Иларион Киевский.
Слово о законе и благодати

Православная библиотека Золотой Корабль, 2011

Свт. Иларион, митр. Киевский [1]. Слово о законе, данном чрез Моисея, и о благодати и истине, пришедшей чрез Иисуса Христа; и о том, как закон прешел, а благодать и истина наполнила всю землю, и вера распространилась между всеми народами и достигла нашего Русскаго; также похвала нашему Кагану [2] Владимиру, которым мы крещены, и молитва к Богу от всей земли нашей.

Благословен Господь Бог Израилев, Бог христианский, яко посети и сотвори избавление людем своим (Лук. 1, 68), — не презрел твари Своей до конца, и не попустил ей быть одержимой мраком идолопоклонства и бесовским служением, но оправдал сперва племя Авраамово чрез скрижали и закон, а после чрез Сына Своего спас все народы Евангелием и крещением, вводя их в обновление пакибытия, в жизнь вечную. Итак восхвалим и прославим Его, непрестанно хвалимаго от ангелов; поклонимся Ему, Которому непрестанно кланяются херувимы и серафимы: ибо Он призрел на людей Своих, — и не ходатай, ниже ангел, но Сам спас нас (Ис. 63, 9), пришед на землю не привидением, но истинно, пострадав за нас плотию, до гроба, и воскресив нас с Собою. Облекшись плотию, пришел Он к живущим на земле человекам; а быв распят и положен во гробе, сошел к находящимся во аде, дабы те и другие, живые и мертвые познали пришествие и посещение к ним Божества, и уразумели, что Бог имеет власть и силу над живыми и мертвыми, ибо кто так велик, как Бог наш? Он един творит чудеса. Он положил закон для приготовления людей к принятию истины и благодати; чтобы человеческое естество, при руководстве закона, удаляясь от идольскаго многобожия, приучилось веровать в единаго Бога; чтобы человечество, как сосуд оскверненный, быв омыто законом и обрезанием, как водою, могло принять млеко благодати и крещения. Закон был предтечею и служителем благодати и истины; истина же и благодать служат веку будущему, жизни безсмертной. Ибо закон приводил подзаконных к благодатному крещению: крещение же препровождает сынов своих в вечную жизнь. Моисей и пророки проповедали о пришествии Христовом: а Христос и Его апостолы — о воскресении и будущем веке.

Излагать в сем писании проповедь пророков о Христе и учение апостолов о будущем веке было бы излишне [3] и клонилось бы к тщеславию, ибо, чтó писано в других книгах и вам уже известно, о том предлагать здесь было бы признаком дерзости и славолюбия. Мы пишем не для не знающих, а для насытившихся с избытком книжною сладостию, не для врагов Божиих иноверных, а для сынов Его, не для чуждых, а для наследников небеснаго царствия. Здесь мы будем говорить только о законе, данном чрез Моисея, и о благодати и истине, происшедшей чрез Иисуса Христа.

Что успел сделать закон, и что благодать? — Прежде дан был закон, потом благодать; прежде тень, потом истина. Образ закона и благодати — Агарь и Сарра; Агарь — раба, а Сарра — свободная (Гал. 4, 24); прежде раба, потом свободная. Иже чтет, да разумеет (Матф. 24, 15). Как Авраам от юности своей имел Сарру жену, свободную, а не рабу: так и Бог прежде век благоволил и определил послать Сына Своего в мир и чрез Него явить благодать. — Но Сарра не раждала, ибо была неплодна; не была она неплодна, но Промыслом Божиим была заключена, чтобы родить на старости (Быт. 16, 2). Безвестная и тайная премудрости Божией (Псал. 50, 8) были сокрыты от ангелов и человеков, не как не явимыя, но как утаенныя с тем, чтобы явиться в конце времен. — Рече же Сарра ко Аврааму; се заключи мя Господь еже не раждати; вниди убо к рабе моей, Агари, и родиши от нея (Быт. 16, 2). Так и благодать рекла к Богу: если еще не пришло время мне сойдти на землю и спасти мир; то сойди на гору Синай и дай закон. — Послуша же Авраам гласа Саррина, и вниде к рабе ея, Агари (Быт. 16, 2. 4). Внял и Бог гласу благодати, и сошел на Синай. — Раба Агарь родила от Авраама раба, и Авраам назвал его Измаилом (Быт. 16, 15). И Моисей принес с горы Синайской закон, а не благодать, тень, а не истину. — После сего, когда Авраам и Сарра уже состарелись, Бог явился Аврааму, сидящему пред дверми кущи своей в полдень, у дуба Мамврийскаго, и Авраам пошел Ему навстречу, поклонился Ему до земли и принял Его в кущу свою (Быт. 18, 1-5). Когда век сей стал приближаться к концу, Господь посетил род человеческий и сошел с неба, чтобы войти во утробу Девы: и Дева с поклонением приняла Его без болезни в кущу плоти своей, когда сказала ко ангелу: се раба Господня: буди мне по глаголу твоему (Лук. 1, 38). — Тогда Бог отверз утробу Сарры, и она, зачавши, родила Исаака, свободная — свободнаго. Так, когда Бог посетил естество человеческое, открылись безвестная и тайная, и родилась благодать и истина, а не закон, родился Сын, а не раб. — Когда вскормлен и укрепился младенец Исаак, Авраам учредил великий пир (Быт. 21, 8), потому что вскормлен был Исаак, сын его. Когда Христос был на земле, то сначала благодать еще не имела полной крепости, но только воспитывалась, в продолжение 30 лет, которыя Христос провел в безизвестности; а когда воспиталась и укрепилась, то явися благодать Божия спасительная всем человеком (Тит. 2, 11) на реке Иордане; и учредил Бог пир великий, заклал тельца упитаннаго (Лук. 15, 23) от века, возлюбленнаго Сына Своего, Иисуса Христа, и созвал к общему веселию небесных и земных, совокупил во едино ангелов и человеков. — После сего, видевши Сарра Измаила, сына Агари, играюща со Исааком сыном своим, и что Исаак был обижаем Измаилом, рече Аврааму: изжени рабу и сына ея: не наследит бо сын рабы сея с сыном свободныя (Быт. 21, 9-10; Гал. 4, 30). По вознесении Господа Иисуса, когда вместе с учениками были и другие верующие во Христа в Иерусалиме, и иудеи были смешаны с христианами; тогда крещенные по благодати терпели обиды от обрезанных по закону, и церковь христианская в Иерусалиме не принимала епископа из необрезанных [4], ибо обрезанные, считая себя старшими, причиняли насилие христианам, рабы — сынам свободной, и происходили между ними многия распри и споры. Свободная благодать, видя, что чада ея, христиане, терпят обиды от иудеев, сынов работнаго закона, возопила к Богу: удали иудеев, и с законом, и разсей между язычниками: ибо какое общение тени с истиною, иудейству с христианством? — Изгнана была Агарь с сыном ея Измаилом, и Исаак, сын свободныя, стал наследником отца своего Авраама. Изгнаны были и иудеи и разсеяны между язычниками, а сыны благодати, христиане, сделались наследницы Богу (Рим. 8, 17) и Отцу. Как исчезает свет луны, когда возсиявает солнце, и как проходит холод ночи, когда солнечная теплота согревает землю: так прешел и закон, когда явилась благодать. Человечество уже не носит бремени закона, но свободно ходит в благодати. Иудеи соделывали свое оправдание при светильнике закона: а христиане зиждут свое спасение при солнце благодати. Иудеи оправдывались тению и законом, но не достигали спасения [5]: христиане же истиною и благодатию не оправдываются [6], а спасаются. У иудеев оправдание, а у христиан спасение; и оправдание в сей жизни [7], а спасение наше в жизни будущей. Иудеи услаждались земным, а христиане, небесным. И это оправдание иудейское было стеснено по причине зависти (иудеев), ибо не простиралось на другие народы, а находилось только в Иудее. Но христианское спасение благо и щедро, ибо простирается на все концы земли. Так исполнилось на иудеях благословение, данное Манассии; а на христианах — данное Ефрему. Ибо старшаго Манассию Иаков благословил левою рукою, а младшаго Ефрема правою; и таким образом Манассия, хотя был старше Ефрема, но сделался меньшим, по благословению Иакова (Быт. 48, 13-16). Так и иудеи, хотя были прежде христиан, но христиане сделались больше иудеев, по благодати Христовой. Когда Иосиф говорил Иакову: на сем, отче, положи десницу, ибо он старший, — Иаков отвечал: вем чадо, вем: и сей будет в люди, и сей вознесется: но брат его меньший болий его будет, и семя его будет во множество языков (Быт. 48, 19), как и исполнилось. Подобным образом закон существовал прежде, но не надолго возвысился, и прешел: а вера христианская, хотя явилась и после, но стала более закона и распространилась на множество языков: благодать Христова наполнила всю землю, покрыла ее, как вода морская; все, оставив ветхое, обветшавши по зависти иудейской, держатся новаго, по пророчеству Исаии: яже из начала се приидоша, и новая, яже Аз возвещу. Воспойте Господеви песнь нову: прославите имя Его от конец земли: сходящии в море, и плавающии по нему, островы и живущие на них (Ис. 42, 9-10). И еще: работающим Мне наречется имя новое, еже благословится на земли: благословят бо Бога истиннаго (Ис. 65, 15-16). Прежде в одном Иерусалиме было место покланяться Богу; ныне же по всей земле. Как Гедеон говорил к Богу: аще будет роса на руне точию, и по всей земле суша, уразумею, яко спасеши рукою моею Израиля (Суд, 6, 37-38); и было так: подобно сему по всей земле была суша, когда все народы были одержимы идолопоклонством и не принимали росы благодатной; только во Иудеи ведом был Бог, и во Израили велие имя Его (Псал. 75, 1), в одном Иерусалиме славили Бога. Потом, опять Гедеон говорил Богу: да будет суша на руне токмо, и по всей земли да будет роса (Суд. 6, 32), и так случилось: подобно сему иудейство кончилось, закон прешел, кивот, скрижали и очистилище отняты. По всей же земли явилась роса: так по всей земле распространилась вера, оросил дождь благодатный и купель возрождения облекает сынов своих в нетление. И, как говорил Спаситель к Самарянке: яко грядет час, егда ни в горе сей, ни во Иерусалиме поклонитеся Отцу, но будут истиннии поклонницы, иже поклонятся Отцу духом и истиною: ибо Отец таковых ищет покланяющихся Ему (Иоан. 4, 21. 23), Отец вместе с Сыном и Святым Духом: так и исполнилось. Ибо Святая Троица уже славится по всей земле и принимает поклонение от всей твари: малые и великие славят Бога, по пророчеству: и не научит кийждо ближняго своего, и кийждо брата своего, глаголя: познай Господа, яко вси познают Мя от мала и даже до великаго их (Иер. 31, 34). Так и Спаситель Христос говорил к Своему Отцу: исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем: ей Отче, яко тако бысть благоволение пред Тобою (Матф. 11, 25-26). Благий Бог столько явил милости роду человеческому, что и плотские люди, чрез крещение и благия дела, становятся сынами Его и причастниками Христу Богу. Елицы бо прияша Его, сказал Евангелист, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его: иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася (Иоан. 1, 12-13), чрез Святаго Духа в святой купели. Все же сие от Бога нашего, Который на небеси и на земли, вся елика восхоте сотвори (Псал. 113, 11).

Итак, кто не прославит, кто не восхвалит Его, кто не поклонится величию славы Его? Кто не удивится неизмеримому человеколюбию Его? Рожденный прежде веков от Отца, единый сопрестольный Отцу, единосущный Ему, как свет солнцу, сошел на землю; не отлучаясь от Отца, посетил людей своих, воплотился от чистой, безмужной и непорочной Девы, вошел (в утробу ея), как Сам ведает, принял плоть, и исшел, как вошел, един сый от Троицы — в двух естествах: божеском и человеческом; совершенный человек по вочеловечению, а не в привидении, и совершенный Бог по божеству, а не простой человек. На земле Он явил (свойства и дела) божеския и человеческия; как человек возрастал в утробе матерней, и как Бог, исшел, не нарушив девства; как человек, питался матерним млеком, и как Бог, повелевал ангелам с пастырями воспевать: слава в вышних Богу; как человек, повит был пеленами, и как Бог, путеводствовал волхвов звездою; как человек, возлег в яслях, и как Бог, принял от волхвов дары и поклонение; как человек, бежал во Египет, но как Богу, поклонились Ему рукотворенная Египетская (Ис. 19, 1); как человек, пришел креститься, но как Бога, убоявшись, Иордан возвратился вспять; как человек, обнажившись вошел в воду, и как Бог, принял свидетельство от Отца: сей есть Сын Мой возлюбленный; как человек, постился 40 дней и взалкал, и как Бог, победил искусителя; как человек, пошел на брак в Кану Галилейскую, и как Бог, преложил воду в вино; как человек, спал на корабле, и как Бог, запретил ветрам и морю, и они послушались Его; как человек, прослезился о Лазаре, и как Бог, воскресил его из мертвых; как человек, всел на осля, но как Богу, Ему взывали: благословен грядый во имя Господне; как человек, был распят, и как Бог, по Своей власти, ввел распятаго в рай с Ним; как человек, вкусил óцта, и испустил дух, и как Бог, помрачил солнце и потряс землю; как человек, положен был во гробе, и как Бог, разрушил ад и освободил души; как человек, запечатан был во гробе, и как Бог, изшел, сохранив печати в целости; иудеи старались утаить Его воскресение, как человека, подкупая стражу; но как Бога, Его познали все концы земли [8]. По-истине, кто Бог велий, яко Бог наш? Той есть Бог, творяй чудеса. Крестом и страданиями на лобном месте Он соделал спасение посреде земли (Псал. 73, 12), вкусив óцта и желчи, чтобы горьким вкушением уничтожить преступление и грехи, порожденные сладким Адамовым вкушением от древа.

Но сотворшие с Ним сие сами преткнулись, как бы о камень, и сокрушились, как говорил Господь: падый на камени сем, сокрушится: а на немже падет, сотрыет ѝ (Матф. 21, 44). Во исполнение пророчеств, данных о Нем, пришел Он к иудеям, как и говорил: несмь послан токмо ко овцам погибшим дому Израилева (Матф. 15, 24), и опять: не приидох разорити закон, но исполнити (Матф. 5, 17), и к иноплеменнице ханаанской, просившей об исцелении дочери своей, говорил: несть добро отъяти хлеба чадом, и поврещи псом (Матф. 15, 26). Но иудеи говорили, что Он льстец (Матф. 27, 63), рожден от блуда [9], изгоняет бесы о веельзевуле (Матф. 12, 24). Христос просвещал их слепцев, очищал прокаженных, и исправлял скорченных, исцелял бесноватых, укреплял разслабленных, воскрешал мертвых: а они, предав Его на мучения, как злодея, пригвоздиди ко кресту. За то пришел на них гнев Божий, поразивший их до конца, как и сами они изрекли приговор о своей погибели. Когда Спаситель, произнесши притчу о винограде и делателях, спросил: что сотворит (Господин винограда) делателем тем? — они отвечали: злых зле погубит, и виноград предаст иным делателем, иже воздадят плоды во времена своя (Матф. 21, 40-41), и таким образом сами пророчествовали о своей погибели. Христос пришел на землю посетить их, но они не приняли Его; поелику дела их были темны, то они не возлюбили света, чтобы не обличилась темнота дел их. По сему-то, Иисус, приближаясь к Иерусалиму, когда увидел город, то прослезился о нем и сказал: яко аще бы разумел, и ты в день сей твой, еже к миру твоему: ныне же скрыся от очию твоею: яко приидут дние на тя, и обложат врази твои острог о тебе, и обыдут тя, и обымут тя отвсюду, и разбиют тя и чада твоя в тебе: понеже не разумел еси посещения твоего (Лук. 19, 42-44). И еще: Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камением побываяй посланныя к тебе! коль краты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокошь птенцы своя под криле, и не восхотесте. Се оставляется вам дом ваш пуст (Матф. 23, 37-38). Так и сделалось. Пришли римляне, пленили Иерусалим и разрушили его до основания. С сего времени иудеиство пало; закон, как вечерняя заря, погас, и иудеи разсеяны по различным странам, чтобы зло не утвердилось, пребывая на одноме месте.

Спаситель пришел, но Израилем не был принят, как говорит Евангелие: во своя прииде, и свои Его не прияша (Иоан. 1, 11); а язычниками принят, как предрек Иаков: и Той чаяние языков (Быт. 49, 10). Ибо при самом рождении Его, волхвы из язычников первые поклонились Ему: а иудеи искали убить Его, и за Него избили младенцев. Исполнилось слово Спасителя: яко мнози от восток и запад приидут, и возлягут со Авраамом, и Исааком, и Иаковом, во царствии небеснем. Сынове же царствия изгнаны будут во тму кромешнюю (Матф. 8, 11-12). И опять: яко отъимется от вас царствие Божие, и дастся языку, творящему плоды его (Матф. 21, 43). К язычникам послал Он учеников своих, говоря: шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится спасен будет (Марк. 16, 15-16). И: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Матф. 28, 19-20). И прилично было благодати и истине возсиять над новыми людьми. Ибо, по слову Господню, не вливают вина новаю, т. е. учения благодатнаго, в мехи ветхи, обветшавшие в иудействе: аще ли же ни, то просадятся меси и вино пролиется (Матф. 9, 17). Когда не могли иудеи сохранить закона образнаго, но многократно покланялись идолам; то как могли бы сохранить учение благодати истинной? Для новаго учения нужны новые мехи, новые народы, и обое соблюдется.

Так и было. Вера благодатная распространалась по всей земле, дошла и до нашего народа Русскаго. Воды закона изсохли, а источник Евангелия наполнился воды, — покрыл всю землю, разлился и до нас. Вот уже и мы со всеми христианами славим Святую Троицу, а Иудея молчит; Христос прославляется, а иудеи проклинаются; язычники приведены, а иудеи отринуты, как предсказал пророк Малахия: несть воля Моя в сынах Израилевых, и жертвы не прииму от рук их. Зане от восток солнца и до запад имя Мое прославися во языцех, и на всяком месте фимиам приносится имени Моему: зане велие имя Мое во языцех (Мал. 1, 10-11). И Давид: вся земля поклóнится Тебе, и поет Тебе (Псал. 65, 4); и: Господи Господь наш! яко чудно имя Твое по всей земли (Псал. 8, 1). Уже не идолослужителями именуемся мы, а христианами, мы уже не без упования (Ефес. 2, 12), но уповаем на жизнь вечную. Уже не капища строим, но созидаем церкви Христовы; не закалаем друг друга в жертву бесам [10], но Христос за нас закалается и раздробляется в жертву Богу и Отцу. Уже не кровь жертв вкушаем, и погибаем: но вкушаем пречистую кровь Христову, и спасаемся. Все народы [11] помиловал благий Бог, и нас не презрел; восхотел — и спас нас и привел в познание истины. Пуста была земля наша и изсохла; зной идолослужения изсушил ее: но внезапно потек источник Евангелия и напоил землю нашу всю, по пророчеству Исаии: проторжеся вода в пустыни, и безводная будет во езеро, и на жаждущей земли источник водный будет (Ис. 35, 6-7). Слепы мы были, не зная света истиннаго и блуждая во лжи идолопоклонства; глухи мы были, не слыша спасительнаго учения, но помиловал нас Бог, и возсиял на нас свет ведения, чтобы познать Его, по пророчеству: тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат (Ис. 35, 5). Претыкались мы на путях погибели, последуя бесам и не зная пути, ведущаго в жизнь; к тому же и немотствовали мы языком, молясь идолам, а не Богу своему и Творцу: но посетило нас человеколюбие Божие, и уже не последуем бесам, но ясно славим Христа Бога нашего, по пророчеству: тогда скочит хромый, яко елень, и ясен будет язык гугнивых (Ис. 35, 5-6). Мы были прежде подобны зверям и скотам, не умели различать десницы от шуйцы, привязаны были к земному и ни мало не заботились о небесном: но и к нам послал Господь заповеди, приводящия к жизни вечной, по пророчеству Осиину: и будет в той день, глаголет Господь, завещаю им завет со зверьми сельными и со птицами небесными; и реку не людем Моим: людие Мои есте вы, и тии рекут: Господь Бог наш Ты еси (Ос. 2, 16. 18. 23). Таким образом мы, чуждые люди, стали называтьея сынами Его. И уже не хулим Его, как иудеи, но благословляем, как христиане; не творим совещания о том, чтобы распять Его; но чтобы распятому поклониться. Не распинаем Спасителя, но воздеваем к Нему руки; не пробиваем ребр Его, но пием из них источник нетления; не берем за Него тридцать сребренников, но [Ему] предаем друг друга и весь живот наш; не скрываем Его воскресения, но во всех домах своих возглашаем: Христос воскресе из мертвых. Не говорим, что Он украден, но что вознесся туда, где и был, не не веруем, но, подобно Петру, говорим Ему: Ты еси Христос, Сын Бога живаго; с Фомою восклицаем: Господь наш и Бог Ты еси; с разбойником: помяни нас Господи, егда приидеши во царствии Си. Так веруя в Него и содержа предание святых отец седми соборов, молим Бога, да поспешит нам еще и еще, и направит нас на путь заповедей Своих.

На нас исполнилось то, что сказано о язычниках: открыет Господь мышцу свою святую пред всеми языки, и узрят вси концы земли спасение, еже от Бога нашего (Ис. 52, 10); и в другом месте: кленуся Мною самим, говорит Господь, яко Мне поклонится всяко колено, и исповестся всяк язык Богови (Ис. 45, 23). У Исаии: всяка дебрь наполнится, и всяка гора и холм смирится, и будут вся стрóпотная в право, и острая в пути гладки, и явится слава Господня, и узрит всяка плоть спасение Божие (Ис. 40, 4-5). У Даниила: вси людие, племена и языцы Тому поработают (Дан. 7, 14). У Давида: да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Да возвеселятся и возрадуются языцы (Псал. 66, 4-5). Вси языци восплещите руками: воскликните Богу гласом радования. Яко Господь Вышний страшен: Царь велий по всей земли (Псал. 46, 1-2); и вскоре потом: пойте Богу нашему, пойте: пойте цареви нашему, пойте; яко Царь всея земли Бог, пойте разумно. Воцарися Бог над языки (Псал. 46, 7-9). И: вся земля да поклóнится Тебе и поет Тебе: да поет же имени Твоему Вышний (Псал. 65, 4). И: хвалите Господа вси языци, похвалите Его вси людие (Псал. 116, 1). И еще: от восток солнца до запад хвально имя Господне. Высок над всеми Господь: над небесы слава Его (Псал. 112, 3-4). По имени Твоему, Боже, тако и хвала Твоя на концах земли (Псал. 47, 11). Услыши ны Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли, и сущих в мори далече (Псал. 64, 6). И: да познаем на земли путь Твой, во всех языцех спасение (Псал. 66, 3). И: царие и вси людие, князи и вси судии зéмстии, юноши и девы, старцы с юнотами да восхвалят имя Господне (Псал. 148, 11-13). У Исаии: послушайте Мене, людие мои, говорит Господь, и царие ко Мне внушите, яко закон от Мене изыдет, и суд Мой во свет языков. Приближается скоро правда Моя, и изыдет яко свет спасение Мое. Мене óстрови ожидати, и на мышцу Мою уповати будут (Ис. 51, 4-5).

Славит похвалами римская страна Петра и Павла, чрез которых уверовала во Иисуса Христа, Сына Божия; Асия, Ефес и Патмос — Иоанна Богослова; Индия — Фому; Египет — Марка; каждая страна, город и народ чтут и славят своих наставников, которые научили их православной вере. Прославим и мы, по силе нашей, хотя малыми похвалами, совершившаго великия и дивныя дела нашего учителя и наставника, Великаго Кагана земли нашей, Владимира, внука древняго Игоря [12], сына славнаго Святослава, которые, господствуя в свое время, прославились мужеством и храбростию во многих странах, и по своим победам и силе воспоминаются и прославляются до ныне. Ибо они господствовали не в бедной и неизвестной стране, но в русской, которая известна во всех концах земли. Сей славный муж, родившись от славных, благородный от благородных, Каган наш Владимир, когда вырос и после детской юности укрепился, или лучше, возмужал крепостию, усовершенствовался в силах, и преспевал в мужестве и смысле, тогда соделался единодержцем земли своей и покорил себе окружные народы, одних миром, а другиг — непокорных мечем. Когда жил он таким образом во время свое, и землею своею управлял с правдою, мужеством и смыслом; пришло на него посещение Вышняго, призрело на него всемилостивое око благаго Бога, и возсиял в сердце его разум; он уразумел суету идольскаго заблуждения и взыскал единаго Бога, сотворившаго все видимое и невидимое. А особенно, — он всегда слышал о православной, христолюбивой и сильной верою земле греческой, как чтут там единаго Бога в Троице и покланяются Ему; как творятся там силы, чудеса и знамения; как церкви там полны людей, как в селениях и городах благоверных все прилежат к молитве, все предстоят Богу. Слыша все сие, возгорелся он духом и возжелал сердцем — быть христианином и обратить всю землю свою в христианство. По благоволению любви Божией к роду человеческому это и исполнилось. Совлекся Каган наш одежды, а с нею и ветхаго человека; сложил одежду тленную, отряс прах неверия, и вошедши в святую купель, возродился от Духа и воды. Во Христа крестившись, в Христа облекся, и вышел из купели убеленный; стал сыном нетления, сыном воскресения; принял имя вечное и славное в роды и роды — Василий, по которому и написан в книге живота, в вышнем граде, в нетленном Иерусалиме. Впрочем на этом еще не остановился он в подвиге благоверия, и не в этом только явил свою любовь к Богу, но простерся далее и повелел всему народу своему креститься во имя Отца и Сына и Святаго Духа, чтобы открыто и громогласно славилось во всех городах имя Святыя Троицы, и все были христианами: малые и великие, рабы и свободные, юные и старые, бояре и простые, богатые и убогие. И ни один человек не противился его благочестивому повелению; крестились, — если кто и не по любви, то по страху к повелевшему, поелику благоверие в нем соединено было со властию. Таким образом вся земля наша в одно время стала славить Христа с Отцем и Святым Духом. Тогда мрак идольский начал от нас удаляться и появилась заря благоверия. Тогда тьма служения бесовскаго исчезла, и осветило землю нашу солнце Евангелия; капища разрушены, и церкви воздвигаются; идолы низвергаются и явились иконы святых; бесы убежали; крест освятил города; пастыри словесных овец Христовых, епископы, пресвитеры и диаконы, стали возносить безкровную жертву, и клир украсил и облек в благолепие святыя церкви. Труба апостольская и гром евангельский огласили все города; фимиам, возносимый Богу, освятил воздух. Поставлены на горах монастыри; явились черноризцы, мужи и жены, малые и великие, все люди наполнили святыя церкви, прославили Господа, взывая: един свят, един Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь, Христос победил! Христос одолел! Христос воцарился! Христос прославился! — Велий еси Господи, и чудна дела Твоя! Боже наш слава Тебе.

Тебя же как восхвалим, досточтимый и славный отец наш, премужественный между владыками земными, Василий? Как можем надивиться твоей доблести, крепости и силе? Какую воздадим благодарность за то, что чрез тебя познали мы Господа, и избавились заблуждения идольскаго, что, по твоему повелению, по всей земле нашей славится Христос? Или как назовем тебя, христолюбец, друг правды, смыслу место, милостыни гнездо? Как ты уверовал? Как воспламенился любовию Христовою? Как вселился в тебя разум, высший разума земных мудрецов, чтобы возлюбить невидимаго и стремиться к небесному? Как взыскал ты Христа? Как предался Ему? Скажи нам, рабам твоим, скажи нам, учитель наш, откуда повеяло на тебя благоухание Святаго Духа? Кто дал тебе испить от сладкой чаши памятования о будущей жизни? Кто дал тебе вкусить и видеть, яко благ Господь? Не видел ты Христа и не ходил по Нем: как же ты стал учеником Его? Другие, видев Его, не веровали, а ты, не видев, уверовал. По истине исполнилось над тобою слово Господа Иисуса о блаженстве, сказанное Фоме: блажени невидившии и веровавше (Иоан. 20, 29) Посему с дерзновением, не сомневаясь, именуем тебя блаженным, ибо Сам Спаситель так назвал тебя. Блажен ты, что уверовал в Него, и не соблазнился о Нем, — по неложному Его слову: блажен есть, иже аще не соблазнится о Мне (Матф. 11, 6). Знавшие закон и пророков распяли Христа, ты, не читав ни закона, ни пророков, Распятому поклонился. — Как разверзлось сердце твое? Как вошел в тебя страх Божий? Как прилепился ты к любви? Не видел ты апостола, который бы, пришед в землю твою, своею нищетою и наготою, гладом и жаждою, преклонил твое сердце к смирению. Не видел, как изгоняли бесов именем Христовым, возвращали здравие больным, как прелагался огонь в холод, воскресали мертвые. Не видев всего этого, как же ты уверовал? Дивное чудо! Другие цари и властители, видя, как все сие совершалось святыми мужами, не веровали, но еще самих их предавали страданиям и мучениям. Но ты, блаженный, без всего этого притек ко Христу; руководствуясь только своим добрым смыслом и острым умом, ты постигнул, что един есть Бог, Творец видимаго и не видимаго, небеснаго и земнаго, и что послал Он в мир, для спасения своего народа, возлюбленнаго Сына. И с сими помыслами вступил ты в святую купель. Таким образом, что другим казалось безумием, то было для тебя силою Божиею.

При том, кто изобразит множество твоих милостынь и щедрот, которыя ты днем и ночью оказывал убогим, сирым, болящим, обремененным долгами, вдовам и всем просящим милостыни? Ты слышал слово Господне, сказанное царю Навуходоносору Даниилом: царю, совет мой да будет тебе угоден, и грехи твоя милостынями искупи, и неправды твоя щедротами убогих (Дан. 4, 24). Ты слышал сие, отец светоносный, и не удовлетворился одним слышанием, но совершил слышанное на самом деле: подавал милостыню просящим, одевал нагих, насыщал алчущих и жаждущих, посылал всякаго рода утешения больным, искупал должников, освобождал содержимых в рабстве. Твои щедроты и милостыни поминаются доселе между людьми [13], тем более незабвенны оне пред Богом и ангелами Его. Сия-то любезная Богу милостыня дает тебе великое дерзновение пред Ним, как присному рабу Христову. В этом утверждаюсь я на слове Писания: хвалится милость на суде (Иак. 2, 13); милостыня мужа, яко печать с ним (Сир. 17, 18); — утверждаюсь на словах Самого всесильнаго и милосердаго Господа: блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Матф. 5, 7). Приведу еще другое, из святаго Писания, апостольское свидетельство, относящееся к тебе; апостол Иаков говорит: обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти и покрыет множество грехов (Иак. 5, 20). Если благий Бог воздает такую награду за обращение единаго человека, то какое блаженство обрел ты, Василий? Какое бремя грехов ты разсыпал, обратив от заблуждения идолопоклонства не одного человека, не десять городов, но всю область свою? Сам Христос Спаситель показывает и уверяет вас, какой славы и почести Он удостоил тебя на небесах, когда говорит: иже исповесть Мя пред человеки, исповем Его и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех (Матф. 10, 32). Если исповедавший только Христа пред людьми будет исповедан Христом пред Богом Отцем: то какой похвалы сосподобишься ты за то, что не только исповедал, яко Христос Сын Божий, но и утвердив сию веру не на одном соборе, но по всей этой земле, воздвиг церкви Христу и поставил Ему служителей? Подражатель великаго Константина, равный ему умом, равный любовию ко Христу и почитанием служителей Его! Тот со святыми отцами никейскаго собора положил закон людям; а ты, часто собираясь с новыми отцами, нашими епископами, с великим смирением советовался с ними, как уставить закон сей среди людей, недавно познавших Господа. Тот покорил Богу царство еллинское и римское; а ты — блаженный, тоже сделал в Руси: ибо как у тех, так и у нас уже Христос именуется царем. Тот с материю своею Еленою утвердил веру, когда принес крест из Иерусалима и разослал части его по всему миру своему; а ты утвердил веру с бабкою твоею Ольгою, принесши крест из новаго Иерусалима, града Константинова, и поставив его на земли своей [14]. И, как подобнаго Константину, Бог соделал тебя участником единой с ним славы и чести на небесах, за благоверие, которое имел ты в этой жизни.

Добрым свидетелем твоего благоверия, о блаженный, служит святая церковь Пресвятой Богородицы Марии, которую создал ты на основании првоверия, в которой лежит ныне [15] и мужественное тело твое, ожидая трубы архангельской. Весьма добрым и верным свидетелем служит сын твой Георгий, котораго сотворил Господь преемником по тебе на престоле: он не нарушает твоих уставов, но утверждает; не уменьшает учреждений твоего благоверия; но еще распространяет; не искажает, но приводит в порядок. Он недокончанное тобою окончил, как Соломон предприятия Давидовы, создал дом Божий великий и святый, в честь Его премудрости, на освящение твоему граду, и украсил его всякими украшениями: золотом, серебром, драгоценными камнями, дорогими сосудами, так что церковь сия заслужила удивление и славу у всех окружных народов, и не найдется подобной ей во всей полунощной стране от востока до запада. Он и славный город твой Киев обложил величием, как венцем, и предал народ и город твой святой, всеславной, скорой помощнице христиан, Богородице, которой создал и церковь на великих вратах, в честь перваго праздника Господня, святаго Благовещения, так что приветствие архангела Деве можно приложить и к сему городу. Деве сказано было: радуйся, благодатная, Господь с тобою (Лук. 1, 28)! А граду можно сказать: радуйся, благоверный граде, Господь с тобою! [16]

Встань от гроба твоего, честная главо! встань, отряси сон! Ты не умер, но спишь до общаго всем востания. Встань, ты не умер. Не свойственно умирать тебе, когда уверовал ты во Христа, жизнь всего мира. Отряси сон, возведи очи и посмотри, как Господь, сподобив тебя почестей небесных, не оставил тебя без памяти и на земле, в сыне твоем. Встань, посмотри на сына своего Георгия, посмотри на кровнаго своего, посмотри на возлюбленнаго своего, посмотри на того, котораго Господь извел от чресл твоих, посмотри на украшающаго престол земли твоей, — и возрадуйся, возвеселись! Посмотри и на благоверную сноху твою Ирину; посмотри и на внуков и на правнуков твоих [17], как они живут, как Господь хранит их; как содержат они благоверие, тобою преданное, как часто посещают святые храмы, как славят Христа, как поклоняются Его имени. Посмотри и на город, сияющий величием, посмотри на процветающия церкви, посмотри на возрастающее христианство; посмотри на город, освящаемый и блистающий иконами святых, благоухающий фимиамом и оглашаемый хвалами святыми и божественными песнопениями. И видев сие все, возрадуйся, возвеселись, и восхвали благаго Бога, строящаго все сие.

Но ты уже и видишь, хотя не телом, но духом. Господь дает тебе видеть все сие. — Итак, радуйся и веселись, что семена веры, тобою посеянныя, не изсушены зноем неверия; но орошены дождем Божия благопоспешения, расплодились изобильно. Радуйся, апостол между владыками, воскресивший не мертвых телом, но нас мертвых душею, умерших от недуга идолослужения! Тобою мы ожили и познали жизнь, Христа. Мы были скорчены, страдали от бесовскаго заблуждения, но ты нас выпрямил и поставил на путь жизни; слепы мы были от бесовскаго заблуждения, ничего не видели ослепленныя очи сердец наших, — но чрез тебя увидели свет трисолнечнаго божества; немы были мы, — но ты научил нас говорить, и ныне уже все мы, малые и великие, славим единосущную Троицу. Радуйся, учитель наш и наставник благоверия! Ты был облечен правдою, препоясан крепостию, обут истиною, венчан смыслом, и украшен милостынею, как гривною и утварью златою. Ибо ты, честная главо, был одеждою нагим, ты был питателем алчущих, ты был прохладою для жаждущих, ты был помощником вдовицам, ты был успокоением странников, ты был покровом не имеющих крова, ты был заступником обижаемых, обогатителем убогих.

За сии благия дела ныне получив возмездие на небесах, — блага, яже уготова Бог всем любящим Его (1 Кор. 2, 9), и насыщаясь сладким Его лицезрением, помолися Господу о земле твоей и о людях, над которыми ты благоверно владычествовал, да сохранит их в мире и благоверии, тобою преданном, да славится в них правоверие и да проклинается всякая ересь, да соблюдет их Господь Бог от всякой войны и плена, от глада, всякой скорби и напасти. Наипаче же помолись о сыне твоем, благоверном Кагане нашем Георгие, чтобы в мире и здравии преплыть ему пучину жизни и без вреда привести корабль душевный в прястань тишины небесной, сохранив веру и стяжав богатство добрых дел; чтобы без преткновения окончив правление людьми, Богом ему вверенными, непостыдно стать с тобою пред престолом Вседержителя Бога, и за труд правления людьми, получить от Него венец нетленной славы со всеми праведниками, для Него трудившимися.

Ты же, Владыко, Царю и Боже наш, высокий и славный! Человеколюбец, воздающий по трудам славу и честь, и творящий причастниками твоего царства! Помня, как благий, и нас убогих Твоих, яко имя Тебе человеколюбец. Хотя и не имеем мы добрых дел, но спаси нас по велицей Твоей милости. Мы бо люди Твои и овцы пажити Твоея; мы — стадо, которое недавно ты начал пасти, исторгши из пагубнаго идолослужения. Пастырю добрый, положивший душу Свою за овцы! не оставь нас, хотя мы и доселе блуждаем; не отвергни нас, хотя мы и доселе согрешаем пред Тобою, как рабы новокупленные, ни в чем не умеющие угодить господину своему. Не возгнушайся, хотя и мало еще стадо, но скажи нам: не бойся малое стадо, яко благоизволи Отец ваш дати вам царство (Лук. 12, 32). Богатый милостию и благий в щедротах! Ты обещал принимать кающахся; Ты ожидаешь обращения грешников: не помяни многих грехов наших, приими нас обращающихся к Тебе, изгладь рукописание соблазнов наших; укроти гнев Твой, который навлекли на себя, Человеколюбче! Ты — Господь наш, Владыка и Творец; в Твоей власти — жить ли нам, или умереть. Отложи, милостиве, гнев Твой, котораго мы достойны по делам нашим; отклони искушение, ибо мы персть и прах Не вниди в суд с рабы Твоими. Мы люди Твои, Тебя ищем, к Тебе припадаем, Тебя умоляем. Согрешихом, беззаконновахом, не соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам. Земные к земному мы преклонились, и лукавое соделали пред лицем славы Твоея; предались похотям плотским, поработили себя греху и заботам житейским; явились беглецами от своего господина, лишенными добрых дел, окаянными по злому житию. Каемся, просим, молим. Каемся о злых делах своих; просим, да пошлешь страх Твой в сердца наша; молим, да помилуешь нас на страшном суде. Спаси, ущедри, призри, посети, умилосердись, помилуй. Твои мы, Твое создание, дело рук Твоих. Аще бо беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Если каждому будешь воздавать по делам его: то кто спасется? Яко у Тебе очищение есть; яко у тебе милость и многое избавление. И души наши в руках Твоих, и дыхание наше в воле Твоей. Как скоро прострется на нас Твой милостивый взор, мы благоденствуем; если же воззришь на нас с яростию, мы исчезнем, как утренняя роса. Не устоит прах против бури: так и мы — против гнева Твоего. Но, как твари, просим милости у сотворившаго нас. Помилуй ны, Боже, по велицей милости Твоей. От Тебя к нам — всякое благо; и от нас к Тебе — всякия неправды. Ибо все мы уклонились с пути, все до одного непотребны. Нет из нас ни одного, кто бы заботился и подвизался ради небеснаго; но все заняты земным, все — заботами житейскими. Яко оскуде преподобный на земли, не потому, чтобы Ты, оставил и презрел нас, но потому, что мы не ищем Тебя, но привязаны к сему видимому. Потому боимся, чтобы Ты не поступил с нами, как с Иерусалимом, оставившим Тебя и не ходившим путями Твоими. Но не сотвори с нами, как с ним, по делам нашим, и не воздай нам по грехам нашим. Посмотри на нас, и еще продолжи терпение; останови пламень гнева Твоего, простирающийся на нас, рабов Твоих; Сам направь нас на истину Твою. Сам научи нас творить волю Твою; ибо ты Бог наш, а мы люди Твои, Твоя часть, Твое достояние. Не воздеваем рук наших к богу чуждому, не последуем какому либо лживому пророку, не держимся учения еретическаго; но призываем Тебя, Бога истиннаго; к Тебе, живущему на небесах, возводим очи наши, к Тебе воздеваем руки наши и молимся Тебе: прости нам, как благий, как чековеколюбец; помилуй нас, призывающий грешников на покаяние! И на страшном суде Твоем не лиши нас стояния одесную; но соделай нас причастниками благословения праведных. И, доколе стоит мир сей, не наводи на нас напасти искушения, и не предай нас в руки иноплеменников, да не назовется град Твой градом плененным, и стадо Твое — пришельцами в земле не своей; да не скажут вопреки нам народы: Где есть Бог их? Не попускай на нас скорби, глада, внезапной смерти, огня, потопления, чтобы не отпали от веры не твердые в вере. Не много накажи, но много помилуй; не сильно порази, но милостиво исцели; не на долго оскорби, но вскоре утешь: ибо не может естество наше долго сносить Твоего гнева, как стебли — огня. Укротись, умилосердись, яко Твое есть, еже миловати и спасати. Продли милость Твою на людях Твоих; врагов прогони; мир утверди; народы укроти; голод вознагради изобилием; государей наших сделай грозными народам, боляр умудри; города распространи; церковь Твою возрасти; достояние Твое соблюди; мужей, жен и детей спаси; находящихся в рабстве, в пленении, в заточении, в путешествии, в плавании, в темницах, в алчбе, жажде и наготе, — всех помилуй, всех утешь, всех обрадуй, подавая им радость телесную и душевную, молитвами и молением Пречистыя Твоея Матери, святых небесных сил, Предтечи Твоего и Крестителя Иоанна, апостолов, пророков и мучеников, преподобных, и всех святых. Умилосердись к нам и помилуй нас, да милостию Твоею, пасомые в единении веры, все вместе весело и радостно славим Тебя, Господа нашего Иисуса Христа, с Отцем и с Пресвятым Духом: Троицу нераздельную, единобожественную, царствующую на небесах и на земле над ангелами и человеками, над видимою и невидимою тварию, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Примечания:

[1] Сведений о Иларионе, Митрополите Киевском, мы имеем очень мало. Преп. Нестор, повествуя в летописи о начале Печерскаго монастыря, пишет: «Боголюбивому князю Ярославу, любящу Берестовое, и церковь ту сущу святых апостол и попы многи снабдящу, в них же бе презвитер, именем Иларион, муж благ, и книжен, и постник, и хожаше с Берестоваго на Днепр на холм, где ныне ветхий монастырь Печерский, и ту молитву творяше; бе бо лес ту велик: ископа печерку малу дву сажну, и приходя с Берестоваго отпеваше часы и моляшесь Богу ту втайне. Посем же вложи Бог в сердце Князю, и постави его Митрополитом святей Софии, а сия печерка тако оста». О сем поставлении в Митрополита выше Нестор говорит так: «в лето 6559 (1051) постави Ярослав Илариона Митрополитом Русина в Святей Софии, собрав Епископы (Кенигсб. сп. С.П.Б. 1767, стр. 108)». Вот все, чтó известно об Иларионе.

Итак Иларион был родом Русский. Первое образование, конечно, он получил в том училище, которое завел в Киеве еще св. Владимир, и куда приказал брать детей знатных лиц (Лавр. сп., стр. 83). Особенныя его дарования, или другия какия-либо обстоятельства — доставили ему место священника в селе Берестове (близ нынешней Лавры), где был дворец великокняжеский. Ярослав, покровитель просвещения, щедрый к духовенству, часто бывая в своем загородном дворце, знал тамошних священников, и особенно обратил его внимание своими познаниями, своим благочестием, Иларион. Ревностный служитель Христов не довольствовался обыкновенным исправлением своих обязанностей, но, устремляясь к высшим подвигам, часто оставлял свой дом и уходил в соседнюю гору, покрытую лесом, чтобы там в уединении предаваться молитве и богомыслию, устроил там себе другое жилище убогое, тесное — в пещере. Такие подвиги должны были еще более расположить к нему благочестиваго Ярослава. И вот, когда не стало в Киеве Митрополита Феопемпта, Великий Князь вознамерился поставить на его место Илариона. Летописец не говорит, по какому побуждению Ярослав не отправил его в Константинополь для рукоположения, но, конечно, не с тем, чтобы прервать зависимость Церкви Киевской от Константинопольской; в самый год рукоположения Иларионова (1051) были сношения между Россиею и Императором Константинопольским по смутным делам Церкви Константинопольской; по симъ-то сношениям дóлжно заключать, что были Русские послы в Константинополе. Как бы то ни было, Иларион был поставлен собором Русских Епископов. Долго ли правил он Церковию, летописец не говорит; но в 1072 году упоминается уже другой Митрополит, Георгий. В некоторых списках Русских Святых, имя Илариона, Митрополита Киевскаго, стоит в числе Русских св. мужей (Рук. МДА, под назв. «Книга глаголемая: описание о Российских святыхъ», кон. XVИИ или нач. XVИИИ в. Описание составлено в царствование Феодора Иоанновича и дополнено в последствии), хотя по историческим памятникам и неизвестно, чтобы сие признано было всею Церковию Русскою.

[2] О наименовании св. Владимира Каганом, по примеру Козарских владетелей, которые прежде господствовали над Южною Русью, см. «История Государства Российскаго», т. 1. прим. 110 и 284.

[3] В списке Академическом, выше означенном литтерою C, опущение сие вознаграждается приведением мест пророческих, относящихся к Иисусу Христу; о чем сказано будет ниже, в прим. 7.

[4] Первый епископ в Иерусалиме из необрезанных был Марк, шестнадцатый от начала Церкви Иерусалимской.

[5] В сем смысле Апостол Павел говорил о себе, что Он по правде законней был непорочен, и противополагал свою правду от закона, сущей от Бога правде в вере (Флп. 3, 6. 9).

[6] В смысле иудейском. См. прим. 5 и 7.

[7] Апостол Павел в послании к Евреям пишет, что кровь козлия и телчая и пепел юнчий кропящий оскверненыя освящает к плотстей чистоте (Евр. 9, 13), следовательно только временной и несовершенной.

[8] После сего, в списке, означенном выше под литтерою C., помещено обширное изложение пророчеств, относящихся до отвержения иудеев, признания язычников и воплощения и страдания Сына Божия. Это изложение все заимствовано из речи грека, который проповедывал св. Владимиру веру Христову (Летоп. Нестор. по списку Лаврентьевскому. стр. 64).

[9] Здесь, вероятно, разумеются хулы, которыя были разссеваемы иудеями еще во втором столетии, как видно из слов Цельса и, писавшаго против Цельса, Оригена (Orиgen. Contr. Cels. L. 1. c. 28).

[10] Проповедник здесь разумеет обычай приносить людей в жертву идолам. Об одном из таких случаев упоминает Нестор, когда говорит о двух христианах варягах в Киеве, которых хотели принести в жертву богам.

[11] Словом страны (народы), как здесь, так и во многих других местах сего слова, означаются собственно язычники, ἔϑνη, как и в древнем переводе толкования на Пророков, известном по списку Упиря лихаго (1047 г.); Ис. 42, 1 Суд странам изнесет, вм. суд языком возвестит.

[12] Внука стараго Игоря. Наименованием стараго, или старшаго, предполагается существование младшаго. В таком случае надлежало бы допустить, что или проповедник имел в виду современнаго князя Игоря, сына Ярославова, или слово: стараго, внесено позднейшими переписчиками, желавшими дать более ясности словам проповедника. Впрочем слово: старый, прежде всего означает древний и противополагается нынешнему. В таком смысле оно употребляется в слове о полку Игореве : почнем же, братие, повесть сию от стараго Владимера до нынешняго Игоря (Русск. Сборн. Историч. Т. 3. кн. 1. стр. 108).

[13] Нестор пишет о св. Владимире: «Повеле всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питье и яденье, и от скотниць кунами. Устрои же и се, рек: яко немощнии и больнии не могут долести двора моего. Повеле пристроити кола; въскладше хлебы, мяса, рыбы, овощь разноличныи, мед в бчелках, а в других квас, возити по городу въпрошающим: кде больнии и нищь немогыи ходити? Тем раздаваху потребу» (Летоп. Нестор. по списку Мниха Лаврентия. Моск. 1824 стр. 89).

[14] В рукоп. Прологе Румянцовской библиотеки есть житие св. Ольги, в котором сказано между прочим, что она получила от Патриарха, крестившаго ее, крест, «иже ныне стоит в Киеве, в Святей Софии, в олтари, на десной стране, имея письмена: обновися в Рушстей земли крест от Ольгы, Благоверные Княгыне, матере Святославле» (Опис. Румянцов. Муз. стр. 453).

[15] Нестор пишет: «поставиша ѝ (то-есть Владимира) в Святей Богородици, юже бе създал сам, — и вложиша ѝ в корсту мороморяну, схраниша тело его с плачем, блаженнаго князя» (Там же стр. 93). — Церковь Пресвятыя Богородицы, именуемая десятинною, основана св. Владимиром в 996 г.; в 1039 г. возобновлена и вновь освящена.

[16] Нестор, под 1037 г. упомянув о заложении Ярославом стены вокруг Киева с златыми вратами, продолжает; «заложи же и церковь Св. Софии и митрополью; посем церковь на златых воротех, Св. Богородицы Благовещение; посем Святаго Георгия монастырь и Святыя Ирины. Посем же нача вера Хрестьянская плодитись и разширятись, и черноризцы почаша множитись, и монастыреве починаху быти. И бе Ярослав любя церьковные уставы, и попы любяше повелику, изълиха же черноризцы, и книгам прилежа, и почитая часто в нощи и во дни; и собра писцы многи, и прелагаше от грек на славянское письмя, и списаша книги многи, имиже поучахуся вернии людие. И положи в Святей Софии, юже созда сам, и украси ю златом и сребром, и сосуды церьковными, и иныя церкви ставляше по градом и по местом, и поставляше попы, и даяше от имения своего урок, и радовашесь Ярослав, видя многи церкви и люди хрестьяны зело» (Летоп. Нестор. по Кенигсб. списк. С.П.Б. 1767. стр. 106). — О создании церкви в честь Благовещения Пресвятыя Богородицы, в некоторых древнейших списках, замечено: «того деля (для), ать всегда радость граду тому Святым Благовещением будеть» (Истор. Гос. Рос. Т. 2. пр. 34).

[17] Имя супруги Ярославовой, дочери Олава, перваго короля Шведскаго, в Летописи Несторовой не означено. Но из того, что монастырь Георгиевский основан Ярославом в честь его Ангела, и тогда же устроен был женский монастырь во имя св. Ирины, заключают, что Вел. Княгиня, именовавшаяся в своей земле Ингигердою, в православной вере называлась Ириною (Ист. Гос. Рос. Т. 2. пр. 34). Сопременным словом подтверждается сия догадка. — У св. Владимира было 12 сыновей. Если проповедник Киевский имел здесь в виду преимущественно род Ярославов, то он мог указать на внуков св. Владимира, детей Ярослава, — именно, кроме Илии, скончавшагося в 1020 г., на Владимира (род. в 1020 г., ум. 1052), Изяслава (род 1025 г. ум. 1078 г.), Святослава (род. 1027 г. упом. в 1076 г.), Всеволода (род. 1030 г. ум. 1093 г.), Вячеслава (род. 1033 или 1036 г. ум. 1057 г.), и Игоря (год рождения неизвестен; ум. 1052 г.). Время рождения детей у сыновей Ярославовых в Летописи по большей части не означено. Но известно, что сын Владимира Ярослалича Ростислав в 1064 г. уже производил набеги на Тмуторокань и овладел ею (Ист. Гос. Рос. Т. 2. стр. 42). У Изяслава Ярославича в 1050 г., родился сын Святополк (пр. 168); старее его был брат его Мстислав Изяславичь. Таким образом около 1050 г, проповедник мог указать и на правнуков св. Владимира — Ростислава Владимировича, Мстислава и Святополка Изяславичей.

Источник: Памятники духовной литтературы времен Великаго Князя Ярослава И. // Журнал «Прибавления к изданию творений Святых Отцев, в русском переводе издаваемым при Московской Духовной Академии» за 1844 год. — М.: В Типографии Августа Семена, 1844. — Часть II. — С. 256-285, 215-217, 289-292.