Филарет (Дроздов)
Филарет (Дроздов). Начатки христианского учения или краткая Священная История
Православная библиотека Золотой Корабль, 2012
Святитель Филарет (Дроздов). Начатки христианского учения или краткая Священная История
Краткая Священная История
Яко новорождени младенцы, словесное и нелестное
млеко возлюбите, яко да о нем возрастете во спасение.
1Пет.2:2
Един Бог, во Святой Троице поклоняемый, есть вечен, то есть не имеет ни начала, ни конца Своего бытия, но всегда был, есть и будет.
Кроме Бога все имеет начало. Бог сотворил все из ничего.
Бог не имел нужды ни в какой твари, поелику Сам в Себе всегда был и есть совершенно доволен и блажен; а сотворил все единственно по благости Своей, чтобы твари получили от Него столько добра, сколько принять могут, и радовались и блаженствовали.
Бог сотворил все словом Своим; ибо Он всемогущ.
В начале Бог сотворил небо и землю неустроенные и дал им устройство в шесть дней.
В первый день сотворил Он свет.
Во вторый твердь, или видимое небо.
В третий отделил воду от земли и повелел земле произвести растения.
В четвертый создал солнце, луну и звезды.
В пятый рыб и птиц.
В шестый животных земных и наконец человека.
Тело человека Бог создал из земли и вдунул в него душу бессмертную.
В седьмый день Бог почил от всех дел Своих и освятил его, то есть учредил так, чтобы человек седьмой день посвящал особенно на служение Богу.
Первому человеку было имя Адам; а первой жене Ева.
Бог сотворил Еву из ребра, которое взял у Адама во время сна.
Человеки сотворены по образу и по подобию Божию. Образ Божий не в теле, потому что Бог бестелесен, но в душе, в чистом уме и святой воле.
Адам и Ева жили в раю, в прекрасном саду, который не человеческими руками посажен был, но приготовлен для них от Бога.
И рай, и всю землю, и все твари земные Бог отдал во власть человекам.
Превосходнейшее из дерев райских было древо жизни. Человеки, питаясь плодами его, не должны были умирать и телом.
Адам и Ева не имели нужды в одежде, потому что в воздухе не было ничего вредного и разрушительного для тела и потому что тела их были нетленны и чисты, а потому и не нужно было покрывать оныя.
Должность человека была познавать и любить Бога, и в сем наипаче состояло его блаженство.
Бог повелел ему также возделывать и хранить рай и запретил вкушать плод одного только дерева, которое называлось древо познания добра и зла, с тем, что если вкусит онаго, то смертию умрет.
Прежде видимыя разумныя твари, то есть человека, Бог сотворил невидимую разумную тварь - духов, которые называются Ангелами.
Один из сих светлых духов, с некоторыми подчиненными ему духами, имел дерзость выйти из послушания всеблагой воле Бога Творца своего и чрез то лишился дарованного ему света и блаженства и сделался злым духом. Его называют диаволом.
Диавол позавидовал блаженству человеков и, чтобы лишить их оного, употребил хитрость. Он вошел в змия и склонил Еву вкусить запрещенного плода. Ева склонила к тому же Адама.
Таким образом, вкусив плода с древа познания добра и зла, первые человеки поступили против воли Божией, против заповеди Божией, против закона Божия, одним словом, согрешили.
Первыми последствиями греха были стыд и страх; потом постигли грешников изнурительные труды, болезни и смерть.
Бог проклял змия, изгнал Адама и Еву из рая и землю с ее произведениями лишил прежнего благословения, то есть прежнего совершенства и довольства.
Все люди происходят от Адама согрешившего и осужденного, и потому все родятся в состоянии греха и осуждения.
Впрочем, Бог, по милосердию Своему, вскоре после первого греха дал человекам надежду избавления от прельстителя диавола, от греха и от всех бед, которые от греха произошли. Бог обещал, что от жены родится Спаситель, Который победит змия, то есть диавола.
Первый сын Адама был Каин, второй Авель. Каин занимался земледелием, Авель сделался пастырем овец.
Некогда принесли они дар Богу: Каин от плодов земных, Авель от первородных из стада. Бог, зная сердца, показал при сем Авелю знамение Своего благоволения, а Каину нет.
Каин из зависти и досады убил брата своего Авеля.
Бог проклял убийцу, и Каин после того в целом мире не находил спокойствия и безопасности.
Вместо Авеля Бог даровал Адаму третьего сына - Сифа. От Сифа произошли люди благочестивые и добрые, а от Каина нечестивые и злые.
Между потомками Сифа особенно знаменит святостью жизни Енох. Он так угоден был Богу, что взят на небо, без болезни и смерти телесныя.
По времени дети доброго племени вступили в супружества с детьми злого племени. От того почти все люди развратились. Ной остался один праведный и достойный благоволения Божия.
Правосудный Бог осудил развращенный род человеческий на истребление потопом, а праведного Ноя избрал для возобновления и продолжения рода человеческого после потопа.
Для сего повелел Бог Ною построить ковчег, то есть род великого четвероугольного долгого корабля. В сей ковчег вошел Ной со своим семейством и взял из скота, зверей и птиц по паре, а некоторых по семи пар, чтобы оные могли развестись после потопа.
Сорок дней шел дождь; моря и реки вышли из берегов; вода покрыла всю землю; все люди и прочие животные земные потонули, кроме Ноя и бывших с ним в ковчеге.
По окончании потопа Ной принес Богу благодарственную жертву за свое спасение. Умилостивленный Бог обещал, что не будет опять всемирного потопа.
Ной имел трех сынов: Сима, Хама и Иафета. От них после потопа произошли все люди, которые живут ныне на земли.
Хам был непочтителен к отцу своему и за то лишен его благословения. От Хама вновь произошли злые люди после потопа.
По времени злые люди и злые дела между людьми умножились. Дошло до того, что перестали почитать Бога, а перестав Его почитать, стали совсем забывать Его. Когда же истинного Бога забыли, а между тем оставалось в совести некоторое чувство того, что нельзя быть без Бога, то вздумали почитать за Бога солнце, луну и другие твари. Сие называется язычеством и идолопоклонством. Познание истинного Бога едва сохранилось в потомстве Сима.
Происходя от одного человека, люди говорили одним языком и составляли один род. Гордость внушила им суетное предприятие построить башню до небес, чтобы прославиться. В наказание за сие Бог смесил языки их так, что они перестали разуметь друг друга, и рассеял их по всей земли. От сего произошли разные народы, говорящие разными языками.
Чтобы сохранить между людьми познание и почитание истинного Бога, для сего Бог избрал Авраама, из потомства Симова.
Бог повелел Аврааму оставить дом, род и отечество и идти в неизвестную землю, которую обещал дать ему в наследие. Авраам поверил обещанию Божию и переселился из земли Халдейской в землю Ханаанскую.
Чтобы утвердить Авраама в вере, Бог являлся ему во сне и в различных видениях.
Однажды Бог явился Аврааму и обещал сделать его отцом множества народов, и быть особенно его Богом. В сем поставил Бог с Авраамом завет. Знамением сего завета было обрезание. В то же время Бог обещал даровать Аврааму сына Исаака.
В другое время Авраам увидел трех странников и позвал их к себе, для отдохновения и угощения. Оказалось, что в образе сих странников был Господь и с Ним два Ангела. Господь подтвердил Аврааму, что чрез год будет у него сын. Сие исполнилось, хотя Аврааму было тогда уже сто лет.
Веру и послушание Авраама Бог показал в пример потомству особенно следующим образом: Он повелел, чтобы Авраам сына своего Исаака принес во всесожжение. Авраам устроил жертвенник, положил на него дрова, а на них Исаака и уже поднял нож, чтобы заколоть его, но Ангел, по повелению Божию, удержал его руку.
За сие послушание Бог не только благословил Авраама, но и обещал благословить в семени его все народы земные (Быт.22:18). Сие означало, что от племени Авраама должен родиться Спаситель мира.
От Исаака родился Иаков, иначе называемый Израилем, а от Иакова двенадцать сынов. Все они называются патриархами, то есть праотцами, потому что суть родоначальники народа еврейского.
Благословение, данное Богом Аврааму, переходило к его потомкам сообразно с их достоинством. Сие особенно видно в Иакове и Исаве. Они были родные братья и близнецы, но весьма различных свойств. Исав был дик, и его любимое занятие было звероловство. Иаков был кроток и благочестив. Исав был старший и потому имел первое право на благословение отца своего, но, будучи невоздержан и нетерпелив, продал Иакову первенство свое за чечевичную похлебку. После того, хотя Исаак отец их и желал благословить Исава как первенца, но, будучи в то время слеп, принял Иакова за Исава, и таким образом благословение досталось достойнейшему. p>
Один из сынов Иакова был Иосиф. Иаков особенно любил его за его невинность и простосердечие. Иосиф видел сны, которые предвещали, что его братья будут ему кланяться. По сим причинам прочие братья возненавидели его и тайно продали его в Египет.
В сей языческой земли Иосиф пребыл верен истинному Богу, и потому Бог прославил его. Иосиф истолковал Фараону, царю Египетскому, сны, которые предвещали семилетний голод. Фараон поручил ему заготовить хлеба на голодные годы и поставил его первым по себе властелином в Египте.
Когда настал голод, братья Иосифовы пришли в Египет купить пшеницы. Иосиф узнал их, открыл им себя, простил их вину против него и призвал их, вместе с отцом своим, в Египет. Евреи оставались там и по смерти Иакова и Иосифа и весьма размножились.
Новый царь Египетский стал опасаться евреев, как пришельцев. Он стал поступать с ними, как с рабами, и старался изнурить и обессилить их тяжкими работами, а наконец велел убивать их младенцев мужескаго пола. Чтобы сохранить их от истребления и избавить их, Бог послал Моисея.
Когда Моисей родился, мать хотела его скрыть, чтобы не убили египтяне, но, когда скрывать было не можно, вынесла его на реку и пустила в осмоленной корзине на воду. Там нашла его дочь царя Египетского и воспитала его, как сына. Но он захотел лучше страдать с народом Божиим, нежели владычествовать с язычниками, и потому скрылся из дома фараонова.
После, по повелению Божию, явился он к фараону с братом своим Аароном и потребовал именем Божиим, чтобы евреи были отпущены из Египта. Поелику же фараон упорствовал, то Бог сотворил великие чудеса и поразил Египет различными казнями, из коих последняя была избиение Ангелом в одну ночь всех первенцев египетских.
В сию самую ночь Бог вывел евреев из Египта, повелел им, пред самым вступлением в путь, совершить Пасху и впредь совершать оную в память избавления их.
Египтяне преследовали евреев, но Бог чудесно сохранил евреев и погубил египтян. Сильным ветром разделил Он Чермное море, так что евреи прошли по сухому дну его; а когда за ними вступили египтяне, море покрыло их, и они потонули.
Празднование Пасхи состояло в том, что закалывали в жертву непорочного, то есть не имеющего никаких телесных недостатков, агнца, которого благоговейно вкушали с пресным хлебом и с горькими травами.
Жертва сия была прообразованием, то есть некоторым предварительным образом и подобием того, как обещанный Спаситель мира должен был принести Самого Себя в жертву для избавления человеков от рабства диавола и греха.
До Моисея люди руководствовались законом естественным и Священным Преданием. Под именем закона естественного разумеется то, что Бог показывает человеку чрез разум и совесть. Под именем Священного Предания разумеется то, когда учение о Боге и о богоугодной жизни, открытое человекам непосредственно от Бога, чрез пересказывание и пример переходит от родителей к детям и далее к потомству. Сохранению Предания способствовало то, что люди долго жили, а именно: прежде потопа до девятисот лет и более, а после потопа до трехсот и более. Таким образом, один человек мог несколько сот лет пересказывать о делах Божиих и человеческих.
Около времен Моисея жизнь человеческая сделалась гораздо короче прежнего, а потому Предание недостаточно было для сохранения истины. Кроме сего, злые дела между людьми умножились, а от того разум и совесть более и более помрачались. Посему для сохранения и распространения истины между человеками, Бог благоволил дать Закон откровенный и Священное Писание.
Закон откровенный есть учение о Боге и о угождении Богу, которое открыл человекам Сам Бог. Священным Писанием называются книги, написанные по вдохновению от Бога.
В пятидесятый день после исшествия евреев из Египта, Бог явил им Свое присутствие на горе Синае, в огне, дыме и трубном звуке, и дал им Закон, которого главные десять заповедей суть следующие:
1. Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии разве Мене.
2. Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.
3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.
4. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый суббота Господу Богу твоему.
5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.
6. Не убий.
7. Не прелюбы сотвори.
8. Не укради.
9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.
10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего (Исх.20:2-17).
Сии заповеди написаны были на двух скрижалях, или досках каменных, и положены в Кивот Завета, сделанный из драгоценного дерева и обитый золотом, а кивот сей положен был в Скинии, или подвижном храме Божием. В Скинии находился также Алтарь для курения фимиама, светильник и трапеза для предложения хлебов. Пред Скиниею был устроен жертвенник, на котором учреждено было приносить различные жертвы. Для служения в Скинии были избраны - первосвященник, священники и левиты, из племени Левия сына Иаковлева.
Бог требовал повиновения своему закону и в то же время вновь обнадеживал евреев тем, что даст им землю Ханаанскую, обещанную Аврааму. Он также возобновил им обещание о Спасителе мира, под именем великого Пророка, Которого Моисей был только прообразованием.
Моисей написал Закон Божий и обетования Божия в первых Священных книгах.
Евреи шли в землю Ханаанскую чрез пустыню Аравийскую.
Чтобы они лучше могли утвердиться в вере в Бога, Он сотворил для них во время сего странствования многие чудеса.
Ангел Божий шел пред ними, днем в облаке, а ночью в столпе огненном, и показывал им путь.
Как у них не стало хлеба, то Бог питал их манною, которая по утрам сходила с неба.
Однажды, когда они не находили воды, кроме горькой, Бог повелел Моисею положить в оную некоторое дерево, и она сделалась годной к употреблению.
В другое время, когда они совсем не находили воды, Моисей, по повелению Божию, ударил посохом в каменную гору, и из нее потекла вода в таком множестве, что ее довольно было для шестисот тысяч евреев.
Несмотря на все сие, евреи не были верны Богу. Когда Моисей, по повелению Божию, был на горе Синае сорок дней, в то время они слили золотого тельца и поклонялись сему идолу, как Богу. Многократно роптали на Моисея и на самого Бога. Когда, приблизясь к земле Ханаанской, узнали, что народы, живущие в ней, сильны, евреи оказали в себе столь мало надежды на Бога, Который вел их в сию землю, что хотели было идти назад в Египет. Бог наказал их за сие четыредесятилетним странствованием в пустыне.
Под конец сего странствования Моисей умер на границе земли обетованной. Иисус Навин ввел в оную евреев, победил жившие в ней народы и разделил ее двенадцати племенам еврейским.
Бог вспомоществовал в сем народу Своему новыми чудесами. Река Иордан потекла вверх и оставила сухое дно, чтобы евреи могли перейти чрез нее. Стены осажденного города Иерихона пали от того только, что вокруг его носили Кивот Завета и Священники вострубили в трубы.
Когда евреям надлежало поселиться в земли обетованной, Бог повелел им изгнать из нее всех прежних жителей. Евреи сего не исполнили, и от того произошло для них много бед.
Старые жители земли Ханаанской были язычники. Они вовлекали в язычество и евреев, а чрез то сии лишались благодати и помощи Божией. Язычники преодолевали их и порабощали.
Когда, вразумляемые несчастиями, евреи обращались к истинному Богу, Он являл им Свое милосердие и посылал им избавителей. Люди мужественные, надеющиеся на Бога и Самим Богом возбуждаемые, принимали над ними начальство, побеждали язычников и доставляли народу своему мир и спокойствие. Сии люди известны под именем судей Израилевых.
Например, Гедеон явлением Ангела призван был избавить евреев от мадиамлян с тремястами безоружных, ночью обошел он стан неприятелей и внезапным звуком труб и светом светильников привел их в такое смятение, что они бросились убивать друг друга и обратились в бегство. Гедеон преследовал их, истребил их войско и вождей.
Последний судия был Самуил пророк. Он победил филистимлян, восстановил упадшее служение истинному Богу и управлял евреями с совершенным бескорыстием.
Два сына Самуила предались лихоимству и нарушили правосудие. По сему случаю евреи пожелали иметь царя.
Бог чрез Самуила назначил им в царя Саула, из племени Вениаминова. Самуил помазал его священным миром, но Саул не исполнил воли Божией.
Вместо его Бог избрал Давида, младшего из семи сынов Иессея, из племени Иудина. Давид прославился тем, что на войне пращным камнем убил Голиафа, филистимлянина, необыкновенного роста и силы. Саул позавидовал его славе, но Давид с кротостью и терпением перенес от него долговременное гонение, почитая в нем Помазанника Божия.
Кротость и благочестие Давида приобрели ему особенное благоволение Божие. По смерти Саула он царствовал над евреями, победил многие народы, распространил свое царство, но, что всего важнее, подобно Аврааму, вновь получил обетование, что от его племени родится Спаситель мира, Который будет царствовать вечно.
Преемником Давида был Соломон, сын его. Он славен мудростию, которую испросил от Бога молитвою. Вместо прежней Скинии он создал во славу Божию великолепный храм в столичном городе Иерусалиме. Его царствование было мирное.
При всей мудрости Соломон не довольно был осторожен. Он впал в роскошь, пристрастился к языческим женщинам, и они вовлекли его даже в идолопоклонство. Таким образом лишился он благоволения Божия и расстроил свое царство.
По смерти его царство его разделилось. Два племени, Иудино и Вениаминово, остались верны сыну его Ровоаму, прочие десять отложились, и над ними, без всякого права, воцарился Иеровоам. Так произошли два царства, Иудейское и Израильское.
Иеровоам опасался, чтобы его подданные не присоединились опять к царству Иудейскому, если будут ходить в Иерусалим на поклонение истинному Богу, и потому старался совратить их в идолопоклонство. Зло сие распространилось, а с ним языческое повреждение нравов; и от того царство Израильское разрушилось. Поелику та же зараза проникла и в царство Иудейское, то разрушилось и оно, только позже Израильского.
Издревле Бог избирал некоторых благочестивых людей и исполнял их Духом Своим, дабы они открывали волю Его прочим людям. Их называют пророками, потому что между прочим они предсказывали будущее.
По разделении царств Иудейского и Израильского особенно часто являлись пророки. Они обличали идолопоклонство и пороки, предсказывали за оные наказания, а благочестивых людей утешали и подкрепляли надеждою благодати Божией и спасения.
Сильный обличитель идолопоклонства был пророк Илия. Он предсказал Ахаву, царю Израильскому, идолопоклоннику, трехлетнее бездождие и голод; а под конец сего времени, чтобы доказать ничтожность ложных богов и могущество истинного Бога, свел с неба огонь на приготовленную жертву. Илия воскресил сына Сарептской вдовы, сподобился беседовать с Богом на горе Хориве и наконец взят на небо, подобно Еноху.
Падение царства Иудейского, Иерусалима и храма предсказали многие пророки, особенно Иеремия, который также предсказал и восстановление Иерусалима.
Но главный предмет предсказаний пророческих был обещанный Спаситель мира. Они называли Его сыном Давидовым, Мессиею или Христом, то есть Помазанником, Царем правды, Богом крепким, Князем мира, Отцом будущего века и со многими подробностями описывали то, как Он явится на земли: например, что Он родится от Девы, что будет безгрешен, но постраждет за грехи наши, чтобы Своими страданиями избавить нас от грехов; что Бог дарует человекам новый вечный Завет и что самые язычники обратятся к Христу и будут поклоняться Ему, как истинному Богу.
Неправедное царство Израильское разрушено ассирианами так, что уже после не восстановлялось. Большая часть народа отведена в плен и рассеяна по разным странам.
Царство Иудейское разрушено Навуходоносором, царем Вавилонским; Иерусалим разорен, храм сожжен, большая часть народа отведена в Вавилон. Однако Бог не допустил погибнуть сему народу, в котором надлежало родиться Спасителю мира.
Навуходоносор видел страшный сон и не мог не только понять, но и вспомнить его. Бог открыл сию тайну пророку Даниилу также во сне, и он привел царю на память и истолковал страшный сон его, который предвещал четыре царства, одно за другим следующие, в продолжение которых Бог устроит Царство вечное. Посему Навуходоносор прославил истинного Бога и дал великую власть Даниилу в царстве Вавилонском.
Анания, Азария и Мисаил, по повелению того же Навуходоносора, брошены были в разожженную печь за то, что не поклонились золотому идолу. Но Бог чудесно сохранил их невредимыми. Посему Навуходоносор вновь прославил истинного Бога и дал Анании, Азарии и Мисаилу начальство над иудеями, находящимися в царстве его.
Таким образом иудеи в Вавилоне сохранились от господствовавшего там идолопоклонства, и даже исправились от прежней своей наклонности к идолопоклонству. Чрез них мало-помалу и язычники начали познавать истинного Бога.
Даниилу Бог открыл между прочим, что Христос явится в мире в конце седмидесяти седмин, то есть спустя около четырехсот девяносто лет, после восстановления Иерусалима.
Кир, царь Персидский, покорил себе Вавилонское царство и, согласно с пророчествами, дал иудеям свободу возвратиться в свое отечество и вновь построить Иерусалим и в нем храм Божий.
Возвратясь в Иерусалим, иудеи оставались в зависимости от царей Персидских и под покровительством их создали второй храм Иерусалимский.
Пророки Аггей и Захария побуждали и ободряли их в сем деле, а Малахия предсказал, что в сем самом храме явится Христос.
Когда Александр Македонский разрушил царство Персидское и основал Греческое, тогда иудеи вошли более прежнего в сношения с греками, сирианами, египтянами и наконец, с римлянами. Священное Писание переведено на греческий язык, самый употребительный между народами тех времен.
Будучи малосильны, иудеи много терпели от соседних народов. Самое жестокое гонение претерпели они от сирийского царя Антиоха Епифана, который хотел было ввести у них языческое богослужение и в самом храме Иерусалимском поставил идола. Семейство Маккавеев, священнического рода, восстало на защиту истинной веры. Они восстановили богослужение по закону Божию, защитили свое отечество, и сделались начальниками иудеев.
Впрочем, иудеи в сии времена почти непрерывно видели себя в опасности нового порабощения от язычников. В сих трудных обстоятельствах они ободряли себя надеждою, что скоро придет обещанный Христос. Но многие из них ошибались, думая, что Он придет устроить земное царство, в котором они будут господствовать.
Между священниками второго храма Иерусалимского был некто, именем Захария. Он имел жену Елисавету. Оба они были люди добродетельные. Они дожили до старости, не имея детей, потому что Елисавета была неплодна.
Однажды, когда Захария вошел в храм для каждения, ему явился Ангел и возвестил ему, что от Елисаветы родится у него сын, именем Иоанн, который будет предшествовать Христу Спасителю и приготовит людей к принятию Его. Захария усомнился и в наказание за то был нем, доколе действительно родился у него сын, и он, видя исполнение слов Ангела, велел назвать его Иоанном.
Иоанн жил в пустыне, носил одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс, питался акридами и диким медом, пищею самою скудною и суровою.
По повелению Божию явился он на Иордане: проповедовал покаяние и приближение Царствия Небесного, то есть Христова, и исповедающих грехи свои крестил в Иордане.
Вскоре после того, как Ангел предвозвестил рождение Иоанна Предтечи, Архангел Гавриил явился Пресвятой Деве Марии в Назарете. Она происходила от племени Иудина, из рода Давидова, следственно царского; впрочем, жила в бедности. Обручена была Иосифу, из того же племени, но только для того, чтобы он имел о Ней попечение, а в самом деле намерена была оставаться Девою.
Архангел благовествовал Ей, что Она родит Сына, без мужа, от Духа Святаго, наречет Ему имя Иисус и что Он наречется Сыном Вышняго и будет царствовать во веки. Мария приняла сие с верою и смирением и зачала во чреве от Духа Святаго.
Вскоре после сего, когда Она пришла к Елисавете, Бог открыл Елисавете сию тайну, и она назвала Марию Материю Господа.
В то время земля Иудейская была в зависимости от римлян. В Риме владычествовал Август. Он повелел сделать народную перепись. Посему Иосиф и Мария из Назарета пришли в отечественный свой город Вифлеем. Здесь от Пресвятыя Девы родился Господь наш Иисус Христос и положен был в яслях, потому что по причине стечения народа нельзя было найти места в доме.
В ту же ночь вифлеемским пастырям, находившимся на страже у стада своего, явился Ангел и возвестил, что родился Спаситель, Который есть Христос Господь, и, дабы они могли узнать Его, Ангел присовокупил, что они найдут младенца, лежащего в яслях. Так и подлинно нашли они Господа и первые поклонились Ему.
Чрез восемь дней по рождении Спасителя он был обрезан, по обычаю ветхозаветному, и наречено Ему имя Иисус, назначенное Ангелом еще прежде зачатия Его во чреве.
Иисус значит Спаситель.
В четыредесятый день по рождении младенец Иисус принесен Иосифом и Мариею в храм Божий, как предписано в законе Божием чрез Моисея.
В сие время жил в Иерусалиме Симеон, муж благочестивый, которому обещано было от Бога, что не умрет, доколе не увидит Христа Господня. По внушению Духа Божия, он пришел в храм, взял на руки младенца Иисуса и сказал: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое (Лк.2:29-30).
Вместе с Симеоном Анна Пророчица восхваляла тогда Бога и говорила о Спасителе всем, которые с верою ожидали Его.
На поклонение родившемуся Спасителю пришли также с Востока волхвы, то есть мудрецы, которые узнали о Его рождении по явлению некоторой особенной звезды.
В то время царем Иудейским был Ирод, происшедший не из царского рода. Когда он услышал, что волхвы спрашивали, где родившийся Царь Иудейский, то пришел в смятение, опасаясь, чтобы родившийся Царь со временем не отнял у него царства. Посему он выведывал, где именно находится Христос и кто Он, а когда не мог найти Его, то велел в Вифлееме и во всех окрестностях его избить всех младенцев ниже двухлетнего возраста, надеясь и Христа убить в числе их.
Но прежде, нежели сие исполнилось, Ангел явился Иосифу во сне, открыл ему намерение Ирода и велел удалиться с младенцем Иисусом и Материю Его в Египет.
Там были они до смерти Ирода, а потом возвратились в Назарет.
Имея около тридцати лет от рождения Своего на земле, Иисус Христос пришел на Иордан к Иоанну и требовал от него крещения: не потому, чтобы имел в том нужду, но чтобы нам показать пример.
Иоанн желал, напротив, сам от Него креститься, однако повиновался Его воле и крестил Его.
Когда Иисус, по крещении Своем, выходил из воды, тогда отверзлись над Ним небеса. Дух Святый, в виде голубя, сшел на Него, и слышен был с небеси глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Мф.3:17).
После крещения Господь Иисус Христос провел сорок дней в пустыне, в посте и молитве, выдержал искушение от диавола, и победил его словом Божиим; потом явился в мире.
Он проповедовал по городам и селам и в храме Иерусалимском. Главное содержание проповеди Его было сие: Покайтеся, и веруйте во Евангелие (Мф.4:17).
Евангелие значит добрую весть о том, что Бог прощает людям грехи и дарует Царствие Небесное чрез Христа.
Покаяться значит возненавидеть грехи, признаться в них, просить от Бога прощения и твердо решиться жить по воле Божией.
Для распространения между людьми Евангелия Иисус Христос избрал из множества учеников своих двенадцать чтобы посылать их в разные места для проповедования. Посему и назвал их Апостолами.
Имена их суть сии: Петр и Андрей, Иаков и Иоанн, Филипп и Варфоломей, Матфей и Фома, Иаков Алфеев и Симон Зилот, Иуда Иаковлев и Иуда Искариотский, который после сделался предателем.
Иисус Христос часто молился, особенно в ночное время, в уединении.
Апостолы просили Его научить их молиться. Он дал им, а чрез них и всем нам следующую молитву:
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь.
Нередко Иисус Христос предлагал народу Свое учение в притчах, то есть в подобиях и как бы в загадках.
Для примера вот одна притча вкратце, с изъяснением.
Вышел сеятель сеять. Семя иное упало подле дороги и потоптано или склевано птицами; иное на место каменистое и, выросши, скоро засохло; иное в терние и заглохло; иное на добрую землю и принесло обильный плод.
Сеятель есть Иисус Христос. Семя значит слово Божие. Земля значит сердце человеческое. Как семя, упадшее подле дороги, потаптывают прохожие или выклевывают птицы, так диавол похищает слово Божие из сердец людей рассеянных. Как на каменистом месте семя хотя пускает ростки, но вскоре засыхает, так люди непостоянные, не глубоко проникнутые учением Христовым, хотя принимают оное, но во время гонения отпадают от онаго. Как множество худой травы заглушает пшеницу на поле, так множество житейских забот и пристрастий заглушает действующую силу слова Божия в сердце. Как на доброй земле семя приносит обильный плод, так в добрых сердцах, с верою приемлющих и с терпением сохраняющих слово Божие, производит оно обильный плод даров духовных, добродетелей и блаженства.
Кроме Божественного учения, Иисус Христос явил Себя, как Спаситель мира, Божественными делами, или чудесами.
Он творил чудеса обыкновенно из милосердия к бедствующим, ибо все чудеса Его над людьми были благотворные.
Он давал больным здравие, слепым зрение, глухим слух, немым язык, умершим жизнь; и все сие делал только прикосновением и словом, а иногда и без прикосновения, одним словом.
После учения о покаянии и вере Иисус Христос проповедовал учение о Кресте.
Он предсказывал, что Он, для спасения мира, должен страдать, умереть и потом воскреснуть. Он говорил также, что и последователи Его должны отвергнуться себя, взять крест свой и последовать Ему, то есть для сохранения веры в Него и для спасения душ своих должны быть готовы всего лишиться и все перетерпеть.
Как страдания Его должны были устрашить учеников Его, то Он предварительно показал некоторым из них славу Свою, чтобы подкрепить их надеждою.
Однажды, когда Он молился на горе, лицо Его просияло, как солнце, одежда Его сделалась бела, как снег. Ему явились Моисей и Илия; светлый облак осенил Его и бывших при Нем Апостолов, и слышен был глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте (Лк.9:35).
Свидетелями сего славного Преображения Господня были апостолы Петр, Иаков и Иоанн.
Одно из чудес, особенно прославивших Господа Иисуса, прежде Его страдания, было воскрешение Лазаря.
Иисус Христос пришел в Вифанию, где жил Лазарь, на четвертый день после его смерти. Лазарь был уже похоронен. Когда Господь велел открыть гроб, тогда Лазарева сестра Марфа сказала, что уже слышен от тела гнилой запах. Несмотря на то, Господь сказал: Лазаре, гряди вон! (Ин.11:43) И Лазарь воскрес и вышел из гроба.
Когда после воскресения Лазарева Иисус шел в Иерусалим, по случаю приближавшегося праздника Пасхи, тогда многие из народа взяли пальмовые ветви, вышли Ему навстречу и восклицали: Осанна сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних! А иные постилали одежды свои по дороге. Иисус сел на осла, покрытого одеждами учеников. Таким образом произошел торжественный царский вход Его в Иерусалим.
Иудейские начальники и ученые негодовали на Иисуса Христа за то, что Он обличал их пороки, и завидовали славе Его после воскрешения Лазаря; и после почести, оказанной Иисусу Христу народом при входе Его в Иерусалим, злоба врагов Его дошла до крайности. Они согласились убить Его. А чтобы народ не воспрепятствовал их злому умыслу, они старались взять Его тайно посредством хитрости.
Один из Апостолов, Иуда Искариотский, заразясь корыстолюбием, предложил иудейским начальникам предать им Иисуса за деньги. Они обещали ему тридцать сребренников. Он согласился, исполнил свое намерение и погиб в отчаянии.
Когда наступил вечер, в который по закону Моисееву надлежало совершать Пасху, Иисус Христос пришел для сего с Апостолами в горницу, приготовленную в доме одного иерусалимлянина.
Здесь умыл Он им ноги, чтобы показать им пример смирения.
На сей вечери с точностью предсказал Он приближавшиеся происшествия. Указал своего предателя, а Петру, который показал себя готовым умереть вместе с ним, сказал, что сей Апостол в сию ночь, прежде пения петуха, трижды отречется от Христа.
В сие же время, для будущего воспоминания Своих страданий, смерти и воскресения и для всегдашнего соединения Своего с верующими, установил великое Таинство Святаго Причащения. Он взял хлеб, благословил его, преломил и дал Апостолам, говоря: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое (Мф.26:26). Потом взял чашу с вином, благословил ее и дал Апостолам, говоря: Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета (Мф.26:27-28).
Сие самое совершается доныне в Божественной литургии.
После Тайной Вечери вышел Иисус Христос в сад Гефсиманский.
Там начались Его внутренние страдания за грехи наши. Он скорбел и тужил, и молился до кровавого пота. Ангел явился Ему для укрепления Его.
Потом иудеи пришли с оружием, взяли Его по указанию Иуды предателя и отвели к первосвященникам иудейским, между тем как ученики Его разбежались. Здесь явились клеветники с ложными доносами на Него, но ничего не могли доказать. Наконец, когда на вопрос первосвященника: Сын ли ты Божий? - Он ответствовал: ты глаголеши, и присовокупил, что вскоре увидят Его одесную величества Божия; тогда объявили Его достойным смерти, били по ланитам и другими образами ругались Ему.
Поутру представили Его на суд к римскому правителю в Иудее.
Он, находя Иисуса невинным, хотел отпустить; но народ, по наущению первосвященников, требовал Его смерти. Пилат велел бить Иисуса, возложить на Него багряную одежду, и терновый венец и в таком виде показал Его иудеям, думая тем привести их в жалость, но они в исступлении кричали: распни Его! Малодушный Пилат уступил их требованию, умыв руки пред народом в знак того, что признает Иисуса невинным.
Иисуса отвели на гору Голгофу и там распяли на кресте между двумя разбойниками.
Один из сих, уже будучи на кресте, покаялся и говорил Иисусу: Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствие Твоем. Господь ответствовал ему: Днесь со Мною будеши в Раи (Лк.23:42-43).
Будучи на кресте, Иисус молился за врагов Своих, утешал Пречистую Матерь Свою и повелел апостолу Иоанну быть у Ней вместо сына.
В сие время страдания Его солнце затмилось, земля потряслась, камни распались, многие мертвые воскресли и явились многим в Иерусалиме.
Наконец Он сказал: совершишася (Ин.19:30), и предал Дух Свой Богу Отцу Своему.
Иисус Христос умер на кресте вечером с пятницы на субботу.
Иосиф Аримафейский, тайный ученик Его, снял тело Его со креста, выпросив на то позволение у Пилата, обвил оное чистою плащаницею и положил в новом каменном гробе в своем саду.
Враждующие против Иисуса иудеи слышали, что Он предсказывал Свое воскресение. Предсказанию сему они не верили, а, поступая сами лукаво и по себе судя о Апостолах, опасались, чтобы они не похитили тела Иисусова. Посему в субботу выпросили у Пилата военную стражу и приставили ее ко гробу, в котором тогда лежало тело Иисусово, и гроб сей запечатали.
Поутру, в третий день по субботе, который ныне называется воскресным, некоторые благочестивые жены пошли к гробу Господа Иисуса, чтобы помазать тело Его миром, чего не успели сделать при погребении.
Между тем Ангел отвалил камень, которым закрыт был гроб Господень. Стражи, приведенные в ужас его явлением, разбежались.
Мироносицы увидели гроб открытый и в нем нашли только ризы Господни. Ангелы явились им и сказали, что Иисус распятый воскрес.
Потом и Сам воскресший Господь явился и Мироносицам, и Апостолам, и многим многократно. Фоме, который сомневался о Его воскресении, Он позволил даже осязать Свои раны.
Он являлся Апостолам в продолжение четыредесяти дней, говорил с ними о Царствии Божием. Обещал им вскоре сошествие Святаго Духа, повелел им идти во весь мир проповедовать Евангелие всем народам и крестить их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (Мф.28:19).
Явясь Апостолам в четыредесятый день по Воскресении Своем, Господь вывел их из Иерусалима на гору Елеонскую, благословил их и в виду их вознесся на небо. Вслед за сим явились Ангелы и сказали им, что Он опять придет с неба так же, как видели Его идущего на небо.
По вознесении Господнем Апостолы возвратились в Иерусалим и пребывали в единодушной молитве, ожидая сошествия Святаго Духа. В пятидесятый день от Воскресения Господня, поутру, внезапно сделался шум с небес, как бы от сильного ветра, и на каждого из них ниспустились огненные языки. Вместе с сим они исполнились Святаго Духа и начали говорить разными языками, которых дотоле не знали. Собрался народ и дивился сему необычайному явлению. По сему случаю апостол Петр начал проповедовать с таким успехом, что в тот же день крестилось около трех тысяч человек. Таким образом из древней Иудейской начала образовываться новая христианская Церковь, то есть собрание верующих в Христа.
В другое время, когда апостол Петр исцелил хромого у двери храма Иерусалимского и на сие чудо сбежался народ, опять одною проповедию Петр обратил ко Христу пять тысяч человек.
Неверующие иудеи, желая воспрепятствовать распространению учения Христова, воздвигли гонение сперва на Апостолов, а потом и на прочих верующих в Христа в Иерусалиме. Апостолы претерпели заключение в темнице и раны, а первый диакон Стефан побит камнями.
Но Бог обратил сие гонение в пользу христианства, потому что рассеявшиеся из Иерусалима, по причине гонения, распространяли учение Христово в других местах.
Савл, один из гонителей, идучи в Дамаск, внезапно увидел в отверстых небесах Господа Иисуса, Который сказал ему: Савле, Савле! Что Мя гониши? (Деян.9:4) Сим явлением Господь Сам обратил к Себе Савла и соделал его Своим Апостолом. Он крестился в Дамаске, и сделался ревностным проповедником веры Христовой под именем Павла.
Корнилий, сотник римского войска, непросвященный чистым познанием истинного Бога, впрочем набожный и благотворительный, по наставлению Ангела призвал к себе апостола Петра, чтобы услышать от него слово спасения. Когда Петр ему и бывшим у него проповедовал о страдании, смерти и воскресении Иисуса Христа и о спасении верою в Него, Дух Святый сошел на всех слышавших слово. Петр крестил их, и с сего времени стали проповедовать Христа не только иудеям, но и язычникам.
Апостол Павел проповедовал многим языческим народам, особенно многим племенам греческим.
В учреждаемых церквах, для совершения Таинств и преподавания учения христианского, Апостолы поставляли епископов, пресвитеров и диаконов.
Апостолы не только проповедовали словом, но, дабы Учение Христово вернее сохранилось, написали оное в книгах, по вдохновению Святаго Духа, по подобию древних пророков.
Первая книга Нового Завета есть Евангелие от Матфея, написанное около восьми лет спустя по Вознесении Господнем. Оно содержит историю земной жизни и учения Христова.
После его написаны три подобные Евангелия евангелистами Марком, Лукою и Иоанном, которому Церковию преимущественно присвоено наименование Богослова, потому что в его Евангелии преимущественно возвещается предвечное рождение Господа Иисуса Христа и исхождение Святаго Духа от Бога Отца.
Апостолы Иаков, Петр, Иоанн, Иуда и Павел написали двадцать одно послание о учении Христовом и о правилах жизни христианской.
Послания простее можно назвать письмами.
Апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе написал пророчество о судьбе христианской Церкви до скончания мира.
Христианство с чудесною скоростию распространилось по всей вселенной, но во многих местах претерпевало многие гонения от иудеев и язычников.
Римский Император Константин Великий, обращенный к Христу явлением знамения креста на небеси, дал мир Церкви Христовой и сам крестился. Константинополь сделал он христианскою столицей своей Империи.
От Константинополя приняли проповедь христианства и народы славянские. Святые Кирилл и Мефодий, посланные Патриархом в Моравию, освятили славянский язык своим переводом Слова Божия и учреждением богослужения на славянском языке. Из Моравии труды их перешли в Болгарию, Сербию и Россию.
Болгары приняли крещение с князем своим Борисом от епископа, посланного патриархом Фотием, который отринул лжемудрования и притязания Римского Папы.
Церковь Сербскую благоустроил св. Савва, первый архиепископ Сербский, поставленный от Константинопольского патриарха. Монастыри Афонские для Болгарии и Сербии были рассадниками просвещения и благочестия.
В Россию из Константинополя принесла христианство Великая княгиня Ольга, а утвердил оное в России и сделал господствующим вероисповеданием сего государства Великий князь Владимир. Един Господь, едина вера, едина Церковь. Единомудренных чад единой Православной Кафолической Церкви всех связует закон любви. О сем разумеют вси, яко мои ученицы есте, - рек Господь, - аще любовь имате между собою (Ин.13:35).
Церковь, после Апостолов, управляется Священным Писанием и Апостольским преданием, а в особенных случаях, для обличения лжеучителей и разрешения сомнений, собираются Соборы. Они бывают Вселенские, то есть собрания пастырей и учителей веры из всех Церквей во вселенной, и Поместные, или частные, некоторых особенных Церквей. Девять Поместных и семь Вселенских оставили правила свои в руководство Церкви.
Произведение двух первых Вселенских Соборов, Никейского и Константинопольского, особенно достойное внимания есть Символ веры, то есть краткое изложение учения христианской веры, сделанное для сохранения истины и в обличение ложных учений.
Сей Символ веры есть следующий:
Верую во единаго Бога, Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек, и нашего ради спасения, сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята, и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную, и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь.
Больше книг на golden-ship.ru