25 октября (нс) (празд. 12 окт.), чудотворный образ, к-рый по церковной традиции связывают с именем патриарха Германа К-польского, защитника иконопочитания. архиеп. Иоанникий (Галятовский) в сб. «Небо Новое» (1-е изд.: Львов, 1665) сообщает об иконе следующее: буд. свт. Герман еще ребенком видел в церкви к-польского мон-ря во имя Пресв. Богородицы образ Божией Матери с Младенцем Христом на руках. Он подал яблоко Христу «як дитятку, сам дитя будучи», тогда «Пресвятой Богородицы образ протянул руку и принял от него яблоко». Сказание о Г. и. из рукописного сб. «Солнце Пресветлое», составленного сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 гг. (НБ МГУ. Ф. 293. № 10536-22-71), содержит дату этого события - 3 апр. 732 г., к-рая приходится на время уже после Патриаршества Германа, но никак не на время его младенчества (род. в 630-650 или в 653-658). Архиеп. Сергий (Спасский) приводит Г. и. под названием «Ерманскiя» в списке чудотворных образов, «местно чтимых в России». В списке «Солнца Пресветлого», принадлежавшем в 1730 г. Федору Мурыгину (ГИМ. Муз. 42. Л. 100 об.- 101), в статье о Г. и. вклеена гравюра Г. Тепчегорского с подписью: «Вотодательница». Очевидно, составитель хорошо ориентировался в иконографии чудотворных икон, т. к. извод помещенной гравюры во многом совпадает с Г. и. Главное сходство этих икон определяют положение Младенца Христа на правой руке Богоматери и то, как Она придерживает Младенца спереди. Т. о., невзирая на то что Г. и., принадлежит к Богородичным изображениям типа «Умиление», а «Вотодательница» - к типу «Одигитрия», сходство наиболее типичных черт иконографии предопределило размещение в сборнике Моховикова и в его копии под сказанием о Г. и. гравюры с изображением иконы Божией Матери «Вотодательница», не востребованной по назначению, т. к. ее описание в сборнике не представлено. Изображение Г. и., как правило, входит в состав пространного цикла свода чудотворных икон и известно на иконах «Распятие и Страсти Господни» со 142 чудотворными образами Пресв. Богородицы (кон. XVIII - нач. XIX в.) из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве; Богоматерь «Неопалимая Купина» со 151 изображением праздников и чудотворных икон Богоматери из собрания В. А. Бондаренко, 1894 г., иконописец В. А. Кукин, Мстёра (12-й ряд) и др.; а также на 4-листовой гравюре с изображением 132 икон Богородицы, нач. XIX в. (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. № 1217), и на 4-листовой гравюре с изображением 160 икон Богородицы, нач. XIX в., мастер Долгов (www.pravenc.ru/text/164811.html) |