Православная библиотека Золотой Корабль 2011
Содержание
Предисловие
Глава I. Господь признавал Одного только Бога и Отца
Глава II. Доказательства из свидетельств Моисея и других
пророков, коих слова суть слова Христовы, что Един Бог Творец мира, Которого
Господь проповедовал и называл Своим Отцом
Глава III. Ответ на возражение гностиков по поводу
изменяемости неба и земли
Глава IV. Ответ на другое возражение, заимствованное от
разрушения Иерусалима
Глава V. Один Бог, возвещенный Законом и пророками, Которого
Христос исповедует Своим Отцом и Который открыл Себя в обоих заветах
Глава VI. Изъяснение слов Христа: никто не знает Отца, кроме
Сына
Глава VII. Авраам по откровению Слова знал Отца и пришествие
Сына Божия
Глава VIII. Христос спас не только Авраама, но и его потомков,
исполняя, а не разрушая Закон
Глава IX. Один Виновник и одна цель Ветхого и Нового завета
Глава X. Ветхозаветные Писания возвещали о Сыне Божием, Его
пришествии и страдании
Глава XI. Пророки и праведные люди знали о пришествии Господа
Глава XII. Христос, отвергая предания и обычаи, противные
ветхозаветному Закону, утвердил главные заповеди его и учил, что Он есть конец
Моисеева Закона
Глава XIII. Христос не отменил естественных заповедей Закона,
но устранил иго Ветхого Завета, дабы человек свободно и с сыновнею преданностью
служил Богу
Глава XIV. Бог подчинил человека Закону для блага самого
человека
Глава XV. Бог дал Закон для обуздания людей и присоединил
некоторые заповеди по жестокосердию их
Глава XVI. Обрезание и другие обряды не доставляли
совершенной праведности и были отменены Христом, а заповеди Десятисловия
оставлены в силе
Глава XVII. Бог установил левитское служение не для Себя и не
потому, чтобы нуждался в нем
Глава XVIII. О жертвах и приношениях и о тех, кто истинно их
приносит
Глава XIX. Земные вещи могут быть образами небесных, но
небесные не могут быть образами других высших и неведомых
Глава XX. Единый Бог все в мире сотворил Словом и Святым
Духом, и хотя Он в сей жизни невидим и непостижим, однако не неведом
Глава XXI. Вера Авраама была такая же, как наша, и эта вера
была предызображена словами и действиями древних патриархов
Глава XXII. Христос пришел для людей не одного времени, но
для всех, которые, живя благочестиво, веровали в Него и которые будут веровать
Глава XXIII. Патриархи и пророки, предсказывая пришествие
Христа, пролагали потомкам путь к вере во Христа, и потому труды Апостолов были
меньше, так как они собирали плоды чужих трудов
Глава XXIV. Обращение язычников было труднее обращения
иудеев, и труды Апостолов, занимавшихся первым, были больше, чем труды,
обращавших иудеев
Глава XXV. Оба завета были предзнаменованы в Аврааме и
рождении Фамари, и Один Бог того и другого завета
Глава XXVI. Сокровище, скрытое в Писании, есть Христос, и
одна Церковь правильно разумеет Писание
Глава XXVII. О грехах людей древнего времени
Глава XXVIII. Безрассудны те, которые преувеличивают
милосердие Христа, и умалчивают о суде, и, полагаясь на большую благодать Нового
Завета, упускают из внимания большое совершенство, Которого Он требует, и
выдумывают Бога отличного от Творца мира
Глава XXIX. Почему Бог ожесточил сердце Фараона и его
служителей?
Глава XXX. Почему Бог повелел евреем при исходе взять у
египтян сосуды?
Глава XXXI. Мы не должны опрометчиво ставить в вину древним
те действия, которых Писание не осудило, но, скорее, видеть в них образы будущих
вещей: пример — кровосмешение Лота
Глава XXXII. Один Бог виновник обоих заветов, что
подтверждается свидетельством пресвитера, ученика Апостолов
Глава XXXIII. Признающий Единого Бога виновником обоих
Заветов и тщательно читающий Писания у пресвитеров Церковных есть истинно
духовный ученик и будет правильно разуметь все, сказанное пророками о Христе и о
свободе Нового Завета
Глава XXXIV. Доказательство против маркионитов, что все
предсказания пророков относятся ко Христу
Глава XXXV. Опровержение тех, которые одни пророчества
производят от Всевышняго Бога, другие — от Демиурга
Глава XXXVI. Пророки были посланы от Того же Отца, от
Которого и Христос
Глава XXXVII. Человек свободен, и нет людей добрых и злых от
природы
Глава XXXVIII. Почему человек не был вначале сотворен
совершенным?
Глава XXXIX. Человеку дана способность различать добро и зло
для свободного исполнения заповедей Божиих
Глава XL. Один и Тот же Бог наказывает отверженных и
награждает избранных
Глава ХLI. Неверующие в Бога и Ему неповинующиеся суть ангелы
и сыны диавола, впрочем, не по природе, но по подражанию
Глава II.Доказательства из свидетельств Моисея и других пророков, коих слова суть слова Христовы, что Един Бог Творец мира, Которого Господь проповедовал и называл Своим Отцом.1. Моисей, во Второзаконии, делая сокращенное повторение закона, полученного от Творца, так говорит: «внемли небо и я буду говорить; и да слышит земля слова из уст моих» (Вт. 32.1). Еще Давид, говоря, что помощь ему пришла от Господа, сказал: «помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю» (Пс. 123.8). И Исаия признается, что слова (его) произошли от Бога, сотворившего небо и землю и владычествующего над ними: «слушай небо сказал он и внимай ушами земля, ибо Господь говорил» (Ис. 1.2). И еще: «так говорит Господь Бог сотворивший небо и утвердивший его, уставивший землю и то, что на ней, и дающий дыхание народу, живущему на ней и дух тем, которые ходят по ней» (Ис. 42.5). 2. Еще Господь наш Иисус Христос исповедует Того Самого Отцом Своим, когда говорит: «славлю Тебя Отче, Господь неба и земли» (Мф. 11.25). Какого Отца должно разуметь нам по мнению этих негоднейших софистов Пандоры? Глубину ли, ими выдуманную, или Мать их или Единородного? Того ли, кого измыслили маркиониты или другие (еретики), что он не Бог, это и показал уже подробно, или что истинно, Творца неба и земли, Которого и пророки проповедовали, и Христос исповедует Своим Отцом и Закон возвещает, говоря: «Слушай, Израиль: Господь Бог твой Един есть» (Вт. 6.4). 3. А что Писания Моисея суть слова Христа, Он Сам говорит к иудеям, как повествует Иоанн в Евангелии: «если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его Писаниям не верите, то не поверите и Моим словам» (Ин. 5.46,47), ясно показывая, что писания Моисея суть Его слова. Если так относительно Моисея, то и слова прочих пророков без сомнения суть Его слова, как я показал. И опять, Сам Господь представляет, что Авраам сказал богачу обо всех, доселе живших: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес и пришел к ним, не поверят ему» (Лк. 16.31). 4. Он, конечно, не сказание о бедном и богатом передал нам, но 5. Ибо они не получают от Отца познания о Сыне, ни Отца не познают от Сына, Который ясно и без притчей учит о Том, Кто есть истинно Бог: «Не клянись вовсе сказал Он ни небом, потому что оно престол Божий, ни землею, потому что она подножие ног Его, ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя» (Мф. 5.34,35). Эти слова очевидно сказаны относительно Творца, как и Исаия говорит: «Небо Мой престол, земля подножие ног Моих» (Ис. 66.1). И кроме сего нет другого Бога, иначе Господь не назвал бы Его ни Богом, ни Царем великим, ибо (существо) такого рода не допускает ни сравнений (с другим), ни превосходства (над собою). Ибо кто имеет кого-либо над собою выше и состоит под властью другого, тот не может называться ни Богом, ни Царем великим. 6. И нельзя сказать, чтобы эти слова были произнесены иронически, когда самые слова убеждают, что они сказаны поистине. Ибо говоривший был истина и истинно защищал Свой дом, выгоняя из него меновщиков, покупавших и продававших, говоря им: «написано: дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21.13). И какое основание имел Он делать это и говорить, если бы Он возвещал другого Бога? Но (Он так поступил), чтобы обличить преступников закона своего Отца, ибо не произнес обвинения против дома, ни порицал закона, который пришел исполнит, но обличал тех, которые не хорошо пользовались домом и преступали закон. И, потому книжники, и фарисеи, от времен закона начавшие презирать Бога, не приняли Его Слова, т. е., не поверили Христу; о них то говорит Исаия: «твои князи непокорны, сообщники воров, любят подарки, гонятся за мздою, не судят сирых и не вникают в дела вдовиц» (Ис. 1.23). И Иеремия подобным образом говорит: «Начальствующие над Моим народом не знали Меня, они, бессмысленные и безрассудные сыны, мудры делать зло, а добро делать не разумеют» (Иер. 4.22). 7. Которые же боялись Бога и заботились о Законе Его, те прибегли
ко Христу и все спаслись; ибо Он сказал ученикам Своим: «идите
к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10.6). И самаряне, говорится,
когда Господь пробыл у них два дня, «еще большее число уверовали
по Его словам, и говорили женщине: уже не по твоим речам
веруем, ибо сами слышали и знаем, что Он истинно Спаситель мира» (Ин.
4.41,42). И Павел говорит: «и таким образом весь Израиль спасется» (Рим.
11.26); но он также назвал закон «пестуном нашим» (Гал.
3.24) во Христа Иисуса. Итак, пусть они не приписывают Закону неверие
некоторых; ибо закон не запрещал им веровать в Сына Божия, но даже
увещевал их (веровать), говоря, что люди не могут спастись от древнего
уязвления змея иначе, как чрез веру в Того, Кто, в подобии греховной
плоти, на древе мученичества вознесся от земли и все привлекает
к Себе (Ин.
12.32; 3.14) и оживотворяет мертвых. [1]. [1] Эти слова Иринея: «люди не могут спастись...» приводит Августин в сочинении о первородном грехе против Пелагия (I, 2). |
Глава VI.Изъяснение слов Христа:
|
Глава VII.Авраам по откровению Слова
|
Глава IX.Один Виновник и одна цель Ветхого и Нового завета1. Итак все Одной и Той же Сущности, т. е. от Одного и Того же Бога, как и Господь говорит ученикам: «поэтому всякий книжник, наученный
Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит от сокровищницы своей
новое и старое» (Мф.13:52). Он не учил, что один выносящий старое. а другой
новое, но что это один и тот же. Ибо Господь есть хозяин, управляющий
всем домом Отца: Он рабам и еще не обученным дает соответственный закон,
а свободным и оправданным верою дает сообразные заповеди и сынам открывает
Свое наследство. А книжниками и учителями Царства Небесного Он назвал
Своих учеников, о которых и в другом месте говорит иудеем: «вот Я посылаю
к вам мудрых и книжников и учителей, и вы иных из них убьете, а иных будете
гнать из города в город» (Мф.23:34). Под старым же и новым, выносимым
из сокровищницы, Он без сомнения разумеет два завета: ветхий это прежде
бывшее законодательство, а новый представляет образ жизни по Евангелию,
о котором Давид говорит: «воспойте Господу песнь новую» (Пс.95:1); и Исаия:
«воспойте Господу песнь новую. Господство Его и имя Его прославляются
от концов земли; Его силы на островах возвещают» (Ис.62: 2. Он сказал: «здесь Тот, Кто больше храма» (Мф.12:6). Слова «больше» и «меньше» употребляются не о вещах, которые не имеют никакого общения между собою, противоположны по природе и противоборствуют друг против друга, но о тех, которые имеют одинаковую сущность и находятся во взаимном общении и различествуют только числом и величиною; так вода от воды, свет от света и благодать от благодати. Посему, закон данный в свободу, больше закона, данного в рабство; и потому распространен не на один (только) народ, но на здесь мир. Единый и Тот же Господь, Который больше храма, и больше чем Соломон и больше чем иона, дарует людям, т. е. Свое присутствие и воскресение из мертвых, но не изменяет Бога и не проповедует другого Отца, но Того же Самого, Который всегда может уделить больше для Своих домашних и с возрастанием их любви к Богу сообщает больше и более великие дары, как и Господь говорил ученикам: «вы увидите больше, чем это» (Ин.1:50). И Павел говорит: «не то, чтобы Я уже достиг или был оправдан или уже совершен; ибо отчасти знаем и отчасти пророчествуем, когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится»[7]. Посему, как с наступлением совершенного мы увидим не другого Отца, но Того, Которого ныне желаем видеть, ибо «блаженны чистые сердцем, потому что узрят Бога» (Мф.5:8), и будем ожидать не другого Христа и Сына Божия, но Того, Который родился от Девы Марии и пострадал, в Которого мы веруем и Еотораго любим, как говорит Исаия: «и скажут в тот день: вот Господь Бог наш, на Которого мы надеелись, и возрадовались о нашем спасении» (Ис.25:9), и как Петр говорит в своем послании: «Которого не видев, любите и Которого доселе не видя, но, веруя, радуетесь радостью неизреченною» (1 Петр.1:8), и получим не иного Духа Святого, а Того, Который с нами и Который вопиет: «Авва Отче» (Рим.8:15); и мы будем иметь приращение в том же самом (в чем ныне) и достигнем того, что уже не чрез тусклое стекло и загадки, но лицом к лицу будем наслаждаться дарами Божиими: так и ныне, получая больше, чем храм, и больше, чем Соломон, т. е. пришествие Сына Божия, мы узнали не другого Бога, кроме Творца и Создателя всего, изначала открытого нам, и не иного Христа Сына Божия, кроме Того. Который возвещен пророками. 3. Так как пророки знали Новый Завет и возвещали его, то и Он, Который
имел устроить его согласно с волею Отца, был возвещаем и открываем людям,
как было угодно Богу, дабы они, веруя в Него, всегда могли преуспевать
и посредством (последовательных) Заветов постепенно достигать совершенного
спасения. Ибо одно спасение и один Бог; а много заповедей, образующих
человека, и не мало ступеней, приводящих его к Богу. Земному и временному
царю, хотя он и человек, можно давать своим подданным по временам большия
преимущества; а Богу, Который всегда Тот же и желает даровать роду человеческому
все большую благодать, ужели не позволительно постоянно чествовать большими
дарами тех, кто угодны Ему? Если же в том состоит преуспеение, чтобы изобретать
другого Отца, кроме Того, Который изначала был возвещен, и потом сверх
того, Которого придумали на втором месте, изобретать еще третьего, тогда
будет следовать переход от третьего к четвертому и от этого опять к другому
и так далее, и таким образом такой ум, думая все двигаться вперед, никогда
не остановится на едином Боге. Оттолкнувшись от Того, Который есть, и
возвращаясь назад, он все будет искать, но никогда не найдет Бога, и всегда
будет плавать в глубине непостижимости, если не обратится посредством
покаяния и не возвратится туда, откуда низвергся, веруя и исповедуя Единого
Бога Отца, Творца возвещенного законом и пророками, засвидетельствованного
Христом, как Сам Он говорит к обвинявшим Его учеников за несоблюдение
предания старцев: «зачем вы преступаете заповедь Господа ради предания
вашего? Ибо Бог сказал: почитай отца и мать, и злословящий отца или мать
смертью да умрет» (Мф.15: [7] Эти слова приведены на память из Флп.3:12 и 1 Кор.4:4; 13:9-10. |
Глава XV.Бог дал Закон для обуздания людей
|
Глава XVI.Обрезание и другие обряды
|
Глава XVII.Бог установил левитское служение не для Себя
|
Глава XVIII.О жертвах и приношениях и о тех,
|
Единый Бог все в мире сотворил
|
Глава XXI.Вера Авраама была такая же, как наша,
|
Глава XXII.Христос пришел для людей не одного времени,
|
Глава XXIV. Обращение язычников было труднее обращения иудеев,
|
Глава XXVI.Сокровище, скрытое в Писании, есть Христос,
|
Глава XXVII.О грехах людей древнего времени1. Как я слышал от некоторого пресвитера[25], который слышал от тех, которые видели Апостолов и были их учениками, наказание (объявленное) в Писаниях достаточно для древних людей за то, что они сделали без руководства Духа. Ибо, так как Вот не лицеприятен, то Он налагал наказание, сообразное с теми делами, которые были Ему неугодны. Так, когда Давид терпел за правду гонение от Саула и избегал царя Саула и не мстил своему врагу, воспевал пришествие Христа и поучал народы мудрости, все делал по руководству Духа и угождал Богу. Когда же по своей страсти он взял себе Вирсавию жену Уриину, Писание сказало о нем: «Дело, совершенное Давидом, показалось злым в очах Господа» (2 Цар.11:27); и к нему был послан пророк Нафан обличать его грех, чтобы, размыслив о себе самом, осудил сам себя и стяжал себе милосердие и прощение от Христа: «и (Нафан) сказал ему: были два человека в одном городе один богатый, а другой бедный; у богатого было очень много стад овец и быков, а у бедного ничего кроме одной овечки, которую он держал и кормил, и она была с ним и с его детьми наравне: она ела от его хлеба и пила из его чаши и была ему как дочь. И пришел гость к богатому человеку и поскупился взять из стада своих овец и из стада своих волов и угостить гостя: он взял овечку бедняка и предложил ее пришедшему к нему. Давид очень разгневался на того человека и сказал Нафану: жив Господь, человек, сделавший, это должен умереть; и он должен возвратить овцу вчетверо за то, что это сделал и не пощадил бедного. И Нафан сказал ему: ты это сделал» (2 Цар.12:1 и сл.); и затем окончил остальное, укоряя его и исчисляя Божии к нему благодеяния и (показывая), что он оскорбил Господа таким поступком; ибо неугодны Богу такого рода дела, и великий гнев угрожает дому его. Тронутый этим, Давид сказал: «я согрешил Господу», и воспел покаянный псалом, ожидая пришествия Господа, омывающего и очищающего человека, уязвленного грехом. Подобное было и с Соломоном; он судил праведно, изъяснял премудрость Божию, строил храм образ Истины, излагал славу Божию, возвещал грядущий мир народам, предизображал Царство Христа, высказал три тысячи притч о пришествии Господа и пять тысяч песней, воспевая Бога, и раскрывал премудрость Божию в творении физиологически из всякого дерева, всякой травы, из всех птиц, четвероногих животных и рыб, и говорил: «ужели Бог, Которого небеса не вмещают, станет обитать с людьми на земле» (3 Цар.13:27)? И он угодил Богу, и все ему удивлялись, и все цари земные искали видеть его, чтобы послушать мудрости, данной ему Богом. Царица юга от пределов земли пришла к нему удостовериться в его мудрости, та, о которой Господь говорит, что она воскреснет на суде вместе с народом, слушающим Его слова и неверующим в Него, и осудит их, потому что она покорилась мудрости, возвещенной чрез раба Божия, а они презрели премудрость, подаваемую Сыном Божиим, ибо Соломон был раб, а Христос Сын Божий и Господь Соломона. Итак, когда он неукоризненно служил Богу и покорялся Его распоряжениям, тогда был славен; когда же взял себе жен от всех народов и дозволил им воздвигнуть идолов в Израиле, тогда Писание сказало о нем: «и царь Соломон был женолюбив и взял себе жен иноплеменных, и было во время старости Соломона, сердце его не было совершенно с Господом Богом, его, и жены иноплеменные совратили сердце его в след богов иных. И Соломон сделал зло пред Господом и не ходил в след Господа, как Давид, отец его. И Господь прогневался на Соломона, ибо сердце его не было совершенно в Господе, как сердце Давида, отца его» (3 Цар.11:1 и сл.). 2. И, поэтому, Господь нисшел в преисподняя земли, благовествуя
и здесь о Своем пришествии и объявляя отпущение грехов верующим в Него.
Веровали же в Него все уповавшие на Него, т. е. предвозвещавшие Его
пришествие и служившие Его распоряжениям праведники, пророки и патриархи,
которым так же как нам, отпустил грехи, которых мы не должны вменять им,
если мы не презираем благодати Божией. Ибо, как они не вменяли нам[26] наших невоздержашй, которым мы предавались, прежде чем Христос
открылся между нами, так и нам несправедливо обвинять согрешивших прежде
пришествия Христа. Все люди «лишены славы Божией» (Рим.3:23), оправдываются же не сами собою, но пришествием Господа те, которые стремятся к свету.
И для нашего наставления описаны действия тех (древних) людей, дабы мы
знали, 3. Подобным образом ты увидишь, что и преступления простого народа
описаны не ради тех, которые тогда делали. эти преступления, но для нашего
наставления и чтобы мы знали, чтоОдин иТот же Бог, против Котораш те согрешали
и против Которого ныне согрешают некоторые из называющих себя верующими.
И это (по словам пресвитера) весьма ясно показал Апостол в послании к
коринфянам, говоря: «не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы
ваши все были под облаком и все крестились в Моисее в облаке и в море,
и все ели одну и ту же духовную пищу и все пили одно и то же духовное
питие; ибо пили из духовного, следовавшего за ними, камня, камень же был
Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в
пустыне. Это было образом для нас, чтобы мы не были похотливы на злое.
как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые
из них, как написано: народ сел есть и пить и встали играть» (Исх.32:6).
«И не будем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и
в один день погибло их двадцать три тысячи. Не станем искушать Христа,
как некоторые из них искушали, и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые
из них роптали и погибли от истребителя. Все это происходило с ними как
образы, а описано в наставление нам, достигших веков. Посему кто думает,
что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор.10: 4. Когда таким образом Апостол несомненно и беспрекословно показывает,
что Один и Тот же Бог и судил прежние дела и истязует настоящие, и представляет
причину описания тех дел, то оказываются невеждами, дерзкими и безрассудными
все те, которые по причине преступлений древних людей и неповиновения
многих из них говорят, что иной был у них Бог, Который и есть Творец мира
и несовершен, и иной Отец, открытый Христом и постигаемый умом каждого
из них (еретиков), не понимая, что как там Бог не благоволил о многих
из них согрешивших, так и здесь «много званных, а мало избранных» (Мф.20:16),
как там неправедные, идолопоклонники и блудодеи погибли, так и здесь,
ибо Господь предсказывает, что таковые посылаются в огонь вечный, и Апостол
говорить: «или вы не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?
Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии,
ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники
Царства Божияне наследуют» (1 Кор.6: [25] Предполагают, что здесь под пресвитером разумеется Поликарп или кто другой. [26] Т. е. язычникам до пришествия Христа. Эти слова идут еще от вышеупомянутого пресвитера и показывают, что он был языческого, а не иудейского происхождения. |
Глава XXIX.Почему Бог ожесточил сердце Фараона
|
Глава XXX.Почему Бог повелел евреем
|
Глава XXXI.Мы не должны опрометчиво ставить в вину древним те действия,
|
Глава XXXIII.Признающий Единого Бога виновником обоих Заветов
|
Опровержение тех, которые одни пророчества производят от Всевышняго Бога, другие от Демиурга 1. Опять, против валентиниан и других лжеименных гностиков, которые то производят некоторые изречения в Писаниях от высоты (Плеромы) посредством семени оттуда, то от средины чрез смелую матерь Прунику, иные же от Творца мира, Которым и были посланы пророки, я скажу, что весьма неразумно Отца всего представлять в столь великой скудости, как будто Он не имеет Своих орудий для чистого возвещения того, что в Плероме. Кого Он боялся, что не мог открыть Свою волю Сам по себе и независимо, свободно и без смешения с духом, пришедшим в состояние уничижения и неведения? Или боялся того, что очень многие спасутся, когда многие услышали бы неискаженную истину? Или с другой стороны Он был бессилен приготовить сам для Себя тех, которые бы возвестили пришествие Спасителя? 2. Если Спаситель по пришествии Своевт на землю послал в мир Своих Апостолов чисто возвещать Его пришествие и открывать волю Отца, нисколько не сообщаясь с учением язычников или иудеев, то гораздо более Он, когда был в Плероме, назначил бы Своих собственные проповедников для возвещения будущего Его пришествия в этот мир, не имеющих ничего общего с пророчествами, происходящими от Демиурга. А если бы будучи внутри Плеромы Он пользовался пророками, бывшими по закону и посредством них сообщал свое (откровение), тем более по пришествии на землю Он воспользовался бы теми самыми учителями и чрез них возвестил бы нам Евангелие. Тогда бы должно уже сказать, что не Петр, не Павел и прочие апостолы возвестили истину, а книжники и фарисеи и прочие (учители), посредством которых Закон проповедовался. Если же в Свое пришествие Он послал собственных Своих Апостолов в духе истины, а не в духе заблуждения, то Он то же самое сделал и в отношении к пророкам, ибо Слово Божие всегда тождественно Себе и если Дух из Плеромы, по учению их, был Дух света, Дух истины, Дух совершенства и Дух ведения, а дух от Демиурга был дух неведения, несовершенства и заблуждения и произведением тьмы, то каким образом в одном и том же могло быть совершенство и недостаток, ведение и неведение, заблуждение и истина, свет и тьма? Если же это не возможно было в пророках, но они от Одного Бога проповедовали Слово Господне и возвещали пришествие Его Сына; тем более Сам Господь никогда не говорил речей то от высоты, то от несовершенства и не был в одно и то же время Учителем ведения и неведения; и никак не прославлял бы то Творца мира, то высшего над Ним Отца, как Он Сам говорит: «никто не приставляет заплаты новой одежды к одежде ветхой, и не вливают нового вина в мехи ветхие» (Лк.5: 3. Но откуда семя их Матери могло узнать тайны в Плероме и говорить о них? Ибо Мать, будучи вне Плеромы, породила это самое семя; а что вне Плеромы, то по словам их, вне ведения, и есть незнание. Каким же образом семя, зачатое в неведении, могло возвещать знание? Или каким образом знала тайны Плеромы сама Матерь, безвидная и неопределенная, выброшенная как недоносок, и потом получившая вид и образ и Пределом удержанная от входа внутрь Плеромы и пребывающая до самого скончания (всего) вне ее, т. е. вне ведения? Еще, когда они говорят, что страдание Господа есть образ распростертого горнего Христа, которое он сделал посредством Предела и тем сообщил вид их Матери, то они обличаются в остальных подробностях (страдания Господа), будучи уже не. в состоянии для них найти подобия образа (с первообразом). Ибо когда горний Христос был напоен уксусом и желчию? Или когда были разделены его одежды? Или когда Он был прободен и вышла кровь и вода? Или когда Он источал капли крови? (То же может быть спрошено) и о прочих событиях с Господом, предсказанных пророками. Откуда же Матерь или ее семя знали о делах, которые тогда еще не совершились, а имели произойти после? 4. Обличенные теми (пророчествами), которые в Писаниях относятся к пришествию Христову, они говорят, что кроме их, некоторые изречены от Плеромы. Какия же это, в этом они не согласны, но дают разноречивые ответы. Если кто желая испытать их спросит наедине отличнейших между ними относительно какого либо изречения, то найдет, что один относит спрашиваемое к Первоотцу, т. е. Глубине, другой к началу всего, т. е. Единородному, другой к Отцу всего, т. е. Слову, иной к одному из Эонов Плеромы, другой ко Христу, а другой к Спасителю. А искуснейший между ними, после долгого молчания, ответит, что то сказано о Пределе; другой скажет, что здесь означается Премудрость, находящаяся в Плероме, другой Мать, находящаяся вне Плеромы, а иной Вот, сотворивший мир. Таково между ними разногласие об одном (месте) и разномыслие об одних и тех же Писаниях; и когда причтется одно какое либо место, то они, нахмурив брови, покачивают головой и говорят, что изречение очень возвышенно и не все могут понять величие содержащегося в нем смысла, и потому молчание есть важнейшее дело у мудрецов. Ибо должно же горнее Молчание иметь соответствующий образ в молчании, ими хранимом. Так все они расходятся между собою, разноглася об одном и том же и сши высокия понятия соблюдая у себя в тайне. А когда они согласятся между собою относительно пророчеств в Писаниях, то они и нами будут опровергнуты. Ибо имея худые мнения, они впрочем сами себя обличают своим разногласием об одних и тех же словах. Мы же следуя Учителю Одному истинному Богу, и Его слова имея для себя правилом истины, все говорим согласно об одном и том же, зная единого Бога, Творца сей Вселенной, Который послал пророков, вывел народ из земли Египетской и в последние времена явил Сына Своего, чтобы посрамить неверующих и взыскать плод правды. |
Глава XXXVI.Пророки были посланы от Того же Отца,
|