Святитель Григорий Богослов
Мысли, писанные четверостишиями
Ред. Golden-Ship, 2011
Я труд Григориев, и в
духовных изречениях сохраняю четверостишный памятник мудрости.
- Чему отдашь предпочтение -
деятельной или созерцательной жизни? В созерцании могут упражняться
совершенные, а в деятельности - многие. Правда, что то и другое и хорошо и
вожделенно; но ты к чему способен, к тому и простирайся особенно.
- Некто просил у меня решения на
вопрос о чем-то духовном. Готов, отвечал я, если ты смыл с себя скверну.
Но ты уже имеешь целомудренный ум. - Если смыл с себя прежнюю скверну;
нужно и теперь очищение. В смрадный сосуд не кладут на сбережение
благовонной масти.
- Не всякому слову противься, не
всякому и следуй; но знай, какому и когда противиться или следовать. Более
будь привязан к Богу, чем стой за учение о Боге. Всякое слово можно
оспаривать словом; но жизнь чем оспоришь?
- Или вовсе не учи, или учи
доброю жизнию. Иначе будешь одною рукою притягивать, а другою отталкивать.
Меньше потребуется слов, если делаешь, что должно. Живописец больше учит
своими картинами.
- Особенно вам, служители
алтаря, советую не быть оком, исполненным тьмы, чтобы не оказаться первыми
в порочной жизни. Ибо если свет темен; чем будет самая тьма?
- Безгласное дело лучше
неисполнимого слова. Никто никогда не стал высоким без добрых дел, а
многие прославились без красного слова. Благодать дается не тому, кто
говорит, но тому, кто хорошо живет.
- Наилучший дар Богу - добрые
нравы. Хотя бы ты все принес Ему; однако не принесешь ничего достойного.
Приноси то, что дает и бедный. Чистый не берет себе доли из цены блудницы.
- Ничего не обещай Богу, даже и
малости; потому что все Божие, прежде нежели принято от тебя. И что еще
скажу? Не отдав обещанного, ты крадешь это сам у себя. Какой же
необычайный примешь на себя долг? Да уверят тебя в этом Анания и Сапфира.
- Настоящую жизнь почитай
торжищем. Если пустишься в торговлю; то останешься с прибылью: потому что
за малое получишь в обмен великое и за скоропреходящее - вечное. А если
пропустишь случай; другого времени для такого обмена уже не будет.
- Тебе предлежит длинный путь,
но еще большая награда. Представляя себе вдруг весь труд, не откажись от
всего. И море переплывешь не все вдруг. А и это нередко бывает искушением
неприязненного.
- Не слишком себя обнадеживай и
не вовсе теряй надежду. Одно ослабляет, другое низлагает. В чем-нибудь
преуспевай, другого держись сколько ни есть, а к иному не будь завистлив;
недовершенное не сделает бесполезным труд совершенного тобою пути.
- Не берись за все горячо, но
держись того, что избрал. Лучше прибавлять доброго, нежели убавлять у него
что-нибудь. Не тех называем худыми, которые стоят низко, но тех, которые,
поднявшись высоко, низко падают.
- И от малой искры возгорается
великий пламень; и семя ехидны бывало нередко пагубным. Видя сие, уклоняйся
и того, что производит малый вред. Теперь вред невелик, но со временем
сделается он большим.
- Разбирай больше сам себя,
нежели дела ближних: одно доставляет пользу тебе, другое -ближним. Лучше
вести счет делам своим, нежели деньгам; последние текут, а первые
постоянны.
- Пусть непрестанно трудится
твой ум, напечатлевая в себе божественные мысли и глаголы жизни. А на язык
будь скуп; потому что он весьма способен делать вред, и чем скорее
движется, тем меньше приносит пользы.
- Меня обольщало зрение, однако
же я удержался, не поставил в себе кумира греху. И кумир был поставлен; но
мы избежали искушения. Все это степени борения с неприязненным врагом.
- Залепляй воском уши от гнилого
слова и от неблагоприличных извитий усладительного пения, но отверзай слух
для всего доброго и прекрасного. Между словом, слышанием и делом
расстояния невелики.
- Не обольщайся чрез меру
приятностями запахов, мягкостию осязания и вкусом. Уступив им над собою
верх, произведешь ли что мужественное? Различны между собою услаждения, приличные
женам и мужам.
- Чрево говорит: дай. Охотно
дам, если, получив просимое, сохранишь целомудрие. А если жертвуешь сим
дольнему; то получи от меня грязь, да и ту не в избытке. Когда же
сделаешься воздержным; тогда дам и в избытке.
- Для людей здравомыслящих
достоин смеха как вообще всякий смех, так еще более смех блуднический.
Неумеренный смех бывает и до слез. Лучше быть угрюмым, нежели рассеянным.
- Красотою почитай благолепие
души; не то, что могут написать руки, а время разрушить, но то, что
усматривается взором целомудренного ума. А подобно сему и безобразием
признавай душевную гнусность.
- Тебе предстоят скорби,
удовольствия, надежды, опасения, богатство, нищета, слава, бесславие,
престолы; пусть течет все это, как хочет. До человека, утвердившегося на
добром основании, не касается ничто непостоянное.
- Возвышайся более жизнию,
нежели мыслию. Жизнь может сделать тебя богоподобным, а мысль доведет до
великого падения. И жизнь устрояй не по малой мерке. Как бы ни высоко
взошел ты, все будешь еще стоять ниже заповеди.
- Не за всякою славою гонись и
гонись не слишком; лучше быть, нежели считаться добрым. А если не можешь
себя умерить; лови славу, но не суетную и не новую. Что пользы обезьяне,
если примут ее за льва?
- Хвали другого, но не думай
высоко о себе, когда тебя хвалят; ибо опасно, чтобы не оказаться тебе ниже
похвал. И другого хвали не торопясь, но прежде дознай опытно, чтобы не
понести тебе стыда, когда окажется он худым.
- Лучше о себе слышать худое,
нежели говорить худо о другом. Ежели кто, желая позабавить тебя,
выставляет ближнего на посмешище; то воображай себе, что предметом смеха
служишь ты сам; в таком случае слова его всего более огорчат тебя.
- Не хвались добрым плаванием,
пока корабль твой не привязан к берегу. У многих счастливо плывшая ладья
разбивалась у пристани. Многих уносил девятый вал. Одно безопасно - не
слагать вины на счастие.
- Тому лучше возыметь некоторое
дерзновение пред Владыкою, кто живет хорошо и потрудился, нежели тому
вызывать Его на суд, кто не отличается добрыми делами, хотя и все у него
идет с рассуждением.
- Откажись от всего и стяжи
единого Бога, потому что ты раздаятель чужого имущества. А если не хочешь
оставить все, то отдай большую часть. Если же и того не хочешь; по крайней
мере, излишки употребляй благочестно.
- Хорошо уберечь что-нибудь от
моли и от зависти. Лучше иметь должником Христа, нежели всем обладать.
Христос за один кусок хлеба дарует Царство; а питая нищего, ты питаешь и
одеваешь Христа.
- Приходил нищий и ушел, ничего
не получив. Боюсь, Христе, чтобы и мне, который имею нужду в Твоей помощи,
по моим же законам, не отойти от Тебя, ничего не получившим. Ибо кто не
дал, тот и получить не надейся.
- Всего безопаснее человек
неимущий. Он обращен к Богу и на Него одного взирает. Укрой же его в своих
объятиях. И мощный орел, как говорят, согревает в гнезде своем мелкую
птицу.
- Нищета лучше неправедного
приобретения, равно как и болезнь лучше худого здоровья. Человек не вдруг
умирает с голода; но для порочных худая жизнь есть смерть.
- Что значат слова
"господин" и "слуга"? Какое дурное деление! У всех
один Творец, для всех один закон, один суд. Принимая услугу, смотри на
служащего, как на сослуживца; и сподобишься большей чести, когда
разрешишься от тела.
- Что же должны делать рабы,
особливо рабы Божий? Да не отказываются они угождать господам. И в
свободные, и в рабы вписывает жизнь. Христос пришел в образе раба, но Он
освободил нас.
- Стыдись наименования порочным,
а не низким по происхождению. Знатность рода есть давнишняя гнилость.
Лучше начать, нежели заключить собою род, равно как лучше самому быть
пригожим, нежели родиться от пригожих.
- В рассуждении одного Бога и
божественного не знай меры в насыщении. Бог еще в большей мере дарует Себя
тем, которые приемлют Его, Он Сам жаждет жаждущих Его, непрестанно и
преизобильно источая Себя им. А если кто богатее тебя в другом чем, терпи
сие равнодушно.
- Не заботься во всем и всегда
одерживать верх. Лучше уступить над собою победу с пользою, нежели
победить со вредом. И у борцов почитается побежденным не всегда тот, кто
лежит внизу, но часто и тот, кто остается вверху.
- В ином понеси и ущерб: это
часто бывает выгодно; как и растение подрезывают, чтобы больше принесло
плодов. А если к тому, что имеешь теперь, присовокупишь что-нибудь
недобрым способом; будет значить, что подкладываешь огонь под дрова, или
здоровому телу сообщаешь болезнь.
- Если ты ни в чем не виновен
пред Богом и ни чем не заслужил наказания; то не имей сострадания и к тем,
которые виновны пред тобою. А если сознаешь себя виновным пред Богом; то
оказывай снисходительность и сам; потому что у Бога милость взвешивается
милостию.
- Как скоро обида разжигает твое
сердце; вспомни о Христе и о Его язвах, рассуди, что претерпеваемое тобою
весьма маловажно в сравнении со страданиями Владыки: и, как водою, угасишь
свою скорбь.
- Плотская любовь, пьянство,
ревность и бес - равны между собою. К кому пришли они, у того погублен ум.
Умерщвление плоти, молитва, слезы - вот целебные пособия! Это составляет
врачевство и для моих недугов.
- Избегай всякой клятвы. Но чем
же уверить других? - Словом и жизнию, удостоверяющею в слове. Ложная
клятва есть отречение от Бога. К чему тебе призывать в посредники Бога?
Сделай, чтобы посредником твоим были твои добрые нравы.
- Что короче сего повеления о
милости: таков будь к друзьям и ближним, какими желаешь иметь их к себе?
Но есть другое и сего короче - это Христовы страдания.
- Ничего не жалей для верного
друга, который показал себя не за чашей, но в бурное время, который ничего
не делает тебе в угождение, кроме полезного. Знай пределы вражде, а не
благорасположению.
- Глаз другое видит, а себя не
видит; даже и другого не видит, если очень слеп. Посему надобно во всяком
деле иметь советника. И руке нужна рука, и ноге - нога.
- Ежели следуешь советам
добродетельных; то не стыдись, когда станут осмеивать тебя порочные. А как
скоро приходит тебе на мысль что-нибудь гнусное, представь, что многие на
тебя смотрят, и устыдись сам себя.
- Доброго всегда предпочитай
недоброму. Обращаясь с порочными, и сам непременно сделаешься порочным. От
худого человека никогда не принимай милости; потому что он старается чрез
это найти у тебя извинение своим делам.
- Хочу, чтобы попользовались
чем-нибудь и от неприязненного. Ибо тому, кто избежал его нападений,
советую вперед быть осторожнее. И горького лекарства боюсь, и сладкого не
одобряю.
- Награждай добрых, презирай
злых. Но и последним оказывай одну милость, нимало не оскорбляйся их
поступками, чтобы великодушием и их со временем сделать добрыми.
Прекрасный дар - милость.
- Будь милостив ко всем, если
это возможно; а еще милостивее - к ближним. Для чего говорю сие? - Кто
поверит, что ты добр к чужим, если несправедлив к тем, кому одолжен?
- Для чего слагаем во всем вину
на бедного врага, когда сами своею жизнию даем ему над собою власть?
Укоряй себя самого во всем или в большей части проступков. Огонь зажигаем
мы сами, а злой дух раздувает пламень.
- Не слишком поддавайся игривым
снам. Они не должны как пугать всем твой ум, так окрылять его неприятными
мечтами. Все это бывает часто сетию неприязненного врага.
- Всякому правому намерению
пусть предшествует надежда. Она помогает иногда и в худом; и потому не
справедливо ли, чтобы еще более содействовала в добре? Несносно для меня,
что преодолеваюсь злым.
- Верь, что благоразумие
надежнее счастия. Одно есть быстрое течение обстоятельств, а другое -
кормило. Ничего не предпочитай учености; она одна составляет собственность
приобретших ее.
- Если хочешь быть богом;
показывай свою деятельность не в том, чтобы делать зло, но в том, чтобы
делать добро. Последнее свойственно человеку, который знает, что ему
сродно. А убить без труда могут и тригон, и скорпион.
- Стыдно юноше быть немощнее
старца, а старцу - безрассуднее юноши. Впрочем, будь мудр хотя по летам; а
совершеннейшие бывают целомудренны и не по летам.
- Непрестанно устрояй свое спасение,
особливо же, когда приближается конец жизни. Наступила старость - эта
провозвестница, которая извещает об исходе. Всякий готовься; потому что
близок суд.
- Конец слова: отречение от Бога
бывает двоякое: одно - словом, другое - делом. Смотри, чтобы не уловил
тебя враг; он непрестанно угрожает тебе тайными падениями. Бойся, чтобы не
сделалось для тебя нужным конечное очищение.