Фильм можно описать в методах и принципах так называемого «эриксоновского гипноза» (по книге М. Н. Гордеева «Гипноз, практическое руководство»)

Не надо думать, что гипнотизер — это человек с маятником, а состояние транса — это какая-то кома.

«Любой человек может быть подвержен действию эриксоновского гипноза. В отличие от гипноза классического, где важен уровень погружения в гипноз, для эриксоновского гипноза принципиально неважно, насколько данный человек гипнабелен, насколько глубоко он погрузился в транс в данный момент. От этих факторов зависит только форма, в которой подаются пациенту те или иные внушения. В случае глубокого погружения внушения могут быть более прямыми, в случае поверхностного транса вполне удовлетворительной является работа с использованием терапевтических метафор и встроенных сообщений.
Трансом в эриксоновском гипнозе считается состояние, когда человек отвлекается от внешнего мира, фокусируя внимание сознания на конкретном ощущении, мысли, событии» Гордеев М. Н. «Гипноз. Практическое руководство»



Целью гипноза являются «терапевтические интервенции» или внушения. Хотя в случае с фильмом мы можем говорить о «манипуляции сознанием», PR (Public Relations). То есть, в отличие от сознательного посещения психотерапевта, и согласия пациента на внушения, PR пользуется методами гипноза и внушения без согласия зрителя.

Попытаемся понять цель, указать на методы, и сообщение, которое посылается зрителю в фильме «Дух времени».

Методы гипноза используются для того, чтобы донести сообщение до подсознания, и в идеале, определить дальнейшую линию поведения человека. Иначе говоря, заставить его выполнять нужные действия или заложить нужные мысли, которые сознание зрителя будет воспринимать, как собственные, а не внушенные. Основная информация, из которой состоит фильм служит только фоном и средством. Сообщение для подсознания часто трудно, а неподготовленному человеку вообще невозможно разглядеть. В этом его сила и главная опасность.


Методика работы с подсознанием зрителя:

1) Важно, чтобы зритель знал, каких результатов он, по мысли авторов, должен достигнуть.

«В наведении транса бывает значимым то, как терапевт подготовил пациента к трансу. Для того чтобы войти в транс, пациент должен знать, что подобные измененные состояния сознания существуют. Как правило, следует посвятить пациента в детали того, что будет происходить, хотя в ряде случаев это не обязательно…» Гордеев М. Н. «Гипноз. Практическое руководство»


В ДВ используются разные методы обращения к зрителю. Иногда — голос за кадром, иногда — обращение разных героев фильма.
Постановка задачи: голос за кадром на фоне хаотично сменяющихся лучей: «вам лгут… вас обманывают… вы поймете… чем больше вы развиваетесь, тем больше вы начинаете видеть ложь повсюду… Вы должны знать правду, искать правду и тогда правда сделает вас свободными».


2) Создание атмосферы ожидания и предвкушения, создание уровня доверия.

«Первый элемент — установление доверительных взаимоотношений с пациентом. До тех пор, пока между пациентом и психотерапевтом не создана обстановка раппорта, доверия, к последующим шагам переходить не стоит, поскольку они будут неуспешными, как будет неуспешно строительство дома, у которого нет фундамента. Часто закладывание такого фундамента требует большого количества времени, но зато впоследствии это окупится быстротой произведенных изменений. Задача психотерапевта здесь — создать для пациента обстановку, в которой он может максимально раскрыться навстречу специалисту, ощутить себя в безопасности и почувствовать некую знаменательность момента, что позволит ощущать себя по особенному, ожидая чего-то важного, что должно произойти в жизни. Создание атмосферы ожидания и предвкушения — важный компонент в гипнотерапии». Гордеев М. Н. «Гипноз. Практическое руководство»


Интригует уже название файла «смотреть всем». А также отзывы друзей, уже посмотревших: «ты должен это увидеть», «фильм заставляет задуматься» и т.п.

В начале ДВ идет ряд картин, создающих напряженные ощущения: гипнотический зеленый вихрь с колокольчиками, кадры войны, космос, образы эволюции, — все это интригует, потому что непонятно. Далее, голос за кадром в лучах света, как бы некое откровение, сообщает о необходимости «узнать правду», «стать свободным».

Особым элементом, нацеленным на создание доверия является юмор. Смех должны вызвать карикатуры. В первой части ДВ такие карикатуры–мультфильмы проходят дважды, под всеобщий хохот заэкранной озвучки. Тема карикатур не очень важна, главное чтобы вместе посмеяться. Хотя, как мы увидим далее, объект для осмеяния — христианство — выбран вовсе не случайно.

Дополнительным элементом «подстройки» под зрителя является использование его языка (сленга): «все это брехня, мировая брехня высшей лиги» «хрень полная» и т.д.


3) Сфокусировать внимание зрителя.

«В процессе наведения гипнотического состояния гипно-терапевт, как правило, ставит перед собой две задачи: сфокусировать внимание клиента и перевести его на внутренний мир. Иногда эти задачи выполняются раздельно… Таким образом, при сужении внимания сознания и фокусировке его на чем-либо мы отвлекаем сознание, достигаем бессознательного и используем этот доступ для проведения терапевтических интервенций, которые в нашем случае выражаются через терапевтические внушения.» Гордеев М. Н. «Гипноз. Практическое руководство»


Фильм разбит на три части, которые существенно отличаются друг от друга по смысловому, эмоциональному наполнению и способу подачи. Они используются так, потому, что предполагают различные стадии фиксации внимания и разную степень внушаемости зрителя.

Первая часть направлена на то, чтобы сфокусировать внимание зрителя на фильме. Как ни странно этому будет способствовать и шок от наглой лжи, или же радостное «я так и знал!». Главное, что зритель выведен из душевого равновесия. При этом не так важно будет ли информация сенсацией или только выглядеть таковой, главное, что она имеет форму разоблачающего откровения.


4) Внушения
Надо сказать, что «терапевтические интервенции» или внушения идут постоянно.
Используются следующие способы внушения:

Сложное составное внушение

«Сложное составное внушение представляет из себя сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Чаще всего первая часть предложения является присоединением, т. е. описывает происходящее с пациентом, а вторая часть — ведением, т. е. говорит об эффекте, который терапевт хочет получить». Гордеев М. Н. «Гипноз. Практическое руководство».


Первая часть послания: «нам лгут, нас обманывают», «вашим хозяевам плевать на вас и на ваши семьи», «порочное правительство, религия, система образования». Все что волнует любого человека. Вторя часть послания (эффект, который авторы хотят получить): «вы будете готовы увидеть правду, какая бы она ни была, кто бы вам ее ни сказал», «вы поймете», «вы начинаете понимать природу вещей», «начинаете видеть ложь повсюду».

Последовательность принятия

«Данный вид внушения похож на предыдущий, но состоит из большего количества фраз присоединения, позволяя этим достичь большего согласия пациента. Речь идет о последовательном принятии каких-то идей. Человек, следуя за логикой вашей речи, мысленно соглашается с каждым последующим постулатом, поскольку согласился с предыдущим»


Неоднократно встречается в фильме.

Пресуппозиция

«Под пресуппозицией или предположением понимается явление, которое обязательно случится, которое не может не случиться»


В данном фрагменте это утверждение что «вы поймете» «вы начинаете видеть ложь повсюду»

Негативные парадоксальные

«Они обычно в себе несут отрицательные частицы… частица «не» бессознательным не усваивается, и поэтому фраза: «Вы можете закрывать глаза и не закрывать глаза», звучит фактически как двойное внушение закрыть глаза… Такое внушение принимается легко, поскольку есть видимость свободного принятия решения» Гордеев М. Н. «Гипноз. Практическое руководство»


Этот прием мы видим в предложении, где частица «не» логически сама «вылетает», если мы отбросим второстепенные части предложения, которое составлено так, чтобы сбить сознание:

ДВ (00:06:20): «И пока вы не будете готовы увидеть правду, какая бы она ни оказалась, кто бы вам ее ни сказал, хотите ли вы взглянуть на мир по-новому, или продолжать играть свою игру, то рано или поздно вы поймете, что вы заигрываете со вселенским правосудием»…
… «и пока вы не будете готовы увидеть правду,… то рано или поздно вы поймете…» — бессмыслица, которую можно понять, если знать, что послание обращено не к сознанию, а к подсознанию, которое выбрасывает частицу «не»… тогда послание обретает смысл: «будете готовы увидеть правду,… рано или поздно вы поймете».
Данная фраза из фильма хорошо иллюстрирует и другой метод внушения, также широко применяемый в фильме:

Мобилизующие внушения

«Для их создания используется особый порядок построения фразы, произносимой за один выдох (Не удивляйтесь! Предложение в ходе наведения транса может быть разбито на несколько фраз, каждая из которых произносится отдельно, на очередном выдохе). На ее конце ставится глагол или отглагольные части речи, например, причастие, которые носят мобилизующий, побуждающий характер, что усиливается ударением. Подобное построение фразы стимулирует бессознательное субъекта, подталкивая его к действию.
«И вы можете начинать ДВИГАТЬСЯ… к цели, которую ОСОЗНАЕТЕ… и когда вы будете готовы ИЗМЕНЯТЬСЯ… вы сможете это СДЕЛАТЬ». Гордеев М. Н. «Гипноз. Практическое руководство»



Установление негативных целей для подсознания зрителя
Так как ДВ рассчитывает найти отклик не только в среде атеистов, и людей, не разбирающихся в догматике и истории христианства, — выбирается еще один, более универсальный «враг», атака на который нашла бы поддержку у верующих и неверующих. Это телевидение.

• Цель А — христианство
• Цель В — телевидение

Между христианством и телевидением постоянно производятся параллели, рассчитанные на подсознание. Это происходит на всем протяжении фильма. Миф о Христе переходит в миф о террористической атаке 11 сентября. Голос за кадром предваряет вторую часть словами:
ДВ (00:35:40) «религиозный миф, это мощнейшая машина, когда либо созданная, и служит она психологической почвой, на которой расцветают другие мифы.
(00:35:49) Миф это идея, в которую все верят, не смотря на то, что это неправда. На глубинном уровне, на религиозном уровне, миф использует религиозные чувства, чтобы направлять и использовать людей. Суть не в том, насколько реальна эта история. Суть в том, чему она служит. История не действует, если в нее не верит общество и народ. И дело даже не в том, что есть какие-то нехорошие люди, которые смеют поднять вопрос истинности священной истории. Хозяева веры не будут вступать с ними в спор. Они проигнорируют их, или объявят это богохульством».

Можно подумать, что разговор о христианстве, но тут же показывают телевизионного ведущего, подтверждающего слова диктора за кадром: «это богохульство, это грех, если вы думаете, что правительство США убило 3000 своих граждан».

Цель (В) сознательно смешивается с Целью (А).

В эпизоде, где говорится про мифы, впервые использованы телевизионные мерцания (00:35:49), которые будут появляться на всем протяжении второй части фильма. Опишу чуть подробнее что имеется в виду:

Пустой серый экран, с рябью. По этому экрану проходят несколько вертикальных более темных и горизонтальных полос такого же мерцания. Эта заставка сопровождается шумом, который эмитирует работу вовремя не выключенного телевизора. Вот эта серая рябь использована для того, чтобы создать определенный фон и подсознательную установку якобы телевизионной передачи.


Изучим заложенное во второй части послание, обращенное к подсознанию.

Вся вторая часть выстроена как телевизионный репортаж. Начинается с обращения из-за кадра, где фоном служат уже не лучи света, а телевизионная заставка в виде крестообразно пересекающихся линий (1:06: 43) (еще одно объединение Целей А и В). Вторая часть перегружена информацией и негативными эмоциями. И в конце мы слышим эмоциональную речь «безумного телеведущего», смысл которой: «всё плохо, все очень плохо», «Я хочу, чтобы вы сошли с ума».
Все это в совокупности формирует негативное отношение к Цели (В) (телевидению). Создается установка: «они меня специально запугивают», «то, что говорит телевидение — неправда».

Проанализируем речь «безумного телеведущего». Налицо типичный случай сложносоставного внушения. Первая часть послания описывает происходящее со зрителем (обществом), а вторая часть говорит об эффекте, который внушающий (ДВ) хочет получить.
ДВ (01:06:50) «все знают что все плохо, доллар не стоит и гроша, банки грабят, у продавцов пистолет под прилавком, отморозки бегают по улицам и никто не знает что делать, и конца этому не видно. Мы знаем, что этим воздухом невозможно дышать, а эту еду невозможно есть. А мы сидим и смотри телек, как какой-то местный диктор в новостях рассказывает что сегодня было 15 убийств и 63 ограбления, и типа так и должно быть. Мы знаем, что все плохо, хуже чем плохо. Они с ума сошли. Все с ума сходят. Мы никуда уже не ходим. Мы сидим дома, а мир в котором мы живем, становится все меньше. И все о чем мы просим: Пожалуйста, оставьте нас в покое в наших комнатах. Оставьте мне мой тостер, мой телек, мой фен для волос, мои литые диски. Я ничего не скажу, только не трогайте меня».
Вторая часть послания: «А я буду вас трогать. Я хочу, чтобы вы сошли с ума. (изображение исчезает) Мне ненадо, чтобы вы протестовали, мне не надо, чтобы вы бунтовали (изображение появляется) я не прошу вас писать вашему депутату. Я не знаю, что там положено писать, я ничего не знаю о депрессиях, инфляциях, бюджетах, русских, преступности. Все что я знаю: вы должны сойти с ума. Вы должны сказать: Я человек, черт возьми. Моя жизнь чего-то стоит»

Эта эмоциональная вставка из фильма Network (1976) содействует установлению негативного отношения к Цели (В)-телевидению, стремящемуся свести нас с ума.

А темный экран в момент произнесения фразы: «Мне не надо, чтобы вы протестовали, мне не надо, чтобы вы бунтовали» усиливает эффект, и внедряет призыв к бунтам. Частица «не» подсознанием выкидывается, и зритель получает очередную порцию внушения. Даже если бы в этот момент на экране были лица слушателей, или другая картинка, вместо пустого экрана, мы бы имели описанное эриксоновским гипнозом, негативное парадоксальное внушение. Черный экран же усиливает этот эффект.


5) Преодоление сопротивления

«Сопротивление — явление в поведении пациента, с которым сталкивается каждый психотерапевт, независимо от того, в какой психотерапевтической технике он работает…
Сопротивление — естественная сознательная и бессознательная реакция пациента на изменение его внешнего и внутреннего мира. Подобная реакция в большой степени является защитной». Гордеев М. Н. «Гипноз. Практическое руководство»


Для преодоления сопротивления рекомендуются разные методы. Мы будем говорить о тех, которые используются в фильме.

«Попытки ругать, клеймить своего оппонента — не самое лучшее поведение для психотерапевта, поскольку сопротивление следует принять как реальность, которая существует»


Поэтому в первой части, при формировании негативного отношения к Цели (А) (христианству) испльзуются примирительные слова: ДВ (00: 33: 48) «Мы не злобы ради это говорим. Ради фактов. Мы не хотим никого обижать. Мы хотим узнать, что же было в действительности с научной точки зрения» 

Во второй части фильма используются уже другие методы. Формирование негатива к Цели (В) происходит без смягчающих установок. Для преодоления сопротивления используются методы фиксации внимания, нарушение стереотипа, перегрузка сознания, использование противоположностей.


«Фиксация внимания. Внимание пациента фиксируется на какой-то точке вовне или на ощущении внутри его, часто для этого нужно найти некий смысл, чтобы мотивировать человека на старательную фиксацию. Если вам удалось получить нужный эффект, перенаправляйте фокус внимания на внутренний мир, заботы пациента и развивайте полученный транс.

Дезактуализация сознания через создание замешательства
Для создания замешательства существуют две основные идеи: нарушение стереотипа и перегрузка сознания…. Перегрузка сознания достигается сообщением клиенту избытка информации, желательно запутанной. В русском языке такой процесс называется «забалтыванием». Можно использовать категории пространства, времени, события жизни и т. д., путая глагольные времена, падежные окончания.

Использование противоположностей
Сопротивление можно использовать, поддерживая его, играя на противоположностях. Мы принимаем сопротивление как факт, присоединяемся к нему и переходим к ведению.
Например, фраза: «И чем дольше открыты ваши глаза, тем может сильнее становиться напряжение в них, и тем легче векам будет закрыть их». Гордеев М. Н. «Гипноз. Практическое руководство».


Наращивая поток информации ДВ ведет к преодолению сопротивления методом перегрузки сознания новой, изменяющей стереотипы, информацией. Сознание перегружается также и изображениями страшных сцен и возможных угроз. Комментарии иногда запутаны.

Например рассмотренное ранее: «и пока вы не будете готовы увидеть правду…то рано или поздно вы поймете», или неожиданный логический переход «безумного телевизионщика»: «Все что я знаю: вы должны сойти с ума. Вы должны сказать: Я человек, черт возьми. Моя жизнь чего-то стоит». 

Использование противоположностей
Вся телевизионная картинка второй части, говорящая о терактах, террористах, правительственном заговоре — это послание, адресованное сознанию. И оно вступает в конфликт с посланием, которое обращено к его же подсознанию. 

Послание для сознания: Правительство создало миф о 11 сентября, и само организовало теракт.
Послание для подсознания: Они хотят, чтобы я сошел с ума! Телевидение врет! 

А так как сообщение для сознания исходит из телевизора, то возникает конфликт, усиливающий эффект перегрузки. Что в конечном итоге приводит к преодолению сопротивления зрителя, и большей эффективности гипнотических интервенций.


Третья часть фильма «Люди за занавесом»

Ее предваряет речь президента Кеннеди о заговоре и о необходимости противостоять ему.
Попытаемся и здесь отследить скрытые гипнотические методы и закладываемые послания.

После формирования негативного отношение к цели (В) (телевидению), можно давать любую, даже правдивую и легко проверяемую информацию, чтобы потом представить это телевизионной выдумкой.

Квинтэссенцией отождествления Целей (А) и (В) становится эмоциональный ролик, вставка из фильма Network (01:39:32). Напомним: в черном помещении — то ли церкви, то ли теле-студии, — в свете прожекторов и телекамер перед зрителями или паствой ходит телеведущий или проповедник и весьма эмоционально обращается к собравшимся.

Этот эпизод вставлен после долгого рассказа про ФРС, доллар, Рокфеллеров, войны. И призван эмоционально встряхнуть перегруженного цифрами и фактами зрителя, и убедить его, что все сказанное ранее — всего лишь очередной миф, созданный условным врагом. Этот враг одновременно — и христианство, и телевидение! Достигается эффект слияния целей (А) и (В) следующим образом:

Теле-пастор появляется с поднятыми руками на фоне витража, который у многих ассоциируется с церковью. Однако, кругом камеры, свет софитов, и сидящие зрители, как будто это ток-шоу. Телеведущий-пастор называет «телевизор» — «их Евангелием», что еще больше смешивает Цели (А) и (В) на уровне подсознания.

Обратите внимание, как в контексте всего вышесказанного работает данная умелая вставка: логика воспримет сюжет, как речь проповедника, возмущенного зомбированием обывателей, а подсознание — как саморазоблачение церкви и (или) телевидения.
ДВ (01:39:32): «У нас большие проблемы. Потому что вы и 62 миллиона американцев слушаете меня сейчас. Потому что меньше 3% из вас читают книги, потому что меньше 15% из вас читают газеты, потому что правда для вас это то, что дает вам этот ящик. Сегодня живет целое поколение, которое все что знает, получает из этого ящика. Этот ящик — их Евангелие, божественное откровение. Этот ящик делает и свергает президентов, римских пап и премьер-министров. Этот ящик страшная дьявольская сила в этом безбожном мире. И горе нам если он попадает в руки не тех людей
(позирует на камеру в кадре)
И когда крупнейшая корпорация в мире контролирует самую жуткую дьявольскую пропагандистскую машину во всем этом безбожном мире. Кто знает какую хрень они впарят вам в качестве правды. Слушайте меня… слушайте меня
(стоит на фоне витража)
Телевизор — это неправда. Телевизор это, блин, парк развлечений, телевизор это цирк, карнавал, шапито с акробатами, предсказателями, танцорами, певцами, клоунами, жонглерами, укротителями львов и футболистами.Мы убиваем вашу скуку за деньги, а вы сидите там… день за днем… и даже ночью…любого возраста, цвета кожи и вероисповедания. Мы всё что вы знаете, и вы начинаете верить в те иллюзии, которые мы тут раскручиваем. Вы верите, что реальность — это ящик, а не ваша жизнь. Вы делаете все что ящик говорит вам. Вы одеваетесь как в ящике, едите то что в ящике, растите детей как в ящике
(снова показывают снимающую камеру)
И даже думаете, как этот ящик. Это массовое помешательство. Вы маньяки. Ради Бога. Вы — это реальность. Мы — иллюзия! (показывает на себя двумя руками)

Надо сказать, что в оригинале, использовано слово не "ящик" (box,case,trunk и т.п.) а "tube", которое в отличие от русского слова "ящик" может иметь значение как существительного (телевидение, труба), так и глагола: (заключать в трубу, придавать трубчатую форму).

Использование термина «ящик» (tube) вместо термина «телевизор», позволяет подсознанию перевести сказанное о телевидении, на церковь. И, таким образом, все сказанное отнести к христианству и саморазоблачению проповедника. Особенно если подсознание американца воспримет его как глагол (заключать в трубу, ограничивать, замкнуться в своей церковной общине и т.п.)

Попробуйте прочесть тот же текст и заменить слово «ящик» на слово «церковь». Подсознание же делает это без участия логики, при просмотре данного, специальным образом, гениально выстроенного сюжета.


Конечно, можно сказать, что это лишь эпизод из реального фильма, и авторы ДВ не имели к нему никакого отношения, только использовали для иллюстрации. Хорошо. Значит создатели фильма Network (1976) и "Дух Времени" имели одинаковые цели — смешать телевидение и церковь в одно лживое и порочное образование. У них это получилось. Отличный гипнотический прием.

Вслед за этим выступлением идет череда телевизионных заставок и изображение Христа с комментарием про«призрачные иллюзии» и «дух времени» (01:41:40), чтобы зритель закрепил пройденный материал.

Дальнейшие тексты, обращенные к сознанию, выглядят как насмешка: «Опять эти из ящика (или из церкви) пытаются нам что-то рассказать про мировое правительство, чипизацию (антихриста, и метки на лоб и руку)»

Оканчивается повествование о грядущей всеобщей чипизации «странной» фразой:
ДВ (01:49:20) «Такой образ мира нам заготовлен, если вы раскроете глаза чтобы видеть». И подсознание понимает выход: не надо раскрывать глаза, и ничего не произойдет! А попросту надо принять уже ранее прошедшие интервенции (внушения): «по ящику и в церкви врут, и хотят свести меня с ума».

6) Завершение сеанса.
Завершается сеанс эриксоновского гипноза переориентацией. То есть, зрителя надо вернуть в нормальное до-трансовое состояние.
Для этого в фильме снова начинают показывать успокаивающие картины: солнышко, пустой экран с плавающим огоньком, глаза, меняющие цвет. Звучит приятная музыка. Слова о любви: «когда власть любви превзойдет любовь к власти — настанет мир не земле» …«это выбор между страхом и любовью».

«Когда терапевтическая работа закончена, наступает время вернуть человека в настоящее состояние, в настоящее время. Для переориентации мы используем процедуры, прямо противоположные тем, с помощью которых погружали пациента в транс. Мы привлекаем его внимание к наибольшему числу явлений во внешнем мире — к звукам, которые раздаются в комнате, к свету, который пробивается через закрытые веки, напоминаем ему о том, что его ждет в жизни.
Параллельно с переориентацией мы даем постгипнотические внушения, то есть внушения на период после завершения гипнотического сеанса… Следует помнить, что, когда пациент открыл глаза и делает вид, что он вернулся в бодрствующее состояние, на самом деле он находится в неком промежуточном состоянии, из которого его легко вновь погрузить в транс, что иногда используется. В подобном положении ему легко давать внушения, причем они могут быть достаточно прямыми, директивными, поскольку в данный момент у пациента снижен контроль — ведь он считает, что терапевтический процесс закончился» Гордеев М. Н. «Гипноз. Практическое руководство»


В конце идет серия, казалось бы, бессмысленных, и мало связанных с контекстом фильма, комментариев. Одновременно осуществляется переориентация сознания зрителя при помощи цвета и музыки.
Смысл комментариев сводится к тому, что «мы сильные», «я играл не в ту игру», «все — одно», «различий между людьми нет», «жизнь — это всего лишь аттракцион, и мы можем все изменить».
Ну и финальная точка, как постгипнотическое внушение или внушение на период после завершения сеанса: «The Revolution is Now»!

Против чего революция? Если следовать логике фильма: против мирового правительства, религии и банкиров. А на самом деле? На протяжении всего фильма у зрителя подсознательно формировалась единая установка:церковь и телевидение — врут и хотят свести меня с ума! Они пытаются управлять мной! 

ДВ (01:49:58) даже конкретизируются проблемные участки: «религия (показан крест — то есть христианство),патриотизм, национальность (изображение секты Ку-клукс-клан), богатство, классы, и любая другая придуманная форма разделения людей» Из всех этих целей только устранение религии и классов может послужить причиной для революции. Ну и конечно «богатство» если его понимать не в своем кармане, а в чужом. То есть, ДВ дает подсознательные установки необходимости повторения «Октября 1917го».

Характерно, что когда в финале земной шар избавляется от решетки, этот взрыв доли секунды фиксирует изображение исчезающего с его поверхности креста. При всей не явности для логики — это более чем определенный посыл подсознанию.

Кому и зачем это нужно? Думаю, каждый сможет сам ответить на этот вопрос.