П. В. Добросельский

О ВЫБОРЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ИЛИ О СИНЕРГИИ ДВУХ ВОЛЬ: БОГА И ЧЕЛОВЕКА

 

Человек рождается на свет без своего ведома и уходит из жизни без своего согласия. Таким образом, два величайших для человека события — его рождение и смерть, — происходят с ним принудительно, — без свободного выбора и осознанного добровольного соучастия. Как говорит свт. Игнатий Брянчанинов: «Являюсь в бытие бессознательно, без всякого со стороны моей согласия; увожусь из этой жизни против моей воли, в час неопределенный, непредугаданный. Являюсь и увожусь, как невольник» (5: 6).

Однако сама земная жизнь человека (находящаяся во временнóм интервале между рождением и смертью) протекает уже вполне сознательно и при свободе духовного выбора (за исключением младенческого возраста). Другими словами, — с участием сердца, ума и воли. Именно поэтому здесь и возможно обоснованно говорить о нравственной оценке выбора жизненного пути и ответственности за него. Ибо, со смертью заканчивается время наших земных деяний («время посева») и начинается время воздаяния за них («время жатвы»). Иисус Христос предупреждает нас: «приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16: 27). Св. апостол Павел учит: «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6: 7, 8).

Иначе говоря, что будет ожидать человека в вечности — зависит от его собственного выбора, от его земной жизни. Бог, как создатель всего предоставил прародителям две дороги (два жизненных пути). Одна из них вела к бессмертию, как следствию постоянного укрепления прародителей в праведности. Другая — вела к смерти духовной и физической, как следствию нарушения воли Божьей. Каждый человек, в соответствии со свободой, данной ему Богом, сам выбирает свой путь. Ибо Бог «от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его ... Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему (Сир. 15: 14,17). При этом человек был извещен о последствиях своего выбора: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих» (Втор. 30: 19).

Выбор жизненного пути (с учетом свободы нравственного выбора и ответственности за него), приобретает для нас первостепенное и важнейшее значение. И этот вопрос нужно решать уже сейчас, — поскольку от нас сокрыто, когда остановятся часы нашей жизни. Свт. Тихон Задонский пишет: «Видишь, что свеча горит, и далее сгорает. Сей пример подает тебе знать, что и житие наше, пока живем, как свеча горит, а потом и угаснет, — и помнить кончину его, которая неизвестна в какой день и час будет: а потому всегда ожидать ее должно» (1: 354 со ссылкой на: «Творения свт. Тихона. 6-е изд. Т. 2. 1899 г. С. 25»).

И никто из нас не знает, когда Сын Божий опять придет во славе, чтобы судить живых и мертвых (Символ веры). Внезапно придет Судия, и деяния каждого обнаружатся — говорится в утренних молитвах (тропари Троичные). В Новом Завете об этом сказано так: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25: 13); Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (Лк. 12: 40); Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Петр. 3: 10).

Поэтому, нужно постоянно быть угодными Богу, чтобы не погибнуть навеки, как смоковница (Мф. 21: 18, 19). Ведь в аде нельзя найти утех (Сир. 14: 17). Св. апостол Павел призывает: «Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его» (1 Ин. 2: 28).

Отметим, что совокупность последовательно совершившихся и связанных между собой Величайших Евангельских Событий — Воплощения Сына Божьего; Крестных страданий и смерти безгрешного человеческого естества Иисуса Христа; Схождения в ад и выведение оттуда всех праведников; Воскресения — обеспечивает необходимые (но ещё не достаточные) условия (основания) полноты спасения души человека во всех периодах ее существования.

И хотя Бог недалеко от каждого из нас (Деян. 17: 26-28), и хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2: 4), и стоит у дверей души нашей, и стучит (Откр. 3: 20) — Он не дерзает взломать их (В. Н. Лосский) (50: 244). Он только ждет, пока отворят дверь, потому что чтит великий дар, данный Им человеку — свободу нравственного выбора.
И этот выбор, определяющий, что будет ожидать человека в вечности, каждому придётся сделать здесь — в своей земной жизни.

Таким образом, для спасения, — являющегося главной целью земной жизни христианина [1], — ещё нужно, чтобы человек находился в синергии (соработничестве) с Богом, т. е. ещё необходимо деятельное участие и самого человека в своем спасении. Ведь от воли человека зависит многое. И даже благодать, «спасительная для всех человеков» (Тит. 2: 11), может оказаться тщетной, если человек не приложит свои силы, свою волю, к соработничеству с Богом. Ибо «Бог спасает нас не без нас» (свт. Афанасий Великий). Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Бог не принуждает никого. Если Он хочет, а мы не хотим, то спасение наше невозможно, не потому, чтобы хотение Его было бессильно, но потому, что Он принуждать никого не хочет» (цит. по 3: 45). Свт. Григорий Богослов наставляет: «Надобно, чтобы спасение зависело как от нас, так и от Бога ... К преуспеянию моему нужны две доли от великого Бога, именно первая и последняя, также одна доля и от меня» (цит. по 3: 45).

СЕГОДНЯ МЫ ЕЩЕ МОЖЕМ ИЗМЕНИТЬ СЕБЯ, СВОЕ БУДУЩЕЕ И МИР, НО СМОЖЕМ ЛИ ЗАВТРА?!

____________________________________

[1] Главная цель жизни христианина может формулироваться по-разному, например: спасение; обóжение; богоподобие (подобие Божье); святость; богосыновство; вечное блаженство в Царстве Небесном; блаженство в Боге; приобретение небесных сокровищ и наслаждение ими; стяжание Духа Святого; примирение с Богом Отцом; искоренение страстей; исцеление души; чистота сердца и др. Однако все они предполагают по своей сути и в конечном итоге одно и то же — вечное блаженство в соединении с Богом (4: 152).

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского — М.: Самшит – издат, 2003.

2. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Догматическое богословие. — М.: СЭИ; Трибуна. Вып. 1. — 1991. — Религиозно-филисофская серия).

3. Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия. — В 2-х т. — Т. 1. — СПб.,Сатисъ, 2002.

4. Добросельский П.В. Размышления о цели и смысле земной жизни человека. [Текст, составление] — М.: Оранта, 2017. (Христианская антропология и современность. Вып. 2).

5. Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Ставропольский и Кавказский. Жизнь и смерть: Слово о человеке. Слово о смерти. — М.: Издат. Совет РПЦ; ДАРЪ, 2005.