ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ЗАКОН

Православная библиотека Золотой Корабль, 2012

 

МОСКВА 2011

УДК 265 ББК 86.372 Е13

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС11-025-2803)

Е13 Евангельский закон. — М.: Благовест, 2011. — 80 с. ISBN 978-5-9968-0112-1

В данном издании приводится учение Господа Иисуса Христа о евангельском новозаветном законе любви, который Он даровал всем Своим верным последователям на все времена; рассказывается о его сущности, содержании и превосходстве над ветхозаветным нравственным законом.

Издание рассчитано на широкий круг православных читателей.

УДК 265 ББК 86.372

ISBN 978-5-9968-0112-1

© Издательство «Благовест» — текст, оформление, оригинал-макет, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Предыстория установления евангельского закона

Недостаточность ветхозаветного нравственного закона

Превосходство евангельского закона и его суть

Основные заповеди и принципы евангельского закона

Заповедь любви и ее характер в Новом Завете

Реализация евангельских норм в современной жизни и ее последствия

Заключение

Список использованной литературы

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

С самого первого момента жизни чело­века в раю основой его существования становится его завет с Богом-Творцом. Завет — это признание двух свободных личностей в любви, преданности и вер­ности друг к другу. Это — неразрывная ду­ховная связь, основанная на доверии. В тоже время завет предполагает и опреде­ленную ответственность перед тем, с кем он заключен. Для этого, вместе с заветом, Бог устанавливает для человека и опреде­ленный закон. Закон, в свою очередь, предполагает определенные нормы пове­дения по отношению ко Господу.

Уже в первый момент после грехопаде­ния Адама и Евы в раю Господь Бог дал обет о послании Спасителя в мир для ис­купления человеческих грехов. Это обе­тование Божие было и обетованием о Новом Завете, который Господь заклю­чит с новым народом избранным. Таким образом, уже в тот момент, Господь Бог дал обетование об обновлении Своего за­вета с человеком, о привнесении в мир нечто совершенно нового, универсаль­ного для каждого из нас. В тоже время не умалялась важность и действовавшего завета, тем более что он тоже только на­чинал открываться людям.

История дарования Богом человеку Своего завета и закона, история челове­ческого грехопадения, Искупления и от­крытия Нового Завета Господом Иисусом Христом — это долгий и серьезный рас­сказ. В данной работе будет частично рассказано о Ветхом Завете и ветхозавет­ном законе. Основной же целью данной работы будет раскрытие учения Господа Иисуса Христа о евангельском новоза­ветном законе любви, который Он даро­вал всем Своим верным последовате­лям на все времена.

Данная работа, как мы надеемся, станет важной и интересной как для верующих людей, так и для тех, кто интересуется ис­торией христианства и новозаветного учения в целом.

Сергей Милов

ПРЕДЫСТОРИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ЗАКОНА

История человеческого бытия начина­ется с жизни в райском саду. Человек был сотворен по образу и подобию Божию; в раю он научался Господом в творчестве (возделывание сада, нарече­ние имен животным и т. д.), в раю чело­веку (Адаму) был дан помощник (Ева). Также, во время жизни в райском саду, человек получил от Бога-Творца главные заповеди своего существования: благо­словение на владычество над всем тво­рением Божиим, благословение на брак и создание потомства. Все это вырази­лось в следующих словах Господа Бога, обращенных к Адаму и Еве: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над ры­бами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающим­ся по земле (Быт. 1: 28). Однако, помимо благословения, Господь установил и оп­ределенные правила существования человека в раю, а именно, дал заповедь. Эта первая заповедь была легка для че­ловека и состояла всего лишь в одном повелении: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2: 16—17). Таким образом, Господь Бог заключил с человеком первый завет, который включал в себя как благослове­ние, так и закон. Святитель Николай Сербский раскрывает понятие завета следующим образом: «Завет — это наказ, наставление, оставляемое потомкам, или последователям. В завете есть две стороны: одна, дающая наказы, и дру­гая, их принимающая. В Библии дает на­каз Сам Господь Бог, а обязуется выпол­нять все Его заветы человек»[1]. Все это было необходимо для того, чтобы чело­век не только владел всем миром, но и совершенствовался в своем духовно-нравственном росте. Как поясняет про­топресвитер Михаил Помазанский: «Ис­полнение этой заповеди выражало: и послушание Богу, и доверие словам Божиим, и смирение и воздержание — сумму простых и естественных добродетелей»[2]. Однако, несмотря на все ми­лости дарованные Богом, первые люди не устояли в истине и пали, преступив единственную заповедь по наущению дьявола. За человека проклинается зем­ля, и люди получают обетование Божие о будущих своих испытаниях. Господь Бог дает обетование, как женщине, так и мужчине: Жене сказал: умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в бо­лезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господс­твовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего бу­дешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3: 16—19). С этого момента завет Бога с человеком приобретает более строгую форму, так как люди отныне стали рабами грехов и немощными во всех сферах своего бытия. В завете между Богом и людьми на пер­вое место выходит закон и его строгое ис­полнение. Однако даже в этой строгости Господь проявил Свою милость к челове­ку, дав ему обетование о последующем приходе в мир Искупителя всех челове­ческих грехов. Таким образом, с момента грехопадения первых людей в раю и до прихода в мир Спасителя Иисуса Христа, между Богом и человеком устанавливает­ся определенный завет, основанный на исполнении целого ряда заповедей. Важ­но отметить, что данный завет раскры­вался перед людьми постепенно, на про­тяжении многих сотен лет. Этот завет получил наименование Ветхого Завета.

Прежде чем переходить к рассмот­рению сущности евангельского за­кона, обратим более пристальное вни­мание на тот закон, который был установлен Богом до прихода в мир Иисуса Христа.

Заповеди данного закона раскрыва­лись перед людьми постепенно, по мере необходимости и полезности. Уже в этих действиях Господа Бога можно увидеть Его любовь и милость к человеку. Так, например, в истории Каина и Авеля — детей Адама и Евы — мы можем выде­лить первые заповеди Божиего закона. В тот момент, когда пораженный завистью Каин, задумал в сердце своем убить своего брата, Господь обращается к нему со словами предостережения. Уже в этих словах мы видим одну из заповедей за­кона — необходимость борьбы со страс­тями. Господь Бог предупреждает Каина: если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты гос­подствуй над ним (Быт. 4: 7). Таким обра­зом, Бог дает одну из первых Своих за­поведей уже падшему человечеству. К сожалению, Каин не выполнил повеле­ния Божия и убил своего родного брата. В этом поступке можно выделить две ха­рактерные особенности, оказавшие вли­яние на дальнейшее существование все­го человечества, до момента прихода в мир Спасителя. Во-первых, в поступке Каина отобразилась вся сущность пов­режденной природы человечества: люди отныне не могли противостоять греху своими силами, а если и могли, то это требовало помощи Божией и собствен­ных немалых усилий. Во-вторых, та­кая слабость человека, а подчас и неже­лание бороться с грехом, приводит к тому, что Господь Бог дает более строгие законы для людей. Только такая стро­гость могла удержать людей от оконча­тельного падения.

Однако, как показало время, даже это не удержало первых людей от серьезных отпадений от Божиих повелений. Когда земля наполнилась различными безза­кониями, Бог насылает на нее потоп, спасая лишь праведного Ноя и его се­мью. Как отмечает протоиерей Николай Малиновский: «Всемирный потоп был вызван чрезвычайным развитием зла и греха на земле, готовых заразить все человечество...»[3]. В истории со всемирным потопом важно отметить тот факт, что, в отличие от других людей, Ной исполнял все повеления Божии, касающиеся при-уготовления и последующих действий во время этого события.

Следующим человеком, с которым Бог заключил Свой завет, стал праведный Авраам. Данный завет Господа Бога с Авраамом (состоящий из нескольких моментов) стал очередным этапом рас­крытия закона Божия всему челове­честву. Как известно из Священного Писания Авраам был единственным праведником, который сохранил истин­ную веру в единого Бога, тогда как ос­тальные люди, в своем большинстве, опять (как и во времена до потопа) от­пали в язычество. Именно поэтому Господь и избрал Авраама для того, что­бы заключить с ним Свой завет. Приуготовительной частью завета меж­ду Богом и Авраамом стало обетование Божие Аврааму о том, что он станет пра­родителем многих народов. Также Бог дал обетование о том, что именно из ро­да Авраама в мир придет Спаситель. Однако, давая такой обет, Господь Бог призывает Авраама и к определенным действиям. Господь Бог говорит: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя вели­кий народ, и благословлю тебя, и возвели­чу имя твое, и будешь ты в благослове­ние; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные (Быт. 12: 1—3). Следующим этапом заве­та стало обетование Божие Аврааму при вступлении того в землю Ханаанскую. В этот момент Бог снова обещает Аврааму особую милость со Своей стороны: И сказал Господь Аврааму...: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку, и к западу; ибо всю землю, которую ты ви­дишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчи­тать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее (Быт. 13: 14—17). Несмотря на все обетования Божии, Авраам все же про­должал роптать, так как не имел по­томства, а, следовательно, не понимал, как обетование могло совершиться. В этот момент происходит событие, окон­чательно закрепившее завет между Богом и Авраамом. Господь обращается к праведнику со следующими сло­вами: посмотри на небо и сосчитай звез­ды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков (Быт. 15: 5). Далее Господь раскрывает весь смысл Своего завета с праведным Авраамом: Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов... Я сделаю тебя отцом множества наро­дов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари про­изойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомка­ми твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между по­томками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезы­вайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами (Быт. 17: 4—11). Этими словами Господь Бог окончательно установил нормы Своего взаимоотношения с народом из­бранным (в лице Авраама). Протоиерей Николай Малиновский, поясняя важ­ность избранности еврейского народа, пишет следующее: «Главнейшими вос­питательными средствами к выполне­нию этим народом своего назначения были: 1) дарованное этому народу бо­жественное откровение.; 2) прообразы о Нем (Мессии — С. М.).; 3) закон, нравственный и гражданский...»[4]. Ус­тановленный завет (а, следовательно, и закон) стал главным принципом жизни еврейского народа, вплоть до событий, связанных с пророком Моисеем. Со­бытия же, связанные с жизнью пророка Моисея, являются следующим крупным этапом в деле формирования Ветхого Завета с народом избранным.

Моисей, будучи избранным Самим Богом для руководства народом Израи­ля, на протяжении всей своей жизни ис­полнял повеления Бога. Именно через Моисея Господь Бог даровал Своему на­роду те заповеди, которые стали крае­угольным камнем всего ветхозаветного закона. Эти заповеди вошли в историю под названием Синайского законода­тельства, так как были дарованы еврей­скому народу на горе Синай. Заповеди были высечены на двух каменных пли­тах (скрижалях) и получили название скрижалей Завета. Священное Писание говорит нам об этом следующее: И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написа­но было перстом Божиим (Исх. 31: 18). В этих десяти заповедях было сконцент­рировано все законодательство, которое устанавливало отношения людей к Богу и друг к другу. Важно отметить, что впоследствии (начиная с Синайского законодательства) ветхозаветный закон продолжал расширяться, но основой его оставались десять заповедей.

В целом можно сказать, что жизнь ев­рейского народа была полностью регла­ментирована заповедями и повеления­ми Божиими, но в этом был особый промыслительный замысел. Причиной такого подробного законодательства было постоянное отпадение народа из­бранного в языческие культы, что при­водило к трагическим последствиям. Именно поэтому Господь Бог постоянно раскрывал перед евреями Свой закон. Таким образом, ветхозаветный закон был своего рода удерживающим, т. е. на­правленным на постоянный контроль и духовное воспитание народа избранно­го. Это было необходимо для того, что­бы еврейский народ сохранил чистоту своей религии и предуготовил приход Мессии. Протоиерей Николай Мали­новский поясняет это так: «Под чудным водительством премудрости Божией иу­дейский народ исполнил возложенное на него служение: быть хранителем ис­тинного богопочтения и обетований о Мессии»[5]. Пришедший на его смену за­кон Нового Завета (евангельский закон) Господа Иисуса Христа привнес с собой определенную новизну во взаимоотно­шения Бога и человека.

 

НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ВЕТХОЗАВЕТНОГО НРАВСТВЕННОГО ЗАКОНА

Несмотря на то, что древний еврейс­кий народ получил от Бога закон, одна­ко, этот закон не являлся еще достаточ­ным. При всей своей обширности и структурности Ветхий закон имел опре­деленные несовершенства. Однако не стоит воспринимать эти несовершенс­тва, как невозможность для Бога заклю­чить идеальный завет с человечеством. Просто на тот исторический момент дан­ный закон являлся наиболее оптималь­ным, с учетом духовно-нравственного состояния народа избранного. Закон Божий ветхозаветного периода, дарован­ный древним евреям, нес в себе опреде­ленную смысловую нагрузку. Также вет­хозаветный закон обладал определенной характеристикой и был необходим для того, чтобы с его выполнением достига­лись определенные задачи в духовно-нравственном воспитании народа избранного. Ветхозаветный закон включал в себя следующие основные задачи.

1) Культовая — в этом аспекте ветхоза­ветный закон был призван выработать в древнееврейском народе традицию бо­гослужения, включавшую в себя жерт­воприношения, совершение служб, праз­днование священных дней и т. д. Это способствовало усилению благоговейно­го отношения народа избранного к Своему Богу. Богослужебный культ, в этом отношении, становился опорой во всей религиозной жизни евреев.

2) Воспитательная — данная задача за­кона заключалась в необходимости выработать в народе избранном уважи­тельное отношение к тому духовно-нравственному образу жизни, который устанавливался Господом Богом от нача­ла творения мира. Это было связано с тем, что после грехопадения первых лю­дей в раю, последующие поколения лю­дей во многом утратили необходимые духовно-нравственные установки чело­веческого бытия. Было утрачено чувство уважения к Богу и ближнему, чувство преданности, чистоты жизни и т. д. Все это привело к тому, что со временем древние евреи практически перестали отличаться от языческих народов в деле своей духовно-нравственной и религиоз­ной жизни. Именно в этом отношении ветхозаветный закон был призван ре­шить воспитательную задачу.

3) Удерживающая — в данном аспекте закон был призван выполнять функцию сдерживающего начала, т. к. древние ев­реи постоянно нуждались в строгом ду­ховном надзоре, по причине своего час­того отпадения в различные языческие культы. Именно поэтому ветхозаветный закон был так строг по отношению ко всем тем, кто занимался магией, оккуль­тизмом, ворожбою и т. п., а также к тем евреям, кто обращался к таким людям. За все это полагалась смертная казнь, че­рез побиение камнями. Обо всем этом даны конкретные повеления Божии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, про­рицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего... (Втор. 18: 10—12)

4) Приуготовительная — наверное, од­на из главнейших задач ветхозаветного закона, связанная с подготовкой народа избранного к приходу Мессии — Господа Иисуса Христа. Все повеления Божии, все пророчества, вся основная мысль ветхозаветного периода была направлена именно на это событие.

Таким образом, ветхозаветный закон непосредственно связан с законом но­возаветным, который принес на землю Господь Иисус Христос. Однако, при всем при этом, необходимо отметить то обстоятельство, что ветхозаветный закон был все же несовершенным. Как отмеча­ет протоиерей Николай Малиновский: «.закон полагал предел грубой силе, развитию безбожия, нравственного рас­тления и делал возможным среди мира, зараженного грехом и язычеством, существование такого общества, которое могло сохранять семена божественного откровения, вверенные ему для хранения и передачи другим народам»[6]. Однако, он не обладал еще той полнотой свободы и любви, которым будет обладать закон Евангелия. Несовершенность же ветхоза­ветного закона заключалась в следу­ющих моментах.

Во-первых, закон Ветхого Завета был обращен непосредственно к народу из­бранному (двенадцати коленам Из­раиля), а, следовательно, не включал в свою духовно-практическую сферу язы­ческие народы, которые также нужда­лись в духовном руководстве. Такая, вне­шне кажущаяся, узость закона была необходимой на тот исторический мо­мент по целому ряду причин. Так, напри­мер, из всех народов мира только древ­ние евреи на тот момент исповедовали


монотеизм, т. е. веру в единого Бога-Творца. Поэтому, Господь Бог оказывает Свое особое благоволение именно этому народу; Он избирает евреев как Свой особый народ. В свою очередь, это требо­вало и особого духовно-нравственного попечительства над ним. Тем не менее, выделенность народа Израиля из среды других народов и дарование ему особого закона можно считать, в некоторой сте­пени, несовершенством данного законо­дательства. Здесь, правда, стоит отме­тить, что данное несовершенство не является ограничением возможностей Бога-Творца, просто сам закон был еще не универсален.

Во-вторых, характерной особенностью ветхозаветного закона является его спе­цифическая строгость и жесткая регла­ментация всей духовно-нравственной жизни древнееврейского общества. Это также было связано с необходимостью воспитания народа избранного, который был еще очень слаб в деле исповедания единобожия. Строгость закона заключа­лась в том, что подавляющее количество заповедей было обращено на запрещение тех или иных действий и поступков. Таким образом, в данном аспекте закон был именно ограничительным и запре­тительным. Регламентированность же закона заключалась в том, что жизнь древнего еврея была очерчена им в стро­го установленных рамках. Каждое дейс­твие было подчинено определенной за­поведи и это касалось всех сфер его жизни: бытовой, трудовой, духовно-нравственной и т. д. Такая специфика за­кона была также направлена на ограж­дение народа избранного от духовной нечистоты.

В-третьих, серьезным несовершенс­твом ветхозаветного закона являлось то, что посредством его исполнения ветхо­заветный человек (еврей или обращен­ный в иудаизм) не имел возможности ко спасению и вхождению в Царство Небесное. Иерей Олег Давыденков конс­татирует: «Вся история Ветхого Завета свидетельствует о том, что естественная человеческая праведность, праведность от закона, сама по себе не могла доста­вить человеку спасения»[7]. Исполнение всех ветхозаветных заповедей могло из­бавить человека от отпадения в язычест­во, от духовного невежества, могло при­общить его к праведной жизни, но, в тоже время, не давало ему возможности войти в Царство Божие. Как известно из Ветхого Завета, даже праведники, до прихода Господа Иисуса Христа, после своей смерти попадали в шеол (состояние ада или приближенное к нему). Такая си­туация была обусловлена тем, что чело­вечество пало во грехе (начиная с грехо­падения в раю), а обетованного Богом прихода Спасителя еще не произошло. Именно Господь Иисус Христос Своим подвигом искупления вывел праведни­ков из шеола и открыл людям врата в Царствие Небесное.

В-четвертых, самым значительным ас­пектом ветхозаветного закона, который характеризует его несовершенство, явля­ется преимущество непосредственно за­кона над любовью. Ветхозаветный закон рассматривал всю жизнь человека имен­но с позиции заповеди и ее неукосни­тельного исполнения, за нарушение же заповедей полагалось серьезное, а под­час жестокое наказание. В данном зако­не понятие любви отходило на второй план, хотя и предполагалось. Ветхий Завет, в лице своего законодательства, конечно же, говорил и о милосердии, и о любви к ближнему, и о других человечес­ких духовно-нравственных ценностях. Однако, с другой стороны, он все же не предусматривал такой ситуации, когда за явное отступление от заповеди человек мог быть прощен, особенно, если это ка­салось центральных заповедей закона. Таким образом, в Ветхом Завете господс­твовал именно закон, а не любовь. Пре­имущество любви над законом проявит­ся с приходом в мир Господа Иисуса Христа и принесенной Им благой вести.


 

ПРЕВОСХОДСТВО ЕВАНГЕЛЬСКОГО ЗАКОНА И ЕГО СУТЬ

С приходом в мир Господа Иисуса Христа — нашего Искупителя и Спа­сителя — меняются взаимоотношения Бога и человека. Это связано с тем, что Господь приходит не только для того, чтобы исполнить весь свод заповедей ветхозаветного закона, но, главным об­разом, для того, чтобы искупить челове­ческие грехи и дать людям новый за­кон — закон любви. Этот закон Господь раскрывает перед человечеством не сра­зу, а на протяжении трех лет Своего зем­ного служения. Значимость же этого закона для людей выразилась в двух про­стых словах — благая весть (Евангелие). Что же представляет собой Евангелие?

С одной стороны, Евангелие (в пере­воде с греческого — «благая весть») пред­ставляет собой свод письменных свиде­тельств о Господе Иисусе Христе, включающих в себя Его непосредствен­ные слова, а также то, что рассказали нам о Нем Его ближайшие ученики — апостолы. Евангелие — это ряд книг, объ­единенных богодухновенными рассказа­ми о Христе. Евангелие включает в себя повествования от лица апостолов Мат­фея, Марка, Луки и Иоанна. Эти книги являются центральными для христиан и входят в состав Нового Завета — более широкого свода книг, которые были на­писаны на основе учения Господа Иисуса Христа Его ближайшими учениками. В целом весь корпус новозаветных бого-духновенных писаний (т. е. написанных под непосредственным водительством Духа Святого) также именуется Еван­гелием Нового Завета. Такое понимание слова Евангелие является скорее вне­шним, номинальным.

С другой стороны, понятие Евангелия включает в себя определенный духовный смысл. Евангелие, как благая весть, с этой стороны, является тем учением о любви и свободе от грехов, которое при­нес в мир Господь Иисус Христос. Эта та благая весть, которую ожидало все чело­вечество со дня грехопадения первых людей в раю. Это реализация того обе­тования, которое дал Господь Бог Ада­му и Еве перед изгнанием их из рая. Прикровенное указание о приходе Спасителя в мир Бог дал в словах про­клятия змию-искусителю: Вражду поло­жу между тобою и между женою, и меж­ду семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты бу­дешь жалить его в пяту. (Быт. 3: 15). Таким образом, Евангелие — это то, чего ожидал весь мир и что открылось людям только Самим Богом. Господь Иисус Христос дал людям возможность эту бла­гую весть услышать и принять.

Основой Евангелия, как и ветхозавет­ного закона, являются заповеди. Запо­ведь представляет собой Божественное постановление, касающееся того или иного аспекта земного бытия человека. Посредством заповедей Господь указы­вает человеку те нормы духовно-нравс­твенного поведения, которых он должен придерживаться в своем земной жизни.

Заповеди, таким образом, являются не­коей границей, которая очерчивает для человека ту зону его духовно-нравствен­ного бытия, за пределы которой он не должен выходить. В тоже время, это не означает, что человек в чем-либо огра­ничен и не имеет права на свободный выбор. Господь Бог видит немощь чело­веческой природы, связанную с грехопа­дением прародителей, и для того, чтобы человек не впадал в тяжелые грехи, Он и устанавливает определенные заповеди.

Однако может возникнуть вопрос: в чем же превосходство новозаветного за­кона над ветхозаветным, если оба они направлены на одно и тоже? Пре­восходство Нового Завета Господа Ии­суса Христа над законом ветхозаветным выражается, прежде всего, в том, что вет­хозаветный закон был направлен на то, чтобы оградить народ избранный от от­падения в язычество, а потому в своей основе был более строгим. Новозаветный (евангельский) закон ориентирован, прежде всего, на заповедь любви — к Богу, ближнему, и всему окружающему миру, как творению Божию. Как поясня­ет святитель Николай Сербский: «Гос­подь дал людям два завета: Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет Господь дал тогда, когда род людской был еще мал годами и грехами, а Новый Завет — когда род людской уже обрел груз лет и грехов»[8]. Превосходство в отношении к Богу — новозаветный закон говорит о Боге, как любящем Отце, Который забо­тится о Своих детях (людях), защищает их, прощает им их падения и грехи. Отныне Господь Бог говорит о том, что для каждого человека (а не только для еврея) возможно спасение и вхождение в дом Божий — Царство Небесное. Сам Господь Иисус Христос свидетельствует об этом так: Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смер­ти в жизнь (Ин. 5: 24). Архиепископ Аверкий (Таушев), указывая на спаси­тельность проповеди Христа, поясняет: «Повиновение словам Спасителя и вера в Его посланничество есть главное усло­вие для восприятия истинной жизни, в которой залог и телесного блаженного бессмертия»[9]. В ветхозаветные времена особое покровительство Бога относилось все же к народу избранному. Это было не­обходимо для того, чтобы сохранить его в чистоте веры в единого Бога, т. к. именно из этого народа должен был родиться Мессия. Теперь же, когда Господь Иисус Христос родился, становится возможным для каждого следовать Его учению.

Превосходство в отношении к ближ­нему — в Ветхом Завете Бог также гово­рил людям о необходимости любви и со­страдательности по отношению друг к другу. Более того, евреи обязаны были помогать любому нуждающемуся челове­ку, даже если он был не иудей. Священное Писание говорит нам об этом следующее: Пришельца не обижай: вы знаете душу пришельца, потому что са­ми были пришельцами в земле Египетской (Исх. 23: 9). Однако, при всем при этом, древний еврей должен был заботиться, прежде всего, о собственном народе и ставить его интересы выше интересов других племен. С приходом в мир Нового Завета данные отношения между людьми полностью меняются. Господь Иисус Христос призывает каждого человека, вне зависимости от его национальности, обратить свое сердце и любовь к самым отторгнутым миром людям: больным, разбойникам, блудницам, мытарям и т. п. Слова Господа об этом гласят: воз­люби ближнего твоего, как самого себя (Мк. 12: 31). Здесь происходит переори­ентировка человеческих взглядов и цен­ностей — это очень важный аспект в уче­нии новозаветного закона любви.

Превосходство в отношении к миру — после грехопадения прародителей, как мы знаем, Бог проклял за человека зем­лю, а значит весь окружающий мир. В связи с этим и человеческое отношение к окружающему миру было, в основном, как к опасной и враждебной среде су­ществования. Человек, после ухода из рая, начинает бояться мира и его обита­телей, ему все враждебно, и он нигде не может чувствовать себя в безопасности. Об этом нам говорит как Ветхий Завет, так и Новый Завет в лице апостола Павла: Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне. (Рим. 8: 22). Однако, когда Господь Иисус Христос раскрывает перед людьми Свое учение, Он, в частности, говорит людям и о том, что с Его приходом преображается не только человек, но преображается и мир в целом. Как человек, посредством люб­ви и свободы от греха, преображает свою жизнь во Христе, так, посредством де­ятельности человека, преображается и окружающий его мир. Главное здесь — это желание самого человека преобра­зить себя и все то, что его окружает, же­лание следовать путем Господа в любви и милости к ближнему своему.

 


ОСНОВНЫЕ ЗАПОВЕДИ И ПРИНЦИПЫ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ЗАКОНА

Остановимся более подробно на рас­смотрении вопроса о заповедях Божиих. Дело в том, что, несмотря на то, что все заповеди подпадают под определение, данное нами в предыдущей части рабо­ты, однако, стоит отметить и то, что эти заповеди можно разделить на несколько групп. В первую очередь заповеди Божии можно разделить на ветхозаветные, данные Богом людям еще в период до прихода Господа Иисуса Христа, и но­возаветные, которые раскрыл перед че­ловечеством Сам Господь.

Ветхозаветные заповеди, в свою оче­редь, можно разделить также на две ос­новные группы: данные Богом до проро­ка Моисея и те, которые Господь Бог даровал людям посредством этого из­бранника. Заповеди, которые Господь Бог раскрывал перед человечеством до начала служения пророка Моисея, ха­рактеризуются, в основном, постепен­ным раскрытием и частным явлением. Это означает то, что в период от изгна­ния человека из рая и до прихода про­рока Моисея Бог даровал заповеди только конкретным людям (праведникам — Ной, Авраам и т. д.), а уже через них они постепенно входили в жизнь древнеев­рейского общества. При этом они уста­навливались Богом на протяжении дли­тельного исторического периода по мере необходимости. Ситуация изменилась, когда народ израильский окончатель­но оторвался, в духовно-нравственном смысле, от Господа Бога: подпал под вли­яние египтян, начал забывать свою веру, все больше увлекался язычеством. В этот период Бог не только спасает Свой на­род, выводя его из египетского плена (духовного и физического) в Землю Обетованную, но и делает это посредс­твом особого праведника — пророка Моисея. Всю свою жизнь пророк Моисей посвятил служению Господу Богу и свое­му народу, хотя давалось это ему подчас


очень тяжело. По пути в Землю Обе­тованную евреи часто роптали на Бога и пытались восстать против Его пророка. В такие минуты Моисей обращался к Господу со словами: что мне делать с на­родом сим? еще немного, и побьют меня камнями (Исх. 17: 4). Собственно даро­вание основного ветхозаветного закона с его центральными заповедями и связа­но с пророком Моисеем — это и есть та вторая часть раскрытия ветхозаветного закона Божия. Здесь необходимо выде­лить, что эта часть закона была дарована совсем иным способом. Ветхозаветное законодательство, данное людям пос­редством пророка Моисея, получило на­звание Декалога (десяти заповедей). Дарование людям этого законодательс­тва произошло на горе Синай, отчего оно еще называется Синайским законода­тельством. Это законодательство отли­чается тем, что оно было раскрыто наро­ду избранному особым образом. Однако даже при даровании этого закона народ израильский не смог полноценно подго­товиться к его принятию и продолжал склоняться к языческому культу. Тем не менее, после установления Синайско­го законодательства, в жизни народа избранного очертились более ясные границы духовного и нравственного бытия, которые он должен был соблю­дать. Что же представлял собой Дека­лог?

По своей структуре Декалог делился на две части (по пять заповедей в каж­дой), по определенному смыслу. Первая часть Декалога включала в себя запове­ди, которые устанавливали нормы отно­шения человека к своему Творцу — Гос­поду Богу. Вторая часть Декалога устанавливала нормы отношения чело­века к своему ближнему (вне зависимос­ти от его национальности и веры). Данный свод заповедей стал главной опорой народа избранного во всех сфе­рах его жизни. Однако это лишь часть (хотя и центральная) из того, что дал лю­дям Бог на горе Синай. Протоиерей Серафим Слободской поясняет: «Бог дал ему [Моисею — С. М.] две скрижали.., на которых были написаны десять запове­дей. Кроме того, Господь дал Моисею и другие законы церковные и гражданс­кие. Повелел Он также устроить ски­нию, т. е. переносной храм Божий»[10]. Как же относился к ветхозаветным запо­ведям Господь Иисус Христос?

Как открыл нам Сам Господь: Не ду­майте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф. 5: 17). В этих словах Иисус Христос выразил Свое истинное отношение к заповедям Бога-Отца. Как поясняет архиепископ Аверкий (Таушев): «Христос действительно пришел на землю для того, чтобы на Нем испол­нилось все ветхозаветное Слово Божие, чтобы раскрыть, осуществить и утвер­дить всю силу закона и пророков — по­казать истинный смысл и дух всего Ветхого Завета»[11]. Господь выразил Свое послушание заповедям Ветхого Завета в следующих действиях. На протяжении всего Своего земного пути Господь ис­полнял все заповеди Ветхого Завета, хо­тя Ему, как Господу Богу, в этом не было нужды. Однако Христос исполняет за­кон и почитает пророков, как Своих предвестников. Исполнение закона для Господа было необходимо для того, что­бы, во-первых, явить Свое послушание перед Своим Небесным Отцом. Во-вторых, исполнение закона было необ­ходимо в качестве примера для народа избранного, который, в немалой своей части, во многом охладел к Божиим по­велениям. Помимо того, что Господь Сам исполнял закон, данный в Ветхом Завете, Он вносит в него и определен­ные дополнения. Эти дополнения дела­ют ветхозаветный закон еще более со­вершенным, и по-новому раскрывают его, в свете учения Нового Завета, ста­новясь его неотъемлемой частью. Так, Господь, в Своих проповедях перед на­родом израильским, усиливает каждую заповедь Декалога, делая его еще более универсальным и совершенным. Таким образом, Господь никогда не отрицал ветхозаветного законодательства, а на­оборот, исполнял его в полной мере. Вместе с тем Он принес людям и закон Нового Завета — закон любви. По сло­вам святителя Николая Сербского: «Новый Завет основан на любви Отца и на кровной жертве Сына Божьего. Этим Заветом Господь добровольно обязуется дать человеку вечную жизнь и Царство Небесное... Вот что такое — Новый Завет: любовь и жертва...»[12]. Раскрывая людям учение Нового Завета, Господь Иисус Христос дает им новые заповеди. Эти за­поведи являются новым раскрытием любви Божией к человеку, а также помо­щью Божией в деле достижения людьми Царства Небесного. Эти заповеди полу­чили название заповедей блаженства, так как, поистине, исполняющий их, идет по пути в Царствие Божие. Блаженство, ко­торое обещает Господь, исполняющим Его волю, связано с тем, что только ис­тинные друзья Господа — сыны Божии по благодати — способны достичь этого со­стояния. По сути — это путь святых. Отец Олег Давыденков поясняет: «Вершина, которая венчает труд, необходимый для вхождения в Царство, — это стяжание особого внутреннего устроения. Не­достаточно внешне соблюдать заповеди, недостаточно умертвить в себе страсти, необходимо наполнить свою жизнь но­вым христианским содержанием, стяжать особое внутреннее устроение, сущность которого наиболее полно выражается в заповедях блаженства»[13]. Рассмотрим эти заповеди более подробно.

Господь дает людям заповеди блажен­ства во время Своей Нагорной пропове­ди — первой открытой проповеди после крещения в Иордане. Сама Нагорная проповедь вместила в себя все основные принципы христианства. Заповеди бла­женства раскрываются Господом по при­нципу Декалога, т. е. их также десять, и они даются, как единое целое.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5: 3) — первая за­поведь блаженства, которая раскрывает понятие духовной нищеты, т. е. просто­ты. Господь говорит о том, что только тот человек наследует Небесное Царство, у кого душа проста, открыта, чиста, т. е. на­поминает собой душу ребенка. Такая ду­ша с радостью готова принять слово Божие. Именно людей с такой душой Господь уподоблял детям, каковых есть Царство Небесное. Как толкует эту запо­ведь блаженный Феофилакт Болгарский: «. Христос восставляет нас посредством смирения. «Нищие духом» суть душевно чувствующие свое недостоинство»[14].

Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5: 4) — в этой заповеди Господь го­ворит о блаженстве плача, как наиболее откровенном чувстве человеческой души. Только тот человек сохраняет в себе образ Божий, кто еще способен плакать. Бла­женный плач может быть связан с разны­ми событиями в духовной жизни челове­ка: это и плач о грехах, т. е. покаянный плач, и плач о Боге, связанный с жела­нием найти Его в своей жизни и т. д. Однако необходимо понимать, что блаженство плача — это не плач в состоя­нии уныния или тоски; скорее это плач надежды. Это плач не от материальных потерь и бытовой неудовлетворенности, а плач от неудовлетворенности духовного состояния. Блаженный Феофилакт пояс­няет: «Плачущие о грехах, а не о чем-ли­бо житейском. Сказал же «плачущие», разумея плач не однократный какой-ли­бо, но всегдашний, притом не о своих только грехах, но и о грехах ближних»[15].


Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5: 5) — третья заповедь бла­женства говорит нам об одной из наибо­лее тяжелостяжаемых христианских доб­родетелей — кротости или смирении. В нашей жизни, как правило, только силь­ные и гордые владеют всеми благами мира, а кроткие — страдают и терпят. Внешне это кажется несправедливым и вызывает человеческий ропот. Однако Господь показывает нам эту ситуацию с совершенно другой стороны. Он говорит о том, что только тот, кто истинно живет в духе кротости, по-настоящему и владе­ет всем миром Божиим. Это связано с тем, что смиренный и кроткий человек не привязан к земным благам и соблаз­нам, а значит он свободен и обладает бо­лее дорогим сокровищем — радостью жизни в Боге. Понятие о кротких бла­женный Феофилакт раскрывает следую­щим образом: «Кроткие же суть не те, которые вовсе не гневаются; таковы бы­вают только лишенные разума, но те, которые могут гневаться, но воздер­живаются, а гневаются только тог­да, когда должно»[16].

Блаженны алчущие и жаждущие прав­ды, ибо они насытятся (Мф. 5: 6) — в дан­ной заповеди Иисус Христос еще раз го­ворит людям о необходимости жаждать и искать Истину, которой является Он Сам. В этом поиске истины человек не должен смущаться жизненными обстоя­тельствами: страх, насмешки окружаю­щих, непонимание общества и т. д., т. к. по обетованию Господа, человек, ищу­щий Христа и Его Царствия, обязательно получит утешение. Претерпевший вре­менные искушения и страхи, но не со­шедший с пути, ведущего ко Христу, по­лучит духовную награду от Самого Господа. В этой заповеди указывается также на необходимость жить истиной и в нашем материальном мире: не обманы­вать, не предавать, в каждом деле отстаи­вать только правду. Люди не должны за­бывать, что идя на осознанную ложь и обман они становятся зависимыми от дьявола, т. к. Господь Сам назвал егоотцом лжи (Ин. 8: 44). Блаженный Феофилакт поясняет: «Кто алчет и жаж­дет, тот сильно желает насытиться, так сильно надобно желать правды и соблюдать ее»[17].

Блаженны милостивые, ибо они по­милованы будут (Мф. 5: 7) — в этой заповеди Господь Иисус Христос возвра­щается к теме любви человека к своему ближнему. По слову Господа любовь должна выражаться, в том числе, и в ми­лости. Только милостивый человек, от­дающий часть своего другому (даже врагу) и оказывающий снисхождение, получает такую же награду и от Господа Бога по отношению к себе. Это связано и с тем, что Сам Господь проявил милость к падшему человечеству, приняв за него смерть, а значит, повторяющие Его под­виг, особенно Им любимы. Здесь также важно отметить, что даже если человек подвержен каким-либо страстям, но, при этом, милостив к своим ближним, осо­бенно больным, обездоленным, нищим, то Господь помилует и его, ради прояв­ленной им любви. Как выразил это чувс­тво святой Силуан Афонский: «.я мило­сердием Божиим испытал, что есть любовь Божия и любить ближнего, и прошу у Господа любви день и ночь...»[18].

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5: 8) — это одна из са­мых сложных в понимании заповедь блаженства. С одной стороны, она очень схожа с заповедью о духовной нищете, т. к. эти свойства сердца и души очень похожи. С другой стороны, в заповеди о чистоте сердца есть свой особый ду­ховный смысл. Чистота сердца, о кото­рой говорит Господь, это не только про­стота и открытость, это, в первую очередь, чистота от порока и страсти. Только очистивший свое сердце, а зна­чит и душу, впускает в него Господа Бога, а значит и зрит Его в себе. Это очень сложный и долгий духовный путь, но он необходим для каждого христианина. В этом отношении для христиан образ­цом должны быть, помимо Господа, свя­тые подвижники христианства, те, кто спасался очищением сердца и души в да­леких пустынях.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5: 9) — в этих словах Господь Иисус Христос го­ворит о добродетели миротворения. Миротворец, в христианском пони­мании, это тот человек, который лю­бое свое дело основывает на заповеди любви. Только любящее сердце может творить мир, не обращая внимания ни на какие внешние обстоятельства. Наградою за миротворчество будет обещанное Господом наречение людей сынами Божиими по благодати, т. е. по милости Божией к человеку. Что мо­жет быть важнее для христианина, чем возможность стать сыном Бо­жиим? Блаженный Феофилакт Бол­гарский открывает еще одну сторону миротворчества: «Миротворцы суть и те, которые учением обращают вра­гов Божиих»[19].

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5: 10) — лишь два раза Господь говорит о дарова­нии Царства Небесного за духовные под­виги. Один из этих подвигов — быть гонимым за правду. Говоря о блаженстве быть изгнанным за правду, Господь, в первую очередь, приводит пример Самого Себя: Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин. 15: 20). Тем самым Господь Иисус Христос говорит о том, что последователь Его всегда будет го­ним за своего Господа. Однако за гоне­ние Истины наградой будет вхождение в Царство Истины — Царство Божие.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф. 5: 11) — в данной заповеди Господь обращается уже конкретно к каждому из Своих последователей (в ли­це апостолов). Эта заповедь блаженства является более широким раскрытием предыдущей заповеди. В ней делается акцент на том, что именно ожидает че­ловека в этой земной жизни за пропо­ведь учения Христа. Здесь нет упомина­ния о Царстве Небесном, т. к. цель этих слов подготовить людей к неизбежным земным испытаниям.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и проро­ков, бывших прежде вас (Мф. 5: 12) — эти слова Господа можно рассмат­ривать, как продолжение предыдущей заповеди, а можно, как итог для всех за­поведей блаженства в целом. Как до­полнение предыдущей заповеди, здесь мы видим обещание той награды, кото­рую дарует Господь Своим верным уче­никам. Христос не случайно отделя­ет эти слова от предыдущих, т. к. сначала Он говорит о необходимости земных ис­пытаний, а уже потом о небесном блаженстве. В этих словах Господу очень важно донести до Своих учени­ков реальность отношения мира к Его учению, и реальность эта часто стано­вится суровой. Если же рассмат­ривать последние слова Господа, как итог всем заповедям блаженства в це­лом, то здесь мы усмотрим еще один смысл. В данном случае Христос гово­рит о том, что любой шаг на пути в Царство Небесное не будет простым и легким. Ведь любое состояние бла­женства (духовная нищета, милость и т. д.) — это определенная ступень на лес­тнице к Дому Божию. Подняться по этой духовной лестнице, так или иначе, придется каждому христианину, если он действительно готов следовать за своим Господом. Святитель Николай Серб­ский так комментирует эти слова Господа: «Соедини радость с верой и на­деждой, и спокойно следуй к концу. Не тужи, как раб на чужом поле, но радуй­ся, как сын на отцовской земле. Победи тоску и замени ее радостью — тогда при­мешь венок славы»[20]. Таким образом, ис­полняя заповеди блаженства, человек должен преодолеть самого себя, пере­строить свой внутренний мир а, по су­ти, стать святым. Исполняя заповеди Христа, человек должен вернуться в со­стояние Адама до грехопадения, а на бо­лее глубоком уровне даже превзойти это состояние. Такова основная мысль Господа, данная людям посредством за­поведей блаженства. Эти заповеди также можно рассматривать как духовное до­полнение к ветхозаветному Декалогу, ак­цент в котором был все же на внешней стороне жизни человека.

Продолжая рассматривать основ­ные заповеди и принципы евангель­ского закона, мы должны особо отме­тить заповедь любви, которую привнес в мир Господь Иисус Христос. Эта заповедь является краеуголь­ной во всем христианском учении, это центр всего Нового Завета. Подроб­нее учение о любви мы рассмотрим в отельной части данной работы.

До прихода в мир Спасителя все чело­вечество можно было разделить на две условные группы, по принципам их ду­ховно-нравственного бытия. Первая группа включала в себя весь языческий мир, который утратил связь с Творцом и все более впадал в различные языческие культы. Эти люди сохранили в своем представлении лишь отдаленное памя­тование о Боге, и эта вера их, без живой религиозной жизни, приняла самые причудливые, а подчас, жестокие формы религиозного культа. Вторая группа лю­дей — это народ избранный. Это единс­твенный народ в мире, который сохра­нил веру в единого Бога. Сам Господь Бог удерживал их от падения в бездну язычества посылая им Своих пророков и учителей. С другой стороны, помимо этих двух групп, можно выделить еще одну группу людей, которые внешне могли принадлежать и к язычникам, и к народу избранному. Это те люди, которые, вне зависимости от своей религиоз­ной направленности, в обычной жизни жили по закону сердца и совести. Это именно те люди, которые внутренне, да­же не осознавая этого, ожидали прихода Спасителя на протяжении всей своей жизни. Именно поэтому в Евангелии так много моментов, когда к Господу обра­щаются именно язычники, либо люди малообразованные, хотя и относящиеся к народу избранному. По сути, это те, кто уже жил по принципам Евангелия, но кто еще не услышал о нем благой вес­ти от Самого Христа. Это то человечест­во, которое ожидало прихода Искупи­теля с самого начала жизни человека вне рая.

 

ЗАПОВЕДЬ ЛЮБВИ И ЕЕ ХАРАКТЕР В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Мы уже отмечали тот факт, что поня­тие любви существовало и в ветхозавет­ный период. Еще во время пребывания человека в раю Господь Бог учил его люб­ви, раскрывая перед ним все радости этого состояния души. После изгнания первых людей из рая, Господь, тем не ме­нее, не оставил людей без Своего попе­чения и милости. На протяжении всей ветхозаветной истории, до прихода Гос­пода Иисуса Христа, понятие любви к Богу и ближнему оставалось централь­ным понятием в жизни народа избран­ного. Это основывалось, в первую оче­редь, на десяти заповедях Синайского законодательства. Однако, с другой сто­роны, стоит заметить, что учение о люб­ви в Ветхом Завете было раскрыто все же не полностью, т. к. люди были еще не го­товы принять его в полной мере. Это бы­ло связано, в первую очередь, с тем, что раскрыть его перед людьми должен был Сам Господь Бог, а не пророк или судья. Таким образом, учение о любви в Ветхом Завете было лишь заявлено и приоткры­то; основное же раскрытие закона любви происходит только с приходом в мир Господа Иисуса Христа. Это было также связано и с тем, что учение о любви рас­пространяется Господом уже абсолютно на все человечество, а не только на народ избранный. Как отмечает протоиерей Николай Малиновский: «Учение, препо­данное Христом, преподано на все време­на. Путь ко спасению, указанный Спа­сителем, останется единственным и непреложным путем ко спасению до скончания века...»[21]. Раскрыть же уче­ние любви на весь мир простому че­ловеку было просто не под силу. Все ме­няется, когда о любви начинает говорить Сам Господь.

Учение Господа Иисуса Христа о люб­ви становится краеугольным камнем не только Ветхого или Нового Заветов, а всего Божественного Откровения в це­лом. Отныне, с приходом Господа в мир, меняется все человеческое мировоззре­ние. Это связано с тем, что Господь гово­рит о любви так, как никто еще до Него не говорил об этом состоянии человечес­кого духа. Несмотря на то, что Господь преподносит нам Свое учение как еди­ное целое, мы все же можем условно его разделить на две основные части. С од­ной стороны, мы можем выделить ту часть слов Господа о любви, в которых Он говорит о любви к Богу. С другой сто­роны, Он раскрывает нам любовь, как необходимое качество души, проявляе­мое человеком по отношению к своему ближнему. Свои слова о любви Господь, в полной мере, подтверждает делами и за­поведует это делать и нам.

Исполняя Свои слова о том, что Он пришел не нарушить закон, а исполнить его, Господь раскрывает учение о любви к Богу в соответствии с тем, о чем учили еще ветхозаветные пророки. По слову Господа, любовь к Богу должна выражаться, прежде всего, в свободном и добровольном исполнении Его запове­дей. Только открытое сердце, доверяю­щее Господу Богу, способно принять в себя Его заповеди, а значит, и выпол­нить их. Сам Господь свидетельствует: ...кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и ма­терь (Мф. 12: 50). В деле служения Господу со стороны человека не может быть и капли недовольства и ропота, иначе, это уже не любовь. Именно такое состояние духа и привело к падению Люцифера: зависть и гордость, при от­сутствии любви к своему Творцу. Господь поясняет, что любовь к Богу должна быть не просто добровольная, но самоотвер­женная, даже до смерти. Ведь и Господь точно также любит Свое творение — че­ловека, что и выразилось в крестной смерти Христа. Ради человека Господь умирает и ради него же воскресает со славою. Таким образом, первое проявле­ние любви к Богу, по слову Господа, это исполнение Его заповедей, и, в первую очередь, самой заповеди любви. Господь об этом заповедует следующее: ...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением тво­им, и всею крепостию твоею, — вот пер­вая заповедь! (Мк. 12: 30).

Однако любовь к Творцу должна выра­жаться и в форме любви к любому Его творению, ко всему окружающему миру. На протяжении всей Своей земной про­поведи Господь показывает нам, что хо­тя мир и отдан во владение человеку, но он, в свою очередь, должен относиться к нему, как к Божиему миру. Человек дол­жен заботиться о мире, но не прилеп­ляться к нему своим сердцем и душою. Совершая чудеса, связанные с предпобеждением природы (хождение по во­дам, усмирение бури и т. д.), Господь показывает тем самым, что человек спо­собен на такие же дела, если будет жить верой и любовью к Господу. Это то со­стояние человеческой природы, которо­го человечество лишилось после грехо­падения в раю.

Любовь к Творцу должна проявляться также и в том, как человек относится к материальным благам мира. По слову Господа Иисуса Христа, где находятся интересы человека, там находится и его сердце, а значит и душа. Следовательно, если человек заботится только о матери­альных благах, любит только серебро, то и сердце его принадлежит этим вещам. В такой ситуации в душе человека не оста­ется места для Бога, а значит, нет и люб­ви к Нему. По учению Христа человек должен настолько зависеть от благ мира, насколько это необходимо для его физи­ческого существования, но его духовная жизнь должна определяться другими ин­тересами. Как говорит об этом Сам Господь: ...где сокровище ваше, там и сер­дце ваше будет (Лк. 12: 34).

Еще одним критерием любви к Богу, по слову Самого Христа, является при­знание и любовь к Его Сыну — собствен­но к Самому Господу Иисусу Христу. Об этом Господь говорит постоянно. Проявление этой любви должно выра­жаться в признании Христа Мессией, Искупителем человеческих грехов, в сле­довании за Ним, и даже смерти за Него. Христос свидетельствует: Истинно, ис­тинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин. 5: 24). По слову Господа — это наивысшая форма прояв­ления любви к Богу-Творцу. Епископ Кассиан (Безобразов) так поясняет эти слова Господа: «Нельзя принимать Отца и отвергать Сына. Не имея любви к Богу.., отвергающие Отца и Сына ищут Славу не Божию, а человеческую. Они с миром, который противостоит Богу»[22].

Таким образом, мы отметили основ­ные положения учения Господа Иисуса Христа о любви к Богу. Второй же со­ставляющей этого учения являются сло­ва Господа о необходимости любви чело­века к своему ближнему.


Раскрывая учение о любви к ближнему Господь подробно объясняет главные принципы этой добродетели. Здесь мы также можем выделить несколько основ­ных моментов.

Во-первых, к одному из главных про­явлений чувства любви к своему ближне­му Господь причисляет молитву за своих врагов. Да, Иисус Христос, раскрывая учение о любви, начинает с самого труд­ного для нас свойства любящего сердца — любви к врагам. Таким образом, Господь сразу задает самую высокую планку для совершенства нашей души — хотите взрастить в себе любовь — любите врагов своих. Вот слова Самого Господа: . люби­те врагов ваших, благословляйте прокли­нающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гоня­щих вас... (Мф. 5: 44). Все остальные при­нципы христианской любви выходят, по сути, из этих слов Господа. Это связано именно с тем, что все остальные прояв­ления любви являются легче выполни­мыми, чем данное повеление Христа, а значит и более подчиненными по отно­шению к первому свойству. Также важно отметить и то обстоятельство, что хрис­тианство — это единственная религия в мире, которая говорит нам о важности и необходимости любви человека именно к своим врагам. Как пишет архимандрит Софроний (Сахаров): «Обе заповеди Христа, то есть о любви к Богу и о любви к ближнему, составляют единую жизнь, и поэтому, если кто мнит, что он живет в Боге и любит Бога, а брата своего нена­видит, тот пребывает в заблуждении»[23]. На этом строится все христианское веро­учение о любви, которое неизвестно другим религиям.

Во-вторых, свойством любви к ближ­нему является, по слову Господа, любовь вообще к любому человеку, выражаемая в самопожертвовании и самоотречении. Пример такой любви, как и любви к вра­гам, нам показал Сам Господь, Который принял за всех нас крестную смерть. Своим ученикам Господь также говорит о смерти, как высшем проявлении любви по отношению к своему ближнему: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15: 13).

Третье свойство христианской любви — это любовь к ближнему, как к самому се­бе. После грехопадения прародителей в раю человеческая природа поражается не только болезнями и грехом, но меня­ется вся организация духовного мира. Центром для человека становится его собственное «я», а это, в свою очередь, приводит к развитию в человеке эгоиз­ма (собственнических чувств). Господь Иисус Христос понимает духовные нестроения человеческого сердца, и именно поэтому Он обращает внимание человека на его собственное «я». Если че­ловек равняется в своей жизни только на собственную выгоду и личные интересы, то для Господа становится очень важным раскрыть учение о любви к ближнему именно через это понятие — через понятие личного. Давая заповедь о любви к ближ­нему, как к самому себе, Христос исполь­зует искаженное представление челове­чества о личности с пользой для самого же человека. Господь дает такую запо­ведь, в которой даже личное «я» служит в деле проповеди любви: . возлюби ближ­него твоего, как самого себя (Мк. 12: 31).

В целом мы можем отметить, что уче­ние Господа о любви настолько открыто и доступно для человека, что его может принять в свое сердце абсолютно любой. Оно не ограничено какими-либо рамка­ми, будь то национальность, религиоз­ные взгляды, социальное положение и им подобное. Христос обращается с про­поведью любви к каждому человеку, призывая его возгревать это чувство в своем сердце и душе, и направлять его на своего ближнего. Соединяя в единое целое слова о любви к Богу и о любви к ближнему, Господь тем самым дает нам самое совершенное и универсальное учение из всех тех, что когда-либо воз­никали на земле. Именно это единство учения, а также искупительный подвиг Господа, и соединяют человека с Богом после долгого периода разрыва. Отныне Христос призывает каждого человека пойти по пути этого сближения. Раз­мышляя о нашей жизни во Христе, а так­же о необходимости единения в любви епископ Кассиан добавляет: «Испол­нение заповедей Христовых потому есть условие пребывания в Его любви, что со­держание заповеди Его есть любовь»[24].

РЕАЛИЗАЦИЯ ЕВАНГЕЛЬСКИХ НОРМ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Пытаясь перенести учение Господа о любви на «почву» современного мира, люди, зачастую, не могут полноценно ощутить его важность и в наши дни. С одной стороны, человек осознает тот факт, что современный мир, в своем ду­ховно-нравственном состоянии, остро нуждается в живом исполнении запове­ди любви. С другой стороны, современ­ному человечеству подчас очень трудно отождествить себя с теми, к кому обра­щается Господь. Для многих людей запо­ведь любви, данная Господом около 2 тысяч лет назад, в наши дни представля­ется либо трудно исполнимой, либо «несовременной». Поэтому вопросы о самой возможности реализации запо­ведей Христа в современных жизнен­ных условиях, а также о последствиях этой реализации, становятся действи­тельно важными.


Задаваясь вопросом о том, можно ли реализовать заповеди Господа в наши дни, мы должны понимать, что их реали­зация не только возможна, но и жизнен­но необходима. Жизнь по заповедям Господа Иисуса Христа требует от каждо­го человека определенных действий его души, сердца и воли.

Во-первых, находясь в современном мире, человек должен осознавать акту­альность тех заповедей, которые Хрис­тос дал человечеству около 2 тысяч лет назад. Это связано с тем, что как тогда, так и сейчас, люди продолжают нахо­диться в состоянии постоянной борьбы с искушениями, страстями и пороками плоти и духа. В число этих пороков вхо­дит, в том числе, и осуждение ближних, и зависть, и гордыня. В связи с этим, слова Христа и остаются актуальными в наши дни — они живые, действенные и призывают человека к внутреннему пе­реустройству. В окружающем мире мо­жет меняться мода, технические средс­тва, искусство, но природа человека в любые времена остается одинаковой — она повреждена грехом, но, в тоже вре­мя, искуплена Господом. Если же приро­да человека не изменяется, то не изменяется и актуальность заповедей Христа, данных человечеству. Так, на­пример, размышляя о важности учения Христа и проповеди этого учения в на­ши дни, святитель Николай Сербский писал: «.сегодня на теле народного ор­ганизма проступили страшные язвы, ко­торые необходимо излечить. А кто будет их лечить, как не Церковь Божия?»[25].

Во-вторых, если мы более пристально посмотрим на внутренний мир самого человека, становится очевидным, что евангельские заповеди не только акту­альны, но и необходимы. Как отмечалось выше, человек постоянно находится в состоянии борьбы со страстями. Еван­гельские заповеди, данные Христом, по­могают не только обратить внимание че­ловека на свой внутренний мир, но и действенно подводят его к необходимос­ти их исполнения. Уже на первых порах жизни по Евангелию человек чувствует ту благодать, которой Господь поддержи­вает его на этом пути. В тоже время, на­чиная свой путь жизни по заповедям Господа, призванных воспитать в нем си­лу духа, человек начинает испытывать еще более сильные искушения и испыта­ния. В целом же человек, решившийся на данный путь, начинает меняться как внутренне (в душе и сердце), так и вне­шне. При этом мы всегда должны пом­нить о том, что любые действия, свя­занные с попыткой преобразить свой духовно-нравственный мир, будут всегда связаны с определенными усилиями. К этим усилиям человек тоже должен быть готов, хотя Господь его конечно же не оставляет, посылая ему Свою по­мощь и благодать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая рассмотрение темы еван­гельского закона, данного нам Господом Иисусом Христом, необходимо остано­виться на следующем моменте. Все то, что привнес в мир Сам Господь, все те слова, которые Он обращал к Своим последователям, то учение, которое Он даровал людям — все это есть непосредс­твенное указание на путь человеческого спасения. Читая и изучая Священное Писание, мы должны с предельной яс­ностью понимать, что оно даровано че­ловечеству лишь с одной целью — ввести его в Дом Божий, в Царство Небесное, до которого оно так и не дошло в лице праотцев — Адама и Евы. Так как сам че­ловек, своими силами, не сможет прий­ти к Богу и побороть свои личные страс­ти, то Господь, в связи с этим, и обращает Свою любовь на человека. С другой стороны, необходим ответ и са­мого человека на призыв Господа Бога. Таким образом, после дарования человечеству Священного Писания, и в част­ности Евангелия Нового Завета, все строится по новому принципу. Господь протянул руку падшему человечеству, и теперь Он ждет ответной руки каждого из нас. Теперь уже нет преград для воссоединения Творца и творенияБога и человека. Состоится ли эта встре­ча, зависит от личного решения каждой живой души.

Что же касается вопроса о совмеще­нии в современной жизни наших лич­ных интересов и евангельских истин, то здесь решение еще более простое. Каждому человеку рано или поздно при­дется сделать главный выбор своей жиз­ни или следовать за Христом, или ид­ти путем противоположным, так как идти параллельно Христу в Его Царст­во, но не быть с Ним невозможно. Поэтому, когда мы обращаем свое вни­мание на истины евангельского закона, то в нас должно жить понимание того, что вот эти конкретные слова Господаэто и есть тот путь следования за

Христом, о котором Сам Господь сказал: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14: 6). В этих словах Господа выра­зилась вся сущность пути человека в Царствие Небесное. При этом необходи­мо также осознавать и то, что путь этот будет не легкой прогулкой, а серьез­ным испытанием.

Как и на любой дороге, так и на доро­ге в Царствие Небесное, будут встре­чаться другие люди, преграды, будут и различные остановки, но, в тоже время, у этой дороги будет и свой конечный пункт. Каждому из нас, кто ищет Господа Бога, предстоит ответить на последний вопрос: готовы ли мы выйти на эту доро­гу в Царствие Божие, и, если готовы, то тогда не следует откладывать свое шест­вие на последний момент.

Каждому, кто решится следовать за Христом, исполняя заповеди Евангелия, Господь обязательно поможет и не оста­вит без Своей милости. Как подтвержде­ние этого мы должны всегда помнить слова Самого Господа Иисуса Христа: ...се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28: 20).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверкий (Таушев), архиеп. Чет­вероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М.: ПСТГУ, 2003.

2. Блж. Феофилакт Болгарский. Тол­кование на Евангелие от Матфея. М.: Лепта: Атлас-Пресс, 2004.

3. Давыденков О., иер. Догматическое богословие. Ч. 3. М.: ПСТГУ, 1997.

4. Кассиан (Безобразов), еп. Во­дою и кровию и духом. Толкова­ние на Евангелие от Иоанна. Па­риж — М., 2004.

5. Малиновский Н., прот. Очерк пра­вославного догматического богословия.

М.: ПСТГУ, 2003.

6. Помазанский М., протопр. Пра­вославное догматическое богословие. М.: Даръ, 2005.

7. Свт. Николай Сербский. Азбука по­беды. М.: Покров, 2004.

8. Софроний (Сахаров), архим. Пре­подобный Силуан Афонский. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999.

Больше книг в библиотека Золотой Корабль.RU



[1] Свт. Николай Сербский. Азбука победы. М.: Покров, 2004. С. 16

[2] Помазанский М., протопр. Православное дог­матическое богословие. М.: Даръ, 2005. С. 171.

[3] Малиновский Н., прот. Очерк православно­го догматического богословия. М.: ПСТГУ, 2003. С.359.

[4] Малиновский Н., прот. Очерк православно­го догматического богословия. М. ПСТГУ, 2003. С. 361—362.

[5] Малиновский Н., прот. Указ. Соч. С. 375

[6] Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. М.: ПСТГУ, 2003.

С. 373—374.

[7] Давыденков О., иер. Догматическое богосло­вие. М.: ПСТГУ, 1997. С. 137

[8] Свт. Николай Сербский. Азбука победы. М.: Покров, 2004. С. 16

[9] Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. М.: ПСТГУ, 2003. С. 119.

[10] Слободской С., прот. Закон Божий. Джор-данвилль.: Типография прп. Иова Почаевского, 1987.С. 188.

[11] Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероеванге­лие. Апостол. М.: ПСТГУ, 2003. С. 125.

[12] Свт. Николай Сербский. Азбука победы. М.: Покров, 2004. С. 17.

[13] Давыденков О., иер. Догматическое богосло­вие. М.: ПСТГУ, 1997. С. 156—157

[14] Феофилакт Болгарский, архиеп. Толкова­ние на Евангелие от Матфея. М.: Лепта: Атлас- Пресс, 2004. С. 75

[15] Феофилакт Болгарский, архиеп. Указ. Соч. С. 75.

[16] Феофилакт Болгарский, архиеп. Указ. Соч. С. 76.

[17] Феофилакт Болгарский, архиеп. Указ. Соч. С. 76

[18] Софроний (Сахаров), архим. Преподобный Силуан Афонский. М.: Свято-Троицкая Сергиева

Лавра, 2002. С. 347.

[19] Блж. Феофилакт Болгарский, архиеп. Указ.Соч. С. 77.

[20] Свт. Николай Сербский. Азбука победы. М.: Покров, 2004. С. 61

[21] Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. М.: ПСТГУ, 2003. С. 441.

[22] Кассиан (Безобразов), еп. Водою и кровию и духом. Толкование на Евангелие от Иоанна. Па­риж — М., 2004. С. 92.

[23] Софроний (Сахаров), архим. Преподобный Силуан Афонский. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. С. 122.

[24]

Кассиан (Безобразов), еп. Водою и кровию и духом. Толкование на Евангелие от Иоанна. Париж — М., 2004. С. 146.

[25] Свт. Николай Сербский. Азбука победы. М.: Покров, 2004. С. 121.