Православная библиотека Золотой Корабль 2011
Содержание
Предисловие
Глава I. Один Христос мог научить нас божественному и искупить; и для сего Он не
мнимо, а действительно принял плоть от Девы Марии; замечания против Валентина и Эвиона
Глава II. Христос, посетив нас Своею благодатью, пришел не в чужое и даровал
плоти нашей участие в спасении
Глава III. В немощи человеческой плоти открывается сила Божия, дарующая нашему
телу причастие воскресения и бессмертия
Глава IV. Заблуждаются выдумывающие сверх Творца мира другого Бога Отца, Который
необходимо слаб и бесполезен или зол и завистлив, если не может или не хочет
дать телам нашим вечную жизнь
Глава V. Долгота жизни древних, примеры Илии и Эноха и других показывают, что
Бог может восставить тела наши для вечной жизни
Глава VI. Бог дарует спасение целому человеку, состоящему из тела и души
Глава VII. Воскресение Христа доказывает и наше воскресение во плоти
Глава VIII. Дары Святаго Духа приготовляют нас к нетлению и делают духовными в
отличие от плотских людей, что в Законе означено чистыми и нечистыми животными
Глава IX. Объяснение слов Апостола: плоть и кровь не наследуют Царства Божия
Глава X. Объяснение вышесказанного чрез сравнение с дикою маслиною
Глава XI. О делах плотских и духовных людей
Глава XII. О различии между смертью и жизнью, о дыхании жизни и животворящем
Духе
Глава XIII. Мертвые, воскрешенные Христом, служат сильнейшим доказательством
воскресения
Глава XIV. Если бы плоть не участвовала в спасении, то Слово не приняло бы плоти
одинаковой сущности с нашею
Глава XV. Доказательства воскресения из Исаии и Иезекииля
Глава XVI. Из того, что тела наши возвращаются в землю, следует, что они из нее
и произошли; чрез пришествие Слова Образ Божий явился в нас яснее
Глава XVII. Един Господь Бог, Отец и Творец всего, возлюбивший нас во Христе,
давший заповеди и отпустивший нам грехи; Его Сыном и Словом показал Себя
Христос, когда прощал грехи
Глава XVIII. Все сотворено силою и мудростью Бога Отца и Его Слова, а не
произошло от несовершенства или неведения; иначе Сын Божий, получивши всю власть
от Отца, не принял бы плоти
Глава XIX. Сравнение между непослушною Евою и святою Девою Мариею; упоминание о
различных ересях
Глава XX. Должно внимать пастырям, коим Апостолы вверили Церкви, содержащим одно
и то же учение о спасении, еретиков же избегать; и о таинствах веры мудрствовать
благоразумно
Глава XXI. Глава всего — Христос; Ему надлежало быть посланцем от Отца, Творца
всего, принять человеческое естество и быть искушенным сатаною для того, чтобы
исполнить обетования и одержать совершенную победу
Глава XXII. Истинный Господь и Единый Бог возвещается Законом и открывается чрез
Его Сына Христа в Евангелии; Ему Одному должно поклоняться и от Него ожидать
всякого блага
Глава XXIII. Чрез ложь Диавола Адам согрешил в шестой день творения, в который и
восстановлен чрез Христа
Глава XXIV. О постоянной лжи Диавола и о земных властях, которым должно
повиноваться, так как они установлены Богом, а не Диаволом
Глава XXV. Обман, гордость и тираническое царство антихриста, как они описаны у
Даниила и Павла
Глава XXVI. Иоанн и Даниил предсказали разрушение римской империи,
предшествующее концу мира и вечному Царству Христа
Глава XXVII. О будущем суде Христовом, об общении с Богом, о вечном мучении
неверующих
Глава XXVIII. О различии праведных и нечестивых; о будущем отступничестве при
антихристе и конце мира
Глава XXIX. Все сотворено на пользу человека; о коварстве и злобе антихриста
Глава XXX. Хотя известно число имени антихриста, но мы не должны ничего
опрометчиво утверждать о самом имени, потому что число приложимо ко многим
именам; о царстве и о смерти антихриста
Глава XXXI. Сохранение наших тел подтверждается воскресением и вознесением
Христа; души святых находятся в ожидании времени, когда получат полную славу
Глава XXXII. Святые в той плоти, в которой много пострадали здесь, получат плоды
своих подвигов
Глава XXXIII. Подтверждение того же из обетований Христа Спасителя и из
благословения Иакова, согласно толкованию Папия и пресвитеров
Глава XXXIV. Подтверждение мнения о земном царстве святых свидетельствами Исаия,
Иезекииля, Иеремии и Даниила, а также и притчею о бодрствующих слугах
Глава XXXV. Продолжение о том же
Глава XXXVI. Люди истинно воскреснут; мир не уничтожится, но будут различные
обители для святых по достоинству каждого; все покорится Богу Отцу и Он будет
все во всем
Глава I.Один Христос мог научить нас божественному и искупить;
|
Глава II.Христос, посетив нас Своею благодатью, пришел не в чужое
|
Глава III.В немощи человеческой плоти открывается сила Божия,
|
Глава V.Долгота жизни древних,
|
Глава XIII.Мертвые, воскрешенные Христом,
|
Глава XV.Доказательства воскресения из Исаии и Иезекииля1. Что Создавший вначале человека обещал ему второе рождение после
его разложения в землю, об этом Исаия так говорит: «воскреснут мертвые и
восстанут сущие во гробах и возрадуются находящиеся в земле. Ибо роса, которая
от Тебя, есть здоровье для них» (Ис.26:19). И еще: «Я утешу вас и вы утешитесь
в Иерусалиме; и увидите и возрадуется сердце ваше, и кости ваши взойдут как
трава и рука Господня познается чтущими Его» (Ис.66: 2. И поэтому Господь весьма ясно указывал Своим ученикам на Себя и на Огца, чтобы не искали другого Бога кроме Того, Который создал человека и дал ему дыхание жизни, и не доходили до такого безумия, чтобы сверх Творца (Демиурга) вымышлять другого Отца. Посему Он исцелял словом всех прочих, которые подверглись болезням за грех: им Он говорил: «вот ты сделался здоров, не греши более, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14), показывая, что болезни постигли людей за грех неповиновения. А слепорожденному он даровал зрение уже не словом, но действием, и это не напрасно и случайно, но чтобы показать руку Божию, вначале создавшую человека. Поэтому на вопрос учеников, почему он родился слепым, по своей или по вине родителей, (Господь) отвечал им: «ни он не согрешил, ни родители его, но чтобы открылись дела Божия на нем» (Ин.9:3). Дело же Божие есть создание человека. Это Он совершил действием, как говорит Писание: «Господь взял персть, от земли и создал человека» (Быт.2:7). Посему и Господь плюнул на землю и сделал брение и положил его на глаза, показывая, как совершилось первоначальное создание, и могущим разуметь открывая руку Божию, которою создан человек. Ибо, что Художник Слово опустил образовать в утробе[8], то Он явно совершил, чтобы открылись дела Божии на нем, и мы уже не искали бы другой руки, которою человек создан ни другого Отца, зная, что рука Божия, создавшая нас вначале и образующая в утробе, в последние времена взыскала нас погибших, возвращая свою погибшую овцу и беря ее на рамена, и с радостью восстановляя во двор жизни. 3. А что Слово Божие образует нас в утробе, об этом говорит Иеремия: «прежде чем Я создал тебя в утробе, Я знал тебя, и прежде чем ты вышел из ложесн, Я освятил тебя и поставил тебя в пророка среди народов» (Иер.1:5). Подобно и Павел говорит: «когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей, благоволил, чтобы я благовествовал Его язычникам» (Гал.1:15). Если же Слово создает нас во чреве, то то же Слово слепорожденному образовало зрение, — явно показывая Того, Кто есть в тайне Создатель наш, так как само Слово явилось человеком, и, объясняя первоначальное создание Адама, как он сотворен и какою рукою создан, и посредством части открывая целое. Ибо Господь, образовавший зрение, Он же создал всего человека, повинуясь воле Отца. И поелику человек, как он был создан в Адаме, сделавшись преступным, нуждался в бане возрождения, то (Господь), после того как положил брение на глаза (слепорожденного, сказал ему: «поди в Силоам и умойся» (Ин.9:7), воздавая ему и (первоначальное) создание и возрождение чрез купель. И потому он, умывшись, пришел зрячим, чтоб и он узнал своего Создателя и человек познал Того, Кто даровал ему жизнь. 4. Заблуждаются также и последователи Валентина, говорящие, что человек
создан не из этой земли, а из жидкой и текучей материи. Ибо из какой земли
Господь образовал зрение, из той, очевидно, и в начале человек создан. Было бы несообразно, если бы глаза были созданы из одного, а остальное тело из
другого, как не сообразно то, чтобы один создал тело, а другой глаза. Но
Тот же Самый, Который вначале создал Адама, с которым и Отец говорил: «сотворим
человека по образу и подобию Нашему», в последние времена Сам, явившись людям,
образовал зрение тому, кто был слеп (в теле, происходившим) от Адама. И поэтому
Писание, обозначая имевшее быть, говорит, что когда Адам скрылся вследствие
непослушания, Бог пришел к нему вечером, воззвал ь его и сказал ему: «Где
ты?» Это значит, что в последние времена то же слово Божие пришло воззвать
человека, напоминая ему о деяниях, живя в которых он скрылся. от Господа.
Ибо, как тогда Вот говорил Адаму вечером, ища его, так. в последние времена
тем же голосом взыскал и посетил род его. [8] Т. е. зрение у слепорожденного. |
Един Господь Бог, Отец и Творец всего, возлюбивший нас во Христе, давший заповеди и отпустивший нам грехи; Его Сыном и Словом показал Себя Христос, когда прощал грехи 1. Он то есть Творец (Демиург), Который по Своей любви Отец, а по силе Господь, по премудрости же Создатель и образователь наш; и Его заповедь мы преступили и сделались Его врагами. И посему в последние времена Господь чрез Свое воплощение возвратил нас в дружбу, сделавшись «посредником между Богом и человеками» (1 Тим.2:5), умилостивляя за нас Отца, против Которого согрешили, и Своим послушанием покрывая наше непослушание и даруя нам общение с нашим Творцем и покорность. Поэтому, Он научил нас и в молитве говорить: «и оставь нам долги наши» (Мф.6:12), так как Он есть Отец наш, Коего мы стали должниками, преступив Его заповедь. Кто же Он? Неведомый ли какой Отец, никому не дававший никогда заповеди? Или Бог, проповедуемый Писаниями, в отношении к Которому мы были должниками, преступив Его заповедь? Заповедь же дана была человеку чрез Слово: «ибо, сказано, Адам слышал голос Господа Бога» (Быт.3:8,10). Посему хорошо Слово Его говорит человеку: «отпускаются тебе грехи» (Мф.9:2; Лк.5:20), так что Тот же, против Которого мы согрешили вначале, дарует в конце прощение грехов. А если бы мы преступили заповедь одного, а иной был сказавший: «отпускаются тебе грехи», таковой ни благ, ни истинен, ни справедлив. Ибо каким образом благ тот, кто дает не из своего? Или каким образом справедлив, кто похищает чужое? И каким образом грехи истинно отпущены, если не тот самый, против кого мы согрешили, даровал отпущение «по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас» (Лк.1:78) чрез Сына Своего. 2. Поэтому, когда Он исцелил. расслабленного, сказано: «видя это, народы прославили Бога, давшего такую власть человекам» (Мф.9:8). Какого же Бога прославили предстоящие народы? Неведомаго ли Отца, измышленного еретиками? И каким образом они прославляли Того, Кто совершенно был неведом им? Очевидно, что израильтяне прославляли Бога, проповеданного Законом и пророками, Который есть Отец Господа нашего; и поэтому Он учил людей посредством совершаемых Им знамений явно прославлять Бога. А если Он пришел от одного Отца, а иного Отца прославляли люди, видевшие Его чудеса, то Он сделал их неблагодарными к Отцу, пославшему исцеление. Но поелику от Того, Кто есть Бог, Единородный Сын пришел для спасения людей, и неверующих совершаемыми Им чудесами вызывал прославлять Отца, то фарисеем, не принимающим пришествия Сына Его и потому неверующим в даруемое от Него отпущение (грехов), Он говорит: «дабы вы знали, что Сын человеческий имеет власть отпускать грехи» (Мф.9:6) и, сказав это, повелел расслабленному человеку взять постель, на которой он лежал, и идти в дом свой; таким действием Своим Он посрамил неверующих и доказал, что Он есть голос Божий, чрез который человек получил заповеди, которые он преступил и сделался грешником, ибо за грехи последовала болезнь. 3. Итак, отпуская грехи, Он исцелил человека и явно показал, кто Он. Ибо, если никто не может отпускать грехи, кроме одного Бога, а Господь отпускал их и исцелял людей, то ясно, что Он был Слово Божие, сделавшееся Сыном Человеческим, и от Отца получил власть отпускать грехи, и что Он есть человек и вместе Бог, чтобы, как человек, Он сострадал нам, а, как Бог, милосердовал о нас и отпускал нам долги наши, которыми мы должны Богу Творцу нашему. И поэтому Давид предрек: «блаженны те, коих неправды отпущены и грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменил греха» (Пс.31: 4. Это ясно показано и чрез многих других (пророков), особенно же чрез пророка Елисее. Ибо, когда бывшие с ним пророки рубили деревья для устройства жилища и железо спало с топорища в Иордан и не было найдено ими, то Елисей, пришел на самое место и узнав случившееся, бросил дерево в воду, и после того всплыло железо топора, и потерявшие взяли его с поверхности воды (4 Цар.6: |