Кураев о Мотовилове Н.А.

http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=54843.0

Св. Серафим (Чичагов), составитель «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», говорил: «Записки Мотовилова моим доверием не пользовались, ввиду того, что Мотовилов знал Серафима всего два года, а также вследствие ненормальности в последние годы жизни самого Мотовилова» (Неизвестный Нилус. Т.2. М,, 1995, с. 514.)
Собеседник преподобного Серафима Н. Мотовилов распространял весьма фантастические легенды о пророчествах старца. В 1854 г. он сообщил императору Николаю I, что старец Серафим «воскреснет прежде общего всех воскресения из мертвых в царствование Вашего Императорского Величества и единственно лишь только для Вас, Великий Государь» (Мотовилов Н. А. Письмо императору Николаю I от 7 марта 1854 г. // Серафимо-Дивеевские предания. Житие. Воспоминания. Письма. Церковные торжества. М., 2001, с. 425).
 Два дня спустя Мотовилов таким предрекал исход грядущей гражданской войны в России: «На первых порах много прольется неповинной крови, реки ее потекут по Земле Русской, много и вашей братьи, дворян, и духовенства, и купечества, расположенного к Государю, убьют; но когда Земля Русская разделится и одна сторона явно останется с бунтовщиками, другая же явно станет за Государя и целость России, вот тогда, ваше Боголюбие, усердие ваше по Боге и ко времени. И Господь поможет правому делу: Государя и всю Царскую Фамилию сохранит Господь невидимою десницею Своею и даст полную победу поднявшим оружие за Него, за Церковь и за благо нераздельности Земли Русской; но не столько и тут крови прольется, сколько тогда, как когда правая за Государя стоявшая сторона получит победу и переловит всех изменников, и предаст их в руки правосудия. Тогда уж никого в Сибирь не пошлют, а всех казнят – и вот тут-то еще более прежнего крови прольется, но ета кровь будет последняя, ибо после  того Господь благословит люди Своя миром  и превознесет рог помазанного Своего Государя Императора Николая Павловича… Бог возвеличит во дни его [Николая Павловича] так Россию над всеми врагами ее, что она станет превыше всех царств земных и не только нам у иностранцев уже не придется учиться ничему, а еще и им доведеться учиться у нас» (Мотовилов Н. А. Письмо императору Николаю I от 9 марта 1854 г. // Серафимо-Дивеевские предания. сс. 429 и 427). Увы, царствование Николая I кончилось поражением в Крымской войне, которая показала, что много чему еще надо нам учиться у иностранцев (пароходам и нарезным ружьям, например). И даже если это пророчество отнести (вопреки его тексту) не ко времени Николая Павловича, а к царствованию Николая Александровича – и тогда оно окажется ложным. Белая Армия не выступала за Государя. Целость России сохранить не удалось. Монархистам не удалось расстрелять своих противников…
Мотовилов уверял, что благословение Божией Матери «общее для всех сих четырех мест (Иверия, Афон, Киево-Печерская лавра и Дивеево) состоит в том, что Она ни одного из жителей их недопустит до погибели». (Письмо императору Николаю I от 7 марта 1854 г. // Серафимо-Дивеевские предания. с. 420). Значит – все жители Грузии спасены. И даже те афонские монахи, что приняли унию (и о которых одно из афонских преданий говорит, то их тела явили печать проклятия) – тоже спаслись…
 В 1867 г. Мотовилов (ссылаясь на преподобного), рисовал такие картины грядущей истории: «Россия сольется в одно море великое с прочими землями и народами славянскими, она составит грозное и непобедимое царство всероссийское, всеславянское –– Гога Магога, пред которым в трепет все народы будут. Соединенными силами России и других Константинополь и Иерусалим будут полонены. При разделе Турции она почти вся останется за Россией... Франции за ее любовь к Богородице –– Святой Мадонне –– дастся до семнадцати миллионов французов со столицей городом Реймсом, а Париж будет совершенно уничтожен... Антихрист родится между Москвой и Петербургом, в том великом городе, который будет назван “Москвопетроградом”. До явления Антихриста должен состояться Восьмой Вселенский Собор всех Церквей для объединения и воссоединения всех святых Христовых Церквей против назревающего антихристианского направления под Единую Главу Христа-Жизнедавца» (Приложение к “Великой Дивеевской тайне”: Из семейного архива Флоренских //  Литературная учеба . М., 1991. № 1. С. 133 – 134). 
Вряд ли преп. Серафим внушил Мотовилову такие мысли. Жене он откровеннее сказал об источнике своих религиозных воззрений: «Что ты меня дергаешь, - воскликнул он, - я им правду говорю, притом не от себя, я не могу молчать, ибо слышу голос, говорящий мне: Ты немой, что молчишь? Ты познал глаголы живота Моего вечного и ими может спастись ближний твой, в заблуждении находящийся. Так что, матушка, где Дух Божий посетит человека, там  и говори» (Мотовилова Е. И. Из воспоминаний о муже // Николай Александрович Мотовилов и Дивеевская обитель. Дивеево, 1999, сс. 83-84).
««Священно-таинственный голос мне говорил», - свидетельствует он о себе. Мотовилов не пишет, что сам что-то подумал или решил. «Это мне сказано было», - пишет он. Он полагает, что это был голос преп. Серафима. В частности, таким образом было получено известие о семи отроках Эфесскких. У Мотовилова в записке очень четко разграничено: вот это непосредственно в такой-то день в такой-то час «мне сказал» батюшка Серафим. Например, о декабристах и масонах - он говорит в такой-то беседе, о Духе Святом он говорит в такой-то день, а вот это было откровение такое-то и такое-то в таком-то месте при таких-то обстоятельствах… Мотовилов планировал издать собрание своих сочинений в 155 томах…» (свящ. Георгий Павлович. Новообретенные рукописи Н. А. Мотовилова // Церковное предание и Святоотеческое наследие. М., 2004, с. 110 и 112).

Вернуться назад

Ред. Golden-Ship,2010