Схиигумен Савва (Остапенко)

Искусство жить

 

Рекомендовано к публикации

Издательским Советом Русской Православной Церкви

 Издательство «Братство святого апостола Иоанна Богослова», 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Жизнь схиигумена Саввы

Душа

День святой жизни

Благодатная помощь

Богоподобие

Голос совести

Искусство жить

Испытания

Покаяние

Прощение

Искушения

Тело и душа

Блаженство и радость

Путь в Царствие Небесное

Ступени духовной лествицы

Красота

Имя и образ

Сновидения

Путь верующего человека

Привычки

Закон взаимного влияния

Очи сердца

Богообщение

Дух

Долголетие

Грех

Помощь ближним

Страдания

Кротость

Простые правила

Воля

Любовь

Совесть

Вера и любовь

 

 

Жизнь схиигумена Саввы

В 1907 году восьмилетний мальчик Коля Остапенко, будущий старец Савва, получил откровение о своём будущем: он отчётливо увидел себя взрослым, в облачении иеромонаха. «Сердце моё как-то неизреченно взволновалось», - вспоминал он уже в преклонном возрасте и говорил, что с той поры его не оставляло желание жить в монастыре. Но его путь к монашеству был очень долгим: лишь в 48־летнем возрасте поступил Николай Михайлович в семинарию, и только пятидесяти лет от роду принял постриг.

Все тридцать лет своего монашеского служения, до самой кончины в 1980 году, старец Савва помогал тысячам людей - помогал в самом главном: укреплял в людях веру, учил их познанию своих душ, видению и исправлению собственных отрицательных качеств, учил терпению, открытости и любви, и уроки его вое-принимались людьми с доверием и желанием, поскольку он сам имел твёрдую веру, был терпелив, открыт и исполнен любви Христовой.

-3-

Старец Савва мало и неохотно рассказывал о себе, и потому о его жизни до поступления в монастырь достоверно известно немного.

Родился он в 1898 году на Кубани в многодетной семье, в крещении был наречён Николаем. Родители его были глубоко верующими, жили в любви между собой и по-христиански воспитывали своих восьмерых детей. В семье царил мир: родители никогда не ссорились и не ругали грубо детей, даже если те давали повод, и воспитывали в детях, прежде всего собственным примером, трудолюбие и честность, любовь к людям, приучали их к молитве и памяти о Боге.

Детей берегли от всего, что могло принести вред их неокрепшим душам: не разрешали гулять долго и допоздна, ограждали от сомнительного общения.

С шести лет Коля учился в церковно-при-ходской школе, где выявились его незаурядные способности к учению. Учился он с удовольствием, грамота давалась ему легко, так что восьми лет он уже в храме читал и пел на клиросе. Церковные службы были ему в радость, особенно любил он ездить с родителями на большие праздники в монастыри, где он не по-детски спокойно и сосредоточенно стоял долгие службы - и не просто «выстаивал», а молитвенно участвовал в них.

Очевидно, что с детства в нём проявился дар молитвы и стало явным Божье призвание к монашескому пути. Он сам это чувствовал и потому ещё мальчиком говорил родным: «Вырасту - буду монахом!»

-4-

Унсе в юности Николай был начитан в Священном Писании, а особенно любил писания апостола Иоанна Богослова. «Помню, когда я был мальчиком, - рассказывал отец Савва, -я больше всего любил читать Святое Евангелие от Иоанна и послания его. Во время такого чтения мне делалось так сладко и хорошо на душе, что я забывал о земле и о земном».

У древнего христианского писателя Аввы Евагрия есть замечательные слова: «Благородство души обнаруживается в её добром настроении». Очевидно, такое «благородство», то есть близость Богу, было свойственно отцу Савве с детства, когда при поддержке родителей он приобрёл то самое «доброе настроение», тот настрой на добро и любовь, который он пронёс через долгую жизнь в миру.

Эта долгая жизнь в миру внешне была такова: тринадцати лет от роду Николай окончил училище, в шестнадцать призван в армию: началась первая мировая война. В 1920-е годы закончил военно-техническое училище, работал по специальности, затем служил инженером-прорабом в Горпромстрое. В 1932 году окончил Московский строительный институт и до 1945 года работал инженером-строителем.

Двадцатые, тридцатые, сороковые годы... Тяжёлые, страшные времена в истории России. Но именно в такие времена и проявляются - не спрячешь! - истинные свойства человеческой души, её подлинное «настроение». Становятся явны и подлость души, и её благородство. И в соответствии с этими свойствами складывается и жизнь человека. Николай Михайлович

-5-

бережно хранил свою веру, не оставлял молитву и чтение духовных книг, прибегал, насколько это было возможно, к Таинствам Церкви -Покаянию и Причащению. И Господь вёл его по жизни.

В середине тридцатых годов Николая Михайловича познакомили с афонским старцем Илларионом, служившим тогда в Москве. Старец предсказал ему, что он примет монашеский постриг и будет жить в Троице-Сергиевой лавре, которая в то время была ещё закрыта...

Шли годы, Николай Михайлович молился и ждал. Настал 1941 год, началась Великая Отечественная война. Так получилось, что в армию Николая Михайловича не призвали: незадолго до того он сломал ногу и по этой причине всю войну работал в тылу.

В 1945 году война закончилась, и наконец-то была открыта Троице-Сергиева лавра и несколько духовных учебных заведений. Почти сорок лет прошло после видения, бывшего восьмилетнему Коле, и вот ожидание сбылось, и с той поры в его жизни всё совершалось быстро: поступление в семинарию, приём в послушники, монашеский постриг, рукоположение, должность эконома, а вскоре и духовника для прихожан и паломников - и всё это за четыре года!

При постриге ему было наречено имя Савва - в честь преподобного Саввы Сторожевско-го, Звенигородского чудотворца, который был одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского и ещё при жизни учителя стал духовником Троицкого монастыря. И те-

-6-

перь, будучи назначенным на должность духовника, иеромонах Савва радовался, что идёт по стопам святого, имя которого он носил.

Наставники отца Саввы чувствовали серьёзность духовного опыта, накопленного им за время долгого пути к монашеству, и также явны были его одарённость от Бога, светлость духа, открытость его сердца. Нового духовника полюбили, люди тянулись к нему, число исповедников умножалось день ото дня.

Один из старцев обители, схиигумен Алексий, перед своей кончиной возложил на иеромонаха Савву подвиг старчества. А другой наставник отца Саввы, епископ Вениамин, дал ему следующие четыре завета.

- Чтобы руководить народом и быть мудрым и опытным наставником, нужно постоянно читать святоотеческие книги.

- Никому, даже родственникам, на житейские темы писем не писать.

- Быть среди священнослужителей последним, то есть презреть честолюбие, не стремиться к наградам, почестям и повышению сана.

- Нести крест благодушно.

Этим заветам отец Савва следовал до конца своей жизни.

Умение благодушно, без раздражения, по-доброму переносить разные напасти помогло отцу Савве остаться в добром настроении и преодолеть всё, что его ожидало. А ожидала его зависть тех, кто не понимал или не хотел признавать очевидного: отец Савва - старец, любимый огромным множеством людей. Некоторые

-7-

монахи, поражённые завистью, называли его и прельщённым, и святошей, и ханжой, и даже еретиком. Его образ жизни не нравился завистникам, раздражал их. От него требовали, чтобы он не благословлял народ, не задерживался после службы и ни с кем не беседовал. Старец не осуждал, а жалел своих обидчиков - он ясно видел, что через людей на него нападает сам демон, и никак не мог исполнить требование не общаться с прихожанами, противоречившее Божьему призванию. Он продолжал благое лов-л ять, наставлять и утешать всех, кто к нему обращался.

Кончилось тем, что летом 1954 года иеромонах Савва был направлен на служение в Успенский Псково-Печерский монастырь, где его ждало служение в должности благочинного. Монастырь пришёлся ему по сердцу, многочисленные его чада всячески поддерживали своего духовного отца, в том числе и материально, и благосостояние до того бедной обители заметно улучшилось.

Однако и в Печорах не обошлось без козней лукавого: братия и начальство с раздражением выговаривали отцу Савве за продолжительные службы и долгие беседы с народом. Конфликты доходили до того, что несколько раз отец Савва бывал отправлен на восстановление приходов Псковской епархии, но всякий раз, выполнив намеченное, он возвращался в ставшую ему родной Псково-Печерскую обитель.

Несмотря на ряд тяжёлых болезней, которые непрестанно мучили его, старец Савва всегда был бодрым, лицо его светилось радостью,

-8-

общался он с людьми приветливо и открыто, причём со всеми, даже с недоброжелателями. Однажды, когда батюшка был направлен из Псково-Печерского монастыря восстанавливать очередной приходской храм, он увидел в окно, что мимо его дома проходит человек, враждебно настроенный к нему, и вышел на крыльцо, чтобы поздороваться с ним. Вернувшись в дом, отец Савва рассказал: «Проходит он мимо, я поклонился ему и поприветствовал, а он отвернулся, но на той стороне храм!» И, перекрестившись, батюшка весело добавил: «Слава Богу! От меня отвернулся, а к храму повернулся». Конечно лее, такая доброта и радостность привлекали, и люди везде и всегда к нему тянулись. Слава о старце передавалась всё дальше, люди съезжались к нему со всех концов страны и находили у старца любовь и утешение. А ещё он учил их тому искусству, которое сам постиг в совершенстве: прощать, не держать зла на обидчика, примиряться с обижающими и молиться за них. Об этом - одно из стихотворений одарённого многими талантами, в том числе и поэтическим, отца Саввы.

 

Не мсти врагу за оскорбленье,

Вражду любовью погаси

И в Божий храм до примиренья

Своих даров не приноси.

 

Любя лишь тех, кто вас лелеет,

Вы мните Богу угодить?

Но и язычники умеют

Взаимно любящих любить.

־9-

А ты, - ты братские объятья

Тебя клянущим простирай

И не проклятьем за проклятье –

Благословеньем воздавай!

 

Стихотворение получилось совершенно автобиографическим: отец Савва, прямо по слову Евангелия, благословлял проклинающих его (см. Мф. 5, 44), безропотно терпел напраслины, клевету, притеснения, всё переносил благодушно и молился.

Между тем гонения от монастырского начальства продолжались: отца Савву переселили в тёмную холодную келью, запретили служить в храме...

Через некоторое время архиерей узнал о притеснениях старца и восстановил его права. Ему разрешено было совершать богослужения, говорить проповеди, исповедовать. Однако преклонный возраст давал о себе знать: телесные силы батюшки с каждым днём слабели, в последние годы жизни он несколько раз находился на лечении в больнице. Врачи говорили, что с такими болезнями, как у отца Саввы, человек жить не может, и поражались его терпению и мужеству, признавая сам факт его жизни чудом.

Своё плохое самочувствие он скрывал от всех, особенно от духовных детей; был весел, всех утешал, делился своим опытом духовной жизни («вы будьте всегда просты, незлобивы, искренни: простота и искренность приятны Богу!»)...

־10-

О кончине своей старец если и говорил, то только как о радостном событии, которое приблизит его к Богу. И лишь любовь к ближним, к духовным чадам принуждала его задержаться в этой жизни вопреки законам естества.

Так - не только словами, но и всей жизнью до самого её конца - старец Савва учил самому главному: любви Христовой, о которой в своём прекрасном стихотворении он написал так:

Любовь - не только наслажденье...

Любовь - тепло, забота, свет!

Любовь - страданье и терпенье,

Великий подвиг отреченья...

Любовь - Божественный завет!

 

ИСКУССТВО ЖИТЬ

ДУША

Душа наша предназначена быть невестою Христовою и жилищем Божиим, поэтому её нам нужно содержать в чистоте. Надо как можно скорее очистить её от страстей, от грехов, чтобы достичь цели и назначения христианина - стяжания (обретения) Духа Святого.

Пока душа наша грязная, она не может быть невестой Христовой и храмом Духа Святого. Это ясно, как солнечный день. Какое может быть общение у тьмы со светом? А чтобы просветиться и встать на путь добродетели, нужен резкий толчок... Нужен как бы взрыв атомной бомбы в душе! Ты ведь знаешь, какое действие производит атомная бомба? Она всё вокруг испепеляет, ничего не остаётся, никаких следов даже от камней и металла... Вот такое же действие в душе должно произвести и наше покая-

-12-

ние. Оно должно быть настолько искренним, настолько горячим, должно приноситься с таким сокрушением сердечным, с таким страхом Божиим и воплем к Богу о помиловании, что в душе не должно остаться ничего грязного, недостойного, греховного, чтобы появилось только единственно горячее стремление к Богу.

После таинства Крещения душа человека делается светлой, ароматной, красивой, любвеобильной, но мы не жалеем её и своими пороками омрачаем свою душу, покрываем её мраком и смрадом. Такая душа уже Богу неприятна, а сатана радуется: «Ага! Я украл у Бога эту душу!» - и тогда душа находится во власти злой силы, а ангел хранитель отступает от такой души, потому что он не может находиться при человеке, покрывшем душу свою мраком и смрадом. Скорбит и Матерь Божия, видя нашу нераскаянность. А лукавый всё больше навевает ей всякие пороки: гнев, осуждение, блуд, гордость и другие.

А когда мы покаемся и будем иметь твёрдое намерение больше не возвращаться ко греху, особенно к осуждению, тогда Господь сделает нашу душу опять светлой, красивой, ароматной и, самое главное, любвеобильной.

Господь радуется, а с Ним всё Небо радуется: и Матерь Божия, и ангелы, и все святые радуются! И у нас внутри всё делается хорошо, светло и радостно.

Грехов у нас много, а милосердия у Господа - бездна! Когда душа освобождается от грехов, тогда она делается чистой, светлой, благородной.

-13-

ДЕНЬ СВЯТОЙ ЖИЗНИ

Что такое святость? Свобода от всякого греха и полнота всякой добродетели.

Добродетельного жития и свободы от греха достигают только немногие усердные, и то не вдруг, а постепенно, продолжительными и многими скорбями, болезнями и трудами, бдением и молитвою, и то не своей силой, а благодатью Христовой. Спросишь: как же мне жить свято? Предлагаю тебе краткий, но верный ответ на твой добрый и спасительный вопрос.

Проснувшись, прежде всего старайся обратить свои мысли ко Господу Богу с каким-нибудь сердечным воззванием, например: «Слава Тебе, Господи! Слава Тебе, Всемилостивый!»

Если в то время, когда проснёшься, пора тебе вставать без всякого замедления, делая на себе крестное знамение говори: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Потом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешна-го», и в то же время вставай с постели.

Вставши с постели, умойся и оденься, и тотчас же встань перед святыми иконами для совершения утренних молитв.

Читай положенные Церковью утренние молитвы или выучи наизусть хотя бы начальные утренние молитвы, особенно молитву Господню «Отче наш».

Можешь молиться и своими молитвами, но в этих молитвах непременно и внимательно соблюдай следующее:

а) благодари Господа за то, что Он в прошедшую ночь сохранил твою жизнь;

-14-

б) благодари Бога за другие полученные тобою от Него благодеяния;

в) благодари Бога, что Он даровал тебе средство ко спасению;

г) благодари Его за укрепление твоих телесных сил для занятия нужными делами;

д) всею душою молись, чтобы Господь простил тебе твои бесчисленные грехи;

е) молись, чтобы Господь Бог даровал тебе твёрдую волю постоянно и вполне принадлежать Ему.

Далее подумай, что ты будешь делать в продолжение наступающего дня. С кем будешь вместе? Какие, когда и где могут представиться тебе случаи ко греху или случаи к добру? Каждое утро нужно обдумать, как вооружиться против греха и как расположиться к добру.

Обдумавши всё нужное к охранению от греха и удержанию себя в богоугодной жизни, снова молись в своём сердце к Богу, чтобы Он укрепил твою волю, твои силы и не попустил тебе ослабеть, как ты весьма часто ослабевал прежде.

Всякое утро проводи в такой молитве. Всякое утро принимай такое намерение и проявляй такую предусмотрительность. Всякое утро занимайся святым направлением души своей. Крайне дорожи всяким утром! Будь умён, а поведение умного так описывает Дух Божий: Сердце своё он направит к тому, чтобы с раннего утра обращаться к Господу, сотворившему его, и будет молиться пред Всевышним (Сир. 39, 6).

-15-

БЛАГОДАТНАЯ ПОМОЩЬ

Благодать Божия не идёт только к тому, кто её не ищет. Её нельзя домогаться, но ради неё надо трудиться. С первых же минут понуждения себя на тесный путь - благодать приходит на помощь. Если заповеди Мои соблюдёте, пребудете в любви Моей (Ин. 15, 10). Здесь как бы надо взойти на высоту пять километров, а у человека силы только на один километр. Пусть он всё же дерзает идти. На все остальные четыре километра его вознесёт Божия благодать.

По существу, без промыслительной помощи Божией человек вообще не может сделать ничего доброго.

Если небольшая благодать, то в душе мир и чувствуется любовь ко всем; если благодать больше, то в душе свет и радость великая, а если ещё больше, то и тело ощущает благодать Святого Духа.

Источник и непосредственное начало благодати есть Бог Отец, Сын и Святой Дух. Отец подаёт её, Иисус Христос приносит её в Своём имени; Дух Святой вдыхает её в души верующие и ею одушевляет их к жизни духовной, укрепляет и подвигает к деятельности истинно благотворной и потому богоугодной и спасительной.

Магнит может быть приближаем ко всему, но притягивает к себе только железо; подобно этому благодать призывает всех, но привлекает к себе только сродное, только тех, которые сами хотят быть привлечёнными. Не даров у Бога недостаёт для нас, а нас недостаёт для даров.

-16-

Направляя уклоняющуюся от добра человеческую волю на путь истины, Бог никогда не делает насилия этой воле, но разными премудрыми и многочисленными путями располагает человека к свободному принятию воздействия на себя Духа Божия.

Как носящий ароматы не может скрыть благовонный запах, так имеющий в себе Духа Господня познаётся по словам своим и по смирению.

БОГОПОДОБИЕ

Богу уподобляется тот, кто прощает обиды ближнему. Перенесшие без ропота обиды причитываются по смерти к лику мучеников и становятся настолько близки к Богу, что молитвы их могут спасти даже и своих оскорбите л ей.

Кто злодея помянет добром, тот великий человек пред Богом

ГОЛОС СОВЕСТИ

Надо всегда стараться слушать совесть, а если ослушались совести, то нападает тоска, уныние - это душа плачет: «Что я наделала!». Тоска, уныние - это Божие наказание!

ИСКУССТВО ЖИТЬ

Положения, в каких находятся люди в настоящей жизни, многоразличны. Видим людей счастливых и несчастливых, богатых и

-17-

бедных, видим, что одних хвалят, а других порицают. Часто люди заболевают, ещё чаще бывают окружены худыми примерами.

Как же вести себя, например, в счастье?

Когда ты счастлив, всё идёт в жизни твоей по твоему желанию, тогда от всей души благодари за всё Господа Бога и берегись оставаться неблагодарным Ему.

Пользуясь земным благосостоянием, не привязывайся к нему сердцем: твоё сердце должно быть привязано только ко Господу Богу. Никогда не забывай Его слов: Сын мой! отдай сердце твоё мне (Притч, 23, 26).

Чтобы сберечься от любви к радостям и утешениям твоего земного благополучия, поступай, как поступали святые: пользуясь земными благами, они непрестанно вспоминали и воздыхали о благах небесных.

Когда чувствуешь, что, пользуясь земным благосостоянием, несколько забываешься, то всею душою молись Господу Богу, чтобы Он благоволил крепче привязать к Себе твоё сердце.

Когда же постигает тебя какое-нибудь несчастье, никогда не предавайся неумеренной скорби, страху, ропоту или отчаянию: всякое из земных бедствий Премудрый и Всеблагой Владыка посылает нам к нашей пользе.

Напротив, когда постигает тебя несчастье и ты чувствуешь себя в чём-нибудь виновным, то представь себе Господа Иисуса Христа на Кресте, пострадавшего за тебя несравненно больше, чем ты можешь страдать, - пострадавшего совершенно невинно, без малейшего ропо-

-18-

та и неудовольствия, и убедись, что заслужил гораздо большее несчастье.

После этого можешь ли роптать при своём несчастье? Если же при постигшем тебя несчастье чувствуешь себя невинным, то всем сердцем благодари Бога за то, что Он этим несчастьем желает сохранить тебя от чего-либо гибельного для спасения души твоей. Ибо постоянная радость делает душу легкомысленною, надменною и непостоянною; при всегдашнем счастье все мы весьма легко предаёмся тщеславию, гордости, сладострастию.

Откуда бы ни приходили твои несчастья, помни, что без Божией воли или без Божия попущения нигде ничего с нами не случается: даже волос с головы нашей не падает без воли Отца Небесного.

Говори: «Тебе, Господи, ведомо, что для меня полезно, сотвори же со мною по воле Твоей».

Если ты богат, то никогда не думай, что богатством твоим ты обязан себе, своей сметливости и деятельности. Твёрдо помни слова Духа Божия, что один только Господь делает богатым (см. 1 Цар. 2, 7), и потому не гордись своим богатством, но будь смирен при богатстве, считай его Божиим даром и усердно благодари за него Господа Бога, но не прилепляйся к богатству своим сердцем, чтобы ты не сделался рабом своего богатства. Держи в отношении к нему своё сердце так, чтобы тебе спокойно можно было обходиться и без него, когда Господу Богу угодно будет отнять его у тебя.

-19-

Пользуясь богатством, особенно берегись поступать так, как поступал безумный богач, упомянутый в Евангелии (Лк. 16, 19 и далее). Сам веселясь, он даже крохи со своего стола отдавал лучше собакам, чем нищему, истаивавшему от голода при воротах его дома. Такой богач по своей смерти тотчас оказался в аду.

Если ты беден, то переноси свою бедность благодушно. Благодушно неси эту тяжесть до тех пор, пока Господу Богу угодно будет снять её с тебя,- неси её, если Ему угодно, до самой смерти. Будь всегда бодр, не скорби, не ропщи, особенно не унывай и не употребляй каких-либо неправильных, противных воле Божией средств к избавлению себя от бедности.

А что Господь ни делает с нами - делает для того, чтобы облегчить нам наше спасение. Помни, что Господь Бог никогда не наложит на тебя тяжести больше той, которую можешь нести (см. 1 Кор. 10, 13), и что Он всегда при тебе, чтобы оказать Свою помощь (см. Мф. 28, 20). Он никогда не забудет и не оставит тебя и, если не будешь малодушествовать, непременно доведёт тебя до спасения, до вечного блаженства.

Всевозможно чаще вспоминай о земной бедности нашего Спасителя, Который, живя на земле, не имел где приклонить голову. Чаще вспоминай многострадального Иова. Всевозможно чаще вспоминай, что большая часть святых провели свою жизнь в бедности. Если при твоей бедности подавляют тебя ещё какие־нибудь другие тягости, то не теряй духа и здесь, а утешай себя святыми мыслями. Например, тебя ненавидят, презирают? Думай: «Что за

-20-

беда! Мой Господь и Спаситель был Бог, но ненавидели и Его, презирали и Его». Тебя теснят, обижают? Думай: «Что за беда! Кого больше всех теснили и обижали, как не Самого Господа!» Думай ещё: «Если кого-нибудь не презирают и не унижают, то как он будет упражняться в смирении? Если кого не оскорбляют, то как он научится смирению? Если кого не оскорбляют, то как он научится терпению, кротости и другим подобным добродетелям христианским?»

Наконец, чаще вспоминай о благах небесных, которыми вечно будешь наслаждаться, если терпеливо будешь переносить свою бедность до конца. Нищий, упоминаемый в Евангелии, был на земле беден, как едва ли кто иной, но как славен был конец его жизни! Ангелы взяли и отнесли душу его на лоно Авраамово, где он вечно наслаждается благами, о которых сказано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Когда тебя хвалят, будь крайне осмотрителен, потому что тогда ты в опасном положении: можешь впасть в гордость, тщеславие, беспечность или иное пагубное обольщение.

Чтобы не случилось с тобой этого, старайся смотреть на сделанную тебе похвалу с недоверчивостью, а если хвалят в глаза, лучше всего приличным образом перемени разговор и обрати речь на другой предмет.

Твёрдо помни, что достойное в тебе похвалы не твоё, а Божие, и Бог дал тебе расположение, способность, силы, желание и случай приобрести нечто достойное похвалы и, следо-

-21-

вательно, не тебе принадлежит слава за это, а Богу.

Когда усматриваешь в себе нечто достойное похвалы и чувствуешь в себе желание рассказать о том другим, старайся истребить в себе это желание представлением, что из-за похвалы человеческой сделаешь себя недостойным похвалы от Бога, потому что получаешь награду от людей.

Доброе имя лучше большого богатства, говорит Премудрый (Притч. 22, 1). Но что нам делать, когда другие люди, распространяя о нас худую молву, порицают нас, лишают доброго имени?

Прежде всего в этом случае нужно тщательно беречься от гнева, брани и мщения, но оставаться в духе возможно спокойном, по примеру Спасителя нашего, Который, будучи злословим, Он не злословил взаимно, но предавал то Судии Праведному (1 Петр. 2, 23).

Когда услышишь, что другие о тебе отзываются худо и приписывают тебе разного рода пороки, недобрые цели и тому подобное, то подвергни сам себя строжайшему рассмотрению: нет ли в тебе в самом деле тех пороков, которые тебе приписывают. Чужие глаза часто го-раз до лучше и вернее, чем наши собственные, видят наше поведение. Если найдёшь, что тот или иной порок в тебе действительно есть и тебя укоряют справедливо, то постарайся исправиться, а хулителя твоего благодари, что навёл тебя на путь истинный. Если же не найдёшь в себе приписываемого тебе порока, то защищайся законным порядком.

-22-

Если же увидишь, что твоя попытка защититься не приносит тебе пользы, то старайся переносить взведённую на тебя клевету с терпением и утешай себя мыслью: «Бог видит мою невинность, о чём мне скорбеть?» Ещё более утешай себя следующею мыслью: «На нашего Спасителя, когда Он жил на земле, очень часто лгали, однако же Он никогда не оправдывался ни в каком суде».

Наконец, удвой старание вести себя во всех обстоятельствах жизни по возможности безукоризненно, чтобы никак не подавать повода и случаев к злоречию. Если распространённая о тебе ложь не прекращается или даже умножается, то прибегай не к иному чему, как только к усерднейшей молитве, чтобы Бог благоволил просветить и исправить твоих клеветников. Так поступай, потому что так поступал Сам Иисус Христос даже со Своими распинателями (см. Лк. 23, 34).

Если постигает тебя какая-нибудь болезнь, то прежде всего всегда благодари за неё Бога, ибо всякую болезнь Господь Бог посылает на нас к нашему спасению.

Благодаря Господа Бога за свою болезнь, немедленно продумай, чем ты особенно согрешил или продолжаешь грешить перед Ним нераскаянно.

Когда найдёшь себя в чём-либо согрешившим, то тотчас принеси покаяние и дай твёрдый обет уже не грешить, как ты грешил прежде.

Когда болеешь, не проводи время ни в пустых разговорах, ни в излишнем попечении о

-23-

своём выздоровлении, а старайся употреблять это время на пользу своей души: читай или слушай какую-нибудь хорошую духовную книгу, молись как можно больше умною молитвою, чаще знаменуй себя крестным знамением, целуй образ Спасителя, Божией Матери и святых. Если болезнь продолжается долго, то не предавайся нетерпению, особенно ропоту и досаде на силу и продолжительность болезни, на врача, на лекарство, на дурную погоду, на ухаживающих за тобой. Этим ты не облегчишь себя, а можешь только усилить болезнь и продлить её или даже сделать её неизлечимою, да и сострадание к тебе можешь отнять у всех окружающих тебя. Лучше терпи, молись и молчи.

Когда почувствуешь, что болезнь ослабевает и ты начинать выздоравливать, то всею душою молись Господу Богу, чтобы Он, по возвращении тебе здоровья, благоволил удержать тебя от всякого греха и дал тебе твёрдую память о тех чувствах и мыслях, какие ты имел во время своей болезни.

Напротив, если чувствуешь, что болезнь твоя усиливается и начинает истощать твои силы, то прими Святое Таинство Елеосвящения: оно сильно врачует тело и душу (см. Иак. 5, 14-15).

После этого предайся в волю Божию совершенно: пусть будет с тобою то, что Богу благо-угодно. Кто предаётся Господу Богу, тот Божий и тому невозможно погибнуть.

Худых примеров в окружающей человека жизни всегда было много, а в наше время им, кажется, и числа нет. Берегись их! Они весьма

-24-

заразительны. Вот для этого некоторые средства.

Устраняй себя от всех случаев, при которых неизбежно принуждён бываешь видеть и слышать много худого: что не было увидено, услышано, то и на ум не придёт.

Когда встретишься с худыми примерами неожиданно или должен встретиться неизбежно, тогда старайся и молись, чтобы виденное зло произвело в тебе отвращение к себе, какое оно естественно производит во всех нас. Это легко будет сделать, если наперед запасёшься хорошими правилами и сведениями о приме-pax истинной добродетели.

Когда увидишь, что многие жадно ищут своего счастья в чувственных благах и чувственных удовольствиях, в неге, в роскоши и выдают это за мудрость, когда увидишь, что многие для своего земного счастья употребляют всякую ложь и всякий обман, защищают ненависть, мстительность и другие страсти, а отказ от удовлетворения чувственных удовольствий считают за глупость, тогда нам нужно твёрдо помнить в сердце своём и говорить, как учили апостолы: «Мы христиане, нам следует жить по закону Христову, носить тяготы друг друга» (см. Гал. 6, 2), а закон Христов требует, чтобы мы плоть свою распинали с её страстями и по-хотями (Гал. 5, 24), отвергли ложь и говорили истину (см. Еф. 4, 25), всякое же мщение предоставляли Господу Богу, сказавшему: Мне отмщение, Я воздам (Рим. 12, 19).

Вообще при всех представляющихся худых примерах тотчас смотри на Иисуса Христа,

-25-

Который имеет полное право требовать от нас последования Своему примеру, а потом смотри на миллионы людей, подражавших Его жизни, сделавшихся святыми и достойными всякого нашего подражания.

Житейских дел весьма много, и они различны, смотря тем состояниям и званиям, в которых мы живём. Все не противные нраве-твенному закону житейские дела, какие нам следует делать по нашему званию и состоянию, следует признавать делами Божиими, делами, порученными нам от Самого Господа, ибо Бог, как Царь всей земли, установил разные законные звания и состояния и Он же, а не мы сами, попустил и попускает нам стать в те житейские звания и состояния, в каких все мы находимся. Без Божией воли или без Божия попущения ничего на свете не бывает. Итак, какие бы ты ни делал дела, всё делай как бы для Самого Бога, и награду за это получишь от Бога. Кто же трудится не для Бога, того труд весьма жалок, ибо награда ему не от Бога, а от себя или от других людей. А от себя и от людей какая награда? Земная, временная, ничтожная.

Делая все свои дела для Самого Господа Бога, непременно делай их так, как должно делать дела Божий, то есть делай все свои дела от души, с полною охотою и удовольствием, старательно, не допуская в них никакой медлительности и нерадения, по чистой совести, ибо сказано: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Пер. 48, 10).

Если твои дела идут успешно, то не гордись этим, а особенно не приписывай успеха в делах

־26־

своих собственным силам и умению, ибо Сам Господь сказал ученикам Своим: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5).

Если дело, которым тебе нужно заниматься, трудно, неприятно, низко, малоуважительно, не ладится, замедляется, требует особенного терпения или ведёт тебя к унынию, то не будь малодушен, не ленись, не досадуй, не предавайся гневу, нетерпеливости, ропоту, а оживляй и укрепляй себя мыслью, что эти труды, которые так тяготят тебя, так неприятны и досадны тебе, продолжатся не вечно. С земною жизнью все они кончатся, а там Господь воздаст каждому по делам его (Рим. 2, 6). При этом поддерживай себя в трудах твоих каким-нибудь размышлением о христианских истинах, тайною молитвою, рассуждением о делах, которыми мы занимаемся, церковным пением, вообще возвышением сердца к Господу Богу в кратких молитвенных воздыханиях к Нему.

Кто так трудится над совершением своих житейских дел, тот трудится, как и должно трудиться во славу Божию.

Само собой разумеется, что прежде всего следует делать дела важнейшие, не терпящие отлагательства, прежде обдумав, как лучше сделать их, и что никогда не должно делать дел, не сообразных с законом Божиим.

Приступая ко всякому делу, надо прежде всего усердно помолиться Богу о ниспослании Божия благословения на труд наш. Надо прочитать молитву «Перед началом всякого дела», затем продумать, как лучше сделать начинав-мое дело, и тогда только приступить к труду.

-27-

После обычных трудов следует обед и отдых.

Перед обедом и ужином всегда возноси ко Господу Богу усердную молитву; молись также и после обеда, и после ужина. Ибо не кто другой, а Сам Господь доставляет нам пищу и питие. Он же доставляет нашей пище питательную силу для нашего тела, а нашему телу даёт способность обращать эту питательнее силу пищи нам на здоровье. Не молиться перед обедом и ужином и после них может только или не понимающий этого, или же отъявленный эгоист.

Стол наш всегда должен быть умеренным. Пища для тела необходима. В необходимой пище не следует отказывать телу, но для соблюдения умеренности всегда лучше прекращать потребление пищи в то время, когда позыв на пищу ещё не совсем кончился. «Ешь только, чтобы утолить голод»,- говорит святитель Иоанн Златоуст. Опыт также свидетельствует, что только воздержанные живут здраво, долговечно и хорошо.

Весьма неразумно поступают те, которые дозволяют себе пресыщаться пищею весьма питательною, горячительною, неудобоваримою, вкусною, сладкою, ибо пресыщение весьма вредно и для нашего тела, и для нашей души. Расстройство желудка, порча крови, разные болезни, преждевременная смерть - суть следе-твия пресыщения. Невоздержанный не способен ни к каким духовным упражнениям: он не может ни молиться, ни размышлять о Божественном. У пресыщенного бог - его чрево и целая бездна нечистых мыслей и желаний.

-28-

Во время обеда и ужина никогда не говори чего-либо греховного. Это оскорбительно для Бога, Которого дары вкушаешь, и соблазнительно для твоих ближних... Пустая болтовня -признак людей неразумных и пустых; всегдашняя назидательность - удел людей мудрых. Кто так употребляет свой обед и ужин, то есть умеренно и с благодарностью Богу, тот поступает, как требует долг, праведно и богоугодно.

После обеда, без сомнения, нужен отдых. Но отдых всегда нужно употреблять как лекарство для восстановления сил душевных и телесных, поэтому отдых не должен быть продолжительным... Немного отдохнув, снова приниматься за дело. Время отдыха отнюдь не употребляй, как поступают многие неразумные, на какие-нибудь удовольствия или на какие-нибудь порочные забавы, бесполезные игры... Чтобы во время отдыха не вошли в голову какие-нибудь богопротивные мысли, а в сердце - богопротивные желания, христианин, смотря по состоянию своей души, старается питать себя разными духовными размышлениями и особенно сердечным воззванием ко Господу Богу: «Господи, как велика Твоя премудрость и благость! Всякий день питаешь Ты несчётное множество живых созданий на земле: людей, птиц, скот, зверей, насекомых - и все они сыты, никто не умирает с голоду».

Такие размышления и воззвания несравненно скорее восстанавливают наши телесные силы, нежели все другие способы восстановления их. А кроме того, такие размышления и воззвания чрезвычайно укрепляют душу в добре.

-29-

Вечером, по окончании всех дневных дел, благодари Бога за все Его благодеяния, полученные тобою в течение дня. А именно: за то, что остаёшься живым, за твои духовные и телесные силы, за здоровье, за пищу, питие, за все душеспасительные мысли, за все святые желания, за земной и небесный свет, за помощь и защиту - за всякое благодеяние.

Вспоминая, как ты вёл себя в прошедший день, ты найдёшь в себе и доброе, и худое. Доброе всё приписывай Богу, а худое себе. И снова принимай решительное намерение противиться греху, особенно твоему любимому греху. Придумывай всевозможные меры и способы избавиться от него. Но в то же время моли и проси Господа Бога, чтобы Он Сам открыл тебе надёжнейшие способы утвердиться в твоём добром намерении так крепко, чтобы ты готов был лучше умереть, чем снова совершить прежние грехи свои и снова оскорблять Господа Бога.

Отходя ко сну, сотвори вечернюю молитву.

И прежде всего благодари Бога за все оказанные Им тебе и всем людям благодеяния: за святую веру, за святые таинства и за все святые внушения ко спасению.

Молись, чтобы Господь Бог простил тебе все твои грехи и не попустил тебе умереть во грехах.

Молись, чтобы Он избавил тебя от вражеских искушений во сне, но послал бы тебе Своего ангела хранителя, да сохранит он душу и тело твоё от всякого зла.

Молись, чтобы Господь Бог благословил всех близких твоему сердцу: родителей, брать-

-30-

ев, сестер, сродников, знакомых, благодетелей, начальников. Помолись и за врагов своих.

Молись, чтобы Он помог бедным, скорбящим, путешествующим, больным, обиженным, чтобы утешил несчастных, приютил сирот, укрепил надеждою умирающих, чтобы благословил всех детей, направил к добру всех юношей, укрепил взрослых в святой жизни и всех старцев сделал образцом святой жизни, чтобы всех грешников привёл к покаянию, истребил тьму, в которой живут язычники, неверующие, еретики и раскольники, чтобы просветил их Своим светом, всех ввёл в познание Своей истины, всех направил на истинный путь спасения и спас.

Наконец, предай себя Господу Богу совершенно. Ознаменуй себя крестным знамением, ложись в постель и засыпай, памятуя смерть и Суд Божий. Старайся засыпать с хорошими мыслями. Хорошо почитать какую-либо назидательную книгу или житие святого, память которого празднуется завтра. Старайся засыпать в преданности Господу Богу. Тогда, что бы ни случилось с тобой во время сна, тебе нечего бояться; тогда ты спишь как бы на руках Божиих; тогда Господь Сам смотрит за тобою и бережёт тебя; тогда какое бы бедствие ни постигло твоё тело, твоя душа безопасна - она у Господа Бога.

В случае бессонницы, когда долго не можешь заснуть, опять размышляй и опять молись. Размышляй о судьбах правды Божией и неправды человеческой и извлекай отсюда полезные уроки для своей жизни. Молись внут-

-31-

реннею молитвою сердечною: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!» Если пойдут в сердце и голову дурные мысли, встань и клади поклоны с молитвою: Помилуй мя, Боже... (Псалом 50), пока не утомишься. Если усердно помолишься - скоро заснёшь, а не заснёшь, так душевную пользу получишь.

Вот как добрые люди проводят жизнь свою богоугодно, свято. Здесь показан тебе способ, как проводить свято только один день. Так проводи другой и третий - все дни твоей жизни.

ИСПЫТАНИЯ

Бывают в жизни христианина часы безотрадной скорби и болезни, в которые так и кажется, что Господь совершенно покинул тебя, ибо нет в душе ни малейшего чувства присутствия Божия. Это часы испытания веры, надежды, любви и терпения христианина. Скоро придут для него опять времена благоприятные от лица Господня, скоро Господь опять его возрадует, чтобы не впал он в искушение.

ПОКАЯНИЕ

Если мы не обличим себя здесь, то будем об л и-чены на Страшном Суде. Самооправдание -великий грех. Никого не надо винить в своих падениях. Признаем только себя виновниками греха, свою злую волю, и не надо стыдиться открывать свои мерзости. Надо жертвовать всем для чистоты и святости нашей, только бы не погибнуть! И блудницы могут стать праведни-

-32-

цами, нужно только искренне каяться и не грешить больше.

Откровенной исповедью легко врачуются душевные недуги, искореняются страсти, и в душу смущённого возвращаются прежний мир и спокойствие, а иначе душа черствеет и чернеет ещё больше. Кто истинно кается и живёт благочестиво, у того сердце радуется и веселится, а лицо цветёт.

ПРОЩЕНИЕ

Не будем, друг мой, никого унижать, ни перед кем не будем возноситься, будем помнить, что мы хуже всех и потому на каждое укоризненное слово будем искренно говорить: прости. Это слово отгоняет смущение от души, подавляет гнев, истребляет несогласие, водворяет мир, так что злая сила не имеет возможности вредить тому, кто от сердца говорит: «Виноват я, прости меня».

ИСКУШЕНИЯ

Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мк. 14, 38). Что такое искушение? Во-первых, искушением называют все тяжёлые для души переживания, приходящие к человеку извне по Божию попустительству в наказание для исправления, для испытания в вере и так далее.

Сюда будут относиться болезни, нужды, несправедливости от людей, обиды.

-33-

Во-вторых, искушением называется состояние души, когда ей тёмной силой навязываются мысли, а сердцу ־чувства, нарушающие душевный мир или влекущие к нарушению Божественных заповедей, требований совести и разума.

Подобное искушение неизбежно для каждого человека, пока он живёт на земле. Сам Господь в пустыне был искушён от диавола.

Святой Иоанн Кронштадтский говорит: «В жизни христианской необходимы искушения - пробы или испытания нашего духовного состояния...» Как для пробы серебра нужны инструменты, так для испытания души нужны люди.

Сатана и его воинство в течение тысячелетий не устают изощряться в искушении людей - каждой человеческой души.

Одним из типичных видов мысленных искушений является беспокойство за обеспечение себя и своих ближних, недовольство своим материальным положением; одним из мысленных искушений является сожаление: «Как жаль, что так получилось». Так же ловит нас лукавый бесплодными самоукорениями: «Зачем я сделал так?» В житейских делах самоукорение вредно. Если мы ошиблись, то и это, надо думать, случилось не без Промысла Божия, чтобы смирить нас.

Даже премудрый Соломон не считал, что способности человека могут влиять на житейские дела.

Он пишет: Обратился я и видел под солнцем, что не проворным достигается успешный

-34-

бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случаи для всех их (Еккл. 9, 11).

Итак, всё зависит от Бога.

А мы забываем в делах сначала внимательно помолиться Богу.

Есть и ещё случай, когда мы искушаемся и когда надо быть очень внимательным к себе. Это совершение какого-либо доброго дела. Диавол в этих случаях более, чем обычно, злобится на нас и старается на нет свести результаты нашего дела, испортить его каким-нибудь проступком невоздержания. Иногда мы желаем потщесла-виться, а иногда осуждаем того, кому даём.

Игумения Арсения (Себрякова): «Ко всякому доброму чувству враг примешивает свою отраву. Так, к сокрушению о грехах - отчаяние, к любви - сладострастие, к отречению от мира - холодность к людям.

Только при молитве именем Господа Иисуса Христа, произносимым с верою, этот яд отделяется».

Одним из наиболее тяжёлых искушений является искушение против любви - вражда или неприязнь к кому-либо из окружающих, часто близких и ранее любимых.

Нужно делиться с опытными в духовной жизни людьми. Уже один рассказ о своём состоянии является часто достаточным, чтобы искушение прошло. Духи тьмы боятся своего обнаружения и уходят.

Если ясны причины нашего искушения, то нужно молиться Господу Иисусу: «Господи,

-35-

я вижу себя в искушении, помоги преодолеть его. И если я не в состоянии это сделать, то Сам изгони борющего меня злого духа, как некогда Ты победил его в пустыне и изгонял из людей, одержимых им».

Если искушение связано с осуждением ближнего, то надо горячо молиться за него, и помощь Господня не замедлит. В недоумении душа себя потом спрашивает: «И чего было бояться? Чему было завидовать?»

Следует отметить, что в некоторых случаях Господь попускает длительные искушения и медлит со Своею помощью, чтобы более закалить душу в борьбе или предохранить душу от гордости.

Старец Силуан Афонский: «Господь воспитывает душу человека, не отстраняя его от встречи со злом, а давая ему силу на преодоление всякого зла».

 

ТЕЛО И ДУША

 

Душа - младенец бессмертия, беззащитный жалкий в условиях окружающего нас мира. Как надо прижимать к груди своей, к сердцу своему душу свою! Как нужно любить её, предназначенную для вечной жизни! О, как нужно счищать даже малейшее пятнышко с неё!

Тело же ־наш «друг», но надо учитывать его нрав, причуды, упрямство, низменность стремлений, чтобы обезопасить себя от них. Попробуйте распустить тело, приучить к самоволию, и оно само захочет господствовать над

-36-

нами. Оно будет требовать излишнее количество изысканной пищи и будет назойливо напоминать об удовлетворении своих животных потребностей. Откормленное тело ־־враг, а не друг человека.

БЛАЖЕНСТВО И РАДОСТЬ

Понятие «блаженство» надо отличать от понятия «радость». Радость бывает трёх видов: духовная, естественная и диавольская.

Диавольская радость - это услаждение грехом в момент совершения греха, или перед тем, или после того.

Духовная радость, особенно у праведников, до некоторой степени напоминает б л а-женство вечное.

Блаженство - это особое состояние души праведника в Царстве Небесном, это сугубая радость, которую выразить на человеческом языке невозможно.

Блаженства вечного удостоились и удостоятся души тех христиан, которые очистились и очистятся от всякой скверны, от всякого греха.

ПУТЬ В ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ

Много усилий приходится употребить над собой каждому христианину, пока происходит процесс очищения души и сердца от всевозможных грехов. Трудно, очень трудно бороться с собой, со своими греховными склон-

-37-

ностями и привычками. Но другого пути нет в Царствие Небесное.

По мере очищения души борьба усиливается... Злая сила яростно борет христианина, внушая ему недобрые помыслы и чувства и заставляя злых людей делать ему всякие пакости, борет его разными искушениями и 60лезнями. Но Господь помогает человеку Своею благодатью.

СТУПЕНИ ДУХОВНОЙ ЛЕСТВИЦЫ

Говоря о христианах, что им дарованы великие обетования Божий, через которые они могут сделаться причастниками Божественного естества, апостол Петр во Втором своём посланий даёт нам наставления, как достигнуть этих дарований (см. 2 Пет. 1, 4-7).

Для этого, говорит он, нужно удаляться от господствующей в мире похотной страсти и со всем старанием приобретать веру. А затем в вере показать добродетель, то есть добрые дела; в добродетели - рассудительность, то есть разум духовный; в разуме - воздержание; в воздержании - терпение; в терпении - благочестие; в благочестии - братолюбие; в братолюбии - любовь.

Итак, вера, добрые дела, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь - вот ступени духовной лествицы святого апостола Петра.

Все они имеют между собою тесную внутреннюю связь, каждая из них производит дру־

-38-

гую, последующую, а последующая возвышает, усовершает и укрепляет предыдущую.

КРАСОТА

Постижение красоты доступно лишь человеку. Красота может проявляться во внешнем мире (земная красота).

Особой формой красоты является внутренняя красота души человеческой.

Красоте земной поклоняются не прозревшие красотой внутренней. Немногие глубоко одарённые одиночки этой тропой обретают путь к бессмертной - внутренней красоте.

Мы на земле существуем для того, чтобы работать над красотой нашей души.

Как одно из свойств Божества, красота не определяется, она постигается не умом, а высшим разумом - интуицией.

Она действует на сердце человека, облагораживает и очищает его.

Красота составляет как бы особый вид положительной духовной энергии. Поэтому ничто истинно прекрасное не может уничтожиться, погибнуть и пройти бесследно. А в вечности все самые малые искорки и блёстки красоты живут как неуничтожаемый временем материал.

Хотите ли вы реально приобщить себя к вечности в строительстве мировой гармонии? Так приобщите себя к красоте, отобразите её хотя бы в слабой мере в своей душе, жизни, поступках, словах, мыслях и намерениях. Тогда эти крупинки духовного «негибнущего 30лота» приобщат ваши души к бессмертию.

-39-

Прекрасны христианские добродетели души: бескорыстная любовь, смирение, кротость... Но люди находят красоту в гордости.

Каждый христианин должен у себя развить способность восприятия истинной красоты.

Идя от малого к великому, тот же критерий может быть распространён и на все мелкие и житейские поступки человека. Цветы и блёстки красоты душа может собирать каждый день в любой обстановке.

Например, вас несправедливо обидели, а вы кротко смолчали, чтобы не возбудить ссоры, и от всей души простили обидчика. Вот и расцвёл цветочек красоты духа!

Вас просят помочь, и вы тотчас бросаете все свои дела, чтобы успокоить дух просящего. Вот и блеснула искорка красоты любящей души!

С вами случилось несчастье, но вы не ропщете, а благодарите Бога, проявляя полноту покорности Ему. Вот и засияла красота вашей веры!

Так в «малом» вы творите прекрасное и собираете его в свою сокровищницу красоты для Царства Небесного.

ИМЯ И ОБРАЗ

Вероятно, многие не сознают, какое значение имеет произнесение вслух или в уме какого-либо имени. Вот, например, я произношу имя дорогого для меня человека. Во мгновение времени в моих глазах встаёт его образ, в уме воспроизводятся отличительные черты характера,

-40-

его жизненный путь, его взаиморасположение ко мне; в моём сердце просыпаются по отношению к нему чувства любви, симпатии, нежности, уважения, и душа моя как бы заполняется этим образом, сливается с ним.

Это невидимое единение меня с образом друга совершенно реально и в сильнейшей степени влияет на меня.

Если друг отличается жизнерадостностью, его образ вливает в меня струйку жизнерадостности.

Святой Иоанн Кронштадтский: «В имени человека ־душа человека. Итак, на призыв: "Иван Иванович" - его душа сознаёт себя в этом имени и откликается на него».

Итак, имя вызывает образ, а образ в душе есть соприкосновение или даже единение души с этим образом.

Если мы в любви тянемся к нему, то этот образ вливается в нашу душу, объединяется с нами и влияет на наши чувства и ощущения.

Итак, произнесение имени ведёт к общению нас с образом и отражается в той или иной степени на переживаниях ума и сердца. Глубина этих переживаний зависит от отношения сердца к именуемому образу.

Икона, изображение, фотография - также воспроизводят в душе образ и объединяют душу с этим образом.

Чем больше в доме икон и духовных картин, тем легче душе бороться со своей нечистотой, легче подавлять страсти, искушения и соблазны, легче за видимым миром видеть свет горнего мира.

-41-

СНОВИДЕНИЯ

Душевная жизнь человека не прекращается и во сне, да она и не может прекратиться, поскольку душа бессмертна. Только во сне отнята наша воля по отношению к телу и вместо обычного сознания проявляется так называемое подсознание.

Святые отцы говорят, что лишь при совершенном очищении сердца сновидения будут всегда чистыми и светлыми. Отцы запрещают придавать снам какое-либо значение и тем более рассказывать их другим, считая их за откровения потустороннего мира. Сны бывают:

а) простые сны,

б) «зрения»,

в) «откровения».

Простые сны бывают у людей обыкновенных. В этих снах много нечистого.

«Зрения» бывают людям, стремящимся к очищению своих чувств.

Этим людям Господь Бог посылает сны для того, чтобы через зримое в сновидении они лучше постигли волю Божию и стремились к духовному восхождению.

«Откровения» бывают людям совершенным, исполненным Святого Духа, которые достигли степени пророков Божиих.

Над некоторыми снами следует задуматься и попробовать уяснить себе: не обличает ли Господь меня в этом сне в каком-либо грехе, пристрастии или слабости?

У иноков Старого Афона есть правило относительно снов: «Не принимать и не отвергать».

-42-

Это мудрое правило спасает нас от гордости и превозношения, если такие явления он будет приписывать своей благодати, а также спасает от хулы на благодать, если действительно имело место проявление благодати.

ПУТЬ

ВЕРУЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА

Верующих людей можно подразделить на две категории:

1. Людей, имеющих веру, но мёртвых по духу: у них вера без дел. Они самонадеянны.

2. Истинные христиане, живые члены Церкви, исполняющие заповеди Христа, любящие Бога, ближнего и творящие дела милосердия.

Этих христиан можно разделить на две категории:

а) растущих духовно,

б) находящихся в состоянии «закоснения». Закоснение - остановившийся рост в духовном отношении - это признак духовного неблагополучия или духовного умирания.

Святые отцы говорят: «Одна душа, ищущая совершенства, в глазах Господа дороже тысячи душ, не стремящихся к преображению своего сердца».

Поэтому для христианской души очень опасна остановка на пути совершенствования. Самоуверенность и довольство своими поступками происходят от неведения своей души, что очень опасно, так как это ведёт к закоренелости.

-43-

ПРИВЫЧКИ

«Привычка есть вторая натура» - это глубокая истина. Привычка создаёт святых, но привычка же создаёт и осуждённых на вечную муку.

Закон привычки - это закон духовной инерции.

Прочная привычка - это большая сила, которая легко преодолевает препятствия.

При наличии прочных привычек действия человеком совершаются очень легко, автоматически ־без затраты волевых усилий.

Поэтому хорошая привычка есть скопленный духовный капитал, процентами с которого можно жить всю жизнь.

И, наоборот, скверная привычка - это яд в крови, который постепенно отравляет человеческую жизнь.

Древние греки говорили: «Самая большая победа - это победа над самим собой». Для христианина она вполне возможна. Но начинать надо с усиленной о том молитвы.

Цепь добрых привычек - это ограда нашего духа, стены крепости. Прорыв в одном месте - уже передаёт город неприятелю.

Так, одна привычка, например невоздержанность в осуждении, лишает христианина духовной устроенности - способствования в нём Духа Святого.

Какие привычки развить прежде всего?

1. Привыкнуть выполнять молитву тщательно, неторопливо, с наивысшим вниманием.

2. Приучить себя к постоянной - в течение всего дня ־молитве.

-44-

3. Молитву утреннюю почитать самым важным делом дня.

В отношении к ближним приучить себя:

1. К тщательному сбережению своего мирного состояния духа, имея отвращение к спорам, раздражению, ссорам, упрекам, укорам и подобному.

2. По возможности к исполнению всех просьб ближнего, не противоречащих совести или интересам других, ставя целью успокоение духа ближних.

3. Посетителей принимать как посланных от Бога, оказывая им гостеприимство, радушие и помощь.

В отношении слова приучить себя:

1. К скудости слов, то есть не говорить ничего лишнего и ненужного, не празднословить.

2. Иметь отвращение ко лжи и осуждению других.

3. В основе всех слов иметь любовь к поддержанию в других бодрости духа.

4. К частому произношению слов: «прости», «благодарю», «пожалуйста».

В делах приучить себя:

1. Проверять себя перед всяким делом: можно ли получить на него благословение Гос-по дне.

2. К неторопливому, тщательному и своевременному выполнению всех дел.

3. Не быть ни одной минуты в праздности.

-45-

4. Приучить себя к возможно более раннему подъёму с постели, сразу вставая с неё.

В отношении пищи приучить себя:

1. Принимать пищу только в определённое время.

2. Есть и пить мерою, без пресыщения.

3. Принимать пищу с молитвою и благодарением, как дар Божий.

В области мышления приучить себя не дозволять мыслей маловерия, неприязни, осуждения.

ЗАКОН ВЗАИМНОГО ВЛИЯНИЯ

При отношениях человека с другими людьми имеет место закон взаимного влияния - передача чувств, как бы взаимный «резонанс», то есть пробуждение в человеке того душевного переживания, которое он чувствует в другом.

Закон этот сильно проявляется у родственных по духу душ.

Сильна способность восприятия положительных эмоций у мягких сердцем, легко вое-приимчивых, нежных душ - и слаба у душ с «чёрствым сердцем».

На основе этого закона возникают чувства ответной любви, жалости, сочувствия, сострадания.

Эта восприимчивость положительных эмоций особенно обострена у душ, исполненных Христовой любви.

Поэтому окружающая нас среда имеет для нас очень большое значение: она формирует нашу психику.

Соломон пишет: Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится (Притч. 13, 21).

Преподобный Исаак Сириянин: «Лучше жить со зверями, чем с людьми худого поведения».

Основной закон духовного совершенства -окружение себя обстановкой возвышающей, а не принижающей уровень души.

Святые отцы говорили: «С преподобными - преподобен будешь, а со строптивыми -развратишься ».

Старец Амвросий Оптинский: «Когда дикая лошадь присмотрится, что прочие лошади идут спокойно, тогда и сама пойдёт в ряд. Так и человек».

Важным условием для подражания является взаимная связь душ через любовь, симпатию и доверие.

Особенно сильное подражание себе могут вызвать люди с сильной, целеустремлённой волей и яркой индивидуальностью, а для христиан - подвижники, старцы, проповедники, духовные отцы и все праведники.

Святые отцы советуют теснейшее сближение с людьми, у которых просвещённые души.

Преподобный Иосиф Волоцкий говорит: «Следуй ему во всём, внимай словам его, делай приятное ему. Если ты нашёл такого человека, будь спокоен: ты нашёл ключ к Царству Небесному».

-47-

Старец Силуан: «Когда духовный человек встречается с недуховным, то обоим скучно и тяжело их общение».

 

ОЧИ СЕРДЦА

У нас внутри есть духовное око, которым мы в миллион раз больше видим, чем телесным зрением.

Трудись над тем, чтобы смирить свои помыслы, и тогда Бог откроет очи сердца твоего.

Препятствием к развитию внутреннего зрения является впечатлительность, то есть переживание внешних событий, рассказов, книг, разговоров.

 

БОГООБЩЕНИЕ

Когда растение растёт наиболее успешно? Когда корни его будут в земле и когда будет там достаточное количество питательных веществ, когда не будет вредителей.

Имеется аналогия с этим и в процессе возрастания в душе Духа Божия.

Господь говорил: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4).

Итак, истина - слова, идущие от Бога через Иисуса Христа, - и есть наша пища, соки, питающие нашу душу. Истину мы можем черпать из Священного Писания и затем из духовных книг. Поэтому духовное чтение является одним из важнейших условий роста в нас Духа Святого Божия. Отсюда читать книги, содер-

-48-

жащие истину, надо так же регулярно, как питать пищей наше тело.

Господь сказал: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53).

Дыхание души нашей - это молитва, которая, по заповеди Господа, должна быть непрерывной.

Все добродетели будут развиваться лишь при постоянном упражнении в них.

Два периода в жизни духовной должен пройти человек: сначала период богообщения, а потом боговселения.

В первом случае неполное единение Духа Божия с духом человека.

Постепенно с богообщением греховные навыки, привычки умаляются, теряют власть над человеком и вообще исчезают, уступая место добрым, святым мыслям.

Боговселение есть совершенный вид бого-общения, когда Дух Святой совершенно вверяется человеку и поселяется в нём. Степени боговселения на земле могут быть различны, как различны и степени святости.

Чем больше будет вырастать в вас внутренний человек, тем больше вы будете видеть света и в окружающем и в окружающих, пока не достигнете такой чистоты сердца, что всё кругом будет вам казаться светлым и преображённым. Это есть пребывание в раю ещё до смерти.

В этом состоянии живут праведники и святые, которых много среди нас, но которых мы не видим по нечистоте своих глаз и сердец.

-49-

ДУХ

Но что такое этот «дух»? Епископ Феофан Затворник: «Дух есть душа нашей души, призванный изнутри побуждать, двигать душу, крепко связанную с телом, к миру "горнему", небесному, вечному. Когда дух начинает возрастать и подчинять себе душу, то она сама, по словам преподобного Макария Великого, превращается в дух, становится сопричастницей Божества».

Есть первое рождение от отца, второе от Бога, а третье - человек сам себе родитель, чтобы явиться миру благим светом.

Это таинственный процесс, как и зарождение физической жизни.

Это начало отображения душой христианина Христа при вселении в душу Святого Духа Божия. Апостол Павел пишет: Кто во Христе, тот новая тварь (2 Кор. 5, 17).

 

ДОЛГОЛЕТИЕ

Чтобы сохранить телесное здоровье и жить  долголетно, надобно сохранить следующее правило, столь же истинное, сколько истинны слова Божий.

Всемерно надобно избегать гнева, особенно сильного, ибо гнев разливает желчь по телу и, производя боль в голове, повреждает тем здоровье и незаметным образом сокращает жизнь человека. Рвение и ярость, по свидетельству слова Божия, умаляют дни. Следовательно, кто удерживает себя от гнева, тот не повреждает своего здоровья и не умаляет дней своей жизни.

-50-

Сон здоровый и питание умеренное, как сказано в слове Божием, удлиняют долголетие. Когда сон хорош, тогда и здоровье благонадёжно. Следовательно, умеренность в употреблении пищи и пития может сохранить и продлить жизнь человека. Напротив, пресыщение в пище и питии образует дурные соки, препятствующие пищеварению, производит болезнь, могущую сократить жизнь. Поэтому те, которые пресыщаются или не знают меры в пище и питии, редко долго живут. Итак, кто хочет продлить свою жизнь, тот должен любить воздержание в пище и питии.

Полезно воздерживаться от излишнего употребления пищи, а ещё полезнее воздерживаться от излишнего употребления вина, ибо оно умаляет крепость и убавляет дни жизни того, кто бывает побеждаем вином.

Для достижения глубокой старости всемерно надобно удаляться от непозволительной связи одного пола с другим, ибо те, которые предаются этому пороку и подобным нечистотам, противным седьмой заповеди, подвергаются, кроме общего расслабления тела, разным болезням, сокращающим жизнь.

Укрепит свои силы тот, кто старается, уповая на Бога, не иметь в сердце печали, ибо печаль сердечная совершенно истребляет крепость человека. От печали смерть бывает, как говорит Слово Божие.

Сам Господь обещает долголетие всем детям, почитающим и прославляющим родителей своих, наипаче духовных отцов, исполняющим все святые их желания с детской любовью.

-51-

Вот Его слово: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле (Исх. 20, 12).

Оканчиваю сие правило такими словами: имей страх Господень, молись Божией Матери, и Она поможет тебе обрести эти добродетели.

ГРЕХ

Старец Алексий Мечёв считает за грех даже внутреннее нетерпеливое движение души. А так как судиться будет наша душа, а не тело, то всякая греховная мысль есть пятно на одежде души.

Пётр Дамаскин: «Наши прегрешения числом превышают песок морской, а по тонкости своей, как пыль, многим неведомы. Грех овладел пространствами души до глубочайших её тайников».

Леность - мать всех пороков, она расслабляет человека и делает его несносным даже для самого себя. Все скверные грехи и страсти рождаются от лености и праздности. Кто в праздности живёт, тот непрестанно грешит.

ПОМОЩЬ БЛИЖНИМ

Если хочешь исправить кого от его недостатков, не думай исправить его одними своими средствами; сами мы больше портим дело своими собственными страстями - гордостью и происходящею оттуда раздражительностью, но положись на Господа и помолись Ему, испытующему наши сердца и утробы, от всего сердца,

-52-

чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека. Если Он увидит, что молитва твоя дышит любовью и исходит от всего сердца, то непременно исполнит желание твоего сердца.

СТРАДАНИЯ

Если Господь вводит человека в страдание или налагает на него испытания, то единственно для того, чтобы тем уврачевать его душу.

Если ты страдания свои будешь переносить с покорностью и преданностью воле Божией и не будешь искать утешения нигде и ни в ком, кроме Господа, - то Он, по милости Своей, не оставит тебя и не будет оставлять без утешения; будет прикасаться к сердцу твоему Своею благодатью и сообщать тебе дары Духа Святого. Среди страданий твоих ты почувствуешь в сердце твоём неизъяснимую сладость, дивное спокойствие и радость, каких ты никогда не чувствовал, и ты почувствуешь в себе силу и возможность молиться Богу истинною молитвою и веровать в Него истинною верою; и сердце твоё загорится чистою любовью к Богу и ближнему.

КРОТОСТЬ

Истинно смиренным и кротким легко жить на свете. Нет ничего в жизни, что могло бы вывести их из равновесия и нарушить мир душевный. Они всё переносят с одинаковым спокойствием духа и принимают всё как от руки

-53-

Божией. Они глубоко веруют, что без воли Божией с ними ничего не может произойти, поэтому одинаково радуются, когда Господь посылает им радость и скорбь. Такие люди никогда ни с кем не спорят и во всём охотно уступают всем. Они знают, что только кротостью и незлобием можно победить злую силу, а злом не победишь зло, поэтому они исполняют всякую просьбу окружающих, если она не идёт вразрез с их совестью.

Кротостью человек украшается лучше всякого наряда. Апостол Пётр говорит девицам и женам: Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет. 3, 3-4).

Достигшим высоты и глубины кротости и смирения легко жить, но труден путь к достижению этих добродетелей. Кто ещё на пути, для тех тяжела борьба с собой. Трудно, очень трудно терпеть чужие грехи, но зато это верный и надёжный путь в Царствие Небесное.

ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА

Итак, исполняй следующее: ты желаешь себе благополучия - желай же благополучия и всякому своему ближнему. Тебе приятно, когда о тебе отзываются хорошо, - отзывайся же и ты хорошо о всяком ближнем. Тебе неприятно, когда отзываются о тебе худо, - не отзывайся же и сам худо ни о ком.

-54-

Особенно же остерегайся клеветы на ближнего: и сам не клевещи, и о других не слушай клеветы.

Никогда никого ни в чём не осуждай, да и от других не слушай осуждения или сплетен.

Тебе неприятно, когда разглашают твои недостатки или пороки, - не разглашай же и ты недостатки и пороки ближнего. Тебе неприятно, когда с тобою обходятся грубо и чем־нибудь оскорбляют тебя, - обходись же со всеми ласково, особенно берегись употреблять слова бранные и оскорбительные.

Если же от грубого с тобой обращения ближнего придется тебе рассердиться, не говори ничего, пока не пройдёт гнев твой.

Тебе приятно, когда тебе помогают в нуждах твоих, - старайся же и ты, сколько и как можешь, помогать ближним во всех их нуждах. Особенно помогай родным твоим и близким, а также увечным.

Оказывая помощь всем ближним живым, не лишай своей помощи и умерших. Чаще поминай их и подавай для их спасения возможную милостыню. Им можем оказать помощь только мы, живые.

Ни в какой телесной, а особенно духовной помощи не отказывай людям порочным, иноземным, иноплеменным, иноверным, еретикам, безбожникам и врагам, ибо все они люди, все созданы Богом с бессмертною душою по образу и по подобию Божию. Все искуплены бесценною кровью Спасителя, заповедавшего любить и врагов наших.

-55-

ВОЛЯ

Схиархимандрит Софроний (Сахаров): «Чтобы самому во всём определить своё бытие -это свобода Бога, человек такой свободы не имеет».

Человеческую свободу связывают:

а) законы природы,

б) запросы тела,

в) окружающие люди и обстановка,

г) общественные законы,

д) установленные Богом внутренние законы, сообщаемые ему через голос совести,

е) влияние на душу тёмной силы при оставлении человека Божией благодатью.

Епископ Игнатий (Брянчанинов) утверждал, что воля человека свободна почти в одном только избрании добра и зла; в прочих отношениях она ограждена отовсюду.

Различают людей сильной и слабой воли. У сильных, волевых людей «остаток свободы» более ярко выражен, и они настойчиво стараются проводить в жизнь свои стремления.

Наличие у человека сильной воли вместе с настойчивостью при достижении определённых целей - это великие дары, многие таланты, дарованные человеку от Бога. Немногие из людей обладают ими в значительной мере.

Если при этом у человека целью жизни является богоугождение и стяжание Духа Святого Божия, то человек может достигнуть высоких степеней святости.

Одним из ярких тому примеров является апостол Павел. И наоборот, если сердце человека жестоко, гордо и тщеславно, то при очень

-56-

сильной воле существование такого человека является народным бедствием. Например, Наполеон, Гитлер. Таким же будет и грядущий антихрист, особая личность в конце веков.

Епископ Михаил Таврический подразделяет наши стремления по пяти сферам:

1- я, сфера чувственно-материальной жизни;

2- я, сфера умственной жизни;

3- я, сфера искусства (мир образов и грёз);

4- я, сфера человеческих симпатий и сострадания, в которой живут люди, имеющие доброе сердце;

5- я, сфера жизни духа - свободной веры, сфера молитвы и богообщения, единение души с Богом.

После грехопадения громадное болыпинс-тво людских душ живёт в своих стремлениях преимущественно в низшей сфере эгоизма и чувственности...

Человек может добровольно отказаться от своей воли: например, иноки подчиняются игумену. Это благое умерщвление своей испорченной грехом воли: в человеке через старца, а в последнем через веление Святого Духа начинает господствовать воля Самого Бога, которая всегда благая и всегда совершенная, она ведёт душу к миру и к совершенной радости.

Безнадёжна участь человека с самомнением, надеющегося на себя и не стремящегося во всём искать воли Божией.

Устремление наших душ (наша воля) - это основное, что служит критерием пригодности душ к Царству Небесному. Даже если высокие

-57-

стремления души на земле подавлялись и душа не могла их осуществить, то они раскроются в том мире, где не будет мешать им земная обета-новка.

ЛЮБОВЬ

Любовь покоит и приятно расширяет сердце, оживотворяет его, а ненависть мучительно стесняет и тревожит его.

Кто ненавидит других, тот мучит и тиранит сам себя, тот глупее всех глупцов.

Люби всякого человека, несмотря на его грехопадения. Все мы повинны пред Богом и все нуждаемся в Божием милосердии. Потому, любя друг друга, надо терпеть друг друга и прощать погрешности против нас. В ближнем твоём - спасение твоё.

Береги всемерно своё сердце, или искренность сердечную, способность сочувствия ближним и их радостям и скорбям и, как смертельного яда, беги холодности и равнодушия к разным бедам, напастям, болезням, нуждам людским, ибо в сочувствии выражается любовь и доброта христианина, а в любви - весь закон.

Жизнь сердца есть любовь, смерть его -злоба и вражда на брата. Господь для того нас держит на земле, чтобы любовь к Богу и ближнему всецело заполнила наше сердце; этого и ждёт Он от всех - это цель и смысл мира.

Бог Сам в Себе есть Любовь. Нет существа, которое бы любило нас более, чем Господь Бог, Который и Сына Своего Единородного не поща-

-58-

дил для нас; а мы по природе, естественно, всегда любим того, кто нас любит. Поэтому любить Бога всем сердцем и всею душою должно быть самою первою потребностью сердца всякого человека, тем более что любовь есть чувство, для всех нас самое приятное. «Оскудение в нашей душе любви к Богу есть самое несносное из всех зол», - сказал святитель Василий Великий.

СОВЕСТЬ

Господь вложил в человека особую способность как бы прикровенно слышать Свой голос через голос нашей совести. Этот голос очень нужен, и способность его слышать легко потерять.

Святитель Иоанн Златоуст: «Нет между людьми ни одного судии столь неусыпного, как наша совесть».

У души, очистившейся от страстей и привыкшей к непрестанной молитве, этот слух настолько утончён, что он постоянно воспринимает голос Божий.

То же бывает с ревностными к своему служению пастырями, по данной им от Бога благодати священства.

Поэтому когда они наставляют своих духовных чад, то их устами говорит Сам Господь.

ВЕРА И ЛЮБОВЬ

Истинная любовь в сердце есть как бы жар чистый или теплота, согревающая его, она есть корень, производящий в нём все добрые

-59-

дела. Для человека, одушевлённого истинною любовью, нет ничего трудного, странного, невозможного; для него никакие законы и заповеди не трудны и все удобоисполнимы. Вера и любовь, даруемые человеку Духом Святым, есть такие величайшие и сильнейшие среде-тва, что имеющий их может легко, удобно, с радостью и утешением идти по пути, Которым прошёл Иисус Христос.

 

ПРАВОСЛАВНОЕ БРАТСТВО СВЯТОГО АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА 129327, г. Москва, ул. Коминтерна, д. 20/2

Проезд:

1) ст. м. «Бабушкинская» (последний вагон, выход направо), авт. №№ 124, 174 и 238 (также маршрутное такси №№ 88, 111) до остановки «Кинотеатр "Арктика"» или от метро 15 мин. пешком по ул. Менжинского;

2) электричкой с Ярославского вокзала до платформы «Лосиноостровская», далее 2 мин. пешком.

Работаем ежедневно (кроме суббот, воскресений и двунадесятых праздников) с 10 до 17 часов без перерыва на обед. Телефон: (499) 18431-92; телефон/факс (495) 730-57-17

ПРАВОСЛАВНОЕ БРАТСТВО СВЯТОГО АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА

Братья и сестры! Мы рады предложить вам:

Широкий выбор православной литературы оптом и в розницу по издательским ценам. Скидки.

CD и DVD-диски в ассортименте.

Рассмотрим предложения о совместном издании книг и реализации издательских планов.

Доставляем книги по почте и железной дорогой по вашему заказу в любую точку России.

Работает отдел «Книга - почтой» Заказы принимаем по адресу: 129327, Москва, а/я 58

Телефон: (499) 18431-92 Телефон/факс: (495) 730-5717

Наш адрес: 129327, г. Москва, ул. Коминтерна, д. 20/2

Email: bratstvo-ioanna@mail.ru

Спаси вас Бог!

ДУХОВНАЯ БИБЛИОТЕКА

ИСКУССТВО жить

По трудам схиигумена САВВЫ (Остапенко)

Составлено по изданию:

Схиигумен Савва (Остапенко) (серия «Алфавит духовный»), М.: Братство святого апостола Иоанна Богослова, 2010.

Составитель: Чунтонов Д. С.

Издательство: Православное братство св. апостола Иоанна Богослова 129327, Москва, ул. Коминтерна, д. 20/2 E-mail: bratstvo־ioanna@mail.ru Тел.: (495)73057 17, (499)1843192

Подписано в печать 07.06.2011. Бумага офсетная. Формат 70x90/32. Печать офсетная. Печ. л. 2. Тираж 5000 экз. Заказ № 502

Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в Патриаршем издательско-полиграфическом центре Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра

 

Файл djvu взят с сайта http://rutracker.org/

Преобразование в компьютерные форматы http://www.golden-ship.ru/load/