Православная мифология конца ХХ века
О монахе Авеле
...Одним из главнейших постулатов возникшей у нас
за последние 10–15 лет ереси
царебожия является лжеучение
о «царе-искупителе».
Апологеты этого лжеучения ссылаются прежде
всего на якобы имевшие место
высказывания монаха Авеля (Василий
Васильев; 1757(55?)–1841), который первым
«пророчествовал», что последний Российский
Император Николай II «искупитель будет, искупит
собой народ свой — бескровной жертве подобно»
(Житие преподобного Авеля прорицателя. Изд.
Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, 1995, с.
42). «Пророчество» это кочует постоянно из одной
книги в другую, хотя в конце «Жития преподобного
Авеля прорицателя» помещен список литературы, на
основе которого и было составлено «житие», где
указаны четыре дореволюционные публикации о
монахе Авеле (прежде всего, это издания «Русская
старина», СПб., 1875, февраль, с. 414–435 и «Русский
архив», М., 1878, № 7, с. 353–365) и пять публикаций,
появившихся в свет во второй половине ХХ века —
главным образом, в начале 90-х годов, чуть более
десяти лет назад.
Изучив все дореволюционные публикации об
Авеле, мы не находим никаких его предсказаний о
царствовании последнего царя Николая II, а
говорится в них лишь о царствовании Императоров
Павла Петровича и Александра Павловича (в
частности, Авель предсказал непродолжительность
правления и убиение Павлу I, а Александру I
предсказал сожжение Москвы французами). После
прочтения этих публикаций XIX века создается
впечатление об Авеле как
своеобразном «православном Нострадамусе».
Эти подлинные сведения о монахе Авеле,
опубликованные до революции, записал в
собственном изложении также Сергей
Александрович Нилус, несколько отредактировав
их, в своей книге «На берегу Божьей реки» (от 26
июня 1909 года) (М., 2002, с. 316–321). Никаких пророчеств о
царствовавшем в это время Императоре Николае II у
С.А. Нилуса нет (вряд ли остались бы без внимания
предсказания Авеля о современнике С.А. Нилуса
Императоре Николае Александровиче, зная горячую
склонность Нилуса к публикации всевозможных
пророчеств и таинственных предсказаний).
Таким образом, остаются
лишь послереволюционные публикации об
Авеле, которые, естественно, не могут содержать
никаких пророчеств о последнем Государе
Российской Империи: очень легко сочинять
«пророчества» об уже совершившихся событиях*.
Так, офицер русской Императорской армии,
монархист, участник Первой мировой войны Петр
Николаевич Шабельский-Борк (1896–1952) в начале 30-х
годов ХХ века напечатал в эмиграции в журнале
«Хлеб небесный» (Харбин, 1931, № 5, с. 28–30) под
псевдонимом Кирибеевич «историческое сказание»
об Авеле «Вещий инок», в котором (не будем
гадать, из каких эмигрантских источников) автор,
не ограничиваясь известными высказываниями
Авеля об Императорах Павле I и Александре I,
доводит «пророчества» Авеля до царствования
Николая II. Скорее всего, эти дополнительные
«пророчества» были сочинены post factum в самих
эмигрантских кругах в 20–30-е годы ХХ века.
Подчеркнем еще раз, что ни в одном
дореволюционном издании об Авеле, которые
выходили в России, не содержится ни слова о
последнем русском царе Николае II. Правда, нам
могут возразить, что в изданиях XIX века об Авеле и
не могли содержаться пророчества о судьбе
последнего Российского Императора Николая II, так
как еще Император Павел I, согласно Кирибеевичу,
«вложив представленное писание Авелево в
конверт, на оном собственноручно начертать
соизволил: “Вскрыть Потомку Нашему в
столетний день Моей кончины”». Существует и
предание о том, как 11 марта 1901 года, в столетнюю
годовщину мученической кончины Императора Павла
Петровича, Государь Император Николай
Александрович вскрыл ларец с письмом и прочитал
«сказание Авеля Вещаго о судьбе Своей и России».
Однако указания на какие-либо архивные данные
этого предания отсутствуют.
Но главное — в другом. Если сравнить текст
Кирибеевича (Харбин, 1931), предположив даже на миг,
что это — подлинное пророчество и каким-то
образом попало после революции из личного архива
Николая II за границу, и текст издания
Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря (1995
год), то в последнем издании мы с удивлением
обнаруживаем новые вставки. Так, например, в
харбинском издании 1931 года читаем:
« — Кому передаст он (Александр III. — Н.К.)
наследие царское?
— Николаю Второму — Святому Царю, Иову
Многострадальному подобному. На венец терновый
сменит он корону царскую, предан будет народом
своим; как некогда Сын Божий. Война будет, великая
война, мировая...»
В издании же Свято-Троицкого Ново-Голутвина
монастыря (1995 г.) читаем несколько измененный
текст (добавления выделены полужирным шрифтом):
«— Кому передаст он (Александр III. — Н.К.) наследие
Царское?
— Николаю Второму — Святому Царю, Иову
Многострадальному подобному. Будет иметь
разум Христов, долготерпение и чистоту
голубиную. О нем свидетельствует Писание: Псалмы
90, 10 и 20 открыли мне всю судьбу его. На венец
терновый сменит он корону царскую, предан будет
народом своим; как некогда Сын
Божий. Искупитель будет, искупит собой народ
свой — бескровной жертве подобно. Война будет,
великая война мировая...» (с. 42).
Если так называемые «пророчества»
Авеля-прозорливца в харбинском издании
Кирибеевича не имеют под собой никакой
документальной основы, а представляют лишь
весьма благочестивый миф, то вставки в
голутвинское издание 1995 года выдают уже
еретическое царебожеское мудрование, возникшее
в 90-е годы ХХ века, не имеющее к монаху Авелю
никакого отношения. Никогда монах Авель не
додумался бы изречь такую
ересь: «Царь-искупитель», имеющий «разум
Христов» (!). Это — яркий
пример царебожнического богохульства с
антихристианским хлыстовским подтекстом, за
которым царебожниками выстраивается
своеобразная псевдобогословская доктрина,
согласно которой и самого антихриста в конце
времен убьет не Христос-Бог духом уст Своих (2Фес.
2, 8), а будущий «Царь-победитель».
Если Откровение св. Иоанна Богослова
заканчивается ожиданием Второго Славного
пришествия Господа нашего Иисуса Христа: Ей,
гряди, Господи Иисусе! (22, 20), то царебожники,
подобно древним иудеям, ожидают пришествия во
славе земного царя для устроения в конце времен
несокрушимого земного «православного» царства,
когда все враги «православия», включая самого
антихриста, будут разбиты. Такое учение уже
осуждалось Церковью как ересь хилиазма... Христос
Спаситель, Царство Которого не от мiра сего, им, по
сути, и не нужен.
Ред. Golden-Ship,2010