священник Даниил Сысоев
Простыми словами о тайне Троицы
Православная библиотека Золотой Корабль, 2012
О том, откуда мы нечто знаем о Боге
Приложение. Точные церковные формулы учения о Святой Троице
Эта книга содержит прекрасные и таинственные слова — слова о Самом Творце миров. Все христиане крещены в Его имя — имя Отца и Сына и Святого Духа и в Нем они имеют жизнь и на Него уповают. И разве есть что важнее, чем стремиться к Его познанию, к соединению с Ним, к постоянному размышлению о Нем? Бог не оставил людей в неведении: Он вверил Церкви Откровение о Самом себе, явил Себя в творениях, открыл христианам путь к бесконечному познанию Себя. Помочь приоткрыть современному читателю внутреннюю жизнь БогаТроицы и призвана эта книга.
Эта книга предназначена для тех, кто желает узнать нечто о внутренней жизни Создателя миров, для тех, кто или уже посвящен в тайну веры, приняв Божественное Крещение, или желает узнать о главной надежде христиан. Если вы вовсе не верите в существование Бога или убеждены, что Он не открывается людям (по неспособности ли к тому, или по злому умыслу и зависти), то эта работа вам не подойдет, вам надо сначала убедиться в существовании и благости Творца Вселенной, а уже затем узнавать о Его жизни . Ведь как говорит древнее изречение Бога: «Тайна Моя Мне и Моим». Вы же пока, по неразумному своему неверию, чужие для Господа (не по природе, конечно, ведь хотите вы или нет, но вы рабы Бога по творению) и потому для Вас закрыты те тайные знания, которые доступны посвященным.
Если же вы верите в Бога Творца, признаете, что Он открывался людям, но не убеждены в том, что Библия есть Слово Божие, то и вам, конечно, эта работа покажется бездоказательной. Однако ваше положение не безнадежно. Ведь если Бог, будучи благим Создателем, пожелал бы открыть Себя, то вряд ли Он сделал бы Свое Откровение недоступным для людей. Понятно, что мы должны были бы ожидать, что Свое слово Бог постарается донести как можно большему количеству людей. Вряд ли откровение Божие ограничено узким кругом лиц, которым запрещено делиться им с окружающими, и никакая эзотерическая секта не может претендовать на то, что именно ей открылся Творец.
В идеале, конечно, Бог должен обращаться ко всем. Мы, христиане, верим, что отчасти так оно и есть. В сердце каждого живет голос Божий – совесть. В каждого вложено природное знание о Господе, но из-за того, что многие злоупотребляют свободной волей, это естественное Откровение настолько замутнено нашими злыми привычками, что практически невозможно вычленить истинное слово Бога от наслоения наших предрассудков. Когда шахид убивает других, он наивно думает, что тем угождает Богу, но он ошибается — Творец ненавидит убийство! Как раз для того, чтобы такая ошибка не возникала, Бог и заключил договор с избранными людьми и вручил им Свое Откровение, чтобы они донесли Его повеление до всех разумных существ Земли. Это Откровение Бога о Себе и Своей воле называется Библией и Священным Преданием Церкви.
Библия является сердцевиной Предания Божия, Предание же показывает, как правильно понимать Библию, а за сохранностью и точностью того и другого следит Сам Господь Вседержитель. Так, любому разумному существу дается возможность (при том условии, что он захочет) узнать и Самого Бога, и Его планы, касающиеся нашего спасения от греха и смерти. Чтобы любой мог убедиться в том, что Библия, содержимая Церковью, есть Слово Божие, мы предлагаем ряд критериев проверки.
Это высота ее учения (т.е. нетривиальность) – в Библии есть множество информации, принципиально не выводимой из данных человеческого разума.
Это нравственная высота ее учения, показывающая, что Автором Библии является Тот же, Кто говорит с нами голосом совести.
Те, кто передавал нам слово Божие, и даже те, чьи толкования Библии являются образцовыми, творили множество чудес, что свидетельствует о действии в них нечеловеческой Силы.
В Библии содержатся тысячи сбывшихся пророчеств, которые нельзя никак предугадать человеческим умом, что означает, что Автором Библии является вневременной Повелитель мира.
Библия до сих пор могущественно действует на сердца людей, показывая, что Автор ее до сих пор заботится о Своем творении.
Так что мы можем с доверием отнестись к тому учению, которое здесь изложено, потому что исходит оно не от человека, а от Самого Творца. Если же читатель считает, что Библия дана Богом, но искажена людьми, которые якобы и здесь злоупотребили своей свободной волей, то он должен помнить, что сам смысл появления особого Откровения в том и заключался, чтобы не дать людям окончательно запутаться в своих измышлениях.
Если же и в этот раз Откровение сохранить не удалось, и люди вновь испортили Слово Божие, то виноват в этом случае только Бог, по Своему нерадению не позаботившийся об исполнении Своего плана. Считать так глупо тем паче, что ни одного доказанного примера ошибок в Библии до сих пор не обнаружено. Тот, кто пытается опровергнуть Библию, пусть сначала докажет свою правоту, а затем, претерпев все тяжести сих доказательств, оправдается на Страшном Суде. Так что на плечи опровергателя Библии ложится вся тяжесть доказательства своей правоты, и заодно проблема оправдания на Страшном Суде. Тот же, кто желает правильно узнать величайшую тайну Вселенной, пусть с молитвой приступает к этому славному делу, прося Саму Троицу руководить и его умом, и нашим пером, чтобы хотя бы отчасти восславить Божественное Величие.
О ТОМ, ОТКУДА МЫ НЕЧТО ЗНАЕМ О БОГЕ
Однажды, в 740 году до Рождества Христова, Исайя, сын Амосов, пришел в храм Божий в Иерусалиме. Когда он переступил порог храма, то внезапно оказался в самом сердце небес. Он увидел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края Его светоносных одежд наполняли весь храм. Трон Бога окружали пламенные духи – Серафимы. Страшен был вид их. Они были подобны живому пламени, и шесть крыльев было у них: двумя они закрывали ноги, с помощью двух других – летали, а еще двумя в ужасе закрывали лица свои, чтобы не исчезнуть от страшного и великолепного вида Божественного Лица. И взывали они друг к другу громовыми голосами, говоря:
— Свят, Свят, Свят Сущий, Господь небесных сил! Вся земля полна славы Его!
От грохота восклицаний затряслись косяки врат, и весь храм наполнился дымом благовоний. Тогда Исайя воскликнул:
— Горе мне! Я погиб! Ведь я человек с нечистыми губами и живу среди людей с нечистыми губами, — и глаза мои увидели Царя, Господа Саваофа!
Тогда один из серафимов взял клещами с жертвенника пылающий уголь и прикоснулся им к губам Исайи и сказал:
— Вот это коснулось твоих губ, и беззакония твои отняты от тебя, и грех твой очищен.
Очищенный небесным пламенем, пророк услышал голос Самого Бога, говорящего:
— Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?
Тогда Исайя ответил:
— Вот я, пошли меня.
Так древний пророк прикоснулся к тайне Триединства. Серафимы воспевали Бога тройственным провозглашением Его святости. Сам Бог называет Себя то в единственном, то во множественном числе, показывая, что Он – и Троица, и Единство.
Бесчисленное множество других свидетелей продолжают во все века являть эту удивительную тайну внутренней жизни Бога. В тот момент, когда на нашей несчастной планете явился Сам Бог, то Он яснейшим образом открыл нам Свое внутреннее бытие. Во время Крещения Иисуса Христа в Иордане, глас БогаОтца с неба повелел слушаться Его, а Дух Святой в виде голубя сошел на Него. Это было одно из величайших явлений Триединого Бога.
Все мы, христиане, по Христову установлению крестились во имя Святой Троицы. Все мы стали детьми Отца небесного, спасены Сыном Божиим и освящены Духом. Мы вступили в тайное небесное святилище и можем познавать тайну Бога. Поэтому когда речь пойдет о тайне Божественного Триединства, мы будем помнить, что перед нами не область человеческих гипотез или теорий, а точное описание первичной Реальности, к которой неприменимы такие вопросы, как «почему?». Ведь Божие Бытие раньше всех вопросов. Он Первый и Последний, и прежде Его не было никого. Перед нами страна фактов, а не сумрачный лес гипотез.
Слишком часто люди, говоря о Боге, забывают, что Он существует независимо от нас, слишком часто пытаются «смоделировать» Его бытие, то есть подогнать Образ Божий под свои представления о Нем.
Но все эти построения, неважно правильные или неправильные, показывают, что нет в нас страха Божия, а значит, нет и мудрости. Не мы сотворили Бога, а Он нас! И когда Господь говорит, то мы должны в благоговении трепетать перед Его словом. Ведь Господь есть Бог великий и Царь над всеми богами. В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же. Его море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его. Как смеешь ты, человек, сомневаться в словах Бога? Ты имеешь право узнать, Бог говорил нечто или нет, но затем ты должен умолкнуть перед страшной тайной Божественного Величествия! Как смеешь ты говорить: «Бог не может быть тем или другим, потому что мой разум с этим не согласен»? Ты ли создал Изначального? А если нет, то как ты можешь усомниться в словах Великого и Истинного Владыки? Кто уразумел Дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и учит Его знанию? Ты можешь своим слабым умом измерить Его величие? Ты создал хотя бы одну планету? Ты знаешь, что будет с тобой завтра? Человек, смирись! Неправ был Горький – человек вовсе не звучит гордо. Мы созданы из пыли и в землю уйдем. Все наши достижения не помогли нам ни справиться со смертью, ни преодолеть тысячелетний рубеж жизни. Мы забыли, откуда мы пришли и куда идем. Лишь смиренное повиновение перед могучей мудростью Бога способно исцелить наш разум, а гордое убеждение в полном понимании всего – верный путь к сумасшествию.
Но надлежит нам перейти к рассказу о самом вечном Бытии.
Как сказал один древний праведник, «знаю, что на непрочной ладье пускаюсь в дальнее плавание, или на маленьких крыльях уношусь к звездному небу – я, в котором родилась мысль открыть Божество, или определения великого Бога и ключ ко всему». Так же и я, продолжая странствование по этому древнему пути, с трепетом касаюсь покрова первой Тайны.
Можно было бы сказать, как любит говорить это сатана, что ставить перед собой такую цель несмиренно, что это – знак прелести... Но мы слышим тихий стук Христа в двери нашего сердца, мы чувствуем могущественный призыв Бога, говорящего через пророка: «...распахивайте у себя новину; ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду».
Странствуя в мерцающем сумраке человеческой жизни, мы видим перед глазами ума призрачные мороки фальшивых истин. Нам кажется, что мы нашли нечто твердое, но оно рассыпается под суровым натиском логики или под сокрушающим молотом жизни. Но вот, вдруг, когда никто из нас уже не ждет ничего прекрасного, к нам прикасается несотворенное сияние, и в темном лесу вдалеке разгорается костер непоколебимого Царства. Опыт этот доступен практически каждому. Ведь не случайно «символ веры» обывателя всех времен обычно звучит: «там Чтото (или Ктото) есть!» И это не результат влияния какихто традиций, — это, скорее, общечеловеческий опыт врожденного богопознания. Итак, почти каждый, признавший бытие Причины Вселенной, признает, что Он — Один.
Это разумно, ведь само единство законов мира свидетельствует об одном (а не десяти) Авторе. Да и формальная логика требует, чтобы предельно совершенное существо было одним. Ведь если богов было бы много, то они ограничивали бы один другого в пространстве, или во времени, а значит, они были бы не вездесущи, а порабощены пространством. Возникает вопрос: как же они могли создать мир, существующий в пространстве? Если богов много, то они должны были бы или вместе управлять миром, или вместе воевать. Если бы они управляли вместе, то кто был бы у них третейским судьей? А если бы воевали, то как Вселенная до сих пор не разрушилась? Ясно, что Бог Творец — Един. Не случайно и Сам Он говорит в своем Слове: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я?»... Итак, есть единый Бог, единый Господин Вселенной, могущественный Властелин. Одна сущность, одно Царство, одна Власть, одна Воля, правящая мирами. Как нам описать непредставимое величие Божества? Его слава выше облаков и галактик. Все разумные существа Вселенной, собравшись вместе, не смогут достойно описать и одной капли Его красоты и силы. Петь Ему перед Его светоносным Лицом — величайшая честь, доступная нам в вечности.
Посмотрим ли мы на Его сущность — только Он и может называться Сущим, ибо все остальные существа мира текут и изменяются, а его Бытие царит как неизменная скала над бурными реками веков. Более того, Он, как источник, делает существующим все. Вначале Единый воззвал Своим Словом все сущее и Духом Своим направил все к совершенству. И сейчас рука Его вызывает к бытию все новые и новые поколения. По воле Его в глубинах небес танцуют светила, и каждое Он называет по имени. Для Него бьют из недр земли источники. От могущества Его трясутся горы и шумят океанические бездны. Сила Его проникает все сущности, сама оставаясь чистою, пребывает вне пределов всего и изъята из ряда всех существ как превыше всего сущая. Она устанавливает все начальства и чины, а сама пребывает выше всякого начальства и чина, выше сущности, жизни, слова и разума в нашем человеческом представлении: ведь Единый повелевает и царями, и президентами, и бомжами, и студентами. Если Он сделает чтото, то кто скажет Ему: «Как Ты посмел?»
Бытие Единого выше всех времен. Это море сущности, простирающееся за пределы всех мыслимых и немыслимых границ. Он был до начала времен и будет после конца всех миров, и все времена текут в Его мощных руках. Он же свободно, праведно и милосердно правит ими, направляя корабль мира к пристани Судного Дня. Сам же Бог единственный несотворенный и бессмертный, и потому на неразумный вопрос «кто сотворил несотворенного Бога?» нет ответа, ибо он внутренне противоречив. Все пространства космоса — Его владение. Он создал все творения — видимые и невидимые. Он — Дух, все держащий у Себя на груди, а Сам ничем не ограниченный, Дух единый, вечный, бестелесный, неизменный, всеблагой, святой, праведный, любящий, премудрый, невидимый, непостижимый, и ни в чем не нуждающийся. Он Вседержитель, все сохраняющий, обо всем промышляющий, над всем начальствующий и царствующий царством нескончаемым и бессмертным, не имеющий никакого соперника.
Он — источник благости и правды, Свет умственный и неприступный, Сила, никакою мерою неопределяемая и только собственною волею измеряемая, ибо все, что захочет, может сотворить. Бог есть Сам Свет, Сама Благость, Сама Жизнь, Сама Любовь, Сама Сущность, так как не имеет от другого ни бытия, ни чеголибо из того, что есть, но Сам есть источник бытия для всего существующего: жизни — для всего живущего, разума — для всего разумного, причина всех благ для всех существ. Он знает все прежде бытия всего. Он Спаситель погибающих, Исцелитель страдающих и праведный Судья всего творения.
Все это открывал нам Бог, когда мы приближались к непоколебимому костру Вечности, убегая от смертоносных соблазнов заблудившегося мира. Все ближе и ближе подходили мы к далекому единому Свету... И Свет Сам приблизился к нам, посвятил нас, христиан, в свои тайны, вырвал из древних сетей зла, освободил от челюсти львов, пожиравших нас в темном мареве мира. И мы достигли некогда далекого пламени Бога!
Что же мы видим? Наши очи, укрепленные святым Причастием и запечатанные Духом Святым, видят, что Единое пламя одновременно Троично. Мы видим в одном огне Три Светильника, в одной Сущности — Три «Я». Если мы возьмем три зажженные свечи и соединим пламя, то светильника будет три, а пламя одно. Так и Божественная Сущность из Отца изливаясь в Сына и Духа не разделяется и не делается раздельной. Все Три Самосознания пребывают Одно в Другом, и нет зазора, где можно было сказать — «вот здесь есть Отец, но нет Сына или Духа». Одна слава, одно Божество, одна воля. Нет в Троице ничего большего или меньшего по природе, нет ничего временного или сотворенного, нет господствующего или рабского, но присутствует только удивительная гармония, чудесный лад Трех Равных и пребывающих Одно в Другом Самосознаний.
Единство это не только природное: Святая Троица переполнена любовью, как чаша фонтана водой. Отец в вечности отдает Себя Сыну и Духу, Сын — Отцу и Духу, а Дух Святой — Отцу и Сыну. Вечная река Божией сущности, пребывая Сама в Себе, не бездействует, а преизобилует жизнью, разумом, могуществом, благостью, жертвенной самоотдачей Личностей Божества.
Эта вечно кипящая Жизнь задумала создать мир, дабы и другие существа приобщились тому безначальному счастью, которое царит за пределами времени в недрах Божества.
Теперь же настало время восславить каждую из Трех Божественных Личностей, явив и то, что свойственно только Ей, и то, как Она проявляет Себя в сотворенной Вселенной. Божественный порядок учения о Боге открыл нам Сам Христос, повелев крестить уверовавших во имя Отца и Сына и святого Духа . Мы же, возрожденные Троицей, восславим Божественную Тайну именно в этом порядке.
Первый из Трех — Бог Отец, Бог Источник, Безначальный Корень, из Которого вырастают два Вечных Цветка. Он больше Сына и Духа потому, что Он их довременная Причина и равен Им по природе. Он вечно Сущий Яхве — безначальный, нерожденный, невидимый и непостижимый, неописуемый и неизменный. Владыка всех, святой Господь небес и земли, всего творения видимого и невидимого. Царь небесных сил и земных владык, Он восседает на престоле славы и надзирает над безднами. Перед ним в трепете предстоят огненные шестокрилатые серафимы и многоглазые херувимы, воспевающие вечные гимны.
До всякого времени Он — Отец Вечного Единородного Сына и Изводитель Животворящего Духа. Но собственным отличительным свойством Бога Отца является безначальность (или нерожденность, беспричинность). Только Он, в отличие от Сына и Духа Святого, обладает этим качеством, и только безначальность не присуща Двум Другим Личностям Троицы. Во всем же остальном Они равны и одинаковы.
Свойство это означает, что Бог Отец не имеет ни в ком другом причины Своего существования ни в смысле сотворения, ни в смысле рождения, ни в каком другом смысле. Он — безначальная Бездна Бытия. Сколько бы ни пытался наш ум найти нечто превосходящее Его, в любом случае он потерпит фиаско. Это последний Предел, дальше которого нельзя стремиться, ведь Отец дальше всякого далека, но при этом Он ближе всего к каждому из нас. Он — Надежда безнадежных, Покой утомленных, Врач больных, Спутник путешественников. Именно к Нему устремляются все разумные существа, желающие найти одновременно и конец, и бесконечность.
Если мы заглянем в свое сердце, то увидим, что в нем горит некий тайный огонь, который понуждает нас искать Того, Кто одновременно и достижим, и недостижим. Это чувство в искаженном виде двигает нашу любую страсть. Ведь сребролюбцу будет мало всех денег мира, ибо душа его желает вечного богатства (только ищет его не там, где надо). Тщеславному нужна слава, которая была бы с ним постоянно и все больше увеличивалась. Но лишь вечная нерожденная Слава может утолить это сердце, ошибающееся в направлении цели. Именно нерожденность Отца и отвечает на ту жажду наших душ, о которой говорил Августин: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе».
Но эта бездна Бытия, как мы уже говорили выше, не бесплодна. До всякой вечности и без всякой связи с сотворенными мирами Безначальный Бог является Отцом, ибо рождает из Своей собственной сущности Вечного Сына. Рождает Отец без участия кого бы то ни было совершенно непостижимым образом. Мы можем лишь указать неправильные понимания Божественного Рождения. Отец рождает Сына без матери, а не как ложные языческие божки. В небесах нет божественных браков. Рождает Отец без страдания, без излияния и отделения. Здесь нет ни родовых схваток, ни боли, ни уменьшения.
Писание сравнивает вечное рождение с зажжением огня от огня. Как свет сияет от солнечного диска, не отделяясь от него, как источник неотделим от потока, таково и рождение Сына от Отца. Но эти сравнения не точны потому, что луч заведомо меньше Солнца, источник не имеет всего потока в себе, а Отец рождает равного Себе Сына, Который не отделяется от Родившего, а весь пребывает в Нем. Само вечное рождение духовно, потому Отец, родивший Сына, не уменьшился, не изнемог, не ослабел: ведь бесконечность не уменьшаема.
Эта вечная родотворная сила Отца проявляется бесчисленными отражениями и в сотворенной реальности. Удивительно, но и личные свойства Лиц Святой Троицы доступны нам! Мы как бы участвуем и живем в запредельном сиянии Божественной Жизни, которое эхом доносится до нас.
По словам апостола Павла, от Отца «именуется всякое отечество на небесах и на земле». Как объясняет эти слова святой Кирилл Александрийский, это означает, что не Бога мы называем Отцом по аналогии с нами, а сами мы являемся отцами по подражанию и сходству с Ним, будучи сотворены по образу Его.
Если спросить обычного человека, с каким представлением связан у него образ отца, то чаще всего мы услышим, что отец — это тот, кто дал нам жизнь, на кого мы всегда можем положиться, кто заботится о нас, поддерживает и кормит нас. Отец — это и первый учитель, и мерило справедливости, и источник первых принципов мудрости. Он и тот, кто нежно утешит и кто справедливо накажет, и тот, на чье крепкое плечо всегда можно опереться. Он могучий защитник своих детей. Как часто земные родители не соответствуют этому образу! Но идеал Отца действительно существует в небесах, и те отцы, которые желают соответствовать своему служению, должны черпать силы у Бога Отца.
Тем более к небесному отцовству должны устремляться те, кто больше чем плотские родители несут в себе образ Отца вечного. Я говорю о епископах и священниках, которые силой Божией являются отцами духовными. Они должны восклицать, как и апостол Павел: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос».
От вечности Бог Отец всегда является Началом, Первопричиной, которая реализует все через Сына и делает совершенным через Духа.
Он, Великий мирородный Ум, до начала времен задумал и написал в Своей Премудрости план всех вещей будущего мира, чтобы все творение соединить воедино под главой Христа. От вечности Он предызбрал христиан, чтобы они стали Его детьми через Сына Его любви, чтобы в нас явилась слава Его благодати . Ведь причина Вселенной в желании Бога дать радость Своему Сыну.
Отец все создал через Сына в Духе Святом. Он — Вечный Автор мира. Он задумал небеса и землю, звезды и растения, моря и животных, но воля Его осуществляется Сыном, а доводится до совершенства Духом Святым.
Бог Отец в Предвечном совете с Сыном и Духом решил создать человека по образу и подобию Троицы. По воле Отца Сын создал из пыли человеческое тело и Дух Святой вдохнул неуничтожимую душу, в которой Сын поставил отпечаток Своего образа.
Когда человек согрешил, то Отец послал Свое Слово на поиски заблудившегося. Отец изгнал Адама из рая и лишил доступа к дереву жизни, чтобы зло не стало бессмертным. По жалости к погибшему Он хотел спасти нас через Свое Слово, но грех, посеянный в сердце людей, исказил образ Бога в умах людей. Они стали считать Бога суровым Владыкой, а то и просто далекой Силой. Отец Небесный не забывал творение своих рук и напоминал о Себе и благодеяниями, и суровыми наказаниями, целью которых было ослабить зло. Одним из самых грозных вразумлений человека стал Всемирный Потоп, который навел Бог Отец.
После Потопа Отец, в совете с Сыном и Духом, смешал языки строителей Вавилонской Башни и дал задание, границы и время существования каждому из народов. Он готовил все поколения людей к пришествию Спасения.
Он избрал Авраама и сделал его отцом множества народов. Он ниспослал Сыну Своему с небес огонь для истребления Содома и других проклятых городов. Отец небесный избрал Иакова и водил его все дни его жизни. Он привел Израиль в Египет, и Он же вывел Свой народ оттуда, явив Свою великую мощь в казнях египетских и разорванном Красном море.
Он, как орел, носил Израиль на крыльях в пустыне и заключил с ним Ветхий Завет у Синайской горы. Отец дал закон Израилю рукой Сына Своего в силе Духа Святого. Он прогнал великих царей, разбросал нечестивые народы от лица народа Своего и дал ему во владение святую землю. Он поставлял Израилю судей и царей. Бог Отец обещал Давиду, что Сын Божий станет Сыном Давида, вечным Царем над домом Израиля. Он Словом Своим посылал пророков и открывал им волю Свою Духом Своим. Отец небесный наказывал отступивших иудеев, а когда они каялись, то прощал все беззакония их.
Когда же настала полнота времен, Отец Небесный исполнил Свой замысел, который был у Него до начала времен. По жалости и любви к погибшему человечеству Бог послал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. По Его воле Сын воплощается от Девы Марии силой Святого Духа. Отец небесный всегда пребывал со Христом и во Христе, так что даже Сын Божий говорил: «Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела».
Все время Отец прославлял Сына Своего, а Сын — Отца Своего, и в это взаимное прославление вводятся христиане. Но вершиной славы любви и послушания становится Крест. По воле Бога Христос умер позорной смертью и принес в дар Отцу выкупленное от греха и дьявола и очищенное Его кровью человечество.
В ответ на предельное Христово послушание Отец ответил предельным явлением Своей славы: на третий день после крестной смерти Он воскресил Сына Своего и на сороковой день вознес Его человеческую природу на небеса. Там Отец посадил Христа по плоти по правую сторону Своего величия, чтобы Его воля осуществлялась пронзенной рукой Сына Божия.
Милосердый Отец в небесах принимает вечное ходатайство Сына Своего и смотря на Его раны умилостивляется о тех, кто верит во Христа и носит Его имя. Первым плодом этого ходатайства является рождение Церкви — Тела Христова, когда по просьбе Сына Своего Бог послал апостолам Святого Духа. Так, новый и последний народ Завета — Православная Церковь — и сейчас пребывает под непрестанным, внимательным взором Отца Небесного. И это не случайно. Ведь каждый христианин, погружающийся в воды Крещения, входит в глубины Божественной Жизни и становится усыновленным сыном или дочерью Бога. А Небесный Отец никогда не позволит своим детям губить себя в свое удовольствие. Он нежно и могущественно учит и заботится о Своих неразумных созданиях.
Церковь всегда устремлена к Своему Небесному Отцу, ежедневно принося Ему в Жертву Тело и Кровь Сына Его для очищения грехов и жизни вечной. Но не довольствуясь только теми, кто уже вошел в Церковь, Бог Отец отыскивает по всей планете тех, кто захочет прийти ко Христу, и Сам приводит их к Нему. Когда Отец увидит, что все места Царства Божия наполнились возлежащими, и все желающие войти вошли, Он прекратит поток времени. Он поднимет Свою великую трубу и протрубит конец всех веков.
По воле Бога на Землю вернется Христос, и вместе с Ним Отец приведет всех умерших ранее праведников и ангелов Своих. Через Сына Своего Отец воскресит всех умерших силой Своего Животворящего Духа и преобразит Вселенную. Когда страшные вестники Бога, ангелы, соберут перед лицо Христово все трепещущее человечество, то Отец через Сына Своего возвестит справедливый Суд вселенной.
Затем настанет конец концов, когда Отец бросит к ногам Сына Своего всех врагов Своих, а Сын передаст Ему всех христиан, которые исполнили волю Его. Тогда Бог Отец будет все во всех, и наступит нескончаемое царство Отца и Сына и Святого Духа. Мы будем через Христа видеть Лицо Отца и наслаждаться той радостью Троицы, которая царила в Божественных Глубинах до начала всех времен.
Назвав Бога Отцом, мы неизбежно подразумеваем, что существует и Его Порождение. Если же Бог вечен, то вечным должен быть и Тот, Кто рожден из Него. Именно в Вечном Сыне Вечного Отца мы получаем усыновление. Как говорит древний христианский гимн, «смешан я с Ним, ибо обрел возлюбивший Любимого, и любя Того, Кто есть Сын, я и сам буду сын».
Но кто же такой Бог Сын, Чье благоуханное имя знает почти каждый житель Земли? Если мы обратимся к Откровению Бога, то увидим почти бесчисленное множество имен, по праву принадлежащих Иисусу Христу Сыну Божию. И это не случайно! Ведь из вечности только через Сына можно узнать Отца, как и Сам Он сказал: «никто не знает Сына, кроме Отца, ни Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». И еще: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Потому и все мысли боголюбцев устремлены к единственной Двери в небо.
Давайте же оком нашего ума попытаемся узреть хотя бы отблеск той вечной славы, которую Сын имел у Отца Своего еще прежде создания Вселенной. Часто приходится замечать, что в сознании многих образ Христа уничиженного заслоняет предвечное могущество Слова из Отца рожденного.
Сын Божий — это безвременное порождение Сущности Отца, пребывающее в Его груди (Ин. 1, 18). Он рожден до всех времен, ибо всегда был совершенным, но Он же и вечно рождается, ибо всегда неразрывно связан в самом Своем существовании с Отцом Своим. Живой Отец непрерывно порождает из Себя Источник и Начало Жизни. Могущественный Исток Божества вечно источает из Своих безначальных недр всегда текущий, живой и просвещающий Источник, вечно сосуществующую Отцу творческую Силу, Всесокрушающую Мышцу Бога, которую ощущают все враги Творца на своей шее. А все верные Господу всегда находят себе убежище в крепкой Башне Сына Божия. Ведь по слову апостола Павла могущество Сына так велико, что Он удерживает как бы одним пальцем всю громаду Вселенной, словом Своей силы . Безмерно Сияние Отца. Этот вечный солнечный Диск неотрывно излучает равный Себе Океан Света, Который просвещает всякого человека приходящего в мир. Ведь Христос от вечности является сиянием славы Отца. Он тихий и радостный Свет святой славы Бессмертного. Он Просветитель всех сидящих во тьме, и всякое просвещение без Сына — лишь затемнение ума и сердца.
Ум Бога всегда имеет в Себе Свое постоянное Самовыражение, Свое Слово, Свою неотъемлемую Премудрость. Слово Божие как море разума и является атмосферой мысли, которая и делает возможным говорить и мыслить для людей и ангелов. Корни логики в Логосе Отца.
Еще в глубокой древности мудрейший царь Соломон так воспевал Божественную природу Сына Божия: «Премудрость есть дух разумный, святой, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи. Ибо Премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто оскверненное не войдет в нее. Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его. Она — одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божьих и пророков; ибо Бог никого не любит, кроме живущего с Премудростью. Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше; ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба. Она быстро распростирается от одного конца до другого и все устрояет на пользу... Она возвышает свое благородство тем, что имеет сожитие с Богом, и Владыка всех возлюбил ее: она таинница ума Божия и избирательница дел Его» (Прем. 7, 22–8, 3).
Вечное богатство силы и знания пребывают в вездесущих глубинах Сына Божия, и эта Сокровищница тайн стала доступной для христиан! Все знания от Премудрости Отца, а все, что противоречит Ей, — чистое безумие и гибель. Как говорит Сам Христос: «У меня совет и правда; Я разум, у Меня сила. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; Мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли. Любящих Меня Я люблю, и ищущие Меня найдут Меня; богатство и слава у Меня, сокровище непогибающее и правда; плоды Мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от Меня больше, нежели от отборного серебра. Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, чтобы доставить любящим Меня существенное благо, и сокровищницы их Я наполняю» (Прит. 8, 14–21).
В Евангелии Сын Божий говорит, что Отец вечно учит Его и показывает все, что творит Сам . Конечно, Отец обучает Сына не так, как детей обучают при помощи доски или объясняют незнающему. Нет, Он всего Себя в природе Своего Порождения изображает как в автопортрете. И собственные природные свойства Сына Отец показывает в Себе. Ведь в Обоих заключается точное знание каждого из Них не через обучение, а по природе. Таким образом, вечное рождение Сына от Отца — это и постоянное природное излияние знания и мысли от Ума к Слову. Потому и говорит Писание, что Сын знает все . Ведь Он есть знание Отца и Его Премудрость. Если у человека мысль никогда не может быть полностью выражена словом, то у Бога иначе. В небесном святилище Ум Отца полностью открывает Себя в Сыне Своем — Собственном Слове.
Здесь мы приходим к пониманию того, в каком смысле Сын является Вечным Образом Отца, Его неизменной Иконой, Его Характером, Отпечатком Личности, Его природным Самооткровением. Ведь Сам Он сказал: «видевший Меня видел Отца» . В Сыне точно отразилась бессмертная Природа Отца. Поэтому всякий, кто чистым умом и исполнением Евангельских заповедей познал Сына, тот немедля получил познание Отца. Ведь как Отец — Истинный Бог, так и Сын — Бог истинный. Свят Отец, Свят и Сын. Господь Отец, и Сын также Господь. Все свойства природы Отца имеет и Сын, кроме нерожденности, свойственной Личности Отца.
И Сам Отец радуется и веселится о Своем Сыне, видя в Нем точный отпечаток Собственной Красоты. Как Сама Премудрость Божия говорит: «Я была при Нем художницей, и была радостью всякий день, веселясь перед лицом Его во все время» (Прит. 8, 30). Эта взаимная радость Трех Личностей порождена Их взаимной любовью. Не случайно ведь Отец Небесный при Крещении Христа в Иордане и на горе Преображения назвал Его Сыном Своим Возлюбленным.
Еще до начала времен, когда Бог решил для Своего Сына создать мир, Он в Нем, как в Своем Слове начертал образ всех будущих вещей. Поэтому все существа Вселенной получили свое существование еще в форме замысла во Христе. Согласно древнему плану Бога Отца, все разумные существа, возжелавшие войти в Божию любовь, должны получить ее через Сына. В Сыне они должны объединиться между собой, и под Его главенством войти в Божественную жизнь.
Когда Бог создал мир, Он сотворил Его в Сыне. То «начало», которое начинает Библию, это Слово Бога, в котором мир и существует. Потому и называется Христос в Апокалипсисе «началом творения Божия». Иногда спрашивают: «А где место самой Вселенной?» Мы отвечаем: «Во Христе!»
Но и сам процесс творения не обошелся без Сына. Все создано не только в Нем, но и при Его участии. Как уже говорилось выше, Бог Отец все творит через Сына в Духе Святом. Когда Бог Отец изрекал Свои творческие слова–идеи, то осуществлял их Сын Божий. Например, Библия говорит «и сказал Бог: «да будет свет». Это Бог Отец изрек слово Сыну Своему, и Сын тотчас сотворил свет. А то тайное слово, которое Отец сказал Сыну, стало основой законов электромагнетизма. Оно и до сих пор неслышно звучит в мире, ибо жив Тот, Кто вложил его во Вселенную. Бог Сын до сих пор поддерживает все мировые законы Своей властью.
Конечно, тут надо понимать, что Отец и Сын общаются без помощи звуковой речи. Знание Отца постоянно отражается в природе Сына — Божией Премудрости, ведь Сын неразрывно связан с Отцом, и весь пребывает в Нем.
Все шесть дней творения Сын, исполняя волю Отца Своего, мгновенно создавал новые и небывалые вещи. Его рука распростерла небеса и вырастила растения. Он поднял горы и запустил в космической бездне бесчисленные светильники звезд. Его творящей песне вторят птицы, и для Него танцуют рыбы и драконы. Он вывел из темной земли пестрое многообразие зверей, но после создания животных творческий процесс как бы прервался.
Библия говорит, что Отец советовался с Сыном и Духом о создании венца творения — человека. И вот, по решению Святой Троицы, был создан человек. Решением Предвечного Совета он был наделен удивительным даром: на его природе был отражен отпечаток Образа Божия. Так, в самый план человека было заложено сродство со Христом, ведь вечным Образом Отца является именно Бог Сын. Он сказал: «Видевший Меня, видел Отца». Сын — точный оттиск Отцовской природы, и именно по Нему, как по модели, был создан человек!
Дар неуничтожимости души, дар слова, дар свободы и творчества — все эти дары являются Христовым эхом в каждом из детей Адама. Эти дары не будут отняты даже у погибших после конца мира, и Господь со скорбью отринет от себя неудавшиеся автопортреты.
Когда замысел Отца о человеке приходил в исполнение, одной из Двух рук Бога было Божие Слово, вылепившее человека из праха земного и отпечатавшее Свою печать на его душе. Сын ввел Адама в рай и дал ему власть над зверями. Он же вначале установил союз Адама и Евы, и потому Он и пришел на брак в Кане Галилейской после Воплощения.
Тот Голос Бога, испугавший падших прародителей, — это Слово Отца, которое увидело плачевную наготу человека и возжелало Само обнажиться во плоти при Крещении, чтобы снова одеть людей в Свое сияние.
Сын, предотвращая обессмерчивание зла, изгнал по воле Отца Своего первых людей из рая. Он научил их жертвоприношениям, чтобы все погибающие поколенья имели перед своими глазами образ будущего спасения, которое Он совершит на Кресте. Сын поставил на страже рая Херувима, чтобы он не пропускал в Божественный сад тех, в ком не увидит печати Сына.
Слово Отца открыто было и допотопным патриархам. Так, Енох ходил перед Богом и проповедывал великий Судный День, когда Бог Сын обличит всех беззаконников. Сын Божий восхитил его из пределов смерти как надежду для человечества. Сын руководил Ноем при постройке ковчега, и Он был кормчим его во дни Потопа.
По воле Отца Сын и Дух сошли при строительстве Вавилонской Башни и смешали языки мятежников.
Слово Отца избрало Авраама и заключило с ним Завет. Само обрезание указывало на будущее воплощение Сына Божия от семени Авраама. Он дал у дуба Мамврийского Аврааму сына Исаака, и Он же свел огонь от Отца Своего на проклятые города. Сын Божий принял жертву Авраама на горе Мориа и дал ему взамен овцу — символ Его Собственной Жертвы.
Именно Христос еще до Своего воплощения являлся в виде Ангела (Вестник) Божия, Яхве (Вечное Откровение воли Отца). Он боролся с Иаковом у Иакова, и Он же явился ему на вершине небесной лестницы. Сын Божий ввел Израиль в Египет, и Он же явился Моисею в терновом кусте, назвав Себя именем «Сущий». Он навел по воле Отца чудеса на фараона и истребил всех первенцев. Его жертва символизировалась пасхальным Агнцем. Сын Божий шел впереди Израиля в облачном и огненном столпе. Он стоял над гранитной скалой, которая катилась за еврейским народом по пустыне и источала из себя воду.
Великое Откровение на Синае дал Отец через Сына Своего. Нет возможности описать все бесчисленные примеры явления Сына Божия в истории Израиля. Его знали и Иисус Навин, и Самуил. Он открылся Гедеону и Давиду. Его слава освятила Соломонов Храм.
Когда пророки говорили «было ко мне Слово Господне», они ощущали касание руки Сына. Именно поэтому все Священное Писание называется словом Божиим: ведь открывало Отца пророкам Его Собственное Слово в Святом Духе. Все пророчества, и прообразы древних стремились к Сыну, как река стремится к устью. Ведь мы помним, что в том и состоял замысел Бога Отца, чтобы все разумные существа вошли в Его любовь, соединившись с Сыном Его.
Действие руки Сына Божия ощущали даже языческие мудрецы, называвшие Его Логосом, Путем Вселенной, Великим Правителем мира.
Когда же наступило время исполнить древний совет Троицы, Сын Божий сошел с небес, стал истинным Человеком от Приснодевы Марии, оставаясь истинным Богом. Он разрушил преграды между человеком и Богом и в Себе примирил с Отцом весь мир. Это сделал Бог Сын Один, Бог Отец и Дух Святой не воплощались, но участвовали в спасении Своим благоволением.
Величайшая Жертва Сына Божия очистила всех поверивших Ему от беззаконий их и избавила от вечного наказания. Но и смерть, и погребение Слова Божия никак не затрагивали Его Божественности. Подобно тому, как если кто рубит освещенное солнцем дерево, не наносит вреда солнечному лучу, так и страдания Собственного Христова Тела не касались Его бесстрастного Божества. Когда Христос был распят на Кресте, Он же продолжал удерживать звезды на их орбитах и сохранял жизни Своих распинателей.
Сойдя в поземные бездны ада, Сын Божий избавил всех, кто искал Его при жизни. Являясь природной Силой Отца, Христос уничтожил власть темного князя сатаны, ограбил его и лишил вредоносной силы.
Но величайшим явлением Богосыновства стало Воскресенье Христа из мертвых. В тот самый день недели, когда Бог создал мир, Сын Божий воссоздал Вселенную. Сын Божий в Своем Теле начал процесс всеобщего воскресения. Он — воскресение и жизнь, и через Сына Божия мы рождаемся от Бога, когда участвуем в смерти и воскресении Христа в таинстве Крещения. Слово Отца вознесло на небеса Свое Тело и проложило путь для всех христиан к Богу. Христос ныне ходатайствует перед Отцом обо всех кающихся и в Духе Святом очищает их. Сын Божий вместе с Отцом правит всеми мирами и восседает по человечеству по правую сторону Бога.
В день Пятидесятницы Сын Божий ниспослал от Отца Святого Духа и тем создал Свою Церковь. Он — глава Церкви, Ее Царь и Жених. Он оправдывает уверовавших, крестит их, приносит Жертву Евхаристии и питает христиан Божественными Телом и Кровью. Он рукополагает преемников апостолов и исцеляет больных. Он открывает Свою волю пророкам и укрепляет мучеников. Он славит Отца Своего с молящимися и утешает скорбящих.
Но власть Сына не ограничена только Церковью. Он ставит и свергает правителей, поднимает и низвергает народы, возвышает и разрушает государства. Так, по воле Бога Отца Слово Его ведет Вселенную к завершению изначального замысла Бога. Когда настанет последний час мира, то Сын Божий во плоти придет на Землю. Он сокрушит в последней битве всех врагов Своих. Среди огня тающей Вселенной, при протяжном звуке трубы Христос позовет мертвецов, и как в начале времен, Его слово даст жизнь мертвым.
По воле Отца Своего Сын будет судить мир и воздаст каждому по делам его, а потом настанет конец, когда Сын передаст всех спасенных Богу Отцу. Все соединенные с Сыном войдут в радость Троицы и увидят ту славу, которую Сын имел у Отца прежде бытия мира. Тогда Бог Сын станет среди богов — усыновленных через Него христиан — и будет пировать с ними на таинственной Вечери после конца Вселенной.
Воспевая несозданную славу Отца и Сына, мы не должны умолчать и о Третьем по исповеданию в Крещении — Боге Духе Святом. Дух Святой, Животворящий Утешитель, Дух, открывающий Сына и через Него приводящий к Отцу, да поможет нам в этом.
Эта таинственнейшая Божественная Личность, Чья слава как бы застит Его Лицо. Это Личность, Чье имя нам не известно. Ибо определение «Святой Дух» может быть отнесено и к Отцу, и к Сыну (ведь и Отец, и Сын святы, и природа всех Трех Личностей духовная).
Из Писания мы знаем, что Дух Святой равен Отцу и Сыну. Он Бог, как и Отец, и равен Ему по природе, сопрестолен Ему, совладычественен. Он нетварный Бог и делает богами Свои творения. Он Огонь, происходящий из Огня. Он Самоблагой и Источник добра. Он свободный Повелитель, Самостоятельная Личность, Сила самоповелительная.
Дух от вечности исходит из сущности Бога Отца и в этом Его личное свойство. Он — Дух уст Божиих, а потому и испытывает глубины Божества. Он — Дыхание Бога, Жизнь Отца. По слову святителя Кирилла Александрийского, Дух Святой — это аромат Отцовской Сущности.
Что такое исхождение Духа мы не знаем, знаем лишь, что Он от вечности имеет бытие от Бога Отца, из Его Собственной Сущности, но иным образом, чем Сын. Это непостижимое исхождение как бы обжигает наш разум, осмелившийся коснуться изначальной тайны.
Но имея существование от Одного Отца Дух Святой не чужд и Сыну. Он называется в Писании Духом Сына, Духом Истины, Духом усыновления: ведь Дух и Сын единосущны, и Дух от вечности почивает в Сыне. Да и происходят Они от Единой Причины вместе, как луч и тепло от Солнца.
Более того, отцы Церкви называют Духа Святого образом Сына, так же как Сын — образ Отца. Ведь только человек, пребывающий в общении Святого Духа, может узнать в Иисусе из Назарета вечного Сына Бога Живого. Как никто не может увидеть никакого предмета, если тот не озарен видимым светом, так никто не способен увидеть Сына, а в Нем Отца, если его разум не будет пронизан невидимым светом Духа. Дух Господень наполняет Вселенную, и нет ничего скрытого от Его очей. Он вездесущий и всемогущий Возничий колесницы мира, ведущий творение к целям Бога Отца. Он творит мир вместе с Отцом и Сыном и действует как Причина, приводящая к совершенству. Дух Господень оживил ангелов и сохраняет их в святости. От вечности исходя из Отца, Дух Святой является Перводвигателем вселенной. В Нем находится сам принцип движения, на что указывает ипостасное свойство Духа Святого. Именно благодаря Нему мир не останавливается в унылом покое — Он хранит движение и светил, и живых существ.
Для разумных творений Дух Святой — это Дух Исхода. Он похищает достойных из тления мира и через Сына приводит их к Отцу. «Святому Духу, — поет Церковь, — принадлежит причина всякого спасения. Если же на кого Он по достоинству дохнет, тот быстро поднимается с земли, окрыляется, взлетает и быстро несется ввысь». Поистине Дух Святой — это Дух Пасхи.
И в начале мира Дух Божий трепетно парил над водами, вкладывая к них Свою жизнь. Не случайно святой Григорий Богослов называл Его Душой мира. Он оценивал каждое из Божиих творений и запечатывал Своей могущественной печатью «это хорошо» каждое из существ космоса.
Дыхание Божие написало симфонию растительной и животной жизни. Многоцветие цветов и могучие стволы деревьев, игры китов и пение птиц — это только отдельные партии великого оркестра, Регентом и Содержателем которого является Живой Дух.
Господь сказал, что Дух животворит. Вечное Дыхание Отца нежно оживляет умирающий мир. Изза всех пределов врывается Дух Святой в пропитанный тлением душный и закупоренный космос и оживляет всякую душу. Именно Дух Святой вдохнул в человека душу. И теперь Его дыхание, разделяясь как воздух в трубах органа, в момент зачатия творит душу каждого из нас. Дух Святой, по слову преп. Макария, — это Душа нашей души.
Когда на Предвечном Совете планировался человек, то Бог решил дать ему отпечаток Сына и дать задание уподобиться Богу через Святого Духа. Ведь Дух Святой — это вечное Подобие Отца. Дух Божий — Дух правый, и праведный причастен Ему. Он — Дух милостивый и милосердый — похож на Него. Он — Дух чистоты и чистый — близок к Нему. Кто силой Духа достигает святости, тот становится богоподобным. Так Дух Святой пишет свое изображение в каждом спасенном.
По Писанию, Он — Дух Премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия, Дух страха Божия. Эти семь даров, излитых в мир через Христа, видели в небесах боговидец Моисей и ап. Иоанн Богослов как семь светильников, горящих перед престолом Бога.
Животворящее благоухание Духа Святого укрепляло Адама в раю. Утешитель озарял внутреннее око первого человека, и через Его свет люди видели Бога. После грехопадения Третья Личность Божия явила людям праведность Господа. Недаром голос Бога ходил по раю в прохладе дня. Дух, умиротворяющий сердца кающихся, готов был исцелить оскверненное сердце прародителей, и лишь их нераскаянность привела к тому, что вместо Утешителя они нашли Карателя за разрушенный завет.
Дух поддерживает закон Божий, очищает пророков, открывает им тайны. Он являет Себя праведникам всех времен, но Он же сурово наказывает грешников, которые забывают о своем предназначении стать святыми.
Дух Божий был оскорблен мерзостями древнего мира, и воды Потопа смыли грешников, но Он же был послан Отцом небесным, чтобы явить милость Ною. Его тихое дыхание разбудило сердце Авраама. Утешитель дал ребенка столетнему старику, но Он же отверг злобных грешников Содома.
Его священные очи сохраняли Иакова на всех путях. Небесное дуновение укрепило Моисея и открыло ему тайны возникновения Вселенной. Дух Божий наказал египтян и дал жизнь порабощенным евреям. Его сила разорвала Красное море и погубила врагов.
В Духе Святом Моисей на горе Синае увидел Божественные тайны мироздания, символически изображенные в скинии. Он же заложил тайный смысл во священные обряды и символы древнего Закона, потому и сказал ап. Павел: «Закон духовен». Дух Святой, как облако, наполнял скинию и руководил Израилем. Он помазал Аарона на священство, и Он же освятил Первый и Второй Храм.
Но Дух Святой — это царственный Дух. В Нем источник могущества царствующих. Он помазывал судей на служение и избрал Себе Давида. Его силой Иисус Навин, судьи и Давид сокрушали царей, низвергали могучих владык и свергали высокомерие тиранов. Он дал сверхчеловеческую силу Самсону и наполнил мудростью Деворру.
Саул и Давид почувствовали на себе Его перерождающую мощь. Как было сказано: «И найдет на тебя Дух Господень, и станешь ты новым человеком». Так и произошло. Могущество Духа таково, что берет Он пастуха и делает из него царя, находит собирателя фруктов и превращает его в пророка. Перед Его мощью ничтожной оказывается вся магия и темная власть демонов.
Дух Святой говорил устами пророков, и вся Библия написана Им. Он очищал сердца и умы пророков, и на них, как на чистых зеркалах, писал Свое слово. Провидцы же, ясно понимая учение Святого Духа, предельно точно записывали полученную от Бога информацию, используя при этом все свои собственные способности. Поэтому, несмотря на разницу стиля, мы видим полное единство Писания.
Дух Святой вел постепенную селекцию святости. Благодаря тайным делам Духа и удивительным подвигам мужей и жен Ветхого Завета, среди терния поврежденного грехом человечества родилась Пречистая Мария, удостоенная стать Богоматерью. И вот Отец небесный и Его Дух послали на Землю Сына Божия.
Сила Духа Святого очистила утробу Марии, и в Духе Сын Божий стал Человеком. Потому и исповедует Никейский Символ Сына Божия, рожденным от Духа Святого и Марии Девы.
В Боговоплощении Сын Божий называется Христом, ибо Он помазан от Отца Духом Святым и по человеческой природе в Нем живет вся полнота даров Духа, чтобы через Него Дух излился на всех уверовавших. И потому наполнил Дух Иоанна Крестителя еще во чреве матери его, чтобы Иоанн возвестил людям явление Бога во плоти.
Во время Крещения Дух Божий в виде голубя сошел на Иисуса Христа и пребывал на Нем, и так было установлено тайное возрождение Крещения, очищающее нас от грехов наших.
Голубь же стал образом Духа Святого как символ кротости и чистоты. И как знак конца потопа греха. Подобно тому, как окончание Ноева Потопа, смывшего грех с земли, указано было прилетом голубки с оливковой веткой в клюве, так и конец мутного наводнения греха в Крещении ознаменован явлением Духа в виде голубя. Для победы над древним врагом Дух влечет Христа в пустыню, и победа Христа над дьяволом засвидетельствована Духом Божиим. Так что, призывая сладчайшее имя Иисуса, мы привлекаем к себе Святого Духа, отгоняющего мрачную орду демонов. Во всех чудесах Христовых соприсутствовал Дух Святой как единосильный (ведь у Троицы одна сила и власть), потому и говорил Господь, что Он перстом Божиим, т.е. Духом Святым прогоняет бесов.
Вообще все служение Христово сопровождается свидетельством Духа. Он на Фаворе в светоносном облаке покрывал Христа с апостолами, указывая на источник наслаждения в будущем веке. Утешитель научил восклицать младенцев «Осанна» при входе Господнем в Иерусалим.
В Духе Своем Господь Иисус претворил хлеб в Тело Свое, а вино в Кровь, и с тех пор жертва Евхаристии Духом освящается во всех Церквях. Он Дух вечного и неотменяемого Нового Завета между Богом и людьми, запечатанного Кровью Христа. В Своей прощальной беседе Христос обещал даровать Святого Духа ученикам Своим как Иного Утешителя, чтобы Он пребывал с ними вечно и защищал их. По слову Литургии ап. Иакова, Дух Святой — Свидетель страданий Христовых. В Духе вечном (Евр.) Христос принес Свою Плоть и Душу в жертву Отцу Своему на Кресте, и Дух вместе с Отцом и Сыном принял это всеочищающее жертвоприношение.
Утешитель сопутствовал Душе Господней в адских пропастях. Его живительное дыхание разогнало могильный смрад и оживило застывшие в нескончаемом кошмаре души мертвецов.
В Духе Животворящем Отец через Сына воскресил Христово Тело, и так начался процесс изгнания смерти из Вселенной. Снова повторимся: Дух Исходящий — это Дух Пасхи, Дух Воскресения.
Его благодать преподал Христос Своим ученикам в пасхальный вечер, дав им власть прощать и удерживать грехи. Так, в Духе Святом Христос по воле Отца Своего основал новозаветное священство. В пасхальные сорок дней Христос основал каналы дарования Духа уверовавшим — Святые Таинства. Христос раскрыл тайны Духа, скрытые в ветхозаветном Писании.
Дух Святой восхитил Христа как светоносное облако во время Его Вознесения, и на пятидесятый день после Воскресения из безначальных недр Бога Отца по ходатайству Христа и по Собственному желанию Дух Святой сошел на двенадцать апостолов.
Огненные языки в шуме несущегося урагана наполняют Сионскую горницу и погружают апостолов в глубины Божественной жизни. Огонь показывает Божественную природу Духа, ибо Бог наш есть огонь, поедающий всякую нечистоту. Язык показывает сродство Духа со Словом, ибо нет ничего более близкого к слову, чем язык.
Ветер указывает духовную природу Утешителя. Так, Сионская горница стала духовной купелью, в которой родилась Церковь.
Дух Святой продолжает действовать и во внецерковном мире. По слову Христа, Он говорит миру о грехе, что люди мира сего не поверили в Единственного Спасителя, о правде, что Сын восходит к Отцу, чтобы оправдать тех, кто поверит в Него, и о суде, что мир и его князь уже осуждены Богом. Дух Святой отыскивает среди всех народов истиннолюбцев и вводит их в Свою Церковь. Он открывает людям Иисуса Христа Сына Божия. Дух сдерживает разлив зла во Вселенной. Он является таинственным Удерживающим мир от распада до тех пор, пока Евангельскую весть не услышат все племена земли. В самый последний миг времени Дух уст Христовых убьет Антихриста. И тогда настанет конец, когда пламя Святого Духа охватит Вселенную и сожжет в ней все следы смерти. Как говорит Писание: «...пошлешь Духа Твоего и будут воссозданы, и обновишь лицо Земли» (Пс. 103). Небо и земля умрут в мировом пожаре и будут воскрешены живительным дыханием Утешителя.
Действием слова Христова кости людей сползутся, покроются плотью и кожей, и тотчас от четырех ветров придет Святой Дух, дохнет на умерших, и они оживут. Души будут Святым Духом вдунуты снова в тела, освобожденные от могильного тлена, и вновь открывшиеся глаза увидят свет жизни, которая больше не пресечется для смерти, — жизни, подаренной Утешителем.
Дух Святой засияет немыслимой красотой в спасенных, так что они будут сиять как солнце. Но тот же Дух обуглит лица грешников в день явления правосудного гнева Отца, и озеро огненное будет полыхать вечным огнем животворящего Духа, Которого оскорбили грешники.
Главным местом действия Духа является Церковь, в Которой Дух живет существенным образом. Через Духа Святого Бог Отец поселяется во святых и делает их причастниками собственной природы.
Дух Святой по воле Отца призывает к Сыну предназначенных для спасения. Дух Божий изгоняет из призванных злого духа именем Христовым, так что все скопище демонов в панике убегает, увидев на христианине печать Духа. Дух Святой возрождает людей в новом рождении Крещения и прощает им все грехи. Он ставит на крещеных Свою печать и влагает каждому из них Свой личный дар в миропомазании. Он делает Своим показанием каждого спасенного царем, пророком или священником.
Дух Святой совершает все Таинства. Он пресуществляет хлеб и вино в Тело и Кровь Христа Спасителя, и, как сказано в Оде Соломона, Чаша Причастия «кипит Святым Духом». Дух Святой прощает грехи на исповеди и придает силы к тому, чтобы их больше не повторять. Он же исцеляет людей в таинстве Святого Елея. Дух Святой венчает супругов и возводит в ангельский чин монахов.
Сам Дух Святой строит Церковь, раздавая дары по Своей воле. Он говорит устами мучеников, воздвигает все новых и новых пророков и утешителей, источает для Церкви неисчерпаемое море чудес.
Но величайшим Его даром является дар священства. Сам Дух в рукоположении меняет человека, всегда немощное уврачевывающий и оскудевающее восполняющий. От Его мудрости черпают силы и епископы, и пресвитеры, и дьякона. Он дает силу правильно понимать слово Божие тем, кто очищает свое сердце. Он же сохраняет в неповрежденности Писание, напоминая все то, что сказал Господь. Его голос ясно слышен в учении Вселенских Соборов, которые Дух Истины собрал и вдохновил ясно отстоять изначальную благую весть. Дух Святой говорит и в согласии святых и учителей Церкви: все о чем они учили везде, всегда и повсеместно — это не их учение, а голос Святого Духа. Но Его же гнев настигает еретиков и раскольников, пытающихся уничтожить Церковь Христову.
Дух Святой ведет к вечной жизни каждого отдельного христианина, и Его Помазание само учит христиан всему. Утешитель — та самая живая вода, которая, войдя в человека, тушит огонь земных пристрастий и зовет: «Иди к Отцу». Дух Святой — наш тайный Учитель. Он дает нам возможность иметь ум Христов и тем исцеляет наш разум. Утешитель — Учитель молитвы. Самая лучшая и угодная Богу молитва та, которая исходит непосредственно от Духа Святого. Он Сам ходатайствует во святых и за святых по воле Бога Отца.
Он дает почувствовать аромат Отцовской сущности нашим чувствам. Он является духовным светом для глаз нашей души, в Котором мы видим Свет Сына, а через Него причащаемся сиянию Отца. Дух Святой — это атмосфера нашего духовного слуха, благодаря которой мы слышим Божье слово. Дух Святой укрепляет наши физические и душевные силы, чтобы мы вместе с Ним совершали дела Отца Небесного. Его животворящий пламень выжигает из сердец верных всякую нечистоту. Он — Дух мира, успокаивающий мятеж христианских сердец.
Дух Святой — великий Архитектор наших сердец, превращающий их из грязного хлева страстей в прекрасный храм. И когда храм добродетелей будет построен, то вся Животворящая Троица поселится в таком человеке. Это последний предел, дальше которого нечего и желать, ведь Святой Дух сделает такого блаженного богом по благодати и вовлекает в вечное движение Божественной Любви.
В День Господень святые будут полыхать немыслимым сиянием Святого Духа. Дух Святой — наш Великий Адвокат — защитит верных от вечного осуждения и даст услышать блаженную весть о наступившем вечном спасении.
Дух Святой будет для спасенных и светоносной одеждой, и поясом кристалловидным, драгоценными камнями усеянным, и благоуханным цветком, драгоценной диадемой, порфирой вечного Царя. Дух будет чистейшей водой жизни и сладчайшей пищей бессмертия на Последнем Пиру Бога Отца. Дух Святой будет регентовать величайшим хором спасенных людей и ангелов после конца мира.
Вечный Бог создал мир и, естественно, вся материальная Вселенная полна следов Его творческой мощи, как пели серафимы «...вся земля полна славы Твоей». Поэтому бесчисленные следы и отпечатки Троицы разбросаны по всему мира.
В языческой Ирландии был страшный обычай. Глубокой осенью был особый праздник в честь духов мертвых. В эту ночь раскрывались холмы, и все злые духи выходили на землю. Из почтения к ним язычники тушили все огни. И глубокой ночью в королевской резиденции Таре друиды зажигали огонь, в котором приносили жертву богу смерти (часто это был человек), и лишь после этого зажигали огни во всех остальных домах. Таким образом, каждый очаг считался посвященным богу смерти. Смертная казнь ждала каждого, кто посмел бы зажечь огонь раньше. И вот, в один из таких праздников случился страшный скандал. На соседней с Тарой горе вдруг загорелся огромный костер, зажженный одним странником по имени Патрик. Толпы разъяренных язычников бросились на гору, чтобы покарать нечестивца. Друиды в ярости кричали:
– Как ты посмел зажечь огонь раньше, чем была принесена жертва богу смерти?
– Вы хотели принести жертву богу смерти, — спокойно отвечал Патрик, — а я зажег пламя во имя Бога Вечной Жизни.
– Кто же Он такой? — спросили опешившие от такой смелости жрецы.
– Он Триединый Бог: Отец, Сын и Святой Дух, создавший все Своей силой.
– Но как Три могут быть одним? — спросили язычники.
Тогда святой Патрик склонился к земле, сорвал трилистник клевера и сказал:
– Разве вы не видите, что это и один листок, и три листка. Так и в Троице Одна Сущность и Три Личности.
С тех пор этот символ Священной Троицы является знаком просвещенной Ирландии.
Если мы внимательно будем наблюдать за природой, то почти везде мы сможем разгадать символы Триединого Бога. Солнечный диск напомнит нам Нерожденного Отца, луч — Рожденного Сына, а тепло — Животворящего Духа.
Если мы подойдем к журчащему ручью, бегущему по своему ложу, то и здесь мы разглядим исток — образ Божественного Источника Отца, русло — Сына, и устье — Духа, приводящего к совершенству.
Любой благоухающий цветок также научит нас триединству. Корень — потаенный Отец, стебель — держащий все Сын, а прекрасный цветок — Дух, порождающий в нас плод добродетелей и напитывающий нас ароматом бессмертия.
Тот, кто устремит свой взор в глубь космоса, сможет увидеть четкую печать Троицы в трех измерениях пространства. Изучение глубин микромира поможет нам ощутить парадоксальность, свойственную самой сути этого мира. Если мы одновременно должны считать электрон и волной, и частицей, то как смеет наш разум требовать, чтобы Первотайна, стоящая за началом мира, могла вместиться в наш ограниченный и слабый разум. Как электрон одновременно и волна, и частица, так и Бог — и Единица, и Троица.
Кто пожелает углубиться в тайны человеческой личности, то и здесь его настигнет отпечаток Божьего образа. Наш ум несет образ Вечного Ума Отца, всегда сосуществующая ему словесная способность (внутренне слово) — образ совечного Бога Слова, Живительная сила, оживляющая наше тело и дающая силу нашему слову, — это ясный отпечаток Духа.
Даже при нашей речи мы пользуемся образами Троицы — ум порождает мысль, мысль высказывается словом, а дыхание доносит слово до слуха другого. Действительно, весь мир наполнен следами Божьего величия. Нам надо только научиться останавливаться на путях своих, открывать глаза и уши, и тогда невидимая сила и Божество через созерцание творений станут доступным и очам нашего ума. Через это мы сможем увидеть разгорающуюся зарю вечности и утреннюю звезду, поднимающуюся в наших сердцах.
ПРИЛОЖЕНИЕ. ТОЧНЫЕ ЦЕРКОВНЫЕ ФОРМУЛЫ УЧЕНИЯ О СВЯТОЙ ТРОИЦЕ
Символ веры 318ти святых отец Первого Вселенского Собора, Никейского.
Веруем во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца всех видимых и не видимых. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, рожденнаго от Отца, то есть, из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша, яже на небеси и на земли: нас ради человек и нашаго ради спасения сшедшаго, и воплотившася и вочеловечшася, страдавша, и воскресшаго в третий день, и возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца, и паки грядущаго судити живым и мертвым. И во Святаго Духа. Глаголющих же о Сыне Божием, яко бысть время, егда не бе, или яко прежде неже родитися, не бе, или яко от не сущих бысть, или из иныя ипостаси или сущности глаголющих быти, или превратима или изменяема Сына Божия, сих анафематствует кафолическая и апостольская Церковь.
Символ веры 150 святых отец Второго Вселенского Собора, Константинопольского.
Веруем во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребена. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедуем едино крещение во оставление грехов. Чаем воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
II Константинопольский Собор (V Вселенский). 8я сессия (2 июня 553 г.) 1. Если ктолибо не исповедует, что Отец, Сын и Святой Дух обладают одной единой природой или субстанцией, единой силой и могуществом, что Они являются Единосущной Троицей, Единым Божеством, достойным поклонения, в трех Ипостасях или Лицах, да будет отлучен от сообщества верных. Ибо един Бог Отец, от Которого все произошло, един Господь Иисус Христос, через Которого все произошло, един Святой Дух, в Котором все.
Больше книг на golden-ship.ru