ЖИВА ЛИ ТВОЯ СЕМЬЯ?

(О целомудрии брака и Таинстве венчания)

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II НА МОСКОВСКОМ ЕПАРХИАЛЬНОМ СОБРАНИИ

Первоисточник http://prav-book.ru

Мы должны сознавать, что против нашего народа ведётся хорошо спланированная безкровная война, имеющая целью его уничтожить. В западных странах работает мощная индустрия растления... деятельность которой вызвала небывалый демографический кризис в нашей стране и невиданными темпами приводит к вырождению и вымиранию нашего народа. Мы не видим, чтобы кто-либо, кроме Церкви, всерьёз противостоял этой смертельной угрозе. Это обязывает нас, духовенство, монашествующих, всех верных чад Русской Православной Церкви, бороться за спасение нашего народа, нашей страны, организовать национальное сопротивление действиям, вызывающим нравственную деградацию молодого поколения россиян. Каждый священник должен считать своим священным долгом проповедь безкомпромиссного противостояния нравственному растлению. Мы должны поднять русский народ на борьбу за жизнь своих детей.

Сообщение ОВЦС, 2000 год, 15 декабря

ЖИВА ЛИ ТВОЯ СЕМЬЯ?

(О целомудрии брака и Таинстве венчания)

Общество содействия православному просвещению «ИЗОГРАФЪ» Совместно с издательством «ПАЛОМНИК»

Москва 2007

О ЦЕЛОМУДРИИ БРАКА

Две цели, для которых установлен брак, - чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами. Но главнейшая из этих двух целей - целомудрие.

Святитель Иоанн Златоуст

Целомудрие мы большей частью мыслим в порядке телесных отношений. Но целомудрие появляется намного раньше, чем начнутся какие-нибудь телесные отношения между мужем и женой. Целомудрие заключается в том, чтобы, посмотрев на другого человека, увидеть в нём ту красоту, которую Бог в него вложил, увидеть образ Божий, увидеть такую красоту, которую нельзя замарать, увидеть человека в этой красоте и служить тому, чтобы эта красота всё росла и ничем не была запятнана. Целомудрие заключается в том, чтобы с мудростью хранить цельность своей души и души другого человека. И в этом смысле целомудрие лежит в основе брака, не только душевных отношений, но и телесного взаимного отношения, потому что оно исключает грубость, голод, жажду телесного общения и превращает самое теле-

2

сное общение в благоговейное соединение двух людей, когда соединение тел является как бы завершением той любви, того единства, которое живёт и горит в их сердцах и в жизни. Целомудрие не только совместимо с браком, целомудрие является основой брака, когда два человека могут друг на друга смотреть и видеть взаимную красоту как святыню, которая им доверена и которую они должны не только сохранить, но и довести до полного совершенства. Митрополит Антоний Сурожский

Насколько опустошает человека эта мимолетная преждевременная близость! Неужели ради удовлетворения, или простого любопытства, или следуя моде века либо минутной вспышке страстных чувств, юноша или девушка обкрадывают себя? А потом что? Горькое разочарование, упрёки совести и быстрое полное моральное разложение. Как прекрасно в любой век было и будет сохранить свою телесную чистоту, своё целомудрие, девство и заложить это твердым фундаментом домашней церкви, которой является христианская семья.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Ничто так не украшает юный возраст, как венец целомудрия и то, чтобы вступать в брак чистому от всякого распутства. И жёны будут им любезны, когда душа их наперёд не узнает блуда и не будет растлена, когда юноша будет знать одну ту женщину, с которой он вступил в брак. Тогда и любовь бывает пламеннее, и расположение искреннее. И дружба надёжнее, когда юноши вступают в брак с соблюдением этого... Если же юноша и прежде брака растлился, то и после брака опять будет смотреть на чужих жён и бегать к любовницам...

Венцы полагаются на главах брачующихся в знамение победы, для того, чтобы показать, что они, непобедимые страстью до брака, таковыми приступают и к брачному ложу. А если кто был уловлен сладострастием, отдал себя блудницам, то для чего ему, побеждённому, иметь венец на главе своей?

Святитель Иоанн Златоуст

Надо помнить, надо твёрдо знать, что телесное единство двух любящих друг друга людей - не начало, а полнота и предел их взаимных отношений. Что лишь тогда, когда два человека стали едины сердцем, умом, духом, их единство может вырасти, раскрыться в телесном соединении, которое становится тогда уже не жадным обладанием одного другим, не пассивной отдачей одного другому, а Таинством.

Митрополит Антоний Сурожский

Те, кто вступает в брак чистым, целомудренным, впервые в браке постигает тайну телесного единства, и от этого в душе рождается новое благоговейное отношение к телу другого, которое становится как бы священным и святым. Как показывает жизнь, именно от телесного сближения в браке (в нормальных условиях) расцветает в душе глубокое, светлое и радостное чувство любви друг к другу, нежное поклонение и глубокое чувство неразрывности. Именно здесь, в этой точке, опытно познаётся правда моногамии (единобрачия), вся неправда разводов. Муж и жена могут принадлежать только друг другу - и это встаёт в сознании не только как требование социальной морали, сохраняющей семейный очаг, но и как некая повелительная и глубокая тайна, постигаемая в браке. Половое сближение не только не может быть отделено от других видов единения, но оно само со-

4

здаёт и формирует законченную цельность всех взаимных отношений. Когда между мужем и женой цветёт любовь, она сияет во всём и овладевает всем. Малейшая дисгармония в это время переживается очень болезненно: невнимание, небрежность, равнодушие - даже в самых ничтожных пустяках - вызывает скорбь, тревогу, мучает и обижает. А когда появляются признаки зачатия ребёнка, тогда отношения мужа и жены ещё более укрепляются в любви к будущему дитяти, в благоговейном трепете перед тайной появления нового человека на свет через близость мужа и жены.

Тонкость и чистота взаимной любви не только не стоят вне телесного сближения, но наоборот, им питаются, и нет ничего добрее той глубокой нежности, которая расцветает лишь в браке и смысл которой заключается в живом чувстве взаимного восполнения друг друга. Исчезает чувство своего «я» как отдельного человека, и в больших вещах, во внутреннем мире, и во внешних делах и муж, и жена чувствуют себя лишь частью какого-то общего целого - один без другого не хочет ничего переживать, хочется всё вместе видеть, всё вместе делать, быть во всём всегда вместе. Всякая разлука переживается мучительно, как разрыв в этом целостном единстве. Это вовсе не торжество сентиментальности, иронически представленной Гоголем в образах Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны («Старосветские помещики»). Здоровая нормальная любовь мужа и жены не только не нуждается в эгоистическом отделении от других, но наоборот, создаёт особую чуткость к другим людям. Нежная забота мужа и жены друг о друге невольно и естественно создаёт такую же нежную заботу о других людях: сбросив в семье силу эгоизма, и муж, и жена, каждый сам по себе, становится открытым в своём сердце для всех людей.

Протоиерей Василий Зеньковский

От любви происходит постоянное целомудрие. От целомудрия рождается любовь, а от любви - безчисленное множество благ. Как невозможно, чтобы человек целомудренный презирал свою жену и когда-нибудь пренебрёг ею, так невозможно, чтобы человек развратный и безпутный любил свою жену, хотя бы она была прекраснее всех.

Святитель Иоанн Златоуст

Хорошо обязаться супружеством, только целомудренно, уделяя большую часть Богу, а не плотскому союзу. Святитель Григорий Богослов

Жена обручена мужу для общения в жизни, для рождения детей, а не для нечистоты; для того, чтобы беречь дом, научить мужа быть честным, а не для того, чтобы доставлять ему в себе предмет для нечистых удовольствий.

Часто мы слышим о распадающихся или разрушенных семьях: «Не сошлись характерами» или: «Они были совершенно разными людьми...» Удивляешься - молодые, здоровые, красивые. Разумеется, разные - ведь Бог создал безконечное разнообразие! Но почему же они не сумели сохранить то, что даровано было изначально, почему же единство распалось? Как правило, это бывает следствием принесения естества в жертву сладострастию, когда телесное выступает вперед, а душевное и духовное вовсе затаптывается, как бы его и не существовало.

Протоиерей Артемий Владимиров

Знаем мы, что по наследству передаются детям от родителей не только их физические свойства, но и свойства духовные. Именно благодаря этой наследственности и вос-

сияли миру такие светочи чистоты, добра и любви, как Пресвятая Богородица, Креститель Господень Иоанн... И это заставляет нас призадуматься над нашими обязанностями в отношении не только к Богу, но и к роду человеческому.

Рождение детей есть великое святое дело продолжения рода человеческого; и должно быть чистой, святой задачей брака не телесное услаждение, в которое часто вырождается человеческий брак, а великое святое дело рождения детей и воспитания их так, чтобы они были чистыми. Сознание этой великой ответственности при рождении детей должно полагать на всех нас обязанность быть достойными того, чтобы рождать детей; должно внедрить в нас чувство ответственности, если потомство наше будет дурным или хотя бы ничтожным. Ответственны будем за это, ибо по наследству передаём наши душевные свойства. И велика обязанность всех родителей - всегда помнить об этом, всегда побеждать свои пороки и страсти, всегда каяться пред Богом в грехах своих, всегда очищать сердце своё, чтобы чистоту сердца передать детям.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

БРАК И ТАИНСТВО ВЕНЧАНИЯ

Вначале уместно вспомнить замечательное изречение: «Браки совершаются на небесах». Здесь кратко и благодатно выражена вера в то, что задуманное Богом соединение двух людей в браке не может быть плодом страстей. Оно должно иметь и имеет своё сущностное, бытийное содержание, выходящее за рамки моральных, нравственных, социологических, юридических проблем. Брак не может быть понят и как естественное удовлетворение физиологических или душевных потребностей человека. Православное учение о браке утверждает, что настоящий православный брак есть Таинство, то есть событие духовное, принадлежащее к духовной реальности, к духовному бытию.

Протоиерей Владимир Воробьёв

Брак является Таинством уже потому, что он превышает границы нашего разума, ибо в нём два становятся одним. Святитель Иоанн Златоуст

Один из отцов Церкви в древности сказал, что мир не может существовать без Таинств, то есть без того, чтобы

какие-то состояния, какие-то взаимоотношения не были бы сверхземными, небесными, чудесными. И, продолжает он, брак как единство двоих в разрозненном мире является таким Таинством, чудом, превосходящим все естественные взаимные отношения, все естественные состояния. Митрополит Антоний Сурожский

И первые христиане, и церковное сознание нашего времени не мыслят брак без того особого действия Церкви, которое называется Таинством, имеющим чудотворную, благодатную силу, дающую человеку дар нового бытия.

Протоиерей Владимир Воробьёв

Неосвящённый брак беззащитен. Без благодатного покрова Божия домашний очаг доступен и тлетворным внешним ветрам, и внутренней порче. К сердцам супругов, не охраняемых благодатью, присоединяются демонские внушения: ревность, гнев, раздражение, уныние, скука - чувства, разрушающие любовь. Извне вторгаются нечистые впечатления и соблазны, чужая злоба и зависть: мир, лежащий во зле, стремится растоптать любовь. Подвиг честного брака - от юности до кончины пронести взаимную любовь в чистоте и умножающейся красоте - возможен только в лоне всемогущей Божественной любви.

Митрополит Владимир (Иким)

Союз супружеский, а отсюда и семейная жизнь, установлены и освящены Самим Господом Богом ещё в раю. И сотворил Бог человека, - сказано в Священном Писании, - по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их, И благословил их Бог, и сказал им

Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт., 1,27-28). Когда пришёл на землю Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, то и Он подтвердил закон супружест-

ва, повторив слова, которые сказал Бог в раю, когда создал жену первому человеку и установил закон супружества: Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к

жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт., 2, 24). Чтобы

дать людям понять, как достоин почтения союз брачный,

Он сам благоволил быть с Пречистой Матерью Своей и учениками на браке в Кане Галилейской. Но, будучи установлен Богом ещё в раю, подтверждённый Христом Спасителем, брачный союз получил в Христовой Церкви ещё особенное, высшее освящение, как то объяснили святые апостолы. Так, святой Павел, повторив слова Спасителя о брачном союзе, что в нём двое - муж и жена - будут одна плоть, прибавляет: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф., 5, 32). Заметьте, тайна сия велика! - учит Слово Божие. Вот почему брак и почитается Таинством в ряду семи Святых Таинств, установленных в Церкви. Священник Александр Рождественский

В законоположениях и действиях Церкви новозаветная семья составляет предмет особого попечения: на жениха и невесту при первом изъявлении взаимного их согласия особым молитвословием призывается Божие благословение. Совершение брака составляет Таинство, в котором запечатлевается обет вечной верности и освящается супружеский союз; дети с самой минуты появления на свет на всё время воспитания поставляются под покровительство и руководство Церкви.

Архиепископ Амвросий (Ключарёв)

Таинство брака, совершающееся в обществе христиан, - не религиозная форма «регистрации», а глубокий, поучительный способ, которым Церковь хочет нам открыть, что такое любовь и как глубоки человеческие отношения. В этом смысле всякое христианское богослужение, с одной стороны, являет-

ся лирическим, личным выражением человеческих чувств, но, с другой стороны, имеет и символическое значение.

Митрополит Антоний Сурожский

Брак не есть договор, он есть Таинство, дар любви, неразрушимый, Божественный. Этот дар нужно хранить и возгревать. Но он может быть утерян. Это не юридическая категория и не юридический акт. Это категория духовная, событие духовной жизни.

Протоиерей Владимир Воробьёв

Брак есть Таинство, в котором, при свободном обещании женихом и невестой их взаимной супружеской верности перед священником и Церковью, благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью, испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

Святитель Филарет Московский

Необходимо призвать священников и молитвами и благословениями утвердить супругов в совместной жизни, чтобы и любовь жениха усилилась, и целомудрие невесты укрепилось, чтобы всё способствовало водворению добродетели в их доме, а диавольские козни рассеялись, и супруги в радости проводили жизнь, соединяемые помощью Божией.

Святитель Иоанн Златоуст

11

Когда супруги обмениваются кольцами, они обещают друг другу, что если когда-нибудь что-либо случится между ними, если когда-нибудь будет ссора или даже неверность со стороны одного по отношению к другому, измена, обман, неправда, и если он вновь вернётся, то ему ничего не будет поставлено в упрёк. Потому что он вернётся и скажет: «Вот, я пришёл (я пришла), можешь литы меня принять, или твоё сердце охладело, или любовь ко мне умерла?» И ответ будет: «Конечно, приди, конечно, я тебя люблю, как любил (любила) раньше! Моя любовь когда-то была ликующей радостью; когда ты ушёл (ты ушла), моя любовь стала жгучей болью, ожиданием, тоской, а теперь моя любовь стала вновь ликующей радостью, более светлой, более глубокой, более торжествующей и более уверенной, чем она была до того, как ты ушёл (ушла)...»

Поэтому, обмениваясь кольцами, супруги дают друг другу обещание и верности, и взаимного доверия - доверия, которое идёт гораздо дальше всякой измены и всякой ссоры. И это так прекрасно.

Митрополит Антоний Сурожский

Без благословения Бога, без освящения Им брака все поздравления и добрые пожелания друзей будут пустым звуком. Без Его ежедневного благословения семейной жизни даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать всё, что нужно жаждущему сердцу. Без благословения Неба вся красота, радость, ценность семейной жизни может быть в любой момент разрушена.

Страстотерпица царица Александра

Освящая Таинство брака, Господь незримо подаёт супругам Свою всесильную защиту от козней вселенской злобы,

старающейся осквернить и разрушить человеческую любовь. В падшем мире благодатный брак позволяет преодолеть оди-

ночество - дух распада и вражды, которым диавол заразил

соблазнённое им человечество. В противостоянии этому гибельному разложению мира и заключается смысл того, что супруги друг для друга единственны. Этот их выбор, сделанный свободной человеческой волей, делается раз и навсегда. Митрополит Владимир (Иким)

Приступая к столь важному Таинству, какое (есть) брак,

должно приготовить себя, очистившись исповедью и при-

общением Святых Тайн, и молитвой, но не балами, музыкой

и танцами, ибо этот шаг простирается не только на здешнюю жизнь, но даже и на вечность.

Преподобный Макарий Оптинский

Сердечное взаимное сближение жениха и невесты должно быть освящено благословением родителей. Грешно поступают дети, когда вступают в супружество без благослове-

ния родительского: молитвы родителей, по свидетельству

Слова Божия, скрепляют благополучие семейной жизни. Священник Александр Рождественский

Добрые дети, отправляясь в неведомый для них путь, приходят к своей матери и просят её напутственного благословения, и нежная мать благословляет их. Так же поступает Церковь Христова, когда покорные её чада - наречённые жених и невеста - являются во храм Божий, прося её материнского благословения на безвестный для них путь супружеской жизни. Чуждые дотоле друг другу, соединяясь в одну чету, жених и невеста вступают в новую для них семейную

13

жизнь и потому не знают, что ожидает их: радость ли, спокойствие или душевные тревоги, скорби. В таком случае им необходимо верное напутствие на предстоящий жизненный путь. И это благожелание Церковь сопровождает торжественными и глубоко знаменательными обрядами. Священник Александр Рождественский

В Таинстве венчания совершается нечто, что иначе, человеческими силами, не могло бы совершиться. Это момент, когда восстанавливается, насколько это возможно в пределах падшего мира, то единство между мужчиной и женщиной, та целостность всечеловека, о которой говорится в начале Книги бытия. Это момент колоссальной важности. Это момент, когда двое, потому что они полюбили друг друга, могут стать одной плотью, то есть не только физической плотью, но и одной телесной реальностью, которая в себя включает разность и душевности, и духовности. В Ветхом Завете мы читаем о том, как человек был создан всечелове-ком, и в нём, по учению некоторых (далеко не всех) отцов, заключалось всё и женственное, и мужеское. Постепенно человек начал возрастать, созревать, и пришёл момент, когда в одном человеке уже не могла совмещаться полнота и женского, и мужского существа. Тогда Бог привёл к человеку всех животных, чтобы он увидел, что в них есть два пола, и почувствовал, как сказано в Писании, что единственно он одинок. И когда он вдруг ощутил своё одиночество, Бог навёл на него глубокий сон и разделил в нём мужское от женского. Но разделил не так, чтобы не осталось ничего того или другого в каждом из них. В каждом осталось нечто от другого, что давало ему возможность узнавать себя самого в другом существе; он и она составляли одно. И когда Адам

увидел перед собой Еву, он воскликнул: «Это кость от костей моих, это плоть от плоти моей!..» Иначе сказать: «Это я!» - и вместе с тем: «Это я - перед собственными глазами». Но это было настолько «я», это настолько было единство духа, что они себя нагими не видели, они видели себя как единицу, как человека в двух особях. Позже, когда совершилось падение, они вдруг увидели себя нагими, то есть чужими друг другу. И вот с этого момента началась борьба о воссоединении, влечение одного к другому, отчаянное, слепое влечение, крик: вернись ко мне!.. И это совершалось в брачной любви, в любви двух, которые, посмотрев друг на друга, как бы узнавали себя в другом и одновременно узнавали в другом не его собственную ограниченность, а новую полноту, новую красоту, новый смысл. И тогда брак, то есть тайна этой встречи, совершался в том, что они друг друга видели и узнавали самих себя, и вместе - не просто себя, а себя восполненными, с полнотой жизни, которую они могут иметь только друг с другом. И соединяясь, они и телесно, и душевно, и духовно делались (опять-таки, сколько было возможно и сколько до сих пор бывает возможно в падшем мире) всечеловеком. Это изумительная тайна. Это полнота человека, являемая в двух особях. Потому-то это - Таинство. Теперь разделение, которое совершено грехом, пусть отчасти, но в значительной, решающей мере, снимается, они теперь едины.

Митрополит Антоний Сурожский

Начала духовного общения между супругами закладываются в Таинстве бракосочетания. Тогда как бы зажигается в их сердцах духовная лампада. Супругам надо заботливо беречь полученный в Таинстве благодатный огонь. С этой

15

целью им необходимо какое-то время уделять совместной духовной жизни: по возможности ежедневно молиться вместе (верна пословица: «Семья, которая вместе молится, вместе пребывает»); регулярно ходить вместе в церковь и причащаться; читать вместе Евангелие и беседовать на духовные темы. Чтение слова Божия поможет супругам решать в христианском духе неизбежные в жизни проблемы в духе любви, смирения, кротости, прощения, снисхождения, терпения, уступчивости.

Епископ Александр (Милеант)

Христианское супружество - это сдвоенная жизнь с Богом и в Боге. Это Таинство единения духовного, душевного и телесного, освящённого Самим Господом: Брак у всех да будет честен и ложе непорочно (Евр., 13, 4). Освящается всё: труд ради прокормления семьи, бытовые хлопоты, супружеские ласки; по слову апостольскому, всё чисто для чистого (Тит., 1,15). Такой брак становится священнодействием, ибо всё в нём совершается во имя любви, а значит, во славу Вселюбящего Бога. Разумеется, постоянно хранить такую высоту отношений - это выше слабых сил человеческих. И окрыляется брак молитвой, прошениями к Всемогущему Создателю о благодатной помощи. И осветляется брак молитвой, благодарениями верных детей Небесному Отцу за дарованное им счастье взаимной любви. Так создаётся малая церковь, домашний храм: семья становится домом Божиим.

По обетованию Господню, где двое собраны во имя Христа Спасителя - там и Он посреди них.

Митрополит Владимир (Иким)

Прекрасно сказал Господь: бремя Мое легко есть (Мф. 11, 30). Какая тяжесть, какой труд прощать брату легкие и ничтожные прегрешения, получить же прощение в собственных своих грехах и вдруг стать оправданным? Не сказал: дайте мне в дар имение, или тельцов, или козлов, или пост, или бдение, так что мог бы и ты сказать: «Нет у меня этого, не в состоянии я сделать сего», — но что легко, удобно, непродолжительно, то и повелел, говоря: «Прости согрешения брату своему, и Я прощу тебе твои грехи. Ты простишь малые ошибки, может быть, несколько оволов, или три динария; а Я дарю тебе тысячи талантов».

Преподобный Ефрем Сирин

© «Общество содействия православному просвещению «ИЗОГРАФЪ»

Подписано в печать 09.07.2007. Формат 84x108 1/32. Печать офсетная. Бумага газетная. Гарнитура «Литературная». Печ. л. 0,5. Усл. печ. л. 0,84. Тираж 10 000 экз. Заказ 74192 Адрес издательства «Паломник»: 127994, Москва, ул. Сущевская, 21. Адрес общества  Изограф!,-: 107104 Москва, ул. Краснопрудная, 7/9. Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО Молодая гвардия ». Адрес типографии: 1279944, Москва, ул. Сущевская, 21.

Попечением Свято-Николаевского Чернеевского мужского монастыря

Рязанской епархии

Больше книг на Golden-Ship.ru