П. В. Добросельский
РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ: НЕЧЕСТИВЫЕ БЛАГОДЕНСТВУЮТ, А ПРАВЕДНЫЕ СТРАДАЮТ
§1. Из некоторых стихов Библии следует, что праведные люди и их дети должны благоденствовать, а нечестивые — подвергаться в несчастье, например:
«Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих...» (Втор. 30: 19-20);
«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Ис. Нав. 1: 8);
«Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие» (Прит. 21:12);
«...надеющийся на Господа будет благоденствовать» (Прит. 28:25).
При этом Авраам вопрошал Бога: «не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт. 18:25).
§2. Однако в других стихах Библии сказано по-иному, например:
«Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились» (Пс. 11:9);
«я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их ... И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство» (Пс. 72:3,4,12);
«Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?» (Пс. 93:3);
«Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это — суета!» (Еккл. 8:14);
«Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный ... Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его» (Авв. 1:3,4,13).
§3. Приведём некоторые пояснения из Священного Писания:
«Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр. 3:19);
«Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» (Прит. 23:13, 14);
«Пустые споры между людьми .., которые думают, будто благочестие служит для прибытка» (1 Тим. 6:5);
«Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его» (Пс. 10:5).
«Малое у праведника — лучше богатства многих нечестивых» (Пс. 36:16).
«Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит» (Пс. 144:20).
§4. Приведём также отдельные богословские пояснения:
«Грехи судятся … по самому естеству преступлений. Научаемся вместе и тому, что, хотя мы понесем тяжкое наказание за прежние грехи, но, если опять же впадем в те же грехи, потерпим еще большее наказание. И весьма справедливо. Ибо кто не улучшился от первого наказания, тот подвергнется большим мукам, потому что он бесчувствен и нерадив. — Для чего, скажешь, не все так наказываются? Ибо мы видим, что многие порочные пользуются здоровьем и благоденствием. Но то, что они не потерпели здесь ничего, будет поводом к большему наказанию там. На сие-то указывая, Павел говорит: “Будучи судимы от Господа, то есть здесь, наказываемся, чтобы не быть осужденными с миром, то есть там” (1 Кор. 11: 32). Ибо здешние страдания есть вразумления, а тамошние — наказания» (блж. Феофилакт. Толкование на Ин. 5:14).
«Почему добрые люди иногда умирают мучительной смертью, а злые — спокойно? Был пустынник, старец жизни святой. Послушник его в одно время отлучился в город, который был недалеко от их пустыни. В городе хоронили тогда градоначальника, человека злого, порочного. Погребение однако было пышное: гроб был великолепный, покойника провожало все городское духовенство, народу было тьма, всякого звания и состояния. Послушник, посмотрев на погребение и исправив свои нужды, возвратился в свою пустыню, но что же он увидел? Святого его старца растерзал лютый зверь... “Увы! Господи, где же правда? — возопил ученик. — Злой градоначальник умер так славно, погребен так пышно, а мой святой старец...”. Когда оплакал так, взывая к Богу, перед ним предстал Ангел и сказал: “Что ты плачешь о лютой кончине своего учителя и завидуешь славной смерти градоначальника? Тот градоначальник, живя во грехах, однажды сделал дело доброе, и в награду за то славно погребен на земле; но за злые свои дела он понесет наказание: муки вечные ожидают его в будущей жизни. Твой же учитель — старец всю жизнь делал угодное Богу; но как человек раз учинил некоторый малый грех, и за этот-то грех умер такой лютой кончиной. Зато теперь он будет чист от своего греха, и потому несомненно будет в раю”. Так вот почему иногда добрые и честные люди умирают злой и мучительной смертью, а злые и порочные умирают славной и, по-видимому, спокойной кончиной.
Святой Афанасий Александрийский так разрешает это недоумение: «Благочестивые, умирающие горькой смертью, имели какой-нибудь малый грех, от которого такой бедственной смертью разрешились, чтобы удостоиться больших почестей» (см. «Христианск. чтен.», 1842 г., ч. 2, июнь). И потому, когда видите или слышите о лютой смерти праведного и славной кончине порочного, то не смущайтесь, а научайтесь из этого тому, как всегда правдивы неисповедимые суды Божий. У Бога никакое доброе дело не оставляется без награды, и никакое дело худое не оставляется без наказания. В Боге нет лицеприятия; добро и в порочном Бог награждает, а зло и в праведнике, наказывает. Итак, не слишком радуйся, когда тебе в жизни все удается, когда во всем ты успеваешь: быть может, Бог воздаст тебе за свои труды в сей жизни, а для будущей ничего не оставит; все здесь получишь, а там не будет тебе ничего. И особенно бойся своему во всем счастью, когда ты за свое счастье Бога не благодаришь и ближних не делаешь счастливыми. С увеличением твоего счастья непременно надобно тебе умножать благодарение к Богу и прибавлять заботы о счастье других. Счастье бедственно для того, кто не делает счастливыми других. А как нелегко, как трудно при счастье своем помнить о несчастье других! И потому-то еще скажу: не слишком радуйся своему счастью. Не предайся излишней скорби и при несчастье. Всякое несчастье, малое и великое, посылается нам от Бога в наказание за наши грехи, малые и великие. А если Бог наказывает нас чем-нибудь здесь, то это явный знак, что Он хочет нас там помиловать. Тут потерпим временно за грехи, зато там будем покойны, вечны покойны. Аминь» (из поучений прот. Р. Путятина).
«Целью же, имея в виду путь праведности, взятый целиком, от начала и до конца, является Царство. До прихода Христа говорить об этом было ещё рано, но после Его прихода стало ясно: путь каждого праведника завершается именно там, в Царстве. И, следовательно, единственным злом для праведника будет то, что мешает ему идти путём праведности и достичь Царства. В таком случае уверенность гимнографов в том, что Бог сохранит Своих верных от зла, приобретают новый смысл: речь идёт о том, что Бог поможет им до конца пройти избранный ими путь и достичь той цели, которая их ждёт в конце. Те беды и невзгоды, которые ждут их на пути, в таком случае сами по себе злом уже не будут: это, как и все жизненные обстоятельства, лишь своего рода сырьё, исходный материал, который может пойти идущему путём праведности как на пользу, так и во вред (что, конечно же, отнюдь не оправдывает тех, кто стремится затруднить праведнику путь и осложнить ему жизнь). Бог же обещает Своим верным, что Он не оставит их и сделает всё, чтобы они дошли до цели, обретя в конце пути Царство и спасение» (Сайт «Библия-Центр». Мысли вслух на Пс. 120:7. Опубликовано 26.03.2018. Эл. адрес: https://www.bible-center.ru/ru/note/20180326/main).
§5. А вот, что говорит по данному вопросу Сам Господь:
«Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: “что мы говорим против Тебя?” Вы говорите: “тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы”. Но боящиеся Бога говорят друг другу: “внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его”. И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Ясоделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему (выделено — П.Д.)» (Мал. 3: 13-18).