Иеромонах Серафим (Роуз)

 

 

Знамения времени и Тайны книги Апокалипсис

 

Ред. Golden-Ship.ru 2011

 

Знамения времени

1. Зачем наблюдать знамения времени?
2. Знамения, данные нам Христом
3. Основа для понимания знамений
4. Духовное рассуждение
5. Искажение христианского равенства
6. Интерес "христиан" к НЛО
7. Для чего нам необходимо православное мировоззрение
8. Взгляд на особые знамения
9. Охлаждение любви
10. Иерусалимский храм
11. Иные знамения
12. Предостережение тем, кто поддается унынию

Тайны криги Апокалипсис

1. Неправильный подход
2. Откровение тайн
3. Утешение страждущей Церкви
4. Опасно полагаться на свое мнение
5. Правильный подход
6. Хронологическая ошибка толкований книги Апокалипсис
7. Близость пришествия Христа

 

Знамения времени

Беседа состоялась на Женской конференции, посвященной преподобному Герману, в Реддинге, Калифорния, в 1980 году. Никогда прежде на русском языке она не появлялась в печати, была записана с архивных пленок Братства преподобного Германа и переведена на русский язык. - Ред.

 

1. Зачем наблюдать знамения времени?

Тема этой беседы - наблюдение за знамениями времени. Прежде всего, мы должны знать, что подразумевается под выражением "знамение времени". Оно взято прямо из Евангелия, из слов Спасителя нашего (Мф.16:3). Христос говорит фарисеям и саддукеям, пришедшим к Нему: "Лице небесе умеете разсуждати", т.е предсказывать погоду, "знамении же временом не можете искусити". Иными словами, Он говорит им, что это не имеет ничего общего с наукой или с пониманием о нашем месте в мире, или с чем-либо подобным. Это религиозный вопрос. Мы изучаем знамения времени затем, чтобы суметь узнать Христа.

Во времена земной жизни Христа фарисеи и саддукеи не наблюдали знамения времени, чтобы увидеть, что пришел Христос, что Сын Божий уже на земле. Были знамения, которые им следовало раньше знать. Например, в книге пророка Даниила в Ветхом Завете есть пророчество о семидесяти седьминах, которое означает, что Мессия должен был придти примерно через четыреста девяносто лет от времени Даниила. Те иудеи, которые внимательно читали свои книги, точно знали, о чем это сказано и к тому времени, когда явился Христос, знали, что это время явления Мессии.

Но то внешний признак. Фарисеям и саддукеям следовало бы понаблюдать за внутренними знамениями, что более важно. Если бы они стремились не просто исполнить внешние предначертания закона, а были бы сердцами истинно с Господом, то сердца их откликнулись бы и узнали Господа во плоти, когда Он пришел. У некоторых иудеев так и было - у апостолов, учеников и других.

В следующем абзаце той же шестнадцатой главы святой апостол Матфей говорит еще о знамениях. Он приводит слова Самого Господа, обращенные к евреям: "Род лукав и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка". События Ветхого Завета содержат предсказание событий Нового Завета. Когда Иона пробыл три дня во чреве кита, это было предсказание того, что Господь наш три дня пробудет во гробе. И это знамение, знамение Ионы пророка, дано было людям во времена Христа.

Господь говорил фарисеям и саддукеям, что их лукавый и прелюбодейный род ищет особых знамений, например, чтобы с неба ниспал огонь или чтобы были изгнаны римляне, явились бы ангелы и свергли бы чужеземное римское правительство и т.п. Христос сказал им, что такого рода знамений дано не будет. Таких знамений ищет лукавый и прелюбодейный род, но чистые сердцем ждут нечто более духовное. И одно знамение, которое им дано - это знамение Ионы пророка. Конечно, так не бывало, чтобы человек пробыл три дня во гробе, а затем восстал, явившись Богом.

Таким образом, из слов нашего Спасителя мы знаем; что должны наблюдать не за земными знамениями, а скорее вглядеться внутрь себя и ждать знамений духовных. Мы также должны наблюдать за событиями, которым, согласно Писанию, следует произойти.

 

 

2. Знамения, данные нам Христом

Мы, православные христиане, уже признали и приняли знамения о первом пришествии Христа. Сам факт, что мы являемся православными христианами, означает, что мы это сделали. Мы знаем, что означают эти знамения, например, знамение пророка Ионы, четыреста девяносто лет пророка Даниила и многое другое, что Господь наш исполнил. Наши православные богослужения полны ветхозаветными пророчествами, исполнившимися пришествием Христа. Все это мы видим и признаем, все это ясно. Но сейчас мы должны искать других знамений - знамений второго пришествии Христа. Все учение о втором пришествии Христа и знамениях, которые ему будут предшествовать, находятся в нескольких местах Евангелия, особенно в 24-ой главе святого Матфея. Есть также главы об этом у святого Марка и святого Луки.

Эта глава святого Матфея рассказывает, как наш Господь шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здание храма. Конечно, в те дни храм был местом чтимым. Каждый иудей должен был посещать храм, по крайней мере, на пасху, так как храм был единственным местом, где надлежало почитать Бога.

Господь наш сказал Своим ученикам: "Не видите ли вся сия? Аминь глаголю вам, не имать остати зде камень на камени, иже не разорится". Сказать в то время верующему иудею, что весь храм будет разрушен, что ничего от него не должно остаться - все равно как сказать, что это конец света, ибо храм - это то место, где следует почитать Бога. Как можно почитать Бога без храма? Итак, сии слова нашего Спасителя побуждают учеников Его думать о конце света. Они приступили к Нему и спросили: "Когда сия будут, и что есть знамение Твоего пришествия и кончина века?" (Мф.24:3) Другими словами, они уже знали тогда, что Он снова придет и что это будет связано с концом света.

Тогда Господь называет несколько знамений, которые должны быть перед тем, как Он явится снова. Прежде всего, Он говорит: "Блюдите, да никтоже вас прельстит, мнози бо приидут во имя Мое, глаголюще: аз есмь Христос, и многи прельстят" (Мф.24:4-5). Т.е. придут многочисленные лжехристы. Мы наблюдаем это на протяжении всей истории Церкви - тех, кто, восставая против Церкви, назывался Богом, выдавая себя за Христа.

Далее Он говорит: "Услышати же имате брани и слышания бранем. Зрите, не ужасайтеся, подобает бо всем сим быти, но не тогда есть кончина" (Мф.24:6). Конечно, от самого начала христианской эры были войны и слухи о войнах, а в наше время тем более. "Востанет во язык на язык, и царство на царство; и будут глади и пагубы, и труси по местом" (Мф.24:7). Опять же - войны, голод, землетрясения. И сказал Он: "Вся же сия начало болезнем" (Мф.24:8).

Затем следующее знамение - гонения. "Тогда предадят вы в скорби, и убиют вы; и будете ненавидими всеми языки имене Моего ради" (Мф.24:9). Итак, сначала мы имеем самозванцев под именем Христа, потом войны, слухи о войнах, голод, землетрясения, гонения, а потом следует очень важное знамение для нашего времени - охлаждение любви. "За умножение беззакония, изсякнет любы многих" (Мф.24:12). Это самое страшное знамение из всех, потому что отличительная черта христиан, как говорит нам святой Иоанн Богослов, есть любовь между собою (Ин.13:35). Когда охладеет эта любовь, это будет означать, что даже христиане теряют христианство.

Затем еще одно знамение: "И проповесться сие Евангелие Царствия по всей вселенней, во свидетельство всем азыком; и тогда приидет кончина" (Мф.24:14). Это знамение о том, что Евангелие будет проповедоваться всем народам, мы наблюдаем сейчас. Само Евангелие издается сейчас на сотнях языков для почти всех племен земли, и Православное Христианство проповедуется почти в каждой стране мира. Есть большие миссии в Африке - в Уганде, Кении, Танзании, Конго, откуда Христианство распространяется дальше.

Потом более трудное место: Господь говорит о мерзости запустения, стоящей на святом месте, реченную через пророка Даниила, "Егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте святе (иже чтет, да разумеет)" (Мф.24:15). То есть предполагается, что нечто иное поможет вам понять сие. Это еще одно знамение. Оно, конечно, связано с иерусалимским храмом и осквернением его.

Затем, в 21-ом стихе, есть знамение о великой скорби: "Будет бо тогда скорбь велия, яковаже не была от начала мира доселе, ниже имать быти". Т.е. то будет самое плохое, самое тяжелое время страданий за всю историю мира. Вы можете прочитать книги по истории и обнаружить, что в истории мира много раз бывали времена великих страданий. Если вы прочитаете, что сталось с евреями, когда по смерти Христа был взят Иерусалим, вы найдете, что тогдашние страдания были просто ужасными. И в других местах страдали почти так же сильно. И все же великие страдания перед самым концом света будут намного хуже. Они, конечно, будут во всем мире и коснутся каждого, а не только одного, народа и будут иметь подавляющий характер. Это и будет такой скорбью, "яковаже не была от начала мира доселе".

Сразу же после того начнется нечто еще более худшее. В 29-ом стихе читаем: "Абие же по скорби дний тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе, и силы небесныя подвигнутся". Такого прежде, конечно, никогда не бывало, и это, очевидно, относится ко времени конца света, когда все будет уничтожено, чтобы потом возродиться.

Наконец, следующий стих: "И тогда явится знамение сына Человеческаго на небеси", т.е. крестное знамение. "И тогда восплачутся вся колена земная, и узрат Сына Человеческаго грядуща на облацех небесных с силою и славою многою" (Мф.24:30). Т.е., крестное знамение на небесах означает само пришествие Христа и конец мира.

Сказав все сие о знамениях конца, Господь дает последнее наставление, говоря: "Бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет" (Мф.24:42). "Сего ради и вы будите готови, яко, воньже час не мните, Сын Человеческий приидет" (Мф.24:44).

Все это в 24-ой главе Евангелия от Матфея. Но это все у человека, не очень хорошо знакомого со Священным Писанием и с творениями святых Отцов, вызывает скорее еще больше вопросов, нежели дает какие-либо объяснения. Мы должны понимать, что значат все эти предсказания. Как мы можем узнать, когда они в действительности начнут исполняться? И как избежать лжетолкований? Ведь так много ложных богов, ложных пророков, ложных предсказаний, ложных толкований. Откуда мы знаем, какое предсказание истинное и каковы истинные знамения времени? Существует множество книг с толкованиями Апокалипсиса (Книги Откровений), книг с толкованиями о грядущем конце света. Действительно, многие неправославные христиане испытывают очень отчетливое чувство конца времени, но они дают толкования от своего разумения.

 

 

3. Основа для понимания знамений

Во-первых, если мы хотим правильно истолковать знамения времени, мы должны иметь то, что можно назвать основными знаниями Православия. Это знание Священного Писания - и Ветхого, и Нового Заветов (и не только самого текста, но и церковные толкования), знание писаний святых Отцов, знание истории Церкви и различных ошибок и ересей, силившихся исказить верное понимание учения Церкви, особенно в последнее время. Если у нас не будет такой основы, то мы окажемся неподготовленными и запутаемся. Это как раз то, к чему призывает нас Господь - готовиться, быть подготовленными. Пока у нас нет этих основных знаний, мы не готовы и не можем правильно истолковать знамения времени. Несколько лет назад вышла книга на английском языке, ставшая религиозным бестселлером. В Америке было продано свыше десяти миллионов экземпляров. Это книга Хэла Линдсея, евангелического протестанта из Техаса, "Последняя великая планета Земля". В ней он дает свое, довольно поверхностное, толкование знамений времени. Он полагает, что живем мы перед концом света. Он верит, что повсюду вокруг нас исполняются сейчас те знамения, о которых говорил Господь наш. Если вы прочитаете эту книгу, то обнаружите, что иногда его понимание более или менее совпадает с правильным, с православным пониманием, иногда он абсолютно не прав, а иногда в чем-то прав, а в чем-то ошибается. Такое впечатление, что он просто гадает, поскольку читает Писание, сообразуя со своим собственным разумением. У него нет основных знаний Православного Христианина, нет основы в виде истинного знания Писания и святых Отцов. Поэтому, если вы будете серьезно читать эту книгу, то обнаружите, что совершенно запутались. Вы больше не знаете, чему верить. Например, он говорит о тысячелетии, которое предположительно пройдет до конца света. Он говорит о восхищении, когда, как предполагает, христиан перед концом света соберут на небесах, откуда они будут наблюдать, как там внизу страдают люди. Он говорит о строительстве храма в Иерусалиме так, как будто это хорошо, как будто это приготовление к пришествию Христа.

Если вы будете читать такие книги (есть множество иных книг, подобных этой, но именно эта стала бестселлером, потому что автору удалось на определенное время захватить воображение людей) и будете верить им, то окажется, что вместо познания Христа, ради чего мы и должны понимать знамения времени, вы примете антихриста.

Возьмите, например, сам вопрос об иерусалимском храме. Верно, что, согласно православным пророчествам, храм в Иерусалиме будет восстановлен. Люди, подобные Хэлу Линдсею или даже фундаменталисту Карлу Мак-Интайру, тоже говорят о строительстве храма, но они подразумевают, что он строится для Христа, Который должен вернуться и тысячу лет править миром. Но они говорят о приходе антихриста. Тысячелетие, согласно толкованию протестантскому, будучи особым тысячелетним правлением Христа перед концом света, является в действительности правлением антихриста. На самом деле, ведь уже были люди, выходившие на общественную арену и провозглашавшие свое тысячелетнее правление, которое должно продлиться до конца времени. Последним из них был Адольф Гитлер. Это основывается на такой же хилиастической идее - на толковании тысячелетия в мирском смысле. Настоящие тысяча лет Апокалипсиса - это жизнь Церкви, которая проходит сейчас, то есть жизнь в Благодати, и все, кто ее ведут, видят, что в сравнении с людьми внешними это действительно небо на земле. Но это не конец. Это приготовление к истинному Царствию Божию, которое не имеет конца.

Сейчас доступно множество книг, дающих основные православные знания. Тем, кто всерьез озабочен изучением знамений времени, следует сперва хорошенько ознакомиться с некоторыми из этих книг, надо их читать, серьезно изучать - так, чтобы они стали насущной необходимостью.

Лучшие книги - это основные духовные учебники. Прежде всего, есть православные догматы, различные катехизисы. Одна из лучших книг - это труд преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век) "Точное изложение Православной веры", которая включает в себя катехизические разъяснения. Еще более ранний труд - это восемнадцать огласительных поучений к готовящимся ко святому крещению святителя Кирилла Иерусалимского. Он рассматривает подробно все вероучение и учит тому, во что и как верит Церковь. Есть множество катехизических книг и древних времен, и более современных. Относительно недавно появились более короткие и простые катехизисы на русском языке митрополита Платона и митрополита Филарета.

Есть и другие книги - толкования Священного Писания. Из современных очень хороши книги архиепископа Аверкия.

Затем, кроме этих двух видов книг, катехизических и толкований Писания, есть еще множество книг о православной духовной жизни. Назовем "Лавсаик" (рассказывающую о том, как подвизались в духовной брани египетские монахи), "Диалог о жизни италийских Отцов" святителя Григория Двоеслова, папы Римского, жития святых, "Лествицу" преподобного Иоанна, беседы, наставления и послания преподобного Макария Великого, Египетского, книги преподобного Иоанна Кассиана, "Добротолюбие", "Невидимую брань" преподобного Никодима Святогорца, "Мою жизнь во Христе" святого праведного Иоанна Кронштадтского. Эти книги рассматривают основные вопросы духовной православной жизни, духовной брани, учат, как распознавать козни бесовские, чтобы не поддаться их лукавству. Все они дают основательную подготовку, получив которую, человек становится способным понимать знамения времени.

Есть работы современных авторов, родственные по духу писаниям святых Отцов древности. В качестве главных примеров можно назвать двух великих русских писателей XIX века - святителя Феофана Затворника и святителя Игнатия (Брянчанинова). Труды этих двух писателей очень важны, поскольку они доносят до современных читателей святоотеческое учение. Они ответили на многие вопросы, касающиеся понимания святых Отцов. Например, мы опубликовали в журнале "The Orthodox Word" - "Православное слово" труд святителя Игнатия о мытарствах, предстоящих душе после смерти. Иногда при чтении святых Отцов у людей возникают вопросы, они не знают, как понимать то, что говорили древние Отцы, и эти более современные Отцы объясняют непонятные тексты.

Кроме того, есть история Церкви, рассказывающая об откровении Господа людям, о том, как действия Божии проявляются в жизни людей. Очень поучительно читать о событиях Ветхого Завета, поскольку они прообразуют собой события Нового Завета. Наряду с Новым Заветом следует читать историю новозаветной Церкви. Например, есть книга "История Церкви" Евсевия (IV век), которая прослеживает церковную историю на протяжении первых трех столетий, в ней взгляд на историю с точки зрения православного христианина. Очень важно помнить, что по мнению писателей древней Церкви было важно в ее истории - апостолы, мученики и т.д.

Итак, все эти разнообразные сочинения помогают подготовить нас к основному христианскому знанию - катехизис, толкования Писания, книги о духовной жизни, более поздние святоотеческие творения, написанные в том же духе, и история Церкви. И прежде чем увлечься чтением о том, что именно обозначают знамения времени, следует иметь основательную подготовку во всех этих видах книг. Все они подготавливают к пониманию знамений времени. Если человек начал постигать знания таким образом, то правильно толковать отрывки Библии или что-то иное - это не просто добавление все новых знаний и умение повторять наизусть все новые фразы.

 

 

4. Духовное рассуждение

Самое важное, что приобретается посредством чтения основной православной литературы - это добродетель, называемая рассуждением. Когда нам встречаются два явления, которые кажутся абсолютно схожими или очень похожими друг на друга, то рассуждение помогает отличить, которое из них истинное, а какое ложное, то есть где есть дух Христов, а где дух антихриста.

Сама суть антихриста, которому надлежит быть последним великим правителем мира и последним великим противником Христа - это суть анти-Христа, и "анти" значит не только "против", а и "по подобию Его, вместо Него". Антихрист, как говорят о нем все святые Отцы в своих писаниях, должен быть кем-то, кто будет силиться походить на Христа, он попытается обмануть людей, обликом своим напоминая Христа, вновь пришедшего на землю. Поэтому, если у человека очень туманное представление о Христианстве или при чтении Писания он руководствуется исключительно своим собственным пониманием (а собственное понимание формируется под влиянием окружения, и окружение сейчас не христианское, а антихристианское), тогда этот человек придет к самым антихристианским заключениям. Увидев антихриста, он ошибочно примет его за Христа.

Мы можем привести несколько примеров того, как добродетель рассуждения может помочь нам понять некоторые довольно сложные явления. Одно из таких явлений - это харизматическое движение. В Индиане есть один греческий священник, отец Евсевий Стефану, который распространяет это движение в Православной Церкви. Он имеет довольно значительное количество последователей и сочувствующих. Он даже побывал в Греции и скоро снова собирается туда, и там люди тоже подпадают порой под его влияние.

Частичную причину его успеха можно увидеть в том, что он сам живет в атмосфере Православной Церкви, в которой люди, будучи православными по рождению, ходят в православные храмы, приобщаются и все церковное принимают как должное. Поскольку все это у них становится делом привычки, они не понимают, что весь смысл Церкви в том, чтобы Христос был в сердце, но можно всю жизнь прожить связанным с Православной Церковью и сердцем не пробудиться. И в таком случае эти люди уподобляются язычникам. Но в действительности с них больший спрос, чем с язычников. Язычники не знают о Христе, а православный человек, не ведающий, что такое духовная жизнь, еще не разбужен для Христа.

Вот из такой атмосферы и происходит отец Евсевий. Видя, что она духовно мертва (и совершенно верно, что многое из того, что есть в обыденной жизни Православной Церкви духовно мертво), он хочет оживить ее. Но беда в том, что и он сам проникнут ее духом. Действительно, он очень редко читает важнейшие православные книги. Он, по своему обыкновению, выбирает одну-две книги, которые подходят под его мировоззрение, но у него нет твердой основы - православных источников. Он не осознает, что православные книги - это важнейшее для чтения.

Если вы внимательно отнесетесь к тому, что говорит он и другие деятели харизматического движения (а в моей книге "Православие и религия будущего" детально разбирается эта тема), то увидите, что то, что они называют духовным возрождением и духовной жизнью, в действительности является тем, что Отцы недавнего прошлого, например, епископ Игнатий (Брянчанинов), очень осторожно описали как прелесть, то есть что-то вроде жара в крови, из-за которого кажется, что человек обладает духовностью, когда в действительности он даже не понимает ее сути. На самом деле это, как небо от земли, отличается от истинно христианской жизни, которая отражена в основных православных книгах.

Совершенно независимо от деталей того, как они молятся и что именно выражается в их службах, вы видите, что сама основная идея отца Евсевия и всех харизматиков является ложной. Вчера мы получили номер журнала отца Евсевия "Логос". Там он говорит о многочисленных проявлениях Святого Духа в последнее время, что готовит к пришествию Христа. Что все христиане должны обновиться, воспринять Святой Дух, говорить на языках. Это де готовит к приходу Христа, а перед этим будет великое духовное излияние.

Если вы внимательно, без предубеждения прочитаете Священное Писание, то даже без толкований святых Отцов увидите, что нигде ничего не говорится о великом духовном излиянии в конце света. Сам Христос говорит обратное. Сначала Он дает Свое учение касательно того, как нам следует молиться и веровать и не унывать. Он приводит пример вдовы, которая приходила к судье и просила его защиты ее от соперника. И Он говорит, что так и нам надлежит продолжать молиться и молиться, пока Бог не услышит нас и не подаст защиту. (Лк.18:1-8) Это очень важное поучение о молитве. Потом Он говорит: "Обаче Сын Человеческий пришед убо обрящет ли си веру на земли?" (Лк.18:8) Другими словами, несмотря на то, что вам было все это дано, перед концом света не останется практически ни одного христианина. " Обрящет ли си веру на земли?" означает, что Он почти никого не найдет. Перед концом света не будет толп народа, которые будут молиться, вдохновляясь Святым Духом. Все святые Отцы, которые говорят на эту тему, говорят о великих бедах в конце, а также о том, что истинные христиане сокроются и будут неведомы миру. А те, кого мир будет знать, то не истинные христиане.

В наши дни наблюдается большое оживление харизматического движения в университете Нотр-Дам, и в Иерусалиме каждый год проводятся харизматические конференции о Святом Духе. Собираются вместе шестьдесят-семьдесят тысяч человек, молятся, воздевают руки, и все говорят на языках. Словно вернулись апостольские времена. Но если всмотреться в то, что там происходит, то становится ясным, что все это неправильно, все совершается в другом духе.

Потому, когда отец Евсевий говорит о преподобном Симеоне Новом Богослове и о том, как нужно узнавать, Кто есть Святой Дух и сознательно Его воспринимать, это прекрасно, это правильное учение, но это учение неприложимо, если у вас нет духа правильного. А дух у них неправильный. Есть много знамений, свидетельствующих о том, что это другой дух, не Божий.

Если вы обладаете духовным рассуждением, следствием познания основ Христианства, то, взглянув пристальнее на явления, которые представляются апостольскими и напоминают времена древней Церкви, готовящейся ко второму пришествию Христа, увидите, что это не то же самое. В действительности похоже, что они желают построить храм Христу, но строят совершенно противоположное - храм антихристу.

Кроме того, духовное рассуждение позволяет нам понять и другие явления, которые могут не иметь связи с Православием, а являются просто чем-то новым. Когда вы впервые с ними сталкиваетесь, то не понимаете, что это такое. Это характерно для интеллектуальных увлечений: что-то витает в воздухе, вы за это ухватываетесь, поскольку для этого созрело время, потом об этом все начинают говорить, и это становится модой. Никто вполне не понимает, как просто все были к этому готовы, и вдруг кто-то об этом упомянул, и это начало повсюду распространяться.

 

 

 

 

5. Искажение христианского равенства

Сейчас умами людей овладела одна особая идея - так называемая идея женского освобождения, идея эмансипации. Это выражается в том, что в англиканской церкви священнослужителями могут становиться женщины, к этому готовится и католическая церковь.

Конечно, если вы серьезно взглянете на это, сядете и подумаете и прочитаете, что говорит о женщинах святой апостол Павел и тому подобное, то ваши сомнения исчезнут. Очевидно же, что это какая-то сумасшедшая новая идея. Но очень интересно взглянуть на это попристальнее и понять, откуда она взялась, зачем это нужно, что за ней стоит, потому что если вы поймете стратегию диавола, то будете лучше вооружены для борьбы с ним.

Возникла идея женского освобождения, по меньшей мере, двести лет назад. Конечно, можно проследить и более ранние предпосылки ее возникновения, но в ее настоящей форме она существует, по меньшей мере, двести лет и связана с предшественниками Мардохея (Карла) Маркса, первыми социалистами. Социалисты эти говорили о великой новой утопической эре, которая наступит, когда будут уничтожены все классовые, расовые, религиозные и прочие различия. Они говорили, что будет создано великое новое общество, в котором все будут равны. Конечно, эта идея была первоначально позаимствована из Христианства, но Христианство было искажено и превратилось в противоположность.

В Китае в конце XIX - начале XX века жил своеобразный философ, который, насколько это возможно, довел эту философию до ее логического завершения. Это Канг Ю-Вей (1858-1927). Он интересен тем, что воплощает эту философию века, этот дух времени. Он был одним из предшественников Мао Цзе-Дуна, способствовавших захвату власти в Китае коммунистами. Идеи его основывались не только на искаженном Христианстве, которые он заимствовал у либералов и протестантов Запада, но также на идеях буддизма. Он выдвинул идею утопии, которая должна осуществиться, согласно его пророчествам, предположительно в XXI веке. В этой утопии будут уничтожены все социальные ступени, религиозные различия и все иные различия, которые влияют на отношения людей в обществе. Все будут спать в общежитиях и есть в общественных столовых. А затем со своими буддистскими идеями он пошел еще дальше. Он сказал, что будут уничтожены все различия между полами. Раз человечество едино, то нет причин останавливаться, движение должно продолжаться. Не должно быть первенства человека пред животными. Животные тоже должны войти в это царство, раз они существуют... Буддисты также с почтением относятся к овощам и разным растениям, поэтому в этот "рай" должен войти и весь мир овощей, а потом также и мир неодушевленных предметов. Так что перед самым концом света наступит абсолютная утопия всевозможных существ, которые каким-то образом все перемешаются друг с другом, и все будут абсолютно равны.

Конечно, читая об этом, вы скажете, что этот человек, должно быть, ненормальный. Но если внимательно рассмотреть эту теорию, то понятно, что она исходит из глубокого желания устроить на земле счастье. Однако никакая языческая философия не может принести счастье, ни одна философия, созданная человеком. Только Христианство дает надежду на Царствие не от мира сего. Христианство говорит о совершенстве, но поскольку социалисты не верят в загробный мир, не верят в Бога, они мечтают создать такое совершенно устроенное царство в мире сем. В этом и состоит идея коммунизма.

Вы, конечно, знаете, что случается, когда эту идею воплощают на практике. Был эксперимент с французской революцией, идеи которой были безусловно хорошие - свобода, равенство, братство, или с большевистской революцией, или разные другие коммунистические революции более близкого нам времени. Самый последний пример - Камбоджа, бедная маленькая страна, которая в течение трех лет страдала от коммунистического правления и потеряла, по меньшей мере, четверть своего населения, которое было уничтожено, поскольку эти люди не соответствовали требованиям режима. Уничтожали всех, у кого образование было выше средней школы, всех, кто мыслил самостоятельно и так далее. Сейчас этот режим свергнут людьми, которые не столь безжалостны, но особых поводов для ликования нет.

Это все показывает, что когда пытаются воплотить эти идеи, то получается не рай на земле, а скорее ад на земле. Действительно, весь эксперимент в России служит доказательством того, что нет рая на земле, а только в Церкви Христовой, "во изгнании" (См.: Мк.10:30). Господь наш сказал нам, что уже в этой жизни воздастся нам сторицею за все, что мы делаем, и это будет среди гонений. Желающие же устроить счастье на земле без страданий, без гонений и даже без веры в Бога, устраивают на земле ад.

 

 

6. Интерес "христиан" к НЛО

Второй пример нового явления, которое, на первый взгляд, неизвестно как определить - это очень широко распространенное сейчас явление НЛО, летающих тарелок.

Есть такой заметный протестантский евангелист, вышеупомянутый Карл Мак-Интайр, ведущий исключительно строгий и праведный образ жизни и очень чтущий Библию. У него есть газета и программа на радио "Реформация XX века". Идеи у него очень правильные и мыслит он очень прямолинейно - от всех отступников нужно отмежеваться. Он - антикоммунист. Он называет Билли Грема отступником заодно со всеми, кто отклоняется хоть немного от того, что он считает верным. С этой точки зрения он очень справедлив, и все же в его философии есть нечто в высшей степени странное. Например, во Флориде он строит себе Иерусалимский храм. У него есть модель храма, и он желает построить его таким образом, чтобы тот соперничал с Диснейлендом. Будут приходить люди, платить деньги и смотреть на великий храм, который скоро уже будет построен для Христа, для его явления на землю. Предполагается, что это хорошая возможность для приобщения к Христианству.

Он также занимается летающими тарелками. В каждом номере его газеты есть маленькая колонка, озаглавленная "Колонка НЛО", и там, как ни странно, говорится о множестве чудесных и полезных вещей, творимых летающими тарелками. На эту тему проводятся конференции и ставятся фильмы.

Как раз недавно появилось несколько протестантских книг об НЛО, которые очень ясно показывают, что это бесы. Человек, ведущий в газете колонку об НЛО, очень из-за этого расстроился. Он заявил, что, хотя некоторые люди и называют эти творения бесами, мы можем доказать, что это не так. Он говорит, что, быть может, среди них и есть парочка бесов, но остальные таковыми не являются. Он привел в пример недавний случай на Среднем Западе, где какая-то семья увидела летающую тарелку. Летающая тарелка спустилась, приземлилась, и семья видела внутри людей маленького роста (обычно он бывает около ста сорока сантиметров), и они запели "Аллилуйя". Потом они замолчали, осмотрелись и улетели прочь. Думаю, что они не говорили с этой семьей. И произошедшее заставило семью задуматься: они думали об "аллилуйя", о Христианстве, они стали заглядывать в свои Библии, и кончилось все тем, что пошли все дружно в фундаменталистскую церковь и обратились в Христианство. Поэтому, заключил ведущий колонки, эти существа, раз они пели "аллилуйя", должно быть, помогают Богу обратить мир в Христианство.

Конечно, если вы прочитаете епископа Игнатия (Брянчанинова), то узнаете о множестве соблазнов, которые творят бесы: они "молятся" за вас, творят чудеса, производят различные явления, приводят людей в церковь, делают все что угодно, лишь бы вас обмануть. И когда наступает нужный момент, они тут как тут, чтобы одурачить вас. Так эти люди, которые были обращены в Христианство теми так называемыми космическими пришельцами, ожидают их следующего появления, а в следующий раз могут услышать от них о скором втором пришествии Христа на землю или еще что-нибудь в этом роде. Очевидно, что все это козни бесовские - там, где это реально происходит. Иногда же бывает просто игра воображения.

Это вещи элементарные. Если вы будете читать тексты древних Отцов, жития святых или "Лавсаик", узнаете о многих случаях, когда появлялись внезапно какие-то существа. Сегодня они появляются в космических кораблях, потому что так бесы приспосабливаются к современным людям, но если вы постигнете, как действует духовный обман и на какие уловки пускаются бесы, то без труда поймете, что это за летающие тарелки. И все же человек этот, что ведет колонку об НЛО, абсолютно правоверный христианин-фундаменталист. Он истинно ждет откровений от существ из космоса.

 

 

7. Для чего нам необходимо православное мировоззрение

Итак, повторим первое: мы наблюдаем знамения времени, чтобы узнать Христа, когда Он явится, ибо существует множество ложных богов, явится множество лжехристов, и перед самым концом света придет, наконец, еще один - антихрист. Антихрист объединит всех тех, кто ошибочно поверит в то, что он якобы Христос, и это будут все те, кто не знает истинного Христианства - Православия или потерял его. Вы знаете людей, которые исповедуют Христианство и кажется, что многие из их утверждений правильные: они основываются на Библии. Потом вы присматриваетесь более внимательно и видите, что здесь ошибка, там ошибка.

Недавно отец Димитрий Дудко в маленькой газете, которую он издает, рассказал, как к нему пришел некий человек, назвавшийся христианином. Когда отец Димитрий начал с ним беседовать, то почувствовал, что человек этот не православный, и спросил его: "Какой Вы конфессии?" - "О, это неважно, - ответил тот. - Мы все христиане. Важно только, чтобы все мы были христианами". Отец Димитрий сказал на это: "Нет, нет, мы должны быть более точными. Например, если Вы баптист, а я православный, то я верю, что я причащаюсь Тела и Крови Господних, а Вы нет". Мы должны быть точными, потому что есть много отличий. Хорошо, чтобы отношения были такими: я отношусь к Вам с уважением, я не вмешиваюсь в вашу веру, но, тем не менее, есть вера истинная, а есть такие, которые уводят от истины. Нужно следовать Истине.

Подобным же образом мы видим, что многие неправославные люди имеют массу достоинств, но все же в некоторых отношениях мы с ними расходимся. В конце концов, не мы, а Господь должен быть Судией. Но мы представляем, что произойдет, если все эти "небольшие" отклонения, которые сейчас допускают люди, продлятся до конца времен, если люди будут верить так же, когда наступит конец света. Из-за своих заблуждений они, увидев антихриста, примут его за Христа. Сейчас существует много сект, которые верят, что Господь явится в Иерусалимском храме, чтобы править миром тысячу лет. Поэтому, когда евреи начнут строить храм, эти секты только возрадуются, поскольку, по их убеждениям, это ознаменует приход Христа. Но не так: мы знаем, что это знамение прихода антихриста, потому что Христос не придет больше в храм. Храм был разрушен. Христос явится только в конце времени, чтобы начать вечное Царствие Небесное. Единственный, кто придет в храм, будет антихрист.

Итак, вот почему абсолютно необходимо правильное, православное христианское понимание и приготовление, основанное на этом понимании. Чем более мы приближаемся к концу времени, тем более необходимы это понимание и приготовления.

 

 

8. Взгляд на особые знамения

Теперь давайте кратко рассмотрим некоторые знамения нашего времени, когда уже близко второе пришествие Христово, которому будет предшествовать приход антихриста. Трудно судить относительно пророчеств, сделанных в двадцать четвертой главе святого Матфея, прежде всего о лжехристах, которые явятся, а затем о войнах, голоде, землетрясениях, гонениях, поскольку все это происходило и продолжает происходить уже в течение почти двух тысяч лет. Верно, что сейчас все это происходит в гораздо большем масштабе, чем когда-либо прежде, но верно также, что все это может быть еще намного хуже. Эти знамения - это начало знамений, и они еще не настолько страшны, чтобы мы могли сказать, что это уже конец света.

Одно знамение, однако, очень интересно и показательно для нашего времени - это то, что Христа сейчас изображают на сцене. В прежние времена играть Христа никогда не разрешалось, поскольку актер дает свое собственное человеческое изображение, а Христос - Бог. В Православии, возможно, и нет особого канона на этот счет, но все православное христианское мировоззрение против этого, и любой протестант или католик вплоть до последнего времени тоже ужаснулся бы при мысли о том, что какой-то актер играет роль Христа. Сейчас же это стало обычным делом, и не только в религиозном контексте, но и в обстоятельствах, весьма далеких от религии. "Godspell", "Иисус Христос - Суперзвезда" и тому подобные произведения - все это действительно богохульные пародии, которые изображают Христа перед публикой в светском виде. (Фильм "Последнее искушение Христа", который появился спустя несколько лет после кончины отца Серафима, еще более мерзкий, чем вышеприведенные примеры. - Ред.) Это очень характерно для нашего времени, потому что такие произведения доносят даже до людей неверующих образ Христа в таком виде, что, когда придет антихрист, они скажут: "Ага, я видел что-то похожее на сцене. Да, это, должно быть, Он".

 

 

9. Охлаждение любви

Другим очень показательным знамением нашего времени является следующее знамение, о котором говорится в этой главе святого Матфея: то, что у многих охладеет любовь. Для нашего времени это, кажется, характерно в гораздо большей степени, чем для любого другого периода истории. Это можно видеть в том, что мы называем нигилизмом. Люди совершают преступления безо всякой причины, не для обогащения, а просто чтобы пощекотать нервы, потому что в душе у них нет Бога. Сейчас повсюду в семьях наблюдается умаление нормальных человеческих взаимоотношений, отчего вырастают холодные люди. Это такие люди, которые в тоталитарных обществах используются как надсмотрщики над рабами, для работы в лагерях и так далее.

Недавно произошла трагедия в Джоунстауне, где жили американские граждане. Эти люди были идеалистами, посвятившими себя полностью своему делу. Хотя сейчас выяснилось, что в действительности это была коммунистическая община, все-таки эти люди считались христианами. Руководителем общины был священник так называемой церкви Христа, одной из главных ее сект. И вот эти люди, которые, вероятно, имели какое-то представление о Боге, о Христианстве, хладнокровно убили друг друга. Те, кто давали яд своим детям и сами пили его, делали это со спокойными лицами. Никаких проблем: это просто представлялось долгом, послушанием, тем, что приказано им было сделать. Вот об этом охлаждении и говорил Христос. У них не было простой человеческой теплоты, потому что в их душах не было Христа. Это пугающее знамение нашего времени. В действительности все, произошедшее в Джоунстауне, - это предостережение, поскольку похоже на то, что произойдет гораздо худшее. Совершенно очевидно, что это деяния бесовские.

Как раз за год или за два до этого мы узнали о том, что происходило в Камбодже. Небольшая группа людей (их всего-то было десять или двадцать) захватила власть над целой страной и без всякой жалости истребила, по меньшей мере, два миллиона человек, осуществляя какие-то свои абстрактные идеи. "Мы вернемся назад, к земле, - говорили они, - и поэтому все должны покинуть города. А если вы не можете расстаться с городом, то умрете". Люди, лежавшие в больницах, должны были уходить буквально с операционных столов, и если они не могли идти, то погибали - застреленные, оставались лежать в канавах. В городах были горы трупов - ужасающее зрелище!

Это было явление того же порядка, что и трагедия в Джоунстауне: холодность, основанная на идее, идеалистическом желании устроить на земле коммунизм. Выходит, что Достоевский был прав. В его романе "Бесы", написанной в семидесятые годы XIX века, был герой по фамилии Шигалов - теоретик, который абсолютно точно знал, как устроить на земле коммунизм. Он верил, что идеальным устройством земли будет настоящий коммунизм. К сожалению, говорил он, чтобы сделать счастливыми шестьдесят миллионов человек, придется убить сто миллионов. Эти шестьдесят миллионов человек будут жить так счастливо, как никто никогда на земле не жил, а сто миллионов человек послужат удобрением для будущего земного рая. И получилось так, что в России, начиная с февраля 1917 года, погибло как раз сто миллионов человек, а из них не менее шестидесяти миллионов были убиты самими Советами.

Итак, для нашего времени это знамение - охлаждение любви - очень-очень характерно. Это есть и среди христиан, а не только во внешнем мире.

Еще одно знамение, которое в наше время из самых важных, это то, что Евангелие проповедуется во всем мире. Это, конечно, верно в том смысле, что сам текст Евангелия проповедуется почти на всех языках мира, где-то на тысяче языков, как мне думается. Более того, сейчас православное благовестие распространяется по всей Африке. Мы посылаем наши журналы в Уганду и Кению и получаем оттуда письма - очень трогательные письма от африканских юношей, обращенных в Православие. Они с величайшим почтением относятся к своему епископу, они посещают семинарию. Очевидно, что эти люди в Африке прониклись самым настоящим православным чувством. Это очень простые люди. Если Евангелие должно донести до простых людей, то Православие не должно быть сложным, запутанным. Только в том случае, когда кое-кто начинает оспаривать его, говорить, что Евангелие означает что-то другое, пытается дать заумные толкования, обходясь при этом без епископов и священников, тогда только люди запутываются, заблуждаются. Простые люди, когда им проповедывают Евангелие, воспринимают его точно так же, как воспринимали его в прошлом. Проблемы возникают скорее с людьми сложными.

 

 

10. Иерусалимский храм

Затем следует знамение об ужасе разрушения и обо всем, что связано с Иерусалимским храмом. Впервые в истории это сейчас стало возможно. Прежде только один раз пытались его восстановить - в IV веке. Знание об этом представляет собой очень хороший пример того, как просвещает человека чтение церковной истории. Можно найти об этом событии несколько источников IV века: об этом упоминает св. Кирилл, а также некоторые историки Церкви того времени. Юлиан Отступник, пылавший желанием уничтожить Христианство, решил: раз Христос пророчествовал, что от храма не останется камня на камне, то, если он восстановит храм, то докажет, что Христос был самозванцем, и поэтому следует восстановить язычество. Итак, Юлиан Отступник намеренно возвратил евреев в Иерусалим, и они начали, с его разрешения, строить храм. За день они кое-что сделали, а когда пришли на следующее утро, то все камни валялись на земле. Они попробовали снова, и из-под земли начали вылетать огненные шары. Об этом свидетельствуют многие историки. Современные, рационально мыслящие, историки, поскольку они не могут игнорировать существование древних текстов и видят, что нечто подобное действительно имело место, начинают давать такие объяснения: "Должно быть, они попали на месторождение нефти", или: "Был выброс подземного газа". Но очевидно, что Бог сотворил это чудо, чтобы помешать строительству храма, поскольку для этого не пришло время - храм должен быть восстановлен перед концом света. Как бы то ни было, их попытки не были увенчаны успехом, и они отказались от этого дела. Не осталось и камня на камне. Так, во времена Юлиана Отступника исполнилось пророчество.

Но сейчас, начиная с 1967 года, место, где прежде стоял храм, принадлежит евреям. И впервые становится возможным строительство храма. Мешает лишь то, что там стоит большая мусульманская мечеть. Если ее разрушить, то, вероятно, начнется война.

Самостоятельное еврейское государство образовалось на Святой Земле только в 1948 году. Именно к евреям придет антихрист. Сначала он придет к евреям, а потом через евреев ко всему миру. И только когда это будет происходить, перед самым концом света, незначительное количество евреев обратится в Христианство.

Поэтому это знамение о храме очень важно. Когда мы увидим, что храм строится, то будем знать, что приблизился конец света, потому что это истинно одно из знамений самого конца. Пока он, конечно, не строится, но ходят всевозможные слухи о том, что вынашиваются планы, что приготавливается камень и так далее. Очевидно, что евреи к этому готовятся.

 

 

11. Иные знамения

Еще одним знамением является то, что об антихристе известно, что он будет правителем мира, а только в наше время стала практически реальной возможность, чтобы один человек управлял всем миром. Все мировые империи, существовавшие до нашего времени, занимали только отдельные части мира, и только с появлением современных средств коммуникации стало возможным, чтобы всем миром правил один человек.

Далее, с развитием средств связи и современного вооружения, включая атомные бомбы, угроза всемирной катастрофы становится сейчас гораздо сильнее, чем когда-либо прежде. Очевидно, что следующая война станет самой разрушительной в истории человечества и, возможно, за первые несколько дней приведет к большим разрушениям, чем все войны в истории. Помимо атомного оружия, имеются различные виды бактериологического оружия для распространения эпидемий среди людей, ядовитые газы и всевозможные чудовищные изобретения, которые могут быть пущены в ход в случае тотальной войны.

А факт, что все народы земли сейчас более связаны друг с другом, означает, что, когда какое-то великое бедствие наступит в одной стране, депрессия или что-то подобное, то это принесет вред и всему остальному миру. Мы уже видели это в тридцатых годах, когда великая депрессия в Америке повлияла и на Европу. Очевидно, что в будущем может произойти нечто гораздо более худшее. Если одна страна начнет вымирать от голода или в какой-то год будет неурожай в Канаде, Австралии, Америке и России, во всех этих четырех великих странах, где выращивают пшеницу, представьте себе, как пострадает весь мир.

 

 

12. Предостережение тем, кто поддается унынию

Все эти знамения времени крайне негативны. Они означают, что в мире происходит катастрофа, что близок конец света и приход антихриста. Очень легко при виде всех этих негативных знамении времени впасть в такое настроение, когда мы только и будем искать все отрицательное. Можно при этом самому превратиться в весьма отрицательную личность. Когда приходит какое-то новое известие, такой человек говорит: "Да, конечно, так и должно быть, а будет еще хуже". Приходит еще одно известие, и он говорит: "Да-да, очевидно, и это должно быть, но будет еще хуже". Этот человек во всем мире, на что смотрит, видит лишь зловещее исполнение ужасов нашего времени.

Это правда, что мы должны знать об этих вещах и не проявлять чрезмерного оптимизма по поводу современных событий, так как в наше время редко происходит что-нибудь хорошее. Но в то же время, однако, мы не должны забывать о главной цели наших наблюдений знамений времени. Мы наблюдаем знамения времени не только для того, чтобы увидеть, когда должен придти антихрист. Это не главное. Мы наблюдаем знамения времени, чтобы знать, когда придет Христос. Это самое главное, о чем мы всегда должны помнить, чтобы не поддаваться унынию, отчаянию или прятаться, запасшись едой, перед великим бедствием. Это не мудро. Мы должны скорее и полнее проникнуться христианским духом, то есть думать о других людях, стараясь помочь им. Если мы сами будем холодны, мрачны, пессимистичны, то сами и будем участвовать в одном из знамений конца - этой холодности. Мы должны тепло относиться друг к другу, помогать друг другу. Это черта христиан.

Если вы вспомните историю (и это еще одна основательная причина для чтения истории Церкви), то увидите, что на протяжении всей истории человечества - через Ветхий Завет, Новый Завет, и все христианские государства, существовавшие впоследствии, а также и в языческом мире - проходит непрерывная цепь страданий. Где дело касалось христиан, были испытания, гонения и через это христиане обретали Царствие Небесное.

Поэтому, когда приходит время испытаний, мы должны радоваться. В газете отца Димитрия Дудко рассказывается об одном случае. Некую женщину в России поместили в психиатрическую больницу за то, что она в открытую крестилась и носила крест. Отец Димитрий со своими духовными чадами приехал в Москву, пошел в эту клинику, договорился о встрече и беседе с доктором, и им удалось убедить его, что ей здесь не место. Отец Димитрий рассказывал: "Они нас на самом деле боятся, потому что, когда вы прямо говорите с ними, они отвечают, что в действительности у них нет права, по которому они могут держать ее здесь". В конце концов, они согласились ее отпустить после того, как она пробыла у них неделю. Во время пребывания в больнице ей давали разные лекарства и делали прививки, пытаясь сломить ее и заставить отказаться от веры. Когда она вышла, была немного взволнована. Сев на скамейку недалеко от клиники, начала говорить. "Вы знаете, - сказала она, - когда я была там и со мной так ужасно обращались, я была спокойна, потому что чувствовала: там был Кто-то, Кто защищал меня, но когда я вышла оттуда, то совершенно неожиданно испугалась. И сейчас переживаю, что за мной снова придут, что за мной следят". Понятно, почему это так. Когда вас преследуют, Христос с вами, потому что вы страдаете за Него. Когда же вы выходите из этого положения, то начинаете бояться вновь в него попасть, испытываете неуверенность. Вы возвращаетесь к своим обычным человеческим понятиям. Когда вы в беде, то вам не на кого больше уповать, кроме Христа, и Он у вас в душе. Если же у вас нет Христа, то у вас нет ничего. Когда же беда прошла, вы начинаете рассчитывать и полагаться на себя, и тогда теряете Христа.

 

Тайны книги Апокалипсис

Лекция (вступление к курсу отца Серафима о книге Апокалипсис), прочитанная в Платине в 1980 году на летних занятиях Ново-Валаамской Богословской академии

 

1. Неправильный подход

Наше время - XX столетие и особенно последняя его часть - более, чем какое-либо прежнее, подходит под определение апокалиптического, т.е. времени, в которое совершаются такие события, что конец света видится совсем близким. Суть изобретений нашего времени такова, что даже очень рационально мыслящие люди говорят о возможности уничтожения целых стран и даже всего человечества или оружием, таким, как термоядерные бомбы, или из-за производства современных монстров - загрязнение среды, химические и биологические эксперименты и так далее.

Принимая во внимание особенности нашего времени, не удивительно, что книга Апокалипсис сейчас популярнее, чем когда-либо прежде. Поэтому в начале этого курса мне хотелось бы указать Вам на то, каким будет наш подход к этой книге. Сегодня и интерес к этой книге, и большинство книг о ней носят, преимущественно, очень поверхностный характер. Одна из наиболее популярных книг по этой теме - это "Последняя великая планета Земля" Хэла Линдсея, протестанта-евангелиста. На обложке ее написано: "Проницательный взгляд на невероятные предсказания, касающиеся нашего поколения". Он говорит об Израиле, о России, о Гоге и Магоге, конце мира, ядерной войне. При чтении всего этого у Вас голова идет кругом. Написана она в развязном тоне: "Россия - это Гог". "Гог, что ты задумал?" и т.п. При поверхностном чтении очень легко увлечься этой книгой. Когда же Вы ее заканчиваете, то Вас просто трясет от волнения от всего происходящего. Встречаются такие фразы, как: "Взгляните на Иран", "Понаблюдайте, что будет дальше делать Россия". В ней говорится, что, когда в Европе объединятся десять народов, то есть когда десятая страна вступит в общий рынок - это знамение, это десять рогов зверя. Северный царь - это, очевидно, Россия; Египет - это южный царь; Китай - восточный царь и т.д., через какое-то время у читателя голова идет кругом.

Волнение, которое возбуждает чтение такой книги, не приличествует человеку, изучающему Писание. Это на уровне скорее кинематографа или телевидения. Автор пишет на бульварном языке. В целом, его подход к этому вопросу не дает понятия, о чем эта книга, единственный результат чтения - возбужденное состояние читателя. Возможно, что-то, о чем он говорит, верно. Как знать? Быть может, Россия действительно - северный царь, но это вопрос второстепенный. Для автора это главное, но это не так. Главное - это что-то совершенно другое.

Не для того нам надлежит читать книгу Апокалипсис. Я знаю людей, которые прочитали ее, страшно переживая при чтении - они прочитали всю книгу за одну ночь, но когда закончили чтение, она не стала для них пищей духовной. Они в волнении, они готовы бежать на улицу за газетами, чтобы посмотреть, что собирается делать Россия, кто кого готов взорвать. В духовном плане они совсем не преуспели, поскольку все, что они делают - это теряются в догадках и рассуждениях, а цель книги - не в этом.

 

 

2. Откровение тайн

Потому мы должны подходить к этой книге, к итогу библейских пророчеств, совершенно другим образом. Мы должны задать себе вопрос: "Зачем мы читаем эту книгу, книгу Апокалипсис?" Мы должны понять сначала цель написания этой книги. Можно сказать, что это книга тайн. В тайнах этих заключен некий глубинный смысл, который связан с началом и концом всего сущего, с конечной целью мира и человечества и откровением вечного Царства Божия. В Писании то и дело встречается это слово. В наших Богослужениях мы поем о тайне, бывшей до начала времен и неведомой Ангелам, т.е. о тайне Воплощения Господа. Обычное в этом мире мы не называем тайнами. Такие явления, как Лох-Несское чудовище или Бермудский треугольник - это не тайны. Это загадки или странные, таинственные происшествия, но не тайны в том смысле, в каком о них говорится в Писании. С другой стороны, "Тайна, скрытая в глубине времен", - это тайна о нашем спасении, об искуплении грехов наших Иисусом Христом, пришедшим в этот мир. Это нечто в мире сем, что уже вводит нас в мир иной, в вечное Царство Божие.

Мы также читаем в Библии о тайне беззакония (См.: 2Сол.2:7 и Ап.17:5. - Ред.). Это тоже нечто очень глубокое, поскольку в определенном смысле это противоположность тайны, скрытой в глубине времен - это тайна того, что творит диавол в мире. У диавола тоже есть вечное царство: он хочет всех низвергнуть в бездну ада. Тем и похожи творимые на земле дела, что начинаются они в этом мире, а ведут неведомо куда, в пропасть бездонную.

Поэтому и должно нам читать эту книгу, связанную с тайной всего будущего человечества и конца мира. Из курса истории Вы не узнаете доподлинно ни где она начинается, ни где заканчивается. Вы узнаете о возвышении народов, о падении монархий, но нигде в истории Вы не прочитаете о том, когда все внезапно закончится. А эта книга о том, что произойдет, когда закончится история человечества. Это часть тайны о том, как мы перейдем в иной мир, в новый век.

 

 

3. Утешение страждущей Церкви

Цель написания этой книги раскрывается в первом же ее стихе. Она в том, чтобы "показати рабом Своим (рабам Христовым), имже подобает быти вскоре". Т.е. тема Апокалипсиса - это мистическое изображение будущей судьбы Церкви Христовой и всего мира. Книга описывает борьбу Церкви против ее врагов, сугубо с диаволом, и ее победу над всеми врагами.

Это великое утешение, особенно во времена гонений и скорбей для христиан - в такие, как наше время. Благодаря этой книге исторические события, которые мы наблюдаем, укладываются в контекст всей битвы Церкви против сил зла и окончательной победы Церкви и открытия вечного Царства Небесного.

Каждый, кто читал о жизни гонимой Церкви в России, знает, что люди в этой Церкви часто сравнивают свою Церковь с женой, убежавшей в пустыню в последние времена (Ап.12:6 и 14). Они смотрят на себя как на живущих в апокалиптические времена. Поскольку во всем обществе царит богоборчество, и нигде для христиан нет утешения, сами они скрылись от гонений, то единственной отрадой для них становятся образы из книги Апокалипсис. Они показывают, что, несмотря на то, что все общество находится под пятой врага, Церковь в конце концов восторжествует. Поэтому гонимые люди, читающие эту книгу в такое время, обретают силы для своей многотрудной борьбы.

Когда силы зла обретают такую мощную форму, как современные богоборческие правительства, то очень просто отказаться от борьбы тем людям, которые не понимают значения своей борьбы, смысла кажущейся победы зла в этом мире и не знают того, что Церковь Христова, в конце концов, победит. Таким образом, эта книга особенно много читалась и толковалась христианами во времена великих испытаний и гонений, но сектантами она читалась совершенно неправильно: во времена преследований они тоже обращаются к ней и, не вникая в глубинны, мистический ее смысл, захваченные ее образами, они изобретают всевозможные новые доктрины, которые не соответствуют учению Церкви в целом, и, в итоге, договариваются до полной чепухи. Например, они открывают, что число 666 относится к той или иной персоне - папе римскому или еще кому-нибудь, и поэтому все у них обретает смысл только в связи с этим фактом, а когда история доказывает, что это неверно, это их угнетает. Конечно, не так следует читать эту книгу.

 

 

4. Опасно полагаться на свое мнение

Итак, мы не должны увлекаться специфическими образами этой книги, очень запоминающимися, драматическими образами - зверей, драконов, жен на небе и т.д. Мы не должны сами делать какие-либо фантастические заключения. Ни в коем случае нельзя ее просто взять, прочесть, а потом толковать так, как придет в голову. При чтении ее надо учитывать содержание Священного Писания в целом и то, как его толкует Церковь. Прежде всего, нужно читать ее при постоянном духовном окормлении - православным людям, которые ходят в Церковь, молятся каждый день, причащаются, читают Священное Писание (и не только эту книгу Писания) и другую духовную литературу. Если человек в целом ведет жизнь христианскую и если наше Православное Христианство - это сознательная брань, которую он ведет каждодневно в своих условиях, хотя бы творя некоторые молитвы и читая что-то из Писания каждый день, и осознавая, что мы - христиане, и брань продолжается, тогда нас не ошеломит какая-нибудь новая катастрофа, происшедшая в нашей жизни, или ложное истолкование каких-либо образов из этой книги не заставит сойти с ума.

Главное, мы должны читать эту книгу богобоязненно, не полагаясь на собственный разум. Каждый, кто читает подобные книги, в том числе книгу пророка Даниила, чьи образы весьма схожи, должен в самом начале запомнить, что не следует доверять всему, что придет ему в голову. Если нам кажется, что мы по собственному опыту или благодаря своим знаниям понимаем, к чему относится какой-либо абзац, то следует подвергнуть это сомнению. Не должно делать никаких выводов, пока мы не сверились со святыми Отцами, не посоветовались со своими священниками и не соотнесли это с собственным христианским опытом. Ни в коем случае не следует думать, что мы поняли просто потому, что что-то выдумали. Например, многие люди напридумывали всякой всячины о числе 666. Могут доказать, что это Наполеон, Гитлер, папа римский, цезарь и еще кто угодно. Но это совсем не значит, что сие верно - сие есть просто личные домыслы.

Понимание Священного Писания - это дело всей жизни, и потому не стоит быстро решать, что мы много понимаем. Чем больше у нас сомнений по поводу собственного понимания, тем глубже мы начнем понимать, особенно если читаем и другие книги по этой теме, духовные книги и толкования.

Основные православные толкования, которые мы возьмем для данного курса, принадлежат архиепископу Аверкию Джорданвилльскому - это последняя глава его руководства к изучению Священного Писания Нового Завета. Большинство своих толкований он заимствует у Отца V века святого Андрея Кесарийского. Он - один из тех немногих авторов, которые написали толкование ко всей книге Апокалипсис.

 

 

5. Правильный подход

Первая наша цель при толковании этой книги - это не отождествлять образы Апокалипсиса с современными явлениями. В некоторых местах мы, возможно, немного поговорим об этом, но это отнюдь не является нашей главной целью. Это сходство прояснится только тогда, когда будут действительно происходить сами эти события. А до того времени нам следует воздерживаться от каких-либо суждений и быть очень внимательными. Возможно, Россия и будет тем северным царем, если этим событиям суждено произойти при нашей жизни, но, но пока мы не увидим действительные события, описанные в Апокалипсисе, не следует слишком переживать обо всем этом.

Наша главная забота при толковании этой книги более глубокая. Мы должны рассматривать ее как мистическое описание природы и судеб Церкви Христовой и врагов ее - диавола, мира и антихриста. Осознание этого поможет нам избежать многих элементарных ошибок, которые делают протестанты относительно тысячелетия, так называемого тысячелетнего правления Христа в этом мире, что является ересью; действительной природы и правления антихриста и т.д.

Как и при толковании всего Священного Писания, мы должны читать это вместе с другими книгами Писания, которые многое в этой книге объясняют, особенно с книгой пророка Даниила, некоторые образы которой точно совпадают с образами Апокалипсиса. И, опять же, мы должны помнить о толкованиях древних Богоносных Отцов, а не полагаться на собственный разум.

Чем глубже наша собственная духовная жизнь, тем глубже будет наше понимание таких книг. Нам не следует читать эту книгу до тех пор, пока мы не начнем постоянную духовную жизнь с непременным временем для молитвы, духовного чтения, под руководством духовного отца. Тогда мы будем на правильном пути.

 

 

6. Хронологическая ошибка толкований книги Апокалипсис

Эта книга состоит из череды очень сложных видений, так что, если вы начнете читать ее без всяких толкований, то совершенно запутаетесь. Некоторые видения - о прошлом, некоторые - о настоящем, а некоторые - о будущем. Святитель Иоанн Златоуст в своих толкованиях на книги пророка Даниила и Бытия говорит, что первая часть книги Бытия - это пророчество о прошлом, потому что некому было видеть события, которые тогда совершались, и было откровение о них - такое же, как откровение о событиях в будущем Даниилу и Иоанну.

Главное содержание книги Апокалипсис касается событий, которые должны совершиться перед концом света. Иногда конец мира рассматривается как все время, длящееся с первого пришествия Христа, то есть продолжающееся уже почти две тысячи лет. В других случаях конец мира означает самые последние события этого периода непосредственно перед самым его концом. Чтобы дать всю картину конца мира, некоторые видения, например, война Ангелов на небе (12:7 - ред.), касаются событий, которые произошли еще до начала мира. Поэтому простое объяснение невозможно. Так, нельзя сказать, что все события совершаются в хронологическом порядке. Здесь и ошибаются протестанты со своей интерпретацией тысячелетия, потому что они думают, что все происходит просто по хронологии - так, как написано. Но это невозможно, поскольку текст касается то будущего, то прошлого, то настоящего, потом вдруг возникает новое видение того же самого, о чем только что было пророчество. Проследить здесь какую-то хронологию абсолютно невозможно.

Книга Апокалипсис - это не просто хронология будущих событий, а мистическое видение всей истории Церкви Христовой, и только иногда здесь даются видения будущих событий.

Имеется также много различных степеней толкования видений в этой книге. Так, за исключением очень немногих примеров, невозможно сказать, что один образ соответствует какому-то одному реальному событию (как и во всем Священном Писании, и в наших богослужениях) - за одним образом может стоять много различных событий. Мы подробно в этом разберемся, когда будем изучать образы этой книги и обнаружим, что один Отец говорит, что это значит одно, другой Отец говорит, что это означает еще что-то, еще один может сказать, что это значит что-то другое, и все эти три разных толкования вполне могут быть верными, потому что однозначного соответствия образов реальности не существует.

Конечно, перед чтением этой книги следует прочитать иные, такие, как послания апостолов Иакова, Петра, Иоанна, в которых говорится о гораздо более простом: о том, как вести нравственную жизнь, как быть христианином, как вести невидимую брань и т.д. Самим своим содержанием книга Апокалипсис предполагает, что Вы уже прочитали подобные книги, ибо подразумевается, что Вы знаете, какая война ведется между Церковью и диаволом, что такое христианская жизнь и через какую брань нам предстоит пройти. Если Вы не имеете об этом никакого понятия, тогда Вы вообще не поймете эту книгу.

 

 

7. Близость пришествия Христа

Книга начинается так: "Апокалипсис (откровение) Иисуса Христа, егоже (еже) даде Ему Бог, показати рабом Своим, имже подобает быти вскоре. И сказа, послав чрез Ангела Своего рабу Своему Иоанну".

Что имеется в виду под словами: "Имже подобает быти вскоре"? Мы должны помнить о том, что сказано у Петра (2Пет.3:3-10): "Сие прежде ведяще, яко приидут в послядния дни ругателе, по своих похотех ходяще, и глаголюще: где есть обетование пришествия Его? Отнележе во отцы успоша, вся тако пребывают от начала создания. Таится бо им сие хотящым, яко небеса беша исперва, и земля от воды и водою (и посреде воды) составлена, Божиим словом: темже тогдашний мир, водою потоплен быв, погибе. А нынешняя небеса и земля темже Словом сокровена суть, огню блюдома на день суда и погибели нечестивых человек. Едино же сие да не утаится вас, возлюблении, яко един день пред Господем яко тысяща лет, и тысяща лет яко день един. Не коснит Господь обетования, якоже нецыи коснение мнят; но долготерпит на нас, не хотя да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут. Приидет же день Господень яко тать в нощи, воньже небеса убо с шумом мимоидут (мимо пойдут), стихии же сжигаемы разорятся, земля же и иже на ней дела сгорят".

Все это показывает, что даже в дни св. Петра, то есть сразу после прихода Христа, люди уже говорили христианам: "Вы говорите о конце мира, но мир остается таким же, как был всегда, ничего не меняется". Сейчас после того прошло уже две тысячи лет, и люди снова говорят то же самое: "Вы говорите о конце света, христиане всегда думали, что конец света близок, а прошло уже две тысячи лет. Мир будет существовать тысячи и тысячи лет".

Конечно, когда св. Иоанн говорит: "Имже подобает быти вскоре", мы не должны забывать, что "вскоре" может означать эти две тысячи лет. Если в глазах Господа одна тысяча лет - один день, то две тысячи лет - это, действительно, короткое время. Это время нужно для того, чтобы все, кому надлежит спастись, пришли ко Христу и чтобы открылась тайна беззакония.

Во все века многие Отцы говорили, что конец света близок, что Христос придет скоро, но Он не приходит. Мы живем в тот период времени, который сами и называем последними временами, когда мир снова говорит, что, похоже, конец света близок. Почему это так? Неужели христиане постоянно заблуждаются, зря беспокоятся, думая, что конец близок, и оказывается, что он еще не скоро?

Во-первых, Христос приходит к каждому человеку, каждый должен прожить свой срок в этом мире и умереть. В этом смысле для каждого из нас приход Христа очень близок. Это вполне верно.

Во-вторых, все живущие верой и смотрящие на все с мистической точки зрения, то есть пытающиеся разбираться в исторических событиях, видят, что, действительно, то, что должно произойти уже происходит. На самом деле, сам св. Иоанн говорит в одном из своих посланий: "Слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша" (1Ин.2:18). Даже в его время, в конце первого столетия, уже пришло много антихристов, т.е. людей, действующих в духе антихриста, и многим еще предстояло придти. Антихрист действует и вне, и внутри Церкви. Конечно, богоборцы являются в каком-то роде антихристами, также и люди, изнутри силящиеся разрушить Церковь. На протяжении всей истории мы видим многих, похожих на антихриста, но все же это не тот антихрист, который должен придти в самом конце. Дух антихриста присутствовал в самом начале истории Церкви, поскольку диавол немедленно начал войну против нее.

Поэтому, так как книга Апокалипсис обо всей войне Церкви Христовой против диавола, все то, что должно произойти в конце, начало случаться с самого начала церковной истории.

В заключение, на слово "вскоре" мы должны смотреть, прежде всего, применительно к своей собственной смерти, поскольку эсхатология, учение о конце света, относится не только к концу мира, но также к концу нашей жизни, поскольку, когда каждый из нас умирает, он отправляется в иной мир и там ожидает конца этого мира. И еще, нельзя забывать, что в историческом измерении, а также в глазах Господа это, действительно, короткое время. Мы можем заглянуть в глубь истории на пять, шесть, семь тысяч лет. Две тысячи лет - это только небольшая часть ее.