратно ссылался на нужды житейских дел. Разве ты не знаешь, что если ты, придя помолиться Богу, примешь участие в здешнем собрании, то предстоящие тебе дела будут гораздо успешнее? Ты имеешь житейские заботы. Для них и приходи сюда, чтобы, приобретя благоволение Божие пребыванием здесь, ты вышел с безопасностью, чтобы тебе иметь Бога помощником, чтобы тебе сделаться непобедимым для бесов при помощи вышней Десницы. Если ты воспользуешься молитвами отцов, примешь участие в общей молитве, выслушаешь Божественные изречения, приобретешь помощь Божию и таким образом выйдешь отсюда огражденным этим оружием, то и сам диавол не посмеет взглянуть на тебя, не только что злые люди, которые стараются злословить и клеветать.
Если же ты выйдешь из дома на торжище без этого оружия, то легко будешь уловляем всеми врагами. Оттого многое и в общественных, и в частных делах идет у нас не по нашему желанию, что мы не о духовном наперед заботимся, а потом о житейском, но извратили порядок. От этого и правильный ход дел извратился и все у нас исполнилось великого смятения.
Если, пришедши в дом царя, ты был бы в опасении и заботе, чтобы не сделать чего-либо несообразного с достоинством места, то с каким благоговением должен ты входить в дом Царя Небесного! Если со страхом находился бы ты в доме царя, хотя он тебя и не видит, хотя, может быть, нет его и дома, то с каким страхом должен ты предстоять в доме Божием, где Вездесущий всегда присутствует, где Всевидящий непрестанно тебя видит.
Иной, стоя в храме, вместо спасительного собеседования с Богом празднословит с человеком.
Представь, что кто-нибудь, предстоя царю и беседуя с ним, по зову подобного ему раба, оставляет царя и начинает беседовать с рабом: таков и тот, кто разговаривает и предается рассеянию во время богослужения.
Кто проводит время бдения в пустословиях, тот лучше бы сделал, если бы провел его во сне. (Авва Исайя) Можно и в храм внести свой дом, то есть мысли о житейских заботах; можно и в дом внести храм, то есть воспоминание о священных песнопениях и назидательном чтении.
Рассказывали, что у аввы Аполлона был ученик, по имени Исаак, который в совершенстве научился всякому делу благому и снискал безмолвие, какое должно соблюдать во время приношения Святой Жертвы.
Когда выходил в церковь, то старался избегать всяких встреч. Обыкновенно он говорил: "Все хорошо в свое время; ибо время всякой вещи под небом" (Еккл. 3, 1). Когда же оканчивалась служба, то, как будто гонимый огнем, спешил он уйти в келью. Часто после службы раздавали братии сухари и по чаше вина; но Исаак не брал никогда, и не потому, чтобы отвергал благословение братии, но чтобы удержать то же безмолвие, какое соблюдал во время службы.
Случилось ему слечь в болезни. Братия, узнав об этом, пришли посетить его. Сидя у него, они спросили: «Авва Исаак! Почему ты после службы бегаешь от братии?» Он отвечал: «Я не братии бегаю, но козней демонских. Если кто с зажженным светильником долго будет стоять на открытом воздухе — светильник погаснет. Так если и мы, просветившись Святым Духом во время святого приношения, долго будем вне кельи, ум наш помрачится». Таково было житие преподобного аввы Исаака!
В 1466 году открылось моровое поветрие в Новгородской земле. За год умерло больше 200.000 человек. Архиепископом Новгородским в то время был св. Иона, который усердно молился о прекращении бедствия. Однажды во время молитвы он услышал глас: «Ступай с крестами в сопровождении всего освященного собора в Зверин монастырь, в храм Покрова Богородицы на кладбище. Ступай туда, где явился образ святого праведного Симеона Богоприимца. Поставь ему храм, и мор прекратится». В сей же день, в праздник Покрова Божией Матери, святитель Иона со всем клиром и гражданами отправились к месту явления святого образа и в один день построили церковь. Сразу же св. Иона освятил ее, совершил Божественную Литургию, и моровое поветрие прекратилось.
Видно, читатель, что у тебя хватило терпения дочитать эту книжку до конца. Так какая же польза от посещения церкви? Становишься человеком, возрастаешь духовно, способствуешь порядку и справедливости, отдыхаешь душой и телом. Обретаешь силы противостоять житейским невзгодам. Благословение Божие приходит и на тебя, и на дом твой. Здесь примиряешься с Богом, достойно поклоняешься Ему и исполняешь свое предназначение. И сколько же ты теряешь, живя вне Церкви!
Как же поступишь? Прими сегодня решение регулярно ходить в храм. Отставь все отговорки и самооправдания. Ничто не может быть помехой, за исключением тяжелой болезни. Один старец говорил: "Если пламя охватило твой дом с четырех сторон, а ты прикован к постели так, что не можешь встать, чтобы потушить его, только тогда ты имеешь оправдание при пропуске Богослужения". Вспомни, если ты не приходишь в церковь без тяжкой необходимости три воскресения подряд, — ты отлучен. Ты слышишь? Отлучен! От всей Вселенской Церкви.
Итак, оставь все и начинай ходить в церковь вместе со всей семьей. Бери и других вместе с собой, чтобы и они примирились с Богом. Этим ты их спасешь, потому что «вне Церкви нет спасения», как говорят святые отцы. И будешь иметь награду от Бога, даже если только одного сумеешь обратить. Если не получается у тебя, убедить его, дай ему почитать эту книжку. Может быть, она поможет и ему.
С сегодняшнего дня положи начало церковной жизни и не раскаешься. Наоборот, прославишь Бога. А, приложившим старание и написавшим эту книжку, будешь благодарен.
Молитва идущего в церковь
Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Аз же множеством милости Твоея, Господи, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой; да без преткновения прославлю Едино Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
НА СЕМ КОНЕЦ И БОГУ СЛАВА!
Больше книг на Golden-Ship.ru