Письмо Н.А.Мотовилова императору Николаю I
[Слово великого старца Серафима]
Всеавгустейший Монарх Всемилостивейший
Государь!
Имев щастие лично моими глазами видеть
собственноручное Вашего Императорского
Величества Высочайшее повеление о
всеподданнейшем докладе слов великого старца
Серафима на бумаге, спешу немедленно исполнить
священнейшую для меня Всеавгустейшую волю Вашу.
Вот содержание его беседы в четверток на Пасху 1832
года:
— Рассказав подробно о Илии Фесвитянине и об
Авессе, военачальнике Давидове, о Гедеоне, вожде
израильского народа, он заключил, что в России
много есть еще верных Богу людей, хотя разврат
духовный и многих от Бога отвлекает, и, сказав,
что надобно царям служить, так как Авесса,
который за жизнь Давидову стократно готов был
своею собственною пожертвовать, и прибавив, что,
подобно Гедеону, людям Божиим надобно призыва и
избрания Божьего ожидать, и тогда, действуя по
Боге, не отчаиваться, если б их усердие к
Отечеству и не получило надлежащей оценки, ибо
любовь к Царю и Отечеству угодна Богу, и если бы
люди не поценили, то Бог воздаст,— он спросил
меня, что именно влечет меня в Петербург; я
сказал, что желание служить там Вашему
Императорскому Величеству; почему же там, а не в
другом месте, я ответил, чтобы, находясь ближе к
Вам, в случае нужды быть немедленно готову
пролить до последней капли кровь свою, если б то
понадобилось за Ваше Всеавгустейшее здравие, и
быть, если можно будет сколько Богу угодно будет
помочь, полезным Церкви Христовой. Он отвечал:
«Усердие твое угодно Богу, и Он не оставит тебя за
оно, но так как по слову пророка — во время
благоприятно послушах тя и в день спасения
помогох ти — то ревность хотя и по Богу да не по
разуму (то есть преждевременно), то не только
неугодна Богу, но и грех есть. Так и теперь
поездка твоя не по дороге — и ето самое усердие
твое к Государю, если преждевременно узнают о нем
люди недоброжелающие ему, то может повредить
тебе, а ты себя береги. О Государе же не пекись,
Его Господь сохранит. Он в душе христианин, чего
не могут про себя сказать иные даже и из духовных
великих особ. Велик был Государь Император Петр I
Алексеевич, за что Великим и отцом Отечества
справедливо наречен, а по вере в Господа с верою
Его Императорского Величества и сравнен быть не
может; сами рассудите: Петр Великий жил во
времена такие, когда и одним взглядом дорожили
царским первейшие бояре, как милостию Божиею, и
все безмолвно Царю покорялись, так ему легко было
управлять. А ныне не тот народ уж стал, и если и за
всею етою переменою слушаются Государя и
трепещут враги его, то уж Сам Господь наш Иисус
Христос и Божия Матерь помогают во всем за
нелицемерную веру его Православную, вот ею-то он
и выше Петра Великого и за нее-то и помогает ему
Бог во всем и возвеличит во дни его так Россию над
всеми врагами ее, что она станет превыше всех
царств земных и не только нам у иностранцев уже
не придется учиться ничему, а еще и им доведется
бывать в нашей Земле Русской да учиться у нас и
Вере православно христианской и жизни
благочестивой по етой вере; а много-много будет
сначала до того всякого горя Государю и
неоднократно станут искать его освященной Богу
главы и живота Царской фамилии, но Господь всегда
будет защищать и его и весь Августейший Царский
Дом его; праведника ради единого целый род
спасается, что речет триех ради, а в его
государевом роду, посмотрите-ка, ваше Боголюбие,
сколько святых мощей от его венценосной плоти и
крови, мню, что не один десяток угодников Божиих,
так все они молитвенники за род его и его
священную Особу Императорскую; вот хоть бы и
августейшая родительница его, благочестнейшая
Государыня Мария Феодоровна, она как мать родная
для всех сирот и бедствующих, а ето ведь святых
только жен богомудрых дело, и если то велико в
простом человеке, тем более в священной
венценосной Царской особе угодное Богу, а
Государь в Бозе почивший Всеавгустейший
родитель его, император Павел Петрович, как любил
Церковь святую, как чтил святые уставы ее и
сколько сделал для блага ее, немногие из царей
русских, подобно ему, послужили Церкви Божией; а
Его Императорскому Величеству и еще гораздо
более поможет Господь сделать и для Церкви
святой Православной нашей и единой во всей
вселенной истинной, непорочно Апостольской
Вселенской Церкви Христовой, но до етого еще
много должно будет горя и Государю, и Земле
Русской перенести; восстанут на него не только
враги внешние, но и внутренние и вот как это
будет: бунтовщики-то, восставшие на Государя при
восшествии его на престол, похвалялись, что хотя
и скошена трава, да корни остались, то хотя и не по
Боге они хвалились тем, а ето, однако же, правда,
ибо главные начальники етого злого умысла,
выдавши тех, которых сами же вовлекли в злой етот
умысел свой, а сами остались в стороне, и вот
они-то и ищут и будут искать погибели Государя и
всей Фамилии его Царской, и неоднократно будут
подыскиваться, нельзя ли как-нибудь извести их, а
когда неоднократные их покушенйя не удадутся, то
они примутся за другое — и будут стараться, что
если можно им будет, то бы во всех должностях
государственных были все люди или согласны с
ними, или по крайней мере не вредные им. И будут
всячески восстановлять Землю Русскую противу
Государя; когда же и то им не будет удаваться, так
как им хотеться будет, ибо по местам ими
заводимые частные возмущения будут по милости
Божией скоро прекращаемы, то они дождутся такого
времени, когда и без того очень трудно будет
Земле Русской и, в один день, в один час заранее
условившись о том, поднимут во всех местах Земли
Русской всеобщий бунт; и так многие из служащих
тогда будут и сами участвовать в их злоумышлении,
то некому будет унимать их. И на первых порах
много прольется неповинной крови, реки ее
потекут по Земле Русской, много и вашей братьи,
дворян, и духовенства, и купечества,
расположенных к Государю, убьют; но когда Земля
Русская разделится и одна сторона явно останется
с бунтовщиками, другая же явно, станет за
Государя и целость России, вот тогда, ваше
Боголюбие, усердие ваше по Боге и ко времени. И
Господь поможет правому делу: станет за Государя
и Отечество и святую Церковь нашу, а Государя и
всю Царскую Фамилию сохранит Господь невидимою
десницею Своею и даст полную победу поднявшим
оружие за Него, за Церковь и за благо
нераздельности Земли Русской; но не столько и тут
крови прольется, сколько тогда, как когда правая
за Государя стоявшая сторона получит победу и
переловит всех изменников, и предаст их в руки
правосудия. Тогда уж никого в Сибирь не пошлют, а
всех казнят — и вот тут-то еще более прежнего
крови прольется, но ета кровь будет последняя,
очистительная кровь, ибо после того Господь
благословит люди Своя миром и превознесет рог
помазанного Своего Давида, раба Своего, мужа по
сердцу Своему, благочестивейшего Государя
Императора Николая Павловича — его же утвердила
и паче утвердит десница Его святая над Землею
Руескою. Так что же унывать нам, ваше Боголюбие:
аще Бог за ны, кто на ны —: их же Бо предъуведе, сих
и предъизбра, их же предъизбра, сих и освяти, их же
освяти, сих и прослави — сих и блюдет; что ж
унывать нам, ваше Боголюбие, аще Бог за ны, кто на
ны — разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами
Бог, могущие покоряйтеся, яко с нами Бог, и аще
паки возможете, паки побеждени будете, яко с нами
Бог — так-то, ваше Боголюбие, с нами Бог и унывать
нам нет никакой дброги».
Я в неизреченной радости лишь только хотел было
сказать: «Так благословите же, батюшка, я сей час
поеду в Пе-тербург и постараюсь видеть Государя и
всеподданнейше доложить ему слова ваши», а он,
закрывши мне рукою своею рот, сказал:
— Как вы не понимаете: не теперь, а после; теперь
еще не время, а после, когда по пророку узрите
Иерусалим, обстоим вои. Господь вас Сам приведет
тогда и сам положит по сердцу вашему
возглаголать благая о Иерусалиме. А теперь
беречись надобно вам, а Государя Господь
сохранит и благословит его и Землю Русскую
всяким благословением, и в земных и в небесных; во
время же свое усты ко устом все слова мои его
Величеству доложи — тогда и то, что думаешь,
скажи.
Я спросил, что же; он отвечал: «Все что ко благу
Государя, святой Церкви и Земли Русской, Бог
тогда по сердцу тебё положит — то ты не убойся и
все возвести его Императорскому Величеству, а
каково тебе и прежде неоднократно говорил:
Господь и Божия Матерь Сами устроют путь твой во
благое, и убогого Серафима молитвы к Ним за тебя
всюду будут с тобою».
Вот все, Ваше Императорское Величество, что
батюшка отец Серафим в эту незабвенную беседу
для меня изволил говорить о Вашем Императорском
Величестве и прибавил, «что Господь на многие
лета еще продлит дни живота Вашего и в старости
маститой дарует Вам кончину мирную и святую, как
тем из всеавгустейших предков Вашего
Императорского Величества, которые верою и
правдою благоугодили Богу».
Здесь бы следовало еще мне помянуть о том, каким
образом после кончины великого старца Серафима
сказано было мне самому о его воскрёсении из
мертвых — и подтверждено о том троекратно: в 1835, в
1847 и в 1851 годах, но не знаю, угодно ли будет Вашему
Императорскому Величеству знать о том.
За тем всеподданнейше изъяснив в самых коротких,
сколько мог, словах о беседе отца Серафима и
припадая к высокоосвященным стопам ног Ваших до
лица земли, всеуниженнейше, верноподданически
рабски умоляю Вас, Великий Государь, что дерзал
утруждать Вас всеподданнейшею просьбою усты ко
устом возвестить все то Вашему Императорскому
Величеству — таково действительно было и на деле
желание великаго старца Серафима.
Всемилостивейше простите меня.
Вашего Императорскаго Величества
верноподданнейший раб, титулярный советник,
почетный смотритель Корсунского уездного
училища, член Нижегородско-Ардатовского
тюремного комитета и кандидат в должность
симбирского совестного судьи Николай
Александрович Мотовилов.
9 марта 1854 года
Жительство временное имею в Санкт-Петербурге, 1-й
адм. част. 1-го квар., в Большой Миллионой улице, в
доме графини Зубовой, у Мозалевского № 4.
-------
по: Серафимо-Дивеевские предания. Паломник. 2003.
с.426-430.
Взято: www.livejournal.com/users/ulit/32714.html
Ред. Golden-Ship,2010