| ||
Главная » Православная библиотека » Б » Болотов Василий Васильевич |
Книг в разделе: 6 на странице: 1-6 | Авторы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я [?] по имени ищем:святых и монахов(епископов); по фамилии-священников, мирян |
Сортировать по: Дате · Названию · Комментариям · Загрузкам · Просмотрам | -- |
"Лекции по истории Древней Церкви, первый том. Введение в церковную историю" Василия Болотова, великого православного историка, умевшего совмещать научную объективность, верность Преданию и философский дар. В истории Болотов усматривал «голос церкви, рассеянный не только в пространстве, но и во времени,- голос ничем не заменимый, который всегда и повсюду составлял предмет веры для всех». Болотовские "Лекции по истории Древней Церкви" - блестящий труд, классика церковной историографии, возможно лучший по своей теме (хотя прошел уже век после их чтения). "Лекции по истории Древней Церкви. Введение в церковную историю" содержат необходимые сведения для начала изучения церковной истории: предварительные понятия. вспомогательные науки, источники, историография.
Церковь земная и небесная |Просмотров: 1618 | |
|
"Лекции по истории Древней Церкви, первый том. Введение в церковную историю" Василия Болотова, великого православного историка, умевшего совмещать научную объективность, верность Преданию и философский дар. В истории Болотов усматривал «голос церкви, рассеянный не только в пространстве, но и во времени,- голос ничем не заменимый, который всегда и повсюду составлял предмет веры для всех». Болотовские "Лекции по истории Древней Церкви" - блестящий труд, классика церковной историографии, возможно лучший по своей теме (хотя прошел уже век после их чтения). "Лекции по истории Древней Церкви. Введение в церковную историю" содержат необходимые сведения для начала изучения церковной истории: предварительные понятия. вспомогательные науки, источники, историография.
Церковь земная и небесная |Просмотров: 1614 | |
|
Сочинение В.Болотова «Учение Оригена о Святой Троице» «по сей день остается лучшим изложением тринитарных взглядов Оригена, ни в чем не превзойденным позднейшими исследованиями» (Флоровский Г., прот. Догмат и история. М., 1998. С. 84). В 1-м отделе излагается церковные и внецерковные формы учения о Св. Троице до нач. III в. и возможное влияние на них современного им философского учения о первом и втором началах. Затем автор раскрывает учение Оригена, отмечая, что его исчерпывающее понимание осложнено утратой греческого подлинника сочинения «О началах» и неточностью латинского перевода этого и других произведений Оригена, сделанных Руфином и блж. Иеронимом. Одной из важных заслуг Оригена в богословской мысли и едва ли не самым блестящим пунктом в его учении о Св. Троице Болотов считает мысль о том, что «рождение Сына есть акт не только предвечный, но и всегда настоящий». Однако Болотов отмечает, что уже в суждениях Оригена о Боге Отце содержатся положения, предполагающие субординационизм в представлении о Сыне (в частности, определение природы Отца как нерожденной или неоплатонически окрашенный акцент на сверхсущносности Первого Лица Св. Троицы). К учению о рождении Сына Божия из существа Отца (утвержденному затем авторитетом Вселенского I Собора) Ориген относился полемически, причем высказывался «не против неправильных выводов только, но и против самого выражения «рождение из существа»». Односторонность такого взгляда, по мнению Болотова, состояла в том, что Ориген видел «в этом учении только попытку объяснить образ рождения Сына от Отца». Как показывает Болотов, невозможность «единосущия» в системе Оригена связана с отсутствием у него строгого различения между существом и ипостасью. В полемике с гностиками, согласно Блотову, отрицательное отношение Оригена к понятию единосущия Отца и Сына кристаллизуется настолько, что он высказывается «в смысле решительного субординационизма», отрицая равенство Отца и Сына по Божеству. Воззрения Оригена на бытие Третьего Лица Св. Троицы отличались неполнотой и неясностью. Заключительная часть диссертации посвящена исторической судьбе учения Оригена. Здесь автор высказывает мнение, что арианство и особенно полуарианство при всем отличии сближается по многим пунктам с воззрениями Оригена. Касаясь оригенистических споров IV-VI вв., Болотов утверждает, что причиной осуждения Оригена при имп. Юстиниане были не тринитарные взгляды, а его антропология, христология и эсхатология.
Богословие |Просмотров: 2433 | |
|
Церковнообрядовые разности во втором столетии / Болотов В.В.
В новозаветном Священном Писании нет отдела, подобного ветхозаветному обрядовому закону; оно уясняет только дух христианского богопочитания (Ин. 4, 23-24), определяет лишь то, каково должно быть внутреннее настроение молящегося (Мф. 6, 5-18), но предоставляет самим призванным к свободе (Гал. 5, 13) верующим установить внешние формы поклонения Отцу в духе и истине (С. 14).Но не у всех верующих религиозное настроение одинаково, и самая христианская истина в умах различных христиан принимает различные оттенки; а потому нет возможности создать такую обрядность, которая удовлетворила бы всех верующих всех времен и мест. Поэтому вполне естественно было то состояние церковной обрядности, в каком она находилась во II веке, когда практика не только поместных церквей, но даже каждой общины (прихода) отличалась своеобразными особенностями, а практика последней четверти века во многих пунктах разнилась от практики первой четверти.Отношение к этим обрядовым разностям некоторой части христианского общества положило между ними резкую, хотя и довольно произвольную, границу: между тем, как одни разности не были предметом споров, не возбуждали сомнения касательно законности их существования и почитались нормальными разновидностями христианской обрядности, другие, напротив, рассматривались как явления ненормальные, подлежащие отмене, и даже угрожали стать поводом к расколу.
Церковь земная и небесная |Просмотров: 1929 | |
|
Аналогия истории распространения христианства в России и историей распространения христианства в Римской империи / Болотов В Когда (в 866 г. по Рожд. Хр.) последовало первое обращение в Христианство Киевских князей и части русского народа; тогда разность в вероучении и практике между восточною и западною церквами была уже столь глубока и заметна, что отцы поместного Константинопольского собора были вынуждены произнести первую анафему против заблуждений, укоренившихся в западной церкви. Энциклика патриарха Фотия, которою он приглашал пастырей восточной церкви на этот собор, содержит в себе первое историческое известие о крещении русских славян
Церковь земная и небесная |Просмотров: 2431 | |
|
Лекции по истории древней Церкви / Болотов В.В. Лекции профессора В.В. Болотова (1853—1900) были изданы только после его смерти. Впервые работа издавалась в 4 томах, последний из которых вышел из печати уже в 1918 году. В лекциях рассмотрены важнейшие периоды становления христианства: его укрепление в Римской империи, развитие гностических систем, распространение по Европе. Работа подробнейшим образом описывает первые три века истории христианства.
Церковь земная и небесная |Просмотров: 2951 | |
|