Спас Вседержитель (Романово-Борисоглебский) Вторая половина XIX в. Дерево, темпера 33.5 x 25 см . Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Россия ---- В иконе из Рыбинского музея совмещены два иконографических типа: «Спас оплечный» и «Спас Вседержитель» с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке. Композиция иконы весьма своеобразна. Персты правой руки, сложенные в благословении, вознесены к самому лику вровень с устами, а диагонально развернутое на плоскости иконы раскрытое Евангелие высоко поднято над плечом: «ПРIИДИТЕ // КОМНЕ ВСИ // ТРУЖДА//ЮЩИIС // И ОБРЕМ//ЕНЕНIИ». И десница, и Евангелие выходят за границы средника иконы, который с внутренней стороны заключен в своего рода фигурную раму из туго закрученных облаков. На иконе достаточно точно воспроизводится иконография древнего чудотворного образа Всемилостивого Спаса из Воскресенского собора города Романово-Борисоглебска (ныне город Тутаев Ярославской области). По преданию, прославленный многочисленными чудесами образ был написан в первой трети XV века преподобным Дионисием Глушицким и сначала служил «небом» деревянной монастырской Борисоглебской церкви. Позднее его перенесли в Воскресенский собор. В 1749 году митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич) распорядился забрать чудотворную икону в Архиерейский дом, где она пребывала 44 года. 18 сентября 1793 года, по ходатайству борисоглебцев, образ был возвращен в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска икону несли на руках, а в трех верстах от города, на берегу речки Ковать, сделали остановку, чтоб омыть ее от дорожной пыли. На этом месте забил ключ родниковой воды, который доныне почитается святым. В девятое воскресение по Пасхе и в последний воскресный день перед праздником пророка Илии по городу совершаются крестные ходы с образом Спасителя. Мастер рыбинской иконы следует чудотворному образу не только в общих чертах, но и в деталях. Схожи с протографом сильно суженная к подбородку форма лика с небольшими, словно припухшими устами, раздвоенная борода, глубокие продольные морщины на высоком челе, пышная шапка волос, дающая очертание почти правильного круга, цепочка округлых локонов вдоль шеи и плеч, абрис складок гиматия и «облачная» рамка средника. На иконе из Воскресенского собора, насколько можно судить после проведенной в 2001–2002 годах реставрации, хитон Христа написан алым в нижних слоях и оранжевым в пробелах, гиматий — сложно-синим, а облака — зелено-голубыми, что соответствует цветовому строю публикуемого памятника. Несомненно, что автор иконы из Рыбинского музея делал список непосредственно с первообраза, не ограничиваясь прорисями. Скорее всего, он жил и работал в Романово-Борисоглебске. www.icon-art.info |