Книги сайта

Учитесь молиться / Антоний Сурожский

Житие святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского / Димитрий Ростовский

Закон Божий (ред. С.Слободской)

Письма к Малькольму / Льюис Клайв

Преподобный Амвросий / Сергий, иеромонах (Четвериков)

Две Библии – два пути

Сила Божия и немощь человеческая / Нилус Сергей

Великий старец Клеопа, румынский чудотворец

Православные старицы ХХ века/ Светлана Девятова

История русских обителей Афона в XIX–XX веках / Павел Владимирович Троицкий

Искать:на сайте/в других библиотеках

О посмертной участи животных

Форма входа

Вы вошли как Интересующийся
Группа "Гости" Мир Вам!, читатель - Интересующийся!
| Регистрация | Вход

ТОП 20

Top 100

Полезные ссылки

Наш опрос

Удобно ли вам пользоваться верхним меню?
Всего ответов: 199
+++


Православный разговор

Наш баннер

Помогите библиотеке. Разместите наш баннер или текстовую ссылку у себя на сайте


Православная библиотека "Золотой Корабль"



Код баннера

Или просто посоветуйте сайт одному знакомому:

Помочь интернет-деньгами

Третья мировая война.
Дата, сроки, хронология на основании православных пророчеств

Каталог статей

Главная » Статьи » Редакционные статьи
Разделы:
Цари государства Российского [40]
Статьи посвященные русским царям
Редакционные статьи [88]
Пророчества [29]
Здесь будут добавляться пророчества о России после тщательной проверки источников
Общество [7]

Размышление о противлении злу и словах Христа о щеке

Хочу записать свои размышления на очень важную для православного христианина тему, о сопротивлении злу. Эта тема больше всего вызывает споров в разговорах между христианами и неверующими, она же является точкой на которую пытаются давить разные пересмешники и хулители, желающие как-то поддеть верующего. Да и сами верующие не всегда понимают как относиться к словам Христа о необходимости прощать врагов и подставлять другую щеку, ударившему тебя.
«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф 5: 39)
Опасно дословное толкование Библии и тем более слов Христа, который часто говорил притчами. И именно с народом. Как Он сказал сам ученикам

«Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?   Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют» (Лк. 8: 9,10). То есть, обращаясь к народу, Христос использует притчи. И слова о правой щеке были сказаны в нагорной проповеди перед большим количеством народа, поэтому к ним нужно относиться без излишней дословности, а нужно пытаться искать смысл.

Дословное толкование приводит к созданию ошибочных учений, вроде толстовского «непротивления злу насилием», а через это, осуждение церкви за благословение воинов и защитников отечества. По мнению таких людей (дословно понимающих слова Христа о щеке), злу нельзя сопротивляться насилием, а нужно смиряться всегда и во всем.

Но это, конечно, не так. И сам Христос дает пример отношения ко злу, когда изгоняет торгующих из Храма. Не просто уговорами, а сделав бич. То есть, со своеобразным оружием в руке, переворачивая столы и рассыпая деньги менял.

«После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней.   Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим   и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.  И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул». (Ин. 2: 12-15)

А ведь это не вписывается в теорию «непротивленцев», и Христос поступает очень не терпимо и даже агрессивно по отношению ко злу, и сопротивляется ему, применяя в том числе и физическое насилие.
И надо понимать, что Христос не просто делал какие-то действия, повинуясь душевному импульсу, но, что он пришел на землю с Миссией, и в том числе с целью научения, - обучая нас не только словами, но и делами Своими. И то, что Он делал не менее важно, чем то, что Он говорил.

И если так, то что же нужно знать христианам, и как нам нужно понимать эти слова и поступки Христа? У меня складывается мнение, что нашей целью является именно противодействие злу. И сейчас я попытаюсь это обосновать физическими примерами.
Зло – это не божественное творение, а творение свободной воли созданных Богом существ (ангелов, ставших демонами и людей, свободных в своих действиях). Зло порождают люди и демоны, и задача человека и ангелов проявить себя в борьбе со злом. Хотя сначала нужно научиться различать добро и зло, и весь современный мир нацелен на то, чтобы отнять у человека такую способность. То что всегда понималось как зло и грех, пытаются представить частью человеческой природы и нормой, всячески агитируют за греховные нормы и одновременно ведут борьбу с христианством, сохраняющим это знание.
Итак, сначала нужно научиться различать добро и зло, ну а потом нужно всячески противодействовать злу и его распространению.
Есть несколько видов распространения зла. Назовем первый вид – бытовым. И его можно уподобить волнам, распространяющимся по воде от брошенного камня. Человек злой, раздраженный, со скверным характером попадая в общество других людей, становится тем камнем, вызывающим волны. Он обидел одного, наступил на ногу второму, третьему нагрубил и т.д. Те, в свою очередь, тоже выходят из равновесия и начинают ретранслировать зло вокруг себя, вымещая злобу на более слабых, на своих домашних, так же начиная грубить окружающим. И зло распространяется от первоначального источника всё дальше. Волны зла расходятся, возбуждая новых людей на ретрансляцию зла уже вокруг себя. Вот в этом случае христианин, должен хотя бы не ретранслировать зло дальше. Тебя обидели, а ты не обиделся и не передал зло окружающим. А если христиан тысячи, миллионы – эта среда становится низкопроводящей для зла. То есть, в идеале, она вообще не должна проводить зло, но мы все равно раздражаемся, обижаемся и передаем зло. Но хочется верить, что в значительно меньшей степени. В идеале, среда христианского общества вообще не должна проводить зло. Зло, натыкаясь на это препятствие, должно гаситься в нем. А если пойти дальше, и научиться любить врагов своих, то эта среда будет не только не давать распространяться злу, но и усмирять зло вокруг себя.
Это касается как отдельного человека, так и общества в целом. Именно это должно быть имел в виду Серафим Саровский говоря: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Ты не только стань не проводящим зло, но и стань непрерывным ретранслятором добра. И чем сильнее будет в тебе любовь, божия благодать, святость – тем больше будет твое влияние на окружающий мир.
И если мы взглянем на слова Христа о щеке под этим углом, то мы поймем, что они значат и как это работает.

И прочитаем теперь часть Нагорной проповеди

 «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;  и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;   и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.   Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.  Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.   А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,  да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.   Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?  И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный
». (Мф. 5: 38-48)

Понятно, что речь идет о то чтобы стать буфером, о который будет разбиваться злое. И не только стать буфером, но и стать ретранслятором добра. То есть, уничтожать зло на бытовом уровне.

Это мы рассмотрели путь распространения зла, названный нами условно бытовым. Но зло не всегда выглядит как грубость, хамство, суд из-за имущества, или проклятия. Иногда зло принимает смертельно опасные формы. Это может быть рука убийцы, занесенная над слабым и беззащитным, или нашествие захватчиков на твой город или Отечество. И христианин тоже должен бороться с этим злом. Потому что это зло, и я не представляю кто сможет сидеть сложа руки и смотреть как убивают невинных, или тем более твою семью. И как он потом будет оправдывать свое бездействие перед Богом.
И если противодействовать злу надо, то какими средствами? Понятно, что просто безответностью и кротостью вооруженной банде не ответишь. Вернее, ответить можно, но противодействия не получится – зло будет распространяться и дальше, перешагнув через твой труп и трупы твоих близких. То есть, нужно адекватное ситуации действие. То есть, вооруженная борьба.
И Христос тоже говорит о том, что это хорошо такими словами:  «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.» (Ин 15: 13) Или вы думаете, что как-то иначе можно защитить своих друзей от вооруженных бандитов или агрессоров? Возможны ли уговоры и непротивление злу насилием в этом случае? Понятно, что только противление злу насилием и адекватным ситуации оружием. Против торгующих в Храме Христос применил бич и грубую физическую силу, а вот против вооруженных убийц нужно применять оружие.
И Церковь всегда благословляла воинов, идущих на смерть за свою землю, за свои семьи, за Отечество. И мы знаем что Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на Куликовскую битву и даже отдал двух монахов, сыгравших не последнюю роль в победе над врагом (монахи Пересвет и Ослябя. Перед началом Куликовской битвы Пересвет сразился на поединке с татарским богатырем Челибеем (по другой версии — Темир-мурзой)). И мы помним слова Филарета Московского: «своих врагов прощай, врагов отечества уничтожай, врагов веры гнушайся», - которые как нельзя лучше подводят черту под нашими размышлениями.
Хотя, конечно, виды зла не ограничиваются перечисленными здесь. И нужно думать, а не пытаться найти в Библии универсальную формулу на все случаи жизни.

Главное, нужно понимать, что одной из задач христианина является противодействие злу, и нужно находить эффективные методы борьбы со злом. Бытовое зло можно погасить кротостью и ответной любовью, неуважение к Богу, по примеру Христа можно погасить бичем в руке, а вот вооруженного убийцу часто иначе как аналогичным оружием остановить бывает невозможно. Поэтому берем оружие и останавливаем. А потом перебинтуем, потом пожалеем, но сначала – остановим.

Ред. Golden-Ship.ru Александр Смирнов
7.04.14

 

Категория: Редакционные статьи | Добавил: Мефодий_ (07.04.2014)
Просмотров: 4127 | Тэги: люби врагов своих, непротивление злу, подставить щеку


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024 | Хостинг от uCoz