КЛОНИРОВАНИЕ И ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ
«Посему как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков» (Рим. 5: 12 ).
§1. «Учение о первородном грехе, как о прирожденной нравственной и физической порче человеческой природы, в наказание за грех Адама тяготеющей на всех его потомках, хотя ни один из этих потомков лично не участвовал в грехопадении своего прародителя, составляет один из труднейших, таинственнейших пунктов христианской догматической системы - один из таких пунктов, внутренний смысл которых не поддается обыкновенному человеческому пониманию и объяснению. "Нет ничего известнее, - говорит Августин, - учения Церкви о первородном грехе, но в то же время нет ничего таинственнее и недоступнее этого учения для обыкновенного человеческого понимания"» (3: 37, 38).
Вопросы первородного греха рассмотрены в православной христологии и антропологии весьма подробно и включают в себя, в том числе, как собственно грех Адама и Евы и его последствия для них, так и последствия этого греха для всего человечества в целом[1], в связи с их наследственной передачей от родителей к детям.
Мысль о способе передачи первородного греха (точнее его последствий) была предложена блж. Августином в процессе его борьбы с пелагианством (3: 11-76). Этот способ заключается в том, что «явившись первоначально в Адаме вследствие его грехопадения, первородный грех перешел, переходит и будет переходить на всех его потомков посредством наследственной передачи его от родителей к детям в акте плотского рождения вообще и через чувственную похоть родителей в особенности; при этом передача его нисколько не зависит от известного нравственного состояния родителей, он одинаково передается и в христианстве, и вне христианства, и в браке, и вне брака, и праведными, и грешными родителями. Существуя в людях как прирожденная порча их природы, передаваемая наследственно от родителей к детям, первородный грех не есть, однако же, что-либо субстанциальное в человеческой природе, а есть известное греховное состояние или качество этой природы...» (3: 67).
Иначе говоря, последствия первородного греха, по мнению блж. Августина, передаются в семенном зачатии, происходящем вследствие чувственной похоти и сопровождаемым ею. Действительно, для естественного зачатия, которое до определенного времени было единственным способом размножения людей, необходимо мужское семя. При этом излияние указанного семени, в свою очередь, необходимо связано с чувством сексуального влечения и удовлетворения, называемым иногда «чувством сладострастия», или «плотским вожделением», или «чувственной похотью».
Таким образом, вещественное семя и указанное невещественное чувство («похоть» - по терминологии блж. Августина) - суть два элемента, необходимые для зачатия ребенка. Поэтому вполне логично было и принять их в качестве носителей первородного греха от родителей к детям. Такой вариант также успешно объяснял отсутствие первородного греха, точнее, укоризненных страстей,[2] у Иисуса Христа. Как пишет свт. Лев Великий: «Итак, возлюбленные, Спаситель рождается не из семени плоти, но от Святого Духа, поэтому Его не коснулось проклятие первородного греха»; «Непорочное девство не познало похоти и, между тем, доставило вещество плоти. Итак, Господь принял от Матери естество, но не грех» (4: 53).
Однако, с связи с развитием современных биотехнологий в области искусственного зарождения[3], такое мнение необходимо пересмотреть. Это объясняется появлением реальной возможности, как беспохотливого семенного зачатия - варианта искусственного оплодотворения, так и беспохотливогобессеменного зарождения – клонирования[4].
Так в феврале 1997 года в биомедицинской науке впервые был зафиксировала факт искусственного создания млекопитающего путем клонирования. «В 1996 году эмбриологу Я. Вильмуту - создателю овцы Долли - удалось получить в лаборатории стволовые эмбриональные клетки овцы, что явилось преодолением, практически, главного препятствия к клонированию. Наконец, израсходовав 236 яйцеклеток овец, из клетки молочной железы беременной овцы-А получили "культуру" - размножающиеся в "пробирке" клетки, генетический материал которых и был пересажен в "пустую" яйцеклетку овцы-В, которая затем была введена овце-С, выполнившей роль "суррогатной матери". Так 23 февраля 1997 года свет появилось первое в мире млекопитающее (овца Долли, полученная путем клонирования и являющаяся генетической копией овцы-А - П. Д.), у которого нет отца, но есть три "матери" - донор яйцеклетки, донор генетического материала и вынашивающая "суррогатная мать"» (7: 40). При этом, овца Долли была получена одним из способов клонирования - пересадкой клеточного ядра (7: 41, 42), более конкретно «... при помощи пересадки ядра уже дифференцированной клетки молочной железы взрослой овцы в яйцеклетку с удаленным ядром, взятую из другой овцы... Таким образом, появляется возможность провести настоящую клонацию, и такой метод мог бы быть применим даже к человеку» (7: 42, 43).
Другими словами, создатели овцы Долли применили метод ядерного трансфера. В его основе лежит перенос ядра соматической клетки (в случае с Долли это были клетки молочной железы шестилетней беременной овцы) в неоплодотворенную овечью яйцеклетку с удаленным ядром (такие клетки называются энуклеированными). Яйцеклетка, подвергнутая этой операции, после обработки биостимуляторами начинает развиваться согласно генетической программе, записанной в пересаженном ядре. Таким образом, все биологические признаки (свойства) носителя используемого ядра клетки будут переходить и на клон.
В дальнейшем были проведены успешные эксперименты по клонированию различных животных (мышь, бык, олень, хорёк, кошка, кролик, свинья, корова, собака и др.) с использованием ядер, взятых из соматических клеток.
§2. Не анализируя в настоящей статье религиозные, нравственные, философские, социальные и юридические аспекты клонирования[5], рассмотрим возможность передачи последствий первородного греха клонам человека, которые (в случае их появления) будут зарождаться вне (без) похоти и семени.
Вначале отметим, что в материалах Российско-Австрийской богословской конференции по антропологии (18 - 19 октября 2002 г. Вена) говорится: «Если в общих чертах интерпретировать Августина, то пришлось бы сказать, что, действительно, клонирование представляет собой возможность уклониться от первородного греха. Отсюда ... необходимость теперь иначе судить о первородном грехе. Ведь и клонированные люди тоже будут иметь склонность ко злу. Они по-прежнему будут совершать насилие и прибегать ко лжи. Они будут вести себя так, потому что принадлежат к одной и той же солидарной общности, уловленной грехом... Грех не передается половым путем как таковым, но он передается тем, что человек принадлежит к биологической, человеческой общности» (8: 191).
Действительно, общим моментом при естественном и искусственном оплодотворении, а также клонировании, является то, что род, вид и отдельные особенности рождаемого (то есть его основные физические признаки) определяются особой информацией (программой), содержащейся в вещественных (точнее, в телесных) генах[6], или генетической информацией. В ней также заложен и процесс физического старения, который является одним из наиболее общих свойств живых существ и представляет собой направленное одностороннее накапливающееся изменение параметров их тел, необходимо приводящее к физической смерти. Как сказано в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Всякая плоть, как одежда, ветшает; ибо от века определение: смертью умрешь» (Сир. 14: 18).
Иными словами, поскольку все биологические признаки носителя используемого ядра, как говорилось выше, перейдут на клон, то, следовательно, клон будет, как и все земные существа, смертен, подлежать тлению, болезням и другим физическим последствиям первородного греха. Кстати говоря, это положение полностью подтверждается на примере уже клонированных животных.
Механизм же перехода духовных качеств (механизм духовной наследственности) нам не известен, так же как неизвестен и конкретный механизм образования собственно души. Прот. Николай Малиновский говорит: «Образ происхождения человеческих душ составляет тайну, относительно которой возможны лишь только предположения...» (2: 337. Кн. 1). Однако, результаты действия этого механизма достаточно очевидны, широко известны, рассмотрены в различных работах (см. об этом подробнее, напр., в 16: 328-391) и даже нашли свое отражение в известной русской поговорке: «Яблоко от яблони недалеко падает».
Таким образом, современные научные знания в области искусственного зарождения подтверждают всеобщность слов апостола Павла: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков... преступлением одного всем человекам осуждение» (Рим. 5: 12, 18) (выделено - П.Д.), которые распространяются на всех людей, независимо от способа их зарождения.
§3. Рассмотрим теперь вопрос о возможности отсутствия у клонов души, как это считают некоторые авторы. Душа, в соответствии с христианским пониманием, является необходимой частью любого живого земного существа (человека, животного, растения) и, следовательно, необходимо входит в его состав. Святые отцы выделяют три вида жизни: разумную, животную, растительную и, соответственно, - три вида души: разумную[7], животную, растительную. При этом некоторые авторы добавляют еще и четвертый вид: минеральную жизнь и минеральную душу.
Биологическая (физическая) смерть человека, по христианскому пониманию, представляет собой именно разделение души и тела. В священном Писании об этом говорится так: «...выходила из нее (Рахили - П.Д.) душа, ибо она умирала... И умерла Рахиль...» (Быт. 35: 18 ); «И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил» (3 Цар. 17: 21, 22); «Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть» (Лк. 8: 54, 55)); «тело без духа мертво»(Иак. 2: 26 ). Как видно из приведенных цитат, термины «душа» и «дух» здесь употреблены в одном и том же значении, а именно как некая субстанция, оживляющая тело, которая может выходить и повторно входить в тело, повторно оживляя его. Данное значение понятия «душа» соответствует понятию «физическая жизнь» или «жизненное начало», но не тождественно ему, так как данное свойство души является лишь одним из ее свойств (данная способность души называется жизненной силой). Другими силами души, по святоотеческому учению, являются сердце, ум и воля. Свт. Григорий Палама говорит: «от души рождается жизнь в одушевленном теле... живущая внас, и дающая жизнь душа есть что-то отличное от жизни тела...» (12. См. ч. 3-я триады I (гл. 3). Ответ 3-й, п.23).
Таким образом, представление клона в виде живого существа без души не соответствует христианскому представлению о ее роли и значении в составе живого существа. Такое представление соответствует материалистическому взгляду, полагающему психику функцией (продуктом) мозга, а саму жизнь - функцией (свойством) случайного сочетания атомов и молекул.
Поскольку в клонировании необходимо участвуют живые клетки с набором генов, то само развитие и деление этих клеток однозначно говорит о том, что в них сеть жизненное начало. Заметим, что развитие (деление) клеток в естественно зачатом зародыше, также обусловлено тем, что в них есть жизненное начало. При этом каким именно образом будет передаваться душа в случае клонирования человека, мы не знаем. Но мы также и не знаем, каким конкретно образом передается душа и при естественном зачатии. Известные в настоящее время богословские теории происхождения отдельных душ являются лишь гипотезами, каждая их которых имеет свои недостатки и не объясняет, ни в отдельности, ни в совокупности с другими гипотезами, сам механизм образования души у ребенка. По данному вопросу прот. Н. Малиновский пишет: «Образ происхождения человеческих душ составляет тайну, относительно которой возможны лишь только предположения...» (2: 337. Кн. 1).
§4. Дополнительно к сказанному выше, отметим, что предположение об отсутствии у клонов души делает из них, с религиозной точки зрения, принципиально новый вид живых существ, еще не известных на земле, и очень напоминающих инопланетных киборгов из фантастических фильмов. Хотя все клонируемые животные по своему биологическому виду были самыми обыкновенными особями данного вида, ничем не отличающимися принципиально по своему поведению, внешнему и внутреннему строению, повадкам. Замеченным отличием являлась повышенная болезненность клонов и их ранняя смерть, что никак не позволяет говорить о них как о каком-то новом виде живых существ.
Кроме того, как уже говорилось, в этом случае жизненное начало у клонов будет являться лишь свойством определенного сочетания атомов и молекул. Таким образом, с данной - материалистической точки зрения, появляется принципиальная возможность создания живых организмов путем соединения атомов и молекул в определенные физические структуры. Однако с религиозной точки зрения, человек не может заменить Творца и создать живое из неживого.
На основании изложенного, можно сделать следующие выводы:
● физические последствия первородного греха будут передаваться всем клонам (в случае их появления) - через гены;
● поскольку процесс развития зародыша при клонировании (также, как и при естественном зачатии) необходимо связан с делением живых клеток, то это является подтверждением (доказательством) наличия жизненного начала (и души в целом) у клона, что соответствует как богословскому, так и научному пониманию процесса клонирования.
Список цитируемой литературы
1. О социальной концепции Русского Православия / Под общ. ред. М. П. Мчедлова; ИЦ «Религия в современном обществе». - М.: Республика, 2002.
2. Малиновский Н., прот. Очерк православного богословия. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003. Репринтное издание по: Очеркъправославнаго богословия. Протоiерея Н. Малиновскаго. Изданiе второе. СегiевПосадъ. Типографiя Св.-Тр. Сегiевой Лавры. 1911 (Кн. 1), 1912 (Кн. 2).
3. Гусев Д. Антропологические воззрения блаженного Августина в связи с учением пелагианства // Святоотеческая христология и антропология: Сборник статей. - Вып. 1. - Пермь: Панагия, 2002.
4. Сергий (Троицкий), иеромонах. Учение свт. Льва о Боговоплощении. // Святоотеческая христология и антропология. Сборник статей. Выпуск 2. - Пермь: ПО «Панагия», 2003.
5. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - М.: «Ладья», 2000. Репринт издания СПб, 1894.
6. Российский Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс].
7. Филимонов С., священник. Церковь, больница, больной. - М.: Общество святителя Василия Великого, 2001.
8. Значение христианской антропологии перед лицом современных общественных задач и проблем / сост. Лоргус А., священник. - М.: Индрик, 2003.
9. Философский словарь. Под ред. М. М. Розенталя. - Издание третье. М.: Изд. политической литературы, 1972.
10. Лунный А. Н. Мутации и новые гены. Можно ли утверждать, что они служат материалом макроэволюции? ХIII Международные Рождественские образовательные чтения. Православное осмысление творения мира. - М.: Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, Миссионерско-Просветительский Центр «ШЕСТОДНЕВЪ», 2005.
11. Российский энциклопедический словарь. [Электронный ресурс].
12. Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих. [Электронный ресурс].
13. Симеон (Гаврильчик), иер. О домостроительстве нашего спасения: Учение о человеческой природе Христа в творениях отцов православной Церкви // Святоотеческая христология и антропология: сб. ст. - Вып. 1. - Пермь: Панагия, 2002.
14. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. - Издание седьмое, переработанное и дополненное. М.: Республика, 2001.
15. Добросельский Пётр. Ст. «Виновны ли потомки Адама и Евы в первородном грехе. Об отношении рода человеческого к грехопадению прародителей в православной антропологии». Сайт ИАС РНЛ. [Электронный ресурс].
16. Добросельский П. В. Супружеские отношения и грань греха (брак, семья, супружеская близость) - 2-е изд, испр. и доп. - М.: Оранта, 2012 (2013). - 464 с. - (Христианская антропология и современность. Вып. 1).
17. Систематический свод учения св. отцов Церкви о душе человеческой / сост. прот. Стефан Кашменский // Святоотеческая христология и антропология: сб. ст. - Пермь: Панагия, 2002. - №3.
[1] См., напр., 15. Гл. 1: Ведение.
[2] Последствия грехопадения, как известно, также разделяются на укоризненные (неестественные, греховные) страсти - чревоугодие, тщеславие, гордость и т. д. и безукоризненные (естественные, беспорочные, не греховные) страсти, или немощи естества - смертность, голод, жажда, страдания, болезни, утомление и т. д.
«Укоризненными страстями принято называть "движение души вопреки природе" (св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. С.-Пб., 1894, Кн. 3. Гл. ХII, ХХ). Свт. Григорий Нисский называет их "болезнью воли" (свт. Григорий Нисский. Против Евномия VI // Творения. М., 1864. Ч. VI // Творения. С. 49). В этих страстях, как подчеркивает С. Л. Зарин, "и выражается фактически отпадение человека от живого союза с Богом, вследствие получившего преобладание в его жизнедеятельности начала греховного себялюбия, эгоизма (Зарин С. Л. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996. С. 235)"» (13: 111, 124).
Св. Иоанн Дамаскин о беспорочных страстях говорит: «Естественные же и беспорочные страсти суть не находящиеся в нашей власти, которые вошли в человеческую жизнь вследствие осуждения, произошедшего из-за преступления, как например, голод, жажда, утомление, труд, слеза, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, от которой происходит пот, капли крови; происходящая вследствие немощи естества помощь со стороны Ангелов и подобное, что по природе присуще всем людям» (5: 257).
При этом, как отмечает иеромонах Симеон Гаврильчик: «совершенно очевидно, что первозданный человек, у которого тело находилось в согласном подчинении душе, а душа - духу и все силы души были устремлены к Богу*, не имел ни укоризненных страстей, ни безукоризненных ... после грехопадения природе человека уже присущи как укоризненные, так и безукоризненные страсти, страстное рождение**» (13: 111, 112, 114).
* «Свт. Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке. С.-Пб., 1995. С. 29. Наиболее полно состояние человека до грехопадения раскрыто прп. Макарием Великим, Григорием Синаитом и свт. Игнатием (Брянчаниновым). См. также: Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека // Творения. М., 1861.4.1. С. 131-133» (13: 124).
** П. Д: «Такое состояние человека отцы Церкви именовали духовной смертью, за которой вполне закономерно следовала смерть тела, то есть разделение души с телом (Прп. Симеон Новый Богослов, свт. Григорий Палама. Послание к инокине Ксении. Свт. Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти)» (13: 125, 126).
[3] Под искусственным зарождением понимаются:
- беспохотливое семенное оплодотворение (искусственное изъятие терапевтическим или хирургическим путем мужской половой клетки - сперматозоида, искусственное или естественное соединение его с женской половой клеткой - яйцеклеткой с последующим искусственным или естественным выращиванием человеческого зародыша);
- беспохотливоебессеменное зарождение (клонирование).
[4] Пояснение: «Клон (от греч. klōn - ветвь, отпрыск), совокупность всех потомков одной клетки или одного организма, образующихся путём бесполого размножения и обладающих одинаковым набором генов (генотипом). Примером клона могут быть все сорта плодовых растений - груш, яблонь и др., полученные в результате размножения черенками, отводками, прививками, а также целые растения, выращенные из одной клетки с использованием культуры клеток» (11. См. «Клон»).
«Клони́рование - 1) образование идентичных потомков (клонов) путём бесполого размножения. В результате клонирования появляются популяции клеток или организмов с одинаковым набором генов (генотипом). Клонирование бактерий происходит в ходе простого деления клеток, клонирование растений - в процессе вегетативного размножения (клубнями, корневищами, луковицами, побегами и т. д.). Клонирование используется при решении многих теоретических и практических задач биологии, сельского хозяйства и медицины. Благодаря клонированию, например, удаётся сохранять особенности сортов культурных растений, выращивать целые растения из культивируемых клеток. В 1960-х гг. были разработаны методы, позволяющие клонировать высших животных (лягушка). В 1997 в Великобритании осуществлён первый опыт клонирования млекопитающих (овечка Долли) путём пересадки ядра соматической клетки в лишённую ядра яйцеклетку, культивирования эмбриона и последующей его пересадки в организм приёмной матери (в 1998 Долли дала первое полноценное потомство). Этот эксперимент позволяет предполагать возможность получения животных, которые явились бы точными копиями обладателей ценных для человека признаков (племенные быки, скаковые лошади и др.). Применение методов клонирования к человеку сопряжено с проблемами нравственного порядка. В 1997 ЮНЕСКО приняла Всеобщую декларацию о геноме человека и правах человека, запрещающую его клонирование и предписывающую строгий контроль государства над всеми опытами в этом направлении.
2) В генетической инженерии клонирование - получение множества копий, рекомбинантных (гибридных) молекул ДНК, что позволяет выделять из сложных геномов организмов необходимое количество нужных генов» (6. См. «Клони́рование»).
[5]http://ruskline.ru/analitika/2017/06/12/klonirovanie_i_pervorodnyj_greh/ - _ednref5 Отношение Русской Православной Церкви к вопросам клонирования (получения генетических копий) выражено в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», выдержки из которых приведены ниже.
«Человек не вправе претендовать на роль творца себе подобных существ или подбирать для них генетические прототипы, определяя их личностные характеристики по своему усмотрению. Замысел клонирования является несомненным вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божию, неотъемлемой частью которого являются свобода и уникальность личности. "Тиражирование" людей с заданными параметрами может представляться желательным лишь для приверженцев тоталитарных идеологий...
Вместе с тем клонирование изолированных клеток и тканей организма не является посягательством на достоинства личности и в ряде случаев оказывается полезным в биологической и медицинской практике» («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Гл. ХII. Проблемы биоэтики. Разд. ХII.6) (цит. по 1: 357, 358).
[6] «... Было показано, что именно дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК), локализованная в хромосомах, является химической основой специфичности гена, что именно здесь "записана" наследственная (генетическая) информация, в соответствии с которой осуществляется молекулярный синтез и, в конечном счете, самовоспроизведение клетки и живой природы в целом» (14: 117).
«Очевидно, что загадка индивидуального развития от оплодотворенного яйца до особи заключается в особенностях генетически запрограммированной смены списывания информации с разных комплексов генов» (9: 80).
«Генетическая информация в клетке всех организмов заложена в нуклеиновых кислотах, точнее (за исключением некоторых РНК-содержащих вирусов), она заложена в последовательности ДНК. Эта последовательность нуклеотидов состоит из кодирующих генов и некодирующих участков ДНК, причем такие некодирующие участки в ряде случаев обеспечивают воспроизведение генов, считывание с них информации и т. п.» (10: 176).
[7] По вопросу души человеческой, или души разумной отцы Церкви сходятся во мнении о трех её главных (основных) силах*, называемых словесно - разумной (словесной, умственной, мыслительной), раздражительной (чувственной) и вожделевательной (пожелательной, желательной, страстной), или умом, сердцем и волей. «На эти три силы и указывают святые отцы Церкви и эти именно силы признают главными в нашей душе. "В душе нашей, - утверждает св. Григорий Нисский, - усматриваются по первоначальному разделению три силы: сила ума, сила вожделения и сила раздражения". Такое учение о трех силах души нашей мы находим в творении святых отцов Церкви почти всех веков» (17: 13).
* Четвертая сила души - жизненная сила (растительно-животное питание тела), дающая жизнь телу и обеспечивающая все его жизненные процессы, включая питание и размножение, «проявляется чувственно и совершенно бессознательно, а потому не входит в учение о душе, то остается в учении о душе нашей рассматривать следующие силы ее: словесно - разумную, раздражительную и вожделевательную» (17: 12, 13).