ВОПРОСЫ БРАКА И СЕМЬИ В ХРИСТИАНСТВЕ
ЧАСТЬ 1
В настоящей статье, в кратком виде приведены основные сведения, касающиеся наиболее актуальных и острых вопросов по теме: «Вопросы брака и семьи в христианстве» (т. е. вопросов, вызывающих, как правило, повышенный интерес, и характеризующихся различными мнениями в понимании ответов на них). Более подробную информацию по данной теме можно найти в книге: «Добросельский П.В. Супружеские отношения и грань греха (брак, семья, супружеская близость) — 2-е (3–е) изд, испр. и доп. — М.: Оранта, 2012 (2013). — 464 с. — (Христианская антропология и современность. Вып. 1)».
1. Каковы основные цели брака https://econet.ru/blogs/tagged?tag=%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%B8+%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B0 ?
В христианском браке, в отличие от иудейского, можно выделить три стороны: религиозную, нравственную и физическую (10: 101) и три цели (представлены в порядке их значимости):
● взаимное содействие в целях спасения, гармоничного течения земной жизни и нравственного совершенствования; любовь и духовное восполнение одной личности другою;
● «предохранение от распутства и сохранение целомудрия» («погашение естественного пламени», «врачевство против беспорядочных влечений чувственности»);
● рождение детей и их воспитание.
При этом «погашение естественного пламени» является одной из целей брака, которая может быть и не связанна с деторождением. Кроме того, данная цель, по мнению свт. Иоанна Златоуста, имеет большее значение (бóльшую важность) в браке, чем деторождение https://econet.ru/blogs/tagged?tag=%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (см. об этом подробнее в ответах на вопросы 4, 5).
2. Будут ли передаваться клонам, зарождаемым вне похоти и семени, последствия первородного греха?
Если клонирование людей станет реальностью, то на клонов, также, как и на всех людей, будут передаваться все последствия первородного греха, в соответствии со словами апостола Павла: Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков... преступлением одного всем человекам осуждение (Рим. 5: 12, 18).
Мужское семя и сопровождающее его чувство, называемое иногда «чувственной похотью», не являются необходимыми элементами для объяснения передачи указанных последствий. Так, при клонировании, то есть зарождении без семени и похоти (впрочем, как и, вообще, при любом виде зарождения из плоти) эта передача происходит по общему закону преемственности, полагающему акт рождения как создание из себя подобного себе по роду, виду и индивидуальным качествам. При этом непосредственный переход последствий физического характера (то есть переход последствий первородного греха телу ребенка) происходит на генетическом уровне. Иными словами, при помощи генов, содержащихся в клетках тела и несущих в себе информацию о развитии зарожденного плода (см. об этом подробнее в 1: 392-403).
Механизм же перехода духовных качеств (механизм духовной наследственности) нам не известен, так же как неизвестен и конкретный механизм образования собственно души. Прот. Николай Малиновский говорит: «Образ происхождения человеческих душ составляет тайну, относительно которой возможны лишь только предположения...» (2: 337. Кн. 1). Однако, результаты действия этого механизма достаточно очевидны, широко известны, рассмотрены в различных работах (см. об этом подробнее, например, в 1: 328-391) и даже нашли свое отражение в известной русской поговорке: «Яблоко от яблони недалеко падает».
3. Является ли естественное зачатие порочным и греховны ли чувства физического (полового) влечения и удовлетворения?
§1. Известное негативное отношение к естественному способу зачатия (называемому «унизительным зачатием», «зачатием в грехе» и т. п.) и особенно к чувству, сопровождающему акт зачатия и называемому «чувственной похотью», обусловлено тем, что именно мужское семя и это чувство ошибочно принимались за источник (основание, причину) наследственной греховности, за корень греха и сам грех.
С появлением возможности искусственного зарождения (искусственного оплодотворения и клонирования), то есть зарождения вне похоти и семени такое мнение необходимо пересмотреть. Это обусловлено тем, что в противном случае будет необходимо признать отсутствие последствий первородного греха при клонировании, являющимся беспохотливым и бессменным способом зарождения. А это, в свою очередь, противоречит словам святого апостола Павла о всеобщности распространения последствий первородного греха (Рим. 5: 12, 18).
§2. Естественное зачатие, а также чувства физического влечения и удовлетворения, в законном (освященном Церковью), браке не являются, сами по себе, ни порочными, ни греховными, ни постыдными. Это обусловлено следующими факторами:
● размножение благословлено Богом (Быт. 1: 28; 9: 1, 7), причем дважды Бог благословил людей размножаться уже после грехопадения прародителей в раю (Быт. 9: 1, 7). В связи с этим, как очевидно, выполнение заповеди Божией не может являться личным грехом, то есть нарушением заповеди. Поэтому, как очевидно, выполнение заповеди Божией не может являться грехом, то есть нарушением заповеди (закона);
● в Библии ничего не говорится о нечистоте или греховности собственно данных чувств в законном браке. Кроме того, в некоторых местах Священного Писания воспевается искреннее чувство любовных ожиданий и влечений (Песн. 1: 1; 4: 7, 10; 7: 2-11), что обуславливает их непорочность и негреховность;
● в наставлениях и советах апостола Павла и свт. Иоанна Златоуста, касающихся супружеской жизни, по сути дела, говорится о супружеском удовлетворении природного (полового) инстинкта (для избежания «разжигания» страстей, толкающих на незаконное сожительство, являющееся большим грехом), а, следовательно, и о негреховности чувства физического удовлетворения в законном браке. Апостол Павел, в частности, пишет: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно...» (Евр. 13: 4). В Великом Каноне святого Андрея Критского также говорится о негреховности брака и супружеского ложа (Песнь 9. Читается во вторник первой седмицы Великого Поста). Одно из постановлений Гангрского поместного собора запрещает порицать благочестивую жену, имеющую со своим мужем физическую близость (Правило 1) (см. также ответы на вопросы 4, 5);
● целомудрием брака и супружеских отношений. Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Для того ты (жена) и имеешь мужа, для того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие». Амвросий Медиоланский говорит, что одной из форм добродетели целомудрия является целомудрие супругов (О вдовах). По словам митр. Сурожского Антония: «...целомудрие не в воздержании, не в отрицании плоти, а в том, чтобы в своей плоти увидеть святость и поделиться этой святыней с другим человеком» (3: 510);
● положительным отношением Православной Церкви к браку, в целом и супружеской близости, в частности: «Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, "единомыслие душ и телес" супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания...» (4);
● в некоторых стихах Книги Притчей Соломоновых прямо говорится о супружеских услаждениях без упоминания об их греховности. Другим примером поэтического воспевания любви является Книга Песни Песней Соломона, в которой приводится весьма обстоятельное и поэтичное описание любовных чувств, ожиданий, мечтаний и услаждений, например: «Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина» (Песн. 1: 1). Несмотря на аллегорический смысл стихов этой Книги, само их приведение в канонической части Священного Писания в виде гимна любви, то есть в положительном, а не в отрицательном смысле, говорит именно об отсутствие греховности в собственно любовных услаждениях. Однако это не следует путать с сексуальной распущенностью!;
● продолжение жизни рода, так же, как и продолжение жизни индивидуума, являются одними из основных свойств, заложенных в человеке на уровне инстинктов (инстинкта продолжения рода и инстинкта самосохранения). «Оба эти инстинкты вложены Творцом в телесную природу всякого живого существа, с вполне понятной и разумной целью - дабы это живое существо не погибло и не уничтожилось бы бесследно» - говорит прот. Серафим Слободской (5: 98). Поэтому вполне естественны и не греховны по своей сути и действия, направленные на указанное продолжение жизни (соответственно физическую близость и, например, питание), а также сопровождающие их чувства удовольствия, в частности, чувства физического влечения и удовлетворения.
§3. Отметим для сведения, что:
● Католическая Церковь также положительно рассматривает естественное зачатие, сопровождаемое семенем и чувствами физического влечения и удовлетворения, и считает супружескую близость целомудренной (негреховной) (6: 532, 538, 539);
● В другой монотеистической и авраамической религии - Иудаизме, тоже говорится, что «сексуальные отношения между супругами сами по себе не могут быть греховны...» (цит. по 3: 502, со ссылкой на: Вавилонский Талмут. Кетубот, 616 - 626);
● В Исламе, также являющимся одной из монотеистических и авраамических религий, о супружеской близости, в частности, сказано: «Ваши жёны - нива для вас, где вы культивируете ваш посев потомства. Они - ваше поле, где вы культивируете свои чувства и любовь, направленные на достижение цели, ожидая удовольствия и удовлетворения. Ходите на вашу ниву, когда пожелаете, но предварительно делайте что-либо благое и для душ ваших. Вам разрешается иметь нормальные половые сношения с женщинами, как повелел Аллах. Знайте, что вы встретите Его и будете перед Ним отвечать. Обрадуй верующих великой наградой от Аллаха, если они повинуются Ему» (Коран 2: 187, 222, 223) (7).
§4. Вместе с этим, в Библии имеются строгие запреты на блуд и прелюбодеяние (физическое и мысленное) (Втор. 5: 18, 21; Мф. 5: 28) [1] и предупреждения о строгих наказаниях за эти грехи (см., например, Ос. 2: 4, 5; Прем. 3: 16; Прем. 4: 3-6; Сир. 23: 34; 1 Кор. 6: 9). По законам Ветхого Завета за грех прелюбодеяния полагалась смертная казнь (Лев. 20: 10). Хотя брак и дан (в частности) «для погашения естественного пламени», то есть является как бы лекарством (врачевством) от блуда [2], интимные отношения супругов не должны при этом становиться разнузданными [3]. Ведь, как и яд, в определенных количествах становится лекарством, так и чрезмерное употребление лекарств может сделать их ядом. Подобное и в действиях человека: не является греховной, сама по себе, супружеская близость в законном браке. Греховной она становится от чрезмерности. Иными словами, греховной ее делает злоупотребление, а не ее сущность. Так, например, и процесс питания, не являющийся греховным по своей сути, также можно превратить (из-за чрезмерности) в грех - чревоугодие.
Иными словами, физическая близость супругов не должна превращаться в специальную и единственную цель брака, или становится самоцелью. Действительно, если в контексте брака оставить только чувство физического (полового) удовлетворения, то есть превратить интимную близость в самоцель (в самостоятельный источник получения удовольствий), то такая близость будет уже греховной.
Это обусловлено тем, что основной целью брака является помощь друг другу в спасении.
Кроме того, одной из основных целей является и деторождение. Супружеская же близость здесь выполняет роль средства или лекарства, помогающего избежать тяжкого греха - прелюбодеяния.
Таким образом, определяя грани (границы) дозволенного (негреховного) в отношение супружеской близости, необходимо избегать чрезмерности, как со стороны воздержания (чтобы не впасть в грех мысленного или физического прелюбодейства), так и со стороны излишеств (чтобы не впасть в разнузданность [4].
Апостол Павел учит: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа ... Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим ... Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7: 2, 5, 9).
Свт. Иоанн Златоуст наставляет: «Две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно, и чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей - целомудрие...» (цит. по 10: 100, со ссылкой на: Беседа на слова: "блудодеяния ради"... (1 Кор. 7: 2), с. 209, т. III, кн. I); «Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени. Свидетель этому Павел, который говорит: Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену (1 Кор. 7: 2). Не сказал: для деторождения. И затем собираться вкупе (ст. 5) повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для чего? Да не искушает, говорит, вас сатана. И продолжая речь, не сказал: если желают иметь детей, а что? Аще ли не удержатся, да посягают (ст. 9). В начале брак имел, как я сказал, две вышеупомянутыя цели (целомудрие и деторождение - П.Д.), но впоследствии, когда наполнились и земля, и море, и вся вселенная, осталось одно только его назначение - искоренение невоздержания и распутства; ибо для людей, которые и теперь еще предаются этим страстям, хотят вести жизнь свиней и растлеваться в непотребных убежищах, брак не мало полезен, освобождая их от нечистоты и такой потребности и сохраняя их в святости и честности» (11, ч. 1, п. 19). Кроме того, свтт. Иоанн Златоуст и Тихон Задонский рекомендуют с осмотрительностью относится к своему воздержанию и соблюдать при этом меру (9: 647; 12: 177).
Таким образом, цель «погашение естественного пламени» или «предохранение от распутства и сохранение целомудрия» имеет бóльшее значение (бóльшую важность) в браке, чем деторождение. Эта важная мысль подчеркивается святителем и в других его высказываниях, например: «Пусть же лучше он (муж - П.Д.) спит с тобою, чем с блудницей. Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницею запрещено. Если с тобою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницею, тогда ты погубила собственное тело ... Для того ты (жена) и имеешь мужа, для того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие» (9: 647).
Действительно, поскольку «спят с блудницей» не для рождения детей, а для незаконного (греховного) удовлетворения плотской (половой) страсти, то слова свт. Иоанна Златоуста «пусть же лучше он (муж - П.Д.) спит с тобою, чем с блудницей», по-видимому, можно воспринимать, как совет супружеской близости для «погашения естественного пламени», даже без цели зачатия ребенка, чтобы не впасть в грех прелюбодеяния. При этом св. отец говорит, что в данной супружеской близости нет никакой вины, ибо: «сожитие с тобою (женой - П.Д.) не запрещено, а сожитие с блудницею запрещено. Если с тобою он будет спать, нет никакой вины...».
Кроме того, по мысли свт. Иоанна Златоуста «главнейшая из этих двух целей (целомудрия и деторождение - П.Д.) - целомудрие» (цит. по 6: 100, со ссылкой на: Беседа на слова: "блудодеяния ради"... (1 Кор. 7: 2), с. 209, т. III, кн. I). Таким образом, целомудрие в браке святитель ставит выше деторождения, причем понимает под ним отсутствие прелюбодеяния в мыслях и действиях («для того ты (жена) и имеешь мужа, для того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие»).
Для пояснения большей важности цели «погашения естественного пламени», чем цели деторождения, отметим, что основной (стратегической) целью земной жизни христианина является, как уже говорилось выше, спасение, то есть достижение Царства Небесного или вечное блаженство в соединении с Богом.
Поэтому все действия человека, весь образ его жизни и должны быть направлены именно на достижение этой цели и основной целью брака должна, соответственно, являться взаимная помощь супругов в деле спасения. Свт. Иоанн Златоуст приводит три образа жизни и их соотношение между собой в деле спасения: «девство, брак, блуд. Брак - в середине, блуд - внизу, девство - вверху. Девство увенчивается, брак соразмерно похваляется, блуд осуждается и наказывается» (9: 647). Поскольку в миру возможность супружеской близости является, как уже говорилось, своеобразным лекарством для избежания как блуда (до брака), так и прелюбодеяния (в браке) - этих ядов для духовного и физического состояния человека, преград на пути его спасения и причин погибели, то физическая близость супругов (как врачевство, истребляющее блуд и служащее для обуздания беспорядочных влечений человеческой природы) является более значимым аспектом в браке, чем деторождение.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что в отдельных случаях, временная супружеская близость без цели зачатия, используемая для осознанного «погашения естественного пламени»[5], не нарушает какие-либо библейские или официальные запреты Русской Православной Церкви, если при этом:
а) отсутствуют эгоистические побуждения;
б) в браке реализуются все его цели (при физической способности супругов к деторождению);
в) не используются абортивные средства.
Отметим, что данный вывод не следует рассматривать как основание для повсеместного (а не исключительного!) использования средств контрацепции, а также использования этих средств с целью эгоистического (полного) отказа от рождения детей. Кроме того, в соответствии с «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви», конкретные «решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника».
5. В ЧЁМ ОТЛИЧИЕ ХРИСТИАНСКОГО БРАКА ОТ ИУДЕЙСКОГО?
М. Григоревский, в книге, посвященной анализу учения свт. Иоанна Златоуста о браке, говорит:
«Главною целью христианского брака является не рождение детей, как в вне-христианском браке, но внутреннее духовное восполнение одной личности другою, взаимное содействие в целях гармонического течения земной жизни и нравственного совершенствования. Чадорождение - второстепенная цель брачного союза» (10: 80).
Прот. Иоанн Мейендорф приводит следующие отличия христианского понимания брака от иудейского: «Ветхозаветное иудейское мышление видело сущность и цель брака в воспроизводстве рода. Продолжение рода было самым очевидным и совершенно необходимым знаком Божьего благословения ... В Новом Завете понимание брака претерпело коренные изменения. Различия тем более явственны, что в Новом Завете использованы категории ветхозаветного мышления для того, чтобы наполнить их новым содержанием. Так, например, нигде в Евангелии не упоминается о том, что деторождение является оправданием брака. Само по себе деторождение является средством спасения лишь тогда, когда оно сопровождается "верой, любовью и святостью" (1 Тим. 2: 15) ... Новый Завет создал новое понятие о браке и основывается это новое представление на "благой вести" о Воскресении, принесенной Христом. Христианин призывается уже в этом мире воспринять новую жизнь, стать гражданином Царства, а идти по этому пути он может в браке. В таком случае брак перестает быть простым удовлетворением временных природных потребностей и гарантией иллюзорного выживания через потомство. Это - единственный в своем роде союз двух существ в любви; двух существ, которые поднимаются над своей человеческой природой и становятся едиными не только "друг с другом", но и "во Христе"» (14. Гл. «Иудаизм и Новый Завет»).
Прот. Владислав Цыпин отмечает особенности ветхозаветного брака: «У ветхозаветных евреев религиозным основанием брака почиталась заповедь Божия: "Плодитель и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею" (Быт. 1: 28)". Чадородие рассматривалось как основная ценность брака. Поэтому допускался полигамный брак (Втор. 21: 15; Суд. 8: 30; 1 Цар. 1: 2 и др.), при этом число жен ограничивалось только имущественным положением мужа. В полигамном браке состояли и святые праотцы: Авраам и Иаков, цари Давид и Соломон. Законом Моисея не запрещалось и наложничество (Втор. 21: 10-14; Суд. 19: 2 и др.)» (13: 149).
Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Предоставляя физической стороне нормальный исход в рождении детей, брак в то же время служит и средством к сохранению целомудрия и обуздания беспорядочных влечений человеческой природы. "Две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно, и чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей - целомудрие... Особенно теперь, когда вся вселенная наполнилась нашим родом. Вначале желательно было иметь детей, чтобы каждому оставить память и остаток после своей жизни. Когда еще не было надежды на воскресение..., Бог давал утешение в детях, чтобы оставались одушевленные образы отшедших ... Когда же, наконец, воскресение стало при дверях, и нет никакого страха смети... то и забота о том сделалась излишнею» (цит. по 10: 100, со ссылкой на: Беседа на слова: "блудодеяния ради"... (1 Кор. 7: 2), с. 209, т. III, кн. I).
Кроме того, в новозаветном понимании брака, в отличие от ветхозаветного, выделяют три его стороны и три цели (см. об этом подробнее в ответе на вопрос 1).
ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Добросельский П. В. Супружеские отношения и грань греха (брак, семья, супружеская близость) - 2 (3) - е изд, испр. и доп. - М.: Оранта, 2012 (2013). - 464 с. - (Христианская антропология и современность. Вып. 1).
2. Малиновский Н., прот. Очерк православного богословия. - М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003. Репринтное издание по: Очеркъправославнаго богословия. Протоiерея Н. Малиновскаго. Изданiе второе. СегiевПосадъ. Типографiя Св.-Тр. Сегiевой Лавры. 1911 (Кн. 1), 1912 (Кн. 2).
3. Митрополит Сурожский Антоний. Труды. - М.: «Практика», 2002.
4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, принятые Архиерейским Собором РПЦ в 2000 г. Гл. Х. Вопросы личной, семейной и общественной деятельности. Разд. Х.6. Добродетель целомудрия.
5. Закон Божий. Составил прот. Серафим Слободской. - Нижний Новгород: Братство во имя св. князя Александра Невского, 2003.
6. Катехизис Католической Церкви. - М.: «Рудомино», 1996.
7. Перевод-тафсир Корана «аль-мунтахаб фи тафсир аль-Куран аль-Карим (Аль-азхар).
8. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, 2-е изд. Т. 3: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт - Петербургской Духовной Академии, 1897.
9. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, 2-е изд. Т. 5: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт - Петербургской Духовной Академии, 1899.
10. Григоревский М. Учение святителя Иоанна Златоуста о браке. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра: 2000. Репринтное издание по: «Григоревский М. Учение св. Иоанна Златоуста о браке. Архангельск. Типо-Лит. Насл. Д. Горяйнова, 1902»
11. Полное собрание сочинений Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. Том первый, книга первая. Книга о девстве.
12. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. - М.: Самшит-издат, 2003.
13. Православная Энциклопедия. Т. VI. Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».
14. Иоанн Мейендорф, прот. Брак в православии.
[1] См. также, например, Прит. 6: 32, 33; 1 Кор. 6: 16, 18, 19.
[2] «...Брак есть врачевство, истребляющее блуд...» (свт. Иоанн Златоуст) (8: 205).
[3] «Брак установлен... не для того, чтобы предавались блудодеянию, но чтобы были целомудренными» (свт. Иоанн Златоуст) (8: 205).
[4] «Итак, соблюдай меру в своем воздержании, смотря по тому, насколько ты можешь обуздать немощь своей плоти. Не стремись превзойти эту меру, чтобы не ниспасть ниже всякой меры» (свт. Иоанн Златоуст) (9: 647).
[5] Под осознанным «погашением естественного пламени» понимается такая супружеская близость, целью которой является не поиск и получение супругами дополнительных и особых сексуальных услаждений, а сознательное использование супругами данной близости, чтобы, по крайней мере, один из них, не впал в блудное искушение (мысленное и/или физическое), являющееся тяжким (смертным) грехом.