Николай Александрович Бердяев
АФОРИЗМЫ
Журнал "Православная община" № 13-15, 1993
http://pravoslavnaya-obshina.ru/1993/no13-15/article/aforizmy-na-berdjaeva/
«Афоризм есть микрокосм, он отражает макрокосм, в нем — все». Так писал в автобиографической книге «Самопознание» Николай Александрович Бердяев, выдающийся православный философ-богослов[1]. В этом афоризме об афоризме, как в малой капле вод, проявляется столь характерная для Бердяева краткость и яркость мысли и, в то же время, «космичность» (масштаб) в его подходе к любому феномену и ноумену сотворенного Богом мира. Прежде всего поэтому, а не только из-за дефицита книг Бердяева, где-то в конце 70-х годов некоторые его мысли были собраны Я. Кротовым в небольшой самиздатской книжечке «Афоризмы Бердяева (Энциклопедия по Бердяеву)». Публикуя небольшую часть этого сборника, мы полагаемся не только на интерес наших читателей к творчеству Н. А. Бердяева, но в неменьшей степени, и к проблемам, по которым составитель «заставил» его высказаться.
К каждому приведенному здесь афоризму в квадратных скобках даются ссылки на источник и на соответствующую страницу.
А. М. Копировский
Ад — это когда мы Бога проклинаем, а не когда Он нас проклинает, — Бог никогда не проклинает [1, 214].
Ад нужен не для того, чтобы злые получили воздаяние, а для того, чтобы человек не был изнасилован добром [1, 287].
Страшно не то, что Бог сделает со мной. Страшно то, что я сам с собой сделаю [8, 298].
Благодать Христова есть преодоление злой свободы и доброй необходимости [13, 1, 198].
Божия любовь в темной стихии преломляется как Божья ярость [13, 1, 166].
Воля к оригинальности совсем не есть воля к тому, чтобы быть особенным, а к тому, чтобы черпать свое сознание из первоисточника [8, 175].
Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад [6, 55].
Доказательность есть один из соблазнов, которым мы ограждены от истины [3, 82].
Жалость есть разделение богооставленности твари, любовь есть разделение жизни в Боге [8, 155].
Нет ничего более злого, чем стремление осуществить во что бы то ни стало благо [11, 81].
Не только злоба против добра, но и злоба против зла разрушает духовный мир человека [13, 1, 263].
Истина есть освещение тьмы, и потому не может быть истины о тьме бытия [4, 38].
История есть встреча и борьба человека с Богом [9, 212].
Клерикализм есть господство ангельского начала в мире вместо начала человеческого [4, 63].
Личность есть лишь в том случае, если есть Бог [7, 23].
Личность — тайна одного, брак — тайна двух, церковное общество — тайна трех [3, 158].
Необходимость есть падшая свобода [4, 144].
Новый Завет не отменяет Ветхого Завета для ветхого еще человечества [3, 223].
Нравственное сознание началось с Божьего вопроса: «Каин, где брат твой Авель?». Оно кончится другим Божьим вопросом: «Авель, где брат твой Каин?» [8, 297].
Прогресс не есть нарастание добра и отмирание зла, это раскрепощение мировых и человеческих сил для последней борьбы добра и зла [1, 101].
Психоанализ есть психология без души [8, 79].
Революция есть догнивание старого режима. И нет спасения ни в том, что начало гнить, ни в том, что довершило гниение [7, 66].
Для русского человека характерно качание между святостью и свинством [5, 79].
Свобода есть право на неравенство [6, 1525].
Смертная казнь есть насилие, совершаемое государством над Богом [8, 222].
Интересность и значительность человека определяется тем, что в нем есть дырочка, просверленная в бесконечность [8, 162].
Честь есть блюдение в человеке образа и подобия Божьего [4, 256].
Эстетизм есть претензия на рай в грехе [8, 312].
1. Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907.
2. С точки зрения вечности. СПб., 1907.
3. Духовный кризис интеллигенции. СП., 1910.
4. Смысл творчества. М., 1916.
5. Судьба России. М., 1818.
6. О философия неравенства. ИМКА.
7. Новое средневековье. Берлин, 1924.
8. О назначении человека. П. 1931.
9. О рабстве и свободе человека. П., 1939.
10. Русская идея. П., 1946.
11. Царство Духа и царство кесаря. П., 1949.
12. Спасение и творчество. "Путь" № 2, 1926.
13. Философия свободного духа. Т. I, II. П., 1927, 1928.
Наш журнал неоднократно обращался к теме жизни и творчества Н. А. Бердяева, см. например, в 1992 г. № 2, с. 42–53, № 5, с. 65–78.
Больше книг на Golden-Ship.ru