21 Сентября (нс) Обоснованием иконографического типа или композиции икон "Знамения" являются слова пророка Исаии: Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14). Во время нашествия Батыя на Русь город Курск и его область были до того разорены, что пришли в запустение и заросли лесом. Жители Рыльска нередко отправлялись туда на звериную ловлю. Один из них, ходя по лесу в 1295 году для охоты по берегу реки Тускары, увидел при корне дерева икону, обращенную лицевой стороной к земле. Он поднял икону и увидел, что это икона Знамения Божией Матери. В ту же минуту из земли показался источник воды на том самом месте, где лежала икона. Это было первое чудо от святого образа. В 1383 году Курская область подверглась новому разграблению со стороны татар. Татары, встретив на своем пути часовню, взяли священника в плен, а часовню решили сжечь. Но часовня несмотря на все усилия не загоралась, хотя они даже обложили ее хворостом. Суеверные варвары накинулись на иерея Божия, подозревая его в волшебстве, которым они объяснили свою неудачу. Благочестивый иерей обличил их неразумие и указал им на икону Божией Матери, находящуюся в часовне. Озлобленные татары схватили святую икону, рассекли ее на две части и бросили их в разные стороны, а часовню сожгли. Иерей Боголюб был отведен в плен. В плену неверных благочестивый старец сохранил свою христианскую веру: несмотря на увещания татар принять их религию, он остался непреклонен, возлагая все свое упование на Пресвятую Богоматерь. И эта надежда не обманула его. Однажды он пас овец и услаждал себя в тяжкой неволе пением церковных молитв и славословий в честь Богоматери. Приезжавшие к хану послы московского царя, услышав это пение, узнали в пастухе-старце русского священника и выкупили его из плена. Боголюб вернулся в свое отечество и поселился опять на своем прежнем месте, где стояла часовня с иконой. Здесь он скоро нашел расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их вместе, и они тотчас же срослись настолько плотно, что не осталось никакого следа от этого повреждения; только в том месте, где была расколота икона, показалась "аки роса". Жители Рыльска, узнав об этом чуде, прославили Бога и Его Пречистую Матерь. В 1597 году по повелению царя Феодора Иоанновича икона была взята в Москву и окружена изображениями Господа Саваофа и ветхозаветных пророков по ее краям. Но до того времени икона претерпела и надругательства татар, не раз терялась, являлась вновь и творила чудеса. В 1615 году по особому прошению курских жителей царь Михаил Феодорович повелел возвратить чудотворный образ из Москвы в Курск и поставить его в курском соборном храме. В 1618 году с дозволения царя Михаила Феодоровича икона была перенесена в собор Знаменского монастыря, где она пребывала все время до революции. С этой иконой связаны некоторые ужасные события предреволюционных лет России, как, например, взрыв в курском соборе с целью уничтожения чудотворной иконы. Храм был взрывом разрушен, а икона осталась цела. Это страшное событие имело свой отголосок во Франкфурте (Германия), куда уже теперь, в наши годы, привозилась святая икона. Священника, сопровождавшего икону, как узнаем мы из упомянутой книги епископа Серафима, отозвал в сторону некий старик и сказал: "Я был сообщником Уфимцева в покушении на взрыв этой иконы. Был я мальчишкой и в Бога не верил. Вот и захотелось мне проверить: если Бог есть, то Он не допустит гибели столь великой святыни. После взрыва я горячо уверовал в Бога, и до сих пор горько раскаиваюсь в своем ужасном поступке". Старик поклонился чудотворной иконе и вышел из храма. 1 марта 1920 икону года вывезли из России через Константинополь в Салоники, но 14 сентября того же 1920 года она опять по просьбе главнокомандующего генерала Врангеля возвратилась в Россию для ободрения горсти воинов-патриотов. 29 октября того же года она с остатками Белой армии и гражданским населением покинула Русскую землю. ....протопресвитер Александр Киселев (www.pravoslavie.ru/put/apologetika/znamenie.htm) |