Толкование апокалипсиса (Образ зверя)

В современном обществе сильны апокалиптические настроения. В связи с этим, особый интерес для разных людей представляет последняя книга Нового Завета – «Откровения Иоанна Богослова» или как она именуется в церковно-славянском оригинале, к которому мы в дальнейшем будем часто обращаться – «Апокалипсис святаго Иоанна».

В Церкви существует мнение некоторой вредности самостоятельных толкований «Откровения» и в особенности, попыток исчислить даты Конца Света. Это и понятно. Тут можно обмануться или впасть в прелесть, что случалось уже неоднократно с людьми, создававшими собственные «учения», на основе «Откровения» и других мест Библии. Как например, секты Адвентистов (начавших свое существование с ошибочно предсказанной даты Конца Света в 1843 году) или секты Свидетелей Иеговы, вычислявших новые даты ожидаемого Конца Света,  уже более десятка раз за историю существования секты. Конечно, они всякий раз ошибаются, и всякий раз переносят ее на пару десятилетий вперед. Вероятно, так проще контролировать своих несчастных адептов.

Вместе с тем, по мере совершения человеческой истории, перед нами все явственнее проступают черты событий, как представляется, описываемых в Апокалипсисе. И это заставляет многих православных подвижников говорить, о том, что «время близко».

"Воистину, сейчас позже, чем мы думаем. Апокалипсис совершается уже сейчас. И как печально видеть христиан, а ещё больше молодых людей, православную молодежь, над головами которых нависает немыслимая трагедия и которые думают, что они могут в эти ужасные времена продолжать, что называется "нормальной жизнью", полностью участвуя в прихотях безумного, самообольщающегося поколения. Поколения, совершенно не подозревающего, что "рай дураков", в котором мы живем, должен вот- вот рухнуть, "совершенно не подготовленного к тем отчаянным временам, которые нас ожидают", - писал иеромонах Серафим (Роуз) [Иеромонах Серафим Роуз "Как сегодня быть православным", Свято-Успенская Почаевская Лавра]

И только потому, мы дерзаем вновь и вновь приближаться к сокровенным образам Апокалипсиса, чтобы приложить то, что происходит в мире,  к описанному св. Иоанном Богословом. В середине двадцатого века появилось телевидение, и уже новые толкователи, не говорят о том, что «говорящий образ зверя» - это оживленная чревовещателями статуя. Или даже взявшийся за толкование Апокалипсиса в середине XX века православный писатель и богослов Пестов Н.Е. в своем «Размышлении над Апокалипсисом» говорит о космических отражателях, способных передать сигнал на всю планету. А писавший «Апокалипсис Иоанна» в 1944 году прот. Сергий Булгаков, невозможность покупать и продавать обосновывает введением карточек и талонов.  Сегодня же некоторые из толкований сами уже выглядят устаревшими, так как мы ближе к исполнению пророчеств, и видим многие вещи, которые можно уже соотносить с «тайной беззакония».

Возможно, пройдут столетия (к вящему разочарованию различных сектантов), и через какое-то время, сегодняшние представления о некоторых вещах, будут выглядеть анахронизмами. Тем не менее… Не называя сроков, и не делая попыток их исчисления, попробуем коснуться некоторых аспектов «Откровения». Не чувствуя в себе сил и знаний, достаточных для масштабного толкования, попробуем серией статей (если даст Бог) охватить некоторые аспекты Апокалипсиса.

В данной работе, дана попытка рассмотреть образы зверей (выходящего из моря и из земли). В Откровении встречается четыре звериных образа, которые могут быть отнесены к вражеской силе: дракон, зверь выходящий из моря, зверь выходящий из земли (с рогами подобными агнчим), и зверь на котором восседает блудница-Вавилон. Рассмотрим эти образы подробнее.

1)    Дракон

«И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.  Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. …  И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,  но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.  И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». (Откровение 12:3-9)

Характеристики образа:

·         большой, красный дракон [церковно-славянский текст «змий велик чермен»],

·         имеющий семь голов и десять рогов.

·         Диадимы (ц.-с. «венец») семь штук – на головах дракона.

В тексте явно и однозначно сказано, что данный зверь – есть сатана. Но показан он был Иоанну, по всей видимости, не в собственном виде, а в виде аллегории. Множество голов, рогов и венцов, несомненно, несет в себе некий сокровенный смысл.

2)    Зверь, выходящий из моря.

«И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.  Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.  И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю,  и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?  И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.  И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.  И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем». (Откровение 13:1-7)

Характеристики образа:

·         Зверь (уже не дракон), выходит из моря

·         Имеющий семь голов и десять рогов (сопоставим с сатаной-драконом)

·         Диадимы числом десять на рогах (в отличие от семи диадим для семи голов сатаны-дракона)

·         На головах имена богохульные

·         Даны уста для хулы на Бога и живущих на небе

·         Имеет черты барса, медведя, льва

·         Имеет от дракона власть, престол его, силу дракона

·         Одна из голов как бы смертельно ранена, но исцелена [ц.-с. «и видех едину от главы его яко заколену в смерть, и язва смерти его исцеле»]

·         Имеет власть победить на короткое время даже святых, а также все народы и племена.

3)    Зверь выходящий из земли

«И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.  Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.  И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.  И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.  И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,  и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его». (Откровение 13:11-17)

Характеристики образа:

·         Выходит из земли

·         Имеет два рога подобных агнчим (Агнцем в Откровении величается Спаситель. Например тут - Откр.17:14)

·         Говорит как дракон

·         Имеет всю власть предыдущего зверя, и использует ее, чтобы заставить все народы поклониться предыдущему зверю, иначе – смерть.

·         Творит великие знамения и чудеса, которые никто повторить не может и тем обольщает людей.

·         Заставляет всех принять некую идентификацию предыдущего зверя под страхом  лишения права купли-продажи чего бы то ни было.

4)    Зверь, носящий блудницу-Вавилон

«И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.  И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее;  и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.  Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим». (Откровение 17:3-6)

Характеристики образа

·         Пребывает в пустыне

·         Имеет цвет багряный (ц.-с. «зверь червлен»)

·         Имеющий семь голов и десять рогов (сопоставим и двумя другими зверями)

·         Преисполнен именами богохульными

Анализ различных толкований

Обычно, именно четвертый зверь, на котором восседает блудница-вавилон, выступает для толкователей как бы ключом для понимания схожего с ним зверя, выходящего из моря, поскольку образ его имеет и некоторую расшифровку в тексте. Но давайте зададимся вопросом: А являются ли эти образы тождественными? И можем ли мы применять расшифровку одного образа для толкования и объяснения другого?

В Откровении даны три сходных по некоторым общим чертам зверя (семь голов и десять рогов): красный дракон- сатана, зверь из моря, зверь багряный. Но мы точно знаем, что все три не являются сатаной. Сатаной является только первый зверь – красный дракон. Следовательно два других образа, хоть и схожие по некоторым признакам, могут быть все же разными образами, и нам не следует использовать расшифровки по одному образу, для толкования другого.

Какие же существуют мнения в Церкви о данных зверях?

Вот что пишет Ириней Лионский (130-202 гг) «Пришествие его [антихриста – ред. Golden-Ship] Иоанн в Откровении так изобразил: “и зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него как у медведя, а пасть у него, как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. К видел я; что одна из голов его как бы смертельно была ранена; но сия смертельная рана исцелилась, и дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? И кто может сражаться с ним? И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем. И поклонились ему все живущие на земле, которых имя не написано в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. Кто имеет уши да слышит. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых” (Отк.13:2-10). Потом он говорит об оруженосце его, которого называет также лжепророком: “он говорил как дракон, и действовал пред ним со всею властью первого зверя; и заставлял всю землю и живущих на ней покланяться первому зверю, у которого смертельная рана исцелилась. И сделает великие знамения, так что и огонь низведет с неба на землю пред людьми, и он обольстил живущих на земле” (Отк.13:11-14).» [Против ересей (Обличение и опровержение лжеименного знания), V 25-36 Гл. XXVIII. О различии праведных и нечестивых; о будущем отступничестве при антихристе и конце мира[1]]

Итак, по мысли Иринея Лионского: дракон – сатана, зверь выходящий из моря – антихрист, зверь из земли с рогами подобными агнчим – лжепророк антихриста. Подобного же мнения придерживался и живший в VI веке св. Андрей Кесарийский:

Св. Андрей Кесарийский в «Толковании Апокалипсиса» (написано между 563 и 614 годами): «Иные под зверем [выходящим из моря – ред. Golden-Ship]  разумели некоторую нижайшую силу сатаны, имеющую власть над прочими демонами, а под выходящим из земли после него [с рогами подобными агнчим – ред. Golden-Ship] – антихриста. Мефодий, Ипполит и другие принимают настоящего зверя за самого антихриста, выходящего из многомятущегося и сильно волнующегося этого житейского моря»

А относительно третьего зверя (с рогами подобными агнчим), святитель пишет в главе с показательным названием «О лжепророке» (слово 13 глава 37): «Одни говорят, что зверь этот есть антихрист, другим думалось, что – сатана, а два рога его – антихрист и лжепророк. Если думают, что и лжепророк придет в своем лице, то не неуместным будет принять змия за сатану, зверя, выходящего из моря, - за антихриста, а зверя настоящего, по мнению блаженного Иринея, - за лжепророка»

Таким образом, в толковании Андрея Кессарийского также дракон красный есть сатана, зверь из моря – антихрист (или образ, указывающий на него), зверь из земли с рогами подобными агнчим – лжепророк. То есть, пародируя Христа во всех деталях, антихрист якобы должен иметь своего предтечу: «Предтеча отступника-лжехриста волшебством  и обманом будет совершать все к обольщению людей, чтобы антихриста приняли за Бога, как прославленного совершителя таковых чудес и удостоившегося несомненной славы, наподобие Крестителя, приводившего верующих к Спасителю: ибо и ложь для прельщения людей пытается подражать истине» (Андрей Кесарийский «Толкование Апокалипсиса»[2]).

Живший во II веке Ипполит Римский (ок.170 - ок.236) Оставивший нам книгу «О Христе и антихристе», воспринимает идею Иринея о антихристе и его лжепророке, но полагает что образ зверя выходящего из земли с рогами подобными агнчим – это царство антихриста, а два рога его – антихрист и лжепророк: «(Апок. 13:11-18)  В данном случае зверем, восходящим от земли, он называет имеющее быть царство антихриста, а под двумя рогами (разумеет), как его самого, так и лжепророка, имеющего явиться вместе с ним. Слова: роги его подобии агнчым (означают), что он желает уподобиться Сыну Божию и самого себя показывает царем». О других же зверях у Ипполита Римского нет толкований, но для объяснения времен антихриста, Ипполит воспользовался образами из Ветхого Завета. А конкретно, видением четырех зверей, показанных Даниилу:

«Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море,  и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.  Первый — как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему.  И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: "встань, ешь мяса много!"  Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему.  После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него». (Даниил 7:2-7)

Этим зверям дается и объяснение «четыре царя» (Дан 7: 17), хотя в славянском оригинале стоит «четыре царства» [Сии зверие велицыи четыре, четыре царства востанут на земли] и о десяти рогах последнего зверя сказано: «А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних [ц.-с. «Иже превзыдет злобами всех прежних» - ред. Golden-Ship], и уничижит трех царей,  и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени». (Даниил 7:24,25)

Легко увидеть, что зверь Откровения (выходящий из моря) объединяет в себе все черты зверей-царств из видения Даниила: «Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва» (Откр.13:2). Совпадает также характеристика: количество голов (1+1+4+1=7 [одна-лев, одна-медведь, четыре-барс, одна – страшный]) и количество рогов – 10 у последнего зверя из видения Даниила.

Правда, толкователи ранних веков видели в видении Даниила четыре ветхозаветных царства:  Вавилонское, Мидо-Персидское, Греческое и Римское. К такому выводу их, видимо склоняло предыдущее толкование сна, царя Навуходоносора, данное Даниилом, где именно эти царства показаны были в виде Истукана (Дан. 2: 1-45). Но это объяснение вряд ли уместно, так как сам Даниил различал первый сон и второе видение. Первый сон царя Вавилонского он с Божией помощью растолковывает ему, используя именно эти образы. Но второе видение, вызвало в нем трепет и смущение (Дан. 7: 15) и потребовали объяснения Ангела. К тому же, последнее видение явно относится к последним временам, так как включает и Суд Христа над всеми народами (Дан. 7: 13-14).

Однако, данное толкование зверей-царств из видения Даниила, в прошедшем времени, дошло и до наших дней, хотя, с большей вероятностью надо предполагать в них видение новых, неизвестных Даниилу царств (Новозаветного периода или еще более поздних – Апокалиптических времен).

Интересен взгляд на зверя выходящего из моря прот. С. Булгакова (примерно 1944 год): «Видение зверя созерцается тайнозрителем "на песке морском" (1) как "выходящего из моря". Последнее является здесь синонимом бездны, но может обозначать в данном случае и море народное, природное человечество, взятое со стороны его плотской и душевной жизни, в этом смысле его звериности. Зверь же в данном случае, очевидно, означает государство, притом не просто в смысле государственной организации правопорядка, вспомоществующей человечеству на путях его (о чем сказано у апостола: "несть бо власть аще не от Бога" (Рим. XIII, 1), но государственности тоталитарной, притязающей стать единственно определяющим и исчерпывающим началом в человеческой жизни». («Апокалипсис Иоанна»[3])

Далее, прот. Сергий обращает тоже наше внимание на тождество образов Нового и Ветхого Заветов: «Одному зверю Откровения соответствуют четыре больших зверя, не похожие один на другого. Первый из них "как лев", второй - "похожий на медведя", третий "как барс", четвертый зверь был страшный и ужасный, который "отличен был от всех прежних зверей" (Дан. VII, 4-7). У Иоанна эти образы звериности сосредоточиваются в одном: "зверь, которого я видел, был подобен барсу, ноги у него как у медведя, а пасть у него как пасть у льва, и дал ему дракон силу свою" (XIII, 2). Эта разница не меняет существа дела, которое состоит в том, что зверь воплощает в себе полноту звериности с разными ее сторонами и проявлениями. Зверь Откровения имеет семь голов (у Даниила это же число получается из сложения двух голов первых зверей с четырьмя головами третьего и головой четвертого: Дан. VII, 6-8)».(Там же.)

В понимании прот. С. Булгакова: дракон – сатана, зверь из моря – тоталитарное государство, зверь из земли – антихрист (он же лжепророк). Надо признать, что такое толкование наиболее гармонично с точки зрения объединения видений ветхозаветного и новозаветного пророков. И даже с точки зрения слов Христа и апостолов, указывавших на то что будет антихрист(ср Иоан.5:43) «человек греха, сына погибели, беззаконник» (2 Фесс 2:3,8), но не говорится о ином «лжепророке», ни как о помощнике, ни как о предтече антихриста.

Правда, может возникнуть проблема толкования мест апокалипсиса указывающих на «лжепророка» (Откр: 16: 13; 19: 20; 20: 10):

·         «И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам» (Откр 16:13)

·         «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» (Откр 19:20)

·         «а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков». (Откр 20:10)

Если, Иоанну показано в видении, что зверь, выходящий из моря, и лжепророк живые брошены в озеро огненное (Откр. 19: 20), значит ли  это, что данные образы изображают двух человек? Пожалуй, что мы не можем утверждать это с очевидностью. Надо помнить о том, что видение образное и говорит на языке аллегорий. Иоанну показано уничтожение двух враждебных образов: государства богоборческого (по С. Булгакову) и антихриста (лжепророка). Происходит очищение от них нашей земли в образе низвержения зверя и лжепророка в озеро огненное.

И что может означать: «зверь и лжепророк… будут мучиться день и ночь во веки веков». Возможно, данный образ говорит о том, что ввержены в озеро огненное люди, которые вели богоборческую борьбу. А в видении Иоанна, это было представлено достаточно лаконичным образом ввержения  зверя в огненное озеро. Ведь участь врагов Божиих – в озере огненном (Откр.21:8)

Итак, мы можем признать такое объяснение зверей: красный дракон – сатана, зверь из моря – (некая богоборческая система), зверь из земли, с рогами подобными агнчим – антихрист (он же лжепророк). В том, что именно зверь из земли есть антихрист – подсказывает и это внешнее уподобление Агнцу («он имел два рога, подобные агнчим»).

Если предположить тождество видений Даниила и зверя из моря Откровения, то встает следующий вопрос: Прав ли С. Булгаков, понимающий под данным образом некое тоталитарное государство, или же это четыре разных государства (разделенных во времени своего существования: «четыре царства восстанут на земли» (Дан. 7: 17)). Если признать тождество ново- и ветхозаветных видений, тогда к объяснению данного образа надо подходить с объяснениями данными пророку Даниилу, тем более, в Откровении именно этот образ зверя никак не расшифровывается.

Четыре царства, составляющие образ зверя, выходящего из моря.

Образ первого царства: «четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.  Первый — как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему». (Дан 7:4) [Первый аки львица имущий криле, криле же его аки орли: зряху дондеже исторжена быша крила его: и возвдижеся от земли, и на ногу человечу ста, и сердце человече, дадеся ему]

Можно предположить, что четыре царства не восстанут в одно «малое время» выхода сатаны (Откр.20:3), а находятся в таком же примерно соотношении к истории, как и ветхозаветные царства из сна Навуходоносора:   Вавилонское, Мидо-Персидское, Греческое и Римское, показанные ему в виде большого истукана. Царства-звери из видения Даниила могут возникать в течение новозаветного периода, начавшегося с рождества Спасителя.

И мы знаем, что Римское царство, хоть и ослабевшее, но все еще главенствовало на земле и много причинило горя христианам.

«В книге Даниила первой мировой монархии, созерцаемой под символом льва, приписываются орлиные крылья (7:4). В римской империи изображение орла употреблялось в качестве государственного герба на знаменах и монетах. Со времени Ирода Великого оно помещалось на самом иерусалимском храме и на иудейских монетах. В этом символе царственной птицы автор хотел оттенить с одной стороны необычайную мощь и силу римской империи, царившей почти над всем миром, с другой ее хищнические наклонности» («Толковая Библия» А.П. Лопухина  [4]) То есть, Лев – царственное и грозное животное с крыльями орла - вполне может символизировать Римскую империю, за три с лишним века причинившую много горя христианам первых веков. В то же время данный образ лишился орлиных крыльев, встал на ноги и получил сердце человеческое.

Несколько раз в Ветхом Завете Бог устами пророков говорит «дам сердце им» что значит – «познают истинного Бога» (ср. Иер.24:7 Иез.11:19). Так и произошло. Из среды римской империи вышли многочисленные последователи Христа.

Образ второго царства: «И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: "встань, ешь мяса много!"(Дан. 7:5)[ И се зверь вторый подобен медведице, и на стране единой ста, и три ребра во устех его, среде зубов его, и сице глаголах ему: востани, яждь плоти многи].

Обозревая  новозаветную историю человечества от Рима до наших дней, не находим большего по силе и тяжести нанесенного урона Православной Церкви, как богоборческий тоталитаризм начала XX века в России. И это подтверждают многие:

«За двадцать веков жизни Церкви мученической кончины удостоились многие тысячи христиан. Но самый большой сонм мучеников и исповедников дала Россия в XX веке. Всех их Русская Православная Церковь величает как новомучеников и исповедников Российских. Число их огромно. Никогда еще в истории христианской Церкви не было такого жестокого и длительного гонения. Никогда еще богоборческая и антихристианская власть не совершала столь массовых злодеяний и столь явного излияния ненависти к Православию и Церкви Христовой. Из миллионов убитых многие миллионы и сотни тысяч умерли с верой, молитвой и покаянием на устах и в сердце. Часто только из-за веры люди считались неблагонадежным элементом для неверующей власти и подвергались гонениям» («Новомученики и исповедники РПЦ в XX веке»[5])

Объяснения образам дать можно такие: медведь – образ России. Три клыка – некие три злодея у власти. Кандидатов на это звание предостаточно.  Например, Владимир Ульянов, Лейба Бронштейн (Троцкий) - нарком военных дел с 1918 по 1925 гг, Феликс Дзержинский – организатор «красного террора», основатель ВЧК. На их руках кровь миллионов христиан. Список может быть скорректирован или изменен. Ведь проблема не в том, что таких кандидатов не было, а в том, что их было слишком много.

Много ли съел плоти этот медведь? По примерным подсчетам ученых в первые годы советской власти население страны сократилось на примерно на 18 млн. человек. (на 1918 год в России примерно 111 млн[6],а по данным переписи 1926 года в России уже – 92,7 млн. человек.) Это при том, что в ходе гражданской войны погибло примерно 2,5 млн чел, примерно столько же эмигрировало[7].

Образ третьего царства: «вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему» (Дан. 7:6) По всей видимости, время этого царства еще не пришло.

Образ четвертого царства: «После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно.» (Дан. 7: 7,8)

Последнее царство однозначно трактуется как царство антихриста, которое будет при конце мира. А рог, говорящий высокомерно – это образ антихриста, который будет убит Христом (2Фесс.2:8):

«Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь.  Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги.  Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню.  И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок. Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.  И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». (Даниил 7:9-14)

Образ блудницы-Вавилона на звере багряном

«И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.  И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее;  и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.  Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим». (Откровение 17:3-6)

Образ блудницы имеет имя: «тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откр.17:5). И как образу блудницы, так и образу Вавилона, как города дается подробные описания. Так же и зверь багряный, носящий блудницу получает наиболее широкое объяснение.

Посмотрим, что об этом образе говорят святые отцы.

Ипполит Римский понимал под образом блудницы-Вавилона – Римскую империю, в которой, по его мысли и должен воцариться антихрист. Напомним, что святитель жил во времена Римской империи

Архиеп. Андрей Кесарийский: «Некоторые принимали эту блудницу за древний Рим….Мы же…. Думаем, что блудницей называется вообще земное царство, как бы в одном теле представляемое, или же город, который будет царствовать до пришествия антихриста. Прежний Рим лишился царской державы еще с давнего времени, разве только предположить, что прежнее достоинство снова к нему возвратится…[8]». То есть, Андрей Кесарийский в VI веке не видит такого города, и склоняется к обобщению, что блудница это «вообще земное царство».

Прот. Сергей Булгаков «"Великая блудница" есть здесь общее и предварительное качественное обозначение царства зверя, civitas diabolica. Ангел обещает "показать над нею суд(Апокалипсис Иоанна[9])

Что интересно, Сергей Булгаков в образе блудницы-Вавилона и зверя, видит до некоторой степени отождествление. То есть, блудница в этом образе, не может быть рассмотрена отдельно от зверя багряного, и наоборот. «Глава XVII (вместе с XVIII) посвящены общей теме - судьбе зверя и историческому суду Промысла Божия над ним, причем первая из них посвящена преимущественно внешнеполитическим судьбам его, вторая же культурно-экономическим. Эта мысль выражается в двойственном образе жены-блудницы, Вавилона и царства зверя, причем оба они и духовно сливаются почти до отождествления, хотя все же и различаются» (там же)

« "И увидел я жену, сидящую на звере багряном" (багряный цвет здесь символ богатства и великолепия). Здесь, как мы видим, образ жены и зверя внешне и внутренне сближаются до духовного отождествления» (там же);

« "Тайна" и здесь указует на сокровенный, символический смысл этого образа, который является общим для "жены сей и зверя". Иными словами, здесь свидетельствуется их внешняя и внутренняя связь, духовное отождествление» (там же)

Православный писатель Н.Е. Пестов («Размышления над Апокалипсисом» 1947-1978 гг написания), блудницу определяет как «Церковь отпавшую от Христа», давая такое объяснение:

«Тайна ее беззакония искусно маскировалась на протяжении веков. Но в эпоху антихриста ее нечестие достигнет своего апогея. Тогда с нее будет сорвана маска и станет очевидной измена той, Которая по своему призванию должна была бы стать Невестой Христовой». Говорит о «плохих и мнимых христианах» пишет «это  зло не вне, а внутри церкви, как яд в крови» и т.п. Эта позиция явно скопирована с учения различных сектантов (адвентистов, свидетелей Иеговы), которые данный образ расшифровывают как Церковь Католическую, а Вавилон как Ватикан.
Это явное заблуждение, которое, как оказывается, могут принять и некоторые православные толкователи.

На аналогию с Церковью наталкивает, прежде всего, наличие в «Откровении» образа «жены облаченной в солнце» (Откр.12:1), которая однозначно всеми трактуется, как образ Церкви Христовой. Потому, образ блудницы для многих выступает ее противоположностью. Сюда же добавляется иногда чаша в руке блудницы – как противоположность евхаристической чаши.

Н.Е. Пестов явно заблуждается, так как Церковь – Тело Бога Христа - не может быть телом блудницы (1 Коринф. 6:15) и не может быть двух Церквей – хорошей и плохой, ибо одна Церковь (ср. Ефес. 4:5), именуемая  - столп и утверждение истины (1Тим.3:15).

К тому же мы встречаем в описании вавилона-блудницы такие характеристики:

«… Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы» (Откр. 18:2)

« И в нем (духовном Вавилоне – ред. Golden-Ship) найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле». (Откр. 18:24)

 «Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых». (Откр 17:6)

Бросается в глаза всеохватность «все народы» «всех убитых на земле». Последний раз обращаясь к заблуждению Н.Е. Пестова, заметим, что понимание им вавилона-блудницы, как сообщества «плохих христиан или мнимых – только по форме – христиан» и «убийц всех святых и всех пророков на земле» не может быть совмещена никоим образом. Думать так могут только сектанты, ненавидящие Церковь. Но только думать, но не обосновать! Ибо это ложь.

Итак, тогда что может скрываться под данными образами, которые, по мнению прот. Сергия Булгакова, имеют внутреннее тождество (вавилона-блудницы и носящего ее багряного зверя)? Напомним, что согласно св. Андрея Кесарийского, это «вообще земное царство».

Такая позиция может обосновываться словами апостола Иакова, противопоставляющего Бога и мир земной: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу». (Иак 4:4)

Может быть, в этом смысле Христос как бы противопоставляет себя миру: «Вы от мира сего, а Я не от мира сего» (Иоан.8:23)

Но мир, как творение Бога, созданный первоначально хорошо (Быт.1:8 - 25), не может быть сам по себе ни убийцей, ни чем-то противным Богу. Тут мы понимаем, что имеется в виду определенное сообщество людей. И ангел говорит первоначально Иоанну:

«подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих» (Откр.17:1) И далее дается объяснение: «И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки». (Откр 17:15). И это не просто народы вообще, над которым главенствует некто или нечто. Это народы либо не знающие Христа, либо ругающиеся на Него и Церковь Его. Это мы понимаем по характеристике «зверя багряного», преисполненного именами богохульными (Откр 17:3). Однако, можно ли хулить Того, Кого не знаешь? Нет. К тому же о звере багряном сказано: «Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится» (Откр 17:8).

Ключевые слова тут «выйдет из бездны, и пойдет в погибель» или далее «был, и нет его, и явится». То есть в первом случае: появится и исчезнет в бездне. А во втором случае детализация: появился, некоторое время не был виден и снова явился (чтобы в дальнейшем погибнуть окончательно в бездне). Эти характеристики не могут относится к народам не знающим Христа. Так как, язычники были всегда и никогда не исчезали (был, и нет его, и явится). И тем более, не из бездны вышли незнающие Христа народы, и даже вопрос о «погибели» язычников не решается Церковью однозначно.

Таким образом, воды, на которых сидит блудница-вавилон, это множество людей из разных племен и народов,  ведущих борьбу с Христом и Его Церковью. Это богоборческая сила всех времен (отсюда и определения всеобщести: зверь и блудница обличаются «кровью пророков и святых и всех убитых на земле»)

Восседает же на звере (богоборческой силе) блудница. Здесь явный признак соподчиненности. Блудница главенствует над зверем багряным, как всадник главенствует над лошадью. И возможно не случайно, тайнозрителю Иоанну был показан именно такой образ – противоположный образу Церкви (жены, облаченной в солнце) То что блудница – не может быть никоим образом причислена к христианскому сообществу (католическому, протестантскому), кажется очевидным. А вот поискать противоположность Церкви, возможно стоит. Церковь переводится как «собрание людей». И по существу это сплоченная единой верой группа единомышленников разных племен и народов. Очень может быть, блудница символизирует так же некое сплоченное единой верой сообщество. Причем более сплоченное, нежели богоборческие племена и языки, обозначаемые образом «вод многих», на которых восседает блудница.

И в аллегорическом образе блудница иначе именуется городом (Вавилоном), в отличие от зверя багряного, расшифровываемого как люди и народы, и племена и языки. То есть, идеологическая верхушка богоборческих сил (блудница-вавилон), не так многочисленна, как «воды многие» (языки, племена и народы). Насколько меньшим является население города по отношению к племенам и народам. И сообщество, верховодящее в богоборческом деле, имеет все признаки Церкви, но противоположные по существу (образ жены-блудницы, противоположный образу Жены, облаченной в солнце). И чаша с мерзостями в руках блудницы может тоже указывать на некий извращенный характер этого сообщества, пародирующего Церковь. Блудница-Вавилон в этом случае олицетворяет своеобразную сатанинскую анти-церковь. Хотя, возможно и то, что чаша - просто символ пьянства (опьянения блудом). Пытаться сейчас же назвать это сообщество конкретным именем, думаем нельзя. Хотя бы потому, что это образ проходящий через века. И отдельные его проявления сегодня могут быть лишь частями, но не целым.

Для Откровения существенно показать именно то, что есть силы, организованно и сознательно придавшиеся сатане, а также люди, племена, народы и языки поддерживающие эту анти-церковь («с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле». (Откр. 17:2)). В этом смысле прав Сергий Булгаков, между зверем багряным и блудницей-вавилоном очень много тождественности. «Живущие на земле» добровольно упиваются вином ее блудодеяния – то есть, выбирают похоти мир сего, даже осознавая, что это противно Богу. И через то становятся все более и более привержены анти-церкви. Блудница и зверь-багряный взаимно используют друг друга, отождествляясь по сути своей. Блудница-Вавилон использует зверя багряного (народы и языки) для того, чтобы хулить Бога (зверь преисполнен именами Богохульными), и вести борьбу с Церковью и христианами (жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых), находя в этом свое упоение. А народы упиваются вином блудодеяния этой жены, принимая все дары сатаны (Матф. 4: 8,9), становясь на путь борьбы с Богом, ради славы и богатств этого мира (Иак.4:4).

Надо также отметить, что в Откровении также есть два противопоставления: это город Иерусалим и город Вавилон. Помимо своих земных аналогов они, по всей видимости приобретают образы символические. Так Иерусалим прообразует Царство Небесное, становится «небесным градом» (Откр.3:12 Откр.21:2,10). Название города «Вавилон» (др.-греч. Βαβυλών от семитского «bab-Illu», означающего «врата бога»; аккад. Babili, Babilla) ) переводится с местного языка как «врата бога». Понятно, что не знавшие истинного Бога, язычники предполагали под этим иное божество.

И как тут не вспомнить пророческие слова Христа, сказанные Петру о Церкви: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18).

Возможно, образ Вавилона из «Откровения» и представляет те «врата ада», которым не суждено одолеть Церковь. И если город Иерусалим в откровении прообразует Царство Небесное, то Вавилон, становится его идеологической противоположностью. Царством «князя мира сего» (Иоан.12:31) – метафорическим городом, наполненном его последователями, и приверженцами, скверными и убийцами, и любодеями и чародеями, и идолослужителями и всеми лжецами, участь которых в озере огненном. (Откр.21:8)

Образно говоря, участие в делах духовного Вавилона – это путь в погибель. Но и тут возможно спасение через покаяние. К людям, которые еще способны обратиться, обращены слова с неба: «И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее». (Откр. 18:4) [И слышах глас ин с нбсе, глголющ: изыдите из нея людие мои, да не причаститеся грехом ея, и от язв ея да не вредитеся ]

Тут можно увидеть некоторые противоречия: с одной стороны о звере багряном сказано, что он вышел из бездны и идет в погибель. В то же время, его составляют люди и народы, которые не могли выйти из бездны, и к ним –то, или отдельным из них обращены слова: «выйди из нее народ Мой».

Поэтому излишняя буквальность в толковании  аллегорических образов может даже оказаться вредной, и вести в заблуждение. Нужен до определенной степени отстраненный взгляд, способность охватить все и понять сущность послания, выраженного иногда с помощью противоречивых образов[10].  

Подобные противоречия могут исчезнуть при углубленном толковании данного образа. Так в погибель идет «все нечистое» (ср. Откр.21:27). В этом смысле зверь багряный, как образ мира богоборческого идет в погибель. Он же вышел из бездны – как идеология сатаны, главного Богоборца. А люди и народы, его составляющие, лишь прельщены. И потому могут через покаяние выйти из этого духовного Вавилона. И говоря: «Мой народ», голос с неба свидетельствует, что среди прильщенных есть не только язычники. Но может быть и другое объяснение: например, что только став христианином, можно выйти из этого духовного Вавилона. То есть, Бог призывает становиться народом Божиим, и через это выходить из духовного Вавилона.

Надо обратить наше внимание на то, что святые отцы  старались излишне не углубляться в детали толкования образов, которые были, есть и возможно еще долго будут оставаться до определенной степени сокровенными. И всегда есть опасность, чрезмерно углубившись в изучение деталей, соединить их в неверные логические построения. Поэтому церковные толкователи часто оставляют многие детали без объяснения: как семь гор, на которых сидит жена, что значит «И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель». (Откр 17:11), Что (кого) обозначают десять рогов этого зверя и семь голов, что значит число зверя - 666 и т.п. Хотя именно подобным углубленным изучением деталей и соотнесением их с современностью грешат разные сектанты.

Потому, и мы не беремся трактовать многие образы, которые, возможно, еще не открылись или не могут быть поняты сегодняшним поколением людей.

Мефодий

Ред. Golden-Ship, 2010 (7.10)



[1] http://apokalypsis.ru/sv.-iriney-lionskiy/protiv-eresey-oblichenie-i-oproverzhenie-lzheimennogo-znaniya-v-25-36.html

[2] http://apokalypsis.ru/sv.-andrey-kesariyskiy/sv.-andrey-kesariyskiy-.-tolkovanie-na-apokalipsis-svyatogo-ioanna-bogoslova.html

[3] http://www.golden-ship.ru/load/tolkovanija/quot_apokalipsis_ioanna_quot_bulgakov_s_n/41-1-0-620

[4] http://www.pravoslavie.uz/Bible/Lopuhin/07/Ez311.htm

[5]  см. http://www.pstbi.ru/cgi-bin/code.exe/martyrs1.htm?koi

[6]  http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Russ/S/Stepanov/POTWAR1.HTM#п12

[7] См http://ru.wikipedia.org/wiki/Гражданская_война_в_России

[8] http://apokalypsis.ru/sv.-andrey-kesariyskiy/sv.-andrey-kesariyskiy-.-tolkovanie-na-apokalipsis-svyatogo-ioanna-bogoslova.html

[9] http://www.golden-ship.ru/load/tolkovanija/quot_apokalipsis_ioanna_quot_bulgakov_s_n/41-1-0-620

[10] Противоречивы они для нашего сознания, или иначе, для узкого понимания терминов и образов, которые, надо полагать, имеют часто смыслы не всегда очевидные для нас.