Поиски земли Гога и Магога
В Ветхом Завете (Иезекииль глава 38 и глава 39) и в Новом Завете (Откровение 20:7) имеется предсказание о нашествии неких народов, которые в последнее время должны прийти и окружить Иерусалим. Это будет огромная армия, которую Бог уничтожит огнем с неба (Откр. 20:9, Иезек. 38:22). А в книге пророка Иезекииля говорится еще о землетрясении, всепотопляющем дожде, граде (Иезек. 38: 19-22), которые Бог пошлет на эти армии.
О том, что это должно произойти в последние годы мировой истории говорит Иезекииль такими словами, передавая обращение Господа к предводителю этих армий - Гогу:
"После многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь в землю, избавленную от меча, собранную из многих народов, на горы Израилевы, которые были в постоянном запустении, но теперь жители ее будут возвращены из народов, и все они будут жить безопасно." (Иез.38:8)
"И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни, и Я приведу тебя на землю Мою, чтобы народы узнали Меня, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою пред глазами их." (Иез.38:16)
В Новозаветном отрывке есть привязка к пророчеству о тысячелетии в истории Христовой Церкви. А непосредственно после уничтожения армий Гога и Магога сказано о суде над всеми народами.
"Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков. И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное."(Откр.20:7-15)
Контекст пророческих образов не оставляет сомнений, что событие это крайне близко к окончанию земной истории нашего мира. Впрочем, из одного отрывка книги пророка Иезекииля, становится понятно, что от уничтожения армий Гога и Магога до конца истории никак ни меньше семи лет (может быть значительно больше, но никак ни меньше). Сказано, что после уничтожения Богом армий Гога, израильтяне будут семь лет собирать оружие и даже смогут использовать его вместо дров. Что, скорее всего, надо понимать как метафору, ведь если во времена пророка можно было топить печи копьями и стрелами, то сейчас оружие - это в основном железо, которое редкий безумец решится засовывать в печь.
"Тогда жители городов Израилевых выйдут, и разведут огонь, и будут сожигать оружие, щиты и латы, луки и стрелы, и булавы и копья; семь лет буду жечь их.
И не будут носить дров с поля, ни рубить из лесов, но будут жечь только оружие; и ограбят грабителей своих, и оберут обирателей своих, говорит Господь Бог."(Иез.39:9,10)
Таким образом, из различных подсказок, мы можем сделать вывод о времени данного нашествия. Оно произойдет после тысячелетнего царствования святых, и не менее чем за семь лет до конца человеческой истории, и вместе с тем, крайне близко к воскресению мертвых и Суду над всеми народами – «в последние годы» (Иез.38:8) и даже «в последние дни» (Иез.38:16).
Тысячелетнее связывание сатаны, или же тысячелетнее царствование святых, по нашему предположению является периодом в Церкви Христовой с 843-го по 1843-й год. То есть предположительно один временной маркер пройден.
В откровении Иоанна Богослова встречаются два похожих блока пророческих образов, связанных с семью Ангелами. Семь Ангелов трубят (главы с восьмой по десятую) и семь Ангелов, выливающих чаши гнева (главы шестнадцатая и семнадцатая). Сравним эти пророчества:
Трубы |
Чаши |
Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.
|
Первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его. |
Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.
|
Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море. |
Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде "полынь"; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.
|
Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь.
Дополнение из Ветхого Завета (3 Ездры 5: 4-9). «А если Всевышний даст тебе дожить, то увидишь, что после третьей трубы внезапно воссияет среди ночи солнце и луна трижды в день; и с дерева будет капать кровь, камень даст голос свой, и народы поколеблются. Тогда будет царствовать тот, которого живущие на земле не ожидают, и птицы перелетят на другие места. Море Содомское извергнет рыб, будет издавать ночью голос, неведомый для многих; однако же все услышат голос его. Будет смятение во многих местах, часто будет посылаем с неба огонь; дикие звери переменят места свои, и нечистые женщины будут рождать чудовищ. Сладкие воды сделаются солеными, и все друзья ополчатся друг против друга» |
Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была — так, как и ночи. |
Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу.
|
Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека. В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них. По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее — как лица человеческие; и волосы у ней — как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов. На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее — как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну; у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была — вредить людям пять месяцев. Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по— еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион. Одно горе прошло; вот, идут за ним еще два горя.
|
Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих.
|
Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате. И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его. Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей; ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям, и имели головы, и ими они вредили. Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем. |
Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного. И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон.
|
Когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам. |
Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось! |
Как можно видеть, по каждому пункту и в хронологической последовательности пророческих циклов наблюдается сходство. Эти два пророческих блока как бы дополняют друг друга.
Первые четыре эпизода – это нарушения в природе (упомянуты последовательно земля и растения, море, воды, солнце) и только с пятого начинается наказание людей. И если в пятом эпизоде люди будут мучиться, искать смерти и не находить, и при этом не раскаются, но продолжат хулить Бога, то уже в шестом эпизоде на человечество посылается некая грозная и могущественная военная сила. Причем указано точное число этого войска: две тьмы тем. Тьма – в славянском языке обозначает десяти тысяч. Тьма тем – это десять тысяч раз по десять тысяч, или сто миллионов. Соответственно, в пророчестве сказано о двухстах миллионах («две тьмы тем»). И сказано, что события будут связаны с рекой Ефрат, которая пересохнет, и тем самым сделает возможным приход неких царей «от восхода солнечного». И соберутся они в неком месте, названном еврейским словом Армагеддон.
Многие исследователи увязывают это пророчество с последней битвой против войск Гога и Магога. Так слово Армагеддон трактуют, как произошедшее от «хар» «Мегиддо» «гора Мегиддо», название холма в 10 км от г. Афула на севере Израиля. И предполагают, что об этом же месте сказано как о горах Израилевых в книге пророка Иезекииля (38:8).
Хотя это может быть и названием долины. Так, А.П. Лопухин дает такое объяснение данному термину:
"В Свящ. Писании мы не находим какой-либо местности под названием Армагеддон. Слово Армагеддон несомненно сложное, двойное, из «ар» и «Мегиддо». «Ар» - еврейское слово, значит равнина, а Мегиддо есть исторически известное географическое место в Палестине, послужившее полем брани Варравы с Сиссарою и Нехао с иудейским царем Иосиею." [1]
Войска Гога и Магога приходят на землю Израиля под стены Иерусалима, и войска, о которых говорится при шестом Ангеле, собираются в место, называемое по-еврейски Армагеддон, которое, по мнению многих исследователей, находится в Израиле, на севере от Иерусалима. По всей видимости, говорится об одном и том же событии, которое должно произойти непосредственно перед концом человеческой истории. Это событие настолько значительное, что о нем сказано в Ветхом и Новом Завете. И вряд ли это разные военные действия, а именно одно событие в истории.
Север, восток, четыре угла земли
Можем ли мы узнать о каких народах идет речь в данном цикле пророчеств? В Откровении сказано, что сатана будет собирать народ на битву с «четырех углов земли».
«Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.» (Откр. 20: 7-9).
И в Откровении сказано, что духи бесовские идут ко всем царям земным, чтобы собрать их на битву:
«бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя.» (Откр.16:14).
Однако в той же главе Откровения, и применительно к этому же событию, сказано отдельно, что двестимиллионное войско придет от «восхода солнечного» (Откр. 16:12). Есть ли тут противоречие? Пожалуй, нет. Просто в последнем случае дана большая детализация -выделена некая "ударная" или основная военная сила: войска будут со всего света, но некое наиболее многочисленное войско придет с востока.
А вот у пророка Иезекииля, сказано, что войска Гога из земли Магог придут от «пределов севера» (Иезек. 38:15) и «от краев севера» (Иезек. 39:2), или «от конца севера» в обоих случаях в церковно-славянском переводе. Надо отметить, что для жителей Израиля с севером ассоциировалось всегда некое зло. Так и принесший много горя иудейскому народу Навуходоносор – царь Вавилонский, - именуется царем от севера.
«Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я приведу против Тира от севера Навуходоносора, царя Вавилонского, царя царей, с конями и с колесницами, и со всадниками, и с войском, и с многочисленным народом». / «се, Аз наведу на тя, Сор, Навуходоносора царя Вавилонска от севера, царь царем есть, с коньми и колесницами и с конниками и собранием многих языков зело.» (Иезек 26:7).
Если Вавилон – это для пророка север, то о войсках Гога из земли Магог сказано, что это будут народы из дальних земель («от конца севера»)– или, надо полагать, находящихся где-то значительно дальше Вавилона.
Географические привязки для исследователей данного пророчества порой оказываются крайне важными в выборе того или иного народа, который определяют как "Магог" или как народ "Гога и Магога". Однако, мы видим, что тут можно привязать как север, так и восток, и вообще все стороны света ("четыре угла земли"). Потому, исходя только из географического указания, мы не можем определить - что за народ имеется в виду.
Пророк Иеизекииль перечисляет народы, которые будут участвовать в данном нашествии вместе с известными нам уже Гогом и Магогом.
«И было ко мне слово Господне: сын
человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха
и Фувала, и изреки на него пророчество
и
скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха
и Фувала! / «И бысть слово Г-дне ко мне, гл-я:
Сыне человеч, утверди лице твое на Гога, и на землю Магога князя Рош*, Мосоха и
Фовеля, и прорцы нань».
И поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои, и выведу тебя и все войско твое, коней и всадников, всех в полном вооружении, большое полчище, в бронях и со щитами, всех вооруженных мечами, Персов, Ефиоплян и Ливийцев с ними, всех со щитами и в шлемах, Гомера со всеми отрядами его, дом Фогарма, от пределов севера, со всеми отрядами его, многие народы с тобою.» (Иезек. 38: 1-6)
Причем в Библии на церковно-славянском языке стоит интересная сноска напротив слова «Рош». А именно: «евр. рош, славен: глава или главнейший». [2].
Мы не случайно выделяем жирным шрифтом названия племен, идущих вместе с Гогом. В десятой главе книги Бытие дается родословие сынов Ноевых. И мы можем увидеть, что Гомер, Магог, Фувал, Мешех – это сыны Иафета, а Фогарма – это внук Иафета (сын Гомера):
«Вот родословие сынов Ноевых: Сима,
Хама и Иафета. После потопа родились у них дети.
Сыны Иафета: Гомер,
Магог, Мадай, Иаван, [Елиса,] Фувал, Мешех и Фирас.
Сыны Гомера:
Аскеназ, Рифат и Фогарма.
Сыны Иавана: Елиса,
Фарсис, Киттим и Доданим.
От них населились
острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в
народах своих.» (Бытие 10: 1-5)
Отметим, что среди этих имен нет Роша. Потому вполне вероятно, что это не имя собственное, а прилагательное, - глава или главнейший. Вот только почему-то переписчики не перевели его, а стали писать, как название одного из племен, хотя среди сынов и внуков Иафета мы не видим такого имени. Это предположение подтверждается еще тем, что в других переводах Библии (например, сирийском – т.н. Пешитте) это слово переведено именно как «правитель». Так, если мы откроем толкование Ефрема Сирина на этот отрывок, то прочтем следующее:
«(3) Се Азъ на тя, Гогъ правитель и князь Мосоха и Ѳовела. (6) Гомеръ и вся сила его, домъ Ѳоргамань. (8) Отъ дней множайшихъ предопредѣленъ ты, и въ послѣдняя лѣта пріидеши, (12) плѣнишь плѣнъ, возмешь корысти: (4) и вложу узду въ челюсти твоя, и изведу тя, и всю многочисленную силу твою. Гогомъ и Магогомъ называются народы, притѣснявшіе Іудеевъ вскорѣ по возвращеніи ихъ изъ Вавилона. Но многіе утверждаютъ, что Гогомъ названъ Олофернъ, военачальникъ Навуходоносора царя ниневійскаго. Ибо съ нимъ изъ земли сѣверной многіе народы взошли въ землю израильскую, и были тамъ истреблены. Посему, толкователи и присовокупляютъ, что древками оружій и копій воинства Олофернова семь лѣтъ возгнетаемъ былъ огонь во святилищѣ, и это дѣлалось въ воспоминаніе побѣды.» [3] Ефрем Сирин, конечно, использует сирийский перевод Библии. На сайте Библия онлайн (bibleonline.ru), есть перевод, названный "восточным". Там тоже нет слова "рош".
«Было ко мне слово Вечного: – Смертный, обрати лицо к Гогу в земле Магог, верховному правителю Мешеха и Тувала. Пророчествуй против него и скажи: Так говорит Владыка Вечный: «Я – твой враг, о Гог, верховный правитель Мешеха и Тувала». [4]
Нет слова «рош» и в стандартной английской версии Библии (English Standard Version (ESV))
"The word of the Lord came to me: “Son of man, set your face toward Gog, of the land of Magog, the chief prince of Meshech[a] and Tubal, and prophesy against him and say, Thus says the Lord God: Behold, I am against you, O Gog, chief prince of Meshech[b] and Tubal."
Этот момент очень важен, поскольку на основании неверного перевода слова "главнейший" (еврейское - "рош"), и того, что племена Гога, - как пишет Иезекииль, - придут с севера, очень многие толкователи делают вывод, что имеются в виду племена скифов или русские.
Хотя более вероятно, что здесь присутствует банальная ошибка перевода.
Потомки Иафета расселились по всей земле, как и прочие потомки Ноя. Считается, что они составили так называемую индоевропейскую группу народов.
Согласно современным исследованиям индоевропейцы заселяли Европу и Азию. Вместе с тем, обратим внимание на то, что когда говорится о родословии потомков Иафета, сказано, что они заселили острова (Бытие 10:5). То есть, именно сыновья Иафета, или некоторые из них, стали строить корабли и расселяться по земле используя для этого водные пути.
Мореплавателями стали сыны Иавана - Фарсис и Киттим. Несколько раз мы встречаем в Библии указание на корабли Фарсисские (3-Цар. 10: 22 Исаия 23:1 Исаия 23:14 Иез.27:25) и корабли Киттимские (Числа 24:24 Даниил 11: 30). Считается что Киттим – это современный Кипр, а земля потомков Фарсисса – точно не определена. На звание этого города претендует Карфаген, так как оттуда привозили павлинов, золото, серебро, и слоновую кость и обезьян (3 Цар 10:22, 2Пар 9:21), а так же железо, олово, свинец (Иез. 27:12). Некоторые исследователи предполагают, что Фарсисс находился значительно дальше.
«Ибо у царя был на море Фарсисский корабль с кораблем Хирамовым; в три года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов.» / «корабль бо Фарсийский царю Соломону на мори с корабли Хирамлими, единою во триех летех прихождаше цареви корабль из Фарсиса и приношаше злато и сребро, и зубы слоновы, и пифики и павы, и камение точеное и тесаное.» (3 Цар. 10:22)
Корабль Фарсисский приходил раз в три года. Данный факт тоже может говорить в пользу того, что данная земля находилась далеко. Она могла находиться в Персидском заливе и даже примыкать к Индии. На этот вывод нас наталкивает схожесть с названием языка – «фарси», распространенного в районе современного Ирана, Афганистана, Таджикистана, Пакистана.
Во второй книге Паралипоменон (20:36) сказано, что Иудейский царь Иосафат с Израильским царем Охозиею стоят корабли для отправки в Фарсис на Красном море в Ецион-Гавере (находился в современном заливе Акаба). Соответственно, земли Фарсиса находилась не на Средиземном море и скорее всего в Персидском заливе – на территории современного Ирана (древней Персии). Так кроме названия языка (фарси), одна из провинций Ирана, расположенная практически на берегу Персидского залива носит название Фарс, о которой сказано, что она является исторической родиной персидского языка и персидской государственности. И так как в арабском языке нет звука "п", то и этноним "перс" "персидский" в арабском языке звучит как fārs (فارس). Располагали персы и кораблями.
Однако, вернемся к сыновьям Иафета, о которых говорится применительно к нашествию в последние времена: Гомеру, Магогу, Фувалу, Мешеху. Достоверно не известно, какие народы произошли от этих праотцев. Существуют те или иные предположения, но все они довольно умозрительны, и меняются в зависимости от предпочтений или взглядов того или иного исследователя. Исключением являются, пожалуй, жители страны Киттим, так как о них сказано, что из этой местности вышел Александр Македонский (1 Маккавей. 1:1-7).
Народом Магог обычно определяют скифов. Вероятно только потому, что они жили на севере от Израиля. Других соответствий мы не наблюдаем. Вот один из вариантов привязки тех или иных народов к сынам и внукам Иафета.
Гомер (киммерийцы): Аскеназ (германцы, балты, славяне), Рифат (кельты, италики, сикулы), Фогарма (тохары, фригийцы, армяне)
Магог: (скифы)
Мадай: (мидяне)
Иаван: Елиса (эллины), Фарсис (тирсены, тиррены, этруски, пеласги), Киттим (киприоты), Доданим (тевкры, родосцы, иллирийцы)
Фувал: (сиканы, иберы, баски)
Мешех: (каппадокийцы)
Фирас: (фракийцы, гето-даки)[5]
Заметим, что имена Фирас, Мадай, Елиса, Доданим, Рифат кроме родословия Иафета больше нигде не упоминаются в Библии. Тем не менее, как мы видим, исследователи привязывают к ним те или иные существующие или исчезнувшие народы.
Пока мы не можем сказать, какие народы произошли от того или иного праотца (кроме Киттима, и, возможно, Фарсиса), но мы можем анализировать другую информацию, записанную в Священном Писании. Так известно, что порты средиземноморья контактировали с Иаваном, Фувалом и Мешехом, Фогармом.
"Иаван, Фувал и Мешех торговали с тобою, выменивая товары твои на души человеческие и медную посуду. Из дома Фогарма за товары твои доставляли тебе лошадей и строевых коней и лошаков." (Иез. 27:13-14)
Мореплаватели Фарсис и Киттим тоже были известны и с ними были те или иные контакты (3-Цар. 10: 22 Исаия 23:1 Исаия 23:14 Иез.27:25 Числа 24:24 Даниил 11: 30). Упомянуто однажды Аскеназское царство (Иер.51:27). Другие праотцы из рода Иафета, как было уже сказано, - Фирас, Мадай, Елиса, Доданим, Рифат, - почему-то не стали больше упоминаться в Библии. Это, конечно, не значит, что от них не произошли известные нам народы, просто почему-то Бог не говорил больше о них устами Своих пророков. Не говорится больше и о земле или народе Магог. Об этом племени Бог говорит только в привязке к последним временам. Куда же ушел (или уплыл) Магог, что с ним прекратились всякие контакты, по крайней мере, непосредственные? Где сохраняет Бог народ этот на последние годы? Тут впору перейти к легендам.
Заклепанные народы.
В первые века христианства получили широкое хождение легенды о народе Гога и Магога. Причем существовали они как у христиан, так и мусульман и иудеев. Несомненно, источником этих легенд явились священные тексты в той или иной переработке. Так в Коране сказано о злых народах Яджудж и Маджудж, которые запер в горах Александр Македонский (именуемый - Зуль Карнейн, что означает двурогий). Так вот, согласно легенде, попавшей в священную книгу мусульман, Искандер пришел на восток и дошел до неких злых народов, которые запер, соорудив в горах железную преграду (Сура 18: 90-99). Но придет время, когда они (народы Яджудж и Маджудж) проделают проход в этой преграде и устремятся в мир "вниз с каждой возвышенности" (Сура 21: 95-96)
90. Когда он прибыл туда, где
восходит солнце, он обнаружил, что оно восходит над людьми, которым Мы
не установили от него никакого прикрытия.
91. Вот
так! Мы объяли знанием все, что происходило с ним.
92. Потом
он отправился в путь дальше.
93. Когда
он достиг двух горных преград, он обнаружил перед ними людей, которые почти не
понимали речи.
94. Они
сказали: «О Зуль Карнейн! Йаджудж и
Маджудж (Гог и Магог) распространяют на земле нечестие. Быть может, мы уплатим
тебе дань, чтобы ты установил между нами и ними преграду?»
95. Он
сказал: «То, чем наделил меня мой Господь, лучше
этого. Помогите мне силой, и я установлю между вами и ними преграду.
96. Подайте
мне куски железа». Заполнив пространство
между двумя склонами, он сказал: «Раздувайте!» Когда они стали красными, словно огонь, он сказал: «Принесите мне расплавленную медь, чтобы я вылил ее на него».
97. Они
(племена Йаджудж и Маджудж) не смогли забраться на нее и не смогли пробить в
ней дыру.
98. Он
сказал: «Это – милость от моего Господа!
Когда же исполнится обещание моего Господа, Он сровняет ее с землей. Обещание
моего Господа является истиной».
99. В
тот день Мы позволим им (племенам Йаджудж и Маджудж) хлынуть друг на друга. И
затрубят в Рог, и Мы соберем их (творения) всех вместе. (Коран 18: 90-99)
95.
Запрет
лежит на селениях, которые Мы погубили, и они не вернутся,
96. пока
Йаджудж и Маджудж (Гог и Магог) не будут выпущены и не устремятся вниз с каждой
возвышенности. (Коран 21: 95-96)
Среди арабов ходило устойчивое представление о данных варварских народах, живущих на востоке, и запертых за горами и некой преградой. Даже предпринимались неоднократные попытки найти эту стену Зуль Карнейна.
Существует рассказ арабского дипломата и путешественника Ахмеда Ибн Фадлана, посетившего Волжскую Болгарию в 921—922 гг.
"Во время его пребывания в
стране волжских болгар он услыхал рассказ о неком гигантском человеке, которого
за несколько лет до этого обнаружили болгарские купцы на берегу реки Атыл
(Волги). Как оказалось, этот человек уже умер, но Ибн Фадлану удалось осмотреть
его кости удивительных размеров. Болгарский царь Алмуш сообщил арабу, что в
свое время он отправил послание к жителям «страны Вису» («весь» русской летописи) с
просьбой рассказать ему, что это за человек и какого он племени, ибо сам вид
его внушил ужас как царю, так и его подданным. Далее в сочинении Ибн Фадлана
содержится рассказ со слов самого болгарского царя:
"Они же написали мне, — рассказывал царь, — извещая меня, что этот человек из числа Йаджудж и Маджудж
(соответствуют библейским Гогу и Магогу. — А. К.). Они от нас (от
народа "вису". — А. К.) на расстоянии трех
месяцев пути. Нас и их разъединяет море, так как они живут на [том?] его берегу… Лежащее между нами и ими море находится у них с одной стороны, а
горы окружают их с других сторон. Преграда также отделила их от ворот, из
которых они обычно выходили. Когда же Аллах могучий и великий захочет вывести
их в обитаемые земли, то он произведет для них раскрытие Преграды…" [6]
Ибн Фадлан не называет имя Александра Македонского (или
Зу-л-Карнайна), однако, по замечанию А. П. Ковалевского, использованный им при
упоминании некой преграды определенный член "указывает на то, что речь
идет об известной "Преграде" Александра Македонского"[7]
"Как
представляется, в сочинении Ибн Фадлана и ряда других арабских авторов
(преимущественно XII—XIV вв.) отразилась традиция,
согласно которой народы Йаджудж и Маджудж жили на крайнем севере, вместе с тем
существовала и другая традиция, также отразившаяся в мусульманских
географических сочинениях, согласно которой "стена Зу-л-Карнайна" находилась где-то на востоке, вблизи границ Китая, т. е., очевидно, отождествлялась с Великой Китайской стеной."[8]
В знаменитой поэме «Искендер-намэ» азербайджанского поэта XII - начала XIII в. Низами Гянджеви повествуется о нескольких легендарных походах, великого полководца. После похода в Китай Искендер (Александр) встретился с чудовищными Яджуджами и запер их за высоким валом (стеной Зу-л-Карнайна). Но еще прежде ему пришлось воевать на севере: тогда Искендер и основывает город в области Мраков (а именно город Булгар, названный в азербайджанской поэме), а также сражается с русами [9]
Существуют так же древнерусские источники, хранящие предания о народах "заклепанных" Александром Македонским в каких-то горах. Прежде всего, надо сказать о сочинениях, которые стали ходить по Руси в рукописях, как предсказания Мефодия Патарского. Позже выяснилось, это были сочинения неизвестного сирийского подвижника по имени Мефодий. Данное сочинение содержало рассказ от сотворении мира до конца человеческой истории. Правда первоисточника не сохранилось и до нас дошли различные списки с многочисленными вставками и дополнениями. См. исследование В.М. Истрина [10]
«В последние же дни по пророчеству Езекылеву, глаголющу: "в последние дни, вь скончание мира излезеть Гогь и Могогь на землю Израилеву" (ср. Иез. 38:14-16.18), еже суть царие езычьсции, еже заклучи Алексанрь об ону страну севера, Гога и Магога, Ануга, а Анога, и Ахелаза, и Дифа, и Фотинае, и Овлинии, Евьныи, и Фарьзии, Деклимы, и Зьармати, и Зьрматиианы, и Хахони, Февлее, и Армазатии, и Гармаиди, и человекоядьце, и наречемие псиглави, и Тарвыи, и Аланыи, и Ифилосоници, и Арнии, и Сальтарыи; сии 24 царствия, еже вьгна акы и в ограду Александрь и заклокну о них врата» [11]
Эти списки, переведенные на славянский язык, имели хождение на Руси. Так на данный источник ссылается автор "Повести временных лет"
"Си суть людье заклепении Александром Македоньскым цесаремь, яко сказаеть о них Мефоди папа Римскыи (Патариискыи. — Радз.), [глаголя: Александр царь Макидонъски] взиде на всточныя страны до моря, наричемое Солньче место, и виде ту человекы нечистыя от племене Нелфетова (Афетова. — Радз.), их же нечистоту видев: ядяху скверну всяку, комары, и мухы, коткы, змие, и мертвець не погребаху, но ядяху, и женьскыя извороты, и скоты вся нечистыя, то видев Александр, убояся, еда како [умножаться и] осквернять, и [загда их на] полунощный страны и горы высокия. [И] богу повелевшю сступишася о них [горы великия], токмо не ступишася о них горы на 12 локоть; и ту створишася врата медяна, и помазашася сунклитом; и аще хотять огнем взяти, не възмогут, [ни огнем могуть] ижещи; вещь бо сунклитова сица е[сть]: ни огнь можеть вжещи его, ни железо его приметь". В последняя же дьни по сих изидут 8 колен от пустыня [Е]тривьскыя, изидут и си сквернии языкы, яже суть в горах полунощных по повеленью Божию» [12]
В эсхатологических представлениях наших предков, было однозначное отождествление нашествия неких диких и кровожадных варваров с приближением конца света. И текст Мефодия, говорящий о диких народах Гога и Магога, запертых Александром Македонским в неких горах, считался авторитетным источником, раз на него ссылаются хроникеры тех лет.
Как пишет Карпов А.Ю. в своем "Исследовании по истории домонгольской Руси":
«Откровение Мефодия Патарского» еще минимум дважды было использовано в летописании - в «Слове» Моисея, игумена Выдубицкого Михайловского монастыря, читающемся в Ипатьевской летописи под 1199 г., и в статье 1223 г.
Лаврентьевской летописи, рассказывающей о первом появлении в южнорусских степях монголо-татар и о несчастной для русских битве на Калке; это событие также было истолковано в эсхатологическом смысле, причем ссылка на Мефодия Патарского помещена в совершенно тот же контекст, что и в статье 1096 г." [13]
Существует еще один интересный документ, известный под названием «Лицевой летописный свод XVI века в 40 томах. Учебник жизни для царских детей», созданный в правление Иоанна IV Васильевича (Грозного). В книге, повествующей о походе Александра Македонского в Индию, есть такой текст:
«О Афетовех внуцех
И оттуды же, приим многи вожа. знающая пути индииския земля. въсхотех внити в западную страну пустыня въслед зведных кол. Тоземцы же глаголаху Александру. яко в странах тех дивии человецы суть и зверие зли и дивны. Александр же хотяше видети страну ту и человеки ты. Вождеве же глаголааху : "Владыко Александре царю! Не тьи есть путь Индейскиа земля".
Поим же Александр вся воя своя. поиде к востоку. И пришедшу ему на востоки. орбете тамо нечистыя языки. еже суть Афетови внуцы. И бе у них царев 74. Тии же. узревше нас. начаша скрежьтати зубы. хотяще битися с нами. Бяху же у них друзии нази. Их же нечистоту видев. Александр чюдися: ядяхут бо всяко животно, жюпеличную тварь гнусную. и скверное: комары и мшицы. кошки и мыши. и змиа и извраги женьския и мертвых плоти не погребахут. нъ ядяхут. Си же видев. Александр убояся. глаголя: "Еда како сии доидут земля святыя и осквернят ю от скверных ядии своих?"
И помолився Богу вышнему. начя битися с ними. И абие Божиею силою въгони их между двема горама. и затвори я Бог в горах северных. им же деють мизы. толико суще 12 лакот не съступишася горы. Си же видев. Александр похвали Бога вышняго. повеле заковати врата железом и замазати суньклитиком. его же ни железо сечет. ни огнь жжет. никаяже хитрость не успеет ему. Да в тех гора есть им быти до последних днии. до внегда же миру конець приближающеся. и абие отверзет Бог врата уньдалская. и се излезут Гог и Магог на землю Израильскую и осквернят ю. еже суть цареви язычьстии. яже их закова Александр обону страну севера. и выгнав паки. яко скот в ограду. и заключи о них врата. Егда же кто вас увидит. нечистыя ты языки. на землю пришедша. да увесть. яко близ есть кончина. Бяже же нечистых тех царев 70 и 4 Не вси же глаголаху человечески. но ови. яко же пси. лаяху. а инии же ревуще. яко скот. не имуща смысла человеческа. но акы зверие дивии. без ума суще и кроме человек. Яже. добре испытавъше. почтохом их имены: Гога и Могога. и Анога. Ахеназа. и Дифа. и Фотиниа. и Олвинии. Еуны и Фарзы. Доклемы и Забратытевлея. и Зарматидны. Хароны. и Армазены. и Гармиады. и человекоядца. нареченыя Песья главы. и Фарвы. и Алны. Сфулоницы. и Арии. и Салрати. ины многы суща погубихом. и тако победивше нечистыя ти языки вся.» [14]
Очевидно, что летописцы Иоанна IV собрали все известные им источники, среди которых, без сомнения, было «откровение Мефодия». Непонятен первый абзац «И оттуды же, приим многи вожа. знающая пути индииския земля. въсхотех внити в западную страну пустыня въслед зведных кол». Дальше все более или менее понятно. Александр, согласно легенде, идет в Индию (на восток). Там встречает дикие народы с которыми сражается. По его молитве Бог смыкает горы. Но не до конца (остался проход в 12 лакот). Этот проход по приказу Александра заделывают наглухо. И эти горы автор определяет на севере Индии. Таким образом, автор пытается примирить пророчество Иезекииля о «северных народах» и о походе Александра на восток – в Индию.
Нечестивые народы изображаются крайне неприглядно. Кажется, всё, что можно было придумать отталкивающего – всё приписывается им.
Легенда о «заклепаных человецех» попала также и в житие Андрея Юродивого.
“К кончине мирови уже приближившуся, да к тому украчена дела будуть и горша и лиха. В то время отворить Господь Бог врата сущая во Индолии, еже есть затворил Александр Макидоньский, и изидуть цареве 70 и два и с людми своими, нарицаеме нечистии языци, и разидутся по всем землям, плоть человечеську ядуще живу, а кровь пьюще и псы и мухи и жабы ядущи и всю скверну мира сего. Да горе вселение всей, куде же они поидуть! В тыи бо дни аще бы лзе, Господи, абы не было христиане! но виде<должно быть — веде>, яко будеть. Тогда дние ти померкнуть, плачющеся по вездеси <должно быть — воздуси>, плачющеся осквернения деля, еже тии мерзъци языщи сътворят; и солнце будеть яко кровь, видя мерзсъкая по земли ходяща; луна и вся дела <в подлиннике — стихии> померкнеть, поядять бо персть земную и олтаря горнецем хранилище сътворят, и честьныя сосуды осквернять; живуще во Асии да бежать во удолиа островная; плакати бо ся начнуть Асия по островех, а острови по Асии, уже бо начнуть не ходити людие в них, но начнут ся плакати днии 6 сот и 6 десят и 6. И тогда востанеть сатана антихрист от племени Данова...”[15]
Таким образом, в представлении наших предков, место пребывания народов Гога и Магога с севера переместились на восток – в Индию (или север Индии). В принципе, было бы логично, если бы наши предки считали землей Гога и Магога – степи, откуда приходили варварские полчища кочевников. Однако, похоже, что летописцы не занимались мифотворчеством (по крайней мере, сознательно), а стремились максимально достоверно передавать известные им сведения. А все доступные им источники говорили о том, что с народами Гога и Магога встречался Александр Македонский в своем последнем походе на восток. Откуда пошла такая информация мы уже не сможем установить. Может быть, были какие-то рассказы очевидцев, участвовавших в тех походах.
Известно, что Александр в своем походе в Индию проходил через узкий Хайберский проход - проход в горном хребте Сафедкох, который расположен рядом с границей между Афганистаном и Пакистаном. Длина прохода составляет 53 км. В самом узком месте расстояние между стенами каньона составляет 15 м. Этот исторический факт вполне мог лечь в основу рассказов очевидцев тех событий. Александр дошел до Гималаев. Потом после многочисленных военных стычек с местными племенами, войско отказалось идти за своим предводителем дальше на восток. И Александр по реке спустился к Индийскому океану. Понятно, что солдаты и летописцы великого полководца могли насмотреться на чудные обычаи индийских племен, а могли и присочинить, чтобы оправдать свой отказ двигаться дальше за неутомимым Александром. Эти-то рассказы, скорее всего, были записаны, поскольку сохранялись несколько веков, потом попали в Коран, христианские летописи и другие исторические книги. Могут ли эти данные помочь нам в поисках земли Магог? Едва ли. К сожалению.
Продолжим наши поиски.
Земля Манги.
Св. Андрей, архиеп. Кесарийский (V в.): «Иные же говорят, что Гог по переводу с еврейского означает собрание или собирающего, а Магог — возвышения или возвышенного, и что этими именами означается собрание народов или их превозношение» [16]
Мы знаем, что в древние времена наши праотцы, давали наполненные смыслом имена людям и животным. Достаточно посмотреть, как Адам нарекал животных. Поэтому имя Магог вполне могло содержать в себе глубокий пророческий смысл. И если правильно толкуют его как обозначение возвышенности или возвышенного, то здесь, возможно, заключена подсказка. Может быть, следует искать землю Магог – на каких-то высотах. И взгляд невольно обращается в сторону Гималаев.
Так же предлагаем обратить внимание на топонимику. На северо-восток от Гималаев мы находим Монголию и Манчжурию. Монголия высокогорная страна - в основном представляет собой плато (возвышенная равнина с ровной или волнистой слабо расчленённой поверхностью, ограниченная отчётливыми уступами от соседних равнинных пространств) приподнятое на высоту 900—1500 м над уровнем моря. Над этим плато возвышается ряд горных массивов и хребтов.
Предполагается, что слово Монголия происходит от имени населяющего ее народа – монголы. А вот происхождение слова монгол достоверно не известно. Хотя существует огромное количество вариантов.
Манчжурия (также Маньчжу́, Manzhou) – историческая область на северо-востоке Китая. Существуют предположения, что исторический этноним монголов и маньчжур один и тот же, и происходит от старинного названия реки Амур – Mangu.
На старых картах, изображающих Азию, район Монголии и Манчжурии обозначается как MANGI.
На берегах Амура проживал народ - мангу, или мангузцы, известный еще в период расцвета Ляоской империи. Они жили к северо-востоку от чжурчженьских племен, занимая, очевидно, район бассейна Нижнего Амура. Чжурчжени называли их «мэну» и «мэнгу» (иногда «мэнгусы»). Очевидно, это самоназвание ряда племен по имени реки, на которой они жили. Ульчи, или мангуны, и сейчас называют Амур - Мангу. [17]
На территории Манчжурии и Монголии существовало множество племен: тунгусо-манчжуры, мохэ, кидани, чжурчжени, жун, ди, хунны. «Хунны впервые упоминаются в китайской истории в 1764 г. до н.э. Следующие упоминания о них идут под 822 и 304 гг. до н.э. Почти полторы тысячи лет истории хуннов остаются в глубокой тени.» [18] Они начинают терроризировать окружающие народы. Достается от них жившим в долинах жителям Китая, которые сильно страдают от нашествия северных варварских племен. И пытаются отгородиться от них стеной. Строительство первых участков стены началось в III веке до н. э. в период Воюющих царств (475—221 гг. до н. э.) для защиты государства от хунну. В строительстве участвовала пятая часть жившего тогда населения страны, то есть около миллиона человек.
Монгольский этнос всегда отличался воинственностью. В XIII веке возникает «Монгольская империя» - государство, сложившееся в результате завоеваний Чингисхана и его преемников. Однако, если смотреть более глобально, то можно увидеть, что вокруг Тибетского нагорья возникало и исчезало, сменяя друг друга, множество монгольских государств. Иногда они сосуществовали, иногда враждовали друг с другом.
Сюда следует отнести Ляо (907-1125 гг) Золотую Орду (1224 — 1483), Великое Юаньское государство (1271—1368 гг), Государство Хулагуидов 1256 — 1335, Моголистан (1347 — 1462), Турон Тамерлана (1370-1585 гг)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Могулистан#/media/File:Mongolia_XVI.png
И хотя, империя Тамерлана располагалась на западе от Тибетского нагорья, тем не менее это тоже было государство, которое следует относить к некой глобальной империи монголов. Вот, например, что писал испанский дипломат и путешественник Руи Гонсалес де Клавихо, посетивший Тамерлана: «За этой рекой (Амударья - прим.) простирается царство Самарканд, а земля его называется Могалия (Моголистан), а язык мугальский (монгольский - прим.), и этого языка не понимают на этой (южной — прим.) стороне реки, так как все говорят по-персидски», далее он сообщает «письмо же, которое используют самаркантцы, [живущие - прим.] по ту сторону реки, не разбирают и не умеют читать те, что живут по эту сторону, а называют это письмо могали. А сеньор (Тамерлан - прим.) при себе держит нескольких писцов, которые умеют читать и писать на этом [языке - прим.]»[19]
В Таджикистане есть горный массив Могол-тау (горный массив на правобережье Сырдарьи, расположенный у юго-западной оконечности Кураминского хребта, близ города Худжанд в Таджикистане). Тау - в переводе с тюркского означает «гора». Название горного хребта Могол-тау можно перевести как "гора моголов".
Мангу, манги, могол, могул, могали, манчжур, мангун – слова, сохранившиеся в топонимике и истории, - все они созвучны с именем сына Иафета – Магогом. Более того, все эти слова и термины связаны с вполне реальным народом и вполне реальной областью на планете - местностью вокруг Тибетского нагорья и этносом монглолов.
Казалось бы, мы нашли землю Магог. Однако, монголы сошли с исторической арены уже несколько веков назад. Империи исчезли и на месте их остались государства, сохранившие только название и память о былом величии. Что такое современная Монголия, или Узбекистан – родина Тамерлана? Впрочем, так же как Италия – сегодня лишь хранительница воспоминаний о величии Римской империи, а Греция - о походах Александра Македонского. Империи появляются, развиваются, процветают и угасают. Раньше они просто сметались более пассионарными соседями, сегодня же продолжают существовать, сохраняя лишь память о былом величии.
По теории Л.Н. Гумилева, жизнь этноса составляет 1200—1500 лет, и проходит стадии подъёма, перегрева, надлома, инерции, затухания и перехода в гомеостаз, который может продолжаться сколько угодно долго. «Жизнь» этноса, по Гумилёву, может быть прервана ассимиляцией, уничтожением или новым пассионарным толчком. Похоже, что монгольский этнос сейчас либо в стадии затухания, либо перешел в конечную гомеостатическую фазу. Таким образом, он не может, кажется, быть тем народом, который пройдет по земле, сея ужас и смерть.
Китай.
Известный нам этнос монголов сегодня находится в упадке. Земля Магог, тем не менее, не пустует. Земли, отмеченные на старых картах как MANGI (иногда еще писали TARTARIE CHINOISE, или Тартария китайская), сегодня входят в состав Китайской Народной Республики (КНР). Надо сказать, что когда китайцы описывают свою историю, они без стеснения берут суверенные государства, народы и делают их частью своей истории. Это можно понять, поскольку в противном случае пришлось бы описывать бесконечные оккупации различными завоевателями. Так в начале IV века Китай подвергается нашествию кочевников — сюнну (гуннов), сяньбийцев, цянов, цзе и др. В итоге весь северный Китай захвачен кочевниками, которые создают свои царства. Так называемый период 16-ти царств (IV—VI вв)
В начале X века усилилось развитие и консолидация протомонгольской этнической общности киданей, соседствовавшей с Китаем на северо-востоке. Государство киданей отторгает часть китайских территорий (часть современных провинций Хэбэй и Шаньси). Не сумев справиться с соседями и вернуть утраченные территории, Китай вынужден пойти на подписание в 1004 мирного договора и согласиться на выплату дани. В 1042 дань была увеличена, а в 1075 Китай отдал киданям ещё часть своей территории. В то же время на северо-западных окраинах Китая, к западу от киданей, на рубеже X—XI вв. складывается сильное государство тангутов. Тангуты отторгли от Китая часть современной провинции Шэньси, целиком территорию современной провинции Ганьсу и Нинся-Хуэйского автономного района. С 1047 Китай начинает и тангутам платить дань серебром и шёлком. В 1125м году государство киданей падет под ударами манчжуров (чжурчжэней). И уже новые захватчики атакуют Китай. В 1127 чжурчжэни захватывают столицу Китая - Кайфын и берут в плен императорскую семью. Продвижение армии чжурчжэней на юг сдерживает лишь река Янцзы. Граница между государством манчжуров и Китаем устанавливается по междуречью Хуанхэ и Янцзы (оккупирована практически половина современного Китая). Северный Китай вновь на длительное время оказывается под господством иноземных завоевателей. В 1141 подписан мирный договор, согласно которому Китай признаёт себя вассалом империи манчжуров и обязуется платить ей дань. В 1210 Чингисхан пошёл войной на чжурчжэней и в 1215 захватил часть государства манчжуров. В 1234г монголы завершили разгром чжурчжэньского государства, и после похода в Европу вернулись к захвату Китая. Начинается вторжение в Южный Китай. К 1280 весь Китай был завоёван. Хан Хубилай, захватив ханский престол, в 1260 перенёс столицу на территорию Китая (сначала в Кайпин, а в 1264 в Чжунду — территория современного Пекина). Китай прекратил свое существование как суверенное государство, став частью Великой монгольской империи (монг. Их Юан Улс, Великое Юаньское государство). Множество китайцев стали рабами монгольских феодалов. В 1368 году в результате восстания Китай сбросил монгольское иго. С 1618 года на Китай начинают совершать набеги восстановившие свое государство после разгрома монголами – манчжуры. Они угоняют в рабство сотни тысяч китайцев. 6 июня 1644 маньчжуры захватывают столицу и объявляют своего малолетнего императора Айсиньгёро Фулиня правителем всего Китая. Борьба против маньчжурских захватчиков продолжается ещё долго, но ослабленный Китай не в силах противостоять хорошо вооружённому и организованному войску. Последний оплот сопротивления — Тайвань захвачен маньчжурами в 1683. Китай, таким образом, утратил государственный суверенитет и стал неотъемлемой частью другого государства — маньчжурской империи Цин. Манчжурское государство исчезнет только в 1913 году, в результате Синьхайской революции, когда возникает Китайская республика. В 1931 году в Китай вторгается Япония и к 1935 году практически весь северный Китай оказывается под японским протекторатом, от которого его освободили советские войска в 1945м году.
В итоге за последнее тысячелетие Китай почти половину этого времени либо не существует как суверенное государство, либо является чьим-то вассалом и данником. Единственное что спасает народ от полного уничтожения - его культура и многочисленность населения. В Китае возникла уникальная иероглифика – вэньянь, распространившаяся по всей Восточной Азии. Многие племена говорили на разных языках, но все образованные люди могли читать вэньянь. Более того, если любой инородец изучал китайские язык и письмо, принимал традиции и религию, то он уже мог сделать карьеру и влиться в китайский этнос. Поэтому принято говорить, что Китай ассимилировал своих захватчиков. Впрочем, правильнее говорить не о китайской нации, а о китайском суперэтносе. Это похоже на то, если мы назовем всю Европу одним государством, а все населяющие народы - европейской нацией. И хоть одни народы побеждали и приходили к власти, другие исчезали или ассимилировались - «европейская нация» продолжала существовать. Примерно такова и история Китая и китайского этноса. Древние царства и племена ушли в небытие, но Китай включил их в свою историю, и говорит о периодах:
- Доимперского Китая (до III до н.э.)
- Имперского Китая (III до н.э - XX в н.э.)
- Нового Китая (1911 - доныне)
И это верно, если говорить о китайском суперэтносе, как совокупности наций, племен, государств, населявших территорию современного Китая. Так же как европейский суперэтнос должен был включить в свою историю древние племена галлов, вандилиев, бургундионов, варинов, ингвеонов, гиллевионов и т.д. и т.п. и говорить о том, что «европейская нация» существует минимум три тысячи лет и более, если включать культуру мегалитов и племена индоевропейцев, заселявшие Европу 5-6 тысяч лет назад.
Китайский суперэтнос претерпевал существенные изменения с каждым нашествием, с каждой оккупацией. Новые племена и народы, приходившие в Китай, захватывали его территорию, а китайцев считали своими рабами - постепенно растворялись в этой массе, становясь для китайских историков частью Китая, но вместе с тем, постоянно изменяя его этнический состав. Постоянно шла, если можно так сказать, монголизация Китая. Так существовавшее на территории Монголии и Южной Сибири государство хуну (гуннов), в 50 г н.э. распадается на две части – западную и восточную. Восточные гунны приняли китайское подданство, а западные были вытеснены в Среднюю Азию. Потом, как уже говорилось, северную часть Китая в IV веке захватывают: гунны, цзе, сяньби (кочевники из южной Манчжурии), ди (потомки жунов – протомонгольских и прототунгутских племен – «рыжеволосые дьяволы»), кяны (кочевые монголоидные племена Тибета). XIII – XIV век – нашествие монголов Золотой орды. XVII-XX век – маньчжурская оккупация. Так, что мы с полным правом можем говорить о том, что потомки племен Mangi либо уходили в центральную Азию и далее на запад, или оседали в Китае. Азиатские Мangi в конце концов растратили свою пассионарность, и либо исчезли, либо пришли в упадок. А осевшие в Китае, – стали частью китайского суперэтноса.
Можно предположить, что потомки Магога (возможно Фувала и Мешеха) ушли искать новые земли. Видимо, в своих поисках лучших земель они дошли до «края земли» - до Тихого океана. И остановились на берегах Амура или в Манчжурии, положив основание племенам моголов (монголов, могулов*, манги, мангунов**). Кстати в китайских мифах живет память о том, что предки китайцев пришли с запада. [20]
Причем, по мысли Эдварда Вернера "Первые племена, пришедшие в Северный Китай, без исключения относились к белой расе, но во внешности современных жителей практически ничего не сохранилось от внешности их далеких предков. Они отличались широко расставленными глазами миндалевидной формы, складкой кожи над внутренним углом глазницы.
Волосы черные, прямые, жесткие, растительность на лице скудная, бороды редки. Кожа жителей южных районов темнее, чем у северян"[21].
Первые племена прародителей китайцев прибыли в 2500-х -3000-х годах до н.э.[22]
Две тьмы тем, которые придут от восхода солнечного.
Если земля Магога – это северо-восток Китая, то тогда становится понятно, какие войска будут освобождены при шестом Ангеле.
Совпадает направление. Придут от «восхода солнечного» (Откр. 16:12). И совпадает количество: «две тьмы тем» или 200 миллионов (Откр.9:16). Так в случае войны, согласно различным источникам, Китай способен мобилизовать от 190 до 300 миллионов человек. Также надо сказать, что существует долговременная программа строительства вооруженных сил Китая, состоящей из трех этапов. Согласно ей к 2050-му году НОАК (Народно освободительная армия Китая) должна быть способна «одерживать победу в войне любого масштаба и продолжительности с использованием всех средств и способов ведения войны» [23]
Таким образом, народы из земли Магог (Иез. 38:2) или народы Гога и Магога (Откр. 20:7) это народы, проживающие на территории Китая или если шире – во всей восточной Азии, потому что в Откровении говорится о «Царях от восхода солнечного» (Откр. 16:12) во множественном числе.
Многие прозорливые отцы говорят о нашествии китайцев, и это событие связано с Третьей мировой войной 2053-2055 годов . Многие эту войну отождествляют с событиями при шестом Ангеле. Мы же делаем предположение, что это два разных события, хоть и связаны с народами из земли Магог. Поскольку, согласно нашего предположения, мы живем в период открытия третьей печати. А события при шестом Ангеле – это события, совершающиеся в период открытия седьмой печати. То есть, будет, скорее всего, два китайских нашествия. Первое в 2053-м (если Китай решится напасть), и последнее перед самым концом мировой истории – тогда именно будет война на уничтожение, с гибелью трети населения Земли (Откр. 9: 15). Это предположение позволяет нам сделать вывод, что хоть Третья мировая война и будет кровавой, но не такой ужасной, какой ее описывают в Откровении. Возможно, Китай не станет использовать все свои ресурсы - 200 миллионное войско. Можно предположить, что в результате политической и социальной нестабильности в мире и начавшейся мировой войны между Западом и Россией, Китай решится на захват Сибири. Удастся ли им это или нет? Есть различные пророчества на этот счет. Возможно - да, возможно - нет. В любом случае интересы Китая не распространятся дальше Урала и не коснутся Израиля. Если все же Китай решится на войну с Россией, то Западные страны могут использовать это как повод для ядерного удара по Китаю. Тем самым США устранят своего геополитического конкурента, и избавят Китай на долгие десятилетия (или столетия) от глобальных амбиций. Но вот перед самым концом мировой истории Китай решится двинуть все свои силы на Запад. Что толкнет его на этот шаг, пока мы не можем знать. Возможно, исчезнет угроза со стороны США (при втором Ангеле описано событие, похожее на падение метеорита - "гора горящая огнем" падает в море), или же что-то другое подтолкнет некоего военачальника по имени Гог мобилизовать все военные силы и кинуть их на покорение мира (оставшегося после всех природных и военных катаклизмов). Вот тогда-то произойдут события, описанные в Откровении и у Иезекииля.
Впрочем, это только прогноз.
Александр Смирнов ред. Golden-Ship.RU 10.03.2016
* Принято полагать, что термин «Могулистан» (Моголистан) образован от этнонима «могул» («могол»), что соответствует принятому в Средней Азии и Казахстане произношению и присутствующему в тюркоязычных и персоязычных исторических сочинениях этнонима «монгол».
** мангуны – устаревшее название племени ульчи - народа Приамурья.
1. Лопухин А.П. "Толковая Библия . Симфония. Ветхий и Новый Завет ". В 3 томах. "Об откровении (апокалипсисе) святого апостола Иоанна Богослова, Харвест, 2001 C.1300
2. Билия сиреч книги Священнаго Писания том второй Ветхий Завет, репринт "Правило веры" 1999
3. «Святой Ефрем Сирин Творения» Том VI. Русский издательский центр им. Св. Василия Великого, Русский Паломник, М., 2014, С.39
4. https://www.bibleonline.ru/bible/cars/26/38/
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Яфетиды
6. Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. Харьков, 1956. С. 60—61.
7. Карпов А.Ю. Исследования по истории домонгольской Руси М., Квадрига, 2014 г. С.229
8. Там же. С. 266.
9. Там же. С.232-233
10. Истрин, В.Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской литературах. Исследование и тексты
1897 г. М. : Унив. тип., 1897. - II, 329, 208, II с. ; 28 см. - Из "Чтений в Императорском Обществе Истории и Древностей российских при Московском университете", за 1897 г
11. Псевдо-Мефодий цитата по Очерки феодальной России Выпуск 3 УРСС Москва, 1999 Научное издание А. Ю. Карпов «Заклепанные человекы» в летописной статье 1096 г.C.2
12.ПСРЛ.Т. 1. Стб. 234-236. Исправления - но Радзивиловской и Академической летописям (ПСРЛ.Т. 38. С. 93). цит. по А.Ю. Карпов Исследования по истории домонгольской Руси М., Квадрига, 2014 С.220-221
13. Карпов А.Ю. Исследования по истории домонгольской Руси М., Квадрига, 2014 г. С. 223-224
14. Лицевой летописный свод. Александр Македонский Книга 6 (C. pод – роs или C. 174-176) http://www.runivers.ru/upload/iblock/272/LLS6.pdf
15.Великие Минеи Четий. Октябрь. СПб. 1870. Стб. 218.:
16.Св. Андрей, архиеп. Кесарийский. Апокалипсис. Киево-Печерская Успенская Лавра, 2002г С.128
17.http://www.amurklad.su/index.php?/topic/384-первые-государства-приамурья/
18."История народа Хунну" Кн.1 М.: 1998 Институт ДИ-ДИК С.37
19. Клавихо, Руи Гонсалес де. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403—1406). М., 1990
20.Эдвард Вернер Мифы и легенды Китая М, Центрполиграф, 2007 C.1
21. Там же. C.16
22. Там же. C.10
23.«Cтратегия развития оборонного потенциала и модернизации вооруженных сил КНР до середины ХХIв» Цзянь Цзэминь 2001г. цит. по З.С. Батпенова «Политическая система КНР» Казахский национальный университет им. Аль-Фараби Алматы 2011