4 дек. (нс) [в Серпуховском Владычном женском монастыре] Главной святыней монастыря на протяжении веков была чудотворная икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых», написанная в 1377 году по благословению свт. Алексия по образу видения прп. Варлаама, бывшего еще до основания монастыря: « …видех ... Захария во дверех церковных стояща и Богородицу с родителями Ея входящу; Захария же Богородицу приим и посади на третией степени» (В переводе на русский язык: «...увидел... пророка Захарию, стоящего в дверях церковных, и Богородицу, входящую с родителями Ее; Захария же Богородицу принял и посадил на третьей ступени».) Это сюжет двунадесятого праздника Введение Богородицы во храм. Под третьей ступенью подразумевается третье отделение Иерусалимского храма – Святая Святых, поэтому икона имеет второе название. Вследствие этого откровения монастырь был назван Введенским Владычным, первый храм в нём был освящён во имя Введения Богородицы во храм, а икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых», стала почитаться как чудотворная с момента ее написания. Старинное описание иконы «Введение Богородицы во Святая Святых» Храмовая чудотворная икона Введения во храм Пресвятой Богородицы, - в особом киоте, за стеклом; мерою в вышину 1 аршин 3 вершка, в ширину 141/2 вершка. В монастырской описи 1649 г. она описана так: «образ местной Пречистые Богородицы Введения, оклад серебрен, чеканной, золочен, два венца с корунами и цаты чеканныя же, в венцах и в цатах тридцать каменей и берюзы, и два лалика, а дву каменей нет, да камышек лазорев яхонт, подниз и ожерелейцо жемчужное, двои рясы, а в них двенадцать прядей мелкой жемчуг, да пять золотых червонные, а на полях у иконы десять каменей достоканы, у цаты деньга золотая, да пять копеек золоченых, а дву копеек золоченых нет, два креста не велики - один золочен, а другой белой; у того же образа пелена бархат золот, на ней крест жемчужнай, около той пелены слова шиты золотом волоченым, у той же иконы другая пелена праздничная, а на ней вышит образ Пречистые Богородицы Введения золотом да серебром с шелки, по атласу зеленому и просажена жемчушком мелким. Киот древян, обложен жестью, басмою, вверху киота образ Спасов Еммануил, венец басмян золочен, а поверх киота крест золочен, а затворы у киоты обложены серебром, золочены, а на них писаны святые». Письмо на иконе сохранилось древнее, – знатоки относят его к XIV веку. Оклад иконы сохранился также древний; но из древних украшений уцелела только шитая сплошь из жемчуга с драгоценными камнями риза Богоматери, входящей во храм, и пелена, которая хранится ныне в ризнице. Прочие украшения частью изменены, а большею частью прибавлены вновь. В 1857 г., как значится в монастырской описи, на венце Богоматери, входящей во храм, устроена корона с драгоценными камнями, самый венец и жемчужная риза украшены также разными драгоценными камнями; на главе и плече Богоматери устроены две звезды из драгоценных же камней и проч. В недавнее время повешено на Богоматерь богатое бриллиантовое ожерелье, и над ликом Ее вделан богатый наперсный крест, бриллиантовый, с изумрудами, с короною вверху, а в средине, на большом изумруде, вырезано Распятие Господне, с предстоящими, вокруг средины – сияние из бриллиантов. Крест сей прислан в обитель чрез Серпуховский почтамт в 1832 г., от неизвестной особы (по догадкам от граф. А. А. Орловой-Чесменской), с приложением записки: «Московской эпархии, в девичий Серпуховской монастырь, крест бриллиантовый с изумрудами на св. икону, в обители почитаемую чудотворною, повесить и на св. иконе хранить, а не в ином месте, боясь: Глаголет Господь: Аз есмь с вами, и никтоже на вы! Молитвами Пр. Богородицы и Приснодевы Марии, всех Святых и угодника Варлаама, своего келейника бывшаго у св. Алексия, да сохранит и заступит и всех и вся святою благодатию Своею. Девица недостойная, ищущая потерянное царствие Божие». Как граждане г. Серпухова, так и окрестные жители особенно чтут cию икону и берут к себе в дома. (источник: В.А.Рождественский, Историческое описание Владычняго общежительнаго девичьяго монастыря, 1866 год). |