Сергей Худиев
ВИДЕНИЯ, ПРОРОЧЕСТВА И ДУХОВНЫЕ ФЕЙКИ
Сергей Худиев — о том, стоит ли безоговорочно верить «православным» пророчествам, особенно — если речь в них идет о войне.
http://www.pravmir.ru/videnia/
По сети распространяется текст «пророчеств святого Паисия Святогорца о конфликте между Турцией и Россией». Его легко найти, и я не буду его подробно цитировать. Само по себе появление такого текста неудивительно — было бы удивительно, если бы ничего такого не появилось.
Во время пика конфликта на Донбассе сеть была полна пророческих видений. Протестанты, склонные к харизматической традиции, видели их и получали откровения, из которых явствовало, что флаг их дорогой Родины будет гордо реять, а демонические полки их Богом проклятых врагов будут рассеяны божественным гневом.
Православные, принадлежа к традиции, настаивающей на личном смирении, сами видений не видели — но пересказывали видения, бывшие различным святым и блаженным старцам, из которых явствовало то же самое — наша политическая или военная борьба есть борьба духовная, Бог однозначно на нашей стороне, наш флаг будет гордо реять, полки же наших Богом проклятых врагов будут рассеяны и т. д.
С одной стороны, это понятно: время смут и войн — это время слухов и военных уток, которые люди всегда распространяли, чтобы подбодрить себя и закалить свою ненависть к врагам. А с появлением социальных сетей их распространение приобрело лавинообразный характер. Люди вцепляются в любую информацию, которая, как им кажется, подтверждает правильность их позиции и оправдывает их поступки. Их мало волнует ее достоверность.
В христианской среде, увы, во множестве являются «духовные» фейки и утки. То афонские старцы насмотрятся телевизора и проклянут одну сторону; то насмотрятся другого телевизора и проклянут другую. Правда, потом выясняется, что то и другое — фейк, а телевизора старцы вообще никакого не смотрят.
Обострение отношений с Турцией естественно породило новую волну фейков — про то, как наша доблестная авиация стерла с лица земли какие-то неприятельские города (о том, что это было бы вопиющее военное преступление, распространители фейков не думают) и тому подобное наведение ужаса на неверных бармалеев.
Увы, мы не застрахованы от появления и духовных фейков. Я не могу с уверенностью утверждать, что пророчества, приписанные святому Паисию Святогорцу, — фейк. Но, как говорят, «это крякает как утка», то есть имеет ярко выраженные признаки фейка. Да, подлинное сообщение может быть похожим на фейк; а фейк — выглядеть чрезвычайно правдоподобным. Но в данном случае я склонен считать эти пророчества фальшивыми — пока не увижу убедительных причин признать обратное.
Во-первых, подлинные пророчества, как мы видим в Библии, начинаются с обличения в грехе, требования исправить свои пути, и предостережения о грядущих бедствиях, которые придут на неверный и грешный народ.
В контексте обличения могут появляться и «геополитические» предсказания о судьбах народов, но они не носят триумфалисткого характера — Бог накажет все народы, и вам достанется. Как, например, пророк Амос, обличив языческие народы и пообещав им различные проявления гнева Божия, заключительным и самым сильным аккордом обрушивается на Иуду и Израиль.
Пророки призывают к покаянию своих слушателей — в их грехах. В виду гнева Божия, грядущего на них.
Древние правители не меньше были заинтересованы в воодушевляющей патриотической пропаганде, чем современные — и охотно привечали пророков, готовых им ее обеспечить. Но Библия описывает их как лжепророков.
В 18 главе 2 Книги Паралипоменон описан конфликт между придворными пророками, которые ободряли царя идти на войну, (потому что царю это нравилось) и подлинным Пророком Божиим — который повел себя по другому: «И сказал Михей: жив Господь, — что скажет мне Бог мой, то изреку я» (2Пар.18:13).
И оказывается, что Господь не одобряет намерения царя. Царь остается недоволен — «И сказал царь Израильский Иосафату: не говорил ли я тебе, что он не пророчествует о мне доброго, а только худое?» (2Пар.18:17). Можно вспомнить Иеремию — который был посажен в яму за свои непатриотические пророчества, а потом освобожден из нее захватчиками.
Пропагандистские фейки, замаскированные под пророчества, естественно, не обличают никаких грехов тех, к кому они обращены, и не пугают их Божиими судами — напротив, они обещают им разные блага, в то время как суды Божии постигнут исключительно их врагов.
Когда мы сталкиваемся с текстом, который ласкает национальное чувство тех, к кому он обращен, и обещает им славные победы, а беды и катастрофы их врагам — это совсем другой жанр.
Во-вторых, уже в Ветхом Завете, несмотря на то, что для ветхозаветного Израиля вероисповедная идентичность практически совпадала с национальной, мы видим пророческий универсализм — Бог любит все народы и ищет их просвещения и спасения.
Нет ничего более чуждого Писанию, чем дух озлобленного этнического национализма. Затяжная этническая ненависть, которая припоминает своим соседям грехи и преступления их предков, чтобы подчеркнуть — это варвары, о которых жалеть не надо, увы, явление обычное в этом падшем мире. Но оно вдохновляется явно не Святым Духом. «Пророчества» приводимые от имени преподобного Паисия Святогорца, слишком явно выдают озлобленный национализм (в данном случае, греческий) и мечты о национальном величии. Едва ли то (или другое) внушается людям Богом.
В-третьих, Священное Писание ясно заповедует христианам быть миротворцами. Пророчества, публикуемые с тем, чтобы воодушевить людей на войну (в которой сейчас нет никакой неизбежности), обещая им славные победы, находится в резком конфликте со словами Господа, которые мы слышим за каждой литургией: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Матф.5:9).
В-четвертых, Бог Библии относится к грешным людям с глубоким состраданием. Как говорит Пророк Иона: «Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Ион.4:2). Причем в случае с Ионой Бог отказывается навести бедствие на свирепых и кровожадных язычников — ниневитян. Тексты, в которых об ужасающих бедствиях, которые должны постигнуть массы людей, говорится с интонацией «так им и надо», едва ли исходят от Бога Библии.
Исходя из всего этого, я нахожу чрезвычайно вероятным, что это просто очередной, один из многих, фейк. Я неоднократно сталкивался с тем, как люди (иногда даже духовные чада) слышат от старцев (или просто священников) ровно то, что они хотят услышать, а потом возвещают это городу и миру — а бедные отцы и не знают. Это может быть почти несознательной интерпретацией в стиле «мне так запомнилось», это может быть передачей через третьи руки по принципу испорченного телефона, это может быть просто ложью, это может быть даже слабостью человека, в остальных отношениях святого — всякое может быть и примеров этому множество. Единственное, что в свете Священного Писания крайне, крайне сомнительно — что это откровение, исходящее от Святого Духа.
И поэтому нам не стоит ему верить и его распространять. Бог очень серьезно относится к Своему слову:
«Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: “мне снилось, мне снилось”. Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца? Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу, как отцы их забыли имя Мое из-за Ваала? Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь. Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? Посему, вот Я — на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга. Вот, Я — на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: “Он сказал”. Вот, Я — на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь»
Распространяя что-то в качестве «пророчества», мы принимаем на себя очень серьезную ответственность перед Богом. Он — не карманный бог, которого можно употреблять в своих национальных или политических целях. Он — Творец и Судия мироздания. Он сказал «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх.20:7).
У христиан есть миссия в этом мире — проповедовать Благую Весть о Божией любви ко всем народам и спасении во Христе Иисусе. Бог любит турок. Христос умер за турок. Их гнусные грехи — как и наши гнусные грехи — искуплены на Голгофе. Это Евангелие, и другого нет.
Нам заповедано являть Евангелие в своей жизни — и, в частности, быть миротворцами. В этом мире, под завязку набитом ядерным оружием, предостаточно глупцов, которые готовы провоцировать глобальную ядерную войну, и на страшном суде они даже не смогут объяснить — зачем?
Мы же призваны к другому — быть им противовесом. Удерживать мир от падения в пропасть. Молитвой. Любовью. Отказом безумствовать, когда вокруг нас безумствуют. Поддерживать любое — хотя бы слабое — движение к миру.
Никто из нас не сможет сказать, что мы этого не знали. Когда мы вместо этого ссылаемся на более чем сомнительные пророчества, которые обещают нам победоносную войну, и занимаем место на другой стороне, среди тех, кто тащит эту бедную планету в огонь, это измена нашему христианскому призванию.
Я думаю, что войны с Турцией не будет (это не пророчество, просто предположение). Я думаю (надеюсь, по крайне мере), что политики — люди не мистически настроенные и в пророчества не верят. Но вот кто и куда толкал чашу весов — это важно. Это имеет для каждого из нас вечные последствия.
Больше книг на Golden-Ship.ru