БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ НАД

ГРОБОМ ГОСПОДНИМ

Автор

священно-архимандрит Наум, Старец Свято-Троице Сергиевой Лавры

Москва Пересвет 1991

 

Рекомендовано к печати Отделом Московского Патриархата по религиозному образованию и катехизации.

 

Православная библиотека Золотой Корабль, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Благодатный Огонь над Гробом Господним

Введение в Пасхалию

Комментарии и примечания

 


Чудо!.. Люди часто принимают за чудеса то, чего не понимают. "Чудесные исцеления", телекинез, телепатия, спиритизм, полтергейст, НЛО в многое, многое другое. Но это не чудеса.

Единственное чудо творит Сам Господь - создавая в теле смертном жизнь вечную. И когда иудеи просили показать им какое-нибудь знамение с неба, то ответил Спаситель всем и на все времена:

"РОД ЛУКАВЫЙ И ПРЕЛЮБОДЕЙНЫЙ ЗНАМЕНИЯ ИЩЕТ, И ЗНАМЕНИЕ НЕ ДАСТСЯ ЕМУ, КРОМЕ ЗНА­МЕНИЯ ИОНЫ ПРОРОКА" (Мф. 16, 4), т.е. именно ВО­СКРЕСЕНИЯ..

Как Иона-пророк вышел из чрева кита, так Воскрес Иисус из Гроба.

Господь сказал: "ОГОНЬ ПРИШЕЛ Я НИЗВЕСТИ НА ЗЕМ­ЛЮ, И КАК ЖЕЛАЛ БЫ, ЧТОБЫ ОН УЖЕ ВОЗГОРЕЛСЯ"! (Лк. 12.49).

Каждый год, в Великую Субботу над Своим Живоносным Гробам в Иерусалимском храме Воскресения совершает Господь великое Знамение - сошествие Благодатного Огня.

Пасхальный круг времени содержит в себе и время творения мира, и ветхозаветную пасху, и время Страстей Господних и Воскресение - День будущего века. Одна Православная Церковь -верная Священному преданию и Апостольским правилам, - каждый год а День Великой Субботы ждет радостной встречи с Женихом как верная Невеста Христова.

И дает Господь Православным иерархам зажечь свечи от нетварного Божественного Огня, чтобы они могли всем другим, даже и не христианам передать вместе с видимым огнем и Благодать Любви Божней, чтобы совершалось по словам Пасхальной песни:

Ныне вся исполнишася света, ибо же и земля и преисподяя: да праздует убо вся тварь восстание Христово, в немже утвержается.


БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ НАД ГРОБОМ ГОСПОДНИМ

Явление Благодатного Огня в Иеруса­лимском храме в Великую субботу представляет собою поразительное до­казательство истинности и вселенского

величия Православной Греко-Российской Церк­ви.

На страже св. Гроба уже несколько веков стоят православные иерархи. В разные времена при разных правителях приходили все получать Благодатный Огонь. Сам Халиф приходил и сто­ял со свечами и во времена Саладина. И до сих пор мусульмане приходят получать Благодат­ный Огонь - "огонь с неба" - так они его назы­вают, для них это тоже Святыня. Только одни католики не верят, что это Огонь с неба.

Невещественный огонь, свет, по свидетель­ству Апостолов и святых отцов, осветил Гроб Господень уже при самом Воскресении Христа Спасителя. У св. Григория Нисского читаем: "Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и высоким Апостольским умом - ис­полнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако, двема образы видел внутренняя -чувственно и душевно". А св. Иоанн Дамаскин пишет: "Петр предста ко Гробу и свет зря во Гробе ужасашеся".

Первое упоминание о получении Благодат­ного Огня сохранилось с IV в. Об этом свиде­тельствует историк Евсевий и благочестивые паломники. Буквально с основания самого хра­ма - в IV в. был возведен и построен этот храм Воскресения Господня святой царицей Еленой -в это уже время есть воспоминания получения Благодатного огня, т.е. действительно, Благо­дать была дана Господом от самого основания построения храма.

В Париже было опубликовано исследование Бенедиктинского монаха, приора Франбрийского Аббатства, Дона Каброля, посвященное от­крытому им сочинению IV или V века, озаглав­ленному "Паломничество Сильвии". В сочине­нии этом, открытом в библиотеке Аббатства Россано в Калабрии, тоже сообщается о схожде­нии в Великую субботу Благодатного Огня на Св. Гроб Господень.

В 1859 году г-жа Варвара Брюн де Сент-Иполит, пребывая во Иерусалиме, присутство­вала при схождении Благодатного Огня в Вели­кую субботу. Замечательно по настроенности и изложению ее воспоминание о чуде в письме к л своему духовному отцу игумену Антонию.


В Великую субботу в Феодоровском мо­настыре рано утром все поклонницы ленточками связывали в пучки малень­кие пестрые свечи так, чтобы каждый пучок состоял из 33 свечей - в память числа лет Христа Спасителя. В 10 часов утра, после обед­ни, наши православные на Гробе Господнем по­тушили лампады, а в церкви все свечи. Во всем городе, и даже в окружности, не осталось ни у кого и одной искры огня. Только в домах като­ликов, евреев и протестантов огонь не угасал. Даже турки следуют обычаю православных и в этот день тоже приходят в храм Гроба Господня. Я видела, как их дети держали в руках своих пучки свечей, и говорила с ними через перевод­чицу. С этими детьми были и взрослые.

В 12 часов пополудни двери храма отворевы, и собор полон народу. Все без исключения -старый и малый - идут в церковь. По множеству народа, мы с трудом пробрались туда. Толпами паломников не только наполнены были все пять ярусов хоров, но и на стенах, где только можно было сколько-нибудь держаться, везде сидели арабы. Один обратил на себя особенное внима­ние: он уселся на ручке большого канделябра пред иконой и еще посадил себе на колени дочь свою, девочку лет семи, и во все время оставался на своем месте. В храм набежали с гор бедуины с бритыми головами, женщины с нанизанными на голове и на носу деньгами и прикрытые бе­лыми чадрами. С ними были и дети разных возрастов. Все это суетилось и хлопотало и нетерпеливо ожидало Благодатного Огня. Между людьми стояли турецкие солдаты и ружьями уни­мали волнующихся арабов. На эту пеструю кар­тину смотрели с любопытством католические монахи и иезуиты, между которыми находился и наш русский князь Гагарин, 18 лет тому назад перешедший в латинскую церковь.

Царские врата Воскресенского собора были отворены, и там виднелось высшее духовенство всех христианских вероисповеданий.

Иерусалимскому патриарху ныне случилось в первый раз присутствовать при этом, потому что в прежние годы его блаженство проживал в Константинополе. Однако в алтаре распоряжал­ся наместник его, митрополит Петр Мелетий, и сам принимал Благодатный Огонь. То же было и теперь. Он с воскресенья (недели Ваий) ничего не вкушал, кроме просфоры, и даже не позволял себе выпить воды; от этого был бледнее обык­новенного. впрочем, спокойно говорил с при­чтом. Каждый присутствующий имел в руках большой пук свечей, а другие, стоявшие на хорax, спустили на проволоках несколько таких пучков и эти пучки висели по стенам в ожидании Небесного огня. Все лампы налиты новым маслом, в люстрах наставлены новые свечи; но фи­тили нигде необожжены. Иноверцы с недовер­чивостью тщательно вытирают все углы в Кувуклии, и сами кладут вату на мраморную доску Гроба Господня...

Торжественная минута приближается, у каждого невольно бьется сердце... Так как все сосредоточены на одной мысли о сверхъестественном явлении, то у одних при этом возникает сильное сомнение, другие, более благочистивые, молятся от души с сердечным убеждением и на­деждою на милость Божию, а иные, по одному любопытству, равнодушно ждут, что будет... Вот, наконец, луч солнца блеснул в отверстие над Кувуклией и осветил эту картину... Погода ясная, в воздухе жарко: весенний день Востока! Вдруг показалась туча и заслонила то самое от­верстие, в которое луч солнца падал. Я испуга­лась, что уже не будет Благодатного Огня и что народ от досады растерзает преосвященного наместиика. Сомнение омрачило мое сердце, я ста­ла укорять себя, зачем осталась, разве не до­вольно было для меня поклониться Гробу Гос­подню? - думала я, - зачем было ожидать не­сбыточного явления? И, размышляя таким об­разом, я все более и более волновалась. Вдруг в церкви все стемнело. Мне стало грустно до слез... я усердно молилась... Арабы начали кри­чать, петь, ударяли себя в грудь, молились вслух, поднимали руки к небу; кавасы и турецкие сол­даты стали унимать их. Картина была страшная, тревога всеобщая!.. Между тем в алтаре начина­ют облачать наместника - не без участия в этом иноверцев. Клир помогает ему надеть серебря­ный стихарь, подпоясывает его серебряным шнуром, обувает; все это совершается в присут­ствии духовенства армянского, римского и протестанского. Облачив его таким образом, ведут под руку с обнаженною головою между двух стен солдат в предшествии нарядных кавасов до двери Кувуклии и запирают за ним дверь, И вот он один у Гроба Господня. Опять тишина. На народ спускается облако росы. Досталось и мне на мое белое батистовое платье.

В ожидании знамения с неба, все смолкает, но не надолго... Вот, опять беспокойство: кри­чат, мечутся, молятся; волнующихся снова уни­мают. Наша миссия была на кафедре над цар­скими вратами; мне видно было благоговейное ожидание Преосвященного Кирилла. Взглянула я также и на стоявшего в толпе князя Гагарина. Лицо его мне хорошо было видно: оно выража­ло грусть, Гагарин пристально всматривался в Кувуклию...

В передней комнате с обеих сторон Кувук-лии есть в стенах круглые отверстия, чрез кото­рые игумены и настоятели окрестных монасты­рей подают Высокопреосвященному наместнику свечи.

Вдруг из бокового отверстия показывается пук зажженных свечей... В один миг Архиманд­рит Серафим передает свечи народу. Вверху Кувуклии все зажигается: лампады, люстры... Все кричат, радуются, крестятся, плачут от радости; сотни, тысячи свечей передают свет одна дру­гой. Суета... Арабы опаляют себе бороды, араб­ки подносят огонь к обнаженной шее. В этой тесноте огонь пронизывает толпы; но не было примера, чтобы в подобном случае произошел пожар. Общего восторга описать нельзя, изо­бразить картину невозможно: это чудо неизобразимое. После солнца - тотчас облако, потом роса и вследствие росы - огонь. Роса падает на вату, которая лежит на Гробе Господнем, - и мокрая вата вдруг загорается голубым пламенем. Наместник необожженными свечами прикасается к вате, - и свечи зажигаются тусклым голубоватым пламенем. Зажженные таким об­разом свечи наместник передает стоявшим у от­верстий лицам. Замечательно, что вначале от такого множества свечей в церкви - полусвет; лиц не видно; вся толпа в каком-то голубом ту­мане; но потом все освещается и огонь горит яр­ко. Передав всем огонь, наместник выходит из Кувуклии с двумя огромными пучками зажжен­ных свечей, будто с факелами. Арабы хотели, по обыкновению, нести его на руках но Влады­ка от них уклонился и сам, как в тумане, прошел скорыми шагами из Кувуклии в алтарь Воскре­сенского собора. Каждый старался зажечь свою свечку от его свечей. Я была на пути его шест­вия и тоже зажгла. Он казался прозрачным; се­дые его волосы развевались по плечам; широ­кое его чело было без морщин, но лицо подер­нулось необыкновенной бледностью; весь он был в белом; два факела в его руках; глаза уст­ремлены к небу; вдохновение горело в его очах: народ видел в нем вестника небесного. Все пла­кали от радости... Но вот, в народе прошел не­внятный гул...

Нечаянно я взглянула на князя Гагарина -вижу: у него градом текут слезы и радостью сия­ет лицо... Как с этим выражением в одном и том же человеке соединить его вчерашнюю пропо­ведь на Голгофе, которую он произнес на фран­цузском языке и заключил так: 'Теперь остает­ся пожелать одного, - чтобы мы все сделались католиками и покорились папе!" Вчера превоз­носил он преимущества римского исповедания, а сегодня, пораженный видениями небесной благодати, даруемой только Православию, льет слезы. Не есть ли это порыв преданной им веры, возбужденной общим восторгом? Не есть ли это поздний плод тайного раскаяния и отклик души, некогда православной, но легкомысленно отпав­шей от Единой истинной и спасительной Церкви Христовой? Где же он - представитель искрен­него своего убеждения? Там ли, на возвышении кафедры со словом поборничества за права Па­пы, или здесь - в толпе народа со слезами на глазах, как с невольной данью родному чувству, призывающему его воздать "Божие Богови".

Посетили однажды о. игумена Антония два помещика, из которых один укло­нялся в вольнодумство и в течение бесе­ды со старцем выразил сомнение в ис­тинности повествования о том, что св. Иоанн, архиепископ Новгородский, на бесе ездил в Иерусалим (см. Четьи-Минеи 7 сентября). "Нель­зя верить таким вещам!" - заметил с усмешкой господин этот. "Да! - ответил на это замечание старец. - В прежние времена святые бывали и из дворян... и разъезжали на бесе, а теперь сам бес разъезжает на иных российских дворянах". Сказано было это слово старцем значительно и с грустным укором.

Но возвратимся опять к избранному Богом стражу Гроба Господня. Надо было видеть, с каким торжеством этого вестника Благодати Божией принял в свои объятия Патриарх, да и все наши наперерыв обнимали его (наместника) и принимали из его святых рук зажженные свечи. За этим последо­вала обедня, которую служил сам Патриарх со всем духовенством, облаченным в блестящие зо­лотые ризы. Между тем бедуины в диком вое-торге собираются в кружок и пляшут по середи­не церкви, вне себя от радости становятся друг другу на плечи, поют и молятся, пока не падают обессиленные. Никто не останавливает их, как детей, выражающих восторженное состояние своей души по-своему. После обедни все бегут с огнем зажигать лампады: кто - домой, кто - к Илии пророку, в Крестный монастырь, кто - в Вифлеем, кто - в Гефсиманию. Огни по улицам в продолжении дня, при солнечном свете - кар­тина необыкновенная! Это осязательное присут­ствие Самого Бога на Гробе Его Единородного Сына сильно развивает любовь к Православной Церкви и остается в памяти сердца неизгладимо.

Его Высокопреосвященство, наместник Петр Мелетий говорил, что вот уже 30 лет, как Бог сподобляет его принимать Небесный Огонь. И, прозорливо угадывая совершенное мое убежде­ние в знамении Божией благодати, сказал:

- Ныне благодать уже сошла на Гроб Спаси­теля, когда я взошел в Кувуклию: видно, вы все усердно молились, и Бог услышал ваши молит­вы. Бывало долго молюсь со слезами, и огонь Божий не сходил с небес до двух часов, а на этот раз я уже увидел его, лишь только заперли за мною дверь! А на тебя пала ли роса благодат­ная?

Я отвечала, что и теперь еще видны следы на моем платье, будто восковые пятна. "Они навсегда останутся", - сказал Владыка. Это так и вышло: 12 раз отдавала я мыть платье, но пятна все те же. После того, я спросила, что Преосвященнейший чувствовал, когда выходил из Кувуклии, и отчего так скоро шел? "Я был, как слепой, ничего не видел, - отвечал он, - и если бы не поддерживали меня, упал бы!" Это и при­метно было: глаза у него как будто не глядели, хотя и были открыты."

Таково краткое изложение письма г-жи В.Б. де С-И., к которому можно присоединить слова песнопения великого входа Великой субботы: "Да молчит всяка плоть человеча!" - пред священной тайной Благодати Божией ("Странник", I860 г., Апрель, Спб, "Торжество Пасхи в Иерусалиме", с. 115).

 

Постриженник Святой Горы Афонской инок Парфений вспоминал о своем пребывании на торжествах в Иерусалиме.

"...Прошло несколько времени, не знаю - много или мало, ибо были все вне себя от какого-то страха, только вдруг около Божия Гроба; воссиял свет; вскоре свет показался и из алтаря, в Царские врата, в отверстие. И текли яко две огненные реки - одна с запада, от Божия Гроба, а другая с востока, от алтаря. О, какая тогда в храме сделалась радость и ликование! Сделались все яко пияны, вне себя, и не помнили кто, что говорит или кто куда бежит... О, странное и : преславное видение! Весь храм обратился в Огонь; больше в храме ничего не видно, кроме К небесного света.

...Митрополит за-Иорданский, когда входит вовнутрь Гроба, - обретает великую лампаду; стоящую на Христовом Гробе, саму о себе воз­жегшуюся; а иногда при нем нечаянно загорит­ся. Но только сам он никогда не видел - как она загорается, В Иерусалиме я от многих слышал, которым сам Митрополит сказывал по откро­венности, сие: "Иногда я взойду, а она уже го­рит, тогда и я скоро вынесу; а иногда взойду, а лампада еще не горит; тогда я паду на землю от страха, и со слезами начинаю просить милости от Бога. Когда встану, - лампада уже горит, и я зажигаю два пука свечей, выношу и подаю".

После того, как Патриарх выходит из Гро­ба, вернее сказать, его уносят в алтарь, где он, яко вне себя, сидит всю литургию, - "народ бро­сается вовнутрь Гроба прикладываться, и я (инок Парфений) сподобился приложиться. Весь Христов Гроб был мокрый, якобы дождем вы­мочен; но я не мог узнать - отчего это. Посреди Гроба стояла та великая лампада, которая сама зажглась и великим светом горела" ("Сказание о странствии и путешествии по России, Молдовии, Турции и Св. Земле", стр. 118-119, М., 1855 г., часть 4-я, Постриженника Св.Горы Афонския, инока Парфения.)

 

Другое свидетельство, относящееся ко временам новейшим и напечатанное в сборнике "Нива", 1892 г. (№ 4, с. 192) статья "Агиос-фотос" о явлении чуда небесного Благодатного Огня.

"Святой свет" - у греков, "Священный огнь" (или Благодать Господня) - у русских, пишет автор статьи, искони являемый в храме Воскресе­ния Господня в Иерусалиме, в последний день Страстной седмицы, в два часа пополудни - тор­жество, коему подобного нет во всем христиан­ском мире.

Мне довелось быть очевидцем происходя­щего в это время в храме Воскресения два раза. Испытываемое внешними чувствами при этом своеобразном зрелище передать с надлежащей точностью нелегко.

Обыкновенно в Великую субботу, в полови­не второго часа, раздается звон колокола в Пат­риархии. Начинается оттуда шествие. Длинною черною лентой входит греческое духовенство в храм, предшествуя его Блаженству, Патриарху. Он - в полном облачении, сияющей митре и па­нагиях. Духовенство медленною поступью мину­ет "Камень Миропомазания" и затем между двух рядов вооруженной турецкой рати, едва сдержи­вающей натиск толпы, исчезает в большом зале собора. Патриарх останавливается пред царски­ми вратами. Два архимандрида с иеродиаконами его разоблачают. Без митры и всех архипастыр­ских отличий, в белой полотняной хламиде, под­поясанный кожаным ремнем, он возвращается в сопровождении митрополитов и архиереев, ко входу в часовню. Вход запечатан печатью, охра­няемой турецким караулом.

Накануне в храме все свечи, лампады, пани­кадила были потушены. Еще в отдаленном про­шлом тщательно наблюдалось за сим: турецки­ми властями производился строжайший обыск Φ внутри часовни; по наветам католиков, доходили даже до ревизии карманов священноделствовавшего митрополита наместника Патриарха, когда резиденция последнего находилась еще в Константинополе.

После троекратного обхода духовенством, предшествуемым хоругвеносцами, часовни Св. Гроба, с пением 6-го гласа стихиры: "Воскресе­ние Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесах.״ Патриарх останавливается на помосте пред наружным входом в часовню. Здесь его ожидает армянский епископ в облачении. Турец­кий офицер снимает печать. По входе Патриар­ха, а за ним и армянского епископа, дверь снова запирается. Оба раза я епископа не замечал: но если он, по уверению некоторых, а между ними и знаменитого паломника нашего, Андрея Ни­колаевича Муравьева, и входит за Патриархом, то остается в приделе Ангела бездействующим свидетелем. Греческий же иерарх проникает чрез низкое отверстие поперечной стены ко Св. Гробу. Там царит безусловный мрак ночи.

Следуют страшные... страстные минуты... иногда четверть часа, иногда 20 минут.,, Это -целый век трепетного ожидания. Гробовое мол­чание... Представьте себе мертвенную тишину многотысячной дикой толпы, такую, что проле­ти птица, - слышен был бы шум крыльев, и пой­мете тогда степень напряженного ожидания это­го люда. Только имевшие случай пережить эти минуты в состоянии понять, как бьются сердца.

В Кувуклии, в приделе Ангела, в северной и южной стене - два отверстия овальные, величи­ною с большое столовое блюдо... В северном вдруг показывается длинная свеча... пылающая!


- Благодать! Господи, помилуй! Кирие элейсон!..

- ... Воля-дин, иля-дин, эль-Мессия (арабское: нет веры иной, как Православная!..)

Крики, вопли неистовые, неумолкающие несутся снизу, сверху, с балконов, галерей, лож, карнизов; отовсюду оглушительные возгласы, звон колоколов, торжественные звуки деревян­ных бил, треск барабанов, резкие трели метал­лических молотков; все скачет, кричит, все ле­зут на плечи друг другу... .

Мне сдается, что я в громадном здании, ох­ваченном пожаром. Огонь моментально сооб­щается всюду, у всех горят пучки света; их спускают на верёвках с галерей; зажженные летят вверх. Весь храм объят пламенем. Температура во мгновение доходит до 45 градусов...

С неимоверными усилиями, ружейными прикладами и тесаками солдаты едва успевают очистить путь вышедшему из Кувуклии Патри­арху. Бледный, со страдальческими чертами ли­ца от глубокого душевного потрясения, Патри­арх медленно приближается к соборному алта­рю. Так, во время оно, Моисей оставлял выси Синайские. Патриарх простирает в обе стороны зажженные свечи. Кто успевает, тушит свой пук и ловит пламя патриаршей свечи.

Никак не мог себе объяснить я, как Огонь, едва замеченный в северном отверстии Кувуклии, почти во мгновение ока появлялся в алтаре собора. Там все свечи уже пылают в то время, когда Огонь едва стал перехватываться и пере­даваться близ стоящим у самой часовни. У от­верстия Кувуклии обыкновенно ожидают двое нарочных с фонарями: один из них немедленно скачет верхом в Вифлеем. Но, как может другой в единый миг пронизать сплоченную массу наро­да и проникнуть в алтарь, - остается решитель­но, непонятным.

В алтаре Патриарх отдыхает не более пяти минут и затем удаляется; мало-помалу и все духовенство исчезает из храма.

Что же произошло? Откуда же взялся Огонь у Патриарха? - Таковы вопросы, которые у скептика, разумеется, так сказать, на языке.

Как-то вскоре, после пасхальных дней, я в числе нескольких вновь прибывших, паломни­ков, сопровождал Патриарха на пути в Иерихон и к Иордану. На половине пути мы были при­глашены в его палатку к обеду. Один из таких скептиков, выбрав удобную минуту, вдруг поста­вил так вопрос: "Откуда, Ваше Блаженство, изволите получать Огонь в Кувуклии?" Прёстарелый архипастырь, не обращая внимания на то, что слышалось в тоне вопроса, невозмутимо от­вечал так (мною почти слово в слово записано было следующее):

- "Я, милостивый государь, изволите знать, без очков уже не чтец. Когда впервые вошел я в придел Ангела, и за мною закрылись двери, там царил полумрак. Свет едва проникал через два отверстия из ротонды Св. Гроба, тоже слабо ос­вещенной сверху. В приделе же Св. Гроба я не мог различить, - молитвенник ли у меня в руках или что другое. Едва-едва замечалось как бы бе­лесоватое пятно на черном фоне ночи: то, очевидно, белела мраморная доска на Св. Гробе

Когда я открыл молитвенник, - к удивлению мо­ему, печать стала вполне доступна моему зре­нию без помощи очков. Не успел я прочесть с глубоким душевным волнением строки три-че­тыре, как, взглянув снова на доску, белевшую все более и более так, что мне явственно пред­ставлялись все четыре ее края, заметил я на до­ске оной, как бы мелкий рассыпанный бисер, разных цветов, вернее сказать, как бы жемчуг с булавочную головку, и того меньше, а доска на­чала положительно издавать свет. Бессозна­тельно сметая изрядным куском ваты этот жем­чуг, который начал сливаться подобно каплям масла, я почувствовал в вате некую теплоту и коснулся ею фитиля свечи. Он вспыхнул, подо­бно пороху - и свеча горела. И три образа Воск­ресения озаряла, как озаряла и лик Богоматери и все металлические над Св. Гробом лампады. Предоставляю засим вам, милостивый государь, судить о моем в ту минуту душевном волнении и вывести ответ на свой вопрос".

...Не излишне прибавить, что между католи­ческими писателями немало таких, которые сви­детельствовали, что видели чудо, как в Великую субботу у Гроба Господня свечи сами зажига­лись (Бароний, летописец римской церкви, при­бавляет: "чудо сие бывает нередко").

Следует еще остановиться на неверии скеп­тиков относительно невещественного появления Огня, именуемого поэтому святым, и предста­вить им следующие доказательства: упомянутая речь иерарха, по существу, есть свод всего того, что в течение многих веков свидетельствовалось и заявлялось знаменитыми паломниками, коим, подобно мне, доводилось лично присутствовать в храме в Великую субботу. Можно ли допу­стить, чтобы кто-либо из этих паломников, от­мечая в своих записках виденное и прочувство­ванное, не довольствовался собственными впе­чатлениями? Чем же объяснить поразительное тождество в главных чертах их показаний, если ни несомненностью периодического явления и правдивостью их сообщений?"

 

Послушаем еще рассказ паломника о Бла­годатном Огне, сходящем в 1982 году.

"Сейчас мы находимся в храме Boскресения Христова. Время 10 часов, до Благодатного Огня осталось часа четыре.

Вот уже запечатали двери Кувуклии, поста­вили печать из воска. Сейчас арабы идут крест­ным ходом: "Мы пришли к себе домой и просим Матерь Божию и Георгия Победоносца, чтобы Господь послал благодать с неба. Наша вера правая, вера православная".

Шум, крики, музыка... обращение к небу... это такие своеобразные молитвы, которые вы­ражают они очень бурно, с южным темперамен­том. Так они прославляют Бога.

Мимо нас проходит Блаженнейший Патри­арх Диодор. В эти минуты он особенно как-то благодатный, и вид у него взволнованный, и сам он так молитвенно настроен. Мы все будем по­могать ему в молитве.

Через несколько минут Блаженнейший Па­триарх войдет ко Гробу Господню в одном хитоне. У двери Гроба стоят один копт и армянин. Они будут стоять у Камня как свидетели получе­ния Благодатного Огня. Блаженнейший, конеч­но, находится в волнении в такой ответственный момент, когда взывает:"Призри с небесе, Господи, виждь и посети виноград сей, егоже насади Десница Твоя". Заканчивается Крестный ход.

В этот день каждый православный христиа­нин и каждый верующий старается прийти в храм Воскресения. Приезжают очень много па­ломников из разных стран, чтобы видеть Благо­дать Божию. Все наши сестры и батюшки в этот день у Гроба Господня.

Блаженнейший уже вошел в Кувуклию, сей­час будет молиться о ниспослании Благодатного Огня.

...Благодатный Огонь сошел. В этом, году необыкновенно быстро сошла Благодать, Крики, шум, плач...

Сейчас Благодатный Огонь зажигают все, все протягивают свечи, видны там сотни рук, и храм весь как бы зажигается, ибо кругом горят огни, огромные пучки свечей в каждой руке по 2-3 пучка. Весь храм оживляется, озаряется све­том.

Выйдя из храма Воскресения, мы видим -все улицы Иерусалима запружены людьми, все несут Благодатный Огонь.

Вот рассказы некоторых сестер после Благодатного Огня.

- Огонь я видела очень обильно, в виде тре­угольных молний, углами и вокруг Кувуклии, вокруг купола храма. Но какие у меня были чувства? Я стояла и думала: увижу я Огонь или нет, потому по своим грехам я недостойна видеть, но все же увидела. Все же Господь нас сподобил ви­деть Благодатный Огонь, еще продлил нам жизнь на год.

- Испытывала радость, некоторые сестры плакали, даже рыдали около меня, когда Благо­дать сошла.

- А около меня были русские паломники из Бельгии. "Ура!" - кричали.

Каждый человек по-своему свою радость выражает, у кого радость, у кого слезы. А в об­щем-то, конечно, радость. Шум," нет такого на­строения, как в нашей церкви. Да, но тут разные веры, народ приезжает, принимают они это как радость с неба, как дар Божий.

Какой Господь милостивый! Вот так мы ждем, с таким настроением, ведь рядом и руга­ются, и полиция кого-то разнимает, даже всякое бывает - всякое, в то же время Благодать схо­дит, всем одинаково видно. И, во-первых, не ради здесь только стоящих, а ради всех молящихся и людей, ради всех христиан, которые молятся в каждом уголке земли, и в России у нас молятся, и в монастырях молятся православные - и за мо­литвы Господь посылает всем православным христианам Свою Благодать.

Сестры рассказывают, что Благодать еще проявляется после первого схождения.

- Я вижу, сверкает опять что-то над Кувуклией, вокруг Кувуклии молнии такими зигзага­ми, то там сверкнет, то на самом куполе Кувуклии... Вдруг появился шар, как шаровая молния

В какой-то момент, она как распалась, зигзага такая, тут же мы все вскочили - Благодать! Гос­подь дает Благодать сейчас явно, пасхальная ночь и Господь прославляет Свое место, Свой Гроб. Какое чудо!

- Мы стоим все в ожидании. Вдруг засвиста­ли все, смотрю, прямо на Воскресшего голубой шар сошел. И выходит Патриарх, уже получил Благодать.

- Приходим мы на Голгофу, вдруг обратно как засияет весь храм, и обратно Благодать на Голгофе.

Радость и такое утешение, Господи, пошли в Россию, чтобы утешились нашими живыми яв­ными глазами, а им словами, чтобы Господь ободрил их дух, чтобы они почувствовали ту Благодать, которую мы получили.

- Когда я первый раз приехала сюда, мне сказали: Благодать исцеляет. У меня так руки болели ревматизмом, все скручены были: "Гос­поди, буду я на Свет прикладывать, прямо на Благодать". А Благодать теплая и не печет. Я прикладываю, прикладываю, уже чувствую, Господь такой Милосердный, дал мне такое уте­шение, я от радости и не помню, какой, горячий или холодный огонь. И с такой радостью шла до Миссии, ничего не чувствовала, болезнь какая или нет, но одна полная в душе радость, и такая радость, что ее не передашь. Я от радости не знала, что делать, плакать или кричать.

- Первый раз еще больше радости, больше страху, приду в келлию, не могу сидеть в келлии от радости, мала келлия, выйду во двор.


"Господи, благодарим Твое милосердие к нам грешным, какое Ты нам дал на земле уте­шение: верим, что мы дождемся Царствия Не­бесного в будущем, там же неизреченный свет!"

 

Памятуя непреложное слово Спасителя, сказавшего, что "никто не может при­дти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня" (Ин. 6, 44), не пре­тендуем повлиять на скептицизм тех, о ком тоже было произнесено слово Божие, что оком уви­дят, и ухом услышат, "и не обратятся, чтобы Я исцелил их" (Ин. 12, 40). Цель заключена только в том, чтобы доступно представить и осветить данное чудесное явление, предоставляя читате­лю свободу делать выводы, какие ему внушит Отец его Небесный.

Но, чтобы дополнить сказанное о Священ­ном Благодатном Иерусалимском Огне, не бу­дет излишним привести здесь два поразитель­ных примера схождения Благодатного Огня из жития Преподобного Серафима Саровского.

В Летописях Серафимо-Дивеевского жен­ского монастыря на странице 160-й читаем: "...До какой степени доходила нужда и что пере­живали Мантуровы, неся крест добровольной нищеты, можно судить по записанному рассказу самой Мантуровой, когда она жила в Дивееве вдовою и тайной монахиней. Анна Михайловна Мантурова по исповеданию веры своей была лютеранкой и в замужестве, несмотря на бли­зость ее мужа к великому чудотворцу Препо­добному Серафиму, весьма долго не присоеди­нялась к Православию.

- "Часто и почти непрестанно, - говорила Анна Михайловна, - я роптала и негодовала на покойного мужа за произвольную нищету его. Говорю я, бывало: ну, можно почитать старца, можно любить и верить ему, да уже не до такой степени... Михаил Васильевич (Мантуров) все бывало, слушает, вздыхает и молчит. Меня это еще больше раздражало. Так вот, раз, когда мы до того уже дошли зимою, что не было чем ос­ветить комнату, а вечера длинные, тоскливые; темные и раздосадовалась, разворчалась, рас­плакалась без удержу; сперва вознегодовала на Михаила Васильевича, потом на самого батюш­ку о.Серафима, начала роптать и жаловаться на горькую судьбу мою. А Михаил Васильевич все молчит да вздыхает. Вдруг слышу какой-то треск. Смотрю, Господи, страх и ужас напал на меня. Боюсь смотреть и глазам своим не верю... Пустая, без масла, лампада у образов, вдруг ос­ветилась белым огоньком и оказалась полная елея. Тогда я залилась слезами, рыдая и все по­вторяя: "Батюшка Серафим, угодник Божий, прости меня, Христа ради, окаянную роптунью, недостойную, - никогда более не буду!" И те­перь без страха не могу вспоминать этого. С тех пор я никогда не позволяла себе роптать и, как не трудно было, все терпела".

Далее, там же на странице 261-й читаем: "Раз рассказывал (слова Анны Михайловны Мантуровой) Михаил Васильевич: быв у батюш­ки Серафима, они долго беседовали с ним и во время беседы Михаил Васильевич вдруг видит, что сперва одна лампада пред образом у батюш­ки сама собою зажглась, а потом и другая, и обе л светло сами собою затеплились. Михаил Васильевич не мог в себя придти от удивления и даже несколько испугался, что и прозрел в нем батюшка, "Что ты видишь, батюшка, ты не дивись тому и не бойся, - то так должно быть", -сказал о.Серафим.

Тот же рассказ я лично слышал из уст Еле­ны Ивановны Мотовиловой, современницы и близкой знакомой супругов Мантуровых. Пере­даю его с ее слов, дополняющих это сказание, но отнюдь его не изменяющих. Был уже вечер, когда совершилось это чудо с лампадами. Ста­новилось темно. В келье батюшки Серафима, вопреки обычаю, не горело ни одной свечки пе­ред иконами, не было затеплено ни одной лам­пады. - "И подумал я, - так сказывал Манту-ров, - что это батюшка лампадок-то не зажигает? Забыл видно?.. И вдруг, не успел я это поду­мать, смотрю: сперва по одной лампадной це­почке, а там и по цепочке другой лампады, отку­да-то сверху стал, словно ленточкой, обвиваться голубоватенький огонек; обвился змейкой и за­жег обе светильни. Я от страху не смел поше­вельнуться. А батюшка и говорит: "Не убойся, Мишенька! Тому так и должно быть... это Ангел Господень зажигает лампадки. Вот был бы ты девственник, - и тебе было бы открыто явле­ние Ангела; но ты женат, и потому тебе Ангела видеть не можно".

 

Суди теперь сам, читатель! Если только ты веруешь в Бога и в посланного Им Сына Его Единородного Господа наше­го Иисуса Христа, то мы поймем друг друга... Чудо явное, и чудо это совершаемо только православными и никем другим.

С давних времен русский народ стремился побывать на Св. Земле - духовной родине всех христиан, поклониться Живоносному Гробу Гос­подню и помолиться на Св. местах. Не угасло это пламенное желание русской души и в наше время побывать в совсем особом мире - на Зем­ле Святой - духовной колыбели христианства. С великим благоговением и внутренним трепетом отправилась и наша паломническая группа к ве­личайшей святыне мира в самом граде градов Иерусалиме. Год 1988.

И вот нашему взору представилась Земля Обетованная, Земля Святая, текущая медом и млеком.

Со времени земной жизни Господа нашего Иисуса Христа прошло более XIX веков. Много событий пронеслось за эти годы над Св. Землей. Многое разрушено, многое построено. Но оста­лась та же Земля, по которой Господь наш хо­дил, то же небо, те же горы и долины, на кото­рые Он смотрел. Каждый кусочек земли, каж­дый камешек живо свидетельствует об этой ис­тине.

Здесь, на Св. Земле Архангел Гавриил от­крыл совет Предвечный Отроковице Марии о рождении от Нея Сына Божия. Здесь, не в рос­кошной колыбели, не на ткани дорогой, а в убо­гой пещере Вифлеемской воссияло Солнце Правды — Христос Бог наш. Здесь, на Земле Обетованной жил Господь, творил чудеса, был распят за спасение мира, тридневно Воскрес, вознесся со славою на небеса и послал Духа а Утешителя Своим возлюбленным ученикам. На Св. Земле протекала и жизнь Божией Матери и было Ее славное Успение. Отсюда вышли на проповедь св. Апостолы: здесь пролилась кровь первых мучеников за Христа. Вот все эти Еван­гельские события, которые мы знаем из Священного Писания, живо, явно, ясно представи­лись нашему взору. Здесь, на Святом месте не чувствуешь многовековой отдаленности от тех священных событий, которые совершались на этой Св. Земле. Стираются все грани историче­ских веков, отделяющие нас от тех благодатных времен, когда жил на этой Земле Сам Господь. Здесь видишь все это в действительности, опре­деленно, ясно чувствуешь везде присутствие Божие, присутствие Самого Христа - вот Он здесь, рядом с тобой, Сам Христос!

Священный град Иерусалим посещается непрерывным потоком верующих со всех сто­рон света. Это место, почитаемое всем миром. Никому здесь не воспрещается быть и нахо­диться.

В семь часов утра был отслужен благодар­ственный молебен. Все паломники со слезами благодарили Господа за благополучное прибы­тие на Св. Землю. В глубоком волнении мы направились по узким улочкам Св. града к величе­ственному храму Воскресения Христова - пер­вое и святейшее место, которое посещает каж­дый паломник. Ни один из храмов христианско­го мира не имел и не будет иметь такую исто­рию, как этот славнейший и всеми почитаемый храм Воскресения Господня. В 326 году после Рождества Христова Св. царица Елена заложила на месте нашего спасения видимый нами вели­колепный храм, освященный 13.ΙΧ.395 г.

Войдя в полутемный притвор этого Величе­ственного храма, с благоговейным трепетом мы припадаем к первому Святому месту - Камню Помазания. Проливаются первые слезы покая­ния и благодарности Господу за Его великую и неизреченную милость к нам грешным, за то, что мы имеем возможность прикоснуться к ве­личайшим Святыням мира.

Камень Помазания - это природная скала, на которой блаженный Иосиф с Никодимом положили Пречистое Тело Господа после снятия Его с Креста и, помазав благовонным миром, по обычаю иудейскому, и обвивши плащаницею, положили в "гроб новый". На скале с древних времен положен был продолговатый белорозового цвета мрамор, длиною в 3 метра и шири­ною в 1 метр, очень древнего происхождения, который мы видим и теперь. По бокам этой Святыни поставлены подсвечники огромной ве­личины и висят неугасимые лампады, которые принадлежат православным,-латинянам, армя­нам и коптам.

Далее, следуя влево под арку колонн, мы ви­дим под высоким куполом храма устроенную мраморную часовню, по-гречески - Кувуклия. Это и есть пещера Гроба Господня. Здесь хра­нится величайшая Святыня мира, отсюда восси­яло Христово Воскресение. При входе в Кувуклию стоит огромное количество подсвечников и великое множество лампад. Кувуклия имеет два придела. Первый именуется приделом Ангела

(сидевшего на гробовом камне)..Часть этого камня вделана в вазу из мрамора, стоящую по­среди придела. И второй придел - Сам Живоносный Гроб Господень, в котором положено было Пречистое Тело Богочеловека.

С благоговейным трепетом и неизъяснимой радостью припали мы к Живоносному земному ложу Спасителя нашего, тридневно опочившего на нем. Неизъяснимая радость, трепет в душе, ведь Сам Господь здесь...

С внутренним волнением перебираешь по памяти имена всех родных, близких, друзей и недругов, и всех, кто просил вспомнить Их у этой величайшей Святыни. Еще и еще раз припадая к Живоносному Гробу и со слезами облобызав Его, отправляемся дальше по полутемному гро­мадному храму.

Пройдя вправо от Камня Помазания по мра­морной крутой лестнице, мы стрепетом входим на Св. Голгофу к вселенской святыне. Святая Гора Голгофа была местом казни преступников, которых приводили сюда и предавали распя­тию. На Св. Голгофе "сотворивый единым ело­вом вселенную зрится пригвожден к древу, пору­ган, обесчестен". "Да молчит всяка плоть человеча", - взывает Св. Церковь. "Царь царствую­щих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным" (песнопение Вел. субботы). С глубоким волнением и трепетом припадаем к Святыне, вмещавшей в себе Живо­творящее Древо Крестное. Слезы льются рекой, только успеваешь повторять - "Боже, милостив буди мне грешному".

Здесь была совершена Искупительная Жер­тва за весь мир. Здесь Господь пролил Свою Пречистую Кровь за каждого из нас. "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем" - невольно вы­рывается из души.

С правой стороны от Места Распятия видно в скале глубокую трещину, образовавшуюся во время землетрясения при распятии Спасителя. "И се завеса церковная раздрася на двое... и зем­ля потрясеся и камение распадеся и гробы отверзошася..." (Мф. 27, 51). Голгофа в переводе означает "лобное место", а по преданию прао­тец Адам был погребен в Голгофском холме и Честная Кровь Спасителя сквозь расщелину, образовавшуюся при кончине Спасителя, омыла прах прародителя от первого первородного гре­ха. Эту расщелину, идущую с самого верха Св. Голгофы, можно наблюдать в скале через стек­лянное окно в глубине часовни Адама. То есть часовня Адама находится под Св. Голгофой. "Искупил ны еси от клятвы законным честною Твоею Кровию", - воспевает Св. Церковь. Пат­риарх и архиереи служат на Св. Голгофе Боже­ственную литургию без митр в воспоминание уничижения Христа, бывшего на сем месте.

Против Голгофы в нескольких шагах от нее находится камень, именуемый "Узы Спасите­ля" - это придел "Темницы Христовой" с высе­ченными двумя отверстиями. Во время приго­товления орудия крестной казни Пречистые но­ги Спасителя были заключены в каменные ко­лодки, сохраняемые и до ныне под алтарем. К л ним мы с благоговением прикладывались, и брали камешки от Святыни, которые можно всегда иметь при себе.

Недалеко от темницы Христовой мы прихо­дим в придел мученика Лонгина-сотника, уверо­вавшего во время смерти Богочеловека при виде знамений. По преданию придел устроен на месте обретения главы сего св. муч. Лонгина.

Обходя далее храм Воскресения Христова, мы останавливаемся у придела "Поругания и Тернового Венца". В этом приделе под престо­лом находится часть камня, где бичевали Гос­пода, и на котором Он сидел во время возложе­ния на Него тернового венца.

И много других приделов и Святынь сокры­вает в себе величественный храм Воскресения Христова, к которым мы с благоговением прикладывались и пели песнопения, соответствую­щие этим Св. Местам.

В Великую субботу (по старому стилю) схо­дит Благодатный Огонь. В это время Господь сошел во ад и изволил узников. Благочестивые паломники греческие приходят с вечера и всю ночь пребывают в храме для того, чтобы ви­деть Кувуклию и занять ближе место. Всю ночь проводят в храме в ожидании этого торже­ства.

Делают специальные пучки из маленьких свечей; 33 - по числу лет Спасителя, И вот такое предожидание. Еще с вечера гасят все огни, все лампады, храм весь темный.

Благодать сходит днем - приблизительно в час дня. Нет определенного времени: иногда ждут 10 минут, иногда 5 минут, 20 минут, были случаи, когда ждали по два часа; уже плакали и рыдали — настолько чувства напряжены - ведь это благословляется весь год. Само торжество начинается крестным ходом со двора Иеруса­лимской Патриархии через храм Св. Иакова и проходит прямо в алтарь Воскресенского храма. Потом выходят из царских врат: Патриарх в полном облачении, духовенство, клир, поют торжественно, медленно тропари - "Воскресе­ние Твое Христе Спасе...", впереди несут 12 хоругвий. Шествие это направляется к Св. Кувуклии и обходит ее трижды. Затем останавливают­ся перед дверьми Кувуклии. Двери закрыты. Еще накануне, по традиции, накладывают кустодию - печать восковую или из сургуча. Симво­лично запечатывают .Гроб. Потом Патриарх разоблачается, остается в одном подризнике, кланяется народу, под пение "Свете тихий" открываются ­ двери, и Патриарх входит в Кувуклию. Причем во все времена очень строго про­слеживали, буквально обыскивали Патриарха и тех кто рядом с ним. Входит Патриарх. И позво­лено Армянскому архиерею войти в Кувуклию, но только в придел Ангела, он остается со све­чами у дверей пещеры Господней. Православ­ный Патриарх на коленях входит ко Гробу и вот тут мы не знаем, что происходит. Как рассказы­вает паломник, еп. Мелетий не мог головы под­нять, а когда поднял голову, то увидел, как ог­ненная роса - шарики, как вода, голубоватого цвета - это не огонь, а какое-то вещество. Пола­гается вата, она воспламеняется, горит, но не об­жигает. Этот огонь совсем другого свойства. Когда воспламеняется вата, Патриарх зажигает лампаду, свечи и раздает: народу.

И вот здесь интересные впечатления каждо­го, в меру человеческого сердца, сколько может человек вместить. Каждый эту Благодать ощу­щает по-разному. Одни видят, как из Голгофы идет Благодатный поток какого-то голубовато­го цвета или как облако - вся Кувуклия окута­на этим облаком. Иногда явление молниеобразное - молния ударяет в стену и прямо отсвечивает, озаряет все. И Свечение это какое-то голу­бое. Иногда видят, как северное сияние играет под куполом Кувуклии. Одна сестра рассказыва­ла, что при ней стояла гречанка, и когда та уви­дела Благодатный поток, она крикнула от радо­сти и бросила свечи вверх, и к ней они вернулись уже зажженные. И ту радость передать невоз­можно. Само ожидание настолько ощутимо, что начинаешь чувствовать и понимать соборность. Вот стоит румынка, там гречанка, тут русская, американка, и у всех получается одна молитва, все просят одно- Благодати. Это такое трога­тельное чувство, такое сильное - одна молитва! Со мной стоял мужчина, так он начал плакать. Седой, солидный человек, как ребенок, начал плакать. Мы в этом году ждали 8 минут - ка­жется вечность. Стояли, прямо изнемогали, и он видит, что Благодать не сходит и начинает пла­кать.

И вот, когда Благодать раздается, пред­ставьте себе: море огня, и никогда пожара не бывает, никогда. Даже вот, бывали случаи заго­рится апостольник, или матушка одна рясу про­жгла, в руках несла с дырой, домой пришла, ищет дырку, дырки нет. Когда Благодать - это море огня разливается. Кто плачет, кто кричит, кто смеется. Это чувство надо пережить, его так не передать. И ясно чувствуешь, что Сам Хри­стос, вот как незримое явление Господа, такое убедительное, явное, вот Он здесь, Христос. Все неприятности наши, все прискорбности, все, что человек претерпевает, кажется ничтожно. Ради этого чуда, ради этой Благодати все ничтожно.

На улице указали нам на рассеченную ко­лонну. В свое время армяне претендовали на приоритет, на первенство получения Благодат­ного Огня. И они подкупили турецких чиновни­ков, пришли раньше и закрыли двери. Армяне затворились в храме, а православные шли после и остановились перед закрытыми дверями и епи­скопы, и клир, и сопровождавший их народ. В такой печали подходило время Благодатного Огня, со скорбной молитвой стояли перед дверь­ми. Армяне внутри распевали, молились по-сво­ему и ждали Благодати. Благодатный Огонь вы­шел из этой колонны, рассек ее, покатился и за­жег свечи у всех православных, и с тех пор ник­то уже не претендовал на первенство получения Благодатного Огня.

Велика сила Божия и неизмерима, непости­жима, необъяснима нашим малым умом!

Безмерно велика Любовь Божия к нам грешным!

"Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса".

 


ВВЕДЕНИЕ В ПАСХАЛИЮ1

Вопрос о церковном календаре - вопрос веры, и весьма важный. Ценность ка­лендаря для Православной Церкви оп­ределяется, главным образом, отноше­нием его ко времени празднования святой Пас­хи. В этом исповедании Воскресения Христова -вся сущность нашей веры, нашего упования и надежды, полнота вечной радости и блаженства. Христос Воскресший освятил, благословил и ут­вердил всех.

 

Бог из ничего сотворил мир и самое вре­мя, и Спаситель наш это время творе­ния избирает временем обновления, когда предал Себя на страдания и запо­ведал - "Сие творите в Мое воспоминание" (Лк. 22, 19) - ежегодно совершать Пасху - Воскресение Христово. Это творение мира и начало Бытия было в период весны, в месяце марте, за 5508 лет до Рождества Христова. В пятницу, ше­стой день творения, в полдень создан был чело­век. Об этом периоде, начале Бытия вселенной, читаем в Следованной Псалтири2:

"Месяц март (св.преп.мч.Евдокии3) день имать часов 12 и нощь имать часов 124. Сей пер­вый есть в месяцех месяц5, зане в онь началобытный свет сей видимый сотворен бысть, и Адам - первый человек от Бога - создан бысть, и вся тварь его ради: и в рай введен, и преслушания же ради изгнан. В сей же месяц Бог, не отступль престола величества Своего, сошед за человеколюбие, яко дождь на руно с небесе архангеловым благовещанием в Пречистом чреве Преблагословенныя Девы Марии, от Духа Свя­та плоть Себе истка непостижимо, якоже Он весть Сам6. В сей день вольною страстию Его плотскою клятва потребися, смертию Его смерть умертвися и пресветло Живоносным Его Воскресением из мертвых Адам и весь род человечь от ада возведен, и в первобытие паки при­веден, небесная наследовати. Сего ради от пер­вого числа его начало приемлют вси крузи сол­нечные и луннии, и вруцелето, и висектос, и равноденетвие составляется в нем, и прочая"8.

 

Человеку открылось познание мира как единого целого с центром – Землей. Геоцентризм здесь не фактический, а духовный, человека ради. В жизни народов появились календари, где в их ритмах, памя­ти объединялся внешний космос мироздания с внутренним космосом человека. Наблюдатели воображают небесную сферу, в ней звезды, от­весную линию с горизонтом, ось мира, экватор, небесный меридиан, солнечную эклиптику. Со­зерцание неба открывает величие благости Божией и премудрости Творца. В книге Иова (гл. 38) Бог обращается к благочестивому праведни­ку и в громе и облаке говорит ему: отвечай Мне, - когда Я основал Землю, "КТО ПОЛОЖИЛ МЕРЫ ЕЯ"? Ведь Земля имеет форму шара и определенный размер и вес. Если бы вес Земли был меньшим, то она во время вращения уходи­ла бы далеко от Солнца, и если бы вес был больше, то она во время вращения приближа­лась бы к Солнцу, обычная жизнь была бы в та­ких случаях невозможна на нашей планете. И многое, многое спрашивал Бог Иова, но кто ра­зумеет ум Господень. Раньше Бог сотворил са­мое естество света, а в четвертый день сотворил солнечное тело. Бог разделяет естество света на светозарность (купина при Моисее, Огнь в Ве­ликую Субботу у Гроба Господня) и на силу жечь. Есть свет тварный, мысленный и нетварный.

 

В память избавления от египетского раб­ства евреи стали праздновать Ветхо­заветную Пасху за 1609 лет до Р.Х. от 14 до 21 числа Нисана, месяца Авива - марта, месяца колосьев, во время, когда созре­вал самый ранний хлеб - ячмень в Палестине9. Время это символизирует начало времени при творении, и Сам Господь говорит об этом: "месяц сей вам начало месяцей, первый будет вам в месяцех лета" (Исх. 12, 1-2), "наблюдай месяц Авив и совершай Пасху Господу Богу твоему, потому что в месяце Авиве вывел тебя Господь Бог твой из Египта ночью" (Втор. 16, 1-9). Пас­ха ветхая символизировала новую Пасху - силу Креста, Крещения и жизнь вечную, ибо оста­лись живы в Египте все, у которых кровию агн­ца были помазаны крестообразно косяки и пе­рекладины дверей в домах, и все перешли Крас­ное море и избавились от рабства Египетского. Пасха, которую совершил Господь с учениками, была как бы предпразднество Его страданий.

Святой Иоанн Златоуст пишет, что Спаси­тель страдал на Кресте, ставши пасхальным Аг­нцем в пятницу, в те самые часы, которые Адам провел от вкушения яблока до суда Божия — от шестого часа до девятого (по нашему времени -от 12 дня до 3 часов пополудни).

 

Себя на смерть предал Господь на Голго­фе в самую пятницу, когда иудеи празд­новали Пасху. Эту крестную Пасху, за­клание Христа христиане малоазиат­ских Церквей до середины III века праздновали 14 Нисана вместе с иудеями, объединяя Ветхоза­ветную Пасху с Новозаветной. Иудеи празднуют заклание агнца, а христиане - заклание Христа. Но без Воскресения тщетна наша вера. Если Христос умер, как человек, и Его крестные страдания отмечаем как человека, а не праздну­ем после трехдневного Воскресения, то Христос не Бог, а лишь человек. Уже во II веке римский собор запретил праздновать Пасху по-иудейски и вместе с иудеями, ибо Апостольское правило гласит: чужд Церкви, отмечающий Пасху с иудеями.

Вопрос о Пасхалии догматический и кано­нический, и когда православные празднуют Пас­ху во время, которое раскрывает символ перво­го и восьмого дня незаходимого, и воспоминают страдания и смерть, сошествие во ад и Воскресе­ние, и именно: после равноденствия, после пол­нолуния, в день Воскресный, то Господь дарует явление Огня Благодатного у Гроба Господня. Исполняющий с другими заповедями заповедь и предания о Пасхе, явно ищет и блюдет в жизни своей Божественную Истину, добро и святыню Господню. Не соблюдающий заповедь о Пасха­лии, как мы часто и видим, не соблюдает или все, или некоторые заповеди Божий. И совесть их да будет им судия.

 

Священное Предание говорит:

1. Чтобы Пасха была после весеннего равноденствия;

2. После за сим полнолуния;

3. В первый за сим воскресный день;

4. Чтобы не совпадал сей Праздник с Пас­хою еврейской, от которой зависит определение времени, а был после еврейской Пасхи.

Семидневная неделя начинается с бытия ми­ра. Первый день, как образ вечного, сливается с Воскресением. Круг Солнца содержит 28 лет (7x4) - через 28 лет происходит повторение дней недели, что и важно для Пасхалии. Круг Луны включает в себя 19-летний цикл Метона, но че­рез каждые 19 лет полнолуние, хотя бывает в те же дни, но почти на полтора часа ранее прежнё-го, так что через каждые 312 лет полнолуние бывает целым днем ранее прежнего. Это пере­движение полнолуний было известно пастырям Восточной Церкви.

С вятой Иоанн Златоуст указывает (т.8, стр. 926-970), что: "Равноденствие есть начало первого времени при творении, когда день и ночь были равны. Полная, же Луна была сотворена после равноденствия в 4-й день; в 6-й день Бог сотворил человека. Время творения избирается временем обновления, именно: равноденствие, полная Луна в 14-й день и в день создания человека. В то же время Господь предал Себя на страдания, взывая: "Отче, прииде час" (Ин.17,1). Седмица страданий точно совпала с первой седмицей творения - здесь глава времени. Заповедано: "Сие творите в Мое воспоминание" (Лк, 22, 19) - ежегодно совершать Пасху, следовавшую после равноденствия, отыскивая 14-й день Луны, после него (День Ветхой Пасхи), и отсюда отсчитаем пятницу, субботу и День Господень (Пасха Христова). Если случится 14-й день Луны прежде равноденст­вия, мы оставляем его, а ищем другой, который должен быть после равноденствия; тогда счита­ется ставочный месяц. Если 14-й день Луны встречается с Днем Господним, то мы берем следующий День Господень в воспоминание того, что 14-й день есть день страданий, совпадший с пятницей на Голгофе".

 

Пасха иудейская сохраняет лишь пол­нолуния, а христиане еще и Воскресе­ние, - писал и говорил Папа Виктор. Но папа Григорий XIII ввел в 1582 году свой календарь, как влияние эпохи Возрожде­ния, от которой духовная жизнь католической церкви упала. Коперник был против реформы, а Собор 1583 года отверг новый календарь как орудие завоевательной политики папства. Гри­горианский календарь является исторически вредным, оказывается астрономически ненуж­ным, С 1900 по 2100 год разность между кален­дарями составляет 13 дней. По григорианскому календарю трудно восстанавливать историче­ские факты, астрономические явления, сложно чередовать лунные и солнечные уравнения. К григорианскому стилю нельзя применять прави­ло о праздновании Пасхи. Католики стали нарушать правила соборов и иногда праздновать Пасху прежде иудеев, как было в 1864, 1872, 1883 (1891, 1894- на целый месяц), в течение же столетия 1850-1950 таких случаев было 15. В 1805, 1825, 1903, 1927, 1981 гг. они праздновали вместе с иудеями, и все потому, что они в новых своих пасхальных границах допустили ошибки, хотя и пасха у них после равноденствия в воск­ресный день. По таблицам католиков полнолу­ния иногда совпадают с субботой, а по вычисле­ниям иудеев, у которых счет вернее, оно совпа­дает с воскресением, в которое на самом деле наступает полнолуние. Тогда христиане запада и иудеи празднуют пасху в один и тот же день. Но у православных такие случаи не возможны. Вот почему Православная Церковь не может при­нять григорианский стиль. Церковь празднует Пасху не по указаниям григорианского или юли­анского календарей, а по лунному библейскому календарю.

 

Великий индиктион10 дает единство вре­мени в области космической, историче­ской, литургической как синтез знаний о календарях, следит за равноденстви­ем, полнолунием и имеет значение вечного календаря. В индиктионе утверждается незыбле­мость недели. Святая Православная Церковь яв­ляется единственной хранительницей подлинно­го Апостольского предания.

 

Дух Святой через богодухновенных Апо­столов и Святых отцов преподал прави­ло благочестия для всех. Так, 7-е Апо­стольское правило гласит: "Аще кто, епископ или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудея­ми праздновати будет: да будет извержен от свя­щенного чина".

Правило Святого Поместного Антиохийского Собора говорит о том, что дерзающие нару­шать определения Святого и Великого Собора, в Никее бывшего, "о святом празднике Спасительныя Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви. Если кто из предстоя­телей Церкви, епископ или пресвитер, или диа­кон дерзнет к развращению людей и к возмущению Церквей с иудеями совершати Пасху, такового Святый Собор осуждает быти ему чуждым Церкви, запрещает священнослужение и его и вступившим в общение с ним".

 

И к каждому из нас, как и к Симону Ионину, обращается Христос Спаситель: "Любишь ли Ты Меня?". Мы взываем: "Отче наш" и должны помнить, что Отечество Вечное наше на Небесах, - где Отец, там должны быть и дети. И соблюдение запове­дей Божиих есть выражение любви, - а верую­щим и любящим Господь дарует познание Воск­ресения. Пасха для христиан - Воскресение Хри­стово из мертвых.

Пасха - праздник весны, и напоминает нам седмицу Творения и седмицу страдания Спасите­ля. Это день восьмой, как образ вечного дня незаходимого, сливается теперь с днем первым Творения-единым - он день Господень, идет за субботой, называется Неделей. За Неделей -Воскресным днем - идет после Недели - поне­дельник, и так неделя идет - от недели Творе­ния. И это было после весеннего равноденствия, после полнолуния и трехдневного Воскресения. "Якоже бо о Адаме вси умирают, такодже и о Христе вси оживут" (I кор. 15, 21).

 


КОММЕНТАРИИ и ПРИМЕЧАНИЯ

1"Введение в Пасхалию" представляет собой извлечение из работы "О Пасхалии" архнмандрита Наума, старца Троице-Сергиевой Лавры. Редакция решилась на публикацию рукописи в сокращенном варианте, чтобы облегчить читателю путь к пониманию трудного и чрезвычайно важного для всех христиан вопроса. В то же время изда­тельство готовит в печать полный вариант "О Пас­халии", где помимо главной идеи и ее историко-богословского обоснования будут присутствовать все астрономические расчеты и математические формулы, которые в данном варианте умышленно опущены и их основные положения сокращены до минимума.

В контексте данной книги "Введение в Пасха­лию" является дополнением к теме "Благодатного Огня".

Главная идея Пасхалии состоит в непрерывно­сти творения мира. Эта непрерывность обна­руживает себя в постоянной цикличности времени, дней, года и т.д.

Творение мира, которое состоялось в первые семь дней, вновь обновилось и восстановилось от своего разрушения в великую Седмицу Страданий Господа - день в день и час в час,-

Поэтому, если мы не признаем догматической значимости равенства седмицы творения и седмицы

Страдания Господа, то тогда отрицаем и Его Во­площение.

Ветхий мир и Новый мир находятся сейчас в своем взаимопроникновении. Мы - люди маргинального бытия, и от понимания того, где мы были и находимся, зависит то, куда мы стремимся и где окажемся. Новотворение выходит из ветхого мира, как ребенок из дона матери.

Если мы не учитываем время ветхозаветной Пасхи (освобождение Израиля от плена Египет­ского), то Христос не мессия и Он не агнец, заклан­ный за грехи мира.

Христос указал нам путь - Если семя не умрет, то и не родит. В самом творении заложен закон жизни вечной - и Господь об этом свидетельство­вал - "смертию смерть поправ". Смерть побеждена потому, что ее изначально не было в законе миро­здания. Своим приходом Господь изгоняет безза­коние и безумие и устанавливает первоначальную связь времен.

Если же мы не признаем Его искупительной жертвы вместе с Воскресеньем - днем Господним, то Христос не Спаситель и будущего века в Новотворении для нас нет.

Господь устанавливает нашу связь с вечностью и дает нам в ней усыновление.

Церковный календарь имеет свой вечный па­схальный круг - это круг всех святых, который не зависит от астрономических данных, но учитывает их для нас, живущих в этом мире, где одновременно присутствуют два плана бытия, где добро и зло пе­ремешаны, а по их различению требуются особые нравственные усилия.

Если же мы забываем о "Египте" (плене ду­ховном) и не учитываем начало творения мира, как точку нравственного стояния и отпадения, то тогда Христос для нас и не Бог.

Православная Пасхалия содержит в себе ос­новы вероисповедания. Один и тот же Бог Слово, "которым все начало быть", воплотился, был ра­спят и Воскрес. Пасхалия есть система, удержи­вающая в себе неразрывно связь времен и смыслов, творения временного мира и вечного. Пасхалия подтверждает для нас, что вечность существует и она уже узаконена в рождении Нового Бытия.

Благодатный Огонь нисходит над Гробом Го­сподним именно в тот день и тот час, когда этот закон утверждался. Чудо этого нисхождения для нас, Православных, в том и состоит, что определя­емое вечностью Оно не только не отвергает земное бытие, но преображая возводит его к ней.

2Следованная Псалтирь содержит, кроме псал­мов, часослова и разных последований служебных, вероучительные статьи и пасхальные таблицы.

3Евдокия - имя греческое, означает "благоволение".

4I2 часов дня и 12 часов ночи в марте означает весеннее равноденствие.

5Об этом месяце Сам Господь сказал: "месяц сей вам начало месяцей, первый будет вам в месяцех лета" (Исх. 12, 1-2) - время созревания самого ран­него хлеба в Палестине.

625. марта (по старому стилю) - праздник Бла­говещения.

714. Нисана - распятие, 16 Нисана - Воскресе­ние.

8Обозначение циклических явлений при расче­тах Пасхалии, например Вруцелетник, используя не­прерывный расчет времени от сотворения мира, указывает день, год любого события, день недели, новолуний, праздников и постов.

9В новом Творении Господь Сам стал Хлебом жизни: "Я хлеб живый, сошедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдаю за жизнь мира" (Иоан. 6;51).

10Индиктионом называется великий пасхальный круг - период времени, обнимающий 532 года -сумма лет, получаемая от перемножения солнечно­го круга (28) и лунного (19): 28x19=532, по истече­нии которого все времена церковные, месяцы, чис­ла, дни, вруцелета, а также фазы луны будут следо­вать в том же порядке, в каком они следовали в предшествовавшем периоде.


 

Больше книг в библиотеке Golden-Ship.ru